- Учителю
- Методическая разработка литературной игры по роману Ф. М. Достоевского 'Преступление и наказание' (10 класс)
Методическая разработка литературной игры по роману Ф. М. Достоевского 'Преступление и наказание' (10 класс)
Урок-игра по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"
Цель урока:
обобщение и систематизация пройденного материала в форме игры.
Задачи:
1. образовательная
раскрыть образы главных героев романов, проанализировать и сопоставить их, выявить отличительные черты характеров, найти сходства и различия;
2. воспитательная
на примере ошибок героев воспитывать нравственные качества личности школьников и твёрдую жизненную позицию; повышать познавательную и творческую активность учащихся, прививать интерес к творчеству гениальных писателей II половины XIX века;
3. развивающая
развивать умение мгновенно отвечать на поставленные вопросы, доказывать свой ответ, опираясь на текст художественного произведения; формировать стремление высказывать собственное мнение, ориентироваться в необычных игровых ситуациях.
Оборудование:
1. портрет Ф.М. Достоевского
2. роман "Преступление и наказание"
3. иллюстрации к произведению
4. призы, грамоты.
Этапы игры
1. Организационный момент.
2. Основная часть.
3. Подведение итогов.
4. Вывод.
5. Церемония награждения.
Ход игры
Класс делится на 2 команды по 7 человек.
2 человека - жюри
4 человека- творческая группа
1 тур "Разминка"
За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Вопросы задаются поочередно каждой команде. Максимальное количество баллов - 10
1 . Первоначальное название романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".
Ответ. "Пьяненькие".
2. Год создания шедевра.
Ответ. 1866 год.
3. В каком журнале появились первые главы гениального произведения?
Ответ. "Русский вестник".
4. Сколько частей в романе?
Ответ. Шесть частей и эпилог.
5. Можно ли считать данное произведение детективом?
Ответ. Нет, потому что в романе главное не преступление, а его процесс и психологическое состояние главного героя после убийства; это роман о "вечных" вопросах, нравственном законе и тайнах человеческой души.
6. Какова цветовая гамма повествования?
Ответ. По цветам своим роман чёрно-белый с гнилой петербургской желтизной, самое яркое пятно в нём - кровь.
7. Любимое слово Ф.М. Достоевского, которое в романе встречается более пятисот раз. ("Вдруг").
8. Сколько лет было Раскольникову в начале романа? (23-24 года).
9. К какому сословию принадлежал главный герой? (Дворянин).
10. Какую профессию должен был он получить, если бы окончил университет? (Юрист).
11. Как называл Родион Алёну Ивановну? ("Зловредная вошь").
12. Куда спрятал Раскольников краденые вещи и деньги? (Сначала в каморке под обои, затем под камень в глухом, пустынном дворе).
13. Почему после убийства он не воспользовался награбленным? (Деньги не являлись целью преступления).
14. Кого обвинили в преступном деянии? (Маляра Миколку).
15. От чего умерла Катерина Ивановна, жена Мармеладова? (От чахотки).
16. Что советует Соня сделать Раскольникову, чтобы искупить великую вину? ("…Стань на перекрёстке, поклонись, поцелуй землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем, вслух: "Я убил!").
17. Какой предмет, символ страдания, она подарила ему? (Нательный кипарисовый крест).
18. На сколько лет был осуждён теоретик-убийца за совершённое преступление? (На 8 лет каторги в Сибири).
19. В какое время года происходят события, описанные в романе «Преступление и наказание»? (лето)
20. Назовите имя следователя, ведущего с Раскольниковым психологические поединки. (Порфирий Петрович)
2 тур «Портретная галерея»
За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Капитан команды выбирает карточки с заданием. Максимальное количество баллов - 6
Время на обсуждение - 1 минута.
1. Она «… была замечательно хороша собою - высокая, удивительно стройная, сильная, самоуверенная - что высказывалось во всяком жесте её и что, впрочем, нисколько не отнимало у её движений мягкости и грациозности. Волосы у неё были тёмно-русые, глаза почти чёрные, сверкающие, гордые и в то же время иногда минутами необыкновенно добрые. … Лицо её сияло свежестью и здоровьем».
Дуня
2. «Это был человек лет уже за 50, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большою лысиной, с отёкшим от постоянного пьянства жёлтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щёлочки, но одушевлённые красноватые глазки. Но что-то было в нём странное: во взгляде его светилась как будто даже восторженность, - пожалуй, был и смысл, и ум, - но в то же время мелькало как будто и безумие».
Мармеладов
3. «Это была скромно и даже бедно одетая девушка, очень ещё молоденькая, почти похожая на девочку, с скромною и приличною манерой, с ясным, но как будто несколько запуганным лицом. На ней было простенькое домашнее платьице, на голове старая, прежнего фасона шляпка; только в руках был, по-вчерашнему, зонтик ».
Соня
4. «Это был человек лет пятидесяти, росту повыше среднего, дородный, с широкими и крутыми плечами, что придавало ему несколько сутуловатый вид. Был он щегольски и комфортно одет и смотрел осанистым барином. В руках его была красивая трость …, а руки были в свежих перчатках. Широкое, скуластое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский. Волосы его, ещё очень густые, были совсем белокурые и чуть-чуть разве с проседью, густая борода, спускавшаяся лопатой, была ещё светлее … волос. Глаза его были голубые и смотрели холодно, пристально и вдумчиво…»
Свидригайлов
5. «Лицо её всё ещё сохраняло в себе остатки прежней красоты, и к тому же она казалась гораздо моложе своих лет, что бывает почти всегда с женщинами, сохранившими ясность духа, свежесть впечатлений и честный, чистый жар сердца до старости. < … > Волосы её уже начинали седеть и редеть, маленькие лучистые морщинки уже давно появились около глаз, щёки впали и высохли от заботы и горя, и всё-таки это лицо было прекрасно».
Пульхерия Александровна
6. «… Он был замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, тёмно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен…
Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днём выходить в таких лохмотьях на улицу»
Раскольников
7. «Это был необыкновенно весёлый и сообщительный парень, добрый до простоты. Впрочем, за этой простотой таились и глубина, и достоинство… Наружность его была выразительная - высокий, худой, всегда худо выбритый, черноволосый. Иногда он буянил и слыл за силача».
Разумихин
8. «Это был господин немолодых уже лет, чопорный, осанистый, с осторожною и брюзгливою физиономией, который начал тем, что остановился в дверях, озираясь кругом с обидно-нескрываемым удивлением и как будто спрашивая взглядами: "Куда это я попал?" Недоверчиво и даже с аффектацией некоторого испуга, чуть ли даже не оскорбления, озирал он тесную и низкую каморку».
Лужин
9. «Это была ужасно похудевшая женщина, тонкая, довольно высокая и стройная, ещё с прекрасными тёмно-русыми волосами и … с раскрасневшимися до пятен щеками. Она ходила взад и вперёд, сжав руки на груди, с запёкшимися губами и неровно, прерывисто дышала. Глаза её блестели, как в лихорадке, но взгляд был резок и неподвижен».
Катерина Ивановна
10. «Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, тёмно-жёлтого, но довольно бодрое и даже насмешливое. Оно было бы даже и добродушное, если бы не мешало выражение глаз, с каким-то жидким водянистым блеском, прикрытых белыми, моргающими, точно подмигивая кому, ресницами. Взгляд этих глаз как-то странно не гармонировал со всею фигурой, имевшею в себе даже что-то бабье, и придавал ей нечто гораздо более серьёзное, чем с первого раза можно было от неё ожидать».
Пристав Порфирий Петрович
11. «Это была крошечная сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы её были жирно смазаны маслом. На её тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпьё, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрёпанная и пожелтевшая меховая кацавейка»
Старуха-процентщица
12. Девица, и собой ужасно нескладная, росту замечательно высокого, с длинными, как будто вывернутыми ножищами, всегда в стоптанных козловых башмаках, и держала себя чистоплотно... Смуглая такая, точно солдат переряженный... У неё такое доброе лицо и глаза... А улыбка у ней даже очень хорошая.
Лизавета
3 тур «Я расскажу вам о себе»
Капитану команды надо выбрать 2 карточки с заданием. На обсуждение отводится 2 минуты. 2 представителя от каждой команды выходят и отвечают на вопросы. За каждый правильный и полный ответ по образу романа команда получает 1 балл. Максимальное количество баллов - 18.
Соня
1. Ваше полное имя
2. Какое образование вы получили?
3. Назовите имя вашей близкой знакомой, с которой вы читали Библию.
4. Когда вы решились пойти по «желтому билету», с чем было связано ваше решение?
5. С какой целью вы впервые пришли к Раскольникову?
6. Какую сцену из Евангелия попросил прочитать вас Раскольников?
7. В чем обвинил вас господин Лужин? Когда это случилось?
8. Кто оказался вашим соседом в квартире, в который вы снимали комнату?
9. Чем вы занимались в Сибири, сопровождая арестанта Раскольникова?
Дуня
1. Ваше полное имя.
2. Чем вы зарабатывали на жизнь до приезда в Петербург?
3. Что вам по завещанию оставила Марфа Петровна Свидригайлова?
4. За кого вы собирались выйти замуж и почему?
5. Что вы сделали первым делом по приезду в Петербург?
6. Что невыполнимое для вас от вас потребовал господин Лужин?
7. Зачем вы отправились на встречу со Свидригайловым?
8. Назовите предмет, который Вы взяли с собой на встречу с господином Свидригайловым.
9. Назовите человека, который стал вашим мужем.
Свидригайлов
1. Ваше полное имя
2. Что является вашей главной страстью?
3. В каких преступлениях вас обвиняют?
4. Как вы представляете себе вечность?
5. Перечислите ваши добрые дела.
6. Откуда у вас пистолет, из которого вы застрелились?
7. В какой странности, происходящей с вами, вы признаетесь Раскольникову?
8. Ваше отношение к Дуне. На что вы надеялись?
9. Как вы относитесь к господину Лужину? Почему?
Лужин
1. Ваше полное имя
2. Ваши требования к будущей жене.
3. От кого вы узнали о своей будущей невесте?
4. Чем вы помогли при переезде вашей будущей жене и ее матери?
5. С какой целью вы приехали в Петербург?
6. Что ожидали вы от Раскольникова, придя к нему знакомиться?
7. Расскажите об Вашей экономической теории.
8. После решительного отказа, полученного от Дуни в Петербурге, вы корите себя за промах в отношениях с ней. В чём вы видите этот промах?
9. В краже какой суммы денег вы обвинили Соню? Кстати, куда вы их подкинули?
4 тур «Кто произносит фразу?»
За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Вопросы задаются поочередно каждой команде. Максимальное количество баллов - 7
1. «Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти»
2. «Чем более в обществе устроенных частных дел…, тем более для него твердых оснований и тем более устраивается в нем и общее дело»
3. «Мы одного поля ягоды»
4. «Если мне, например, до сих пор говорили: «возлюби», и я возлюблял, то что из того выходило? Выходило то, что я рвал кафтан пополам, делился с ближним, и оба мы оставались наполовину голы, по русской пословице: «Пойдешь за несколькими зайцами разом, и ни одного не достигнешь». Наука же говорит: возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано.
5. «Это человек-то вошь!»
6. «Какой колодезь, однако ж сумели выкопать! И пользуются. Вот ведь пользуются же и привыкли. Поплакали и привыкли. Ко всему-то подлец человек привыкает!»
(кто и о ком)
7. «Понимаю, какие вопросы в ходу: нравственные, что ли? Вопросы гражданина и человека? А вы их побоку, зачем они вам теперь-то? Хе-хе затем, что все еще и гражданин и человек? А коли так, что соваться не надо было, нечего не за свое дело браться. Ну, застрелитесь; что, аль не хочется?»
(кто и кому)
8. «Поди на перекресток, поклонись народу, поцелуй землю, потому что ты и перед ней согрешил, и скажи всему миру вслух: «Я убийца!»
9. Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею!
10. Нам вот все представляется вечность как идея, которую понять нельзя, что-то огромное, огромное! Да почему же непременно огромное? И вдруг, вместо всего этого, представьте себе, будет там одна комнатка, эдак вроде деревенской бани, закоптелая, а по всем углам пауки, и вот и вся вечность…
11. Муж ничем не должен быть обязан своей жене, гораздо лучше, если жена считает мужа за своего благодетеля.
12. Власть даётся только тому, кто посмеет наклониться и взять её. Тут одно только, одно: стоит только посметь!
13. Всяк об себе сам промышляет и всех веселей тот и живёт, кто всех лучше себя сумеет надуть.
14. «Я не тебе поклонился, я всему страдающему человечеству поклонился».
5 тур «Идём в гости»
Капитану команды надо выбрать 3 карточки с заданием. На обсуждение отводится 1 минута. Представители от каждой команды выходят и отвечают на вопросы. За каждый правильный и полный ответ по образу романа команда получает 1 балл. Максимальное количество баллов - 3
(1)
«Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы. На самом верху, была отворена. Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Все было разбросано и в беспорядке, в особенности разное детское тряпье. Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помещалась кровать. В самой же комнате было всего только два стула и клеенчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый кухонный сосновый стол, некрашеный и ничем не покрытый. На краю стола стоял догоравший сальный огарок в железном подсвечнике. Выходило, что ………… помещался в особой комнате, а не в углу, но комната его была проходная»
(2)
«Небольшая комната… с желтыми обоями и кисейными занавесками на окнах… Мебель, вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана.., круглого стола.., туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам да двух-трех грошовых картинок в желтых рамках…»
(3)
«Это была большая комната, но чрезвычайно низкая… комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое…Во все этой большой комнате почти совсем не было мебели…Желтенькие, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам; должно быть, здесь бывало сыро и угарно зимой. Бедность была видимая; даже у кровати не было занавесок»
(4)
….нумер, душный и тесный… Это была клетушка до того маленькая, что даже почти не под рост …………; в одно окно; постель очень грязная… Стены имели вид как бы сколоченных из досок с обшарканными обоями, до того пыльными и изодранными, что цвет их (желтый) угадать еще можно было, но рисунка уже нельзя было распознать никакого».
(5)
«Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко….»
(6)
Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру.
6 тур «Иллюстраторы»
Задача: показать весь путь Раскольникова от преступления к раскаянию в иллюстрациях и защитить их.
Примечание: задание даётся группе учащихся в самом начале игры. Защита иллюстраций проходит, пока команды составляют синквейны.
Максимальное количество баллов - 10
Яркость - 2
Оригинальность- 2
Соответствие сюжету романа-2
Отражение авторской мысли-2
Доказательность-2
7 тур «Минутка для творчества»
Составить 3 синквейна по роману
Синквейн - это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка - одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка - два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка - три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка - фраза, несущая определенный смысл.
5 строка - заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.
Пример синквейна на тему жизни:
Жизнь.
Активная, бурная.
Воспитывает, развивает, учит.
Дает возможность реализовать себя.
Искусство.
Максимальное количество баллов - 15 (за каждый синквейн по 5 баллов, если…)
Отражение авторской мысли
Соответствие требованиям синквейна
Оригинальность
Приложение:
-
Город
-
Мрачный, устрашающий
-
Давит, душит, убивает
-
Толкает на убийство
-
Преступник
-
Город
-
Пыльный, омерзительный
-
Воняет, спешит, раздражает
-
«Всюду стояла летняя пыль и вонь, знакомые каждому петербуржцу»
-
Сумасшествие
-
Наказание
-
Справедливое, тяжкое
-
Мучает, заставляет страдать, отторгает
-
Подавляет, уничтожает человека
-
Мука
-
Роман
-
Гениальный,психологический
-
Учит, пророчествует,предостерегает
-
«Человек есть тайна…»
-
Открытие
-
Соня
-
Несчастная, отзывчивая
-
Сострадает, жалеет, понимает
-
Верный друг,сестра милосердия
Добродетель
-
Соня
-
Грешная, святая
-
Любит, страдает, прощает
-
Достойна счастья
-
Пример
-
Преступление
-
Тайное, жестокое
-
Раздражает, мучает, терзает
-
«Подлинно разум меня оставляет…»
-
Отторженность
Подведение итогов игры. Награждение.