- Учителю
- Методическая разработка урока русского языка по теме Обособление определений и приложений
Методическая разработка урока русского языка по теме Обособление определений и приложений
Урок русского языка в 8 классе. УМК С.И.Львова
Разработала учитель Касимова Т.И.
Тема: Обособление определений и приложений
Цель урока:
-
повторить понятие-обособление, основные условия обособления определений и приложений;
-
отработать умения, связанные с постановкой знаков препинания при обособлении определений;
-
интонационно правильно произносить предложения с данными конструкциями, выразительно читать;
-
использовать обособление как средство выразительности в своих работах
-
Целеполагание. На сегодняшнем уроке мы продолжим изучать тему «Обособление определений и приложений». Исходя из формулировки темы, попробуйте определить цели данного урока.
</<font face="Times New Roman, serif">(Мы должны повторить понятие-обособление, основные условия обособления определений и приложений; отработать умения, связанные с постановкой знаков препинания при обособлении определений; интонационно правильно произносить предложения с данными конструкциями, выразительно читать; научиться в своем высказывании-письменном и устном - использовать обособление как средство выразительности).
-
Актуализация знаний. Беседа:
-
Что значит обособление? Каков лингвистический смысл этого слова? Что такое обособление? (Смысловое и интонационное выделение второстепенных членов с целью придать им некоторую синтаксическую самостоятельность).
-
Какова их роль в предложении? (Они уточняют высказанную мысль, конкретизируют описание действия, дают углубленную характеристику лицу или предмету, вносят в предложение экспрессивную окраску).
-
Назовите условия обособления, приведите пример из учебника, соответствующий данному виду обособления.
-
Мотивация учебной деятельности
-
Попробуйте сравнить отрывок из « Песни о Соколе» Горького, насыщенный обособленными членами предложения с записью, лишенной этих конструкций
-
Какое главное средство выразительности пронизывает текст? (Олицетворение: словесное описание картины ночного моря очень выразительно: оно богато олицетворениями: море спит, уснуло, лениво; метафора: ткань облаков; аллитерация: золотые узоры звезд - фонетическое средство выразительности. Все это создает ясную, выразительную картину ночного моря).
-
Что вы можете сказать о другой записи? (Текст стал блеклым, невыразительным, он потускнел, потерял смысл и интонационную выразительность, художественное очарование).
-
Формирование новых знаний, умений, навыков.
-
Работа с картиной И.К.Айвазовского «Лунная ночь. Купальня в Феодосии».
-
Можно ли это произведение живописи рассматривать как иллюстрацию прочитанного вами отрывка?
-
По картине составьте и запишите 2-3 предложения с согласованными обособленными определениями.
(Картина выражает состояние покоя, умиротворенности, мягкого движения волны. Мы видим протянувшуюся по водной глади лунную дорожку, мягкий оранжевый свет, как будто бы пролитый луной по морской глади, золотистые блестки лунного света. Море величаво спокойно, в его ночном дыхании скрыто много сдержанной силы)
-
С каким средством выразительности связаны ваши обособления?. Выразительное чтение составленных предложений.
Слайд «Девятый вал»
И.К.Айвазовский - известный художник - маринист.
-
Лексическая работа.
-
Кто такой маринист?
Марина-картина, изображающая морской пейзаж.
-
Какие слова, связанные с этим корнем вы можете вспомнить? (Женское имя- Марина. Подводная лодка -субмарина (суб- под), аквамарин- драгоценный камень цвета морской волны. Кажется, если вглядеться в аквамарин, то увидишь тихое море. В прозрачной его глубине есть оттенки мягкого зеленоватого цвета и бледной синевы).
-
Слово учителя
Художник Айвазовский - мастер морского пейзажа. Он говорил: «Море-это моя жизнь». Страстная любовь к морю, способность передать его дыхание и волнение - вот источник притягательной силы его картин.
В его картинах - все, связанное с морем: и огненные закаты, и светозарные восходы, и колдовство лунных ночей, неистовство бурь. На его картинах мы можем увидеть, как нежная волна набегает на берег, сквозь кружево ее пены виден прибрежный песок. Художник создал исчерпывающую энциклопедию кораблекрушений на море. Создавая кораблекрушения, он вспоминает и свое путешествие из Англии в Испанию. В Бискайском заливе корабль попал в жестокую бурю. Все обезумели от страха. Художник держался рядом с капитаном, он тоже испытал чувство отчаяния, но вместе с тем его не покидала способность любоваться прекрасной грозной стихией. Тогда руки его потянулись к палитре. Самая знаменитая картина - «Девятый вал». Грядет девятый вал - самая грозная, самая разрушительная, самая мощная волна, по бытующему в народе преданию. Мы видим обломок потерпевшего крушение корабля, спасшихся на нем людей. Тьма ночи уже прорезана светом солнечных лучей, и может быть, светом надежды. И может быть, отчаянная воля к спасению победит разбушевавшийся океан.
Какой страшный и своевольный может быть разбушевавшаяся стихия, Айвазовский показал на картине «Буря на Черном море».
-
Какое задание предлагает нам текст упр.482?
4. Сочинение-миниатюра.
1) Прочитать текст упр.482. Как вы думаете, какая самая актуальная для нашего урока орфограмма заложена в тексте?
(-Н- и -НН- в суфф. страд. причастий: выпишем эти причастия, запишем их поморфемно, сформулируем правильно)
2) Сочинение- миниатюра или составление предложений на основе лексического материала, предложенного для описания картины.
3) Взаимопроверка
-
Переход к понятию «Синтаксические синонимы»
На доске записаны предложения для преобразования.
Исторический комментарий. Термин- обособление- был введен в 1914г. профессором Пешковским в работе «Русский синтаксис в научном освещении», а до этого ученые- лингвисты рассматривали обособление как «сокращение придаточного предложения». Это значит, что часто обособленные члены предложения тяготеют к придаточным в СПП.
О бурях, созданных Айвазовским, Ф.М. Достоевский писал: «Буря…Айвазовского изумительно хороша, как все его бури, и здесь он мастер-без соперников…». В его буре есть упоение, есть вечная красота, поражающая зрителя. (…х)…есть та вечная красота, которая поражает зрителя ( ), (которая …).
Перед нами синтаксические синонимы. В чем разница? (Придаточное более обстоятельно и полно передает содержание высказывания. Придаточный оборот отличается смысловой емкостью и лаконичностью).
-
Какова сфера употребления причастного оборота? (Причастный оборот больше соотнесен с книжными стилями речи).
-
Для чего нужна эта замена? (Чередование причастных оборотов с придаточными предложениями предупреждает неуместное синтаксическое однообразие).
-
Анализ-исследование поэтического текста
Слово учителя. Перед нами стихотворение второй половины 19 века С.Надсона, прожившего всего 26 лет. Выразительное чтение стихотворения «У моря». Образ моря занимает в творчестве поэта особое место. Именно рядом с морем, в Ялте, поэт пытался спастись от терзавшей его тяжелой болезни. Поэтому его морская лирика светла и в то же время обречена, как меняющееся день ото дня настроение поэта.
-
Каковы составляющие образа моря? Какой будет опорная лексика? (Туман, скалы, берег, даль, волны). Она традиционная для маринистической поэзии 19в. Но в каждом отдельном стихотворении она является собой неповторимый образ моря.
-
Какое чувство передано в стихотворении ? (Чувство восторга перед красотою моря).
-
С помощью каких художественных образов передано это чувство? Соотнесите ваши наблюдения с темой нашего урока. Выписываем средство выразительности и пример, фрагмент поэтического текста.
Сначала учащиеся работают в парах, потом объединяются в группы и делятся своими наблюдениями.
(Обособленные приложения: «он, этот зыбкий хрусталь», «сын края метелей…; антитеза: хмурая, бледная природа севера противопоставляется жемчужному, березовому морю; ритурические восклицания: «Так вот оно, море!». «А даль-то какая!» эпитеты; «тревожно» и «тяжко», хрусталь- «зыбкий» пена-«жемчужная», взоры- «усталые», природа- «хмурая и бледная»; обращение риторическое: «мерно шумящие воды»; анафора: «Как пылко, как жадно…», «Сын края метелей»- «Сын хмурой природы»; инверсия: «тревожно и тяжко взбегает…»; грация: он стонет, гразит, негодует…)
В стихах о море Надсон сумел предугадать и наметить образы, которые в дальнейшем будут развиты в творчестве других поэтов, например, созвучие с «Песней о Соколе» Горького и предчувствии символизма с его неразгаданной глубиной.
-
Рефлексия.
Кто из вас видел море? Поделитесь впечатлениями.
Подведение итогов урока
-
Домашнее задание: подбор примеров с обособленными определениями и приложениями из художественных текстов. Стихотворение В.Жуковского «Море» («Безумное море, лазурное море…»).