- Учителю
- ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В РОМАНЕ 'ВОЙНА И МИР'
ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В РОМАНЕ 'ВОЙНА И МИР'
Женские образы в романе. Красота «истинная» и «ложная». Наташа Ростова как идеал Л.Н. Толстого
Цель:
- продолжить знакомство учащихся с романом Л.Н. Толстого «Война и мир», дать характеристику женским образам романа, раскрыть глубину и своеобразие внутренней жизни героев;
- развивать аналитическое, критическое и ассоциативное мышление, память, речь;
- воспитывать гуманизм, патриотизм, духовность; формировать культуру чтения.
Ход урока
I. Организационный этап
II. Актуализация
…что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Н. Заболоцкий
1. Беседа
- Расскажите, какие стороны жизни Ростовых изображает Толстой в IV ч. II т?
- Что главное подчеркивает Толстой в жизни поместного дворянства?
Сцены охоты, святочных развлечений, поездку к дядюшке, сцены его пения и пения Наташи, домашний уклад жизни Ростовых. В их семье по-прежнему радушие, сердечность, чуткость, естественность, гостеприимство, чистота нравственного облика. Во всех сценах Толстой подчеркивает близость поместного дворянства к природе и простому народу. Именно это позволяет Толстому видеть в Ростовых положительных героев.
Важны для понимания характеров героев сцены в доме дядюшки (гл. 7). В пении дядюшки и танце Наташи сказывается их близость к народу, понимание русского духа и склада характера (но не как понимание нужд народа) - «Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, - эта графинечка…», «и в тетке, и в матери, во всяким русском человеке» (II т. IV ч., гл. 7). «Дядюшка пел так, как поет народ…»
Оттого и счастлива Наташа, что почувствовала свою кровную близость с народом. «А знаешь, - вдруг сказала она, я знаю, что никогда уже я не буду так счастлива, так спокойна, как теперь».
III. Формирование новых понятий и способов действия.
1. Беседа
Изображение любви в романе
- Другая тема, разрешение которой включено во II т. - это изображение любви героев. Не только главные герои: Андрей, Пьер, Наташа - переживают в это время чувство любви, но и второстепенные персонажи: Долохов, Денисов, Николай Ростов, Соня, Берг, Б. Друбецкой и др. Без любви нет жизни.
- Берг и Вера Ростова. Любит ли Берг Веру?
Дело не в материальном расчете (Берг мог найти невесту и богаче) и не только в стремлении породниться с графами. Берг по-своему любит Веру, потому что находит в ней родную душу. Любовь этих героев не возвышает их, она тоже идет не от сердца, потому что сердца-то и нет у Берга, или оно у него такое же аккуратное и сухое, как и он сам.
- Расскажите, что руководило отношениями Б. Друбецкого к Жюли Карагиной.
Примыкает к такому повороту темы любви в романе и история женитьбы Б. Трубецкого, на примере которого автор еще раз подчеркивает фальшь и корысть в отношениях людей света. Толстой показывает, чем руководствуются люди высшего общества, заключая браки (нижегородские леса, пензенские имения, а не любовь).
- В чем заключается прелесть страниц, посвященных началу любви Наташи Ростовой и князя Андрея?
Обаяние этой любви создает ее нравственная чистота. Князя Андрея привлекла в Наташе ее поэтичность, жизнелюбте, чистота, непосредственность. Заложенное в ней стремление к счастью будит силы других людей. Ее пение доставляет князю Андрею наслаждение, его поражает Наташина чуткость, умение угадывать чужое настроение, понимать все с полуслова. И Наташа полюбила князя Андрея, почувствовав его внутреннюю силу, благородство.
Слова князя Андрея: «Весь мир разделен для меня на две половины: одна - она, и там все счастье, надежда, свет; другая половина - все, где ее нет, там все уныло и темнота...» и Наташины: «...но такого со мной никогда не бывало» - убеждают в силе и серьезности их чувств.
- Как Толстой описывает возникновение и развитие этой любви?
В сцене бала мы чувствуем тончайшие переживания Наташи (т. II, ч. III, гл.16). Когда князь Андрей пригласил Наташу, ее улыбка как будто сказала ему: «Давно я ждала тебя».
Полон поэзии приезд князя Андрея в дом Ростовых после бала, то, как он слушает поющую Наташу и отвечает на вопрос, нравится ли ему ее пение. «Ему и в голову не приходило, чтобы он был влюблен в Ростову» (ч. III, гл. 19), но «вся жизнь его представлялась ему в новом свете».
Бережно-нежное выражение лица князя Андрея и яркий свет внутреннего огня у Наташи на вечере у Бергов - новая ступенька этой любви. Их объяснение, разговоры, отъезд князя Андрея - все это запоминается. Автор следит за всеми оттенками мыслей и чувств своих героев (ч. III, гл.21).
- Измена Наташи. Как вы объясняете и расцениваете этот поступок?
Велика сила раскаяния самой Наташи, тяжелы нравственные последствия ее измены для нее и других, велико горе, которое она причинила князю Андрею, но увлечение Наташи Анатолем идет не от испорченности ее натуры, а от молодости, переполненности жизнью и неопытности. Для нее это не привычная линия поведения, как для Элен, а ошибка, которую она скоро поймет, но не скоро себе простит.
Вывод: любовь занимает в жизни героев одно из важных мест, помогая лучшим из них понять и полюбить жизнь, найти свое место в ней. Настоящее чувство лишь то, которое свободно от расчетов, глубоко и искренне.
- Почему рушится «мир» (т. II)?
- Почему не находят своего счастья Андрей, Пьер, Наташа?
Во-первых, мир разрушает война, она не дает возможности спокойно и светло жить. Во-вторых, автор приводит героев к внутреннему кризису потому, что ни у одного из них пока еще нет единства с народом, у каждого цели свои и для себя. Никто из них пока еще не нашел сопряженности с общей жизнью народа. В поисках своего подлинного места в жизни и подлинного счастья герои пройдут Отечественную войну, многое переживут, поймут.
2. Аналитическая беседа
Женские образы в романе
- В романе «Война и мир» Толстой утверждает свои идеалы красоты и антикрасоты в женских образах. При большом количестве персонажей наиболее полно, всесторонне раскрывает образы Наташи Ростовой, княжны Марьи Болконской и Элен Курагиной. Поскольку всё познаётся в сравнении, нам даётся возможность узнать трёх совершенно разных женщин, их судьбы. Страница за страницей раскрываются перед нами три женских характера. Автор применяет скрытые и явные сравнения портретов, характеров и поступков своих героинь, словно давая нам возможность выбрать свои идеал женской красоты.
Образ Наташи Ростовой
Сущность ее жизни - любовь...
Л.Н. Толстой
- «Что такое Наташа Ростова? Когда критики, разбирая «Войну и мир», пытались дать ей характеристику, они каждый раз оказывались в положении Пьера Безухова, которого Марья Болконская просит рассказать о Наташе. «Я не знаю, как ответить на ваш вопрос, - говорит Пьер. - Я решительно не знаю, что это за девушка; я никак не могу анализировать ее. Она обворожительна. А отчего, я не знаю: вот все, что можно про нее сказать».
- А как бы вы ответили на этот вопрос? Что такое Наташа? Что главное в ее характере?
Главное в Наташе то, что она «переполнена жизнью» и заражает людей оптимизмом, спасает их от смерти, борется за их жизнь. Все, что делает Наташа, направлено на защиту и сохранение жизни.
Вспомним, как она борется за жизнь умирающего Болконского, «и доктор должен был признаться, что не ожидал от девицы ни такой твердости, ни такого искусства ходить за раненым».
Когда пришла весть о смерти Пети Ростова, весть, убившая старую графиню, «она [Наташа] не спала и не отходила от матери. Любовь Наташи, упорная, терпеливая, не как объяснение, не как утешение, а как призыв к жизни, всякую секунду как будто со всех сторон обнимала графиню». А ведь это Наташа, уже потерявшая князя Андрея! Она возвращается к жизни, чтобы спасти мать: «Но вдруг любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни - любовь - еще жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь».
Наташа обладает способностью всей душой отдаваться общему настроению, тонко чувствовать обстановку и оставаться самой собой. Она не рассчитывает каждый свой шаг, не следит за тем, какое впечатление производит. Она может «как коза» прыгать от радости и пронзительно визжать, изливая эту радость на всех.
Когда Николай Ростов приехал в отпуск из армии вместе с Денисовым, Наташа, «не помня себя от восторга, подскочила к нему, обняла и поцеловала его». Невозможно представить себе, что кто-то еще мог бы себя вести так же.
Людей она различает по «признаку естественности»: из-за Долохова она чуть не поссорилась с братом, говоря, что в дуэли был прав Пьер и что Долохов неприятен.
Она определяет людей не разумом, а чутьем: Борис Друбецкой для нее - узкий, серый, светлый, то есть бесцветный, а Пьер - ярок: он «синий, темно-синий с красным».
Она чужда интеллектуальной жизни и общественных интересов, нельзя сказать, умна она или нет: «не удостаивает быть умной» - говорит о ней Пьер в разговоре с княжной Марьей. И при этом она оказывает сильное влияние на нравственную и умственную жизнь Андрея Болконского и Пьера Безухова.
Вопросов, которые мучат Андрея и Пьера, тяжких вопросов о смысле жизни, для нее нет; она не решает вопросов умом, она решает их всем своим существованием, тем, что живет, и тем, как живет. Она словно олицетворенный ответ на всяческие вопросы, живое их разрешение.
«Страшный вопрос: зачем? к чему?», мучивший Пьера, разрешился тем, что он только представил себе Наташу. Он вспомнил ее такою, как видел в последний раз, и мучившие его сомнения исчезли. Живое воспоминание, образ Наташи убедительнее логических доводов и ответов, не дававших выхода из лабиринта противоречий.
Вспомним, что происходит с Николаем во время пения Наташи. Ростов возвращается домой после крупного проигрыша Долохову. Он обещал заплатить завтра, дал честное слово и с ужасом осознает невозможность его сдержать. Николаю, в его состоянии, странно видеть обычный домашний уют: «У них все то же…» Наташа собирается петь, и это раздражает: чему она может радоваться? Затем Николай слышит голос сестры, и вдруг что-то неожиданное совершается с ним: «...Все это, и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь - все это вздор... а вот оно - настоящее». Он чувствует условность таких понятий, как долг и честь: «...Можно зарезать, украсть и все-таки быть счастливым...»
Николай, только что бывший самым несчастным человеком, переживает минуту самого полного счастья. «Давно Ростов не испытывал такого наслаждения от музыки, как в этот день».
Эпизод «В театре» (2 т., 5 ч., 9-10 гл.).
- Почему Наташа воспринимает оперу так, словно первый раз ее слушает?
После деревни, пляски у дядюшки ей все кажется «дико»: «...все это было так вычурно - фальшиво и ненатурально, что ей становилось то совестно за актеров, то смешно на них».
Но всем окружающим опера нравится, и постепенно Наташа начинает понимать: «Должно быть, это так надобно!» Она теряет критерий красоты, добра и зла.
Постепенно Наташа оказывается во власти того мира, который был ей так чужд и в котором она оказалась. И опять, под влиянием Элен, то, что прежде представлялось страшным, показалось простым и естественным. «Наташа уже не находила этого странным. Она с удовольствием, радостно улыбаясь, смотрела вокруг себя». В этом состоянии она и увлеклась Курагиным и отказала своему жениху.
- Что привлекло Наташу в Анатоле? Как Наташа воспринимает Анатоля?
«Как только Наташа его увидела, то же, как в театре, чувство тщеславного удовольствия, что она нравится ему, и страх от отсутствия нравственных преград между ею и им охватило ее».
- Что чувствует Наташа дома, оставшись одна? (Конец 13 гл.)
- Наташина любовь - наваждение или были причины (свойства характера), способствующие сближению с Анатолем?
- Какую характеристику дает автор Анатолю?
«Он не был в состоянии обдумать ни того, как поступки могут отзываться на других, ни того, что может выйти из такого или такого его поступка».
Анатоль полностью свободен от соображений ответственности и последствий того, что он делает. Он эгоист, убежденный, что все вокруг имеет единственной целью его развлечение и существует для этого. Он естественно и искренно считает себя безукоризненным человеком и высоко несет свою красивую голову.
На следующий после неудачного похищения Наташи день он уже далеко от того, что было вчера, и Пьер, который не знает об этих событиях и видит его, думает: вот настоящий мудрец; ему, Пьеру, далеко до такой свободы. В то время как Пьер терзаем внутренними вопросами, Курагин живет, довольствуясь каждой минутой, - глупо, животно, зато легко и уверенно.
- Итак, Наташа и князь Андрей расстались. Но еще раньше и графине Ростовой, и Николаю казалось неестественное и страшное что-то в предстоящем браке с князем Андреем. В отношениях героев близкие ощущают искусственность, что-то вроде натяжки, и по философии жизни в «Войне и мире» она действительно есть. Есть предрешенность в исходе отношений Наташи и Андрея; судьба их должна развести, и неосознанно поступки Наташи направляются именно этим чувством судьбы.
В отношениях героев нет непосредственности. Внутренний мир жениха для Наташи остается закрыт, таинствен. Наташа уверяет родных, что жених ее только кажется таким особенным, а он такой же, как все. Но потому и приходится уверять и других, и себя, что качеств человека - как все, обыкновенного человека - не хватает князю Андрею. В свою очередь, князь Андрей, отсрочив свадьбу, не понимает, «что значит каждое данное мгновение для Наташи», а ведь целый год наполнен такими мгновениями.
Князь Андрей не прощает Наташе, что свобода ее могла явиться в формах греха и порока. И все-таки им суждено встретиться еще раз. Наташа в своей карете, на пути из Москвы, все время видит впереди закрытый верх коляски князя Андрея. Когда в Мытищах она узнает, кто в ней, ей становится ясно, что она должна видеть его, и, не говоря никому, она внутренне готовится к встрече. Когда она произошла, никто, еще менее Наташа и князь Андрей, не говорил об этом: нерешенный, висящий вопрос жизни и смерти не только над Болконским, но над Россией заслонил все другие положения.
Встреча раненого Болконского с Наташей происходит как чудо: «Он улыбнулся и протянул ей руку...» Князь Андрей думает: «Неужели только затем так странно свела меня с нею судьба, чтобы мне умереть?»
Соединить же два рода суждено Николаю Ростову и княжне Марье. «Наташу нам трудно представить с Болконским женою и матерью (какова она с Пьером Безуховым в эпилоге), она остается ему невестой. Они не по-прежнему, а по-новому стали женихом и невестой, и особая героическая обобщенность отличает эти новые их отношения. Образы героических поэм из прошлых времен вспоминаются нам: преданная дева-невеста ухаживает за смертельно раненным воином, своим женихом, павшим на поле брани», - пишет С. Бочаров.
- Какой мы видим Наташу в финале романа? Изменилась ли она?
- Ожидали ли вы увидеть Наташу такой, какой показывает ее Толстой?
Образ Веры Ростовой
Наташе противопоставлена ее старшая сестра Вера. Она умна, красива, прекрасно и логично говорит, но почему-то от ее замечаний всем делается неловко. Она не умеет разделять чувства людей, не чувствует и не любит их.
IV. Применение. Формирование умений и навыков
1. Беседа
Образ Марьи Болконской
Душа её всегда стремилась к бесконечному, вечному и совершенному.
Л.Н. Толстой
-
Расскажите о воспитании кн. Марьи Болконской. Охарактеризуйте эту героиню.
-
Какая деталь портрета кн. Марьи является для Толстого самой значимой?
-
Как раскрывается образ кн. Марьи через взаимоотношения с окружающими?
-
Почему кн. Марья отказывается от брака с Анатолем Курагиным? Как это характеризует героиню?
-
С кем она нашла свое счастье? Почему именно Николай Ростов оценил ее душевную красоту?
-
Какой мы видим кн. Марью в замужестве?
Образ Элен Курагиной.
Где вы - там разврат, зло.
Л.Н. Толстой
-
Что отличает Элен от других женщин светского общества? Что подчеркивает автор в этой героине?
-
Каков внутренний мир Элен? Какие принципы положены в основу ее жизни?
-
Есть ли «сердце» (в понимании Толстого) у Элен? (ч. Ш, гл.9)
Элен Курагина никого никогда не любила, сердце у нее мертво. Она не просто увлекается и ошибается, переходя от поклонника к поклоннику, а это у нее сознательная линия поведения. Именно потому и появляются разврат и зло, у нее нет сердца, а есть только низменные инстинкты.
В романе Наполеон говорит о ней: «Это прекрасное животное». Низость ее поведения с Пьером, связь с Малаховым и Б. Друбецким, некрасивая ее роль в истории с Наташей и Анатолем, попытка выйти за двух мужей сразу при живом Пьере (т. III) - все создает облик развратной и расчетливой светской красавицы.
«Где вы - там разврат, зло», - сказал о ней Пьер, и это исчерпывает ее характеристику. Вспомните слова Пьера, сказанные Анатолю: «О, подлая, бессердечная порода!»
- Какие эпизоды романа иллюстрируют душевную пустоту Элен, ее развращенность и безнравственность?
Вывод
1. По мнению автора, многие черты будущей личности закладываются в семье. Поэтому так много внимания уделяется изображению семей, их устоев.
- Как семья влияет на каждую из наших героинь?
Для писателя чрезвычайно важно, насколько развито в героине чувство семьи, потому что каждый человек, кроме всего прочего, носитель фамильных черт: лучшие и худшие качества героинь были заложены в их семьях, их можно называть «фамильными».
- Какие это качества?
(Работа учащихся у доски.)
Наташа
Марья
Элен
Любовь
Открытость
Естественность
Радушие
Ум
Гордость
Благородство
Образованность
Лицемерие
Самолюбие
Алчность
Ограниченность
- Очень часто скрытые, невидимые черты характера человека раскрываются в трудные моменты жизни.
-
Как проявляют себя наши героини в такие моменты?
-
Какие новые качества, черты они обнаруживают?
Наташа: разрыв с князем Андреем, отъезд из Москвы, смерть князя Андрея, смерть Пети.
Марья: смерть (мнимая) князя Андрея, смерть отца, поездка к раненному князю Андрею, смерть брата.
Элен: война 1812 г., Пьер на войне, выбор любовников.
Запись на доске:
Наташа
Марья
Элен
Доброта
Благородство
Самообладание
Решительность
Сила воли
Самообладание
Мужество
Сила характера
Решительность
Эгоизм
Развращенность
Циничность
Равнодушие
- Очень важными для Толстого являются черты героя, показывающие русский национальный характер во всем его многообразии: близости к народу, религиозности, патриотизме. У кого из героинь ярче всего проявляются национальные черты?
Наташа: сцена после охоты - все были поражены ее умением понять всё то, что было в русском народе. Патриотизм Наташи в сцене перед взятием Москвы французами. Наташа не может понять, как можно вывозить какие-то вещи, когда могут погибнуть раненые.
Княжна Марья: её решительность близка народной вере; под влиянием патриотических чувств проявляет силу и решительность.
Элен: показной, ложный патриотизм; религия - способ достижения очередной цели.
- «Война и мир» - во многом семейный роман. Поэтому главной характеристикой женщины, в понимании Толстого, является её чувство семьи, материнства. Может или нет та или иная героиня стать хорошей женой, матерью - вот главный критерий оценки женских образов в романе. В этом героини четко противопоставлены друг другу.
Элен - плохая жена, не хочет стать матерью: «Я не дура, чтобы хотеть иметь детей», такая женщина не достойна жизни, она умирает, обрывая род Курагиных.
Марья - становится любящей женой и матерью.
Наташа - хранительница домашнего очага. Толстой прощает ей даже неряшливость, неухоженность Наташи ради одного: она - идеальная жена и самозабвенная мать, а это, по мнению Толстого, наилучшая характеристика женщины.
Таким образом, идеал женщины Толстого - княжна Марья и Наташа Ростова, которые живут не для себя: они живут ради мужа, детей, и этим счастливы сами: счастье их состоит в любви к ближним, их радости и благополучии, в чем и должно состоять счастье каждой женщины, по мнению Л.Н. Толстого.
-
Каков идеал красоты у Толстого?
-
Что ценит писатель в женщине?
-
Что, по его мнению, является истинной красотой?
Вывод:
- Таким образом, на примере главных героинь романа Толстой утверждает: не во внешней красоте дело. Важны богатства души: естественность, доброта, благородство, самоотверженность, чуткость, способность понять, прийти на помощь, возвышенность чувств. Такой красотой в полной мере обладают Наташа Ростова и Марья Болконская. Элен - пример антикрасоты, уродства души.
V. Этап информации о домашнем задании
1. Читать роман Л.Н. Толстого «Война и мир» (III, IV тома).
2. Подготовить рассказ об Отечественной войне 1812 г.
3. Систематизировать материал по образам Наполеона и Кутузова (по вариантам).
Вопросы по образу Кутузова.
-
Соответствуют ли реальным историческим личностям образы Кутузова и Наполеона в романе?
-
Почему Толстой отрицательно относится к Наполеону и с любовью к Кутузову?
-
Кому противопоставлены и на кого похожи в романе эти герои?
-
Почему Кутузов в 1805 г. уклоняется от сражений, но дает Шенграбенское сражение?
-
Почему он спит на военном совете перед Аустерлицем и активно действует в бою? Выполняются ли его приказы при Аустерлице?
-
Докажите, что Кутузов - это «свой, родной человек» для народа.
-
Есть ли противоречие между тем, как определяет Толстой роль Кутузова в Бородинском сражении и показанным Толстым же поведением Кутузова?
-
Как Кутузов, не желая сначала отдавать Москву без сражения, приходит к этому решению?
-
Претендует ли Кутузов на роль героя в истории?
-
Покажите разницу в авторской оценке внешнего облика Кутузова и Наполеона.
-
Одинаково ли отношение Кутузова к разным людям? Покажите, это на примере речи героя.
Вопросы по образу Наполеона.
-
Как воспринимается Наполеон князем Андреем и Пьером в начале романа?
-
Где и почему происходит крушение этого восприятия Наполеона как героя?
-
Каково традиционное представление о внешнем облике Наполеона? Как Толстой рисует Наполеона?
-
Знает ли Толстой что-нибудь положительное в реальном Наполеоне? Почему исключает это из образа своего героя?
-
Чем руководствуется Наполеон, идя «с Запада на Восток убивать себе подобных»?
-
Почему не исполняются «разумные» приказы Наполеона в Бородинском сражении? Все ли приказы его разумны?
-
Замечает ли Наполеон других людей? Каково его отношение к самому себе? Покажите в нем актерство и лицемерие.
-
Сравните речь Наполеона с речью Кутузова.
-
Покажите, из каких художественных компонентов слагаются образы обоих полководцев?
4. Индивидуальные задания учащимся.
VI. Этап рефлексии