- Учителю
- Литературно-музыкальная композиция 'Маскарад с героями М. Ю. Лермонтова'
Литературно-музыкальная композиция 'Маскарад с героями М. Ю. Лермонтова'
Литературно-музыкальная композиция
«Маскарад с героями М.Ю. Лермонтова»
(Звучит вальс «Маскарад», под музыку все действующие лица парами вальсируют и рассаживаются по своим местам).
Устименко М. : Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады приветствовать всех любителей творчества М.Ю. Лермонтова в нашем зале, который на несколько часов превратился в уютную литературную гостиную.
В каждой стране, у каждого народа есть свои любимые поэты и писатели. Имена их произносятся с гордостью. К таким принадлежит и М.Ю. Лермонтов, чьё 200-летие, мы отмечали 14 октября этого года.
О чём бы ни писал поэт: о далёком прошлом или современности, природе или любви - его идеи и образы всегда насыщены чувством патриотизма и вольнолюбия. Мы с вами эту встречу посвятим М.Ю. Лермонтову, чьё творчество - одна из самых великих вершин русской и мировой литературы.
Иванова С.
На бал вас всех мы приглашаем
Вас всех к великому поэту
Ему наш вечер посвящаем,
Наш маскарад и дату эту.
Напрасно я ищу повсюду развлеченья.
Пестреет и жужжит толпа передо мной...
Но сердце холодно, и спит воображенье:
Они все чужды мне, и я им всем чужой!
Танец вальс
1-я маска (Пивень В.)
Ах!.. я едва дышу... он все бежал за мною,
Что, если бы он со́рвал маску... нет,
Он не узнал меня... да и какой судьбою
Подозревать, что женщина, которой свет
Дивится с завистью, в пылу самозабвенья
К нему на шею кинется, моля
Дать ей два сладкие мгновенья,
Не требуя любви - но только сожаленья,
И дерзко скажет - я твоя!..
2-я маска (Цветкова А.)
Он этой тайны вечно не узнает...
Пускай... я не хочу... но он желает
На память у меня какой-нибудь предмет,
Кольцо... что делать... риск ужасный! (Видит на земле браслет и поднимает.)
Вот счастье. Боже мой - потерянный браслет
С эмалью, золотой... отдам ему, прекрасно...
Пусть ищет с ним меня.
Ведущий 1 (Кутуб-Заде А.)
Сегодняшняя встреча в нашей литературной гостиной посвящена памяти М.Ю. Лермонтова - офицера, художника, настоящего героя своего времени, поэта.
Поэт. Кто это? Существует не один вариант ответа на этот вопрос. Вот, например, виденье Шекспира:
Поэт в святом восторге
Парит, как царь,
Меж небом и землей.
Уму людей дарована способность:
Воображать, чего на свете нет.
Ведущий 2 (Степанова Я.)
Первой моей сознательной любовью в поэзии был Лермонтов. Толстенькая книжка в сером переплете, с портретом грустного, большеглазого гусара лежала у меня под подушкой ночью, я не выпускала ее из рук днем.
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна, на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.
Ведущий 3. (Багдасарова А.)
Я прочла и тут же запомнила стихи об одинокой сосне, о листочке дубовом, об утесе и золотой тучке. Как жалко было сосну, утес, дубовый листок: Почему же все это было и про меня?! Почему - вместе с сосной и утесом - так мучительно жалко себя, почему я одна, совсем одна на свете и так одинока, так плакать хочется, почему меня никто не любит? Нет, я не вынесу этого: Я не могу больше!
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко
И тихонько плачет он в пустыне.
Ведущий 4 (Игнатенко К.)
Если б умчаться в море, как парус одинокий! В огромное море - одному: Ведь в море одному не страшно, ведь парус не боится бури, - я тоже! О, как сладостно было это мучение, эта тоска о невиданном, мечта о бесстрашии перед бурей - перед гибелью, как я счастлив, что мне дано было изведать это упоение, эту власть поэзии. Она все может: Я люблю поэзию Лермонтова.
Исполняется романс «Парус»
Ведущий 5 (Локотош Константин)
Какое дарование! .. 25-ти лет не было, он уже пишет "Демона". Да и все его стихи - словно нежная, чудесная музыка. Произнося их, испытываешь даже как будто б физическое наслаждение. А какой запас творческих образов, мыслей, удивительных даже для мудреца. Он обогнал самого себя на 100 лет. Осознание своего полного одиночества рождало грустные и горькие строки:
Как в ночь звезды падучей пламень
Не нужен в мире я.
Хоть сердце тяжело, как камень,
Но все под ним змея.
Меня спасало вдохновенье
От мелочных сует;
Но от своей души спасенья
И в самом счастье нет.
Вед.6 (Письменская А.)
Лермонтов остался русским и слабым отголоском Байрона.
Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
"С русскою душой": И это - не пустые слова. Все творчество Лермонтова проникнуто сыновней любовью к родине, болью и страданием за ее беды и несчастья, оно - о России и для России.
Романс
Сцена № 1 «Песня про купца Калашникова…»
(Тихо звучит "Рассвет на Москве-реке" Мусоргского, чтение на фоне музыки.)
1-й гусляр. (Степанов Ярослав)
Над Москвой великой, златоглавою,
Над стеной кремлевской белокаменной
Из-за дальних лесов, из-за синих гор,
По тесовым кровелькам играючи,
Тучки серые разгоняючи,
Заря алая подымается.
2-й гусляр. (Кузьменко Кирилл)
Разметала кудри золотые,
Умывается снегами рассыпчатыми,
Как красавица, глядя в зеркальце,
В небо чистое смотрит, улыбается.
Уж зачем ты, алая заря, просыпалася?
На какой ты радости разыгралася?
Алёна Дмитриевна (Запара Полина):
От вечерни домой шла я нонече
Вдоль по улице одинешенька.
И послышалось мне, будто снег хрустит;
Оглянулась - человек бежит.
Мои ноженьки подкосилися,
Шелковой фатой я закрылася.
И он сильно схватил меня за руки
И сказал мне так тихим шепотом:
"Что пужаешься, красная красавица?
Я не вор какой, душегуб лесной,
Я слуга царя, царя грозного,
Прозываюся Кирибеевичем,
А из славной семьи из Малютиной..."
Испугалась я пуще прежнего;
Закружилась моя бедная головушка.
Кирибеевич (Плюхин Егор):
"Отвечай мне, чего тебе надобно,
Моя милая, драгоценная!
Хочешь золота али жемчугу?
Хочешь ярких камней аль цветной парчи?
Как царицу я наряжу тебя,
Станут все тебе завидовать,
Лишь не дай мне умереть смертью грешною;
Полюби меня, обними меня
Хоть единый раз на прощание!"
Сцена 2
Кирибеевич (Колесников А.):
"А поведай мне, добрый молодец
Ты какого роду-племени,
Каким именем прозываешься?
Чтобы знать, по ком панихиду служить,
Чтобы было чем и похвастаться".
Калашников (Гринько Влад):
"А зовут меня Степаном Калашниковым,
А родился я от честнова отца,
И жил я по закону господнему:
Не позорил я чужой жены,
Не разбойничал ночью темною,
Не таился от свету небесного...
И промолвил ты правду истинную:
По одном из нас будут панихиду петь,
И не позже как завтра в час полуденный...
Не шутку шутить, не людей смешить
К тебе вышел я теперь, бусурманский сын,
- Вышел я на страшный бой, на последний бой!"
«Схоронили его за Москвой-рекой
Вед. (Хахалева Екатерина)
На чистом поле промеж трех дорог,
Промеж Тульской, Рязанской, Владимирской
И бугор земли сырой тут насыпали,
И кленовый крест тут поставили.
И гуляют шумят ветры буйные
Над его безымянной могилкою;
И проходят мимо люди добрые, -
Пройдет стар человек - перекрестится,
Пройдет молодец - приосанится,
Пройдет девица - пригорюнится,
А пройдут гусляры - споют песенку»
Танец вальс
Ведущий (Горовой Глеб)
Лермонтов писал Марии Александровне Лопухиной: "Милый и добрый друг: У меня здесь славная квартира; каждое утро из окна я смотрю на цепь снежных гор и Эльбрус; вот и теперь, сидя за письмом к вам, я то и дело останавливаюсь, чтобы взглянуть на этих великанов, так они величественны:"
Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю об вас да о небе. Престолы природы, с которых как дым улетают громовые тучи, кто раз лишь на ваших вершинах творцу помолился, тот жизнь презирает, хотя в то мгновенье гордился он ею!..
(исполняется романс "Выхожу один я на дорогу")
Здесь, на фоне величественной природы Кавказа, кипят человеческие страсти. Здесь сталкиваются избранность и посредственность, великодушие и мстительность, благородство и низость души.
Сцена 3 из «Героя нашего времени" - "Княжна Мэри", диалог Печорина и Грушницкого.
Печорин. (Письменский В.) Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука: во время грозы облака будут спускаться до моей кровли... Ветки цветущих черешен смотрят мне в окно, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками. Вид с трех сторон у меня чудесный. На запад пятиглавый Бештау синеет, как "последняя туча рассеянной бури"; на север подымается Машук, как мохнатая персидская шапка... Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине - чего бы, кажется, больше?.. Однако пора. Пойду к Елисаветинскому источнику: там, говорят, собирается все водяное общество .
Грушницкий. (Лысяков Р.)Печорин! Давно ли здесь? Печорин. Грушницкий! (Обнимаются. )
(Через зрительный зал к сцене идут княгиня Литовская и Мери, в дальнейшем действие перемещается из зрительного зала на сцену и обратно, создавая тесную связь между актерами и зрителями.)
Грушницкий. Вот княгиня Лиговская и с нею дочь ее Мери, как она ее называет на английский манер. Они здесь только три дня. Печорин. Однако ты уж знаешь ее имя?
Звучит романс (гитара Кормилина Яна)
Сцена 4
Княжна Мери.(Рябчикова Элина) (Входит княжна Мери, дойдя до середины, она пошатнулась; Печорин подал ей руку и довёл до кресла.)
Печорин( ): Княжна, вы знаете, что я над вами смеялся? Вы должны презирать
меня. Следовательно, вы любить меня не можете...
Княжна (едва внятно): Боже мой!
Печорин: Итак, вы сами видите, что я не могу на вас жениться, если бы вы
даже этого теперь хотели, то скоро бы рас каялись,.
Княжна: Я вас ненавижу.... - сказала она.
(Печорин поблагодарил, поклонился и почтительно вышел)
Танец вальс
Сцена 5
Бэла (Тарусова Анжелика)
- Уж не случилось ли с ним чего? Я вчера целый день думала, думала, - отвечала она сквозь слезы, - придумывала разные несчастия: то казалось мне, что его ранил дикий кабан, то чеченец утащил в горы... А нынче мне уж кажется, что он меня не любит. - Если он меня не любит, то кто ему мешает отослать меня домой? Я его не принуждаю. А если это так будет продолжаться, то я сама уйду: я не раба его, - я княжеская дочь!..
Печорин: (Карташев Артём)«Бэла! Ты знаешь, как я тебя люблю. Я решился тебя увезти, думая, что ты, когда узнаешь меня, полюбишь; я ошибся: прощай! Оставайся полной хозяйкой всего, что я имею; если хочешь, вернись к отцу, - ты свободна. Я виноват перед тобой и должен наказать себя: прощай, я еду - куда? почему я знаю! Авось, не долго буду гоняться за пулей или ударом шашки: тогда вспомни меня и прости меня.»,
(Печорин отворачивается- и протягивает руку на прощанье. Бэла молчит и не берёт руки. Печорин направляется к выходу. Едва он коснулся двери, как Бэла вскочила, зарыдала и бросилась ему на шею).
Исполняется романс «Я вас люблю и не люблю»
Сцена 6
Печорин (Моисеенко Илья)
Тамань - самый скверный городишко. Не поняв точного значения последнего слова, я велел ему идти вперед и после долгого странствования по грязным переулкам, где по сторонам я видел одни только ветхие заборы, мы подъехали к небольшой хате на самом берегу моря.
Полный месяц светил на камышовую крышу и белые стены моего нового жилища; на дворе, обведенном оградой из булыжника, стояла избочась другая лачужка, менее и древнее первой. Берег обрывом спускался к морю почти у самых стен ее, и внизу с беспрерывным ропотом плескались темно-синие волны. Луна тихо смотрела на беспокойную, но покорную ей стихию, и я мог различить при свете ее, далеко от берега, два корабля, которых черные снасти, подобно паутине, неподвижно рисовались на бледной черте небосклона. «Суда в пристани есть, завтра отправлюсь в Геленджик»
Звучит романс «Голые вершины»
Ведущий (Ярцев Ярослав)
Живя в Пятигорске, Лермонтов наблюдал за нравами горцев, слушал народные песни, предания, легенды. Живописные картины кавказской природы, встречи с бесстрашными людьми, глубоко запали в душу поэта.
Приветствую тебя, Кавказ седой!
Твоим горам я путник не чужой:
Они меня в младенчестве носили
И к небесам пустыни приучили.
И долго мне мечталось с этих пор.
Все небо юга да утесы гор.
Над детской головой моей венцом
Свивались облака твои седые;
Когда по ним, гремя, катался гром,
И пробудясь от сна, как часовые,
Пещеры откликалися кругом,
Я понимал их звуки роковые,
Я в край надзвездный пылкою душой
Летал на колеснице громовой!..
Ведущий (Филенко А.)
В творчестве М.Ю. Лермонтова можно легко найти мотивы фольклора народов Кавказа. Например, в поэме «Мцыри». На создание центрального эпизода поэмы - битвы с барсом - Лермонтова вдохновила распространенная в горной Грузии старинная песня о тигре и юноше, одно из самых любимых в Грузии произведений народной поэзии.
Ко мне он кинулся на грудь;
Но в горло я успел воткнуть
И там два раза провернуть
Мое оружье… Он завыл,
Рванулся из последних сил,
И мы, сплетясь как пара змей,
Обнявшись крепче двух друзей,
Упали разом, и во мгле
Бой продолжался на земле.
И я был страшен в этот миг;
Как барс пустынный, зол и дик,
Я пламенел, визжал, как он;
Как будто сам я был рожден
В семействе барсов и волков
Под свежим пологом лесов.
Ведущий (Ярцева Анастасия)
Дуэль с Барантом состоялась в воскресенье 14 февраля 1840 года на Парголовской дороге за Черной речкой: Сначала дрались на шпагах. Барант слегка оцарапал противника. Перешли на пистолеты. Барант стрелял первым и промахнулся. Лермонтов выстрелил в сторону. Противники тут же помирились. Военно-полевая комиссия обвинила Лермонтова в том, что он был зачинщиком дуэли. Николай I приказал перевести поэта в Тенгинский пехотный полк, который принимал участие в опасных сражениях против горцев.
Танец вальс
Ведущий (Гута Мария)
Из ссылки на Кавказ Лермонтов уже не вернется. 15 июля 1841 года у подножия горы Машук он погибнет на дуэли от руки Мартынова. Поэт останется непонятым, оклеветанным, одиноким, но несломленным.
Есть речи - значенье
Темно иль ничтожно,
Но им без волненья
Внимать невозможно.
Как полны их звуки
Безумством желанья!
В них слезы разлуки,
В них трепет свиданья
Не встретит ответа
Средь шума мирского
Из пламени света рожденное слово;
Но в храме, средь боя
И где я ни буду,
Услышав, его я узнаю повсюду.
Не кончив молитвы,
На звук тот отвечу
И брошусь из битвы
Ему я навстречу.
Через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека - грустного, строгого, нежного, властного, скромного, язвительного, мечтательного, насмешливого, наделенного могучими страстями и волей и проницательного беспощадным умом. Поэта бессмертного и навсегда молодого.