- Учителю
- Символика и нравственная проблематика в творчестве Ч. Айтматова
Символика и нравственная проблематика в творчестве Ч. Айтматова
Символика и нравственная проблематика в творчестве Ч. Айтматова
Волосков И.В., доктор философии, профессор ЧОУ ВПО
Национальный гуманитарный институт социального управления
К символической традиции крестьянской литературы с ее православной символикой, вниманием к духовно-нравственной проблематике примыкают романы и повести Ч. Айтматова. Близость с крестьянской литературой проявляется в том, что природа оживает, одухотворяется, становится самостоятельным действующим лицом. В романе «Плаха» это образы волка и волчицы, наделенные не только самостоятельностью как романные персонажи, но и своей этикой, нравственностью. На фоне изображенных людей они выглядят нравственнее, человечнее, а люди в своей жестокости, корысти часто уподобляются животным. Так происходит взаимное пересечение, скрещивание социального и природного мира, общества и природы. Однако роман усложняется наличием исторического вектора повествования. Библейская история о смерти Иисуса Христа, его страданиях и разговоре с прокуратором, постоянные ассоциации Христос - Авдий Калистратов усложняют символический план повествования. Так возникает троемирие природы, человека, истории. Взаимосвязь настоящего и прошлого происходит через символ человека. Авдий Каллистратов, бывший семинарист, задается целью деятельного христианства, перевоспитания «морально заблудших» людей, убеждение их в необходимости покаяния. Его проповедь перед анашистами, сборщиками конопли, заканчивается печально: его избивают и сбрасывают с поезда. В такой миссии его судьба неразрывно связана с Христом. Авдий обладает обостренным чувством времени, истории и в своих галлюцинациях способен почти физически перемещаться в разные эпохи, в галлюцинаях и снах на тесных улочках Иерусалима он пытается найти Исуса, чтобы предупредить о близком судилище и казни. И в конце жизни, подобно Христу, распят на дереве заготовителями мяса. Так символика усложняет художественное повествование, делает его причастным к разным историческим эпохам, тесно вписывает его в культурный контекст культурологической традиции мифов, легенд, значимого прошлого. Символический контекст придает повествованию значимость, выводит на проблемы нравственности, морального кризиса человека и общества, отношения человека к окружающему миру.
К отмеченному в романе «Плаха» символическому ряду и многомирию, единству человека с природой примыкает повесть «Белый пароход». Главный герой повести мальчик остро ощущает природу, переживает за своего деда Момуна, свою сестру, которые не могут противостоять жестокому Орозкулу. В мир природы, казахского быта, человеческих отношений вписана легенда о рогатой матери-оленихе, родоначальнице казахского рода. В финале рассказа появление в лесу моралов и их жестокое убийство Орозкулом не только символизирует безнравственное отношение человека к природе, но и отношение к истории, культуре, состояние морали. Символический контекст легенды и дела людей, противоречие между культурой и поступками взрослых приводят мальчика к состоянию горячки. Наблюдая, как Оразкул расправляется с матерью оленихой, прародительницей казахского рода, значимым культурным символом, мальчик глубоко воспринимает происходящее: «Мальчик вздрагивал, всякий раз невольно пятился, но не мог заставить себя уйти отсюда. Как в кошмарном сновидении, прикованный к месту жуткой и непонятной силой, он стоял и дивился тому, что остекленевший немигающий глаз матери-оленихи не бережется топора. Не моргнет, не зажмурится от страха. Голова давно уже валялась в грязи и пыли, но глаз оставался чистым и, казалось, все еще смотрел на мир с немым, застывшим удивлением, в котором застала его смерть»1.Показательно, что даже мертвая олениха воспринимается как живая, обладающая магической силой.
Дедушка Мамун, с одной стороны, понимает важность соблюдения культурных традиций, но зависимость от Оразкула заставляет его участвовать на охоте на моралов. Опасаясь потерять работу и желая помочь дочери, Мамун вынужденно сопричастен варварской расправе на матерью оленихой. Однако такие уступки собственной совести лишают его человеческого начала: «Старик лежал здесь в пыли рядом с вырубленными рогами Рогатой матери-оленихи. Обрубок моральей головы грызла собака. …Момун лежал здесь в расплату за сказку свою о Рогатой матери-оленихе, что не по своей воле посягнул он на то, что сам внушал ему всю жизнь- на память предков, на совесть, и заветы свои, что пошел он на это дело ради злосчастной своей дочери. И теперь, сраженный позором, старик лежал, как убитый, лицом вниз».2
В сознании мальчика разворачивается сцена возмездия, установления справедливости и изнания Орозкула Кулубеком, который приехал на зов ребенка. Однако данная сцена фантастическая, разворачивается в больном воображении ребенка и противостоит действительности. Потому повесть и имеет подзаголовок «после сказки». Мечты мальчика, легенды противостоят действительности и свидетельствуют не только о кризисе морали и нравственности, но и кризисе культуры, отказа от культурных традиций современников. В такой интерпретации данной проблематики Айтматов не только продолжает традиции советской крестьянской прозы, но и зарождает принципиально новую традицию создания синтетических художественных миров, впитывающих историю, культуру, природу.
1 Айтматов Ч. Пегий пес, бегущий краем моря. Роман и повести.-М.: Эксмо, 2004.-С. 299
2</<sup> Там же, с. 308