- Учителю
- Отзыв-рецензия на пьесу Лермонтова 'Маскарад'
Отзыв-рецензия на пьесу Лермонтова 'Маскарад'
ОТЗЫВ О ДРАМЕ
М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «МАСКАРАД»
Калинина М.В.
М.Ю.Лермонтов - один из самых трагических поэтов. Все его творчество пронизано нотами трагического мироощущения, сама его жизнь и смерть - это трагедия.
И вдруг в его творчестве появляется драма с названием совсем неподходящим к трагедиям - «Маскарад». Что случилось? Наш русский Байрон изменил себе? Конечно, нет!
Давайте заглянем в словарь:
Маскарад-
1. Бал, участники которого являются в масках и различных фантастических костюмах; костюмированный бал.
2. перен. разг. Необычный наряд, надеваемый для того, чтобы не быть узнанным.
3. перен. Притворство, обман, имеющие целью скрыть истинную сущность кого-л., чего-л.
Именно притворство и обман, прячущиеся под масками , становятся главными двигателями действия пьесы.
Сюжет стар как сам мир - ревнивец убивает невиновную жену, поверив клевете. Но Лермонтов не был бы великим мастером, если бы все было так просто.
Евгений Арбенин - повеса, гуляка, игрок, сделавший состояние от игры в карты и давший себе зарок никогда больше не садиться за карточный стол, меняет свой образ жизни, женившись на молодой и наивной Нине. Он искренне считает, что женился , чтобы остепениться, придать себе вес в обществе, однако жизнь повернула все иначе. Арбенин влюбился в свою жену. Казалось бы, все счастливы. Но чужое счастье - как кость в горле у некоторых. Есть в окружении Арбенина люди, которым наш герой в прошлом причинил боль, да и в настоящем уже успел насолить. Чем благополучнее и богаче становится Арбенин, тем сильнее вызывает желание отомстить, сломать его еще такой хрупкий мир.
Может быть, никакой трагедии и не случилось бы в жизни наших героев, если бы они не нарушили клятвы, данные однажды: Арбенин сел за игорный стол ( оправдываясь помощью проигравшемуся другу), Нина тайно от мужа поехала на маскарад, где приличной женщине лучше не появляться. Так потакание своим слабостям и желанию развлечений запускает механизм самоуничтожения героев.
Под маской все чины равны,
У маски ни души, ни званья нет,- есть тело.
И если маскою черты утаены,
То маску с чувств снимают смело.
Такова точка зрения и Арбенина, и его друга князя Звездича. Оба готовы обвинять Нину : один - в измене, другой - в отсутствии взаимности. И никто не слушает саму виновницу недоразумения. Каждый старается найти доказательства своей точки зрения и видит только свою правду.
Но почему Евгений не может поверить в невиновность жены? Да потому, что сам знаток « сладостей порока и злодейства» , он поступал так слишком часто.
Ревность убивает все хорошее, что было в душе Арбенина , и он начинает искать доказательства, но не невиновности жены , а ее предательства. Ведь ревновать - значит ничему не верить и , имея богатое воображение, учитывать только те факты, которые ловко вписываются в теорию заговора, сложившуюся в голове нашего героя.
А была ли ревность? Или это всего лишь чувство ущемленного превосходства, с которым Арбенин смотрит на общество его окружающее.
Ревность без любви сомнительна. Но видим ли мы истинную любовь?
Если внимательно вчитаться в монологи героя, то всегда речь идет только о нем, о его чувстве, его чести:
Меня продать! Меня за поцелуй глупца… меня, который
По слову первому был душу рад отдать, мне изменить? Мне?
Себя он считает правым, а на Нину сыплются сплошные упреки в его разбитой жизни:
Что слезы женские?- вода!
Я ж плакал! Я, мужчина!
От злобы, ревности, мученья и стыда
Я плакал - да!
«Я казнь ей отыщу... Она умрёт, жить вместе с нею доле я не могу»,- кричит его униженное эго.
Да только «месть такая вещь, которая отравляет не только обидчиков, но и самого мстителя». (Йохан Хёйзинг)
Страшно то, что Арбенин ,так болезненно заботясь о своей чести, легко берет в свои руки право лишать жизни, лишать чести, лишать будущего окружающих его людей. Поэтому совсем не удивляет развязка этой драмы - оказалось, что ангел мести и ревнитель поруганной чести - вовсе не Арбенин, а Неизвестный - пришелец из далекого прошлого нашего героя, чью жизнь когда- то он погубил за карточным столом и кто лелеял месть долгие годы. Действительно, месть - это блюдо, которое подают холодным.
Но никакого удовлетворения наказание Арбенина нам не приносит, наоборот, становится страшно от того, как желание добиться справедливости калечит жизнь героев драмы: Нина мертва, Арбенин лишился рассудка, Звездич «навек лишен спокойствия и чести».
Почему Арбенин не смог распознать лжи, которой опутали его, да потому, что он стал жертвой маскарада - людей, прячущих под масками дружбы и участия - притворство, обман. Он никогда не скрывал, что сам раньше никогда не был образцом добродетели, но при этом всегда действовал открыто. Евгений не заметил , когда сам оказался в маске - маске друга для Звездича, уже зная, что подло губит его честь, в маске любящего мужа, протягивая жене мороженое с ядом.
Дьявольски сильная пьеса! Читаешь и понимаешь, что клубок интриг, опутывая героев, никогда не даст им вырваться. Не так ли травили в свое время Пушкина? Ни это ли чувствовал сам Лермонтов, пытаясь отстоять свою честь на дуэли?