- Учителю
- Пути формирования и развития этнокультурной компетенции учащихся на уроках русского языка (на примере урока в 9 классе на тему «Стили речи»)
Пути формирования и развития этнокультурной компетенции учащихся на уроках русского языка (на примере урока в 9 классе на тему «Стили речи»)
Тема проекта: Пути формирования и развития этнокультурной компетенции учащихся на уроках русского языка ( на примере урока в 9 классе на тему «Стили речи»)
Актуальность исследования: В условиях, когда Республика Казахстан интегрировалась в мировое образовательное пространство, решение проблемы компетентностного образования, функциональной грамотности, качества обучения и воспи -тания поколения XXI века выдвигаются на первый план. Эти позиции обозначены в ежегодных посланиях Президента нашей страны Н.А.Назарбаева . На наш взгляд, такой нормативный документ как «Концепция этнокультурного образования в РК» должен быть проработан и творчески использован на наших уроках. Назрела необходимость изучения данной проблемы каждым педагогом страны. Сама по себе обозначенная проблема является актуальной и тре -бует разработки вариативных подходов к системе реализации практики каждого учителя, которая была бы направлена на формирование и развитие такой языковой личности, которая успешно адаптировалась в быстро -меняющемся обществе и социуме. Перед казахстанской системой образования, перед социумом стоит задача обеспечения качественного обучения школьников - функционально грамотных и конкурентоспособных. Актуальность избранной темы побуждает нас создать такие модели обучения, которые способны были бы изменить наши стереотипы и традиционное мышление. Таким образом, исследуя проблемы разных точек зрения мы предлагаем новые подходы, формы и методы работы.
Цель проекта: Предложить новую модель урока русского языка с интеграцией грамматического и лексического материалов на примере текстов этнокультурного содержания.
Задачи проекта: 1.Переработать информационный материал курсовой подготовки и научно-педагогическую литературу по проблеме внедрения в практику работы учителя-словесника нормативных документов в области обра -зования, а подробнее - «Концепцию этнокультурного образования в РК». 2.Проанализировать содержательный аспект учебника Русский язык для 9 класса на соотношение текстов разных стилей и жанров. 3.Показать пути реализации основных положений ГОСО по русскому языку.
Ожидаемые результаты:
1.Знания теоретического материала по обозначенной проблеме и умение анализировать и использовать в практике. 2. Развиты аналитические умения и навыки. 3.Сформированы умения синтезирования теоретического материала и практики, и путей реализации основных положений документов по обучению учащихся в условиях полиязычной и поликультурной ситуации.
Гипотеза При использовании текстов этнокультурного содержания формируется и развивается поликультурная личность, повышается межкультурная компетентность учащихся.
Область применения Результаты данного проектного исследования могут быть апробированы и успешно внедрены в практику работы учителей русского языка и других предметов разных направлений.
Содержательный аспект В основной части нашего исследования мы обратились к: - лекционным материалам модулей УТП - «Нормативно-правовой», «Психолого-педагогический», «Технологический», «Содержательный»; -научно- педагогической, методической литературе по проблеме курсов; -ресурсам Интернета; - учебно-методическому комплексу по предмету «Русский язык» и другим информационным источникам. В связи с обозначенной темой проекта нами проделана определённая работа по разработке модели урока , где были интегрированы темы грамматического характера («Стили речи») и тексты разных стилей из текстотеки . Анализ учебника русского языка 9 класса на наличие художественных текстов этнокультурного содержания вывел нас на следующие обобщения: 1. В материалах учебника ощущается недостаток текстов этнокультурного содержания. 2. Имеющийся материал представлен отдельными предложениями в упражнениях , небольшим количеством текстов или пословицами в качестве тренировочных упражнений, воспитательная направленность, которых несколько ограничена рамками грамматической темы.
Текст 1.
Первое появление немцев в Казахстане.
Начало истории немцев в Казахстане обычно датируют концом 19 - началом 20 веков, когда на этой территории возникли первые дочерние немецкие колонии, но исторический след немцев в Казахстане, в том числе и в Восточном Казахстане, начинаются гораздо раньше. Первые немцы появились здесь ещё в средневековье (14-16 века) в качестве путешественников, купцов, разного рода исследователей, положив тем самым начало изучению территории, культуры народонаселения этого региона. Особо в этом плане выделяется период 18-19 века, когда Казахстан стал объектом исследования для многочисленных научных экспедиций с участием и под непосредственным руководством иностранных учёных, в том числе и немцев. Больше всего привлекал их внимание Восточный Казахстан. Богатые недра этого края издавна привлекали исследователей. С именами немецких исследователей и инженеров связана история горнодобывающего производства на Алтае. Здесь следует упомянуть имена генерал-лейтенанта Ганса Веймарна, руководителя Екатеринбургского горного комбната, служащих Колыавно-Вознесенского комбината Михаила Ренованца и Фридриха Геблера. Город Риддер (с 1941 по 2003 г. - Лениногорск) известен как центр полиметаллического производства. Основы его развития в своё время были заложены Филиппом Риддером (1761-1835) -немецким горным инженером. Период до начала 20 века можно считать началом немецкого присутствия в этом регионе, но не началом собственно немецких поселений. Вместе с тем, важность этого периода неоспорима. Стараниями немецких учёных, исследователей для России был собран огромный материал об этом крае. Первые немцы, появившиеся в Казахстане, внесли существенный вклад в изучение его природы, недр, истории, этнографии и культуры.
Текст 2.
Девичьи косы.
На моей родине удушливые косы девушек тяжелы, как дым кизячных костров, и недоступны, как счастье. Они струятся из накипи черных волос, ослепительно кроткие, , вкрадчивые и живые. Я не раз слушал их неуловимое дыхание и не раз, зачарованный звериной прелестью их, путал степные дороги, ронял из рук поводья, улыбался во сне и слагал расточительные песни. Мне шел двенадцатый год. Я был мал ростом, дерзок в замыслах и скуп в откровениях. Я носил казачьи погоны, деревянную шпагу и мечтал о похищении есаульского иноходца... И однажды наступила ночь, когда в ауле Кабе, в ауле моей возлюбленной, не жгли костры, не слушали мудрых советов старейшин и не ждали с новостью гостя, ибо мужчины покинули юрты, доверяясь безучастной ночи и дикой судьбе. И в эту ночь мгла задыхалась на бездорожье, птицы врастали в гнёзда, и умнейшие псы скорбели под арбами. В эту ночь на аул мятежников, на аул Кабе, на аул моей возлюбленной, стремительно падала беда. Она падала как аркан на непокорную голову ревнивой кобылицы, и темнела скорбь, предугаданная по звёздам. Дикая стая казачьих пик чертила мглу, и ныли стремена с надрывным отчаянием - это повис над степью карательный эскадрон анненковских сабель. Месяц со звоном упал в камыши и всадники спешились в настигнутом ауле.
Текст 3.
Ассамблея народов Казахстана.
Ассамблея народов Казахстана была образована в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 1 марта 1995 года, как консультативно-совещательный орган при Главе государства. Идея создания Ассамблеи народов Казахстана была впервые высказана Президентом страны Н.А.Назарбаевым в 1992 году, на Первом Форуме народов Казахстана, посвящённом первой годовщине Независимости. Данная инициатива положила начало новому этапу межкультурного диалога, явилась несомненным новаторством в мировой практике, которая на самом высоком уровне позволила решать вопросы развития межэтнических отношений. За 15 лет Ассамблея народов Казахстана прошла свой путь развития и получила достойное институциональное наполнение, накопила консолидирующий интеллектуальный потенциал, трансформировавшись в институт народной дипломатии.
20 октября 2008 года Президентом страны был подписан Закон "Об Ассамблее народов Казахстана", не имеющий аналогов в мире, который юридически закрепляет Ассамблею народов Казахстана в качестве полноправного субъекта политической системы страны, определяет нормативные правовые основы её деятельности. Закон определил статус, порядок формирования и организацию работы Ассамблеи народов Казахстана, направленных на реализацию государственной национальной политики, обеспечения общественно-политической стабильности республики Казахстан и повышения эффективности взаимодействия государственных и гражданских институтов общества в сфере межэтнических отношений. Целью Ассамблеи является обеспечение межэтнического согласия в республике Казахстан в процессе формирования казахстанской гражданской идентичности и конкурентоспособной нации на основе казахстанского патриотизма, гражданской и духовно-культурной общности народов Казахстана.
Пояснительная записка
Базой для создания задач данного урока стали вышеназванные тексты этнокультурного содержания разных стилей. С этой целью мы вышли на применение трёх стадий стратегии критического мышления. По нашему мнению, эта технология способствует более полному спектру реализации целей и задач урока, ориентированного на получение эффективного результата.
Задания
Стадия ВЫЗОВА ориентирована на актуализацию опыта и предыдущих знаний, мотивацию, привлечение к учебному диалогу посредством следующих заданий:
1. Ознакомиться с текстами по группам, определить стилевую принадлежность текста, доказать с помощью аргументов: целевая аудитория, лексические и выразительные средства, функции.
2. Попытаться определить источник , исходя из этого озаглавить текст.
3. Найти общие черты этих текстов и определить актуальность тематики текстов
Стадия ОСМЫСЛЕНИЯ предполагает получение новых знаний, формирование понимания и систематизации соотнесения неизвестного с новым, а также освоение новых способов работы с текстом и поддержку целей, поставленных на стадии вызова. 1.Методом INSERT промаркировать известное и неизвестное в содержании. 2. Провести сжатие текста по абзацам до ключевых слов. 3.Найти безэквивалентную лексику, архаизмы . Выяснить цели применения данной лексики. 4. Подготовить 3 вопроса по содержанию для выявления освоенности информации через восприятие на слух другими группами. 5. Определить актуальность применяемых текстов и их этнокультурного содержания. На стадии РЕФЛЕКСИИ создается целостное представление о предмете изучения посредством интеграции лексического и грамматического материалов . 1.Сопоставить «новую» и «старую» информации через лесенку вопросов: Что знал? Что узнал нового? Как изменились знания? Где применить? Что я с этим буду делать? 2.Через РАФТ средствами официально-делового стиля реализовать актуальные проблемы духовных, информационных и материальных потребностей ( «помечтать»).
Выводы Такие виды компетентности, как базовая, ключевая, предметная формируются и развиваются через разные формы, методы и средства. Таким образом, мы смоделировали проект на основе применения трех стадий урока по технологии критического мышления при котором: 1.Учащиеся не только воспринимают информацию, но и творчески интерпретируют, анализируют, сопоставляют, прогнозируют и креативно мыслят. 2.Осознают жизненную необходимость, актуальность владения этнокультуроведческой информацией. 3. Ощущают себя активными участниками важного процесса становления поликультурной личности в условиях самовоспитания толерантности и позитивного отношения к культурному многообразию страны
Рекомендации
Результаты данного исследования позволяют нам обеспечить переход к конкретной реализации на уроках русского языка в политике Президента РК Н.А.Назарбаева, нормативно-правовых документов и основных положений. Мы хорошо понимаем что традиционные методы и средства языковой личности не могут соответствовать требованиям цивилизованного мира, обеспечением качества лингвистического образования. Нам, как учителям новой формации, необходимо усилить работу по формированию культурологической компетентности и функциональной грамотности личности. Безусловно, наше исследование носит рекомендательный характер и учитель-словесник должен нести свою в обучение и образование конкурентоспособной личности .
Список использованных источников
1. Лекции преподавателей Обл.ИУУ «Өрлеу» 2.Интернет- ресурсы 3.Учебник «Русский язык» 9 класс
Алматы; Мектеп, 2010
4.Развитие критического мышления на уроке : пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Заир-Бек С.И. Москва: Просвещение,2011-223 стр.
5.Халперн Дайана. Психология критического мышления- СПБ:Питер ISBN, 2000- стр.168
6.Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: учебно-методическое пособие-
СПБ: Каро,2013
7. Современные педагогические технологии под ред. Бексаин К. Алматы, 2007, книга 1, стр. 37
8.Современные педагогические образовательные технологии обучения Кошкарбеков Н. Алматы, 2009, книга 2, стр. 37
9.Миронова В.Г., Хмельницкая И.Б. Обучение научному стилю речи Алматы, 1993 - стр. 144
10. Количенко А.К. Энциклопедия педагогических технологий, СПб: Каро, 2006
11.В.Г.Зинченко, В.Г. Зусман, З.И.Кирнозе Межкультурная коммуникация
Москва «Флинта», «Наука», 2007- стр. 137