- Учителю
- План-конспект урока литературы в 9 классе 'Проблема любви и свободы в произведении М. Горького М. Чудра'
План-конспект урока литературы в 9 классе 'Проблема любви и свободы в произведении М. Горького М. Чудра'
Тема урока: Проблема любви и свободы в
произведении М.Горького «Макар Чудра»
Цель: Рассмотреть, как раскрывается проблема любви и свободы в произведении М.Горького «Макар Чудра».
Задачи:
познакомить учащихся с определением романтизма и романтического героя;
определить, какими литературными средствами пользовался для этой цели автор;
выяснить, в чем заключались идеи свободы, красоты и радости жизни для главных героев.
ПЛАН УРОКА:
-
Организационный момент
-
Вступительное слово учителя
-
Повторение изученного ранее материала
-
Опережающее задание на дом. Проверка домашнего задания
-
Сопоставление образов главных героев рассказа Лойко Зобара и Радды
-
Вывод
-
Подведение итогов
-
Заключение
ХОД УРОКА:
-
Проверка готовности учащихся к уроку, работа с журналом
-
Ребята, тема нашего урока - «Проблема любви и свободы в рассказе М.Горького «Макар Чудра». Мы рассмотрим, как посредством идеализации гордых и сильных людей произведении автор рассматривает проблему истиной любви и свободы. Герои его ранних произведений идут на все ради свободы. Художественное своеобразие рассказа: романтизм.
- Дайте определение романтизма
(работа со словарем)
-
Назовите ранее изученные вами произведения, в которых герои свободу ставят превыше всего.
(Земфира в «Цыгане» Пушкина, образ юноши-горца в «Мцыри» Лермонтова, Данко «Старуха Изергиль»)
- Перескажите коротко историю Данко
(Пересказ ученика)
- Почему же Данко - исключительный герой?
(Исключительный герой в исключительных обстоятельствах)
- Какова же условная «формула» романтического героя?
(В нем всё сверхмеры)
-
Опережающее задание на дом.
- Прежде, чем приступить к работе, запишите задание на дом. : «Доказать, что «Макар Чудра» - романтическое произведение». В ходе урока вам нужно будет записывать ключевые слова, которые помогут при выполнении домашнего задания.
Откройте тетради и запишите число и тему урока.
Работая с текстом дома, вам надо было выписать новые для вас слова и дать им лексическую характеристику.
(Чекмень, удила, кошель, юнак …)
На уроке мы рассмотрим образы героев М.Горького - Радды и Лойко Зобара и постараемся ответить на вопрос: «В чем заключается проблема любви и свободы в произведении М.Горького «Макар Чудра»?
Рассказ начинается с описания пейзажа
(Учитель наизусть зачитывает отрывок из рассказа с описанием пейзажа)
- Для чего автор начинает рассказ с описания пейзажа?
(Для создания настроения)
- Какое настроение создается после его прочтения?
(Предвещение, предостережение, ожидание чего-то необычного. Природа, как бы сама, нашептывает легенду)
- Какими литературными средствами пользуется при этом автор? Найдите их в отрывке.
(Гипербола, олицетворение, метафора).
- Сразу после описания пейзажа автор знакомит нас с рассказчиком - Макаром Чудрой.как вписывается его образ в произведение, и что можно сказать о Макаре Чудре?
(Составляет с природой единое целое, привычен к холодному ветру, дождю и жизни под открытым небом. Презирает опасность, свободный, вольный)
- Поэтому только такой рассказчик может передать историю любви Лойко Зобара и красавицы-цыганки Радды.
5. Расскажите историю Лойко Зобара.
(Индивидуальный пересказ)
- Радда и Лойко Зобар являются романтическими героями это исключительные герои и все в них должно быть гиперболизировано: и чувства, и поступки, и внешность.
- Найдите в тексте описание портрета Рады
(Работа с текстом)
- В чем гипербола?
- Каким изображен Лойко Зобар?
(работа с текстом. В чем гипербола?)
- Радда и Лойко Зобар изображены людьми, которыми все восхищаются, все в них сверхмеры, значит ощущение свободы у них должно быть сверхмерным, сверхсильным.
- Как понимает Л.Зобар свободу? Чего он хочет от своей жены?
(Его любовь ни к чему не обязывает, его любимая не должна предъявлять ему никаких требований. Она должна довольствоваться самим фактом того, что ее любит сам Лойко Зобар.
-А Радда смирилась бы с этим?
(Рассуждение учащихся)
- Что ожидало бы Раду, если бы она вышла замуж за Л.Зобара? была бы она счастлива?
(Как жена, может быть. А как личность - нет. Радде хотелось чего-то необычного, большего в жизни, чем участь простой хранительницы очага.)
- Какое условие поставила Радда Лойко?
(Признать ее власть, поклониться в ноги, показать ее превосходство. Она понимает любовь как полное подчинение ей мужчины. Ставит перед выбором: любовь или воля. Сама же однозначно выбирает волю.)
- Мог бы сам Л.Зобар долгое время быть с Раддой? Поступать так, как он хотел?
(Он добивался цели, а добившись, терял к ней интерес. Так могло бы быть и с Раддой. Если бы он поклонился Радде в ноги, то уже никогда бы он не стал поступать так, как он хотел, следуя своим желаниям. Он полностью подчинился бы Радде)
- Так почему же Л.Зобар убивает Радду?
(Убить Радду заставляет непереносимый душевный разрыв)
- По легенде Радда и Лойко не смогли быть вместе. Что же им помешало? Какое качество мы просматриваем в их характерах, приведшее того и другого к гибели?
(Самолюбие, неумение отказаться от своего взгляда на жизнь. Для них единственный закон - их свободная прихоть, каприз, а любимый человек, тот, кто следует им безоговорочно. Намеренное возвышение своей личности над остальными, т.е. эгоцентризм (работа со словарем, добавить к списку в тетради)
6.Радду и Лойко Зобара можно сравнить с двумя солнцами, вокруг которых ходят люди - планеты. Сблизившись, одно из солнц затмило бы другое. Двух солнц не бывает. Ни Радда, ни Лойко не захотели уступить друг другу.
Прочитайте завершающую сцену.
(Работа с текстом)
- Почему автор закончил легенду так трагично?
(Иначе просто не могло быть. Слишком яркими личностями были Радда и Лойко Зобар. Подобно метеоритам они вспыхнули и погасли, обретя в смерти свое бессмертие)
(Под нежную музыки скрипки учитель зачитывает заключительные строки произведения)
7. Теперь давайте подведем итоги и проверим, какие записи вы сделали в тетрадях.
(Зачитывают свои наблюдения, выводы, заметки)
8.Накануне революционных потрясений М.Горькому важно было показать роль исключительной личности в истории людей, способных на поступок, тех, которые ради идеи ,ради принципа, могли перешагнуть через страх смерти, так как это сделала Радда.