- Учителю
- Статья 'Как книге вернуть Читателя'
Статья 'Как книге вернуть Читателя'
От текста… к тексту или
как Книге вернуть Читателя?
Всякий текст должен рассматриваться
как условие мыслительной деятельности
читателя.
С. Л. Рубинштейн
Вопрос вовсе не риторический. За ним скрывается тревога, страх и мысль о возможности или невозможности реальных действий в заботе о подрастающем поколении.
Вот уже15 лет мы живём в новом тысячелетии и …?.. Какими мы стали за это время? Что и из каких источников мы узнали нового о себе, о жизни, об окружающем мире? Какие открытия, может, произошли в человеческом общении? Наверное, да! Мы стали грамотные, «информационные», «продвинутые» (из современной активной лексики), но, как мне кажется, сбой в человеческой системе всё же произошёл: мы разучились общаться! Общаться друг с другом, с Книгой, с художественным текстом в том числе, - верным другом, спутником, собеседником, учителем.
«Главная роскошь на земле - роскошь человеческого общения», - мудро заметил когда - то А. Сент - Экзюпери. В наш век эти слова, пожалуй, актуальны, как никогда. Мы перестали общаться, понимать друг друга, и…результат - потеря грамотности, речевой и понятийной.
А что дальше? Новый век, как мне кажется, совершенно напрасно разлучил Читателя с Книгой, с хорошей Книгой. А отсутствие потребности в хорошей Книге влечёт за собой серьёзные последствия. Каким бы суперсовременным не был компьютер, как бы много места не занимал он в нашей жизни, никогда не заменить ему живое Человеческое Слово. Каждый филолог знает, что текст, а особенно художественный, причастен одновременно к двум очень важным сферам:
- во-первых, художественный текст - часть множества текстов, созданных на данном языке (устных и письменных; разговорных, научных, деловых и др.), и в этом качестве его основная функция - быть средством общения;
во-вторых, художественный текст - произведение искусства, факт культуры, собеседник, посредник между культурой Человека, культурой Автора и культурой Информации, и тем самым как бы не совсем принадлежит сфере обыденной речевой коммуникации, в этом случае его основная функция - эстетическая.
В наше время самым популярным информационным источником признан компьютер. Кроме информативной его функции, что ещё? Может ли он качественно выполнить функции, например, художественного текста? Я не буду спорить со временем: компьютер нужен! Но насколько? В каких объёмах и порциях?!
Чувствую себя на боксёрском ринге… Но не боя хочу я, не о победе душа болит -я хочу живое слово вернуть душе ребёнка!
Как часто приходится слышать от учеников, что их не понимают родители, что им тяжело дома. И как часто с этой же бедой приходят в школу сами родители. Одним старшеклассникам кажется, что их отцы и матери смотрят на мир тускло - приземлённо, холодно - расчетливо. Другим « не до них!». У третьих - разные вкусы и они не понимают современной жизни У четвертых... У пятых... А в общем, «больно и горько, когда отцы и дети, говорящие на одном языке, говорят на разных». Хочу заметить, что когда старшеклассники произносят «отцы и дети», то они имеют в виду не поколения: у тех же самых юношей и девушек, которые сетуют на непонимание, могут быть прекрасные отношения с другими взрослыми. Речь идет об отцах и детях в самом прямом, непосредственном смысле этих слов. И ещё!
Почему - то гораздо раньше, чем прежде, испытывают наши ученики не только первые радости, но и первые горечи, которые несут увлечение, влюбленность, любовь, страсть.
Диапазон чувств и переживаний, ситуаций и конфликтов здесь необычайно широк, особенно в наше время. Я думаю, что со мной согласится большинство моих коллег! У современной школы проблем стало не меньше, а гораздо больше… На своём «рабочем» месте у нас нет ответа: «Мне не до вас!» До них! И только до них! Учителей, а особенно учителей - словесников волнуют не только проблемы выпускников, связанные с окончанием школы, но в большей степени, что с ними будет? Кто поможет в дальнейшем их пути, кто подскажет, предостережёт от ошибок?
Большинство подростков вступают в юность, не ощущая сурового дыхания жизни. Но именно в юности впервые в безмятежность мировосприятия вторгается ощущение драматизма мира, человеческих отношений, самопознания.
Весь смысл наших устремлений в том, как сделать, чтобы дети были счастливы. Но остаются и останутся и трагизм смерти, и мучения тяжелой болезни, и страдания безответной любви, и горе семейных разломов, и отчаяние роковых жизненных ошибок, и боль неудач в работе, поражений в творчестве, и муки совести. Да и вообще, пока еще «для веселия планета наша мало оборудована». Через свой, казалось бы, такой небольшой опыт приходит юность к осознанию драматизма человеческого бытия, хрупкости человеческих отношений.
«Хорошо взрослым, - думают дети. - Они знают, как надо и не надо. И еще очень хорошо знают, «когда ничего не поделаешь».
-Что делать? Как помочь? Где искать ответы на возникшие вопросы? Не знаем? А может, у нас информационный голод?
- Нет, и не голод информационный и информативное перенасыщение: СМИ, интернет! Надо искать выход…
Время не повернуть, да и не надо! Может, не время повернуть, а ребёнка направить к ещё одному источнику информации - к книге - и отдать ей должное - дать возможность занять достойное место и в современной жизни человека?! Как вы считаете, друзья?
А для кого сейчас пишутся романы, рассказы и стихи? Для специалистов-литературоведов? Или для простых читателей? Мне кажется, для простых читателей. Книги пишут для того, чтобы их читали.
Друзья! Создание книги - это передача писателем своих «переживаний, волнений, мыслей» читателю - «внимателю», сопереживателю», собеседнику. Причём, как правило, писатель «старается» как можно точнее выразить свою мысль (в этом смысл авторской правки), сделать своё произведение понятным читателю - говорит с ним на его языке: с Пятницей - на людоедском, а с попугаем - на экзотическом. Таким образом, автор вступает с читателем в диалог, тем самым создавая коммуникативную ситуацию и решая проблему общения.
Но! «Художник заряжен лишь однополюсной силой. Для потока творчества ему нужен второй полюс - вниматель, соперживатель... Читатель - составная часть искусства» (А. Толстой)
Как глубоко и серьезно! Значит, какой силой обладает книга!
Чего ждет от книги читатель?
Сложно не согласиться, что человек стал требовательнее, придирчивее, и читатель тоже…не хочет ждать рождения мысли, формирования мировоззрения и вкуса. А как быть? Писателя и Читателя как - то надо объединить.
«Монтень говорил, что ему необходимы три вида общения: любовь, дружба и чтение книг». И все они по природе своей почти одинаковы, книги можно любить, они всегда будут верны друзьям. «…» Мы чувствуем себя одинокими в этом огромном, равнодушном мире. Мы страдаем от этого, нас ранят несправедливость и трудности жизни. Из книг мы узнаём, что и другие, в том числе великие люди, также страдали и искали, как и мы. Книги - это открытые двери к другим душам и другим народам» (А. Моруа), а значит, поиск истины.
Конечно, книги, как и люди, бывают разными, и читатель разного ждёт от них, но всегда общения.
Размышляя над страницами художественных произведений, ребёнок научается думать: о книге и ее героях и вместе с тем вообще о человеке в мире и мире в себе, о жизни, нравственности, человеческих взаимоотношениях. Познание литературы, проникновение в слово писателя, работа над языком художественного произведения сливаются при этом с познанием и самопознанием. Вот почему (и не только на уроках литературы) книгой учащихся необходимо обращать и к самой жизни, к переживаниям, к сопереживаниям. А иначе, где приобретать опыт жизни, чувств?
Если верить В. Набокову, то «Имеется три точки зрения, с которых писатель может быть рассмотрен: как рассказчик, как учитель и как чародей. Большой писатель - комбинация этих трёх - рассказчика, учителя, чародея, - но чародей в нём преобладает и делает его большим писателем.
Таким образом, чтение - это одновременно общение и познание через освоение информации.
Значит, «правильное» чтение - благо, а «неправильное» - вред! Да ещё какой! Что сейчас информируют СМИ? Подготовит ли эта информация ребенка к жизни?! Я даже не сомневаюсь: подготовит! Почему же мы, взрослые, такие беспощадные и кровожадные к душе детской?! Коррупция, смерть, кровь, насилие…Где и сколько отведено место наслаждению искусством, чувству?! У меня нет слов! А откуда взять слова ребёнку?! Литературный язык перестал быть образцовым, так как кроме школы нет ему подпитки! Зато какое раздолье СЛЭНГу! Из нашей речи вынули душу! Каждый филолог знает: обездушивание речи ведёт к обездушиванию внутренного мира человека!
Я хочу обратиться ко всем взрослым и напомнить, что безграмотность общества - это безграмотность каждого человека в сумме. Правда, впечатляюще!
У меня сегодня нет цели линчевать учащихся за создание собственных текстов - это отдельный разговор…Скажу лишь только, что современному подростку очень трудно понять не только научный текст, но и художественный! А как создать свой текст? Филолог берётся за голову!
Не увлеклись ли мы, взрослые, погоней за материальными ценностями, пытаясь облегчить чаду дальнейшую жизнь?
А развитие? Выход: «престижная школа все проблемы решит за наши деньги»! Решит, но не все! Не обольщайтесь! А жизни кто научит?! Кто будет примером: школа, учитель, одноклассник?
Вступающие в жизнь должны научиться думать. Говоря о преодолении бездумности, я имею в виду не развитие мышления, не обучение приемам мыслительной деятельности, не приобщение к способам решения познавательных задач (обо всем этом существует огромная психологическая и педагогическая литература), а социально-нравственный аспект этой проблемы. Научить думать о людях, близких и далеких, о работе, о деле, о родине, о человечестве, о мире, о добре и зле, о том, что происходит вокруг,- значит не только развивать умственно, но и - прежде всего - воспитывать нравственно. Мы нередко очень односторонне, лишь в учебном смысле, воспринимаем само понятие «думать». А ведь думать значит не только сравнивать, обобщать, вычленять, абстрагировать, сопоставлять, решать познавательные задачи.
Конечно, здесь даны разные оттенки слова думать. Но как символично, что думать в русском языке - это не только мыслить, размышлять, но и намереваться, хотеть, заботиться, печься. Не только производить умозаключения, но и иметь мысли, направленные на что-нибудь или кого-нибудь, принимать кого-нибудь и что-нибудь во внимание. И все дело в том, на что направлены мысли, кто и что принимается во внимание. Повторяю еще раз: это проблема не только умственного, но и духовного, нравственного развития человека. Вот почему так опасна бездумность. Она не может не обернуться безответственностью и равнодушием ни взрослых, ни детей!
Я думаю, перейдя к технологическому, компетентностному способу обучения, современный учитель не просто предлагает готовые ответы и решения, а побуждает искать их самостоятельно, идя от личного восприятия учениками мира, общества, людей, самих себя. От личного - обогащая его- к личному. Тут другого пути нет. Важно: где искать? Я думаю, ответ есть: книга! Она ждёт своего читателя и не откажет в поиске ответов на вопросы! Ждут авторы и их книги: Людмила Улицкая, Майя Кучерская, Людмила Петрушевская, Дмитрий Быков Кирилл Кобрин, Михаил Шишкин. Вячеслав Пьецух Андрей Битов Анатолий Королёв Виктор Пелевин, Андрей Геласимов Алексей Иванов Евгений Гришковец Роман Сенчин Катя Метелица Кирилл Шелестов Александр Селин и многие другие. Так, перемещаясь от текста…к тексту шаг за шагом будем вместе «добывать» информацию, учиться думать, жить, чувствовать думать, как Книге вернуть Читателя, ибо « Всякий текст…- это условие мыслительной деятельности…»
Тревогой поделилась учитель
русского языка и литературы
филиала НПЦО «Лицей «Столичный» Г.Астаны (Казахстан)
Брояновская Н.С.