7


  • Учителю
  • Доклад 'Дидактическая игра на уроках русского языка а начальной школе'

Доклад 'Дидактическая игра на уроках русского языка а начальной школе'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала


Доклад.

Дидактическая игра

и её развивающие возможности

на уроках русского языка в начальной школе

В младших классах игра, как известно, занимает одно из важнейших мест в осознании и деятельности детей. При организации и проведении игр на уроке следует иметь в виду, что их назначение не сводится лишь к заполнению свободного времени. Подбирать игры надо осмысленно, использовать их в определенной системе и последовательности, с учетом того, какие воспитательные и образовательные задачи решают.

Игра и учеба - две разные деятельности, между ними имеются качественные различия. Справедливо замечено, что «школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывает ребенку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организационную роль игры. Переход от игры к серьезным занятиям слишком резко, между свободной игрой и регламентированным школьными занятиями получается ничем не заполненным разрыв. Тут нужны переходные формы». В качестве таковых и выступают дидактические игры. «Игра должна быть организована так, чтобы в ней предчувствовался будущий урок »(3).

В.А. Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребёнка. Для него игра-это самое серьёзное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет и не может быть полноценного умственного развития.»

Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра- это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. (8).

Давно доказано, что участие младших школьников в дидактических играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех выбору альтернатив.

Цель игр, проводимых на уроках русского языка, - пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. Дидактическая игра по своему назначению - это одно из действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по русскому языку.

Функции игр как метода изучения русского языка в школе.

Первая, простейшая функция - облегчить учебный процесс, оживлять его .Эту роль выполняют сказочные элементы, занимательные картинки, подбор занимательных текстов и пр.

Вторая функция - «театрализация» учебного процесса: игровые формы вводят ролевой элемент, например вымышленных персонажей. Артистические приёмы используются в ролевых диалогах и полилогах, в чтениях по ролям, в инсценировании басен, сказок, в составлении силами самих учащихся различных упражнений, задач и даже в составлении страниц предполагаемого учебника.

Третья функция - соревновательная. Игра вносит элемент соревнования, конкурса, возбуждает активность, стремление к лидерству, от простейших случаев игра переходит к олимпиадам, к тестированию, к литературному творчеству ,к соревнованию в качестве и глубине знаний.

Названные три функции игры представляют собой ступени от игры- забавы к игре - увлечению познанием. Это высшая ступень - от игры к творчеству, к научной логике, к опережению школьных программ. (7)

Дидактическая игра в школе - одно из средств воспитания умственной активности учащихся. Выбор игры определяется учебно - воспитательными целями урока. Кроме того, игра должна быть доступна для всех учащихся, соответствовать их потребностям и интересам. Понятно, что непосильное задание отбивает интерес к игре; очень простое - воспринимается как развлечение. Игра должна посильной, но в то же время содержать некоторые трудности, требующие от ученика напряжения внимания, памяти.

Дидактическая игра имеет определённую структуру, характеризующую игру как форму обучения: дидактическая задача; игровые действия; правила игры; результат

Дидактическая задача определяется целью обучения и воспитательного воздействия.

Она определяется педагогом и отображает его обучающую деятельность. Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача реализуется через игровую задачу, которая решается учащимися. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Игровые действия - основа игры. Чем разнообразней игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.

В разных играх игровые действия различных по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, ролевые действия, отгадывания загадок, пространственные преобразования и т. д. Они связаны с игровым замыслом и исходя из него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.

Организация и проведение игры .

Перед тем как начать игру, учитель сообщает, на каком материале она будет проводиться ,предупреждает о возможных затруднениях, с помощью вопросов выясняет понимание школьниками материала, на котором построена игра. Далее он сообщает задачу, объясняет правила игры, показывает образец игрового действия. Нельзя начинать игру, нет убедившись, что ученики поняли, что надо делать и что от них требуется. В процессе игры учитель помогает при затруднениях, иногда подсказывает наводящими вопросами решение, направляет действия играющих.

Перечислю основные правила проведения игры.

1.Учитель следит за соблюдением правил игры, старается не допускать нарушений, подбадривает детей, побуждает к поискам ответов на вопрос.

2.Отличительной особенностью игры является её добровольность, поэтому творческие задания не должны быть обязательными для всех.

3. Важно соблюдать соответствующий темп и ритм ведения игры: быстрый вызывает отставание большинства учащихся, медленный порождает потерю интереса.

4. Во время игры учитель должен проявлять максимум внимания , такта, доброжелательности, к детям, чтобы неуместным замечанием не повлиять на активность и инициативу учеников. Не нужно стремиться, во что бы то ни стало, довести до сознания ребёнка допущенную ошибку, так как это нарушает темп игры и отрицательно действует на играющего.

5.Нежелательно во время игры делать дисциплинарные замечания. В игре младшие школьники должны чувствовать себя свободно, непринуждённо, испытывать удовлетворение от сознания своей самостоятельности.

6.Дидактические. игры можно проводить как соревнования команд. Дидактические игры, групп и т. д. В этом случае избираются капитаны команд. Они осуществляют контроль за правильностью ответов.

7.В каждую команду лучше включать детей с различной подготовкой. Желательно, чтобы не выигрывала одна и та же команда. Проигрывающим один раз при повторе нужно дать возможность выиграть, почувствовать себя победителями.

8.Для проведения некоторых игр необходимо выбрать водящего.

9.Подведение итогов игры. Для игры на уроке отводится примерно 5-8 минут. Затем подводятся итоги, объявляются победители. Учитель напоминает, какой материал нужно повторить, чтобы в следующий раз одержать победу. В подведении итогов принимает участие весь класс вместе с учителем. Это необходимо для выработки самоконтроля, самооценки. В некоторых играх результат оценивается учителем совместно с капитанами. При подведении итогов учитель отмечает похвалой как тех, кто закончил работу первым, так и тех, кто выполнил её последним, но успешно справился с заданием. Любая игра должна приносить детям удовольствие, радость, особенно в младших классах.

Игра может проводиться на разных этапах урока. В начале урока цель игры - организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы. В конце урока может носить поисковый характер.

Основные виды игр, которые можно использовать в начальной. школе на уроках русского языка, определены в методической литературе.(4-6,8). Это загадки, шарады, логогрифы, анаграммы, метаграммы, ребусы и кроссворды. Все названные виды игр можно использовать на уроках уже с 1-го класса.

Чаще используются загадки, ребусы, кроссворды.

(Они напечатаны в журнале «Начальная школа» №1, с.32 2003г, № 4 с 47, №1 с 38, № 10 с 49; 2004 г -№5 с 53, №6 с42, №10 с 44, № 11 с 53; 2005 № 10, №7, № 12; 2006-№4,9,12)

Реже используются шарады, анаграммы, метаграммы, логогрифы.

Шарада-это загадка, составленная в стихах, где задуманное слово распадается на несколько отдельных частей, каждая из которых представляет собой самостоятельное слово, как правило, односложное (пар+ус, фа+соль). Разгадав каждую часть шарады и сложив их вместе, получается заданное слово.

Например: Начало-нота, Первое - нота,

Потом - оленя украшение, Вторая - то же.

А вместе - место А в целом - на горох

Оживлённого движения. (дорога) похоже.(фасоль)

Анаграмма - это игровое задание, в котором при перестановки слогов и букв или при чтении справа налево получается другое слово.(кот - ток).

Например: Под тенью у меня вы летом отдыхаете.

Но коль согласные местами поменяет

Превращусь в один момент Я в столярный инструмент (липа - пила).

В метаграмме зашифрованы различные слова, состоящие из одного и того числа букв. Разгадав одно из слов метаграммы, нужно заменить в нем одну букву так, чтобы получилось новое слово по смыслу(цапля - капля, карта -парта, сорт -порт - торт).

С г - её на винт накрутят,

С л- конечно лает

С м - одежда, но не греет,

С з от волка убегает.(гайка, лайка, майка, зайка) ТЕМА: перенос слов с буквой й.

Логорифмы - в них новые слова образуются в результате прибавления или убавления одной буквы или слога.

Например: Его откроешь - и вода из него польётся.

Добавишь Э - и тогда в кинотеатре он найдётся.(кран -экран).

Омограф - загадка, в которой задуманными являются слова, совпадающие по написанию, но разные по значению. Для разгадывания важно правильно перенести ударение с одного слога на другой.

Например: Я - травянистое растение с цветком сиреневого цвета.

Но переставьте ударение - и превращусь в конфету.(ирис -ирис).

Омоним - загадка, в которой задуманными являются одинаковые на вид и по звучанию слова, но с разными значениями.

Например: Я журчу, журчу, журчу,

Глядь - и я в замке торчу. ( Ключ)

Памятки - запоминалки.

Безударная гласная в корне слова.

Если буква гласная

Вызвала сомнение,

Ты ее немедленно

Ставь под ударение:

(а/о) кно - окна

Ск (а/о) ла - скалы

Ст (е/и) на - стены.

Измени-ка слово так,

Чтобы это измененье

Пусть ударным гласный станет,

Вот проблемы и не станет.





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал