- Учителю
- Урок по литературе на тему: 'Герой нашего времени' М. Ю. Лермонтова
Урок по литературе на тему: 'Герой нашего времени' М. Ю. Лермонтова
МКОУ Ныгдинская СОШ
Урок литературы
в 9 классе
на тему: Человек и судьба в романе Лермонтова
«Герой нашего времени»
Учитель: Харитонова И.В.
2015 г.
ВВЕДЕНИЕ
М.Ю. Лермонтов (1814 - 1841)
Поэт, прозаик, писатель.
Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве 3 октября 1814 года. Его мать, Марья Михайловна, урожденная Арсеньева, принадлежала к богатой и знатной семье. Отец Лермонтова, капитан в отставке, был и не богат и не знатен. Брак был, по тогдашним понятиям, неравным. Бабушка Лермонтова по материнской линии Елизавета Алексеевна Арсеньева нежно полюбила внука, но терпеть не могла его отца. На этой почве начались семейные распри.
Лермонтову не исполнилось и года, когда его перевезли из Москвы в имение его бабушки - в Тарханы. Тарханы находились в Пензенской губернии. Здесь и прошло детство будущего поэта. Тарханы обогатили Лермонтова впечатлениями, которые оказались важными для воспитания его характера и для его мировоззрения. Здесь он познал неброскую красоту среднерусской природы, приобщился к поэзии деревенского быта. Без Тархан, без сильных и глубоко обогащающих детских впечатлений многого недоставало бы в Лермонтове.
ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
ИСТОРИЯ НАПИСАНИЯ
Лермонтов был не только замечательным поэтом, но и не менее замечательным прозаиком. Его самым крупным и значительным произведением в прозе был роман «Герой нашего времени». Он был начат Лермонтовым в 1837 - 1838 гг., а закончен в 1839 г. Первоначально главы будущего романа печатались как самостоятельные повести. В журнале «Отечественные записки» были напечатаны «Бэла», «Фаталист» и «Тамань». Потом эти повести и две другие («Максим Максимыч» и «Княжна Мери») были объединены в отдельную книгу, вышедшую в 1840 г. под названием «Герой нашего времени».
АВТОРСКИЙ ЗАМЫСЕЛ
В 30-е годы 19 века в русской литературе наблюдалось стремление к правдивому изображению внутреннего мира человеческой души, к психологическому изображению человека. Критик того времени С.П. Шевырев писал: «Психологические задачи о человеке всего более привлекают теперь наше внимание…»
Успеху психологического направления в русской литературе более, чем кто-либо другой из писателей 1803-х гг., способствовал Лермонтов. И именно романом «Герой нашего времени». Роман был задуман как психологическое исследование человеческого характера - типического характера. Он был задуман как художественное исследование внутреннего мира человека, его души. Об этом сказал сам Лермонтов в «Предисловии» к «Журналу Печорина»: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она - следствие наблюдения ума зрелого над самим собою…»
Рассказать о том, что бывает, не всегда заметно, что требует психологического и художественного проникновения в глубины человеческого сознания, - такую задачу ставил перед собой Лермонтов, когда писал «Героя нашего времени». Этим своим замыслом Лермонтов предсказывал будущие великие достижения в области изучения человека.
КОМПОЗИЦИЯ РОМАНА. ПОНЯТИЕ О КОМПОЗИЦИИ
Приступая к разбору композиции «Героя нашего времени», зададимся в начале вопросом: «Что такое вообще композиция?» Точное значение слова «композиция» - построение. Всякое литературное произведение должно быть построено. Бывает удачная композиция, и может быть менее удачная (и совсем неудачная), но композиция всегда должна быть, это обязательное условие художественного произведения. Композиция и идейное содержание связаны между собой теснейшим образом, и именно поэтому через композицию, анализируя ее, мы лучше понимаем содержание произведения, его идейный смысл.
В понятие композиции входит и внешнее построение, и построение внутреннее. Внешнее построение - это расположение частей произведения, порядок его глав и т.д. Внутреннее построение - это группировка образов, отношение между героями и место каждого из них в общем замысле, роль автора в повествовании и роль рассказчика. К понятию композиции относится также построение сюжета произведения и место и роль таких внесюжетных элементов, как пейзаж, лирические отступления и т.д.
Что модно сказать конкретно о композиции «Героя нашего времени»? Прежде всего то, что все элементы композиции лермонтовского романа строго подчинены основной идейно-художественной задаче, которую поставил перед собой автор: написать «историю души человеческой », написать социально-психологический роман.
В центре композиции находится главный герой романа Печорин, которого автор и называет - не без горькой иронии - «герой нашего времени». Все другие персонажи, представляя и сами по себе художественную и историко-познавательную ценность, объясняют вместе с тем так или иначе личность главного героя. Главный герой рассматривается не только глубоко, но и всесторонне. По воле автора он вступает во взаимоотношения с самыми разными, непохожими по характеру и положения людьми. Читатель невольно сопоставляет его с этими людьми и, сопоставляя, все по-новому оценивает его и все глубже постигает. Рядом с Максимом Максимычем Печорин выявляет одни свои качества с Грушницким - другие, еще иначе он смотрится рядом с Вернером и т.д.
С замыслом углубленного изображения внутренней жизни главного героя и постепенной разгадки его характера связана и особенная последовательность глав романа. Они расположены не в хронологическом порядке, не во временной последовательности. Например, события, о которых рассказывается в «Бэле», т.е. в самой первой главе, произошли уж после тех событий, о которых мы узнаем из главы «Княжна Мери» (4-й главы). В финале этой главы Печорин убивает на дуэли Грушницкого, за что его и высылают в крепость, где он знакомится с Максимом Максимычем и Бэлой.
Но если главы расположены не хронологически, то чем же другим определяется порядок глав? Именно замыслом автора, потребностью все более глубокого раскрытия характера главного героя. Вначале этот характер предстает перед нами как загадка. Знакомясь с ним, от главы к главе, мы постепенно и до некоторой степени последовательно постигаем эту загадку.