- Учителю
- Урок по литературе на тему 'Кто виноват, что в мире, полном людей, человек одинок?' (По рассказу А. П. Чехова «Тоска») 6 класс
Урок по литературе на тему 'Кто виноват, что в мире, полном людей, человек одинок?' (По рассказу А. П. Чехова «Тоска») 6 класс
Тема урока: «Кому поведаю печаль мою?»
Кто виноват, что в мире, полном людей, человек одинок?
(По рассказу А.П. Чехова «Тоска»)
Цели:
- пробуждение интереса к творчеству А.П. Чехова;
- развивать навыки анализа художественного произведения;
- способствовать воспитанию эмоционально чутких людей;
- способствовать развитию у учащихся умения наблюдать;
- выделять существенные признаки, делать выводы;
- развивать ассоциативное мышление;:
- способствовать развитию творческих способностей школьников
1. Вступительное слово учителя
Сегодня мы вновь встретимся с творчеством нашего великого земляка А.П. Чехова.
Какие произведения Чехова вы читали?
Как вы думаете, рассказы Чехова смешные или грустные? Докажите свою мысль.
На этом уроке мы познакомимся с рассказом «Тоска»
Работа с тестом Люшера (цвет ) СЛАЙД №5, 6
Выберите цвет, который лучше всего передаст ваше эмоциональное состояние после прочтения рассказа А.П.Чехова «Тоска».
Посмотрите, на какие эмоции может указывать данный цвет. Соответствует ли это вашему восприятию?
2. Работа с заголовком рассказа
Рассказ писатель назвал «Тоска». Действительно, уже от названия рассказа веет печалью, грустью и т.д.
Что такое тоска, чем отличается это чувство от грусти, печали, скорби?
Определение лексического значения слов по словарю Ожегова СЛАЙД№7
Тоска - 1.Душевная тревога, уныние. 2.Скука, а так же (разг.) что-то очень скучное, неинтересное.
Грусть - Чувство печали, уныния
Печаль - 1.Чувство грусти, скорби, состояние душевной горечи. 2.То же, что и забота (устар. и прост.)
Скорбь - Крайняя печаль, горесть, страдание
Подумайте, почему А.П. Чехов выбрал именно это слово для названия своего рассказа?
3. Актуализация знаний
Аналитическая работа с рассказом (приём «погружения в текст»)
Беседа
1. Какие чувства вызывает рассказ?
2. Как вы понимаете значение слова повем в эпиграфе? Подберите к нему синонимы (поведаю, расскажу)
На что настраивает эпиграф?
Эпиграф, предваряющий рассказ, вводит читателя в атмосферу глобальной тоски, космического одиночества. Уже по эпиграфу можно догадаться, что героем будет одинокий, несчастный человек, которому некому поведать свое горе. Одиночество человека в мире людей, безразличие окружающих друг к другу. Что может быть страшнее? В вопросе эпиграфа звучит безысходность.
3. Чем интересно начало рассказа? С каким видом искусства оно ассоциируется? Какое настроение создается таким началом?
Если бы вы решили снять фильм по рассказу «Тоска» вы бы его сделали цветным или черно-белым? Свою позицию обоснуйте.
Первый абзац рассказа напоминает киносценарий. Рассказ начинается с назывного предложения, а следующие за ним несколько фраз также лаконичными штрихами рисуют картину, словно бы первые кадры фильма:
«Вечерние сумерки. Крупный мокрый снег лениво кружится около только что зажженных фонарей и тонким мягким пластом ложится на крыши, лошадиные спины, плечи, шапки. Извозчик Иона Потапов весь бел, как привидение. Он согнулся, насколько только возможно согнуться живому телу, сидит на козлах и не шевелится».
4. В каком времени ведется повествование? Как вы думаете, почему?
Весь рассказ написан в настоящем времени, что совершенно необычно для эпического произведения. Чехов создает тем самым острый эффект присутствия, вовлекая читателя в происходящее.
5. Что же главное в этом рассказе?
Главное в нем - внутреннее состояние героя, его ТОСКА.
Работа с отрывком ( блок-схема) СЛАЙД №8
«Тоска громадная, не знающая границ. Лопни грудь Ионы и вылейся из нее тоска, так она бы, кажется, весь свет залила, но тем не менее ее не видно. Она сумела поместиться в такую ничтожную скорлупу, что ее не увидишь днем с огнем…»
- Какое слово является ключевым в этом отрывке?
- С помощью каких языковых средств автор передаёт состояние героя?
Ключевым словом этого отрывка является «тоска», которое используется в словосочетаниях- эпитетах («тоска громадная, не знающая границ»), олицетворении («тоска распирает грудь»), гиперболе ( «тоска весь свет залила») и передаёт состояние героя.
6. Что же вызвало эту тоску, и отчего она так огромна? СЛАЙД №9
-
Смерть сына Ионы.
-
Одиночество героя в мире глухих к чужому горю людей.
Групповая работа с текстом СЛАЙД №10, 11
Выбрать из текста следующий материал:
Кому пытался поведать Иона о своем горе?
Как он это делал?
Какова была реакция слушателей?
Кому рассказывал Иона о горе?
Как он это делал?
Реакция слушателей
Военный
Оглядывается на седока и шевелит губами…Хочет он, по-видимому, что-то сказать, но из горла не выходит ничего, кроме сипенья … кривит улыбкой рот, напрягает свое горло и сипит: «А у меня, барин, тово… сын на этой неделе помер»
-Гм… Отчего же он умер?
…закрыл глаза и, по-видимому, не расположен слушать.
3 молодых людей
Он слышит обращенную к нему ругань, видит людей и чувство одиночества начинает мало-помалу отлегать от груди. Оглядывается и бормочет:«А у меня на этой неделе…тово…сын помер!»
-Все помрем… переводят разговор, оскорбляют Иону. Горбач легко вздыхает, заявляя, что они приехали.
Толпы
Глаза Ионы тревожно и мученически бегают по толпам, снующим по обе стороны улицы: не найдётся ли из этих тысяч людей хоть один, который выслушал бы его.
Но толпы бегут, не замечая ни его, ни тоски…
Дворник с кульком
Решает заговорить
Чего же стал здесь? Проезжай!
Молодой извозчик
«А у меня, брат, сын помер…»
Молодой укрылся с головой и уже спит.
Лошадь
-Так-то, брат, кобылочка…Нету Кузьмы Ионыча…Приказал долго жить…Взял и помер зря…Таперя, скажем, у тебя жеребёночек, и ты этому жеребёночку родная мать… И вдруг, скажем этот жеребёночек приказал долго жить… Ведь жалко?
Иона увлекается и рассказывает ей всё…
Лошадёнка жуёт, слушает и дышит на руки своего хозяина…
Система образов СЛАЙД №11
- Как при помощи системы образов Чехов показывет равнодушие окружающего мира к горю Ионы?
Интересно выстроена система образов: от отдельного человека - через группу лиц - к собирательному образу: военный - трое молодых людей - толпа.
- Что их объединяет?
Безразличие, безликость. Среди толпы, среди тысяч людей - ни одного милосердного.
Таким образом Чехов поднимает проблему оскудения нравственного мира человека
.
7. Почему Ионе так необходимо рассказать кому-то о смерти сына со всеми подробностями?
Выберите из отрывка глаголы говорения. Какую роль играют эти повторяющиеся слова?
А Ионе «хочется говорить», «путём не говорил», «нужно поговорить», «надо рассказать», «нужно описать» «нужно поговорить».
Повторяющиеся слова передают состояние души Ионы: он страдает от невозможности кому -нибудь рассказать свое горе. Поэтому ключевое слово здесь «говорить» и его всевозможные формы.
8. Почему люди не слышат Иону? Как их это характеризует?
(бездушные люди, не умеющие сочувствовать, сопереживать чужому горю.)
Лексическая работа (блок-схема) СЛАЙД №12 (обращение к тесту Люшера цвет: серый, красный)
Работа по группам
Составьте ряды синонимов ( 1-й вариант)и антонимов ( 2-й вариант), характеризующих равнодушие жителей города: (обратить внимание на приставки без- и со-)
-
равнодушие, черствость, безразличие, бессердечие, безучастность;
-
сострадание, сочувствие, сопереживание, милосердие, участие, доброта, отзывчивость
9. Могли ли такие люди увидеть «тоску Ионы - громадную, не знающую границ, которая весь свет залила»?
Лингвистический и психологический парадокс (явление, кажущееся невероятным и неожиданным) («тоска огромная» - «тем не менее её не видно») необходимы писателю для изображения бездуховности людей, их равнодушия к окружающим. Этот приём - средство раскрытия проблемы произведения.
10. Почему герою так тяжело справляться со своей болью?
Он совсем один, людям не до него и не до его переживаний. Иона лишен того человеческого участия, которое помогает людям продолжать жить, несмотря на тяжесть перенесенных потерь, несмотря на непоправимость трагедии. Его же тоска безысходна, ей никак не излиться.
11. Кому же поведал печаль свою Иона? Действительно ли это общение с другим существом, или разговор с самим собой?
Почему в речи Ионы так много многоточий, какова их роль?
В финале рассказа Иона наконец находит собеседника - лошадь. Это, действительно, собеседник: Иона говорит так, чтобы лошади было понятно: «Таперя, скажем, у тебя жеребеночек, и ты этому жеребеночку родная мать… И вдруг, скажем, этот самый жеребеночек приказал долго жить… Ведь жалко?» И лошадь, пишет Чехов, «слушает» Иону и «дышит на руки своего хозяина». Это то живое сочувственное дыхание, которого ему так недоставало.
В речи Ионы многоточия передают накопившуюся боль, которая, возможно, начнёт постепенно отпускать героя.
Вывод
- Почему после прочтения рассказа остаётся такое тяжёлое впечатление?
После чтения рассказа остаётся тяжёлое впечатление. Среди мира людей не нашлось ни одного человека, готового выслушать Иону. Мир людей чёрств, бездушен, нравственно уродлив. Искренность и чистоту сохранили лишь животные.
СЛАЙД № 13 Философско-психологические проблемы, затронутые в рассказе, актуальны и сейчас:
-
Человек одинок среди людей;
-
Оскудение нравственного мира человека;
-
В мире должна найтись хоть одна живая душа, способная сочувствовать, сопереживать.
СЛАЙД №14 Чехов - врач. И герои для него - те же больные. Он борется с болезнью - во имя больного. «Я хотел только честно и откровенно сказать людям: посмотрите на себя, посмотрите, как вы плохо и скучно живете. Самое главное, чтобы люди это поняли, а когда это поймут, они непременно создадут себе другую, лучшую жизнь», - говорил Чехов.
Обращение к проблемному вопросу СЛАЙД №16
Работа по группам
В течение нескольких минут подготовьте ответ на свой вопрос.
-
Кто виноват в том, что в мире, полном людей, человек одинок?
-
Что надо делать, чтобы мир стал лучше, добрее? (сочинение - миниатюра 4-5 предложений)
-
Что бы я сказал в утешение герою рассказа?
-
Составьте синквейн к слову «тоска», используя материалы рассказа Чехова.