- Учителю
- Конспект урока по литературе Истинная красота в чистоте сердца (11 класс)
Конспект урока по литературе Истинная красота в чистоте сердца (11 класс)
Государственное бюджетное профессиональное общеобразовательное учреждение
Пермский агропромышленный техникум
филиал с. Бершеть
Метод модерации на уроках литературы
Филиал ГБПОУ «Пермский агропромышленный техникум» с. Бершеть
(на примере методической разработки урока
по теме: «Истинная красота в чистоте сердца»
по рассказу Т.Толстой «Соня»)
36.02.01 «Ветеринария».
Автор:
Федосеева Лариса Станиславовна,
преподаватель русского языка и литературы
Бершеть, 2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральный государственный образовательный стандарт основополагающей технологией организации учебно-воспитательного процесса провозглашает системно-деятельностный подход. Методологическим основанием системно-деятельностного подхода является общая теория деятельности. На первое место выходит личность студента, его способность к «самоопределению и самореализации», к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности, а также системно тренирует коммуникативные способности, тем самым обеспечивая формирование готовности к саморазвитию. Это организация такого обучения, при котором студент «открывает» знания сам в процессе самостоятельной исследовательской деятельности.
Новый учебный процесс предполагает внедрение новых форм работы и предусматривает новые роли: преподавателя как организатора и консультанта, студента как активного исследователя, творчески и самостоятельно работающего над решением учебной задачи. Теперь позиция студента - познание мира в специально организованных условиях, а позиция преподавателя - организация работы. Задача педагога при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Преподаватель должен организовать самостоятельную исследовательскую работу студентов, чтобы они сами решили проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. Ключевой элемент технологии системно-деятельностного подхода - ситуация актуального активизирующего затруднения.
Раздел 2. Технология модерации
Рассмотрим системно-деятельностный подход на примере технологии модерации. Сегодня модерация - это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса. Используемые приемы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, развитие исследовательских и проектировочных умений, развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде. А это ни что иное как компетентностный системно-деятельностный подход к построению учебного процесса. Студент перестает быть объектом обучения, занимая активную позицию в образовательном процессе. Меняется и роль преподавателя. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером, что принципиально меняет отношение к нему обучающихся - из контролирующего органа преподаватель превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с обучающимися. Как на уроке организовать активное участие всех студентов группы в обсуждении темы, выполнении заданий? Модерация эффективно решает эту сложную задачу путем организации групповой работы обучающихся. Такая работа может проводиться в парах, мини-командах или малых группах.
Технология модерации предполагает определённые этапы - фазы урока, каждый из которых имеет свои цели, задачи и методы.
Этапы - фазы урока:
- инициация (начало урока).
Эта фаза знакомства преподаватель-студент-предмет. При знакомстве преподаватель проводит мини - презентацию изучаемого предмета, в целях активизации обучающихся к познавательной деятельности. В игровой форме студенты делится на малые группы для дальнейшей работы;
- вхождение или погружение в тему (формулировка целей урока совместно с учащимися). Основная задача для преподавателя - заинтересовать студента к изучению данной темы.
- формирование ожиданий обучающихся (планирование эффектов урока); На данной фазе урока преподаватель рассказывает студентам, какие виды работ можно выбрать при выполнении данной работы, какие формы оценки знаний преподаватель применяет на определенном этапе, что в итоге студент может заработать по окончании работы. На этой фазе урока студент предварительно оценивает свои знания и делает ставки на свои знания, отмечает ставку на карточки и сдает преподавателю, по итогам изучения материала и работы, преподаватель выставляет оценку студенту и сравнивает с его ставками. Если ставка завышена, то проводится работа над ошибками и студенту дается возможность повысить процент ставки (улучшить оценку), если ставка занижена, то ему начисляются бонусные проценты (оценка);
- интерактивная лекция (передача и объяснение информации). Форма передачи информации студентам различная - это может быть и обычная лекция (как правило, это форма самая скучная для студентов) и интегрированная передача информации с использованием мультимедийной аппаратуры. Более интересная, на мой взгляд, форма передачи информации для студентов - это проблемно-поисковая форма, т.е. самостоятельный поиск информации по данной теме с преподавателем, который выступает в роли консультанта;
- проработка содержания темы (групповая работа обучающихся), Собранная информация обсуждается в малых группах и представляется на суд всех обучающихся. При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучающимся было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал.
- подведение итогов (рефлексия, оценка урока) После обсуждения преподаватель и студенты подводят итог работы каждого студента, группы и коллектива в целом;
- эмоциональная разрядка (разминки).
Достижение эффективности и качества образовательного процесса при использовании технологии модерации, получение запланированных результатов обучения, воспитания, развития и социализации обучающихся обеспечивается организацией следующих ключевых процессов:
- эффективное взаимодействие (интеракция) участников группового процесса;
- упорядоченный обмен информацией (коммуникация) между всеми участниками образовательного процесса;
- обеспечение наглядности хода и результатов образовательного процесса (визуализация);
- мотивация всех участников образовательного процесса;
- мониторинг образовательного процесса;
- рефлексия педагога и обучающихся;
- анализ деятельности участников и оценка результатов.
Движущие силы образовательной технологии модерации - это организация взаимодействия участников образовательного процесса.
Для организации эффективного взаимодействия необходимо сформировать малые группы, в которых в дальнейшем пойдет вся основная работа. В процессе совместной работы студенты будут осуществлять различные интеракции.
Группы могут быть сформированы, исходя из пожеланий ребят или по предложению преподавателя, когда необходимо достичь равномерного распределения обучающихся по степени их подготовки:
-
объединить рядом сидящих студентов;
-
попросить ребят рассчитаться на первый - второй - третий-четвертый и затем сформировать группы по номерам;
-
заготовить небольшие карточки разных цветов, на уроке раздать студентам и попросить объединиться в группы по цвету карточек (можно использовать и форму карточек);
-
придумать игру, в ходе которой происходит постепенное формирование групп.
-
попросить студентов еще до урока, например, через интернет сформировать мини-команды по определенному признаку.
Можно работать в одних группах на всех уроках, можно формировать группы для каждого урока.
Конспект урока по технологии модерации
Данная технология была применена при изучении произведения Т.Толстой «Соня» для студентов специальности 36.02.01 «Ветеринария». Согласно ФГОС по данной специальности, занятие способствовало формированию следующих компетенций и УУД:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ЛичностныеУУД:
УУД 01 - готовносность к жизненному и личностному самоопределению;
УУД 02 - знание моральных норм, умение выделить нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.
Регулятивные УУД:
УУД 05 - целеполагание как постановка учебных и познавательных задач,
УУД 06 - планирование-определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата
УУД 07 - составление плана и последовательности задач,
УУД 11 - осознание качества и уровня усвоения способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта
Коммуникативные УУД:
УУД 12 - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, гипотез и их проверка,
УУД 16 - умение осознано и произвольно строить речевое высказывание,
УУД17 - познавательная и личностная рефлексия,
УУД 19 - извлечение необходимой информации из текста
Познавательные УУД:
УУД 32 - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации,
УУД 34 - управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера,
УУД 35 - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации,
УУД 36 - владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами языка.
Таким образом, применение метода модерации в учебном процессе позволяет формировать общие компетенции и УУД, которые будут необходимы студентам в профессиональной деятельности, открывает новые пути в развитии навыков мышления и умения решать сложные проблемы, предоставляет принципиально новые возможности для активизации обучения.
Технологическая карта урока
Ф.И.О. Федосеева Лариса Станиславовна
ОДБ Литература
Группа: В 9-15
Тип урока: КомбинированныйТема
«Истинная красота в чистоте сердца.»
(по рассказу Т.Толстой «Соня»).
Цель
- создать условия для осознания студентов морально-нравственных ценностей, для осмысления духовно-эстетического идеала писателя и обобщения знаний по творчеству Т.Толстой средствами активной образовательной технологии.
Задачи
Образовательные: способствовать формированию ценностно-смысловых компетенций обучающихся, умения строить монологический аргументированный ответ, умения работать в группе; умения анализировать текст, формулировать проблемы, обобщать материал, выдвигать гипотезы;
Развивающие: создать условия для развития умений сопоставительного
анализа; нахождения информации в разных источниках, ее обработки
для развития и раскрытия творческого потенциала студента;
благоприятных реализации его природных способностей проявлять
инициативу и самостоятельность, свободно реализовывать свои
способности и умение адаптироваться к новым условиям, находить
оптимальные решения сложных вопросов;
Воспитательные: пробудить интерес к самостоятельному решению задач,
способствовать воспитанию у студентов нравственно-эстетических
идеалов, воспитанию доброты, милосердия.
УУД
-
ЛичностныеУУД: УУД 01-готовносность к жизненному и личностному самоопределению; УУД 02-знание моральных норм, умение выделить нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.
-
Регулятивные УУД: УУД 05-целеполагание как постановка учебных и познавательных задач, УУД 06- планирование-определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, УУД 07- составление плана и последовательности задач, УУД 11- осознание качества и уровня усвоения способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта
-
Коммуникативные УУД: УУД 12- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, гипотез и их проверка, УУД 16 - умение осознано и произвольно строить речевое высказывание, УУД17- познавательная и личностная рефлексия, УУД 19 - извлечение необходимой информации из текста
-
Познавательные УУД: УУД 32- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, УУД 34 - управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера, УУД 35 - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, УУД 36 - владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами языка.
Планируемые результаты
Предметные:
-
Знать: - основные понятия современной теории и истории литературы, особенности языка художественной литературы, основные литературные направлении и стили
-
Уметь: - сопоставлять прочитанное произведение со своим читательским опытом, интерпретировать и критически оценивать прочитанное с учетом авторской позиции, понимание авторского замысла, главной мысли произведения.
Личностные: соотносить изученное произведение со временем его
написания, с жизненным опытом; с нравственными ценностями.
Метапредметные: анализировать конкретные жизненные и гипотетические
ситуации, видеть различные стратегии решения задач, приобретение
читательского опыта и коммуникативных навыков
Основные понятия
Постмодернизм, антитеза, эпистолярный роман
Межпредметные связи
История, обществоведение посредством сквозных идей, узлов знаний
Формы урока
фронтальная, групповая
Технология
модерации
Дидактическая
структура
урока
Деятельность
студентов
Деятельность
преподавателя
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Планируемые результаты
УУД
1. Инициация
Время:3 мин.
Основные этапы:
Фаза знакомства преподаватель-студент-предмет
В игровой форме деление на малые группы.
Преподаватель обозначает свою роль, создает ситуацию, в которой обостриться противоречие между незнанием и желанием узнать , понять.
Предлагается система специальных заданий, упражнений.
Активизация к познавательной деятельности
(Познавательные УУД).
- инициативное сотрудничество
(Коммуникативные УУД).
- устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми;
2.Вхождение или погружение в тему
Время: 3 мин
Этапы: формирование целей урока совместно со студентами.
Целеполагание.
Мотивирование студентов к изучению темы. Содействие к сплочению
Постановка проблемных вопросов. Формирование ожиданий студентов. Планирование эффектов урока
(Регулятивные УУД)
- формирование действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию
(Коммуникативные УУД)
- формирование действий по организации и планированию учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками,
3.Формирование ожиданий студентов
Время: 4 мин
Этапы: рефлексия
Высказывание своих ожиданий от предстоящего занятия. Осознание каждого участника группы значимости проблемы, его собственной роли в разрешении проблемы, выявление приоритетов для обсуждения.
Планированиеспособов достижения намеченной цели
Мотивация познавательного интереса к теме.
Четкая формулировка темы предстоящего обсуждения. Определение целей урока
(Регулятивные УУД)
- планирование-определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата,
4.Интерактивная лекция
Время: 5 мин
Этапы: интегрированная передача информации с использованием
мультимедийной аппаратуры
Индивидуальное сообщение студента с мини-презентацией
Знакомство с творчеством писателя
Самостоятельная индивидуальная работа
Познавательные УУД
- работа с информацией;
5.Проработка содержания темы
Время: 15 мин
Этапы: групповая работа студентов
Осуществляют учебные действия по намеченному плану.
Консультирует, советует, помогает
Исследование в группах. Обмен информацией. Презентация результатов
(Регулятивные УУД)
- осуществляют выбор эффективных путей и средств достижения целей, контроль и оценка своих действий как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
(
- практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности:
ставить и решать многообразные коммуникативные задачи;
действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия;
устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми;
удовлетворительно владеть нормами и техникой общения;
определять цели коммуникации, оценивать ситуацию,.
6.Подведение итогов
Время: 10 мин
Этапы: обобщение знаний, полученных на уроке
Повторение ключевых положений пройденной темы. Расстановка акцентов. Свободный обмен мнениями и впечатлениями.
Консультирует
Дают оценку деятельности по ее результатам ( самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей
(Регулятивные УУД)
-оценивают свои действия как по результату.
(Коммуникативные УУД)
- владеть нормами и техникой общения;
Рефлексия
Время:5 мин
Этапы: оценка эмоционального состояния студентов и преподавателя
Самооценка себя, своего поведения, своего вклада в процесс групповой работы
Проводит рефлексию
Рефлексия
(Коммуникативные УУД)
-осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
Регулятивные УУД)
- осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
«Истинная красота в чистоте сердца»
(по рассказу Т. Толстой « Соня». Метод модерации.)
Цели урока:
Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее метода модерации
Предметно-дидактическая цель: создать условия для осознания студентов морально-нравственных ценностей, для осмысления духовно-эстетического идеала писателя и обобщения знаний по творчеству Т.Толстой средствами активной образовательной технологии.
2. Задачи по содержанию:
- образовательная - способствовать формированию ценностно-смысловых компетенций обучающихся, умения строить монологический аргументированный ответ, умения работать в группе; умения анализировать текст, формулировать проблемы, обобщать материал, выдвигать гипотезы;
- развивающая - создать условия для развития умений сопоставительного анализа; нахождения информации в разных источниках, ее обработки для развития и раскрытия творческого потенциала студента; благоприятных реализации его природных способностей проявлять инициативу и самостоятельность, свободно реализовывать свои способности и умение адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов;
- воспитательная - пробудить интерес к самостоятельному решению задач, способствовать воспитанию у студентов нравственно-эстетических идеалов, воспитанию доброты, милосердия.
Организационные формы: главной формой организации учебной деятельности обучающихся является работа в малых группах, преобладают активные и интерактивные методы и приемы обучения.
Оборудование: компьютер, проектор, проекционный экран; мультимедийная презентация преподавателя, карточки-задания для групп, текст рассказа Т. Толстой «Соня», портрет Т.Толстой, доска, мел, листы большого ватмана, фломастеры.
Ожидаемые результаты:
Личностные:
- формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора,
- формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку.
Метапредметные:
-умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных высказываниях, формулировать выводы;
- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
Предметные:
- формирование навыков различных видов анализа литературных произведений;
- владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений
собственной речи;
- владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной
и скрытой, основной и второстепенной информации;
-понимание литературы как особого способа познания жизни;
-воспитание квалифицированного читателя, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных высказываниях в жанре рассуждения аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в диалоге по поводу прочитанного;
- формирование потребности в диалоге с текстом, способности к сотворчеству с писателем в процессе читательского восприятия
Тип урока: комбинированный
ХОД УРОКА
Преподаватель:
-Здравствуйте, дорогие друзья! Я рада приветствовать вас и уверена, что сегодняшний урок литературы будет интересным и полезным для всех нас. Но прежде чем мы начнем работать, давайте разделимся на группы. (Метод учебного диалога)
1.Инициация
- Выберите себе по одной конфете.
( преподаватель предлагает конфеты 4-х разных цветов, по одной для каждого участника, после чего те рассаживаются по группам в соответствии с цветом обертки).
- Есть одно очень интересное высказывание: «Человеческое общество как коробка конфет: внешне красивая, правильной формы, в яркой обертке, но никогда не знаешь, какая начинка ждет тебя внутри». (Слайд №2)
-Хотелось бы задать вопрос, по какому принципу вы выбирали конфету? Наверное, по величине или яркому цвету обертки? Но знаете ли вы, какая начинка внутри
2. Вхождение или погружение в тему.
- Посмотрите, пожалуйста, на слайды. (Слайд №3-4) Перед вами портреты двух молодых девушек (на экране портреты Наташи Ростовой и Элен Курагиной). Расскажите, какие эмоции вызывают у вас эти люди? (Студенты высказывают свои предположения)
- Перед нами героини романа-эпопеи «Война и мир» Наташа Ростова и Элен Курагина. И Наташа, и Элен - женщины одного круга, светские дамы, но они различны по характеру, воспитанию и внутреннему миру.
Элен - это воплощение внешней красоты и одновременно странной неподвижности, окаменелости. (Слайд №3) Красота ее холодна и мертва. Автор описывает ее «белизну плеч», «глянец волос и бриллиантов», «не изменяющуюся улыбку», «очень открытую грудь и спину», «античную красоту тела». Элен напоминает красивую, но бездушную статую. Толстой совсем не упоминает о ее глазах, а ведь «глаза - это зеркало души». Элен является олицетворением порочности и безнравственности. На ее прекрасном лице всегда улыбка, но она ничего не значит. По своей сути, это маска, скрывающая пустоту души и отсутствие интеллекта светской дамы.
Наташа не поражает красотой внешней, но она истинно прекрасна внутри. Душа Наташи жива. Толстой ценит в ней живые, естественные черты. Его любимая героиня обаятельна всегда, а в минуты счастья она просто полна энергии, которая завораживает и притягивает к себе. ( Слайд №4)
Главное различие между героинями в том, что Наташа готова жить для других, готова пренебречь собой ради тех, кто в этом нуждается, а Элен может только брать, подчиняя интересы и судьбы других людей собственным эгоистическим расчетам.
Следовательно, красота (человеческая) - понятие сложное. Сложное, потому что субъективное. Ясно одно: красивое - значит нравственное, достойное звания Человека. Это способность радовать других не только своим внешним видом, но и внутренним содержанием.
Преподаватель:
- А теперь, ребята, вам предстоит определить тему нашего урока. Для этого обратимся к раздаточному материалу, который лежит на ваших партах.
Задание:
Выберите афоризмы, которые, по вашему мнению, соответствовали бы предполагаемой теме.(Слайд № 5)( Приложение 1)
Студенты должны прочитать разложенные на партах напечатанные афоризмы и попытаться определить тему урока.
ТЕМА нашего урока: «Что важнее: душевная или физическая красота?» ( Слайд № 6)
3.Формирование ожиданий учеников:
Преподаватель:
- Ребята, что вы ожидаете от этого урока? Чего опасаетесь? Какие трудности могут возникнуть?
Метод «Фруктовый сад» (свои ожидания предлагается записать на яблоках, опасения - на лимонах) (Слайд № 7)
- Зная тему урока, попытайтесь сформулировать его цель. Для этого используйте опорные слова:
- проследить (жизненные пути Сони и Ады)
- выяснить (какие качества проявляются в сложных жизненных ситуациях)
- понять (что важнее: душевная или физическая красота?)(Слайд №8)
Определение целей урока обучающимися: ( Прием целеполагания)
- Проследить жизненный путь Сони и Ады;
- Выяснить, какие изменения произошли с ними на этом пути; понять, что важнее: душевная или физическая красота, что остается после человека, для чего он живет?
4.Интерактивная лекция
Т.Н. Толстая занимает значимое место в современном литературном процессе. Это один из самых ярких авторов нового поколения. Толстая - представитель такого литературного направления, как постмодернизм. ( Слайд № 9)
Метод кластера (Слайд №10)
Рассказ «Соня» написан именно в постмодернистской традиции. Т.Толстая в своем произведении предлагает задуматься читателю над вопросами:
-
Что остается после человека?
-
Для чего он живет?
Писательница начинает рассказ с рассуждений автора:
« жил человек и нет его, только имя осталось» (Слайд 11)
СОНЯ
Почему Соня, а не Ада?
Толстая ведет повествование от третьего лица, она не боится доверить рассказ о жизни героини другому человеку, не боится, что мы, читатели, поймем все неправильно. Это и есть характерная черта постмодернизма.
В таких случаях говорят: «Автор умер». Только в конце рассказа автор появляется снова (разговор Толстой и Ады).
На 4 страницах Толстая сумела показать судьбы двух женщин.
Так лаконично и точно писал о своих героях только А.П. Чехов. Убедиться в этом можно, прочитав рассказы «Ионыч», «Крыжовник», «О любви».
Главные героини рассказа - Соня и Ада. Давайте посмотрим на них, постараемся разобраться, какие они?
Попутно отвечая на вопрос, волнующий каждого из нас:
«КТО ТУТ? ЕСТЬ ЛИ СРЕДИ НИХ ТОТ, КТО ТЕБЕ НУЖЕН?» (Слайд №12)
5. Проработка содержания темы (групповая работа студентов)
Метод «Займи позицию»
Состав группы от 3 до 7 человек. Для интересной работы у каждого будет своя роль:
Роли-функции членов группы:
-ведущий (организует обсуждение проблемы с обязательным вовлечением в процесс дискуссии всех членов группы;
-аналитик (подвергает сомнению высказывания, уточняя и проясняя смысл);
-протоколист (фиксирует и систематизирует высказывания группы, выступает с презентацией решения)
-наблюдатель (оценивает участие членов группы)(Слайд№13)
У вас на столах конверты с заданиями для групп. Результатом работы будут ваши заполненные таблицы, выводы, которые вы представите в виде готовых текстов и самопрезентация группы. Каждая группа выбирает специалиста для выразительного чтения отрывка текста. Время работы группы 15 минут
В центре рассказа две женские судьбы. За именем Соня прочно закреплены несколько образов, неизменно встающих перед глазами. Сначала вспоминаешь человека медлительного, спящего «в одном ботинке» отстающего от жизни. Затем мелькает образ Сони Гурвич - одна из пяти погибших девушек зенитчиц, хрупкая, с завитыми кудрями и неудержимой любовью к поэзии, так тихо и незаметно убитая на тихой заре в лесу. Потом Сонечка Мармеладова - символ самопожертвования. А какая Соня в этом рассказе? Почему рассказ начинается «Помните, Соня говорила…», «Платье похожее, как у Сони…»
Задание для 1 группы (Приложение 2)
Выступление групп. Самопрезентация.
Предполагаемый ответ 1 группы (Слайд № 14)
Образ Сони построен на антитезе. Ее непривлекательная внешность противопоставлена богатому духовному миру. Имя героини выбрано не случайно. У читателя сразу же возникают ассоциации с Сонечкой Мармеладовой. Главные черты этих
героинь - бескорыстие, готовность к самопожертвованию. Здесь Соню можно сравнить с князем Мышкиным Достоевского, идеальным человеком, которого все считают идиотом; Соню, чистую, искреннюю девушку, называют «дурой». Искренность, доброту, наивность, бескорыстие принимают за «идиотизм». Соня была бескорыстным человеком. Люди это знали и пользовались ею. Уезжая в отпуск, уходя в театр, детей оставляли на Соню, зная, что, вернувшись, все найдут в отличном состоянии. Соня часто ставила людей в неловкое положение. Это характеризует ее как наивного, непрактичного человека. Она резонер из классической драмы, которая раскрывает двуличие «милейших людей, ее устами «глаголет истина». И приговор «дура» ей выносят из-за того, что она не умеет лицемерить. Поэтому и глупость ее чиста - «Кристалл Сониной души».
Вывод: за нелепой внешностью Сони таится чистая, возвышенная, романтическая душа (Слайд №15)
Задание для 2 группы (Приложение 3)
Предполагаемый ответ 2 группы
Ада полная противоположность Соне. Ада внешне и внутренне напоминает змею: «острая, худая, по-змеиному элегантная». Она была в своей лучшей форме: «фигурка прелестная, лицо смуглое с темно-розовым румянцем, в теннис первая, на байдарке первая, все ей смотрели в рот». У Ады много поклонников. «Жаль, что вы не знали ее, интересная женщина». Термин «змеиная» означает здесь умение укусить исподтишка. Ада насмехается над людьми, у неё острый язык. «Все смотрели ей в рот», в обществе с ней было нескучно и весело. Образ её раздваивается, а затем и вовсе сливается с придуманным ею же Николаем. В конце рассказа перед читателем парализованная старуха с трясущимся сморщенным лицом, её черты безжизненны. Контраст резкий. Рассказчику даже приходится обратиться к читателю, чтоб тот поверил в то, что в молодости Ада была хороша: "Жаль, что вы ее не застали в молодости. Интересная женщина".
Вывод: за красивой внешностью скрывается «змеиная душа». Образы Сони и Ады противоположны в рассказе. Красота-явление преходящее. (Слайд №16)
Задание для 3 группы (Приложение 4)
Предполагаемый ответ 3 группы
- У Сони появляется выдуманный Адой возлюбленный Николай, «обремененный семьей и тремя детьми и страстно влюбленный в Соню». «Переписка была бурной с обеих сторон. Соня, дура, клюнула сразу. Влюбилась так, что только оттаскивай». Рассказы Сони о снах, пении птиц, вагоны сухих цветов, посылаемых мнимому воздыхателю, говорят о человеке, испытывающем настоящее высокое чувство. «Улетевший» белый голубок Сони - это символ ее бесконечной любви и преданности, ее готовность пожертвовать своим счастьем, своей любовью ради Николая. И если понадобиться, то и жизнью. Соня, переписываясь с «Николаем» - вымышленным адресатом, пережила радость взаимной любви, и не усомнилась в том, что её возлюбленный - фантом. Она абсолютна счастлива. Счастье она испытывает и от сознания, что спасает жизнь возлюбленного во время блокадного Ленинграда. Ада же, инициатор и автор эпистолярной мести, станет жить выдуманной ею же Николаевой страстью. Перевоплощаясь в возлюбленного Сони, Николая, будет трепетать его чувствами, испытывать счастливые мгновения, которые на некоторое время отвлекут её от суровой реальности - войны, от потери близких людей, от одиночества и безысходности. «Адский планчик», который должен был превратить жизнь Сони в ад, подарил ей счастье, превратил на некоторое время жизнь самой Ады в тяжелое бремя - счастье.
СОНЯ
АДА НИКОЛАЙ
Вывод: Соня-человек, способный на настоящее высокое чувство (Слайд №17)
Задание для 4 группы (Приложение 5)
Предполагаемый ответ 4 группы:
Эпистолярный роман смог поднять душу героини над обыденностью. В жизни героини появился Николай. Соня с первого письма оказалась в сетях любви, «клюнула сразу», «влюбилась так, что только оттаскивай», поэтому авторы письма слегка сдерживали её страстный пыл, посылая письма раз в месяц, «притормаживая Соню с ее разбушевавшимся купидоном». Противоречие в Соне выразилось по отношению к любовной переписке. В письмах она «горела неугасимым пламенем высокого чувства», обещая Николаю вечную любовь и верность, делилась с ним любым движением своей чуткой души (снами, чувствами), но в реальности оказалась скрытной. Никому не показывала своей страстной натуры, не раскрывала сердечных секретов, ни с кем не делилась тайнами души. К письмам прилагала сухие цветы, а в день рождения Николая послала единственное своё украшение - эмалевого голубка. Ада становится жертвой собственной идеи, сама создаёт для себя ад. Проходят годы, остаётся она одна в игре, неся «свое эпистолярное бремя, с ненавистью выпекая, как автомат, ежемесячные горячие почтовые поцелуи». Главной чертой Ады стала совесть. Она жалеет Соню: «Ада все собиралась умертвить, наконец, обременявшего ее Николая, но, получив голубка, слегка содрогнулась и отложила убийство до лучших времен», «Проклятый Николай каторжным ядром путался под ногами, но бросить Соню одну, на дороге, без голубка, без возлюбленного, было бы бесчеловечно. Правда, она всё же напишет прощальное письмо Николая, которое будет переполнено ненавистью и проклятиями. Что удивительного? Шла война. «Было не до любви», и Аде незачем было желать жить, тем более жалеть дурочку Соню. Эмалевый голубок спасает Соню от душевной трагедии. Именно голубь, символ мира, спасает её чистую душу от жестокой правды, от письма Ады, в котором она писала, что Николай мёртв. Спасает и саму Аду от высокомерия и мстительности.
АДА (НИКОЛАЙ) СОНЯ
- с ненавистью голубок улетел,
выпекая… обещая клятву
ежемесячные в вечной любви
горячие и преданности
почтовые новому хозяину
поцелуи ( брошь - символ любви)
ИГРА СЧАСТЬЕ
БРЕМЯ ЖИЗНЬ
БАНОЧКА ТОМАТНОГО СОКА
Вывод: Истинная красота в чистоте сердца. (Слайд № 18)
Преподаватель: Так что же важнее: красота внешняя или внутренняя красота?
Для Татьяны Толстой важно, что оставляет человек после смерти, важна его духовная суть, его любящая, сострадательная, бескорыстная душа… Как-то писательница заявила, что "маленький человек - это человек нормальный", имеющий право на память. И два символических предмета, две броши, оставшиеся после них, останутся историей любви, бескорыстия, жертвенности, напоминаем о ценности каждой человеческой жизни, о не случайности нашего бытия. Что же осталось в памяти о героинях рассказа «Соня», Соне и Аде? Что в них особенного? Что связало их судьбы?
Обе героини отличаются не только внешностью, но и по характеру. Соня была непредсказуема, и эта непредсказуемость со временем всё больше «восхищала» её знакомых. Она по-детски наивна и беспомощна. Соня обладает редчайшим качеством: Сонина душа раскрывает двуличие людей, окружавших её. Т.Толстая утверждает, что «Голубков огонь не берет»
Брошь - предметная деталь - превратилась в деталь символическую, она символизирует любовь, мысль о вечности и истинности любви. В пространстве и времени - любовь, красота души, добро - вечны.
Соня прожила свою жизнь счастливо, она осталась в памяти людей, спасла своего Николая от неминуемой смерти, ушла в небытие в самый счастливый момент своей жизни.
Что же важнее: душевная красота или физическая.
ВЫВОД: ИСТИНАЯ КРАСОТА В ЧИСТОТЕ СЕРДЦА
6.Подведение итогов (рефлексия, оценка урока)
-Итак, ребята, мы подводим итог нашей работы. Давайте посмотрим, оправдались ли ожидания и сбылись ли опасения.
- Оцените свою работу по предложенным критериям.
-
Какой позиции вы придерживались до урока?
-
Что было новым для вас?
-
О чём думали иначе?
-
Какие у вас остались вопросы?
-
Могут ли полученные знания пригодиться в жизни?
Эмоциональная разрядка
- Рассказ Т.Толстой учит нас видеть в человеке его красивую душу. Красота - это дар природы, который проявляется в способности жалеть, любить, прощать. Истинная красота в чистоте сердца. Теперь вы можете съесть те конфеты, которые вы выбрали в начале нашего занятия. У них у всех вкусная начинка. И я желаю, чтобы вы и те люди, которые встречаются на вашем пути, внутренне всегда соответствовали своей, несомненно, яркой обертке.
Приложение 1
Афоризмы для первой группы:( Приложение 1)
«Каким тебя видят - таким ты и кажешься, каким ты кажешься - таким и считают». (Адыгская пословица)
«Красота человека не в идеальной внешности, а в добром сердце» (Mirage)
Афоризмы для второй группы:
«Внешний вид человека редко отражает его сущность» (Английская пословица)
«Внешность обманчива,…она как лесной орех…может попасться с зернышком внутри,…а может…и пустышкой» (народная мудрость)
Афоризмы для третьей группы:
«Много есть людей с красивой внешностью, которым, однако, нечем похвастать внутри» (Джеймс Фенимор Купер)
«Есть люди, похожие на окна… Их красота открывается благодаря свету, идущему внутри» (народная мудрость)
Афоризмы для четвертой группы:
«Если человек красив в душе, то это проявится и внешне» (народная мудрость)
«Красота…сосуд, в котором пустота? Или огонь, мерцающий в сосуде?»
(Н.Заболоцкий)
Приложение 2
Задание для 1 группы:
Исследовательская работа
Нелепая внешность/романтическая душа (образ Сони)
Цель работы: сопоставительный анализ текста
Задачи:
-
- сформулировать проблему
-
- проанализировать текст
-
- доказать или опровергнуть гипотезу, выдвигать свою гипотезу
-
- дать аргументированные ответы на поставленные вопросы
-Жизнь Сони подобна вспыхнувшей спичке «Жил человек- и нет его». Она является из небытия и уходит в него. Что может успеть за это время человек, чтобы остаться в памяти навечно?
Вопросы:
-
Почему рассказ назван «Соня»?
-
Что означает имя Соня?
-
Как автор описывает героя?
-
В чем вы видите несоответствие?
-
Почему автор строит образ на антитезе?
-
Почему Соня - «дура»? Сколько раз повторяется это слово в тексте?
-
Что важнее внешность или душа?
Гипотеза: Искренность, доброту, наивность, бескорыстие принимают за «идиотизм».
Вывод:
Приложение 3
Задание для 2 группы
Исследовательская работа
Красивая внешность/змеиная душа (образ Ады)
Цель работы: сопоставительный анализ текста
Задачи:
-
- сформулировать проблему
-
- проанализировать текст
-
- доказать или опровергнуть гипотезу, выдвигать свою гипотезу
-
- дать аргументированные ответы на поставленные вопросы
- Ада Адольфовна, старая женщина, восьмидесятилетняя старуха, пережившая войну и блокаду, все время вспоминает Соню. Ей она обязана жизнью, счастьем - всем тем, что у нее осталось после баночки томатного сока. А какой она была тогда в молодости? Почему рассказ назван «Соня», а не Ада?
Образ Ады насыщен, противоречив, сложен и глубок.
Вопросы:
-
Почему рассказ назван «Соня»?
-
Что означает имя Ада?
-
Как автор описывает героя?
-
В чем вы видите несоответствие?
-
Почему автор строит образ на антитезе?
-
Счастлива ли Ада?
-
Остался ли в памяти неизгладимый след от образа Ады?
Гипотеза: Красота без гармонии невозможна
Вывод:
Приложение 4
Задание для 3 группы
Исследовательская работа
«Адский планчик»
Цель работы: сопоставительный анализ текста
Задачи:
-
- сформулировать проблему
-
- проанализировать текст
-
- доказать или опровергнуть гипотезу, выдвигать свою гипотезу
-
- дать аргументированные ответы на поставленные вопросы
Ада Адольфовна придумала «адский планчик», чтобы насолить «Соне-дуре», придумала любовь «по переписке».
Вопросы:
-
Какие люди окружали Соню?
-
Почему они решили отомстить Соне?
-
Что придумала Ада?
-
Кто ее поддержал?
-
Как Соня отреагировала на письмо выдуманного Николая?
-
Какие внутренние изменения произошли в Соне?
-
Как вы понимаете выражение «адский планчик»?
Гипотеза: «Адский планчик» подарил счастье.
Вывод:
Приложение 5
Задание для 4 группы.
Исследовательская работа
Игра-жизнь
Цель работы: сопоставительный анализ текста
Задачи:
-
- сформулировать проблему
-
- проанализировать текст
-
- доказать или опровергнуть гипотезу, выдвигать свою гипотезу
-
- дать аргументированные ответы на поставленные вопросы
Вопросы
-
Как долго длился эпистолярный роман?
-
Как вела себя Ада?
-
Что происходило с Соней?
-
Почему Ада так долго держалась?
-
Были ли счастливы эти женщины?
Гипотеза: Истинная красота в чистоте сердца
Вывод:
Список литературы
1. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. - М.:ВИТА- ПРЕСС, 2008
2. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия «Новые образовательные стандарты». - М.:ВИТА- ПРЕСС, 2011
3. www.rksi.ru/doc/metodika/1.pdf</</font>
4. yspu.org/trn_level_edu/7/moderaciya.pdf