7


  • Учителю
  • 'Изловить чудные законы языка. . . '

'Изловить чудные законы языка. . . '

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала
Шиленко Елена Сергеевна

Учитель русского языка и литературы

Келлеровская средняя школа

Им. И.М.Бережного

Тайыншинский район СКО

«Изловить чудные законы» языка. «О человеческом слове вообще…» М.Ломоносов и современный русский язык в школе

Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения в одно великое, историческое, живое целое.

К.Д. Ушинский

…Кипят жаркие споры о школе. Чем она не совершенна? Что ей мешает? Какой быть ей, Казахстанской школе в ориентации на новую парадигму образования? Как развивать русский язык? Как привлечь к его изучению новое поколение?

Не решенных проблем и вопросов, к сожалению, гораздо больше, чем ответов. Чтобы построить школу будущего, нужно познать ее прошлое. Используя в работе лучшие достижения передовой педагогики, дидактики и психологии, вместе с тем, еще раз возвращаемся к оставленному нами наследию великих ученых, литераторов, словесников. Понимая, как оно важно в наше время и как взаимосвязаны идеи прошлого и настоящего. Их преемственность - это огромное богатство для обновления современной школы, для построения Казахстанской школы 21 века.

Русский язык как наука не стоит на месте, он как живое существо требует к себе повышенного внимания. Начиная с первых слов, которые ребенок произносит и до красочной богатой речи ученого есть много ступеней, по ним надо проходить степенно и вдумчиво, раскрывая многовековые традиции. Русский язык, по Ломоносову, доказал свою жизнеспособность, сохраняясь на протяжении многих столетий и распространяясь на обширных пространствах планеты. «Народ российский, по великому пространству обитающий, невзирая на дальное расстояние, говорит повсюду вразумительным друг другу языком в городах и селах…По времени ж рассуждая, видим, что российский язык от владения Владимирова до нынешнего веку, больше семисот лет, не столько отменился, чтобы старого разуметь не можно было…» ( 1)Такой язык не может не справиться с новыми явлениями культуры: «Тончайшие философские воображения и рассуждения, многоразличные естественные свойства и перемены, бывающие в сем видимом строении мира и в человеческих обращениях, имеют у нас пристойные и вещь выражающие речи»(2). Ломоносов уверен, что мировоззрение, идущее на смену, развивающееся естествознание, социальные преображения найдут в русском языке свое точное и ясное выражение. Но чтобы удовлетворить современные запросы, язык придется в определенной форме видоизменить. Осознавал это М. Ломоносов и в свое время, он стал одним из реформаторов русского языка и русской словесности. Стремясь к обновлению русского языка, он предельно внимательно относился к вводимым новациям, проверяя их соответствие самой природе языка, истории и предыдущему этапу русской книжной культуры. М. Ломоносову удалось гармонично сочетать различные словарные пласты русского языка. Он признает, что норма для него во многом диктует речевой практикой, «употребляем»; поэтому о грамматике он пишет, что «она от общего употребления языка происходит». Значительное расширение лексического состава нового литературного языка, сближение его с разговорной речью и вместе с тем сохранение всего богатства, свойственного письменной традиции, - такими были основные принципы реформаторской деятельности Ломоносова в русской словесности. И сегодня вопросы, которые были поставлены перед словесниками времен Ломоносова, актуальны и востребованы вновь. Это и вопросы грамотного письма, красноречия, засоренность языка иностранными словами, о неисчерпаемости русского языка в литературе, о роли современных писателей в развитии словесных наук, о высокой культуре речи и многие, многие проблемы. Если обратиться к словесникам - практикам, которые сейчас преподают русский язык и литературу в школах, то перед ними стоит нелегкая задача не только обучить языку и литературу, но и поднять высоко статус русской словесности в культурах разных народов и стран. «Российское бы слово от природы богатое, сильное, здравое, прекрасное, ныне еще во младенчестве своего возраста, добродетелей твоих изображением растущее и укрепляющееся, превзошло б достоинство всех других языков» (3 ).Исследования М.В.Ломоносова в области языкознания напоминали по своим методам работу ученого естествоиспытателя: наблюдение над речевой практикой, элементы сравнительного анализа грамматик различных языков, классификация лексического материала. С наукой он сближал всю сферу словесности. Новый этап в развитии отечественной литературы создается, по его представлениям, в результате замены старых норм новыми, рациональными, придающими законосообразность, точность и общезначимость словесным произведениям. Вводимые нормы были логичными, необходимость их доказанной, лишь тогда они смогут придать словесному творчеству рациональную упорядоченность. Нормативизм, несомненно, присущ и современному языку. Нормы русского языка и литературы даны в руководствах Ломоносова в широком контексте новой системы воззрений о мире и человеческом познании. В его теоретических построениях наряду с логикой разума полным признанием пользуется стихия чувств, вдохновения, творческого порыва. В словесном творчестве, в понимании Ломоносова, «разум к чувствам свести должно и с ними соединить…» . Остро ощущая значение слова, несущего новые идеи, просвещающего людей, объединяющего их помыслы и стремления, он придавал большое значение развитию в России литературной, журналистской деятельности. В «Инструкции ведомостной экспедиции» особо указывалось: «…в писании от всякого умствования и предосудительных экспрессий удерживаться; особливо что к предосуждению России или ее союзников касается в «Ведомости» не вносить». Но наряду с этим особое внимание уделял и обучению языку нового поколения.

Главное на уроке русского языка, по-моему, постижение красоты языка, удивление пред его возможностями и открытия, «свои открытия», пусть маленькие, пусть уже сделанные кем-то из больших ученых. Когда ученик научиться чувствовать язык, понимать, почему так, а не иначе говорят и пишут, тогда и придет и желание «изловить законы языка», т.е. через постижение красоты языка, его богатства, неисчерпаемых возможностей - к формированию навыка грамотной устной и письменной речи. Надо приучать детей «всматриваться и вдумываться в средства, предоставляемые языком для выражения мысли» (И.И.Срезневский). Хотелось бы обратиться к известным словам Н.Гоголя: «Перед вами громада- русский язык! Наслажденье глубокое зовет вас, наслажденье погрузиться во всю неизменяемость его и изловить чудные законы его». В этих словах великого писателя особо подчеркнуты четыре слова: «наслаждение», «погрузиться» в «чудные законы» языка, ученики придут к пониманию его правил и его системы.

Итак, «погрузиться» в язык, как в океан. Таким неисчерпаемым океаном для речевого, интеллектуального, нравственного развития могут стать произведения нашей классики, в большом объеме изучаемой на уроках литературы. Ничто из классики, выученное учащимися или просто знакомое им, не должно лежать «мертвым» грузом; язык наших писателей призван прежде всего поражать и вызывать желание подражать. «пусть он (ученик.-Г.С.) устраивает те обороты речи, которые принадлежат Ломоносову, Пушкину, Чехову, не заставляйте его передавать «своими словами» незаменимые точные и художественные выражения великих знатоков и мастеров родного слова»(В.И.Чернышев).

Ведущим на уроке русского языка должно быть обращение к текстам больших художников слова: в такой работе будет постепенно формироваться, создаваться «твердый зрительный образ»(Л.В.Щерба) слова, предложения и , главное, «твердая лингвистическая подготовка» (Л.В. Щерба) учеников. А если будет сознательное осмысление законов языка, речи, будет и любовь к этому единству - язык, речь, так как они находятся во взаимосвязи и взаимодействии: «Язык необходим, чтобы речь была понята и производила свое действие; речь же, в своею очередь, необходима для того, чтобы установился язык» (Ф.де Соссюр). Значит, главное на уроке - «исследование» языкового материала, частичный или всесторонний анализ образцового предложения, теста. Ясно, что прикосновение к таким примерам должно быть предельно осторожным, вдумчивым, чутким: рассуждая о возможностях языка, ученики говорят о том, как эти возможности, законы воплощаются в произведениях писателя.

О роли писателя в борьбе за изучение словесных наук говорил и М.Ломоносов: «Коль полезно человеческому обществу в словесных науках упражнение, о том свидетельствуют древние и нынешние просвещенные народы… Легко рассудить можно, коль те похвальны, которых рачение о словесных науках служит к украшению слова и к чистоте языка, особливо своего природного»(Соч., т.7, стр.581-582)

В.Г. Короленко в свое время писал, что ему страшно подумать о том, что его детям будет непонятен его язык. Эти размышления писателя созвучны одной очень важной стороне преподавания языка, которая за сложностью задач, стоящих перед словесниками, нередко отходит на задний план. Речь идет о целенаправленном внимании к русскому языку как хранителю знаний о мире, отражению духовной жизни личности. С помощью языка при чтении книг ребенок познает отечественную и мировую историю и культуру, постигает основы государственности и права. Школа дает основы наук, и в этом состоит ее энциклопедизм. Мы всегда находимся как бы посредине пути, и нам хочется знать, не только где мы и что нас окружает, но и откуда мы, куда и зачем идем. Ответить на эти вопросы можно, лишь постоянно прослеживая связи языка и культуры народов, частью которой он является. Закладывая теоретические основы нового этапа русской словесности, Ломоносов собственным творчеством доказывал способность русского языка функционировать в быстро изменяющихся и развивающихся культурно-исторических условиях, тоже происходит и в современном мире. В обучение нынешних школьников полноправно входят языковые направления «Риторика», «Логика», «развитие речи», которые опираются на великое наследие, оставленное великим гением. Например, в «Риторику» включались переведенные выдержки из классической древности, раннего средневековья, Возрождения и Нового времени. Эти образцы подтверждали слова М.Ломоносова: «Сильное красноречие Цицероново, великолепная Вегилиева важность, Овидиево приятное витийство не теряют своего достоинства на российском языке».(4) И если что-либо, вне зависимости от эпохи, или темы, «точно изобразить не можем, не языку нашему, но недовольству своему в нем искусству приписывать долженствуем» (Соч., т.3, стр.392). Язык вбирает в себя и своеобразно преломляет всю совокупность знаний и представлений человека о мире. В любом языке Ломоносов видел солидную литературную основу. Он знал много древнерусских, славянских памятников: летописи, степенные книги, хронографы, разрядные и родовые книги, жития святых, прологи, церковно- богослужебные книги, изучал народные обычаи, обрядовые, бытовые, календарные песни, былевой эпос и т.д.

М.В.Ломоносов - один из тех мыслителей, кто формировал культуру Нового времени, содействуя переориентации человеческих интересов, интеллекта с проблем бытия на реальный мир и связанное с ним человеческое существование. Для русской культуры на новом этапе ее развития его деятельность сказалась основополагающей. Признание объективной основы человеческого познания, способности разума проникнуть в сущность объективных процессов и явлений, ярко выраженных в трудах Ломоносова, оставило след в русской филологии. С его именем закономерно связывается с традициями в истории русской мысли. Он воспринимал целостность мира и вместе с тем признавал полную его познаваемость. Великий ученый, мыслитель, поэт, общественный деятель - занимает свое, ни с кем не сравнимое место в русской истории, он вошел в историю мировой науки и литературы. Преодолевая сомнения и колебания своего времени, он создавал систему воззрений, порождающих надежду на совершенствование мира, достигаемое разумом и энергией человечества.

Пройдет совсем немного дней и мир вступит в новое десятилетие, столетие, тысячелетие. В этот уже не далекий день от Алматы до Астаны, от берегов Каспая до Балхаша, от Иртыша до Урала народ Казахстана вступит в свое будущее, имея за спиной богатейшее наследие великих предков, в котором место М.В.Ломоносова неоспоримо.

Каким быть образованию в новое время? Что взять из наследия прошлого? Как сохранить достижения великих ученых? Все точки над «и» в этом вопросе поставлены нашим президентом Н.А.Назарбаевым в «Послании к народу Казахстана». Он - за новые технологии, но и за сохранение достижений прошлого, обращение к опыту наших прадедов и отцов. Оптимальные условия создаются для наших детей, чтобы они стали достойными продолжателями достижений своего народа.

Литература

1. Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России.: в 2т.- М.,1992.- Т.1.- С.280.

2.Срезневский И.И. Мысли об истории русского языка.- М.,1959.- С.103.

3.Соколова Г.П. Уроки углубленного изучения русского языка. - М., «Просвещение».- 1992

4. Ломоносов М.В. Полн. собр. соч.: В 11т. М.; Л.,1950-1983. С.590

5. Ломоносов М.В. Полн. собр. соч.: В 11т. М.; Л.,1950-1983. С.582

6. Ломоносов М.В. Полн. собр. соч.: В 11т. М.; Л.,1950-1983. Т.7,С. 392

7. Ломоносов М.В. «Российская грамматика» Соч., Т.7 С.391-392

8.Ломоносов М.В. «О нынешнем состоянии словесных наук в России» Соч., Т.7 С.582

9. Ломоносов М.В. «Краткое руководство к красноречию» Соч.,Т.7 с.91-92

10. Уткина Н.Ф. Михаил Васильевич Ломоносов. - М., «Мысль» ,1986

11.Ушинский К.Д. Избран. Пед.соч.: В 2т.- М.,1974. -Т.2.-С.210

.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал