- Учителю
- Сценарий внеаудиторного занятия по литературе в 5 классе
Сценарий внеаудиторного занятия по литературе в 5 классе
Внеаудиторное занятие по литературе в 5 классе
Тема: Поэзия родной природы
Форма: литературная гостиная
Цели:
-
Развивать эстетическое сознание через освоение художественного наследия и через творческую деятельность эстетического характера.
-
Формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве.
-
Воспитывать читателя со сформированным эстетическим вкусом.
Оборудование:
-
Мини-выставка рисунков «Природа в красках».
-
Задания на Интер-активной доске.
-
Презентация «Картины русских художников».
-
Музыкальное сопровождение. (Музыкальный цикл " Времена года" Петра Ильича Чайковского).
-
Раздаточный материал (Образцы виньеток, монограмм, вензелей). Оформление столов: таблички Любители поэзии», «Любители живописи» «Любители музыки», свечи, статуэтки, фотографии в рамках, детские поделки.
Результат:
1.Формирование способности к саморазвитию и самообразованию через освоение художественного наследия, через творческую деятельность эстетического характера.
2. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
3. Воспитание читателя с эстетическим вкусом, способного интерпретировать, прочитанное, осознавать художественную картину жизни.
Продукт: поэтический альбом класса «Любимые стихи о родной природе».
Сценарий занятия
Мотивация деятельности
Вступительное слово учителя:
Я предлагаю всем погрузиться в особую атмосферу «Литературной гостиной».
- В XIX веке литературные салоны, гостиные оказали большое влияние на развитие русской культуры. В них впервые читались художественные произведения, обсуждались новые картины и музыкальные пьесы.
- Позвольте представить нашим гостям хозяев нашей гостиной очаровательную Лизу и остроумного Амгалана.
Диалог хозяев гостиной (инсценировка).
Хозяйка: гостиной Мне кажется, сегодня будет какой-то необыкновенный день.
Хозяин гостиной: С чего вы это взяли?
Хозяйка: Предчувствие. Обязательно будет интересно, увлекательно и красиво.
Хозяин: А кого вы пригласили?
Хозяйка: Я раздала приглашения очень интересным людям. В нашей гостиной несколько уголков, где расположились наши гости «Любители поэзии», «Любители живописи», «Любители музыки».
Хозяин: А чему посвятим эту встречу?
Хозяйка: Мы поговорим о самом прекрасном, что есть на земле - о родной природе.
Организация деятельности
Презентация поэтического альбома
Хозяин гостиной:
-Поэзия и природа практически не разделимы, так как природа - уже есть сама поэзия. Во все времена поэты обращаются к природе, чтобы приобщиться к духовным началам.
-В поэзии издавна осень, зима, весна и лето означают нечто большее, чем обычные времена года. И в этом мы можем убедиться, познакомившись со страницами нашего поэтического альбома «Любимые стихи о родной природе».
- Попросим «Любителей поэзии» познакомить всех со своими страничками поэтического альбома. (Выступления учащихся).
-Какая страничка вам понравилось больше? Почему?
(Высказывания гостей).
Поэтическая лаборатория
Хозяйка гостиной:
-А сейчас нас ждет поэтическая лаборатория, где проведем эксперимент. Задание: подберите эпитеты вместо пропущенных слов. (Раздаются листочки с текстом стихотворения И. Никитина «Утро»).
- Посмотрим что у вас получилось.
(Работа на интерактивной доске, 1 ученик записывает эпитеты).
Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.
................. пар по лугам расстилается.
По .............................. воде, по кудрям лозняка
От зари ............. свет разливается.
Дремлет .............. камыш. Тишь - безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка .................
Куст заденешь плечом - на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса ........................
Потянул ветерок, воду морщит-рябит.
Пронеслись утки с шумом и скрылися.
Далеко-далеко колокольчик звенит.
Рыбаки в шалаше пробудилися,
Сняли сети с шестов, вёсла к лодкам несут…
Сопоставление работ учащихся со стихотворением И.С."Утро".
И. С. Никитин
Утро
Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
Дремлет чуткий камыш. Тишь - безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом - на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая.
Потянул ветерок, воду морщит-рябит.
Пронеслись утки с шумом и скрылися.
Далеко-далеко колокольчик звенит.
Рыбаки в шалаше пробудилися,
Сняли сети с шестов, вёсла к лодкам несут…
А восток всё горит-разгорается.
Птички солнышка ждут, птички песни поют,
И стоит себе лес, улыбается.
Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит,
За морями ночлег свой покинуло,
На поля, на луга, на макушки ракит
Золотыми потоками хлынуло.
Едет пахарь с сохой, едет - песню поёт;
По плечу молодцу всё тяжёлое…
Не боли ты, душа! отдохни от забот!
Здравствуй, солнце да утро весёлое!
16 ноября 1854, январь 1855
-Трудно ли быть поэтом? А вот Бальжаев Галсан сочинил свое стихотворение о природе.(ученик читает свое стихотворение).
Мастер-класс
Хозяин:
-Попробуем увидеть, как изображается природа в других видах искусства. Перейдем к «Любителям живописи». Сначала расскажут, какие рисунки они подготовили к поэтическому альбому. (Рассказ учеников)
-Когда в начале XIX века в моду вошли поэтические альбомы, юноши и девушки записывали стихи известных поэтов и украшали страницы альбома рисунками. Между листами альбома вкладывали засушенные цветы, пряди волос.
-Наша гостья Сэлмэг покажет, как можно еще украсить свою страничку.
Сэлмэг: В нашей Мастерской мы вместе создадим неповторимые виньетки, монограммы, вензеля, которые станут изюминкой вашего стиля и придадут индивидуальность вашей странице.
Виньетка-небольшой в начале или в конце текста. Как правило, сюжетом для виньеток являются растительные мотивы.
Монограмма - знак, составленный из переплетенных между собой начальных букв имени
и фамилии владельца.
(Оформление страницы альбома виньетками, монограммами и вензелями).
Вензель - начальные буквы имени и фамилии, образующие красивый узор.
Интерпретации произведений живописи
Хозяйка:
- Картины, каких художников подобрали к нашему поэтическому альбому «Любители живописи» расскажет Дабаев З.(см. презентацию «Картины русских художников»)
-Рассмотрим репродукции картин "Весна. Большая вода". Предоставим слово Денису, он расскажет об этой картине.
Беседа по произведениям музыки
Хозяин: Спросим, что знают «Любители музыки» о композиторе Петре Ильиче Чайковском и о музыкальном альбоме П. И. Чайковского «Времена года». Какие музыкальные шедевры могли бы стать иллюстрацией к нашему поэтическому альбому.
Выступления учащихся:
-Пётр Ильич Чайковский. Времена года
«Времена года» Чайковского - это своеобразный музыкальный дневник 1 композитора, запечатлевший дорогие его сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы. Этим лирическим чувством композитора, любовью к жизни и восхищением ею и наполнена музыка одного из музыкальных шедевров Чайковского, фортепианного цикла «Времена года». В его образах запечатлены Чайковским и бескрайние русские просторы, и деревенский быт, и картины петербургских городских пейзажей, и сценки из домашнего музыкального быта русских людей того времени. Каждая пьеса посвящена определенному месяцу: «У камелька» (Январь), «Масленица» (Февраль), «Песня жаворонка» (Март), «Подснежник» (Апрель), «Белые ночи» (Май), «Баркарола» (Июнь), «Песнь косаря» (Июль), «Жатва» (Август), «Охота» (Сентябрь), «Осенняя песнь» (Октябрь), «На тройке» (Ноябрь), «Святки» (Декабрь).
"Песня жаворонка". Март
"Поле зыблется цветами,
В небе льются света волны.
Вешних жаворонков пенья
Голубые бездны полны"
А.Н.Майков.
Первая пьеса из весеннего цикла посвящена марту, когда из-под снега пробиваются нежные и хрупкие цветы, возвращаются из теплых краев птицы, а на проталинах в лесу щебечет жаворонок, согревшийся под ласковыми лучами солнца. Пение жаворонка символизирует весну, поэтому лиричная и неторопливая мелодия напоминает перекличку птиц, свободный полет над родными просторами и создает легкое, немного грустное и мечтательное настроение. Легкие трели постепенно стихают, в лесу наступает ночь, и всё замирает в ожидании следующего дня.
Эпиграфом к этой пьесе композитором было использовано стихотворение поэта Аполлона Майкова, рассказывающее про полет жаворонка в небе, радостно поющего хвалу весне, распускающимся цветам и щедрому солнцу.
"Подснежник". Апрель
"Голубенький чистый
Подснежник: цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок.
Последние слезы
О горе былом
И первые грезы
О счастьи ином..."
А.Н.Майков
Как только с полей и лесных полян сходит снег, а на полянах начинает пробиваться из-под старых листьев и хвои зеленая трава, появляются подснежники. Природа пробуждается, отправляя к свету своих первых посланников. Как и цветок подснежник, месяц апрель очень любим русским народом, особенно женщинами, ему посвящают стихи поэты, подчеркивая белизну и прозрачность колокольчиков, напоминающих о том, что весна окончательно вступила в свои права. Начало пьесы Чайковского «Март» пронизано трогательными мотивами, похожа на тихий, головокружительный вальс, который сменяется эмоциональными аккордами, а затем приглушенно звучащими мажорными нотами. В начале первого раздела пьеса более воздушная, к середине игра становится более эмоциональной и спускается до нижних октав, а затем снова возвращается к легкому и чувственному вальсу.
Это музыкальное произведение также посвящено одному из стихотворений А.Н. Майкова, в котором подснежник сравнивается с надеждой, а практически растаявший снег с позабытыми горестями и тревогой.
"Белые ночи ". Май
"Какая ночь! На всем какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает май!"
А.А.Фет
Петр Чайковский много лет прожил в Петербурге, поэтому одну из своих пьес он посвятил знаменитым «белым ночам», начинающимся в конце мая. Свежесть ночи, когда на улице светло, практически, как днем, томная нега последних дней весны, за которыми наступает жара, теплое солнце - всё это отражено в переливчатой и льющейся музыке фортепьяно, полной противоречий. То мелодия устремляется вверх, заставляя испытать возвышенные чувства и восторг, затем опускается на несколько октав, предавая душу тяжелым думам. Произведение состоит из нескольких разделов, коротких, лиричных отступлений, радостных аккордов, коротких реприз и спокойного, медленного финала, представляющего зрителю светлое небо и строгую северную красоту.
Игра
Хозяйка: Вы знаете, как проходит игра «Угадай мелодию»?
(Участвует трое учеников, включается 3-4 пьесы из альбома «Времена года»).
Рефлексия деятельности
Хозяйка гостиной: Мы увидели, как описывали красоту природы художники, услышали, какие музыкальные шедевры о природе сочинили известный русский композитор. Что вы можете сказать о нашей встрече в литературной гостиной?
(Высказывания учеников).
Хозяин гостиной: Традиционно в конце встречи в литературной гостиной танцевали вальс. Объявляется вальс «Баркарола».
Самоанализ занятия
Данное занятие проведено в соответствии с рабочей программой, в разделе «Поэзия природы» на изучение стихотворений русских поэтов о природе запланировано 3 часа. Данное занятие третье, завершающее.
Занятие проведено в 5 «А» классе, где обучается 19 учеников. Из них на высоком уровне ученики-0%; выше среднего-47%: Балданов Б., Бальжаев Г., Ванчиков Э., Галсанов А., Дамдинов С., Дондокова Л. , Сиденов А., Митупов А., Убушеева В. на среднем-42%: Батоев Т., Дабаев З., Дамбаев Д., Дашидоржиев Х., Нимаев Д., Самбуев Ц., Цыдыпов Б., Цынгуев Э.; ниже среднего-10%: Сырцев А., Жамбалова С.
Форма занятия: литературная гостиная. Ученики разделены на три творческие группы: «Любители поэзии», «Любители живописи», «Любители музыки», которые получили задания ранее и подготовили выступления до занятия. В роли «хозяев гостиной» - двое ведущих.
Использована методика интегрированного занятия, которая включает два этапа: подготовительный ( планирование, организация творческой группы, конструирование структуры занятия, репетиции), исполнительский: (проведение занятия).
На занятии применялись разные методы: аналитические: беседа по анализу произведения, интерпретации произведений живописи и музыки; метод самостоятельной работы учащихся по подбору художественного текста для поэтического альбома класса «Любимые стихи о родной природе», оформление индивидуальной страницы рисунками; репродуктивные: культурно-историческая справка о картине И. Левитана «Весна. Большая вода» и о музыкальном альбоме «Времена Года» П.И. Чайковского; творческие: мастер-класс по оформлению своей странички виньетками, монограммами, вензелями; сочинение стихотворения.
Также использовались такие приемы обучения: слово учителя в начале и конце занятия; прием выполнения творческого задания - подбор эпитетов к тексту стихотворения.
На занятии сочетались разные виды деятельности учащихся: диалог «хозяев гостиной», презентация поэтического альбома, выразительное чтение стихотворений, игра «Угадай мелодию», танец под музыкальное произведение П.И.Чайковского «Баркарола».
Были использованы фронтальная, индивидуальная формы работы.