- Учителю
- Урок-суд «Два голоса одной эпохи – А.Ахматова и М.Цветаева».
Урок-суд «Два голоса одной эпохи – А.Ахматова и М.Цветаева».
Урок-суд
«Два голоса одной эпохи - А.Ахматова и М.Цветаева».
Цель: обобщить знания и жизненном и творческом пути поэтов, закрепить в сознании учащихся, что перед ними две уникальных личности, две судьбы, два типа мышления, два голоса одной эпохи.
Литература:
-
Ахматова А. Стихотворения и поэмы.-Лениздат, 1989. - 606 с.
-
Белкина М.И. Скрещение судеб. - М.: Книга, 1988. - 464 с.
-
Бродский И. О Марине Цветаевой. - Новый мир, 1991. - №2 - с.151-181
-
Виленкин В. В сто первом зеркале. - М.: Сов. писатель, 1987. - 320 с.
-
Коржавин Н. А.Ахматова и «серебряный век». - Новый мир, 1989 - 7 - с.240-262
-
Найман А. Рассказы о А.Ахматовой. - М.: Худ. лит,1989 - 302 с.
-
Цветаева А. Воспоминания. - изд 3-е, доп. - М.: Сов. писатель,1983. - 767с.
-
Цветаева М. К столетию со дня рождения. - Звезда, 1992 - 10.
-
Цветаева М. Стихотворения и поэмы (предисл. А.Саакянц). - М.: Правда, 1991 - 688с.
-
Эфрон А. О Марине Цветаевой. - М.: Сов. писатель, 1989 - 480с.
Оборудование:
-
портреты поэтов
-
песня «Мне нравится…»
-
выставка книг поэтов
Класс: 12
Сценарий урока:
Действующие лица:
-
судья
-
прокурор
-
адвокат
-
А.Ахматова (обвиняемая)
-
М.Цветаева (обвиняемая)
-
Секретарь
-
Свидетели обвинения: А.А.Жданов, З.Гиппиус
-
Свидетели защиты: женщина из тюремной очереди, М.Волошин
-
Присяжные заседатели:
-
Председатель суда присяжных - Ю.Друнина, поэт
-
Члены суда присяжных - А.Пугачёва, певица; Э.Рязанов, кинорежиссёр; Г.Л.Мещерская, учитель русского языка и литературы;
-
-
Зрители в зале.
*****************************************************************************
Секретарь: Всем встать! Суд идёт!
А.Ахматова и М.Цветаева обвиняются судом потомков в ненужности их поэзии, её несовременность для 21-го века, а также в развращении нескольких поколений читателей.
Судья: (обвиняемым) Считаете ли вы себя виновными в этих преступлениях?
Ахматова и Цветаева: Не виновны!
Судья: Слово прокурору.
Прокурор: Посмотрите на этих женщин! Разве это матери, жёны, сёстры! О чём они думали, когда и кому писали следующие строки:
Откуда такая нежность,
Не первые - эти кудри,
Разглаживаю и губы
Знавала - темней твоих.
Их поэзия - пример отчаяния, бессилия, пессимизма, душевной усталости. Стихотворения должны рождать в человеке добрые, светлые чувства, веру в будущее. Недаром А.С.Пушкин восклицал:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Нет этой «милости» в стихотворениях этих «поэтесс», напротив, они пронизаны гневом и раздражением:
Сколько раз я проклинала
Это небо, эту землю,
Этой мельницы замшелой
Тяжко машущие руки.
Лирика А.Ахматовой и М.Цветаевой отдаёт никудышным религиозным фанатизмом, намешанным с ярым атеизмом. Героины не могут выбрать свой путь. Я настаиваю на вынесении самого строгого приговора:
Запретить книги А.Ахматовой и М.Цветаевой для чтения и продажи в связи с их растлевающим влиянием на читателей, особенно молодых. Творчество поэтесс - ненужный хлам в современной литературе, не сравнимое с творениями А.Пушкина, М.Лермонтова, А.Фета, А.Блока.
Секретарь: Вызывается свидетель обвинения А.А.Жданов.
Жданов: Я скажу только об Анне Ахматовой. Она - представитель безыдейного болота, проповедник упадничества, пессимизма. Ахматовская поэзия совершенно далека от читателя, её произведения сеют уныние, упадок духа, решение уйти от решения насущных проблем. Как уже сказал прокурор: нерешительность во всём: от жизненных вопросов до религиозных пристрастий.
Но клянусь тебе ангельским
Садом,
Чудотворной иконой клянусь
И ночей наших пламенным чадом…
Жизнь всегда ставит человека в сложные ситуации, из которых человек должен всегда достойно выходить, поэтому нужны такие слова поэтов, которые помогали бы читателю в этом.
Прокурор: После прочтения стихотворений Ахматовой читатель лишится уверенности в себе, перестанет работать.
Жданов: Вполне возможно.
Адвокат: Значит, если человек прочитает стихотворение Ахматовой, то уйдёт в свой мир. Рассуждаем по аналогии, если мы прочитаем «Франкенштейна» Мэри Шелли, станем дневать и ночевать в лабораториях.
Жданов: Конечно, нет.
Секретарь: Приглашается свидетель обвинения З.Гиппиус.
З.Гиппиус: революция коренным образом изменила жизнь многих. Когда М Цветаева эмигрировала во Францию, она не примкнула ни к одному литературному объединению, занималась критиканством произведений других поэтов, тем самым получила дешёвую славу за счёт своих собратьев по перу. М.Цветаева сознательно отделила себя от всех: её снедала зависть к успеху коллег, в том числе и меня.
Прокурор: Цветаева, оказавшись в эмиграции, пишет критические статьи о поэтах-современниках, в ущерб стихотворениям, с целью заработать славу себе? Из зависти к ним?
З.Гиппиус: Конечно, иначе её одиночество ничем нельзя объяснить.
Адвокат: Во-первых, главная проблема в эмиграции - выживание, а за прозу платили лучше, чем за стихи, во-вторых, её критические статьи не носили оскорбляющий характер. Цветаева считала, что критик не должен быть учителем и судьёй. «У поэта единственный учитель - собственный труд». Это местная богема, завидующая успеху поэта, невзлюбила её, объявив ей бойкот. У М.Цветаевой был свой путь, об этом она скажет: «Литературных влияний не признаю, знаю человеческие». Что Вы ответите теперь, Зинаида Николаевна?
З.Гиппиус: (молчание)
Секретарь: Слово адвокату
Адвокат: Посмотрите на этих женщин! Сколько невзгод, бед, испытаний выпало на их долю? Чужбина, тюрьма, бедность, унижения, запрет на творчество! Но никогда они не сдавались, оставались верными себе и в жизни, и в творчестве. У кого вы встретите тонкий лиризм?
Мне нравится, что Вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не Вами…,
целую гамму чувств:
А за окном шелестят тополя.
Нет на земле твоего короля…,
яркую связь с литературой традицией:
Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озёрных бродил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов …,
чувство безграничной любви:
Я тебя отвою у всех земель, у всех небес,
Оттого что лес - моя колыбель, и могила - лес,
Оттого что я на земле стою - лишь одной ногой,
Оттого что я о тебе пою - как никто другой…,
боль за свою Родину:
Звезды смерти стояли над нами,
И невинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами и под шинами
Чёрных «марусь».
И это лишь миллионная доля мыслей, чувств, близких каждому из нас. Их поэзия никогда не устареет, не обесценится, пока люди мечтают, влюбляются, грустят, пока в мире есть любовь, ненависть, предательство, дружба ….
Попрошу вызвать для дачи показаний свидетелей защиты.
Секретарь: Приглашается свидетель защиты женщина из тюремной очереди.
Женщина из тюремной очереди: Холодной зимой 1937-го года я стояла в бесконечной тюремной очереди к своему осуждённому мужу и вдруг увидела Анну Андреевну. Её присутствие здесь, в тюрьме, меня поразило. Я спросила: - А это Вы можете описать?
Она ответила:
- могу.
Но только спустя 39 лет я прочитала поэму «Реквием», и, словно вновь вернулась в страшный 37-ой год. Это невозможно забыть.
Прокурор: С течением времени происходит переоценка ценностей. Сейчас это актуально, а, может быть, лет через 20-30 поэма «Реквием» лишится своей актуальности.
Женщина из тюремной очереди: Поэма «Реквием» - это поэма памяти, пока будет жива Россия, об этом нужно помнить. История учит нас, а мы должны делать правильные выводы из её уроков.
Адвокат: Поэма А.А.Ахматовой только документальное свидетельство 30-х годов 20-го века в России?
Женщина из тюремной очереди: Нет, это лирический голос современницы, близкий миллионам её соотечественницам, близкий болью за близких, любимых, Родину.
Секретарь: приглашается свидетель защиты - Максимилиан Волошин.
М.Волошин: Я знал Марину совсем юной девушкой, но всегда она была Поэтом, поэтом искренним с обострённым чувством боли, счастья… Уже в первых стихотворениях чувствуется зрелый художник. Недаром, 20летняя девушка напишет:
- Моим стихам, написанным так рано, настанет свой черёд…»
Её поэзия - это всегда надежда, луч света, это огромная любовь к ближнему, нежность к любимому, к родным. Сотни влюблённых читают и будут читать её стихи, ибо они дороги и бесценны, как воздух, вода, свет.
Прокурор: Разве нельзя читать и не читают влюблённые стихи Пушкина, Блока, Есенина.
М.Волошин: Безусловно, читают и будут читать. Это выбор читателя. Поэзия Цветаевой близка и понятна не только женщинам, но и мужчинам огромной гаммой чувств, ярким и красивым языком и т.д. Можно говорить об этом бесконечно.
Адвокат: Есть ли в творчестве М.Цветаевой мотивы предательства?
М.Волошин: Никогда.
Судья: Последнее слово подсудимым.
Ахматова и Цветаева: Нам не в чем оправдываться. Мы в наших стихах, если хотите судить нас, то судите наши стихи.
(Читают по одному стихотворению)
Судья: Слово суду присяжных.
Суд присяжных: (выступает Ю.Друнина как председатель суда присяжных)
Сегодня судят (хотя это страшное слово и неподходящее) двух великих поэтов. За что? За то, что их талант превзошёл многих мужчин-поэтов, что они наметили в своём творчестве пути дальнейшего развития русской поэзии. Их поэзия близка мне, я выросла из цветаевских и ахматовских стихотворений, позвольте, по-своему, озвучить наш приговор.
Два сильных крыла
Расправляют нам спины.
Величие Анны,
Мятежность марины.
Две хрупких гордячки
Кому-то мешали …
Не смолкнет дыханье
Ахматовской шали.
Дух рабства Марине
Остался неведом,
Елабуга не пораженье -
Победа!
Марина и Анна,
Марина и Анна -
Звучат имена,
Словно голос органа …
Величие Анны,
Мятежность Марины.
И всё ж мы повинны,
И всё ж мы повинны.
Судья: приговор отменяется за отсутствием состава преступления. Освободить в зале суда. Сегодня мы убедились, что поэзия М.Цветаевой и А.Ахматовой - жизнеутверждающая, она имеет право на жизнь, а это уже выбор читателя. Процесс окончен.
Учитель: (подводит итоги урока и проводит тест по теме «Творчество М.Цветаевой и А.Ахматовой
ТЕСТ
Кому из поэтов принадлежит Петербург, а кому - Москва? а) А.Ахматова
-
б) М.Цветаева
-
Стихи, какой поэтессы, напряжённы и экспрессивны?
-
Кому из поэтесс принадлежит стихотворение «Сжала руки под тёмной вуалью…»?
-
Кого из поэтесс называли «певицей дворянского салона»?
-
Кому из поэтесс принадлежит стихотворение «Я знаю правду...»?
-
Кого из поэтесс можно назвать экспериментатором в области русского языка?
-
К какому литературному течению принадлежит
а) А.Ахматова
б) М.Цветаева
Проверка теста, выставление отметок за урок.