- Учителю
- А.А.Ахматова. Жизненный и творческий путь
А.А.Ахматова. Жизненный и творческий путь
Министерство образования и науки
Краснодарского края
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Краснодарский торгово-экономический колледж» Краснодарского края
Беженова И.Н.
«А.А.Ахматова. Жизненный и творческий путь»
методическая разработка урока
Краснодар, 2014
Автор: Беженова И.Н., преподаватель русского языка и литературы государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Краснодарский торгово-экономический колледж» Краснодарского края
Рецензенты: Машурова О.Е., методист государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Краснодарский торгово-экономический колледж» Краснодарского края
Газарова М.Ю., преподаватель русского языка и литературы государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Краснодарский торгово-экономический колледж» Краснодарского края
Методическая разработка отрытого урока литературы на тему: «А.А.Ахматова. Жизненный и творческий путь» подготовлена в преддверии празднования 125-летия со дня рождения великого русского поэта 20 века А.А.Ахматовой.
Основная цель методической разработки - поделиться опытом проведения занятия на основе традиционной формы урока с применением современных ТСО и метода мини-проектов.
утверждена на заседании цикловой методической комиссии общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин
№ __ от _____________ 2014 г.
председатель ЦМК
_________________ Е.П.Еремина
Методическая разработка открытого урока по литературе «А.А.Ахматова. Жизненный и творческий путь» представляет собой обобщение опыта преподавателя проведения уроков с использованием современных ТСО и метода мини-проектов. Цели методической разработки - показать вариант проведения занятия, основывающийся на работе преподавателя и самостоятельной работе студентов в форме мини-проектов с использованием современных ТСО.
Изучение темы «А.А.Ахматова. Жизненный и творческий путь» преследует ряд целей:
образовательные: познакомить с основными этапами
в жизни и творчестве А.Ахматовой, организовать исследовательскую
деятельность студентов с целью выявления художественного
своеобразия и поэтического мастерства А.А.Ахматовой;
развивающие: прививать интерес к русской поэзии, способствовать
развитию культуры речи;
воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, любви к своему
Отечеству.
На уроке использовалось следующее оборудование: интерактивная доска, мультимедийные презентации, сборники стихотворений А.Ахматовой, ее портреты, иллюстрации произведений Ахматовой, рабочие тетради.
Тип занятия: урок проверки и сообщения новых знаний.
Вид занятия: урок смешанный.
Подготовительный и организационный момент:
-
Заранее разделить студентов на группы, которые должны отобрать материал и выполнить мини-проекты - презентации о сборниках стихотворений Ахматовой разных лет - «Вечер», «Четки», «Белая стая», «Подорожник».
-
Часть студентов учат наизусть стихотворения из указанных сборников и письменно выполняют анализ этих произведений.
Ход урока:
-
Организационный момент
(проверка присутствующих, подготовка рабочих мест) (1 минута)
-
Сообщение темы и целей занятия
(объявление темы урока, постановка целей, написание плана конспекта) (1 минута)
-
Актуализация опорных знаний (5 минут).
Опрос по материалу предыдущих уроков, посвященных серебряному веку русской поэзии:
-
Дайте определение серебряного века русской поэзии.
-
Перечислите основные течения серебряного века.
-
Назовите ярчайших представителей символизма.
-
Назовите выдающихся представителей футуризма.
-
Назовите известных представителей акмеизма.
-
Начальная мотивация учебной деятельности
Нам предстоит расширить свои представления о поэзии серебряного века: сегодня на уроке мы рассмотрим основные этапы жизни и творчества ярчайшей представительницы акмеизма А.А.Ахматовой, попытаемся проникнуть в мир её чувств и переживаний, выраженных в ранних и зрелых стихах. А чтобы проникнуться настроением поэта, войти в мир его чувств и переживаний, нужно узнать о жизни Анны Андреевны, о тех событиях, которые вызывали всплеск этих чувств, переживаний, волнений, стали источником озарения, поэтического вдохновения.
-
Изучение нового материала
Просмотр презентации, работа над конспектом.
Детство и юность.
-
Анна Андреевна Ахматова (настоящая фамилия- Горенко) родилась на юге России, в Одессе 11 июня 1889 года в семье Андрея Антоновича Горенко и Инны Эразмовны Строговой. Спустя два года семья переехала в Царское Село.
-
В 1905 г. после развода родителей Ахматова с матерью переехала в Евпаторию. В 1906-1907 годах она училась в выпускном классе Фундуклеевской гимназии, в 1908-1910 г. на юридическом отделении Кировских высших женских курсов, отдавая все же предпочтение истории и литературе.
-
Со своим будущим мужем поэтом Николаем Гумилевым</</u> Аня Горенко познакомилась еще четырнадцатилетней девочкой. Позже между ними возникла переписка, а в 1909 году Анна приняла официальное предложение Гумилева стать его женой. 25 апреля 1910 года они обвенчались. Свой медовый месяц они провели в Париже, затем переехали в Петербург.
Начало творческого пути. Сборник стихотворений «Вечер»
-
С 1910-х годов началась активная литературная деятельность Ахматовой. Вместе с Гумилевым она входит в «Цех поэтов» - литературное объединение акмеистов.
-
Свое первое стихотворение она опубликовала в двадцатилетнем возрасте, а в 1912 году вышел первый сборник стихов "Вечер".
Мини-проект - презентация В.Горбатко «Сборник «Вечер» чтение наизусть и анализ стихотворений из сборника «Песня последней встречи», «Сероглазый король». В результате студенты выделяют и записывают в рабочие тетради особенности сборника:
-
лирическая героиня Ахматовой - героиня несбывшейся, безнадежной любви;
-
любовь в её поэзии предстаёт как "поединок роковой", "любовная пытка";
-
Ахматова почти никогда не изображает любовь безмятежной, идиллической, а, наоборот, в момент разрыва, разлуки, утраты чувств: "Сердце к сердцу не приковано…";
-
стихотворения Ахматовой похожи на финалы повестей о любви, они сюжетны, в них наблюдается сходство с балладой, новеллой ("Сероглазый король");
-
лирике Ахматовой присуща интимность, она воспринимается как личные дневники, так как в образе лирической героини прослеживаются автобиографические черты поэта.
Сборник стихотворений «Чётки»
-
«Четки»(1914) - вторая книга Ахматовой, продолжала лирический сюжет «Вечера». Вокруг стихов обоих сборников, объединённых образом героини, создавался автобиографический ореол, что позволяло видеть в них то «лирический дневник», то «роман-лирику».
Защита мини-проекта - просмотр презентации А.Кравцовой «Сборник «Четки», чтение наизусть и анализ стихотворений из сборника «Столько просьб у любимой всегда», «Я научилась просто, мудро жить». Студенты выделяют и записывают в рабочие тетради главные особенности сборника:
-
в сборнике "Четки" лирическая героиня сдержанная, нежная, гордая женщина. Любовь для неё - плотные сети, не дающие покоя.
-
Душевное состояние героини передано через экспрессивно окрашенные художественные детали: "золотая пыль", "бесцветный ледок".
-
В стихах данного периода звучит протест героини, в её характере проявляется величие, властность. Лирическая героиня заявляет о своей избранности. В стихах Ахматовой появляется новый мотив - властность.
-
Лирическая героиня Ахматовой взрослеет - теперь в трагедии любви она винит и себя, ищет в себе причину разрыва.
-
Стихи этого периода близки народно-песенному творчеству, афористичны: "Сколько просьб у любимой всегда, // У разлюбленной просьб не бывает..."
Сборник стихотворений «Белая стая»
-
В годы первой мировой войны Ахматова работает над сборником «Белая стая», вышедшим в 1917г. Он не имел столь шумного успеха, как предыдущие книги. Но в нем появляются новые интонации скорбной торжественности, молитвенности.
Просмотр мини-проекта А.Стаценко - презентация «Сборник «Белая стая», чтение наизусть и анализ стихотворения из сборника «Двадцать первое. Ночь. Понедельник».
Студенты записывают в тетради выводы:
-
лирическая героиня становится мудрее, ценит обретённую свободу чувства и творчества.
-
Теперь из мира камерной, замкнутой любви лирическая героиня вырывается к любви подлинной, великой. Внутренний мир любящей женщины расширяется до глобальных, общечеловеческих масштабов, и потому в мир стихов Ахматовой входит любовь к людям, к родной земле, к Родине.
-
Всё чётче звучат патриотические мотивы.
-
Стихам этого периода характерен психологизм.
-
Чувства поэтесса передаёт через конкретную психологическую деталь
Революция и гражданская война.
Сборники «Anno Domini» и «Подорожник»
-
Октябрьскую революцию поэтесса не приняла. Но Россию не покинула, отвергнув "утешные" голоса, звавшие на чужбину, где оказались многие ее современники.
-
Начало 1920-х годов отмечено новым поэтическим взлетом Ахматовой - выходом поэтических сборников "Anno Domini" и "Подорожник", закрепивших за ней славу выдающейся русской поэтессы. В эти же годы она серьезно занималась изучением жизни и творчества Пушкина.
Просмотр презентации Ю.Калюжной «Сборники «Anno Domini» и «Подорожник», чтение наизусть и анализ стихотворений из сборника «Не с теми я, кто бросил землю», «Мне голос был…».
С 1924 года Ахматову перестают печатать.
-
Отечественная война застала Анну Ахматову в Ленинграде. В конце сентября, уже во время блокады она вылетела сначала в Москву, а затем эвакуировалась в Ташкент, где жила до 1944 года.В годы войны тема Родины становится ведущей в лирике Ахматовой. В стихотворении "Мужество", написанном в феврале 1942 года, судьба родной земли связывается с судьбой родного языка, родного слова, которое служит символическим воплощение духовного начала России:
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова, -
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
1942
Во время войны на первый план выдвинулись общечеловеческие ценности: жизнь, дом, семья, родина. Многие считали невозможным возврат к довоенным ужасам тоталитаризма. Так что идея "Мужества" не сводится к патриотизму. Духовная свобода навеки, выраженная в вере в свободу русского слова, - вот ради чего народ совершает свой подвиг.
-
В 1960-е годы к Ахматовой наконец пришло мировое признание. Ее стихи появились в переводах на итальянском, английском и французском языках, за границей стали выходить ее поэтические сборники. В 1962 году Ахматовой была присуждена Международная поэтическая премия "Этна-Таормина".
-
Последнее публичное выступление Анны Андреевны состоялось в Большом театре на торжественном вечере, посвященном Данте. Она не сетовала на возраст, и старость приняла как должное. Осенью 1965 года Анна Андреевна перенесла четвертый инфаркт, а 5 марта 1966 года она скончалась. Похоронили Ахматову на Комаровском кладбище под Ленинградом.
-
Закрепление полученных знаний (5 минут)
Тест по пройденному материалу
-
Обобщение и систематизация изученного материала(5 минут) Ответить на вопросы, выводы записать.
1)В чем заключается своеобразие любовной лирики Ахматовой?
-
Любовь безнадёжная, несбывшаяся.
-
Синтез тем любви к Родине, к человеку.
-
Сюжетность стихотворений (баллада, новелла).
-
Мотив смерти, властности, величия, странничества.
-
Эволюция лирической героини.
-
Психологизм лирической героини.
-
Близость стиха разговорному строю языка.
2)Особенности поэтического мастерства Ахматовой:
-
Лаконизм.
-
Малый объём произведения.
-
Мастер "говорящей" детали.
-
Афористичность речи.
-
Итоговая часть занятия
Подведение итогов, выставление оценок.
-
Домашнее задание.
Выполнить письменный анализ стихотворения «Мне ни к чему одические рати», прочитать поэму «Реквием».
Завершающим этапом урока является подведение итогов и оценка работы студентов. На этом этапе необходимо отметить студентов, принявших активное участие в работе на уроке, дать оценку деятельности студентов и студенческих групп, создавшим презентации, указать их сильные стороны и недоработки. Дать рекомендации студентам, чья работа была недостаточно успешной.
После этого объявляется домашнее задание: выполнить анализ стихотворения А. Ахматовой «Мне ни к чему одические рати», прочитать поэму «Реквием».
Приложение
ТЕСТ к открытому уроку по творчеству А. А. Ахматовой
Задание 1
К какому литературному течению принадлежала А.А.Ахматова:
-
Акмеизму.
-
Символизму.
-
Имажинизму.
-
Футуризму.
Задание 2
Анна Андреевна Ахматова - это псевдоним. Какова фамилия поэта:
-
Анна Суворова.
-
Анна Горенко.
-
Анна Гумилева.
-
Другое имя.
Задание 3
Лирическая героиня А. Ахматовой совпадает с личностью автора:
1.Да. 2.Нет.
Задание 4
В стихотворении "Мне голос был" (1917) А. Ахматова выступила:
-
Как страстный гражданский поэт, который выразил голос интеллигенции, сделавшей выбор и оставшейся с родной страной.
-
Как поэт, понявший и принявший революцию.
Задание 5
Где были опубликованы первые стихотворения А.А.Ахматовой?
1) в журнале «Сириус»; 2) в журнале «Аполлон»;
3) в журнале «Русская мысль»; 4) в журнале «Современник».
Задание 6
Какой из сборников не принадлежит перу А.Ахматовой?
1) «Вечер»; 2) «Жемчуга»;
3) «Четки»; 4) «Белая стая».
Задание 7
Как называется художественное средство, с помощью которого А. Ахматова в приведенных строках создает неповторимый индивидуальный художественный образ?
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух…
1)деталь 2)метафора 3)эпитет 4)олицетворение
Задание 8
Как называется выразительная подробность, с помощью которой А.
Ахматова, например, в приведенных строках стихотворения «Песня
последней встречи» создает неповторимый индивидуальный
художественный образ?
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
1)деталь 2)метафора 3)эпитет 4)олицетворение
Задание 9
Какие стихотворения были написаны Ахматовой в годы Великой Отечественной войны?
1) «Мне голос был…» 2) «Мужество»;
3) «Сероглазый король»; 4) « Песня последней встречи».
Задание 10
Назовите годы жизни А.А.Ахматовой:
1) 1889-1966; 2) 1887-1965;
3) 1888-1967; 4) 1885-1964.
Презентация «Портреты А. А.Ахматовой».
При жизни Анны Ахматовой, по ее собственным подсчетам, сделанным в 1962 году, ее портреты писали двадцать шесть художников. Среди них - Н. Альтерман, Ю. Анненков, Амедео Модильяни, З. Серебрякова, Н. Тырса, Н. Тышлер, Н. Данько. Большинство работ хранится в государственных музеях нашей страны и сегодня хорошо известно по многочисленным публикациям. Портреты, представленные в этой презентации, связаны с важнейшими моментами в жизни поэта.