- Учителю
- Сценарий Всё начинается с любви (Литературный суд над романтическим чувством)
Сценарий Всё начинается с любви (Литературный суд над романтическим чувством)
Сценарий
литературно - музыкальной композиции
«Всё начинается с любви…»
(«Суд» над романтическим чувством)
Цели мероприятия:
-
на примере лучших образцов историй любви и любовной лирики 19-20 века показать высоту и красоту такого вечного чувства как любовь;
-
развивать творческие способности учащихся, прививать интерес к русской литературе и глубокое понимание её;
-
воспитывать высоконравственную личность, способную на глубокие искренние чувства.
Ведущий: Сегодня мы с вами будем говорить о любви. На протяжении столетий поэты, философы искали ответ на извечный вопрос: «Что такое любовь?» Для начала вспомним, что нам о ней известно. Любовное чувство считается чисто романтическим, т.е. неподвластным рассудку. Ведь не зря же в ходу обыденное противопоставление: «женился по любви», «вышла замуж по расчёту». Более того нередко бывает, что человек просто не может жить без любимого или любимой, хотя прекрасно видит его или её недостатки.
Бывает, что это чувство появляется буквально с первых минут или часов знакомства. И тогда говорят о любви с первого взгляда. Традиционно оно считается чем-то мистическим, предопределённым свыше. Считается, что браки заключаются на небесах. Однако чувство любви часто настаёт незаметно, пока в один прекрасный день человек вдруг не обнаруживает, что он влюблён.Наконец, есть ещё и неразделенная любовь. Как это не парадоксально, но и в этом случае человек тоже испытывает радость от того, что любит, хотя и не встречает ответного чувства. Так что же такое любовь? Может это тайна? Светлый, уютный мир приходит к человеку, когда пробуждается любовь, когда существование ради любимого или любимой становится смыслом жизни. Или это сродни болезни, когда пробуждаются страсти и страхи? Попробуем разобраться? Итак, встать! Суд идёт!
(входят судья, прокурор, адвокат)
Судья: Господа присяжные заседатели, сегодня мы рассматриваем дело подсудимой гражданки Романтической любви. Призываю вас к справедливости. Вы должны по окончании слушания судебного дела вынести приговор. Введите подсудимую!
В зал входит « Романтическая любовь». Она медленно поднимается по ступенькам на сцену под фонограмму песни «Любовь - волшебная страна» и слов ведущего.
Голос за сценой: Молчать и гибнуть… Но милей,
Чем жизнь, волшебные оковы!
Свой лучший сон в очах у ней
Искать, не проронив ни слова!
Как свет застенчивый лампад
Трепещет пред лицом Мадонны.
И, умирая, ловит взгляд,
Небесный взгляд её бездонный!..
Судья: Господа присяжные заседатели! Призываю вас к справедливости. Вы должны по окончании слушания судебного дела вынести приговор. Господин прокурор, ваше обвинительное слово.
Прокурор: Двадцать лет назад выдающийся американский психотерапевт высказал предположение, что подсудимая гражданка «Романтическая любовь» - не что иное, как болезнь. И сегодня есть исследователи человеческой психики, которые считают, что он близок к истине. В сложнейшем комплексе переживаний и поступков, обозначаемом, как романтическая любовь, очень много болезненного. Пробуждение неосознанных влечений, потребностей, страстей и страхов, примитивных защитных механизмов - это всё от подсудимой гражданки « Романтической любви»!
Вспомним, сколько людей пострадало от подсудимой! Яркий тому пример - Княжна Мери из повести « Герой нашего времени» М. Лермонтова. Сколько пришлось выстрадать этой милой девушке из-за романтической любви к Печорину! Руками Печорина Романтическая любовь погубила Мери. Послушайте: « …. Её большие глаза, исполненные неизъяснимой грусти, казалось, искали что-нибудь похожее на надежду. Её бледные губы напрасно старались улыбнуться. Её нежные руки, сложенные на коленях, были так худы и прозрачны…»
Как можно назвать это состояние, если не болезнью? Все признаки налицо: похудение, бескровные губы, лихорадочный блеск глаз.
Другой пример. Изгой рассказа Куприна «Гранатовый браслет» покончил жизнь самоубийством из-за «Романтической любви», любви страстной, испепеляющей, которую он готов унести с собой в потусторонний мир. Список пострадавших огромен, его можно продолжать и продолжать. Я привёл только два факта, потому что они хорошо известны присяжным заседателям, и , думаю, когда они будут выносить справедливый приговор, то вспомнят князя Мышкина и Анну Каренину, Ромео и Джульетту. Отелло и Дездемону. Печальный итог ждёт всех, кто отдаст себя в руки «Романтической любви». И поэтому, чтобы избежать пополнения списка истерзанных сердец, нужно прекратить безобразие и осудить «Романтическую любовь»!
«Романтическая любовь» ( перебивая): Это неправда! Кто сказал, что на свете нет настоящей любви, верной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!
Судья: Подсудимая гражданка « Романтическая любовь», Вам слово не давали! Господин прокурор, у вас всё?
Прокурор: Пока всё, Ваша честь.
Судья: Господин адвокат, ваше защитное слово.
Адвокат: В защиту гражданки подсудимой могу сказать следующее: для романтической любви не страшны разлуки и расстояния. Ей присущи сильный накал чувств, загадка, тайна, окрылённость. Многие поэты и музыканты своим творчеством обязаны романтической любви. Она подарила им идеал, возвышенную жизнь, мечту, помогла развить творческое мышление и богатое воображение. Творчество невозможно без романтических поисков, как и невозможно без второго человека, того соавтора, который порождает неземное вдохновение и неземную любовь! Ваша честь, для доказательства вызываю на Ваш суд свидетеля.
Судья: Вызываю первых свидетелей!
(На фоне музыки «Вальс» Свиридова из кинофильма «Метель» выходят двое ведущих).
Свидетель: Мы открываем самые прекрасные и самые трагические страницы из жизни Пушкина. По шутливому признанию поэта, Гончарова была его сто тридцатая любовь. В конце 1828 года на балу у знаменитого московского танцмейстера Йогеля Пушкин увидел юную девушку. Ей только минуло 16 лет, но о ней уже заговорили как об одной из первых московских красавец. « В белом воздушном платье, с золотым обручем на голове она поражала всех своей классической царственной красотой… Пушкин не мог оторвать от неё глаз. Он был знаменит, слава его гремела на всю Россию… Она же стыдливо отвечала на его восторженные фразы, но эта врожденная скромность, столь редкая спутница торжествующей красоты, только возвысила её в глазах влюблённого поэта». Звали девушку Натали, Наталья Гончарова.
(на фоне «Сентиментального вальса» П.И.Чайковского)
Пушкин: Я встретился с Натали в декабре 1828 года. «Когда я увидел её в первый раз,- писал я позднее Наталье Ивановне (матери Гончаровой),- я полюбил её, голова у меня кружилась».
Свидетель: Уже в конце апреля 1829 года Пушкин делает предложение. Ответ матери неопределёнен - дочь ещё слишком молода. В начале апреля он сделал предложение вторично, и на этот раз оно было принято.
Пушкин: Итак, участь моя решена. Я женюсь. Та, которую любил я целые два года, которую везде первую отыскивал глазами, с которой встреча казалась мне блаженством, боже мой ,- она.… Почти моя.
Свидетель: Исполнилась мечта поэта: в дом его вошла «Мадонна», «чистейшей прелести чистейший образец». Он был счастлив своей любовью к ней, тосковал в разлуке, часто писал ей. Чувство его к жене, глубокое, нежное, бережное,- в словах писем и стихов, словах, таких простых и таких великих…
(чтец на фоне музыки читает стихотворение Пушкина «Мадонна»)
Судья: Вызываю второго свидетеля.
(на фоне музыки чтец читает стихотворение А. Блока «Предчувствую тебя»)
Свидетель: На два года старше Александра Блока была актриса Наталья Волохова.
Ей посвятил он циклы стихотворений "Снежная маска", "Фаина".
Вот явилась. Заслонила
Всех нарядных, всех подруг,
И душа моя вступила
В предназначенный ей круг.
Зима 1907 г. была одним из самых плодотворных периодов в творчестве поэта: за две недели он написал тринадцать стихотворений.
Женщина-звезда, женщина-комета на год ворвалась в жизнь Блока и повела его за собой. "Скажу одно, - писала М. Бекетова, - поэт не приукрасил свою "снежную деву". Кто видел ее тогда, в пору его увлечения, тот знает, как она была дивно обаятельна. Высокий, тонкий стан, бледное лицо, тонкие черты, черные волосы и глаза, именно "крылатые", черные, широко открытые "маки злых очей". И еще поразительная улыбка, сверкавшая белизной зубов, какая-то торжествующая, победоносная улыбка. Кто-то сказал тогда, что ее глаза и улыбка, вспыхнув, рассекают мглу..." Она была из тех женщин, что рождены для обожествления, для поклонения, для вдохновенной поэзии.
Вдохновленный ею Блок создал образ недоступный Снежной маски. А потом сам же страдал от того, что Наталья Николаевна приняла условия игры. Она запретила Блоку сопровождать ее на гастролях. Волохова не хотела в суете повседневности превращаться в обычную женщину. Блок не понял ее и обиделся - так началась их размолвка.
Жизненные пути двух художников разошлись, но память о зиме 1907 г. они пронесли через всю жизнь. "Впоследствии Наталья Николаевна встречалась с Блоком раза два и всегда замечала волнение и смущение, которых он не мог скрыть", - вспоминала подруга Волоховой В. Веригина.
(Звучит фрагмент романса А. Малинина «Любовь и разлука»)
Свидетель: А мне ни один не радостен звон, кроме звона твоего любимого имени. Лиля Брик была источником вдохновения поэта. Если бы не ее влияние, как знать, может, ушел бы он в актеры, художники, глядишь, и прожил бы сто лет. Но Маяковский всегда возвращался к поэзии, всегда возвращался к Лиле Брик.
...Надо мною,
кроме твоего взгляда,
не властно лезвие ни одного ножа...
До самого последнего дня его жизни она была для Маяковского женщиной номер один, предметом безоговорочного восхищения и неустанного поклонения. Об этом знали решительно все, в том числе и те немногие женщины, которым судьба его была небезразлична... Но она зорко берегла свое первенство и легко относилась к его увлечениям, не терпела намека на нечто всерьез глубокое, на чье-либо владение его душой и самое главное - его стихами" (Ю. Карабчиевский).
Без ее любви не было поэтического взлета, не было стихов. Маяковский требовал от Лили Брик любви постоянно и настойчиво. «Любишь ли ты меня?» - писал он ей. - Для тебя, должно быть, это странный вопрос - конечно, любишь... Но... любишь ли ты так, чтобы это мною постоянно чувствовалось?"
...Кроме любви твоей, мне нету солнца...
Между Маяковским и Лилей Брик всегда сохранялось необходимое для романтических иллюзий расстояние. Если Маяковский пытался его сократить, то Лиля мгновенно отходила дальше, пытаясь держать прежнюю дистанцию. Такова цена романтических отношений.
Знаменитое домашнее заточение Маяковского, в результате которого была написана поэма "Про это", длилось с 28 декабря 1922 г. по 28 февраля 1923 г. Лиля Брик, настоявшая на этой разлуке, позже так объясняла ее необходимость: "...жилось хорошо. Привыкли друг к другу, к тому, что обуты, одеты, живем в тепле, едим вкусно и вовремя, пьем много чая с вареньем. Установился "старенький, старенький бытик". Лиля почувствовала главную опасность, ибо нет ничего более страшного для романтических отношений, чем обыденность. Разлуки, свидания, страдания... - что угодно, но только не обыденность.
(звучит композиция Ф.Лэя «История любви»)
Судья: Приглашается следующий свидетель по делу гражданки «Романтической любви»
Свидетель: О тех женщинах, с кем сводила судьба Сергея Есенина, можно много рассказать.
( на фоне музыки)
…Ранняя золотая осень 1923 года подарила Сергею Есенину встречу с женщиной, которой поэт посвятил шедевры любовной лирики. Это Августа Миклашевская.
(чтец читает стихотворение Сергея Есенина «Заметался пожар голубой»)
Ведущий: Фёдор Тютчев на склоне лет полюбил молодую девушку- Елену Александровну Денисьеву, воспитанницу Смольного института куда он приезжал навещать своих дочерей. Трагедия их «незаконной», осуждённой обществом любви, нашла отражение в цикле стихов, который был назван «денисьевским». Их мучительный роман длился 14 лет. Страстно любимая поэтом женщина стала презираемой обществом «любовницей», матерью «незаконных» детей, хотя официально признанных Тютчевым. Денисьева умерла от чахотки, оставив троих детей, подарив Тютчеву 14 лет жизни, счастья и боли.
(Чтец читает на фоне музыки стихотворение Ф.Тютчева «О, как убийственно мы любим…»)
Судья: Есть ещё свидетели по делу гражданки «Романтической любви»
Свидетель: Есть, Ваша честь, есть!
В 1843 году в Петербурге познакомились Иван Сергеевич Тургенев и известная французская певица Полина Виардо. Началась их многолетняя дружба, но соединить свои судьбы они так и не смогли. Из письма Тургенева: «Мне радостно сказать Вам, что я ничего не видел на свете лучше Вас, что встретить Вас на своём жизненном пути было величайшим счастьем моей жизни, что моя преданность и благодарность Вам не имеет границ и умрёт только вместе со мной…».
Адвокат: Романтический союз невозможно создать по расчету, по умыслу. Это нечто, данное свыше. Ближе всего к пониманию любви подошли поэты, нашедшие в романтическом браке свой идеал. Конечно, не все, заключившие романтический союз, будут писать стихи, но каждый может превратить этот союз в поэму. Потому что романтический союз - сам по себе уже поэзия. Он пробуждает творческие силы независимо от того, рифмуете вы строки или нет.
Да, я говорю именно о такой любви... любви великой, той, что потрясает миры, сокрушает вековые династии, той, что сохраняется до самой смерти.
Так что же такое на самом деле любовь? Это тайна. Светлый, уютный мир приходит к человеку, когда пробуждается любовь. Разве можно назвать это великое чувство болезнью? Ваша честь, я закончил.
Судья: Уважаемые присяжные заседатели! Перед вами сейчас выступили господин прокурор и господин адвокат, свидетели. Каждый из них высказал свою точку зрения, теперь, исходя из этого и подталкиваемые своим мнением, вы должны вынести строгий приговор или реабилитировать гражданку Подсудимую. Посовещавшись, вы должны дать свое решение!
Здесь литературная игра непосредственно переходит в дискуссию.
Какого-то дополнительного толчка не требуется, вы уже подготовили подростков к спору, уже есть информация для размышления. Как и в любом другом споре, будут два мнения. Каждая сторона отстаивает свое, прибегая к примерам из жизни литературных героев, к своим личным впечатлениям.
После дискуссии судья требует вынести окончательное решение.
Присяжные оправдывают подсудимую.
Романтическая любовь (в белом покрывале и с зажженной свечой в руках):
Закон любви, закон пыланья,
Не дай обрушиться во тьму. Веди сквозь грозы и восстанья
К преображенью моему!
Не дай в иллюзии угаснуть иль к безразличию прийти,
Чтоб мысль и грозно, и прекрасно
Венчала все мои пути!
Любовь - это маленький огонек, мерцающий в ночи. Посмотри вокруг - везде тьма, жутко и холодно. А здесь, в сердце, тепло. Этот огонек способен обогреть нас, его хватит на всех. В очередной раз победила Любовь. И пусть так будет всегда, ибо мир держится на любви, и если она исчезнет, то тьма поглотит нас.
Ведущий: В глубине души каждый все-таки надеется, что и к нему придет любовь, которая сделает его жизнь сказкой, осуществит мечту.
Судья: Подсудимая, встаньте. Вам предоставляется последнее слово.
(Звучит вальс Е.Доги из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь»)
Всё начинается с любви…
Твердят: «вначале было слово».
А я провозглашаю снова»:
Всё начинается с любви:
И озаренье, и работа,
Глаза цветов, глаза ребёнка-
Всё начинается с любви.
С любви! Я это точно знаю.
Судья: Для вынесения вердикта попрошу всех встать!
Романтическая любовь - это греховная смесь двух воплощений любви.
Одна из них - Божественная любовь - это естественное желание человека к постижению внутреннего мира, страстное устремление души к Богу.
Другая - это земная любовь, которая свойственна людям, обычным человеческим созданиям из плоти и крови.
Обе эти любви истинны, обе необходимы. Но внутри нас, с античных времён расположились две призрачные армии, находясь в непрерывных баталиях, всё последнее тысячелетие. Эту войну нельзя выиграть. Однако армии будут сражаться и крушить друг друга до тех пор, пока мы не узнаем на каком уровне живёт каждая правда.
Правда романтизма - это правда нашей души, внутреннего мира. Ей следует жить внутри!
Правда человеческой преданности и обязательств - она должна жить на уровне наших отношений с другими людьми.
Если мы отдадим должное каждой правде, то эти древние армии сложат своё оружие и установится Мир! Главный вопрос заключается не в том, чтобы превознести или опорочить « Романтическую любовь», оставить её жить или отказаться от неё, а в том, чтобы научиться принимать оба мира, сливающихся в «Романтической любви»: Божественный мир и мир земной!
На этом наше заседание окончено.
ВЕРДИКТ ПРИСЯЖНЫХ: оправдать «Романтическую любовь».
Все участники выходят на сцену и исполняют песню «Пусть миром правит любовь».