- Учителю
- Рабочая программа по русскому языку в 6 классе.
Рабочая программа по русскому языку в 6 классе.
Рассмотрена и одобрена на Утверждена
заседании методического объединения директором МБОУ КСОШ № 2
учителей русского языка и литературы Чамзинского муниципального
Протокол № 1 от 25 августа 2015 г. района Республики Мордовия
Руководитель МО: __________ /В.И.Шувалов/
_______________/М.А.Сизова/ 28 августа 2015 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Литература»
в 6А классе
Составитель:
учитель первой
квалификационной категории
Сизова М.А.
п.Комсомольский, 2015г
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного курса «Литература» для 6А класса составлена на основе Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29 декабря 2012 г., Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по литературе. - //Официальные документы в образовании, 2004, №5), базисного учебного плана МБОУ КСОШ №2 и авторской программы литературного образования, допущенной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации в качестве программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений. - Москва «Просвещение», 2011 г. (автор - В.Я.Коровина).
Данный вариант программы обеспечен учебником-хрестоматией для общеобразовательных школ: «Полухина В. П., В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. Литература: 6 класс: Учебная хрестоматия: в 2 частях - М.: Просвещение, 2013 год, с приложением на электронном носителе. Учебник переработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. К данному варианту программы прилагается методическое пособие О. А. Ерёминой «Поурочное планирование по литературе: 6 класс: к учебнику В. П. Полухиной «Литература: 6 класс». - Москва: Издательство «Экзамен», 2012 г.
Рабочая программа в соответствии с программой литературного образования рассчитана на 68 часов (из расчёта 2 урока в неделю).
В рабочей программе отведены часы на проведение уроков внеклассного чтения, которые позволяют расширить круг знакомства с произведениями того или иного автора, и на проведение уроков развития речи, которые вырабатывают умение понимать прочитанное, умение логично пересказывать, позволяют проводить письменные работы.
Курс литературы направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, деятельностного подходов к обучению:
• воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
• овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
На передний план выдвигаются задачи:
- развитие способностей формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения,
- совершенствование умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя.
Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Одна из составляющих литературного образования - литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
Содержание дисциплины (68 часов)
Введение (1ч)
Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
Устное народное творчество (4ч)
Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.
Пословицы и поговорки. Загадки - малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
Из древнерусской литературы(2ч)
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».
Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).
Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
Из литературы XVIII века(3ч)
Русские басни
Иван Иванович Дмитриев. Рассказ о баснописце.
«Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством.
Особенности литературного языка XVIII столетия.
Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий).
Из русской литературы XIX века(26ч)
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце. Самообразование поэта.
Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.
Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о поэте. Лицейские годы.
«Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи. «И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы - помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.
«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.
«Выстрел». Образ мнимого романтика-мстителя и его критика Пушкиным. Мастерство композиции и повествования: три выстрела и три рассказа о них, переданные разными лицами ив разном освещении. Эпилог повести (из двух повестей изучается одна по выбору учителя и учащихся).
«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта.
«Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.
«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация (начальные представления).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.
Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте. Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...».
Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» - символ краткой, но яркой жизни.
«С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.
Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.
Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Еще майская ночь», «Учись у них - у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.
Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.
«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ - созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.
Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог Строфа (начальные представления).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.
Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
Писатели улыбаются (3ч)
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века.(2ч)
Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. "Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...": А. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...».
Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.
Теория литературы. Лирика как род литературы (развитие представления).
Из русской литературы XX века (20ч)
А. И Куприн «Чудесный доктор». Рассказы об А. И. Куприне, чтение рассказа и его восприятие; осмысление сюжета, изображенных в нем событий, характеров, ответы на вопросы.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.
Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.
«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.
Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.
Произведения о Великой Отечественной войне(2ч)
К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».
Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа - честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.
Теория литературы. Речевая характеристика героя.
Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.
«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.
Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
Писатели улыбаются(5ч)
Василий Макарович Шукшин. Слово о писателе.
Рассказы: «Срезал» и «Критики». Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности. Образ «странного» героя в литературе.
Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.
«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.
Родная природа в русской поэзии XX века(3ч)
А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...»; С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».
Чувство радости и печали, любви к родной природе и родине в стихотворных произведениях поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы.
Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.
«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице».
Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.
Из литературы народов России.(1ч) (Обзор)
Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте.
Стихотворения: «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга - «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа».
Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте. «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ...».
Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворении поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт - вечный должник своего народа.
Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.
Из зарубежной литературы. (3ч)
Мифы народов мира
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».
Геродот. «Легенда об Арионе».
Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея - борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей - мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» - песня о героических подвигах, мужественных героях.
Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
Произведения зарубежных писателей(8 ч)
Мигель Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе.
Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нем. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы. (Для внеклассного чтения.)
Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.
Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь - герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
Проспер Мериме. Рассказ о писателе.
Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна».
Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении. (Для внеклассного чтения.)
Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.
«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения.)
Теория литературы. Притча (начальные представления).
Тематическое планирование по дисциплине
«Литература» (6А класс)
№
Наименование
разделов и тем
Максималь-
ная
нагрузка учащегося, ч.
Из них на развитие
речи,
ч.
Из них на внеклассное чтение,
ч.
Сочинения
1.
Вводный урок
1
-
-
-
2.
Устное народное творчество
4
1
1
-
3.
Древнерусская литература
2
-
1
-
4.
Произведения русских писателей XYIII века.
3
1
1
-
5.
Произведения русских писателей XIX века
26
9
3
2
6.
Писатели улыбаются
(3)
(1)
(1)
(1)
7.
Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века
(2)
(1)
-
-
8.
Произведения русских писателей XX века
20
4
2
2
9.
Произведения о Великой Отечественной войне
(2)
-
-
-
10.
Писатели улыбаются
(5)
(1)
(1)
(1)
11.
Родная природа в стихотворениях поэтов XX века
(3)
(1)
-
-
12.
Из литературы народов России
1
-
-
-
13.
Из зарубежной литературы
3
-
1
-
14.
Произведения зарубежных писателей
8
1
-
-
15.
Итого
68
16
9
4
Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 6 класса.
В результате изучения литературы учащийся должен:
знать:
- авторов и содержание изученных художественных произведений;
- основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество; жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы: эпос, лирика, драма; жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповском языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении; юмор, портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления); автобиографичность литературного произведения.
уметь:
- выразительно читать эпическое произведение за героя и за автора;
- сопоставлять элементы художественных систем разных авторов и определять их художественное своеобразие;
- сопоставлять сюжеты и характеры героев разных авторов и определять их художественное своеобразие;
- перейти от личных читательских оценок к пониманию авторского отношения к герою, ситуации, жизни;
- видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения;
- определять тональность произведения, роль рассказчика в системе художественного произведения;
- сопоставлять эпизод книги с его интерпретацией в других видах искусства (иллюстрации разных художников к одному произведению, разные киноверсии одной книги);
- сочинять юмористический рассказ по заданной модели;
- использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика и другие);
- создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, дневники, журналы, автобиографии и т. п.;
- отличать стихи от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении.
Учебно-методическое обеспечение.
1.Программа для общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы, составленная В.Я.Коровиной/- М.:Просвещение,2011г.
2.Литература 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных школ в 2 частях
/ Полухина В. П., В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин.
- М.: Просвещение, 2013 г. с приложением на электронном носителе
1. Аникина С.М., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. - М.: ВАКО, 2002.
3. Аркин И.И. Уроки литературы в 7 классе: Практическая методика. - М.: Просвещение, 2007.
4. Гейченко С. Пушкиногорье. - М.: Молодая гвардия, 1991
5. Зимин В.И. Пословицы и поговорки русского народа. Большой объяснительный словарь.- М.: Цитадель, 2008
6.Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» в 2 ч. для общеобразовательных учреждений (автор - составитель В.Я.Коровина. - М.: Просвещение, 2012г.
7.Литература: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM/ сост. В.Я.Коровина.- М.: «Просвещение», 2009г.
8. Марченко A.M. Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2008.
10. Мультимедиа-энциклопедия.
11. Тимофеев Л.И. Краткий словарь литературоведческих терминов. - М.: Просвещение, 1981.
12. Тумина Л.Е. Сочини сказку. Творческие задания для учеников.5-7 классы. - М.: Дрофа, 2005.
Интернет-ресурсы
1. www. - "Российское образование" Федеральный портал.
2. www. - "Российский общеобразовательный портал".
3. www.school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
4. www.it-n.ru.
5. www . Фестиваль педагогических идей "Открытый
урок".