- Учителю
- Подготовка к изложению по тексту В.А.Солоухина
Подготовка к изложению по тексту В.А.Солоухина
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе
(урок развития речи).
Урок посвящается Году учителя.
Тема урока : Подготовка к изложению по тексту В.А Солоухина.
Цели урока:
-
подготовить учащихся к написанию изложения с элементами сочинения ;
-
закрепить умение учащихся делить текст на микротемы и озаглавливать их, находить опорные слова (лексические опоры);
-
закрепить умение воспроизводить исходный текст и размышлять над ним;
-
пригласить к размышлению над тем, что такое талант;
-
воспитание уважения к труду учителя.
Оборудование урока:
-
репродукции картин В.И.Сурикова (в том числе автопортрет художника);
-
фрагмент видеофильма «Русский музей»;
-
отпечатанные тексты В.А.Солоухина (форматА4, с широкими полями и пронумерованными абзацами);
-
словарные слова (таблички):
литография,гарус,бисер,эстафета,провинция,гравюра, бикфордов(шнур),композитор, пленэр,оригинал,талант
Ход урока:
Лексическая разминка (подсказки на доске):
-
мелкие стеклянные цветные бусинки со сквозным отверстием (бисер);
-
соревнование команд в беге, плавании и т.п., в котором на определённом участке пути один сменяет другого (эстафета);
-
подлинник ( оригинал);
-
род мягкой кручёной шерстяной пряжи (гарус);
-
автор музыкального произведения ( композитор);
-
огнепроводный шнур для взрывов ( бикфордов шнур);
-
изображение (картины, рисунка), полученное путём оттиска с клише, приготовленного гравёром (гравюра);
-
печатание с плоской поверхности камня ,на которой сделан рисунок; рисунок, сделанный таким способом ( литография );
-
местность вдалеке от крупных центров (провинция);
-
работа художника на открытом воздухе (пленэр)
Вопросы классу:
- Какому слову мы не дали лексическое значение? (Слову «талант».)
Итак, что же такое талант? (Выдающиеся врождённые качества, особые природные данные.)
Подберите синонимы к слову «талант». (Дар, дарование, искра Божья, способность,редкая особенность)
Подберите антонимы . (Бездарность, серость, посредственность.)
Каких известных талантливых людей вы знаете? ( Ребята называют.)
Может ли талант передаваться по наследству?( Мнения ребят.)
Легко ли быть талантливым? Почему? (Мнения ребят.)
В народе говорят : «Талант трудом добывают». Как вы понимаете эту пословицу? (Трудолюбивые люди способны творить чудеса своими руками.
И ещё. Даже талантливый человек может стать посредственностью, если не будет развивать свой дар, не будет трудиться, а зароет свой талант в землю.)
А что значит «зарыть талант в землю» ? ( Не использовать, погубить свои способности, знания ,опыт,свои духовные силы.)
А что нужно для развития таланта? (Желание, упорство, поддержка.)
У поэта Льва Озерова есть стихотворение «Вместо речи» :
Пренебрегая словесами,
Жизнь убеждает нас опять:
Талантам надо помогать,
Бездарности пробьются сами.
Здорово, не правда ли ?
Сегодня мы поработаем с одним из текстов Владимира Солоухина.
(Учитель читает текст.)
Передо мной полотна Сурикова. Неизвестно почему вдруг именно в этом, а не в другом человеке просыпается способность к искусству.
Вероятнее всего, талант накапливается по капельке, передаваясь по наследству, от колена к колену, как цвет волос, черты лица или характера.Он пробирается по родословной, как огонёк по бикфордову шнуру, чтобы однажды , в каком-нибудь там поколении, разразиться ослепительным взрывом. Он мог не проявляться в предыдущих коленах, но не проявившиеся крупицы его всё равно передавались дальше и копились, копились, дожидаясь своего проявления.
Никто не знает, что такое талант, где его искать в человеке. Ясно одно, что талант - какая-то удивительная, редкая особенность, доставшаяся одному человеку и не доставшаяся другому, как достались ни за что ни про что удивительные голосовые связки Шаляпину, Собинову или Карузо .
Как по бикфордову шнуру, тянулось то нечто, именуемое талантом, и к Сурикову. В предыдущем поколении начало понемногу вспыхивать и как бы искрить .Отец Сурикова любил музыку и хорошо пел .Дядя художника -Хозяинов - рисовал и писал маслом .Другие дядья тоже рисовали, копируя литографии .Мать, хотя и была неграмотная женщина, плела великолепные кружева и с большим вкусом вышивала гарусом и бисером целые картины. Василий Иванович свидетельствовал потом: «Мать моя не рисовала, но раз нужно было казачью шапку старую объяснить, так она неуверенно карандашом нарисовала: я сейчас же её увидел».
Талант, значит, был как данность. Он принят в виде таинственной далёкой
эстафеты. Но, конечно, нужны были другие, теперь уж внешние условия, чтобы он не ушёл ещё дальше, в последующие поколения, либо не погиб, едва-едва проявившись.
Николай Васильевич Гребнев, которому нигде не стоит никакого памятника, прежде всех «повинен» в том, что Россия имеет Сурикова. Скромный провинциальный учитель рисования заметил проклюнувшийся из красноярского быта яркий и как бы даже нездешний росток. Дальнейшее можно сравнить именно с внимательным уходом садовода за редким, дорогим, случайно доставшимся цветком.
Суриков вспоминает об учителе: «Гребнев меня учил рисовать. Чуть не плакал надо мной. О Брюллове мне рассказывал, об Айвазовском, как тот воду пишет, - что совсем как живая : как формы облаков знает. Воздух- благоуханье .Гребнев брал меня с собой, где акварельными красками заставлял сверху холма город рисовать .Пленэр, значит .Мне одиннадцать лет тогда было.Приносил гравюры, чтобы я с оригинала рисовал . «Благовещенье» Боровиковского, «Ангел молитвы» Нефа, рисунки Рафаэля и Тициана…Я очень красоту композиции любил. И в картинах старых мастеров больше всего композицию чувствовал. А потом начал её и в природе видеть».А потом, добавим от себя, в расцвете и славе Сурикова будут называть «композитором».
Но это потом. Надо ведь ещё выбраться из красноярской глуши.Подросшее, взлелеянное художником-учителем растеньице нужно было обязательно пересаживать в столичную, в петербургскую почву.На поездке в Академию художеств настаивал всё тот же Николай Васильевич Гребнев, который , наверное, почувствовал, что, может быть ,только теперь он вправе сказать себе, что прожил на земле не зря. (По В.А.Солоухину) (450слов).
Задания классу:
-Озаглавьте текст. ( Варианты заголовков: «Путь таланта», «Взращивание таланта», «Талант даётся свыше», «Откуда берётся талант».
Неправильно: «Суриков», «Об искусстве» )
-Какова тема текста? ( Судьба Сурикова как художника)
-Какова главная мысль текста? ( К человеку талант приходит не сам по себе, он переходит из поколения в поколение, пока, наконец, не вспыхнет в конкретном человеке. Но природное дарование- не единственное условие появления талантливого человека .Талант нужно развивать .На примере Сурикова автор показывает, как происходило становление художника.
Он считает, что окружающая обстановка влияет на творческую личность даже больше, чем просто дар от природы).(Вводим понятия: «авторская позиция», «проблема»).
-А как бы вы выразили своё отношение к этой проблеме ?
(Чтобы стать настоящим мастером, одного таланта мало.Талант надо развивать, над ним нужно работать упорно и всю жизнь. Не стоит считать, что талант-залог успеха. Человек должен всегда критически относиться к своей работе, замечать свои слабости и ошибки и исправлять их.)
-Определите стиль речи .(Художественный )
-Каков тип речи? (Рассуждение с элементами повествования)
Работа по составлению плана
(Ребята самостоятельно читают текст, делая на полях пометы, подчёркивая опорные слова ) План может выглядеть примерно так:
1.Перед картинами Сурикова рождаются мысли о таланте.
а) Талант накапливается из поколения в поколение, проявляясь неожиданно;
б) Талант- это дар, который даётся не каждому;
2.Талант в родословной Василия Ивановича Сурикова;
3. Роль учителя Н.В.Гребнева в раскрытии таланта художника.
Вопросы по тексту
1.
а).Почему у автора текста появляются размышления об истоках таланта перед картинами Сурикова?
б).Почему у автора возникает ассоциация: бикфордов шнур? Удачна ли она?
2.
а).Как «искрил» « бикфордов шнур» в родословной Сурикова?
б).В 5-ом абзаце автор, говоря о таланте, пишет: «…чтобы он не погиб, едва-едва проявившись».А что, талант мог погибнуть?
3.
а).Как учитель Николай Васильевич Гребнев помогал Сурикову?
б). «Яркий нездешний росток», «внимательный уход садовода», «редкий цветок», «растеньице», «пересаживать в почву»…Почему автор,говоря о художнике, употребляет эти сравнения?
в).Согласны ли вы с тем , что Гребнев мог «вправе сказать себе, что прожил на земле не зря»?
Учителями славится Россия,
Ученики приносят славу ей…
Трудно не согласиться с поэтом Андреем Дементьевым …Н.В.Гребнев - яркий тому пример. Являются примером и много других учителей, выпускающих в большую жизнь своих питомцев. Их ученики становятся талантливыми изобретателями, врачами, деятелями политики, артистами, художниками…Не забывайте своих учителей.
Вопросы классу :
-Внимательно посмотрите на текст. На какие виды орфограмм встречается много слов?
( 1. правописание частиц «не» и «ни» с разными частями речи (неизвестно, не проявляться, не проявившиеся, неграмотная; нигде , ни за что ни про что, никакого);
2.безударные гласные в корне, проверяемые ударением (удивительная, голосовые, тянулось, обязательно, черты, копились, проявления);
3.чередующиеся гласные в корнях слов (пробирается, росток, растеньице, сравнить и т.д.)
4.непроизносимые согласные в корнях слов (неизвестно, чувствовал…)
5.гласные «е», «и» в окончаниях существительных (по капельке, в человеке,в виде, в природе…)
Текст насыщен разными видами орфограмм, ребята назовут их и приведут примеры.
-Объясните знаки препинания во 2 абзаце (ребята найдут вводные слова, обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, сравнительные обороты, объяснят постановку запятых в сложных предложениях.
-Объясните постановку тире в 3 и 4 абзаце.
-Напишите схему предложения с прямой речью(4 абзац).
-Есть ли запятая при однородных членах в 4 абзаце?(нет)
Домашнее задание:
-
Работа над пунктуацией 7 абзаца: преобразуйте прямую речь в косвенную.
-
Подготовиться к написанию сочинительной части изложения (сформулировать позицию автора и выразить своё отношение к ней).
Оставшееся от урока время (5 минут) посвятить просмотру фильма «Русский музей» или сделать акцент на репродукциях картин В.И.Сурикова.
7