7


  • Учителю
  • Птичья Русь в поэзии Велимира Хлебникова.

Птичья Русь в поэзии Велимира Хлебникова.

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

ГБОУ «Школа № 1874»















РЕФЕРАТ



«Птичье царство в творчестве

Велимира Хлебникова»



Выполнила: Питкеева Евгения,

ученица 11 «а» класса.

Руководитель: Питкеева В.В.,

учитель литературы.

















г.Москва





Велимир Хлебников - один из крупнейших представителей русской литературы начала 19 века, его творчество исполнено резких противоречий. Его перу принадлежат стихи, которые называли «заумными», и были они ориентированы на определенную группу людей, но и он же создает искренние и вдохновенные стихи-песни о своем крае, милой «Лебедии», о своей первой любви.

Нам, рожденным в калмыцких раздольных степях, особенно близко его творчество потому, что у нас с великим поэтом общая малая Родина - село Малые Дербеты.

Отец поэта Владимир Алексеевич Хлебников был ученым-орнитологом, организатором и первым директором астраханского заповедника - этого удивительного царства птиц. С юных лет Велимир вместе с отцом открывал для себя красоту бескрайних калмыцких степей. Он хорошо знал обитателей этих просторов от кузнечика до лебедя, их голоса и повадки. Он тоже хотел быть, как и отец, ученым. Но к нему пришла поэзия и околдовала его душу, и он стал поэтом. И тот мир, который очаровал его в детстве, вошел в его волшебные стихи, полные тайны и музыки. Он владел словом свободно и смело, как настоящий новатор большой поэзии.

Вот как он говорит об осени, времени года своего рождения:

Как осень изменяет сад,

Дает багрец, цвет синей меди,

И самоцветный водопад

Снегов предшествует победе.

И жаром самой яркой грезы

Стволы украшены березы,

И с летней зеленью проститься

Летит зимы глашатай - птица...

Его стихи, свежие, как утренний ветер в ковыльной степи, как запах диких лилий в дельте Волги, можно назвать вольными птицами поэзии Хлебникова.

Вообще, образ птицы в творчестве поэта можно вынести отдельной темой. Первой опубликованной вещью поэта была научная работа о кукушке, а один из его поэтических сборников назывался «Лебедия будущего». Именно с этой красивой гордой птицей Хлебников связывал образ родной степи, которая вдохновляла его на создание бессмертных стихов:

О, лебедиво!

О, озари!

Даже в своем словотворчестве поэт не уходит от «птичьей» темы:

И озарю ночную высь моим

Созвучием про иволгу и Волгу.

(«.. .в них качаются люди...» )

Можно сказать, что это созвучие не надумано, а подслушано в природе. Природа и ее голоса были для Хлебникова «своими». Их он слышал в далеком детстве и изучал окружающий его растительный и животный мир, особенно царство пернатых.

В сосне рокочет бойко

С пером небесным сойка.

И страстью нежною глубок

Летит проворный голубок.

(«В лесу, где лебедь с песней стонет...»)

Захватывающий дух пространства «птичьей Руси» является поэту во сне в стихотворении «В этот день голубых медведей...»:

На серебряной ложке протянутых глаз

Мне протянуто море и на нем буревестник:

И к шумящему морю, вижу, птичая Русь

Меж ресниц пролетит неизвестных.

Воображение рисует картину морского безбрежья; весеннего грома; птицы, вестника перемен.

Окружающий мир для Хлебникова был полон мифических существ, впрочем, имеющих вполне земной облик. В стихотворении «Смерть в озере» изображена гибель русских солдат на территории Польши во время первой мировой войны. Здесь мы видим поэтический образ, почерпнутый из русской крестьянской поэзии - Птица-Филин.

И на ивовой ветке извилин,

Сноп охватывать лапой натужась,

Хохотал задумчивый филин,

Проливая на зрелище ужас.

Этот прием фольклорной поэтики придает творчеству Хлебникова почти есенинский романтизм. Особенно мы это можем наблюдать в «Единой книге», где превозносится одна из главных идей поэта - братское единение всего живого. Эта книга написана звездами, птицами, травами, людьми и горами. Для Велимира Хлебникова книга -весь мир, а поднимая лицо к небу, он видит, как застыли сказочными птицами письмена в поднебесье.

Очеловечивание поэтом природы, ее незримое присутствие в любом произведении, которое изображает, казалось бы далеко не природу, позволяет нам по-новому увидеть творчество Велимира. Программным в этом плане произведением является стихотворение «Там, где жили свиристели...». Это одно из ранних произведений поэта, но уже в нем мы отмечаем четкую связь с природой, со всем мирозданием.

Там, где жили свиристели,

Где качались тихо ели,

Пролетели, улетели

Стая легких времирей.

Какие музыкальные строчки! «Свиристель» - коростель, играющий на свирели; «времири»-снегири по времени реют.

Где шумели тихо ели,

Где поюны крик пропели,

Пролетели, улетели

Стая легких времирей.

Мы слышим шум леса, полет и пение птиц, тихую тень птичьего лета. «Поюны» - те, кто поет. И здесь же приходит на память сказочный Кот-Баюн - тот, кто бает, рассказывает.

В беспорядке диком теней,

Где, как морок старых дней,

Закружились, зазвенели

Стая легких времирей.

В этих строчках - свист крыльев стремительно пролетающей стаи. Она летит сквозь темные чащи можжевеля или сосняка. Летит навстречу царству красоты, в чудные просторы в берегах синих озер.

Стая легких времирей!

Ты поюнна и вабна,

Душу ты пьянишь, как струны,

В сердце входишь, как волна!

Стаи времирей, подобно образу вольных птичьих стай, приносящих на родину весну, всеобщее обновление и расцвет, вселяют в поэта новые душевные и творческие силы. И почти как воззвание, некий призыв к свободе, счастью звучит концовка стихотворения :

Ну же, звонкие поюны,

Славу легких времирей!

Таким образом, через восторженное поклонение природе, он выходил к более широким лирико-философским размышлениям, путешествуя во времени. Многие современники недопонимали его, называя человеком будущего. Возможно, это будущее уже пришло.

Сейчас творчество Велимира Хлебникова широко изучается и пропагандируется, издаются его произведения, он становится узнаваемым. И особенно отрадно то, что на всех уровнях признается восточный компонент его мировоззрения, калмыцкая тема в его судьбе. Недаром на надгробии поэта решено было установить «каменную бабу», когда в 1960 году, перевезя из деревни Ручьи под Новгородом, перезахоронили останки поэта на Новодевичьем кладбище в Москве. Каменная баба - один из знаковых образов в поэтике Хлебникова, сторож диких степей.

Однажды Хлебников написал: «Родина сильнее смерти». И сегодня, на Родине поэта, в ковыльных калмыцких степях стоит памятник великому русскому поэту, так мало желавшему в жизни:

Мне много ль надо?

Краюху хлеба

И каплю молока

Да это небо,

Да эти облака!

И благодарное небо родной Лебедии принимает в свои объятья своего великого сына, певца степного края, знатока птичьего царства, философа и поэта Велимира Хлебникова.





































Список использованной литературы:



1. Хлебников В.В. Лирика. М, «Россия», 1999г., с.480.

2. Хлебников В.В. Стихотворения. Поэмы. Драмы. М, «Россия», 1986г., с.368

3. Борисенко И. «Где дом поэта». Газета «Советская Калмыкия», 1985г., 09.11., с.2

4. Борисенко И. «Хлебников из Малых Дербет». Газета «Советская Калмыкия», 1983г., 23.07., с.2-3

5. Поляков М. «Велимир Хлебников: мировоззрение и поэтика». Вступительная статья к сб. «Творения», М., 1986 г., с.3-7.





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал