- Учителю
- 'Закрывая последнюю страницу романа'. Конспект урока по литературе в 11 классе по творчеству М. А. Булгакова
'Закрывая последнюю страницу романа'. Конспект урока по литературе в 11 классе по творчеству М. А. Булгакова
МБОУ «Явенгская средняя общеобразовательная школа»
Литература. 11 класс.
М.А. Булгаков. Мастер и Маргарита.
Учитель: Кратирова Л.Ю.
«Закрывая последнюю страницу романа…»
(Завершающий урок по изучению романа)
Цель:
Подведение итогов изучения романа М.А. Булгакова
Задачи урока.
- Систематизировать впечатления от прочитанного произведения
- Проследить ассоциативные связи сюжета романа с реалиями XX века
- Помочь осмыслить глубокий философский подтекст романа
М.А. Булгакова
- Выявить в ходе дискуссии собственное отношение к нравственным
проблемам романа, разобраться в авторской позиции.
- Познакомить с интерпретацией романа в изобразительном искусстве
и на этой основе разобраться в художественной особенностях
произведения
Форма урока: Урок-презентация
Слайд 1 Закрывая последнюю страницу романа…
Закрыли последнюю страницу романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита».
Поменялось ли что-то в вашем восприятии романа?
Остались яростными противниками?
Нашли нечто интересное?
Роман заинтересовал?
(Обмен впечатлениями)
Сегодня подведем итоги, вернемся мысленно к первому уроку, на котором мы с вами говорили о евангельских сюжетах в мировом искусстве и тех вопросах, которые возникают при чтении романа Булгакова в связи с этим. (Можно открыть табличку с того урока)
Слайд 2
Итак, мы начали тогда с разговора об иконе, которая живет вне времени, т.к. в ней господствует вечность
-
Почему автор романа «Мастер и Маргарита» так вольно обращается со временем, перенося читателя из одной эпохи в другую? Что в его романе преходящее и что вечное?
(Мнения)
Есть вопросы, проблемы, которые волнуют человека и человечество, когда бы он не жил. Меняются царства и государства, их правители, они все преходящи, уходят в мир иной и какие-то наши мелкие заботы, ссоры, обиды, но сущность человеческая, то, что делает человека личностью по большому счету - остается.
Слайд 3
Какие вечные вопросы бытия затронул автор?
Для чего человек живет?
Что есть истина?
Добро и зло?
Вера нужна человеку?
Свобода внешняя и внутренняя…
Вспомним наиболее запомнившиеся страницы романа и героев, чтобы ответить на вопрос:
-
Как раскрываются в нем тема выбора, тема свободы и несвободы личности, веры и безверия..?
Понтий Пилат и Иешуа
Выбор Ивана Бездомного в психиатрической больнице
Выбор Маргариты
Как ведет себя Воланд на представлении в Варьете?
Слайд 4. Борьба Добра и Зла
-
Как раскрывается в романе тема зла? Однозначны ли характеристики героев?
Берлиоз
Воланд
Степа Лиходеев
Зло творят люди бездуховные, уверенные в своей власти над людьми (как Берлиоз), которые никогда не сомневаются
Члены Массолита?
А Воланд? - Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо? (Гёте «Фауст» - не случаен эпиграф к роману) Князь тьмы смеётся над людишками или хочет, чтобы они стали достойными людьми?
Однозначных ответов нам, наверное, просто не дать.
Слайд 5
Перед нами иллюстрации к роману. Два портрета одного героя.
Помните в романе? - Мастер угадал своих героев в своем произведении, то есть не придумал их, а как бы сумел записать их такими, какими они были.
И вот теперь, на каком рисунке Иешуа, на ваш взгляд, угадан более верно?
Сообщение о Наде Рушевой.
Слайд 6
Ещё один герой и ещё одно сравнение.
(Мнения) (вспомните фильм)
Оба рисунка интересные. Но под первым приведены строки романа: «О Боги, Боги! яду мне, яду!» (речь идет о второй главе… ) Но на людях, Пилат вряд ли бы так показывал свою боль (ведь в романе звучал внутренний голос героя, и Иешуа его только угадал)
Второй рисунок скорее относится к 26 главе, где Пилат страдает о невозвратном.
Слайд 7.
Ещё один герой. Герой, объединяющий все главы, - Воланд. Который из рисунков принадлежит Рушевой?
На первом только ТЕНЬ (ведь герой - фантастический!) и в то же время это облик средневекового рыцаря, а у Кумировой, хоть он и создан в романтическом стиле, всё же очень реален.
С появлением этого героя в роман «входит» фантастика. Какова её роль в романе?
Слайд 8
Честно говоря, автора этого рисунка не знаю, нашла его на обложке журнала. Но задумаемся и над этим фантастическим героем (кот Бегемот). Он из свиты Воланда. С ними связана тема наказания.
-
Кого и за что наказывает Воланд?
Берлиоз
Степа Лиходеев
Бенгальский
Зрители в Варьете
И многие другие…
-
Что стоит за его фразой «Каждому по его вере»?
( мнения)
-
Роль кота Бегемота
Тема наказания вообще-то серьезная, суровая, страшная… В романе это тоже всё так. Но вот кот Бегемот как-то всё это превращает в веселую кутерьму, в фантасмагорию
Вспомните фантастические сюжеты Марка Шагала - летающие герои как выражение метафоры «летает от счастья»
Хотя эта фантасмагория может быть и страшной (Шемякин - цикл «Петербургский карнавал»)
Слайд 9
Перед вами репродукции двух живописных произведений. Как с помощью их можно определить суть XX века?
Во что хочется верить?
Слайд 10.
Откуда исходит СВЕТ в романе «Мастер и Маргарита»? - Образы Мастера и Маргариты и темы, с ними связанные:
Тема творчества
Тема ответственности за свое творение, за свои слова
Тема трагической судьбы
Тема любви
Слайд 11
-
В чем точки соприкосновения темы творчества и темы любви?
(и то и другое требует от человека полной самоотдачи, а иначе…)
Сравним рисунки. (Оба принадлежат Наде Рушевой)
Дерзкая,
обворожительная,
знающая что-то такое, что дано знать не всем
Посмотрите, какой это все-таки необычный роман.
О нем спорят как о произведении искусства и как о чем-то очень реальном
Он разбудил творчество художников (иллюстрации)
Кинематографистов (мнения о кино)
По нему поставлен не один спектакль (театр)
Даже мы можем попробовать себя в творчестве и сочинить
Синквейн - пятистрочие.
1 строка - Одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна, его тема. Это существительное. Бессмертие
2 строка - Два прилагательных, характеризующих данное понятие.
Желанное и мучительное
3 строка - Три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы
Ожидать, терзаться, страдать
4 строка - Короткое предложение, раскрывающее суть заданной темы или отношение к ней. Для Понтия Пилата бессмертие - это наказание.
5 строка - Существительное - синоним ключевого слова или завершение построенной цепочки . Освобождение.
Темы синквейнов:
-
Любовь
-
Милосердие
-
Маргарита
-
Мастер
-
Творчество
-
Фрида
-
Свобода
-
Свет и тьма
-
Справедливость
-
Трусость
-
Совесть
-
Понтий Пилат
-
Иешуа