- Учителю
- Конспект урока – анализа поэтического текста По теме «Концепция мира и человека в лирике Ф. И. Тютчева».
Конспект урока – анализа поэтического текста По теме «Концепция мира и человека в лирике Ф. И. Тютчева».
Конспект урока - анализа поэтического текста
По теме «Концепция мира и человека в лирике Ф.И.Тютчева».
Концепция-система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов.
С самого раннего детства вместе со сказками А.С.Пушкина, лермонтовским «Скажи-ка, дядя, ведь недаром…», дедушкой Мазаем Н.А.Некрасова входят в нашу жизнь и строчки Ф.И.Тютчева:
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Или
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора-
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.
На прошлом уроке вы узнали нового Тютчева, влюбленного и страдающего:
Я встретил Вас- и все былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое-
И сердцу стало так светло…
*Чем является для поэта любовь?
/Любовь для поэта «и блаженство и безнадежность», напряженное трагическое чувство, несущее страдание и счастье, «поединок роковой» двух сердец/
*А сегодня откроется новый Тютчев-поэт, отстаивающий концепцию единства мира и человека, и это-тема нашего сегодняшнего урока.
Цель урока: познакомиться с лирическими произведениями Тютчева, раскрывающими романтическое понимание сущности жизни человека и жизни природы; осмыслить функции языковых средств.
В небе тают облака,…
*В этих строчках виден поэт особого склада, философского. Это значит, что у него был не только дар пейзажиста, но и своя философия природы. Ум его бился над загадками мироздания, стараясь проникнуть в тайну противоречивого единства природы и человека. Из поэтов Х1Х века именно Тютчеву был доступен «гул непостижимый», «мир бестелесный», роящийся в «хаосе ночном» Сверкающие зарницы в грозовом небе, смена дня и ночи, времен года наводят на мысль о Божественном начале Вселенной.
К сегодняшнему уроку вы должны были прочитать стихи Тютчева и ответить на предложенные вопросы.
*Более подробно рассмотрим стих. «Осенний вечер».
- Какова тема стихотворения?
/Тема определена в названии/
-Какова композиция?
/12 строк в одной строфе/
-Синтаксическая особенность?
/1 сложное предложение/
-На что указывает: в конце второй строки и знак ? после назывных предложений?
/ В 1-2 строке выражена основная мысль, а последующие строки (назывные предложения) поясняют, в чем прелесть осенних вечеров/.
-Какие эпитеты требуют пояснения?
/ «умильная», «таинственная»/.
-В чем же автор видит прелесть? Найдите ключевые слова?
/..блеск и пестрота дерев, шелест листьев, лазурь над землею, предчувствие бурь, ветер, ущерб изнеможения/
Только предметы и явления. Но все предметы существуют не сами по себе, а как знаки чувств и состояний. Называя ту или иную вещь, поэт вызывает у читателя не прямое представление о вещи, а те ассоциации, которые привычно могут с нею быть связаны. И хотя нет ни одного глагола, эта часть насыщена действием
-Найдите эпитеты и определите их функции.
/томный, легкий шелест, тихая лазурь грустно-сиротеющая; сходящих бурь, порывистый ветер, кроткая улыбка, божественная стыдливость- помогают почувствовать состояние природы, раскрывают основную мысль стх-я/
*Если вы читали и другие стихи Тютчева, вы не могли не обратить внимание на часто встречающиеся эпитеты типа «грустно-сиротеющей». Фет указал на эту творческую особенность Тютчева- «раздвоенный, разящий, движущийся эпитет»
-Кто же является героем этого стихотворения?
/природа - именно ее душевное состояние изображает поэт/
-А лирический герой?
/Он наблюдает, сочувствует, растворяется в сопереживании/.
-Каково общее настроение стихотворения? Обратите внимание на слова, определяющие эмоции, настроение.
/Грусть, потому что «сиротеющая земля», страдающая; покой, умиротворенность, потому что природа смирилась с необходимостью и неизбежностью увяданья./
-Какие слова и выражения вносят дисгармонические ноты в умиротворенное состояние природы?
/»зловещий блеск», «порывистый холодный ветер», «изнеможение»/
-В чем же «умильная», «таинственная» прелесть осеннего вечера?
/По Тютчеву, природа-сама по себе умом человеческим непостижимая тайна, она- существо разумное. Автора (лирического героя) умиляет «кроткость», скромность,
Божественная стыдливость страдания/
*Можно было бы сказать, что все стихотворение построено на приеме олицетворения. Но в поэтическом мире Тютчева олицетворение перестает быть приемом. У него осенний вечер не сравнивается с душевным состоянием человека, а само живет, страдает, мыслит, чувствует.
-В чем символический смысл стихотворения?
/…изображен не только «вечер» года, но и неизбежное «кроткое», а потому «светлое» увяданье человеческой жизни./
-Прочитайте и прокомментируйте высказывание Некрасова о стихах Тютчева.
(учебник Кутузова 10 класс стр.285)
*Мы, вслед за Тютчевым, убеждаемся: да, «Есть в светлости осенних вечеров…» и прелесть, и тайна. За видимостью божественного порядка и гармонии скрываются какие-то неразгаданные, разрушительные силы. Поэт воспринимает природу как живой организм, пребывающий в постоянном движении, как огромное, интимно-близкое, по-человечески разумное существо. Природа как бы равна индивидуальности, она сама есть личность. Поэтому каждый ее миг- событие, которого не было раньше и которое вряд ли повториться. Для Тютчева было неясно только, как другие этого не видят.
*Не то, что мните вы, природа…
*Перед нами лирический фрагмент. Это ведущий жанр лирики Тютчева. Именно так Ю.Тынянов определил художественною форму его стихов. Что значит фрагмент? Фрагмент чего? Жизни? Это отображение, может быть, сиюминутного события, случайной встречи, промелькнувшего вдруг чувства.
-С чего автор начинает стих?
/Тютчев начинает стих с полемического обращения к тем людям, для которых природа «слепок», «бездушный лик». Они не видят в природе души, не чувствуют ее любви, не понимают ее языка. Они не понимают, что плоды, листы, цветы на дереве рождены самой природой./
-В последующих строфах автор переходит от местоимения 2 лица- вы, к местоимению 3лица они. С чем это вызвано?
/Далее он перестает полемизировать, а выражает свое понимание жизни природы/.
- С помощью каких образов Тютчев выражает свое понимание жизни природы? Найдите метафоры, создающие эти образы.
/ солнцы не дышат
…жизни нет в морских волнах
…лучи в душу не сходили
…весна в груди не цвела
…леса не говорили
…ночь в звездах нема была
…в беседе дружеской гроза не совещалась с ними/
-Осуждает поэт этих людей?
/Нет. Это не их вина, а их беда, и они достойны сочувствия, по мнению автора./
-Какой видится жизнь таких людей? Найдите сравнение.
/Живут, как впотьмах/
*По мнению Тютчева, в современный, слишком материалистический век люди стали сомневаться в божественном начале, и душа природы закрылась перед ними. Они уже бессильны ее понять и почувствовать. Как голос матери не может встревожить глухонемого, так и душа матери-природы не взволнует бестрепетные и бездушные сердца.
*Тютчев был романтиком и в своем творчестве выразил романтическое понимание душевной жизни человека и жизни природы. Именно отсюда- глубокая убежденность поэта в том, ни душевная жизнь человека, ни тайны мироздания не могут быть раскрыты с помощью научного логического мышления. Они открываются только непосредственному чувству или созерцанию. Это нашло отражение в стихотворении «Фонтан».
*Это стих. Имеет традиционную для творчества Тютчева двухчастную композицию (состоит из 2-х частей) с четким разделением содержания по строфам и кольцевую композицию (1-4 2-3 строки), что придает законченность мысли каждому четверостишью.
-Какая картина изображена в 1 части?
Посмотрим кинофрагмент (учебный фильм по творчеству Тютчева; чтение стих сопровождается показом фонтанов Питергофа)
/..бьющий фонтан, искрящийся на солнце, вода поднимается на «заветную высоту» и падает на землю/
-Какое настроение создается этой картиной?
/Мы как будто ощущаем мощь, силу воды, струящуюся под напором \
-Как соотносится последняя строка 1 строфы с общим настроением картины?
«…Ниспослать на землю осужден.»
/Как бы ни хотел фонтан достичь неба, он все равно падает на землю, в этом его трагедия/
*Понять эту лирическую напряженность, драматизм этой ситуации поможет сравнение, подобранное Тютчевым.
-Чему уподобляет автор фонтан?
/ лучу/
*В традиционном пейзаже луч связан со светом небесным (солнце, луна, звезда), и его естественная направленность сверху вниз, от неба к земле, Фонтан- Это луч наоборот, он направлен от земли к небу, как бы бросая вызов закону земного притяжения и небу. Вот за это упрямство и гордыню, видимо, он «осужден ниспасть на землю» вновь.
2 часть- зеркальное отражение 1 части.
-Каким художественным образом связаны они?
/1 часть- фонтан, 2 часть- «водомет смертной мысли»/
2 строфа представляет собой развернутую метафору.
-Как вы понимаете образ «смертной мысли водомета»?
/Водомет- разум человека, стремящийся к познанию закона жизни/
*Тютчев сравнивает человеческий разум с фонтаном.
-Каков смысл этого уподобления?
/Человеческий разум постоянно работает, (мысль фонтанирует), постоянно мыслит. Главные вопросы человека направлены на постижение смысла бытия, Бога, человеческого предназначения, и, наверное, поэтому Тютчев уподобил человеческий разум фонтану/
-Какой метафорой Тютчев определил движение мысли?
/Движение мысли усиливается метафорой «жадно рвешься к небу», подчеркивая стремительность, неутомимость, жажду познания мира/
-Как меняется настроение во 2 части?
/Намного драматичнее по своей тональности, потому что Тютчев понимает, что человек стремится познать «закон непостижимы»(акцентирует инверсией) и «длань незримо-роковая» «свернет мысль с высоты»/
-Какую роль играют риторические восклицания?
/Они создают максимально эмоциональную напряженность/
-Каков лексический строй стихотворения, передающий неравную борьбу, дерзкое противостояние?
/«рваться», «роковая» (неотвратимая, неизбежная) «преломляя свергает»/
*Человек в тютчевской лирике предстает искателем, мыслителем, озаренным высокими духовными потребностями, но, к сожалению, мир до конца непостижим для человека. Слова библейского пророка созвучны с главной мыслью стихотворения: «Во многой мудрости много печали, и кто умножает познания, умножает скорбь».
*Большую часть из написанного Тютчевым составляют стихи, посвященные природе. Однако тютчевская природа- это не пейзаж, населенный растениями, животными и людьми, а космос, в котором живут и действуют стихии воды. Грозы, ночи, представляющие собой самостоятельные силы мироздания. Тютчева интересуют не картины природы, доступные нашему чувству, нашему созерцанию, а наблюдения над стихиями природы и ее закономерностями, внятые нашему разуму, нашим мыслям. С помощью таких наблюдений поэт стремится познать сущность бытия, всеобщие законы вселенной.
Конечно, отведенные в школе часы на изучение творчества Тютчева не позволяют в полной мере раскрыть значимость его лирики в русской литературе. И я надеюсь, что изучение его творчества вы продолжите самостоятельно.