- Учителю
- Урок литературы в 6 классе 'Иногда надоедает быть учительницей', или Искусство быть человеком (по рассказу В. Г. Распутина 'Уроки французского')
Урок литературы в 6 классе 'Иногда надоедает быть учительницей', или Искусство быть человеком (по рассказу В. Г. Распутина 'Уроки французского')
Урок литературы в 6 классе
«ИНОГДА НАДОЕДАЕТ БЫТЬ УЧИТЕЛЬНИЦЕЙ»,
или
ИСКУССТВО БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ
(по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)
Цель урока: обобщить знания по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского».
Задачи:
1) образовательные:
- актуализация знаний по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»;
- формирование навыков анализа литературно-художественного произведения;
- выявление степени усвоения и понимания учащимися пройденного материала.
2) развивающие:
- развитие исследовательских способностей;
- формирование интеллектуальной культуры обучающихся;
- стимулирование самостоятельности учащихся в поиске ответов на поставленные вопросы;
- стимулирование мыслительных процессов в ходе анализа произведения;
- формирование рефлексивных умений.
3) воспитательные:
- воспитание уважения к мыслям и высказываниям другого человека;
- усвоение знаний через свой субъективный опыт, через свою систему отношений;
- соотнесение своей позиции с позицией другого;
- выражение своего отношения к содержанию произведения;
- стимулирование процесса самопознания,
- формирование способности к кооперации, соотнесению своих интересов с интересами других людей;
- актуализация познавательных, творческих и личностных возможностей учащихся;
- воспитание читательской культуры учащихся.
Методы и приемы:
1) по источнику получения знаний:
- практические (упражнения, подготовка домашнего задания);
- наглядные (текст художественного произведения, презентация).
2) по уровню активности познавательной деятельности:
- исследовательские методы:
- развитие умений видеть проблемы;
- развитие умений выдвигать гипотезы;
- развитие умений задавать вопросы;
- развитие умений классифицировать;
- развитие умений наблюдать;
- развитие умений высказывать суждения;
- развитие метафорического мышления;
- развитие дивергентного мышления.
3) по способу подачи материала: индуктивно-дедуктивный.
4) по способу организации деятельности: коллективная.
I. Слово учителя.
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы будем говорить о рассказе Валентина Распутина «Уроки французского».
Писатель говорил: «Я уверен, что писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать то, что дает ему затем право взяться за перо. Образование, книги, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве». К этому стоит лишь добавить, что писателем становится не каждый, но и быть человеком - это искусство, которым владеют герои рассказа и которому попробуем научиться мы с вами.
II. Основная часть: проблемный анализ.
1. Азартная игра.
1. С самого начала хотелось бы спросить вас, современна ли игра на деньги среди подростков? Приходилось ли вам видеть нечто подобное в реальной жизни или даже участвовать в такой мероприятии?
2. Что лежало в основе отношений Вадика и нашего героя? (Соперничество). А желание соперничать друг с другом, показать своё превосходство современно? Часто ли вам приходится с кем-то соперничать в жизни?
3. Что начал делать Вадик, когда понял, что наш герой обыгрывает его по-настоящему? (Мошенничать). Что такое мошенничество? (Присвоение чужого имущества путём обмана).
4. Знакомо ли вам, что такое азарт? (Азарт - это слово, которое вошло в русский язык путём соединения его значений из трёх языков: французский - случай, риск; арабский - игральная кость, испанский - игра в кости. Это страстное увлечение, пыл, излишняя горячность).
5. Можно ли сказать, что нашим героем владеет азарт? (С одной стороны, он действительно поглощён игрой и стремится к выигрышу, но с другой - он установил для себя границу, через которую переступать нельзя: выигрыш в рубль служил сигналом прекращения игры).
6. С какой целью герой играет в «чику»? (Ему нужны деньги на еду). С какой целью играет человек, вошедший в азарт? (Выиграть побольше денег). Кто в рассказе по-настоящему азартен? (Вадик).
7. Согласны ли вы с утверждением, что только встреча с Вадиком знакомит героя с подлостью и обманом? (Нет, он живёт в доме тётки, у которой трое детей, и мальчик начинает замечать, что картошка, которую присылает ему мать, очень быстро заканчивается; следовательно, тётка или кто-то из детей ворует её).
Вывод: Итак, на первых страницах книги перед нами предстаёт герой, который с первых дней своей самостоятельной, отдельной от семьи жизни сталкивается с голодом, соперничеством и мошенничеством. Почему три этих понятия стали в один ряд перед одиннадцатилетним мальчиком? (Голод, желание выжить приводят героя к участию в азартной игре, где до него никто не обыгрывал Вадика. Увидев достойного соперника, Вадик начал мошенничать, а потом и вовсе несправедливо исключил мальчика из игры).
2. Откровенный разговор.
1. Какое обстоятельство заставляет учительницу Лидию Михайловну заинтересоваться судьбой героя? (Он подрался с Вадиком и Птахой и явился в школу с синяком под глазом).
2. Как Лидия Михайловна узнала, что мальчик играет на деньги? (Его выдал одноклассник Тишкин). А почему герой не выдал Тишкина? (Не способен на подлость даже в ответ на подлость).
3. Как вы думаете, вид ученика возмутил учительницу или вызвал сочувственный интерес? Почему? (Лидия Михайловна проявила участие в судьбе мальчика, поэтому, вместо того, чтобы пожаловаться на него директору, сначала попыталась выяснить причину происшедшего).
4. Как отреагировала учительница на то, что причиной участия в игре на деньги стал голод? (У неё возникло желание помочь герою).
5. Найдите в тексте эпизод разговора мальчика с Лидией Михайловной. Обратите внимание на описание их портретов. Какой описана учительница? Каким мальчик?
Определения, которыми описаны герои, выводятся на монитор в виде таблицы:
учительница
мальчик
аккуратная
тощий
умная
диковатый
красивая
с разбитым лицом
приятно пахла
неопрятный
внимательная
одинокий
6. Внимательно посмотрите на эти определения и скажите, что обнаруживается при сопоставлении описаний наших героев? (Они противопоставлены). Для чего автор это делает? (Чтобы показать, что они представители разных миров, что у них нет, казалось бы, ничего общего, что их ничего не связывает и между ними не может возникнуть никаких отношений, кроме официальных).
7. А теперь найдите в этом же отрывке, что более всего привлекало героя и как двоится его восприятие учительницы? (Она была «в своей женской молодой поре», которую герой «смутно чувствовал»). Лидия Михайловна в сознании героя предстаёт в двух ипостасях: учитель и женщина, то есть живой человек. Почему это открытие смущает героя? (Потому что учитель для него - человек необыкновенный, он не может поставить её в один ряд с собой и вообразить, что она может быть обыкновенной).
Вывод: Итак, в рассказе столкнулись два мира, две вселенные: мир простого деревенского парнишки и мир образованной, интеллигентной учительницы.
3. Поговорим об искренности.
1. Вспомните, как герой легко согласился с Лидией Михайловной, что можно ему обойтись и без игры? Что им двигало? (Искренность). А что такое искренность? (Это правдивость во всём, отсутствие противоречий между реальными чувствами и намерениями).
2. Теперь вспомните, как Тишкин выдал героя. Ведь это тоже искренность? Почему? (Это не искренность, а подлость, желание посмеяться над товарищем и унизить его).
Вывод: Наш герой искренен во всех своих поступках, но самое главное - он честен с самим собой!
4. Как «наказание превратилось в удовольствие».
Почему наказание?
1. Как неожиданно меняется жизнь героя? (Лидия Михайловна назначает ему дополнительные занятия). Почему учительница решилась на это? Действительно ли она хотела помочь мальчику по предмету? (Она нашла способ помочь ему в его бедственном положении, ведь он голодал).
2. Как вы думаете, почему Лидия Михайловна прямо не предложила герою помощь? (Она понимала, что это его унизит).
3. Как автор описывает восприятие мальчика дома и жизни учительницы? (Это совершенно чуждый ему мир, который притягивает и пугает его).
4. Что из себя представляет жизнь героя? Чем для него является учёба? (Жизнь - это борьба за выживание. Учёба - необходимость, значение которой мальчик не осознаёт).
5. Как воспринимает домашнюю жизнь учительницы герой? (Это жизнь в ином измерении, где царят порядок и чистота, где есть книги и пластинки и где совершенно иные запахи).
6. Как ощущает себя герой в доме Лидии Михайловны? Почему? (Он будто подглядывает за чужой жизнью, потому что не чувствовал себя комфортно в доме учительницы, она пугала его тем, что могла быть простой, естественной в домашнем платье и войлочных туфлях).
7. Каким самым тяжким испытанием было для героя пребывание у Лидии Михайловны? (Момент, когда она звала его ужинать). Почему голодный ребёнок не соглашался? (Его пугала мысль сесть с ней за один стол, приобщиться к её обыденной жизни, похожей на жизнь всех остальных людей, потому что она казалась ему «человеком необыкновенным, не похожим на всех остальных». Другая причина - и она, пожалуй, основная - заключалась в том, что мальчик как будущий уважающий себя мужчина не мог принимать в дар от женщины то, что по природе должно им добываться в честной борьбе за выживание. Ему было стыдно признаться, что он голодает. Мужская гордость заключается в том, чтобы не выказать перед женщиной свою слабость). Скажите, сегодняшние школьники так же воспринимают учителей? Почему?
8. В чём ещё заключалось для героя наказание, которым были для него дополнительные уроки? (В том, что ему никак не давался французский язык).
Вывод: Итак, занятия с Лидией Михайловной у неё дома были наказанием для нашего героя по двум причинам: во-первых, французский язык тяжело ему давался, а во-вторых, мальчику приходилось переживать тяжёлую борьбу противоречий, связанных с идеализацией образа учительницы, её искренним желанием запросто помочь и сознанием собственного достоинства героя, которое не позволяло ему перейти границу, отделяющую его мир от мира учительницы.
Когда началось удовольствие?
1. Какова была первая попытка Лидии Михайловны помочь мальчику? Почему она оказалась неудачной? (Учительница отправила в школу посылку для героя, но, положив в неё городскую еду - макароны, выдала себя. Мальчик снова проявляет характер и даже с самим собой остаётся честным: поняв, что посылка от Лидии Михайловны, он хладнокровно возвращает её).
2. Как изменилось отношение героя к учительнице и к дополнительным занятиям после этого случая? (Он стал чувствовать себя увереннее, потому что совершил настоящий мужской поступок в отношении той, перед которой терялся: несмотря на очевидную нужду, он отказался от помощи).
3. Что ещё повлияло на приобретение уверенности? (После случая с посылкой Лидия Михайловна сменила тактику, и если до него уроки были лишь прикрытием помощи, то теперь она взялась за ученика по-настоящему, в результате чего мальчик сильно продвинулся в изучении языка).
4. Найдите в тексте слова, которые свидетельствуют о том, что уроки перестали быть для героя наказанием. («…я продолжал тянуть свою французскую лямку. Впрочем, лямку ли? Как-то невольно и незаметно, сам того не ожидая, я почувствовал вкус к языку и в свободные минуты без всякого понукания лез в словарик, заглядывал в дальние в учебнике тексты. Наказание превратилось в удовольствие»).
5. Игра, ставшая уроком.
1.Теперь мы с вами подошли к самому главному эпизоду во в рассказе. О чём идёт речь? (Об игре в «замеряшки»). Хотите поиграть?
Физкультминутка. Дети пробуют играть в «замеряшки».
2. Вспомните разговор, с которого мы начали урок. Мы говорили об азарте в игре на деньги и пришли к выводу, что играть на деньги плохо, безнравственно, что героя оправдывает лишь то, что он мог вовремя остановиться и деньги ему нужны были на молоко. Как вы понимаете слово нравственность? (У этого слова есть много значений. Хотелось бы остановиться лишь на двух: 1. Нравственность - это нормы, определяющие поведение человека в соответствии с совестью. 2. Нравственность - это способность брать на себя ответственность за свои поступки).
3. Давайте разберёмся. Играть на деньги плохо. Мальчик делает это вынужденно. Можно сказать, что он действует в согласии со своей совестью? Докажите. («Я не позволял себе чересчур увлекаться игрой и торчать на полянке до вечера, мне нужен был только рубль, каждый день по рублю»). Можно ли сказать, что он отвечает за свои поступки? Докажите. (После драки явившись в класс, герой не посчитал нужным раскрыть учительнице причину драки не из-за наказания, а из-за того, что ему было стыдно и он мог подвести остальных участников). Можем ли мы сказать, что поведение героя безнравственно? (Нет).
4. А как же быть с учительницей? Разве это педагогично - играть на деньги с учеником? (Нет, но Лидия Михайловна пошла на это, потому что понимала, что другого способа помочь мальчику у неё нет). Получается, формально Лидия Михайловна ведёт себя безнравственно. А на самом деле? Докажите. (На самом деле она пожертвовала работой ради того, чтобы помочь своему ученику. Помощь ближнему ценой собственного спокойствия - это в высшей степени нравственный поступок).
5. Почему же учительница так хочет помочь именно этому мальчику? (Потому что видит его способности к учёбе и необходимость их развивать; потому что увидела в этом мальчишке настоящего человека, наделённого честностью, открытостью, достоинством и совестью).
6. О каком выражении, появляющемся на лице опытных учителей, говорит рассказчик? (О выражении жестокости). Согласны ли в с этим? Как вы думаете, почему это может происходить? (Из-за того, что учителя, как и представители других профессий, приобретая опыт, исполняют свои обязанности машинально, не участвуя в них ни сердцем, ни душой). Случилось ли это с Лидией Михайловной? Почему? (Нет, не случилось, потому что она была живая, настоящая, неравнодушная. Такие качества не отмирают с возрастом, а, напротив, ещё больше раскрываются. Если в молодости она ещё была достаточно сдержана и даже улыбалась не до конца, то позднее, по всей видимости, перестала стесняться душевной широты. Это подтверждает тот факт, что реальная учительница из жизни узнала себя в рассказе и написала автору письмо).
Вот что говорит настоящая Лидия Михайловна о своих впечатлениях от рассказа: «Я просто была поражена. Села... Когда все прочла, поняла: это, конечно, не про меня. Лидия Михайловна из рассказа - синтетический персонаж. Валентин Григорьевич описал все лучшее, что он видел в нас тогда. И это такой упрек. Я не была такой легкой, тонкой. Я была проще, можно сказать легкомысленной. Лидия Михайловна из "Уроков французского" - это мой личный укор, какой бы я могла быть».
III. Подведение итогов.
1. Как вы понимаете название рассказа? (Здесь ключевым будет слово «урок», потому что вовсе не французскому языку научила Лидия Михайловна мальчика).
2. Как вы думаете, ставила ли учительница перед собой цель научить героя быть честным, нравственным, ответственным? Почему? (Нет, потому что он и без этого был таким. Может быть, она пошла на «преступление», как это называет директор, потому только, что почувствовала в герое человека, равного себе по силе духа).
3. Можем ли мы сказать, что уроки были взаимными, что не только Лидия Михайловна научила героя, но и он её? (Да, герой показал Лидии Михайловне пример несгибаемой человеческой воли, мужского достоинства и храбрости).
4. А теперь вспомните весь наш разговор и скажите, как бы вы сформулировали тему нашего сегодняшнего урока? Возможно, фразы из текста подскажут вам верный путь.
Итак, в рассказе В.Распутина учительница преподаёт герою урок, который он запомнил на всю жизнь и который отразился на всём его творчестве: она научила его не просто быть человеком порядочным, отзывчивым, нравственным, она научила его оставаться таким, несмотря ни на какие внешние условия. Её поступок, в результате которого она испытала унижение перед директором школы и лишилась работы, переоценить невозможно. Мальчик же, Валентин Григорьевич Распутин, не только усвоил эти уроки, но и доказал их жизнеспособность своей судьбой и своим творчеством.
IV. Домашнее задание.
Написать сочинение на одну из тем: «Учитель XXI века», «Каким должен быть учитель», «Искусство быть человеком».