- Учителю
- Работа над рецензией к повести А. С. Пушкина 'Пиковая дама'
Работа над рецензией к повести А. С. Пушкина 'Пиковая дама'
Тема урока: «Работа над рецензией к повести А.С. Пушкина «Пиковая дама»
Класс: 11
Тип урока: урок развития речи (2 урока)
Цели урока:
Образовательные:
-
обучить написанию рецензии на произведение;
-
углубление знаний о своеобразии жанра;
-
чтение фрагментов и анализ повести А.С. Пушкина «Пиковая дама»;
-
прослушивание музыкальных фрагментов (увертюры, арии Германа, арии Лизы) из оперы П.И. Чайковского «Пиковая дама».
Развивающие:
-
развить интерес к литературе через чтение произведений авторов;
-
развивать творческие способности учащихся, способность к логическому мышлению;
-
продолжить формирование навыков интерпретации и анализа художественного текста;
Воспитательные:
-
Воспитывать чувство любви к русской литературе и музыке;
-
Воспитывать способность вдумчиво вчитываться в художественное произведение.
Опережающее задание: найти в словаре литературоведческих терминов значение слова «рецензия», выяснить жанровые признаки: а) фантастической повести, б) петербургской новеллы, в) светского анекдота; прочитать повесть А.С. Пушкина «Пиковая дама».
Индивидуальное задание к уроку: один из учеников готовит сообщение об истории рождественских рассказов и повестей;
Оборудование и наглядность: примерный план рецензии, Большой энциклопедический словарь, современный толковый словарь русского языка под ред. Т.Ф. Ефремовой; словарь литературоведческих терминов.
Теория литературы: рецензия, рецензент, рецензируемое произведение
Тема.
Рецензия - от латинского слова recenio - «осмотр», обследование, статья, отзыв, которые дают оценку какому-либо художественному произведению, спектаклю, кинофильму и т.д.
Примерный план рецензии:
-
Определение жанра произведения
-
Приметы, признаки этого жанра
-
Оценка рецензируемого произведения:
-
Важность поставленной в нем проблемы
-
Художественные приемы для решения поставленной автором проблемы
Структура урока:
-
Оргмомент (1 мин)
-
Постановка цели урока, знакомство с темой (3 минуты).
-
Объяснение новой темы (7 минут).
-
Совместная работа класса в ходе анализа повести «Пиковая дама»,
-
выявление художественных особенностей (25 минут).
-
Обобщение, подведение итогов урока, выставление оценок (6 минут).
«Что наша жизнь? Игра!»
(М.П. Чайковский,
либретто к опере
«Пиковая дама»
/3 акт, 7 картина/)
Ход урока
1 урок
-
Оргмомент.
ll. Постановка целей, объявление темы урока (звучит отрывок арии Германа из оперы «Пиковая дама» П.И. Чайковского)
Записать в тетрадях число, тему урока.
Смысл эпиграфа к уроку
Речевая разминка.
- Работа с терминами «отзыв» и «рецензия»
Как вы понимаете значения терминов? В чем, по-вашему, заключается разница между ними?
Вы, будучи взрослыми, самостоятельными людьми, имеете свои пристрастия, определившиеся читательские интересы. Кроме того, вам уже под силу выразить их, высказать личное мнение о прочитанном произведении, то есть написать отзыв на него.
- Вспомните, что такое отзыв?
(Отзыв - это мнение о прочитанном, впечатление, которое осталось после прочтения произведения, оценка произведения.)
Слово учителя:
Как видите, более глубокую оценку прочитанному произведению содержит именно рецензия на произведение художественной литературы.
Итак, конечным результатом нашей работы будет рецензия на художественное произведение, но писать рецензию на известное произведение неинтересно, поэтому особенность нашего урока будет заключаться в том, что предметом нашего исследования станет произведение - повесть А.С. Пушкина «Пиковая дама». Это произведение до сих пор имеет современное звучание, так как драма, положенная в его основу поражает правдивым психологизмом, и яркостью картин жизни той эпохи. Вместе с тем, вторую жизнь этому произведению дал русский композитор П.И. Чайковский, создав не менее знаменитую одноименную оперу.
Задачи урока: что же нам необходимо сделать на уроке для достижения данной цели?
- Повторить…
- Соотнести интересные сведения...
- Решить…
- Обобщить…
Главная задача нашего занятия - познакомить вас с особенностями сочинений в жанре рецензии; обеспечить усвоение вами жанровых особенностей сочинений-рецензий.
Ш. Основная часть.
Новая тема:
Что же такое рецензия? Какое определение рецензии дает «Краткий литературоведческий словарь»?
Рецензия - от лат. «recenio» - осмотр, обследование - статья, отзыв, которые дают оценку какому -либо художественному произведению, спектаклю, кинофильму и т.д.)
Как вы думаете, что означают следующие слова: рецензировать, рецензент, рецензируемое произведение?
Запишите и запомните новые для вас слова и понятия!
Рецензировать - значит писать рецензию; рецензент - автор рецензии; рецензируемое произведение - произведение, на которое пишется рецензия.
Слово учителя.
Исходя из определения рецензии, можно выяснить, что общего между рецензией и отзывом, чем различаются эти два жанра литературной критики. Рецензия, как и отзыв, - это отклик на произведение, мнение о нем, оценка произведения. Но рецензия - понятие более широкое, так как она включает в себя и разбор произведения, чего нет в отзыве.
Данный речевой жанр устной и письменной речи, предназначен для выполнения нескольких задач. Первая - информативная. В рецензии содержатся сведения о выходе в свет того или иного произведения. Это, как правило, вступление к рецензии. Вступление может сразу же обращать к личности писателя, тогда сведения о книге содержатся в подзаголовке рецензии.
Вторая задача рецензии - критическая. В основной части рецензии автор разбирает, истолковывает ее нравственно-философское содержание, анализирует события, компоненты формы (сюжет, композицию, систему действующих лиц, язык произведения). Причем необязательно рассматривать все аспекты содержания и формы. Можно затронуть лишь те, которые наиболее существенны.
Главное же в рецензии - выявить авторскую позицию, попытаться проникнуть в замысел написанного. Вот почему рецензия предполагает и активное цитирование, ипривлечение эпизодов текста, и обращение к образам главных героев.
Необходимо, чтобы в рецензии было определено место произведения в общем, литературном процессе или в творчестве указанного писателя.
Рядом с критическим разбором неизбежна оценка прочитанного - следующая функция рецензии. Рецензент, человек со своими взглядами, жизненным и читательским опытом, эстетическим вкусом, не только пытается уловить авторский замысел, но и высказать свою точку зрения. Наличие собственной читательской позиции - непременное требование жанра.
В заключении рецензент привлекает внимание к прочитанному, это также задача жанра. Он указывает, к кому обращено произведение, почему его необходимо прочитать.
Сейчас я каждому из вас раздам таблицу с речевыми клише, которая поможет вам при написании рецензии
Как видим, рецензия предполагает общение, диалог, нередко и полемику. В школьной рецензии в роли критика выступает ученик; его адресаты = одноклассники, другие школьники, родители, воображаемые читатели или писатель. Композиция рецензии соответствует построению традиционного школьного сочинения, включая вступление, основную часть, заключение. Объем рецензии может быть разным: небольшим; как, например, в электронных средствах коммуникации. Если речь идет о подробной, полной рецензии, то ее объем достигает нескольких печатных страниц.
Слово учителя.
В последние годы в читательской аудитории возрождается традиция литературы беллетристического характера с элементами мистики. С уверенностью можно сказать, что во все времена воображение людей занимало непознанное, сверхъестественное, необъяснимое, т.е. проще говоря, вера человека в чудо. Так и А.С. Пушкин в начале 30-х годов XIX века отдал дань времени и традиции, представив на суд современников и потомков петербургскую повесть «Пиковая дама».
Вы уже прочитали эту повесть, каковы первые впечатления?
в вашей рецензии вы будете должны ответить на главный вопрос: к какому жанру следует отнести едва ли не самое загадочное произведение А.С. Пушкина? Для решения данной цели я предлагаю вам познакомиться с планом рецензии, который записан на доске.
Примерный план рецензии:
-
Объясните своеобразие жанра повести (петербургская новелла, фантастическая повесть; светский анекдот); какая особенность вам ближе и понятнее?
-
Где происходит действие и когда?
(В Петербурге-столице империи, город фантастических событий и возможностей, город уродующий чувства людей, их идеалы, мысли, в общем, их жизнь).
-
Каков смысл эпиграфа к повести? Откуда эти строки?
(«Пиковая дама означает тайную недоброжелательность (из новейшей книги гаданий)»
-
Как вы можете охарактеризовать героев повести в общем?
Как следует оценить их поступки?
(Герои - люди, не задумывающиеся серьезно о своем существовании, о том, почему с ними происходят те или иные события. Это люди, не способные оценить свои поступки, в то время как автор надеется на умного, образованного читателя)
-
В «Пиковой даме» Пушкина случай играет большую роль для понимания идеи (главной мысли повести).
(Много случайностей происходит с Германом: судьба испытывает его, посылая ему случайности, и последняя случайность (пиковая дама вместо туза) - это наказание за безнравственный выбор. Такие истории иногда заканчиваются трагично, в финале всегда есть что-то светлое (надежда).
-
Как заканчивается повесть? Где слышен авторский голос?
Как вы поняли авторскую позицию?
-
В чем новаторство А.С. Пушкина? Почему гениальный автор был вынужден отойти от традиции?
Особенности (повести).
Во-первых, попробуем определить своеобразие жанра.
А) петербургская новелла - действие повести разворачивается в Петербурге, городе социальных контрастов, где соседствуют блеск и роскошь дворянского общества и безнадежность крайняя нищета других сословий. Фабула выстраивается вокруг трех основных героев, а точнее, между представителями разных социальных слоев: графиней, ее бедной воспитанницей и, как протест против социальной несправедливости возникает образ Германна с подчеркнутой трезвостью его натуры. По мнению автора, трудолюбивый и аккуратный немец внешними социальными условиями обречен на трагедию;
Б) Фантастической повесть можно назвать потому, в экспозиции герои обсуждают вопрос о возможности сверхъестественного события, то есть чуда,
и двух точек зрения: вера в его возможность и отрицание его.
В связи с этим в произведении имеют место фантастические мотивы: связь азартной игры со сверхъестественной сферой; тайна, передаваемая из поколения в поколение; магические карты; роковые предчувствия, пророческий сон; привидение.
В) Светский анекдот: в Современном толковом словаре русского языка Т.Ф. Ефремовой мы встречаем следующее его определение:
а) Короткий рассказ о каком-л. вымышленном событии, забавном случае. б) Само это событие, сам этот случай. 2) Устный короткий рассказ с неожиданным остроумным концом.
В Большом энциклопедическом словаре дается еще одно его определение:
1) короткий рассказ об историческом лице, происшествии. 2) Жанр городского фольклора, злободневный комический рассказ-миниатюра с неожиданной концовкой, своеобразная юмористическая притча.
- в основе повести А.С. Пушкина «вечная» тема человека в его внутренних трагических противоречиях, а не романтическая идея двоемирия и протест романтической души против косного мира;
- ожидание и совершение чуда как испытание человека на духовность,
- печальный финал.
Как бы вы сформулировали тему повести? О чем она?
Он посвящен теме случая в жизни каждого отдельно взятого человека.
Каков смысл эпиграфа к повести А.С. Пушкина? И откуда строки нашего эпиграфа к уроку?
Эпиграф авторский усиливает ощущение того, что в повести речь пойдет о чем-то очень необычном и загадочном; а эпиграф к уроку содержит идейный смысл повести и авторскую оценку событий, изображенных в ней ).
Где происходит действие повести и когда?
(Действие происходит в Петербурге, зимней ночью, в районе двенадцати часов на квартире конногвардейца Нарумова).
От какого лица ведется повествование, почему автор выбирает эту форму?
(Повествование ведется от первого лица. Это нужно для того, чтобы рассказ воспринимался достоверным. Повествователь имени своего не называет, он - один из участников описанной в рассказе истории. Кроме того, в компании, которая собралась у Нарумова, все хорошо знакомы, дружеские отношения наших героев с повествователем заставляют нас верить и другим рассказчикам, например, Томскому, внуку упомянутой графини. Нет сомнений, что он говорит правду. Дружеская компания собралась за картами. Это обстоятельство располагает героев к тому, чтобы излить свою душу, быть наиболее честными с остальными собеседниками)
Как вы можете охарактеризовать героев повести в общем?
(Герои рассказа - люди, не задумывающиеся о своем существовании, о том, почему с ними происходят те или иные события. Это люди, не анализирующие свои действия и поступки, в то время как автор рассказа надеется на умного, образованного читателя.
Многим персонажам автор дает весьма меткую характеристику. Вот, например:
Ученики: «Графиня не имела ни малейшего притязания на красоту давно увядшую, но сохраняла все привычки своей молодости, строго следовала модам семидесятых годов, и одевалась так же долго, так же старательно, как и шестьдесят лет тому назад. У окошка сидела за пяльцами барышня, ее воспитанница. Графиня ***, конечно, не имела злой души; но была своенравна, как женщина, избалованная светом, скупа и погружена в холодный эгоизм, как и все старые люди, отлюбившие в свой век и чуждые настоящему. Она участвовала во всех суетностях большого света, таскалась на балы, где сидела в углу, разрумяненная и одетая по старинной моде, как уродливое и необходимое украшение бальной залы; к ней с низкими поклонами подходили приезжающие гости, как по установленному обряду, и потом уже никто ею не занимался. У себя принимала она весь город, наблюдая строгий этикет и не узнавая никого в лицо» (о графине А.Ф. Томской)
Ученики: «военный инженер, сын обрусевшего немца, не получивший от родителя большого капитала, а потому вынужденный жить на одно жалованье, не позволяя себе ни малейшей прихоти. В душе игрок, он никогда не садится за карточный стол. Однако «сильные страсти и огненное воображение» Г. воспламеняются от рассказа его друга Томского о трех картах…» (о Германе);
Ученики: «Она была самолюбива, живо чувствовала свое положение, и глядела кругом себя, - с нетерпением ожидая избавителя; но молодые люди, расчетливые в ветреном своем тщеславии, не удостаивали ее внимания, хотя Лизавета Ивановна была сто раз милее наглых и холодных невест, около которых они увивались. Сколько раз, оставив тихонько скучную и пышную гостиную, она уходила плакать в бедной своей комнате, где стояли ширмы, оклеенные обоями, комод, зеркальце и крашеная кровать, и где сальная свеча темно горела в медном шандале!» (о Лизе);
Учитель:
В «Пиковой даме» Пушкина случай играет огромную роль на идейном уровне. Герман видит волю счастливого случая в возможности узнать тайну удачной игры у старухи, чтобы сразу разбогатеть, повысить свой общественный статус. Случайностей с Германом происходит очень много: случайно он узнаёт о трёх картах, случайно он попадает к дому старухи, как бы случайно ему выпадает пиковая дама. Судьба испытывает главного героя, посылая ему случайности. Последняя случайность (пиковая дама вместо туза) - это наказание за безнравственный выбор.
Истории, которые рассказываются героями рассказа, жуткие, но заканчиваются они всегда хорошо, и на вопрос «Что это?» почти всегда собеседники отвечают: «Случайность. Очень счастливая».
Как заканчивается повесть?
И вот Герман оказывается в Обуховской психиатрической больнице. А Лиза в скором времени выходит замуж. Что же здесь: случайность или Божественный Промысел).
Где слышен авторский голос, выражается авторская позиция?
Учитель:
Докажите, что данный рассказ можно назвать рождественским лишь отчасти. Какие события доказывают его реалистичность? В чем здесь новаторство А.С. Пушкина?
Как вы понимаете смысл повести? Сформулируйте идею и проблему произведения.
В «Пиковой даме» Пушкин реалистично описывает Петербург - столицу империи, город фантастических событий, происшествий, идеалов, город, уродующий чувства, мечты, мысли людей, вообще, их жизнь. Так и Герман сначала хотел достичь богатства честным путем, но стоило только ему узнать о тайне трёх карт, и он стал другим человеком. Он устремился за призрачной мечтой: готов был за тайну трех карт ''продать'' душу дьяволу. Мысль о шальных деньгах затмила разум этого человека.
Итак, первое злодейство Германа - обман самого себя.
Ещё раз вернёмся к описанию Петербурга. Пушкин настолько точно описал местность, что в самой бывшей столице можно найти это улицу и дом. Сейчас это улица Гоголя, дом 10 .После этих печальных событий предание нарекло этот дом особняком ''Пиковой дамы''. После выхода в свет произведения оно стало очень популярным, юноши ставили три карты, а другие находили сходства между княгиней Натальей Петровной и графиней. Сам Пушкин пишет: ''Моя ''Пиковая дама'' в большой моде''. В общем, в произведении Пушкина Герман ставит себе цель - во что бы то ни стало узнать тайну трёх карт. И вот он хочет стать любовником старухи, но, узнав о Лизе, начинает писать ей письма: ''Письмо содержало в себе признание в любви: но было нежно, почтительно и слово в слово взято из немецкого романа. Но Лизавета Ивановна по-французски не понимала и была очень им довольна''. Чувствительная девушка, не испытавшая еще чувства любви, поверила Герману, который просто использовал её в качестве ''средства'' для достижения своей цели.
Таким образом, второе злодейство - обман простодушной Лизы.
Обманывал он её на протяжении всего действия, когда же узнал тайну трёх карт - перестал с ней встречаться, а затем и вовсе оказался в Обуховской больнице.
В ''Пиковой даме'' можно заметить моменты, которые можно назвать ''случайными'':
''…Рассуждая таким образом очутился он в одной из главных улиц Петербурга, перед домом старинной архитектуры…
-Чей это дом? - спросил Герман у углового будочника.
-Графини, - отвечал будочник.
Герман затрепетал. Удивительный анекдот снова представился его воображению. Он стал ходить около дома, думая об его хозяйке и о чудной его способности…''
Как видно Германа влекла к этому, ничем не замечательному дому, какая-то ''неведомая сила''. И она ''затянула его к себе''.
В чем же главное злодейство Германа? Продажа своей души дьяволу.
Ведь являясь носителем этой страшной тайны, Герман заключил сделку с дьяволом, не пожалев при этом своей бессмертной души. Он не сдержал обещания, данного графине, так как тайна была открыта с условием:''…с тем, чтоб ты женился на моей воспитаннице Лизавете Ивановне…'' Герман совсем не собирался жениться на ней. За это графиня наказала нашего героя. Другое мнение - графиня специально назвала не ту карту, чтобы дьяволу ''не платить за душу Германа'', а просто забрать её.… В голове у него одно:''…тройка, семёрка, туз!.. тройка, семёрка, дама!..''
Учитель: Итак, в чем смысл названия повести и эпиграфа к ней? Пожалуй, в них мы найдем ключ к авторскому оценке всего изображенного в повести.
"Пиковая дама" означает тайную недоброжелательность», - гласит авторский эпиграф. Эту недоброжелательность проявляет по отношению к Герману графиня Томская, но прежде неё - сам создатель повести. Пиковая дама - символ кары, которая, согласно Пушкину, ждёт тех, кто меняет любовь на пошлость, высокое на низкое, кто навек губит лучшее в себе.
В арии Германа из оперы «Пиковая дама» П.М. Чайковского звучат отзвуки трагедии человеческой души, которая гибнет по воле роковой случайности.
Что при этом человек? Игрушка судьбы? И как распорядится его судьбой случай?
В.Г. Белинский писал: ''Пушкин принадлежит к числу творческих гениев, тех величайших исторических фигур, которые, работая для настоящего, приготовляют будущее, следовательно, не могут принадлежать только одному прошлому''. Может, поэтому произведения Пушкина бессмертны. Они были популярны во времена автора, популярны и сейчас…
И хотя в повести описываются обыденные события, до конца остается
Действительно, главное - поверить в божественное провидение, тогда душа человека очистится, хотя и не всем это дано).
Итог урока:
(фрагмент увертюры к опере «Пиковая дама»)
Таким образом, в своей повести писатель гармонично смог соединить сюжетную увлекательность с такой жизненной достоверностью, что особенно важно для читателя, живущего в современном бездуховном пространстве.
Главным успехом у публики всегда является оригинальность, самобытность произведений автора, его талант. И это не должно зависеть от времени и поколений. Произведения Пушкина будут интересны и по сей день. Социальные и нравственные проблемы, которые он поднимает в своих произведениях, не утратили актуальности и сейчас.
Давайте сделаем выводы, подведем итоги, чему сегодня на уроке мы научились? Какие цели перед собой ставили и чего добились.
2 урок - написание рецензии.
Список литературы:
1. Поддубная Р.Н. Александр Пушкин. - Харьков: Веста: Издательство «Ранок», 2003. - 80 с. - (Серия «Школьная программа»);
2. Л.В. Чхаидзе «О реальном значении мотива трех карт в «пиковой даме»: [Электронный ресурс] // Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор». - Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/is3/is3-455-.htm;
3. О.С. Муравьева «Фантастика в повести Пушкина «Пиковая дама»: [Электронный ресурс] // Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор». - Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/is8/is8-062-.htm;
4. Пушкинский сборник памяти С.А. Венгерова. Пушкинист, IV. ГИЗ, М.-Пгр., 1922, стр. 176; ср.: А. Слонимский. Мастерство Пушкина. Гослитиздат, М., 1959, стр. 521-522;
5. Гуковский Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. М., 1957, с. 364.