- Учителю
- Рабочая программа по литературе
Рабочая программа по литературе
№ |
|
Тема урока. Основное содержание |
Кол-во часов |
Метапредметные результаты |
Виды деятельности учащихся |
Предметные результаты |
контроль | |
1 |
1 четв. |
О главном в литературе. Человек как главный предмет изображения в художественной литературе. |
1 |
Учащийся самостоятельно ставит перед собой цель, которую он планирует достичь при изучении курса литературы и задачи, с помощью которых эта цель будет достигнута. |
Работа с учебным пособием, составление модели результатов |
Учащийся знакомится со структурой курса литературы за 6 класс |
Целевая модель | |
2 |
|
«Дела давно минувших дней, Преданья старины глубокой…» Устное народное творчество «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Былина как один из видов устного народного творчества. Особенности построения и языка былин. Былинный стих, гипербола. Воплощение в былинном герое мечты народа о защитнике родной земли. |
1 |
УУД - структурирование материала. Учащийся структурирует материал с помощью модели. |
Составление матрицы жанра героической былины |
Учащийся овладевает сутью понятий: былина, сюжет, композиция, литота, гипербола. Анализирует особенности языка былины, постигает народную сущность былин. |
Матрица жанра | |
3 |
|
«Илья Муромец и Соловей-разбойник» в искусстве. |
1 |
Просмотр художественных сюжетов, использование приема «замещение персонажа» |
| |||
4 |
|
Былина «Вольга и Микула Селянинович». |
1 |
Сочинение собственного произведения, используя предметы-заместители |
Собственная былина с использованием модели | |||
5 |
|
Древнерусская литература Письменная литература Древней Руси. «Повесть временных лет».
|
1 |
Учащийся овладевает методом синтеза материала. |
|
Учащийся овладевает сутью понятий: жанр, летопись, повесть, слово. Выявляет основные особенности древнерусской литературы
|
| |
6 |
|
Летописи. «Слово о погибели Русской земли». «Никита Кожемяка». |
1 |
Составление модели терминов. Ответы у доски с использованием моделей. |
|
Диктант терминов | ||
7 |
|
Литература 19 века Баллады В.А.Жуковский. Баллады. Понятие о балладе. Связь баллады с устным народным творчеством. Нравственный смысл баллад. Особенности балладного сюжета. Реальное и фантастическое в балладах В.А.Жуковского.
|
1 |
|
Составление ОСК (модель - опорная схема - конспект) |
Учащийся овладевает сутью понятия баллада, знакомится с особенностями балладного сюжета и языка. |
ОСК и устный ответ с опорой на нее. | |
8 9 |
|
А.Н.Майков. «Емшан». А.К.Толстой. «Канут». |
2 |
УУД - навык публичного выступления. |
Декламация наизусть, инсценировка литературного сюжета
|
Развитие выразительности и грамотности речи. |
Декламация наизусть, инсценирование | |
10 |
|
Читательская лаборатория. О рифме и строфе. Основные группы рифмы: Виды строф. Строфа в русском стихосложении. |
1 |
Учащийся умеет работать с информацией с опорой на модель |
Составление модели рифм |
Учащийся знакомится с основными группами рифм, умеет определять вид рифмы с опорой на модель |
Модель рифмы, зачетная работа с опорой на модель | |
11 |
|
Контрольная работа №1. «От древности до А.С.Пушкина». |
1 |
|
|
|
Контрольная работа №1 | |
12 13 |
|
«Человек в окружающем мире.» А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. А.С.Пушкин. Стихотворения. «Зимнее утро»
|
2 |
Учащийся трансформирует информацию в модель |
Составление синквейна на основе стих-я «Зимнее утро»
|
Учащийся знакомится с жанром «синквейн», с основными вехами творчества поэта, тематикой и выразительностью его стихотворений. |
Декламация наизусть | |
14 |
|
«Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к историческому прошлому. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Диалог Олега и кудесника. Радостное восприятие жизни в ранних стихотворениях Пушкина.
|
1 |
|
Чтение, беседа, составление ОСК |
Учащийся постигает особенности жанра летопись, знакомится с историческим аспектом в творчестве Пушкина |
| |
15 16 |
|
А.С.Пушкин. Роман «Дубровский». История романа «Дубровский». Столкновение чести личности с произволом, деспотизмом, беззаконием, опирающимися на богатство и власть. |
2 |
УУД - анализ и синтез информации. |
Пересказ эпизодов. Составление модели «Система образов в романе»
|
Учащийся знакомится с композицией литературного произведения эпического жанра, системой образов. Знакомится с характерами литературных героев и сопоставляет их через призму своего нравственного опыта. Учится сопереживанию, , чести и достоинству. |
| |
17 |
2 четв. |
«Суд и его последствия». Отец и сын. |
1 |
Выборочный пересказ. Разложение сюжета на составляющие |
| |||
18 19 |
|
«Благородный разбойник» Владимир Дубровский. Роль Маши в судьбе Дубровского. |
2 |
Работа с моделью «Система образов» |
Художественный пересказ с опорой на модель | |||
20 |
|
Роль 17 главы в повести «Дубровский». Развязка романа «Дубровский». |
1 |
|
| |||
21 22 |
|
Развитие речи. Сочинение по повести «Дубровский». |
2 |
Сочинение, моделирование продолжения романа. | ||||
23 24 25 |
|
М.Ю.Лермонтов. Личность поэта. Пейзаж в лирике Лермонтова. Стихотворения «Парус»,«Тучи», «Три пальмы» и др. Мотивы грусти и одиночества в творчестве поэта. Аллегорический смысл стихотворения «Три пальмы». Отношения человека с миром природы. |
3 |
УУД - смысловое чтение, анализ текста. |
Лингвистический анализ стихотворения. Использование модели рифм. |
Учащийся овладевает навыками лингвистического анализа стихотворения. |
Письменный анализ стихотворения | |
26 |
|
Читательская лаборатория. О стихотворных размерах.
|
1 |
Учащийся трансформирует информацию в модель |
Составление модели определения стихотворного размера |
Учащийся умеет определять двусложные и трехсложные размеры стиха |
Проверочная работа | |
27 |
|
Н.В.Гоголь. Творческая история повести «Майская ночь, или утопленница». Интерес писателя к народным обрядам, быту. Картины жизни народов Украины. |
1 |
УУД - умение работать с различными видами информации |
Индивидуальные сообщения, Чтение эпизодов повести. |
Учащийся знакомится со своеобразием творчества Н.В.Гоголя, особенностями его стиля и самобытного языка Малороссии. Развитие образности и выразительности речи, обогащение словарного запаса. |
| |
28 |
|
Роль пейзажа в повести «Майская ночь, или утопленница». |
1 |
Чтение, художественный пересказ |
Художественный пересказ | |||
29 |
|
Реальное и фантастическое в повести «Майская ночь, или утопленница». «Майская ночь, или Утопленница в искусстве. |
1 |
«Учебный клип» - «склеивание» нескольких «кадров» в литературный сюжет |
| |||
30
|
|
Внеклассное чтение. «Ночь перед Рождеством». |
1 |
Просмотр фильма |
| |||
31 32 |
|
Контрольная работа.
|
2 |
|
|
|
Контрольная работа № 2. | |
33 |
3 четв |
С.Т.Аксаков. «Очерк зимнего дня». Наблюдательность писателя, знание русской деревенской жизни. |
1 |
|
Индивидуальные сообщения, работа с текстом. |
Учащийся знакомится с особенностями жанра очерк. |
Составление своего очерка | |
34 35 |
|
Страницы поэзии. «О Родина святая…» Н.П.Огарев, А.К.Толстой, А.А.Фет, И.С.Никитин, А.Н.Плещеев, И.З.Суриков. Лирика. |
2 |
УУД - навык публичного выступления. |
Выразительное чтение стихотворений Конкурс чтецов |
Развитие выразительности и грамотности речи. |
Декламация наизусть | |
36 |
|
Обучение анализу поэтического произведения. Интерпретация стихотворения, владение простейшими элементами анализа поэтического текста. |
1 |
УУД - анализ текста |
Составление ОСК (опорная схема-конспект) |
Учащийся овладевает сутью понятия лирический герой |
Письменный анализ стихотворения | |
37 38 |
|
К.М.Станюкович. «Человек за бортом!». Смысл названия рассказа. Правдивое изображение быта на корабле. Значение изображаемой ситуации для раскрытия характеров героев и их взаимоотношений. Роль Шутикова в судьбе Прохора.
|
2 |
УУД - смысловое чтение, умение аргументировать |
Работа с текстом. Моделирование ситуации. |
Учащийся знакомится с характерами литературных героев и сопоставляет их через призму своего нравственного опыта. Учится смелости, героизму, самопожертвованию. |
Устные ответы | |
39 |
|
А.П.Чехов. О смешном в художественном произведении. «Толстый и тонкий». Сведения о жизни писателя. Роль портрета, пейзажа, диалога, внутреннего монолога в обрисовке героя. |
1 |
Развитие воображения, умения понять мотивы поступков. |
Работа с текстом, беседа. Метод эмпатии (вживания) человека в состояние другого объекта. Вслед за Чеховым в нескольких строках уместить образы будничных вещей, которые нас окружают. |
Углубление понятий юмор,сатира. Знакомство с юмористическими произведениями А.П.Чехова. Умение видеть смешное, быть внимательным к деталям. |
| |
40 |
|
Смысл названия рассказа А.П.Чехова «Пересолил». Ирония в рассказе «Смерть чиновника». |
1 |
|
|
| ||
41 4243 44 |
|
«Нравственная ответственность человека перед собой и обществом» В.Г.Короленко. «В дурном обществе». Сочувственное отношение писателя к людям «подземелья», сохранившим человеческое достоинство. Автор и рассказчик в повести. Дружба Васи с Валеком и Марусей. Отец и сын. Смысл названия повести. |
4 |
Учащийся трансформирует информацию в модель |
Чтение. Использование предметов-заместителей. Составление модели «Система образов»
|
Углубление понятия портрет литературного героя.Учащийся знакомится с характерами литературных героев, преломляет все через призму своего нравственного опыта, учится делать нравственный выбор, учится гуманности, доброте, сочувствию, человечности.. |
| |
45 46 |
|
Развитие речи. Сочинение по повести В.Короленко «В дурном обществе» |
2 |
|
|
Сочинение | ||
4748 |
|
Н.Д.Телешов. «Домой». Слово о писателе. Мотивы поведения осиротевшего мальчика. Герой в ситуации нравственного выбора. Человечность старика-каторжника, его роль в жизни мальчика. Изображение нищеты народа, его трагической участи. Роль пейзажа в рассказе. |
2 |
УУД - смысловое чтение, умение аргументировать
|
Чтение, словарная работа, беседа. |
| ||
49 50 |
|
Литература 20 века А.П.Платонов. «Песчаная учительница». А.П.Платонов. Слово о писателе. Труд как нравственная основа жизни героев. Доброта, взаимопомощь героев. |
2 |
Чтение, художественный пересказ |
Учащийся знакомится с понятием прототип. Учится трудиться на благо людей. Обогащает свой словарный запас. |
Литературное путешествие,оценка компетентностей | ||
51 |
|
М.М.Пришвин. «Кладовая солнца». М.М.Пришвин. Слово о писателе. Вера Пришвина в доброту человека, в его мудрость по отношению к природе. Труд в жизни Насти и Митраши. Значение истории Травки для понимания идеи повести. Роль пейзажа. Одухотворение природы, её участие в судьбе героев. Жанр произведения. Смысл названия произведения. |
1 |
Трансформация информации в модель. Развитие воображения, умения понять мотивы поступков. |
Чтение. Составление схемы-маршрута литературного путешествия. |
Учащийся знакомится со стилистикой писателя, учится выразительности и образности речи, обогащает свой словарный запас, анализирует особенности жанра сказки-были. | ||
52 |
4 четв. |
Роль притчи о сосне и ели. История Антипыча. |
1 |
|
| |||
53 |
|
Митраша в беде. |
1 |
|
| |||
54 |
|
«Что есть правда». Особенности жанра «Кладовой солнца». |
1 |
|
Обсуждение проблемного вопроса | |||
55 |
|
Развитие речи. Сочинение по произведению «Кладовая солнца». |
1 |
Владение грамотной письменной речью |
Самостоятельная работа |
|
Сочинение | |
56 |
|
Страницы поэзии. «Движение весны» в стихотворениях русских поэтов. Изображение природы и её движения в стихотворениях родных поэтов.
|
1 |
|
Чтение стихотворений и их анализ. |
|
Декламация наизусть, устный анализ поэтического текста. | |
57 58
|
|
М.Зощенко. «Не надо врать», «Бедный Федя». Истоки юмора. |
2 |
Умение держаться на публике, осмысление текста |
Чтение, инсценирование |
Учащийся знакомится с особенностью прозы М.Зощенко, ее злободневностью, иронией, своеобразной оценкой действительности. |
инсценирование | |
59 60 |
|
Ю.Нагибин. «Старая черепаха». Тема верности и доброты в рассказе. Подвиг Васи. |
2 |
Навыки исследовательской деятельности |
Работа в группах, исследовательская деятельность |
Учащийся соотносит опыт своего нравственного выбора с поведением героя, углубляет понятия «герой» и «подвиг». |
Выступления представителей от групп | |
61 |
|
А.Я. Яшин. «Кулик» |
1 |
|
|
|
| |
62 63 64 65 |
|
В.Г.Распутин. «Уроки французского». Слово о писателе. Самовоспитание героя рассказа «Уроки французского» в нелегких условиях жизни. Уроки доброты и милосердия Лидии Михайловны. Смысл названия рассказа «Уроки французского». Главный урок Лидии Михайловны. |
4
|
Умение понимать мотивы поступков, выражать свою оценку. |
Метод эмпатии. Чтение. Составление блок - схемы композиции. Написание эссе. |
Учащийся знакомится с характерами литературных героев, преломляет все через призму своего нравственного опыта, учится делать нравственный выбор, учится гуманности, доброте, сочувствию, человечности. |
эссе | |
66 |
|
Дж. Олдридж. «Последний дюйм» Слово о писателе. Исключительные обстоятельства, в которых воспитывается жизнестойкость человека. |
1 |
|
Чтение, составление ОСК, пересказ с опорой |
Учащийся знакомится с примерами мужества и героизма, анализирует трансформацию отношений отца и сына. |
Пересказ с опорой на ОСК | |
67 |
|
Дж.Олдридж. Отношения отца и сына в рассказе «Последний дюйм». |
1 |
Экранизация фильма. |
|
|
| |
68 |
|
|
1 |
|
|
|
| |
69 |
|
Контрольная работа. Литература 20 столетия. |
1 |
|
|
|
Контрольная работа № 3. | |
70 |
|
Завершая изученное. Итоговый урок. |
1 |
|
|
|
|