- Учителю
- Урок развития речи Ярмарка. Русский язык 5 класс
Урок развития речи Ярмарка. Русский язык 5 класс
МБОУ «Куркачинская средняя общеобразовательная школа
Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»
Урок развития речи в 5 классе
«Ярмарка»
Урок разработала учительница русского языка и литературы
1 квалификационной категории
МБОУ Куркачинская СОШ Бандорина Лариса Александровна.
-
Республика Татарстан, Высокогорский район, ст. Куркачи
-
Бандорина Лариса Александровна, учитель русского языка и литературы 1 квалификационной категории, МОУ Куркачинская СОШ
-
Учебно-методическая разработка с использованием ИКТ
-
Урок развития речи в 5 классе «Ярмарка»
-
Аннотация
Построение учебного процесса в современной школе невозможно без использования информационно - коммуникативных технологий. Компьютер же выступает средством, помогающим в решении поставленных задач. Поэтому сегодня, когда компьютерные технологии проникли буквально во все сферы деятельности человека, преподаватель может рассчитывать на компьютер, как на электронного ассистента в учебном процессе. Безусловно, в таких условиях роль учителя значительно меняется. Он перестаёт быть единственным источником информации и становится организатором учебно-познавательной деятельности школьников.
При создании работы использованы следующие программы: Microsoft Power Point, Word, Nero 7. В контексте рассматриваемого вопроса неоценима польза от программы Microsoft Power Point. Обращение к этой программе даёт возможность учителю иллюстрировать свой рассказ необходимыми тематическими видеофрагментами без перегрузки при этом зрительного пространства. Обращение к гиперссылкам позволяет мгновенно вернуться к любому фрагменту урока. Одно из направлений использования данной программы - демонстрация учебного материала в режиме слайд шоу и просмотра изображений.
Данный урок реально отражает учебный план и оптимально соответствует программе под редакцией А. Г. Кутузова, учебник - "В мире литературы. 5 класс" и программе В.Я. Коровиной, учебник - Литература 5 класс, учебник - хрестоматия.
Как раздражает нас, взрослых, реклама, которая заполонила буквально все: экраны, витрины, газеты, журналы… Дети же реагируют на рекламу иначе: они растут на ней и потому воспринимают без раздражения, даже любят...
Самое важное воспользоваться этим популярным видом деятельности, а именно словесной рекламой, в благородных целях - приобщения детей к духовной культуре, к народным корням и традициям...
Эта идея и легла в основу предлагаемого проекта. Он основан на синтезе русского языка, фольклора, русской литературы, изобразительного искусства и музыки, цель его не только развитие речи учащихся, но и развитие их творческих способностей, знакомство с традициями и обычаями русского народа, с его искусством.
Для проведения урока подобраны различные предметы народного творчества (ложки, деревянную или керамическую посуду, народные игрушки, вышивки, кружева и т.п., открытки с их изображением); народная музыка, создаст определенное настроение и придаст уроку нужный колорит.
В кабинете необходимо организовать выставку из предметов народного творчества.
Во вступительном слове сообщается о задачах урока (побывать на русской ярмарке и научиться так зазывать покупателей, так расхваливать свой товар, чтобы его непременно купили) и рассказываем о русских мастерах и видах народного промысла.
Урок детям запомнится, так как ориентирован на развитие творческих способностей, дает много интересной информации, включает разные виды деятельности, обогащает словарный запас учащихся, приобщает к народной культуре, а кроме того, он дает возможность продолжить работу над художественным описанием предмета в нестандартной форме, над различными стилями речи, связывает в единое целое литературу, русский язык и культурологию.
Необходимо сделать опору на зрительное и слуховое восприятие подростков, создать объемную картину русской ярмарки и ее необходимой составной части - товара, который предлагается покупателям. Ребята работают с удовольствием и испытывают радость от этого труда. Работу можно продолжить во внеклассной работе, оформив яркую веселую книжку или газету «Ярмарка», состоящую из ребячьих закличек и рисунков, в программе Microsoft Office Publisher, организовав литературную игру «Русская ярмарка».
Данный урок апробирован на уроках литературы в МОУ «Куркачинская средняя общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района РТ»
Цели.
Обучающие.
-
Познакомить с народными промыслами, ярмаркой, стихотворением Н.А.Некрасова «Дядюшка Яков».
-
Вспомнить суть ярмарки, с помощью которой возможно глубже проанализировать произведение различных жанров и родов.
Развивающие.
-
Развивать речь учащихся, их творческих способностей, воображение, ассоциативное мышление, умение устно изображать основную мысль.
Воспитательные.
-
Воспитывать в учащихся понимание народной жизни, её традиций, устоев, обычаев
-
Помочь определиться с нравственными ориентирами.
Тип урока. Урок развития речи
Вид урока. Урок-путешествие.
Оборудование.
-
Текст произведения. Н.А.Некрасов Стихотворения и поэмы. - М.: Олимп, 1996.
-
Иллюстрации спроецировать на экран через видеопроектор (презентация в программе «Microsoft Office Power Point»). Либо увеличить и вывесить на доску.
-
Портрет поэта Н.А.Некрасова.
-
Предметы народного творчества (ложки, деревянную или керамическую посуду, народные игрушки, вышивки, кружева и т.п., открытки с их изображением).
-
Текст Л. Свердловой «Уже с утра кипит, шумит базар…»
-
Видеофильм (сюжет) «Шумит базар» (отрывок из сказки А.С. Пушкина «Сказка о попе и его работнике Балде» (фильм смонтирован в программе «Nero 7 Ultra Edition»)).
ХОД УРОКА
-
Организация начала урока.
На экране высвечиваются слайды 1-2 с темой урока, пословицей «Не то дорого, что красно золото, а то дорого, что мастера доброго».
Презентация к уроку.
-
Слово учителя.
«Не то дорого, что красно золото, а то дорого, что мастера доброго» - эта старая пословица отражает отношение народа к своим умельцам. Земля наша испокон веков славилась своими добрыми мастерами, творившими яркое самобытное искусство. Это и создатели старинных храмов, и народные сказители, и вышивальщицы, и кружевницы, и кузнецы, и резчики, и гончары...
Наше национальное русское декоративно-прикладное искусство славится своими традициями. По разнообразию материалов, цветовой окраски и фольклорных узоров оно поистине уникально. Тут посуда, одежда, игрушки, пряники, резные наличники и ворота, кованые решетки, расписные платки, ювелирные украшения - всего и не счесть! На всех этих предметах традиционно есть узоры, орнаменты.
На Руси издавна существовали географические центры народных промыслов места, где сложился и развивается определённый вид декоративно-прикладного искусства, где народные мастера создают изумительные по красоте и оригинальности предметы.
В некоторых местах нашей родины сложились целые народные промыслы, где хранятся и развиваются традиции народного искусства. Может быть, вы знаете названия этих мест и промыслов? Сейчас ребята вам расскажут и покажут об этих изделиях, а вы, возможно, вспомните, где они создавались, кем и что из себя представляют. (На экране высвечиваются слайды с изделиями народного промыслов, демонстрируются фотографии изделий Хохломы, Жостова, Дымкова, Гжели, Палеха и т.д. во время выступления учащихся)
III. Выступление учащихся с сообщениями о видах народного промысла
(см. приложение к уроку)
-
Гжель (слайд 4);
-
Хохлома (слайд5);
3) Дымковская игрушка (слайд 6);
IV. Читается наизусть стихотворение «Дымково»
ДЫМКОВО
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету цвета дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы,
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.
Она глядит не прянично,
Ликующе и празднично,
В ней молодость - изюминка,
В ней удаль и размах.
Синейте охра с суриком
По всей земле в домах. (В. Фафанов)
4) Жостово (слайд 7),
V. Слово учителя: Авторы этих изделий - люди интересные, самобытные. Они учились ремеслу у своих бабушек и дедушек, а теперь учат своих детей.
Издавна мастера продавали свои изделия на ярмарках, куда съезжалось множество народу со всех уголков края, а то и страны. Например, Нижегородская ярмарка была известна не только в России, но и во всем мире. У ярмарки тоже складывались свои традиции: здесь обязательно бывали балаганчики, где выступали скоморохи, кукольный театр с Петрушкой, циркачи, музыканты.
(Демонстрируется репродукция картины
Бориса Кустодиева «Ярмарка в Саратове»)
Ставились карусели, качели. Ярмарка шумела и гудела с утра до ночи.
Хотели бы вы побывать на такой ярмарке? Давайте попробуем мысленно туда перенестись. Сейчас зазвучит народная русская песня «Коробейники» в исполнении Лидии Руслановой, а вы попытайтесь увидеть, что там происходит.
(Включается музыка, а после прослушивания идет устное словесное рисование.)
- Что помогла увидеть вам музыка? А услышать? Что происходит на ярмарке?
VI. Работа над картиной Кустидиева.
Русский художник Борис Кустодиев очень любил народные праздники, гулянья, ярмарки, посмотрите (слайд 8), как он изобразил одну из таких ярмарок на картине «Ярмарка». (Обсуждение картины)
- Какое настроение создает картина? (Радостное, приподнятое, веселое.)
- За счет чего возникает такое настроение? (Мы видим множество людей, одетых в нарядные одежды, они рассматривают самые разные товары: грабли, платки, коробы, игрушки. Мы будто слышим шум этой ярмарки, голоса торговцев, стоящих за прилавками и зазывающих покупателей, видим, как снуют в толпе разносчики игрушек.
(Демонстрируются лубочные картинки с их изображением (слайд 9))
- Какими словами-эпитетами вы бы определили, охарактеризовали эту ярмарку? (Веселая, шумная, нарядная, большая, яркая, богатая... и т.п.)
- А товары, которые там продают? (Добротные, красивые, искусные, затейливые, дешевые, дорогие, привлекательные и т.п. - Ряды эпитетов можно записать в тетрадях.)
- А как исполнялись песни, частушки… Они исполнялись с определённым задором
Исполняются частушки.
Слайд10-11 с изображением танцев.
Просмотр фрагмента мультфильма по произведению А.С. Пушкина «Сказка о попе и его работнике Балде»
VII. Работа над текстом Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить Хорошо»
Послушайте, как описывает Н.А.Некрасов такую ярмарку в поэме «Кому на Руси жить хорошо»:
Играет солнце вешнее...
Хмельно, горласто, празднично,
Пестро, красно кругом!
Штаны на парнях плисовы,
Жилетки полосатые,
Рубахи всех цветов;
На бабах платья красные,
У девок косы с лентами,
Лебедками плывут.
…………………………………
По конной потолкалися,
По взгорью, где навалены
Косули, грабли, бороны,
Багры, станки тележные,
Ободья, топоры.
Там шла торговля бойкая,
С божбою, прибаутками,
С здоровым, громким хохотом.
………………………………
Прошли по лавкам странники:
Любуются платочками,
Ивановскими ситцами,
Шлеями, новой обувью...
Мы с вами только краем глаза заглянули на ярмарку, не присмотрелись внимательно к ее торговцам. А вот послушайте, как описывал одного из таких торговцев Некрасов. Обратите внимание на то, как торговец зазывает покупателей, расхваливает товары.
VIII. Работа над текстом Н.А. Некрасова «Дядюшка Яков»
Слушаем стихотворение Н. А. Некрасова «Дядюшка Яков». (Можно подготовить заранее выразительное чтение по ролям.)
Высвечиваются слайды 12 - 14 к стихотворению.
- Каким вам представился дядюшка Яков? (Он старенький, но еще бодрый, небольшого роста, ему нравится торговать и ездить со своей тележкой из села в село.)
- Почему у него так много покупателей?
У дядюшки Якова товары на любой вкус: пряники, орехи, игрушки. ситец, платки, ленты, духи, помада,. Он умеет зазывать покупателей:
Мальчик-сударик,
Купи букварик!
Отцы почтенны!
Книжки неценны,
По гривне штука
Деткам наука!
Для ребятишек
Тимошек, Гришек,
Гаврюшек, Ванек...
Букварь не пряник,
А почитай-ка,
Язык прикусишь...
Эй, молодицы!
Красны девицы,
Тетушки, сестры!
Платочки пестры,
Булавки востры,
Иглы не ломки,
Шнурки, тесемки!
Духи, помада,
Все - чего надо!..
Эй, малолетки!
Пряники редки,
Всякие штуки:
Окуни, щуки,
Киты, лошадки!
Посмотришь - любы,
Раскусишь - сладки,
Оближешь губы!..
Его товары нужны всем: и старикам, и детям, и дядюшка Яков умеет их предлагать и хвалить.
- Конечно, чтобы торговля шла успешно, продавец должен уметь привлечь внимание покупателей, показать товар лицом. Немалую роль при этом, в чем мы только что убедились, играло слово, с которым обращались торговцы к покупателям, их речь. Чем ярче, красочнее и выразительнее она была, тем больше людей собиралось вокруг и тем больше находилось желающих приобрести товар. Торговцы пересыпа ли свою речь загадками, пословицами, поговорками, закличками.
Закличками продавцы зазывали покупателей (слайд 15 -16). Например:
Стой, прохожий!
Остановись!
На наше чудо подивись.
Барышня-вертушка,
Баба-болтушка,
Солдат служивый.
И дедушка ворчливый.
Подходи к прилавку,
Не гляди на давку!
С нашего базару
Уходи с товаром.
Купчики-голубчики,
Готовьте рубчики!
IX. Творческая работа учащихся.
Слова учителя: Итак, мы совершили небольшое путешествие на русскую ярмарку, но больше наблюдали со стороны. А теперь попробуем сами превратиться в народных умельцев, которые предлагают свои товары на ярмарке. Это их труд, который они ценят и любят. Попытаемся придумать каждый свои заклички для тех «товаров», которые лежат у вас на партах; зазовем прохожих, покупателей, постараемся так расхвалить свой товар, чтобы у нас его непременно купили.
Приводится пример заклички:
Этой ложкой благодать
Из бочонка доставать
Мед тягучий, золотой.
Хочешь пробовать со мной?
Ложка яркая легка!
К ней так тянется рука...
Покупай, не дорожись!
На подарок не скупись!
Перед учащимися была поставлена конкретная задача - составить собственную закличку дома.
- Итак, вы - тоже продавцы. Но вы продавцы особенные, потому что вы сами сделали свои изделия и вложили в них душу и свое представление о мире, поэтому каждое изделие - это частичка души мастера и нахваливать вы его должны с любовью и пристрастием. Попытайтесь придумать для своего изделия заклички, рекламу. Так, чтобы ваш товар приобрели. Закличка должна быть рифмованной.
(Конечно, не у всех ребят получается гладко, но если их работу направлять, то конечный результат обязательно будет у всех).
Ребята исполняют свою закличку, представляя этим самым товар.
- Ребята, сегодня мы с вами побывали на русской ярмарке. Узнали много интересного.
X. Связь с Казанью. Национально-региональный компонент.
- А как вы думаете, в Казани бывали ярмарки? И где?
Читается текст Л. Свердловой «Уже с утра кипит, шумит базар…»</</u>
(Текст лежит на столах, высвечивается слайд 17)
XI. Подведение итогов.
- Ребята, понравилось вам сегодняшнее путешествие? Хотели бы вы ещё раз совершить подобное путешествие?
XII. Домашнее задание:
Напишите небольшой рассказ о ярмарке, включив в него придуманные вами заклички, ряды слов, прозвучавшие на уроке, используя наблюдения, сделанные во время него.
ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ
Русское народное творчество
в декоративно-прикладном искусстве.
Наше национальное русское декоративно-прикладное искусство славится своими традициями. По разнообразию материалов, цветовой окраски и фольклорных узоров оно поистине уникально. Тут посуда, одежда, игрушки, пряники, резные наличники и ворота, кованые решетки, расписные платки, ювелирные украшения - всего и не счесть! На всех этих предметах традиционно есть узоры, орнаменты.
На Руси издавна существовали географические центры народных промыслов места, где сложился и развивается определённый вид декоративно-прикладного искусства, где народные мастера создают изумительные по красоте и оригинальности предметы. Это Хохлома, Жостово, Городец, Полхов-Майдан, Гжель, Палех. Не забудем упомянуть и о богородской деревянной и дымковской глиняной игрушке.
Дымковская игрушка
Происхождение и история Дымковской игрушки неотделимы от древнего праздника Свистопляски, имеющего глубокие языческие корни. Этот праздник посвящался солнцу. Его участники свистели в глиняные игрушки (вызывали весеннее солнце) и перекидывались расписными глиняными шариками.
Ласково и нежно называют эту игрушку - «дымка». Игрушку называют, дымковской по месту происхождения. С высокого берега реки Вятки, на которой стоит город с этим же названием, видно заречную слободу Дымково. Зимой, когда топятся печи, летом в пасмурные дни, когда туман, слобода вся - будто в дыму, в дымке. Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка.
Вначале были свистульки. Всю зиму женщины Дымкова лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька... Если посмотреть на узор, он необычайно прост: кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки. . .
Но мы-то, ребята, уже знаем их глубокий символический смысл?!
Зато краски яркие-яркие: малиновые, красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие и даже золотые! (На каждой игрушке могло быть до 10-12 цветов одновременно.) Один цвет словно соперничает с другим. И потому пестро, весело от такого хоровода красок! Это, пожалуй, самая нарядная игрушка.
Что только не лепят дымковские мастерицы: птиц, коней, похожих на жар-птицу, индюков, баранчиков в штанишках, нянек и деточек, барышень и кавалеров, водоносок, диковинных оленей, сказочные и бытовые сюжетные сценки.
В настоящее время в центре города Вятки работают художественные мастерские Дымковской игрушки.
Гжель
Обрати внимание на образцы изделий мастеров из Гжели. Гжель - это дивные, диковинные синие цветы, травы и листья на белой керамике. Изделия гжельских умельцев отличаются изящной формой. Узоры, легко выполненные кистью, то еле заметным голубоватым, то насыщенным темно-синим цветом с переливами, придают необыкновенный, сказочный вид кувшинам, вазам, подносам, чайникам, солонкам, чашкам и прочим керамическим изделиям, которые кажутся нам воздушными и радуют глаз.
ГЖЕЛЬ (Гжельская керамика), изделия керамических промыслов Московской области, центром которых была бывшая Гжельская волость. Это белоснежные фарфоровые чайники, подсвечники, часы, фигурки людей и животных, украшенные синей росписью. И так хороши эти изделия, так полюбились они людям, что слава о гжельском искусстве разнеслась не только у нас в стране, но и далеко за ее пределами.
За что гжель нравится всем? Чем она отличается?
Да прежде всего - своим цветом. Он всегда одинаков: бело-синий. Сами гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России, синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Всего одна краска... А какая нарядная и праздничная получилась роспись!
Не только в росписи, но и по форме гжельские изделия отличаются от других. Это квасники - декоративные кувшины с кольцевидным туловом, высокий, куполообразный, с крышкой, длинным изогнутым носиком, часто на четырех округлых ножках; кумганы подобные же сосуды, но без сквозного отверстия в корпусе; кувшины, рукомои, кружки-шутихи («напейся - не облейся»), блюда, тарелки и др. Сколько художников, Столько и разных форм. И всегда они не обычные - веселые, красивые. Всякую вещь, сделанную в Гжели, интересно рассматривать, любоваться ею.
Хохлома.
Хохломская роспись по дереву - один из самых знаменитых русских народных художественных промыслов, и расположен он в Нижегородской области. Название промысла произошло от названия села Хохлома. Изделия хохломской росписи отличает оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота. Выточенные из дерева предметы, в основном посуду, после специальной обработки расписывают растительным узором в свободной кистевой манере письма, а затем покрывают лаком и закаляют в специальной печи.
Для изделий Хохломы характерно сочетание красного и черного цвета с золотистым. Используются два типа росписи: «верховая» - красным и черным цветом на золотистом фоне и « под фон» - золотистый силуэтный рисунок на цветном фоне. Золотая хохлома - это огненные краски узоров, которые складываются из разнообразных завитков трав, цветов и ягод и восхищают нас своей неповторимой торжественной красотой, богатством фантазии. Хохлома всегда роскошна, наполнена каким-то радостным светом, по-праздничному красочна.
Жостово.
Жостовская роспись - это народный художественный промысел, получивший своё название по одноимённой деревне Жостово, что В Московской области, где находится его производство. Жостовская роспись - это декоративная живопись на металлических подносах, которые после росписи масляными красками покрывают бесцветным лаком.
Изображённые на них букеты цветов, фрукты выполнены энергичными мазками ярких красок на чёрном или цветном фоне. Разнообразные узоры из букетов и фруктов на жостовских подносах неповторимы по своей композиции и сочетаниям красок. Уникальные жостовские подносы известны далеко за пределами нашей страны как образцы русского народного декоративно-прикладного искусства.
Полхвов-майдан.
Полхов-майданские сувениры - это матрёшки, грибки-коробочки, чашки для фруктов, вазы, кубышки-сахарницы и многое другое. Они. приковывают внимание изобретательностью форм, яркой декоративной росписью.
Основным мотивом полхов-майданской росписи является цветок шиповника алый пятилистник. Часто это яркая роза, вокруг которой располагаются мелкие цветочки и зелёные листья. Звучность красок, контрастность цветовых сочетаний полховмайданской росписи создают праздничное настроение, как говорится, душу веселят.
Городец.
Городецкая роспись первоначально возникла в городе Городец Нижегородской губернии. Это по преимуществу фантастические цветы, птицы, кони, выполненные масляными красками и украшающие детскую мебель, прялки, посуду, кухонные доски, разного рода сувениры.
Городецкая роспись - яркая, лаконичная, её отличают свободные мазки с белой и чёрной графической обводкой и характерный рисунок - растения, животные, разнообразные жанровые сценки. Как правило, все элементы узоров Городецких мастеров выполнены красными, розовыми, синими, голубыми, зелёными и чёрными красками на ярко-жёлтом фоне. Городецкие узоры пользуются особой популярностью, потому что они прекрасно передают всё своеобразие русского орнамента.
Ярмарка
в поэме А.Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Играет солнце вешнее…
Хмельно, горласто, празднично,
Пестро, красно кругом!
Штаны на парнях плисовы,
Жилетки полосатые,
Рубахи всех цветов;
На бабах платья красные,
У девок косы с лентами,
Лебёдками плывут.
……………………………………………
Прошли по лавкам странники:
Любуются платочками,
Ивановскими ситцами,
Шлеями, новой обувью…
"УЖЕ С УТРА КИПИТ, ШУМИТ БАЗАР…"
Страны, откуда восходит Светило, знамениты своими базарами. Там базары не просто место купли-продажи, но и образ жизни. Такой восточный базар был и в Казани. Его назвали Сенным.
«И продают, и покупают там: кто обманул, а кто обманут сам», - писал Тукай о Сенном базаре.
Только на Сенном, по утверждению современников, продавали настоящее казанское мыло, расшитые шелком и золотом бархатные тюбетейки и женские головные уборы, ичиги ручной работы, мягкие подушки из кожи с вышитым узором. Рядом торговали персидскими коврами, шалями, тканями, индийскими пряностями, китайским чаем и фарфором.
На Сенном базаре был представлен весь цвет татарского делового мира. В конце 19 века здесь торговали чаем, кожей, мелом, свечами братья Юнусовы, И. Апаков - мануфактурой, А. Сайдашев - чаем, сахаром, М. Усманов предлагал покупателю большой выбор "восточных товаров". На Сенном базаре продавали то, чего нельзя было купить ни на одном городском базаре: лошадей, скот, посуду, сено и т.д. Здесь не только продавали, покупали, здесь встречались с друзьями, интересовались дальними странами, заключали торговые сделки и отводили душу в неторопливой беседе в чайхане. Все сделки совершались без составления бумаг, «на вере», под честное слово. Тех же, кто нарушал его, ждало всеобщее презрение. /Л.Свердлова./