- Учителю
- Рабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая программа по литературе 5 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 47»
г.Читы, Центрального района
Согласовано: Утверждаю:
ЗДУВР С.А. Бабарыкина Директор МБОУ «СОШ №47»
ЗДУВР Е.Ю. Сапожникова _____________Т.Т. Морозова
ЗДНМР Е.Ф.Бондарь
Протокол Совета РГК__ Приказ № -ОД
От «10 »сентября 2015г «28» сентября 2015г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
по литературе для 5 класса (параллели)
Программу составила:
учитель русского языка и литературы
И.В. Пантелеева
Чита 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа.
Рабочая программа составлена в соответствии с законом РФ от 29. 12. 2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в РФ»;
ФГОС ООО, зарегистрированным Минюстом РФ 01.02. 2011г. за номером 19644, утвержденным 17.12.2010 г. за № 1897;
на основе ООП ООО ОУ от 25. 06. 2012 г., утвержденной директором МБОУ «СОШ № 47»,
ПООП ООО по литературе, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 года № 1/15),
Программы по литературе для общеобразовательных учреждений для 5-11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Г.И. Беленького и Ю.И. Лыссого (М.: Мнемозина, 2009 г.)
учебному плану МБОУ «СОШ № 47
Программа обеспечивает реализацию обязательного минимума образования.
Структура документа. Программа состоит из пояснительной записки, содержания учебного предмета, календарно- тематического планирования, материально-технического обеспечения образовательного процесса, планируемых результатов изучения учебного предмета.
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания. Специфика литературы как учебного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. С пятого класса начинается изучение литературы как самостоятельного учебного предмета.
Цель курса - изучение литературного произведения, его художественной специфики и на этой основе приобщение детей к духовным богатствам отечественной и зарубежной литературы; овладение эстетической читательской деятельностью как способом переживания и понимания ценностного смысла подлинно художественных произведений, способом формирования собственного ценностного сознания, привитие потребности в такой деятельности.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
-
читать, изучать, обретать опыт эстетического освоения выдающихся произведений отечественной и мировой литературы;
-
формировать представление о русской литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;
-
развивать умение школьников осмысливать художественное своеобразие произведения, его язык в свете авторского замысла;
-
формировать теоретико-литературные и историко-литературные знания, обеспечивающие самостоятельное освоение художественных ценностей;
-
развивать художественно-творческие способности, воображение школьников, воспитывать их эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость при восприятии художественных произведений;
-
развивать навыки грамотного и свободного владения литературной речью, умение устно и письменно выражать свои мысли и чувства, вызванные произведениями искусства слова;
-
овладевать важнейшими общеучебными умениями, универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, прогнозировать результат деятельности, осуществлять контроль и самокоррекцию в ходе ее выполнения; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать в соответствии с поставленной целью необходимую информацию из различных источников, включая СМИ и Интернет)
Именно в пятом классе дается обобщенное представление о литературе как искусстве слова, проводятся наблюдения над языком и структурой художественного произведения: взаимосвязями персонажей, сюжетом, формой, диалогом и т.д.
Ведущей деятельностью учащихся в 5 классе является чтение во всех его видах с опорой на теоретическое осмысление некоторых элементов структуры произведения и особенностей художественной литературы как искусства слова.
В программу включены, например, сказы П. Бажова, стихи М. Джалиля, рассказы В.Гаршина и др. Этому есть веские причины. Через восприятие произведений русской литературы идет освоение богатств родного языка, овладение культурой родной речи, приобщение к национальной культуре. Произведения зарубежной литературы не выделяются в особый раздел, что открывает возможности для их сравнения с произведениями отечественной литературы, помогает почувствовать их гуманистический пафос. Произведения расположены в хронологической последовательности, что позволяет увидеть тесную связь литературы с жизнью. Программные произведения привлекают обучающихся к решению важных нравственных проблем, связанных с героическим прошлым народа, с бережным отношением к природе, в них обсуждаются такие общечеловеческие ценности, как доброта, гуманность, трудолюбие, человеческое достоинство, истинная и ложная дружба. Теоретико-литературными знаниями учащиеся овладевают от фольклора к сказке, от сказки - к басне, от басни - к литературе 19-20 века.
Обучение литературе в 5 классе определяется наивно-реалистическим восприятием литературно-художественного произведения как истории из реальной жизни (сферы так называемой «первичной действительности»). Понимание текста на этом уровне осуществляется на основе буквальной «распаковки» смыслов; к художественному миру произведения читатель подходит с житейских позиций. Такое эмоциональное непосредственное восприятие, создает основу для формирования осмысленного и глубокого чтения, но с точки зрения эстетической еще не является достаточным. Оно характеризуется способностями читателя воспроизводить содержание литературного произведения, отвечая на тестовые вопросы (устно, письменно) типа «Что? Кто? Где? Когда? Какой?», кратко выражать/определять свое эмоциональное отношение к событиям и героям - качества последних только называются/перечисляются; способность к обобщениям проявляется слабо.
К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей I уровня, относятся акцентно-смысловое чтение; воспроизведение элементов содержания произведения в устной и письменной форме (изложение, действие по заданному алгоритму с инструкцией); формулировка вопросов; составление системы вопросов и ответы на них (устные, письменные).
С учетом возрастных особенностей пятиклассников программа предусматривает различные виды деятельности учащихся:
сочинение сказки или рассказа, инсценировку, устное иллюстрирование, пересказы, сообщения о писателях, создание рисунков к произведению, сочинение по картине, рассказ о литературном герое, сочинение загадок, пословиц, просмотр кинофильмов и др.
Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:
-
выразительно прочтите следующий фрагмент;
-
определите, какие события в произведении являются центральными;
-
определите, где и когда происходят описываемые события;
-
опишите, каким вам представляется герой произведения, прокомментируйте слова героя;
-
выделите в тексте наиболее непонятные (загадочные, удивительные и т. п.) для вас места;
-
ответьте на поставленный учителем/автором учебника вопрос;
-
определите, выделите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.
Рабочая программа составлена на 102 часа (3 часа в неделю, 1, 5 модуля), рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения
Программа предназначена для параллели пятых классов («А», «Б», «В», «Г»). В зависимости от уровня подготовленности учащихся и от степени усвоения учебного содержания курса учитель может варьировать количество учебных часов за счет резервных уроков, предусмотренных программой
Содержание курса
(102 часа)
Введение. О художественной литературе и чтении.
Художественная литература как искусство слова. Отличие художественной литературы от научно-популярной. Любимые книги, герои, авторы.
-
Мифы
Происхождение, особенности содержания и художественное своеобразие мифов, связь мифов с верованиями древних людей.
МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Для чтения и бесед
«Олимп», «Орфей и Эвридика», «Пигмалион», «Подвиги Геракла» («Рождение героя», «Выбор пути», «Геракл освобождает Прометея»).
О происхождении мира и богов. Персонажи и сюжеты древнегреческих мифов. Воспевание волшебной силы искусства. Прославление мужества, деятельной подвижнической жизни.
Гомер как легендарный создатель поэм «Илиада» и «Одиссея». Герои мифов в поэме Гомера «Одиссея» (отрывок из IX песни «Одиссей у циклопов»).
Мифологическая основа поэмы. Мудрость и хитроумие Одиссея. Быт и обычаи древних греков, отразившиеся в поэме. Особенности стихотворной речи поэмы.
Для самостоятельного чтения
Н.А. Кун. «Боги древней Греции», «Двенадцать подвигов Геракла»; А.И. Немировский «Мифы Древней Эллады», В.В. Смирнова «Герои Эллады»; И.В. Рак «В царстве пламенного Ра. Мифы, легенды и сказания Древнего Египта».
МИФЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ
Боги как носители доброго и злого начал. Духи и нечистая сила. Причины суеверий и верований народа, отразившихся в календарно-обрядовой поэзии.
Для самостоятельного чтения
И.С. Шмелёв «Лето Господне» (глава «Масленица»); А.Н. Толстой сборник «Русалочьи сказки».
-
Устное народное творчество
НАРОДНЫЕ СКАЗКИ
Сказка как жанр фольклора. Отличие сказки от мифа. Виды народных сказок (сказки о животных, волшебные и бытовые). Выражение в сказках мудрости и нравственных представлений народа. Художественные особенности языка сказок.
Для чтения и изучения
Бытовая сказка «Горшеня»; волшебная сказка «Белая уточка».
Для чтения и бесед
Сказки о животных. Волшебные сказки «Царевна лягушка», «Василиса прекрасная», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
Для самостоятельного чтения
Сборники сказок «Диво дивное, чудо чудное» («Народные русские сказки», собранные А.Н. Афанасьевым), «Гора самоцветов», «Волшебное кольцо», сборники сказок народов России и народов мира (по выбору учителя и учащихся).
ЛЕГЕНДЫ И ПРЕДАНИЯ
Отличие легенд и преданий от сказок и мифов. Особенности предания как отражения исторической памяти народа.
Для чтения и бесед
«О граде Китеже», «Атаман Кудеяр», «Про Никитушку Ломова».
МАЛЫЕ ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРА: ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ
Для чтения и изучения
Загадки. Роль иносказательности, олицетворения в загадке. Разнообразность и сложность ее строения. Тематика загадок. Загадки как отражение трудовой жизни, быта и культуры народа.
Для самостоятельного чтения
«Черный конь скачет в огонь» (Русские загадки/составитель В.П. Аникин); другие сборники загадок (по выбору учителя и учащихся).
Для чтения и изучения
Пословицы и поговорки. Смысловая двуплановость пословицы. Темы пословиц, отражение в них многовекового социально-исторического опыта народа. Лаконизм, образность, складная мерная речь пословицы, ее поучительный смысл. Отличие поговорки от пословицы. Поговорка как элемент суждения, образное, иносказательное определение чего-либо. Родственная близость пословицы и поговорки.
Для чтения и бесед
Пословицы разных народов. Их тематическая близость. В. Соколов «Пословица».
Для самостоятельного чтения
«При солнышке тепло, при матери добро» (сборник русских пословиц и поговорок); старинные русские пословицы и поговорки (составитель В.П. Аникин); Б.В.Шергин «Одно дело делаешь, другого не порть» (пословицы в рассказах); другие сборники пословиц и поговорок (по выбору учителя и учащихся).
НАРОДНЫЙ КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР
Для чтения и бесед
«Петрушка Уксусов». Кукольная комедия как драматическое произведение. Особенности народного кукольного театра. Сатира в кукольной комедии. Оптимистическая природа смеха.
Для самостоятельного чтения
Б.Привалов «Петрушка - душа скоморошья».
-
Сказочные события и герои в литературе
Литературная сказка - наследница сказки народной. Авторы литературных сказок. Отличие литературной сказки от народной.
А. С. ПУШКИН. Сказки в творчестве поэта
Для чтения и изучения
«Руслан и Людмила» (фрагменты). Сказочные образы и мотивы в поэме. Изобразительное мастерство поэта. Стих, ритм, стопа. Стихотворный размер. Рифма.
Х. К. АНДЕРСЕН. Сведения о жизни и творчестве великого сказочника. Сказочный мир Андерсена.
Для чтения и изучения
«Снежная королева». Противопоставление мира Герды и Снежной королевы. Победа самоотверженной, преданной любви и дружбы над рассудочностью и эгоизмом. Символическое значение образов зеркала тролля, куста роз. Способы выражения авторского отношения к персонажам сказки. Христианские мотивы в сказке.
Для чтения и бесед
«Истинная правда». Осмеяние в сказке слухов, сплетен и наговоров. Способы создания комического эффекта.
Для самостоятельного чтения
Х.К. Андерсен. Сказки «Соловей», «Русалочка», «Гадкий утенок», «Новое платье короля», «Принцесса на горошине», «Свинопас», «Штопальная игла», «Свинья-копилка», и другие по выбору учащихся.
Е.Л. ШВАРЦ. Сказочник-драматург
Для чтения и изучения
«Золушка» (сценарий кинокомедии). Сказки о гонимой падчерице. Отличие «Золушки» Е.Л. Шварца от «Золушки» Ш. Перо. Киносценарий как литературный жанр. Осмеяние в кинокомедии Е.Л. Шварца тщеславия, жадности, лицемерия, грубости, черствости и др пороков. Ирония в изображении человеческих слабостей. Утверждение вневременных общечеловеческих ценностей.
Для самостоятельного чтения
Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времяни».
П.П.Бажов. Путь писателя в сказку.
Для чтения и изучения
«Каменный цветок». Особенности сказка как литературного жанра. Талант художника Данилы-мастера.
Для чтения и бесед
«Горный мастер», «Хрупкая веточка». Понятие о трилогии. Дальнейшее развитие событий в жизни героев «Каменного цветка». Утверждение всепобеждающей силы любви. Семейные черты мастеров-камнерезов.
Для самостоятельного чтения
П.П.Бажов «Медной горы Хозяйка», «Малахитовая шкатулка» и др. сказы по выбору учащихся.
Для самостоятельного чтения (к разделу III)
М.Ю.Лермонтов «Ашик-Кериб»; А.Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»; В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке»; В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»; А.М.Волков «Волшебник изумрудного города»; В.Г.Губарев «Королевство кривых зеркал»; А.С.Некрасов «Приключения капитана Врунгеля»; Ю.К.Олеша «Три толстяка»; К.Г. Паустовский «Теплый хлеб».
III. Перро. Сказки; Братья Гримм. Сказки; В.Гауф «Маленький Мук», «Карлик Нос»; Э.Т.А. Гофман «Щелкунчик и мышиный король»; К. Каллоди «Приключения Пиноккио»; С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гуслями»; Р.Киплинг «Маугли»; Л.Кэрролл «Алиса в стране чудес»; О.Уайльд «Мальчик-звезда», Э. Рауд «Муфта, Полботинка и Моховая борода»; А.Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»; А.А.Милн «Когда-то, давным-давно…»; О. Пройслер «Маленькая Баба-Яга»; П.Трэверс «Мери Поппинс»; Т. Янсон «Шляпа Волшебника»; Д. Родари «Сказки Италии» и другие по выбору учащихся.
-
Басни
И.А.КРЫЛОВ. Сведения о жизни и творчестве баснописца
Для чтения и изучения
«Волк на псарне», «Волк и ягненок», «Демьянова уха», «Квартет», «Свинья под дубом». Басня как литературный жанр. Близость басни к устному народному творчеству. Отражение в баснях народной мудрости и жизненных наблюдений. Афористичность, иносказательный и обобщающий смысл басен, их обличительная направленность. Лаконизм и близость языка басен к разговорной речи. Понятие об аллегории и морали басни.
Для чтения и бесед
Эзоп (в пересказе Л.Н.Толстого) «Рыбак и рыбка», «Лев и мышь», «Лисица и виноград»; Ж.Лафонтен «Лисица и виноград»; Г.Э.Лессинг «Свинья и дуб»
Отличие басни от сказки. История жанра басни. Художественные особенности раскрытия одной и той же темы в произведениях различных баснописцев.
Для самостоятельного чтения
И.А.Крылов. Басни «Лжец», «Две Бочки», «Осел и Соловей», «Кукушка и Петух», «Лягушка и Вол», «Любопытный» и другие басни по выбору учащихся. Эзоп. Басни.
-
Человек перед лицом жизненных испытаний.
М.Ю.ЛЕРМОНТОВ. Сведения о жизни поэта. История создания стихотворения «Бородино». Тема отечественной войны 1812 года в поэзии Лермонтова.
Для чтения и изучения
«Бородино». Историческая основа стихотворения. Значение солдата-рассказчика в поэтическом повествовании. Мастерство поэта в создании батальных сцен. Образность языка, звукопись, разговорность интонаций. Высокий патриотический пафос стихотворения.
Тема и идея художественного произведения. Эпитет и сравнение.
Для чтения и бесед
М. Ю. Лермонтов «Москва, Москва!.. Люблю тебя, как сын...» (строфы VII, VIII из поэмы «Сашка»); А. С. Пушкин «Как часто в горестной разлуке...» (гл. 7, строфы XXXVI-- XXXVII из романа «Евгений Онегин»).
Мотивы и проблематика, сближающие отрывки из произведений М. Ю. Лермонтова и А. С. Пушкина.
А. В. КОЛЬЦОВ. Сведения о жизни поэта.
Для чтения и изучения
«Косарь». Близость стихотворения к народной песне: постоянные эпитеты, олицетворения, повторы, элементы пословиц и поговорок, уменьшительно-ласкательные суффиксы. Картины степи, свободного крестьянского труда как выражение вольного духа русского человека. Мотивы социальной несправедливости в стихотворении.
Для чтения и бесед
А. В. Кольцов «Песня пахаря», «Раздумье селянина» и другие стихотворения по выбору учащихся.
И. С. ТУРГЕНЕВ. Сведения о жизни писателя. «Аннибалова клятва» Тургенева.
Для чтения и изучения
«Муму». История создания рассказа. Непримиримое отношение писателя к угнетению, жестокости и унижению людей. Трудолюбие, широта души, чувство собственного достоинства Герасима, его нравственное превосходство над барыней и её челядью. Влияние на человека барства и рабства.
Роль описаний природы в рассказе. Эпитеты и сравнения как средство выражения переживаний персонажей и авторского отношения к героям.
Н. А. НЕКРАСОВ. Сведения о жизни поэта.
Для чтения и изучения
«Крестьянские дети». Особенности построения стихотворения: сочетание разных временных планов, повествование с многоголосием и авторскими отступлениями. Выражение раздумий автора о судьбе народа, его напутствие детям. Тёмные и светлые стороны жизни крестьянских детей.
Для чтения и бесед
Н. А. Некрасов «Школьник»; Уйда «Нелло и Патраш» (по выбору учителя).
Талантливость детей из народа, их стремление к знаниям, нелёгкие судьбы.
Л. Н. ТОЛСТОЙ. Сведения о жизни писателя. Толстой на Кавказе.
Для чтения и изучения
«Кавказский пленник». Быль как литературный жанр. Нравственная стойкость, жизненная активность, человечность (Жилин) в противопоставлении пассивности, слабодушию (Костылин). Мысль писателя о дружбе людей разных народов как естественном законе человеческой жизни. Горцы и природа Кавказа в восприятии рассказчика.
Сюжет и герои художественного произведения. Эпизод как элемент сюжета. Экспозиция, завязка, развитие событий, кульминация, развязка, финал. Роль конфликта в развитии сюжета.
Л. Н. АНДРЕЕВ. Сведения о жизни писателя. Из воспоминаний К. Чуковского о Л. Андрееве.
Для чтения и изучения
«Кусака». Идея доброты и ответственного отношения человека к окружающему миру. Роль дачников в судьбе Кусаки, неоднозначная оценка их поступков.
Значение пейзажа в рассказе.
Для чтения и бесед
Л. Н. Андреев «Петька на даче», «Ангелочек». Общее в развитии сюжетов рассказов «Кусака» и «Петька на даче».
Для самостоятельного чтения
В. П. Астафьев «Жизнь Трезора»; Ю. П. Казаков «Арк- тур - гончий пёс»; Э. Сетон-Томпсон «Чинк».
А. И. КУПРИН. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и изучения
«Белый пудель». Причина столкновения персонажей в рассказе. Верность и отвага (Серёжа) против эгоизма и своеволия (Трилли).
Средства изображения героев (поступки, внешний облик, речь, пейзаж).
Для чтения и бесед
А. И. Куприн «Чудесный доктор», «В недрах земли», «Тапёр».
Идея доброты и сострадания. Реальная основа рассказов.
Для самостоятельного чтения
А. И. Куприн «Ю-Ю», «Грачи» и другие рассказы (по выбору учителя и учащихся).
Д. ДЕФО. Сведения о писателе.
Для чтения и бесед
«Робинзон Крузо» (фрагменты). Реальная основа приключенческого романа. Гимн труду, творческому интеллекту и стойкости человека, его упорству и воле к жизни. Знания и умения, орудия труда просвещённого века, благодаря которым Робинзон выжил и победил в борьбе за существование, с Одиночество Робинзона как условие сурового испытания и мужания, развития личности героя.
Для самостоятельного чтения (к разделу V)
Д. В. Григорович «Гуттаперчевый мальчик»; Д. Н. Мамин- Сибиряк. Рассказы (в издании для детей); К. М. Станюкович «Максимка», «Побег» и другие рассказы (в издании для детей); А. П. Чехов «Мальчики», «Беглец»; Н. Г. Гарин- Михайловский «Детство Тёмы».
Д. Свифт «Путешествие Гулливера» (в издании для детей); Д. Гринвуд «Маленький оборвыш»; В. Гюго «Гаврош», ; «Козетта»; А. Линдгрен «Расмус-бродяга».
VI. Поэзия природы
Для чтения и изучения
А. С. Пушкин «Путешествие в Арзрум» (отрывок), «Обвал»; Ф. И. Тютчев «Как хорошо ты, о море ночное...», «Есть в осени первоначальной...»; А. Н. Майков «Пейзаж», «Ласточки»; К. Д. Бальмонт «Где б я ни странствовал, везде припоминаю...»; К. Кулиев «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ...»; Н. И. Рыленков «Всё в тающей дымке...».
Любовь поэтов к родной природе как выражение их патриотических чувств и глубокого восприятия красоты окружающего мира. Музыка стиха. Ритм, рифма, эпитет, сравнение, олицетворение.
К. Г. ПАУСТОВСКИЙ. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и изучения
«Мещёрская сторона». Мысль писателя о необходимости гармонии человека и природы. Притягательная сила родного
края. Бескорыстная любовь к отечеству. Лиризм описаний, детали пейзажа, выразительность и красочность языка.
Очерк как вид эпического произведения.
Е. И. НОСОВ. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и бесед
«Тридцать зёрен», «Как ворона на крыше заблудилась». Любовное отношение к «братьям нашим меньшим». Наблюдательность, лиризм, юмор в рассказах о них. Ответственность человека за сохранение живой природы
Для самостоятельного чтения (к разделу VI)
Стихотворения А. А. Фета, А. Н. Майкова, Ф. И. Тютчева, А. К. Толстого в издании для детей; «Родные поэты» (сборник стихотворений); К. Г. Паустовский «Летние дни» (сборник рассказов); М. М. Пришвин «Ярик», «О чём шепчутся раки», «Лесной хозяин» (сборники рассказов).
VII. «Идёт война народная, священная война!..»
Для чтения и бесед
К. М. Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...»; А. А. Сурков «Бьётся в тесной печурке огонь...»; А. Т. Твардовский «Рассказ танкиста»; М. Джалиль «Мост», «Случается порой»; С. С. Орлов «Тонкая российская берёза...»; Р. Гамзатов «Журавли».
Испытания и героизм народа в годы Великой Отечественной войны. Патриотизм, самоотверженность защитников отечества. Образы природы, их роль в стихотворениях о войне. Тема памяти в поэзии о войне.
Для самостоятельного чтения (к разделу VII)
В. П. Катаев «Сын полка»; В. М. Шукшин «Жатва».
VIII. Рассказы о твоих сверстниках
Ю. П. КАЗАКОВ. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и изучения
«Тихое утро». Своеобразие характеров мальчиков. Душевная борьба Яшки в критической ситуации, победа над своим страхом. Смысл заглавия рассказа. Роль сравнений и олицетворений в создании картин природы. Лиризм описаний. Юмор в рассказе.
В. А. СОЛОУХИН. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и бесед
«Мститель». Переживания рассказчика, задумавшего план мести и постепенно изживающего в себе чувство обиды. Способность прощать другого человека, обретение душевной гармонии. Дружеские чувства, пересиливающие задетое самолюбие. Врачующее действие красоты природы на душу человека.
В. П. АСТАФЬЕВ. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и изучения
«Васюткино озеро»'. Поведение героя рассказа в критической ситуации. Знания, умения, качества характера, благо* даря которым мальчику удалось выжить и спастись, когда он заблудился в тайге. Красота и богатство природы СибириJ Тема человека в природной среде, по-хозяйски бережного отношения к богатствам родной природы.
Рассказ как жанр литературы.
Для самостоятельного чтения (к разделу VIII)
А. Н. Толстой «Детство Никиты»; А. П. Гайдар «Тимур и его команда»; В. Ю. Драгунский «Девочка на шаре» (сборник рассказов); Кир Булычёв «Приключения Алисы», «Путешествие Алисы»; Ф. Искандер «Праздник ожидания праздника», «Рассказы о Чике» (сборники рассказов).
М. Твен «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна»; А. Линдгрен «Эмиль из Лённеберги»; М. Грине «Эльвис! Эльвис! Просто Эльвис».
Тематическое планирование
Дата
Тема
Кол-во
часов
Кол-во
моду
лей
Основные виды УУД
Вид
контроля
Примеча-
ние
внеауд.
занятость
Введение. О художественной литературе и чтении
2
1
Сознательное, правильное, беглое чтение художественных, публицистических, научно-познавательных текстов. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выборочное, выразительное.
Определение содержания незнакомой книги по ее элементам (титульный лист, оглавление, иллюстрации, аннотация и др.)
Использование аппарата книги; справочно-библиографической литературы; словарей, литературоведческих терминов, справочников, энциклопедий (в том числе электронных), поиск по каталогу на библиотечных полках нужной книги и журнала; определение по словарям значений неизвестных слов (рубрика «Приглашаем в библиотеку»)
Поиск информации в Интернете с использованием поисковых сервисов, построение поисковых запросов (в зависимости от цели), и анализ результатов поиска (ссылка на поисковики в интернете)
Отбор материала для ответа на поставленный вопрос, различение главной и второстепенной информации. Составление простого плана учебной статьи (рубрика «Поразмышляй над прочитанным», задания к статьям об авторах произведений, к теоретико-литературным статьям)
Построение логичного доказательного суждения.
По выбору:
Участие в проекте «Путешествие в Книгоград»
Обзор научно-познавательного или художественного журнала для детей и подростков
Составление вопросов к литературной викторине
Составление литературного кроссворда
Фронталь-
ный опрос
Мифы 5 часов - 2,5 м
Мифы Древней Греции. «Олимп», «Орфей и Эвридика», «Пигмалион», «Подвиги Геракла» («Рождение героя», «Выбор пути», «Геракл освобождает Прометея»)
Гомер «Одиссея» (отрывок из 9 песни «Одиссей у циклопа»)
Мифы Древней Руси. Самостоятельная работа
3
1
1
1,5
05
0,5
Выразительное чтение мифов или их фрагментов (обучение чтению гекзаметра). Чтение фрагмента поэмы «Одиссея» с учетом ритмических и интонационных особенностей текста, собственного отношения к героям.
Чтение фрагмента «Одиссей у циклопа» в лицах.
Воссоздание в воображении словесных картин: словесное рисование, иллюстрирование мифов.
Выделение событий и их последовательности в мифе, установление причинно-следственных связей между ними.
Определение мотивов поведения героев и оценка их поступков
Определение в тексте слов и выражений, характеризующих героя, его переживания, окружающую обстановку (интерьер, пейзаж)
Характеристика героя на основе его поступков, взаимоотношений с другими персонажами, окружающей обстановки
Объяснение значения изобразительно-выразительных средств языка (сравнение, эпитет), связанных с характеристикой героя
Выявление нравственной проблематики произведения
Сопоставление близких по темам и персонажам мифов разных народов
Краткий пересказ мифов
Использование в речи крылатых слов и выражений из древнегреческих мифов
Самостоятельная работа
Устное народное творчество 12 часов - 6 м
Народные сказки. Бытовая сказка «Горшеня». Волшебные сказки «Белая уточка», «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Сказки о животных.
Сочинение
Легенды и предания. «О граде Китеже», «Атаман Кудеяр», «Про Никитушку Ломова»
Малые жанры фольклора:
Загадки
Пословицы и поговорки. В.Соколов «Пословица. Рассказ по пословице
Народный кукольный театр. «Петрушка Уксусов»
5
1
1
3
2
2,5
0,5
0,5
1,5
1
Выразительное чтение пословиц, поговорок, загадок, сказок и легенд (их фрагментов) с учетом жанровой принадлежности и интонационных особенностей текстов, при котором передается личное отношение к событиям и героям.
Чтение по ролям народной кукольной комедии.
Воссоздание в воображении художественных картин, созданных в произведениях УНТ: словесное рисование и иллюстрирование.
Определение отличий сказки от мифа и предания, определение видов сказок, отличительных особенностей пословиц и поговорок, загадок, скороговорок, небылиц, народных песен.
Выявление видовых признаков волшебной, бытовой сказки и сказки о животных.
Выделение событий и их последовательности в сказке установление причинно-следственных связей между ними.
Определение мотивов поведения героев и оценка их поступков.
Определение в тексте слов и выражений, характеризующих персонажей сказки и окружающую обстановку.
Выявление характерных для народной сказки художественных приемов (постоянные эпитеты, троекратные повторы и др.)
Характеристика героев сказки на основе их поступков, окружающей обстановки, взаимоотношений с другими персонажами в свете вопроса, поставленного учителем.
Сопоставление героев одной или нескольких сказок с учетом личного отношения к их поступкам и характерам.
Подробный (с сохранением стилевых особенностей), краткий и выборочный пересказ самостоятельно прочитанных сказок.
Рассказ о сказочном герое по картине, иллюстрации к произведению.
Выделение общих тем и мотивов в пословицах разных народов
Различение прямого и иносказательного смысла пословиц и поговорок. Использование их в речи.
Участие в спектакле «Петрушка Уксусов». Участие в одном из проектов по разделу «УНТ»: в игре-викторине «Литературный поезд» или в устройстве выставки творческих работ
Сообщение, презентация на литературную тему
Сопоставление нескольких вариантов одной сказки
Виды письменных работ:
сочинение загадок, сказок, рассказов по пословицам;
редактирование своих письменных творческих работ и сочинений сверстников; преобразование пословицы в поговорку и использование ее в речевой ситуации
Сочиняем сказку
Пишем рассказ по пословице
Сказочные события и герои в литературе 18 часов - 9 м
Литературная сказка-наследница народной сказки. Авторы литературных сказок.
А.С.Пушкин «Руслан и Людмила» фрагменты. Контрольный урок
Учимся читать выразительно. О стихотворной речи. Стих, ритм, стопа. Стихотворный размер. Рифма. Х. К. Андерсен «Снежная королева»
«Истинная правда»
Е. Л.Шварц «Золушка» (сценарий кинокомедии). О пьесе и сценарии
О читательском дневнике
П.П.Бажов «Каменный цветок»
«Горный мастер», «Хрупкая веточка».
Отзыв о сказке
1
5
5
1
1
2
2
1
0,5
2,5
2,5
0,5
0,5
1
1
0,5
Выразительное чтение диалогов сказочных героев по ролям. Использование партитурных знаков при подготовке к выразительному чтению. (Учебная статья «Учимся читать выразительно»)
Чтение наизусть отрывка из поэмы «Руслан и Людмила» (по выбору)
Воспроизведение в воображении художественных картин, созданных писателем (пейзаж, портрет, интерьер): словесное рисование, создание иллюстраций к литературным сказкам.
Соотнесение словесной картины с иллюстрацией к литературной сказке, выражение своего отношения к интерпретации сказки художником.
Различение народной и литературной сказок по их характерным признакам.
Выделение событий и их последовательности в литературной сказке, установление причинно-следственных связей между ними.
Составление плана событий литературной сказки.
Сопоставление близких по содержанию эпизодов народной и литературной сказок.
Определение мотивов поведения героев и оценка их поступков.
Определение в тексте слов, выражений и художественных деталей, характеризующих героя и окружающую обстановку (пейзаж, интерьер).
Объяснение значения изобразительно-выразительных средств языка (сравнение, эпитет, олицетворение) в связи с характеристикой героя.
Выявление языковых особенностей сказочного повествования (прямое авторское выражение чувств по отношению к герою в сказках Андерсена; архаика в «Руслане и Людмиле»; ирония в «Золушке» Шварца; особенности сказовой манеры Бажова и др.)
Характеристика героя, основанная на его поступках, взаимоотношениях с другими персонажами. Выявление и объяснение изменений в характере героев.
Сопоставление героев одной или нескольких сказок (сказов), определение отношения к ним автора.
Различение стихотворного и прозаического текстов по ритму, определение двусложных стихотворных размеров, видов рифм и строфики в поэме «Руслан и Людмила»
Восстановление в стихотворном тексте пропущенных слов, подходящих по смыслу и не нарушающих ритма и размера стиха.
Сопоставление сказки и киносценария, написанных по одному сюжету.
Выявление смысла прочитанного и формулирование его своими словами.
Соотнесение смысла сказки с подходящей пословицей.
Выявление нравственной проблематики произведения.
Соотнесение эпиграфа с содержанием и смыслом раздела.
Подробный (с сохранением некоторых стилевых особенностей произведения), краткий и выборочный пересказ сказочного произведения или его фрагмента.
Участие в спектакле по сказочной кинокомедии Е.Шварца «Золушка»
Сообщение, презентация на литературную тему
Разработка сценария и составление вопросов для проведения викторины по теме «Литературные сказки».
Виды письменных работ
Составление отзыва о прочитанной сказке, рассуждение о любимом сказочнике в форме страницы из читательского дневника.
Редактирование своих письменных творческих работ и сочинений сверстников.
Инсценировка фрагмента сказки
Составле-
ние характеристики героя
Отзыв о прочитанной сказке
Басни 6 часов - 3 м
И. А. Крылов. Басни. «Волк на псарне», «Демьянова уха», «Квартет», «Волк и ягненок», «Свинья под дубом».
Басни Эзопа в пересказе Л.Н.Толстого «Рыбак и рыбка», «Лев и мышь», «Лисица и виноград».
Г. Э. Лессинг «Свинья и дуб», Ж. Лафонтен «Лисица и виноград»,
И. А. Крылов «Лисица и виноград»
Сочиняем басню
4
1
1
2
0,5
0,5
Выразительное чтение басен (в том числе в лицах)с учетом особенностей своего жанра, при котором передается свое отношение к событиям и героям.
Заучивание басни наизусть
Отличие басни от сказки о животных и других видов художественных произведений.
Определение в тексте слов и выражений, характеризующих персонажей сказок и окружающую обстановку.
Определение слов, выражений и художественных деталей, характеризующих персонажей басен. Объяснение их значений в тексте.
Объяснение роли изобразительно-выразительных средств языка (сравнение, эпитет, олицетворение)в характеристике персонажей.
Выявление языковых особенностей басенного языка (обилие просторечий, ритм), сближающих басню с разговорной речью.
Сопоставление иллюстраций к басне с текстом, при котором выявляются особенности трактовки литературного произведения.
Сопоставление жизненного басни, положенного в основу басни, с ее художественным сюжетом, при котором выявляется замысел баснописца.
Анализ построения басни.
Выявление аллегорического смысла басни, нравственной проблематики произведения.
Подбор разных жизненных ситуаций, к которым может быть применена мораль басни.
Участие в инсценировке басни.
Сопоставление близких по темам или написанных на один сюжет басен разных авторов, при котором выявляются особенности каждой из них.
Разработка сценария литературного праздника и составление вопросов для проведения викторины по теме «Люблю, где случай есть пороки пощипать»
Виды письменных работ
Сочинение басен.
Редактирование своих работ и сочинений сверстников
Сочинение басни
Человек перед лицом жизненных испытаний 25 часов - 12,5 м
М.Ю.Лермонтов «Бородино». История одного стихотворения. Эпитет и сравнение. Тема и идея художественного произведения
«Москва, Москва! Люблю тебя, как сын» (строфа 7 из поэмы «Сашка» А.С. Пушкин «Как часто в горестной разлуке..»(гл.7, строфы 36-37из романа «Евгений Онегин»)
А.В. Кольцов «Косарь»
И.С. Тургенев «Му-му»
Н.А. Некрасов «Крестьянские дети», «Школьник»
Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»
О сюжете и героях. План рассказа
Л.Н.Андреев «Кусака», «Петька на даче»
А.И. Куприн «Белый пудель»
Д.Дефо «Робинзон Крузо» (фрагменты)
2
1
1
5
2
5
1
2
4
2
1
0,5
0,5
2,5
1
2,5
1
1
2
1
Выразительное чтение произведения или фрагмента, в том числе по ролям, при котором учитывается жанровая принадлежность, передается личное отношение к событиям и героям, а также интонационные особенности текста.
Заучивание наизусть стихотворений и отрывков из прозаических произведений классической литературы.
Воспроизведение в воображении художественных картин, созданных писателем (пейзаж, портрет, интерьер): словесное рисование, иллюстрирование.
Сопоставление иллюстрации с текстом для выявления особенностей трактовки художником литературного произведения.
Различение лирического и лироэпического стихотворений, рассказа и повести. Выделение событий и их последовательности в эпическом произведении, установление причинно-следственных связей между ними. Составление плана событий рассказа.
Определение в тексте слов и выражений, характеризующих персонажей сказок и окружающую обстановку.
Прослеживание развития сюжета в эпическом произведении, смены настроений в лирическом стихотворении.
Составле-
ние плана событий в рассказе
Урок внеклассного чтения
2
1
Расширение читательского кругозора, развитие связной речи учащихся
Поэзия природы 11 часов - 5,5 м
А.С. Пушкин «Путешествие в Арзрум» (отрывок), «Обвал»
Ф.И.Тютчев «Как хорошо ты, о море ночное..», «Есть в осени первоначальной»
А.Н.Майков «Пейзаж», «Ласточки»
.Д.Бальмонт «Где б я ни странствовал, везде припоминаю..»; К.Кулиев «Когда на меня навалилась беда»
Сочинение
1
1
1
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
Выразительное чтение лирического или эпического произведения (фрагментов), при котором учитывается жанровая принадлежность произведения и передаются интонационные особенности.
Заучивание наизусть стихотворения или небольшого прозаического текста, содержащего описание отрывка. Письмо по памяти.
Воспроизведение в воображении художественных картин, созданных в стихах и прозе (пейзаж): словесное рисование, иллюстрирование.
Подбор иллюстрации, репродукции картины, созвучной словесным пейзажам произведений.
Развитие лирического и лироэпического стихотворения, рассказа и очерка. Выделение общих свойств произведений одного жанра и выявление индивидуального своеобразия текстов писателей.
Сочинение - миниатюра: пейзажная зарисовка
Н. И. Рыленков «Все в тающей дымке…»
К.Г.Паустовский «Мещерская сторона»
Е.И.Носов «Тридцать зерен», «Как ворона на крыше заблудилась»
Сочинение
1
3
1
1
0,5
1, 5
0,5
0,5
Определение в тексте идейно-художественной роли изобразительно-выразительных средств языка и эмоциональной тональности произведения.
Динамика картин и настроений в лирическом произведении.
Характеристика ритма. Звукописи и определение двусложных стихотворных размеров, строфики в лирическом стихотворении..
Сопоставление близких по темам произведений в соответствии с поставленной проблемой.
Подробный (с сохранением некоторых стилевых особенностей), краткий и выборочный пересказ эпического произведения.
Определение автора словесного пейзажа по стилистическим особенностям описания.
Виды письменных работ.
Сочинение-миниатюра: пейзажная зарисовка, предполагающая конкретные личные наблюдения, выражение своего отношения к изображенному.
Сочинение рассказа, очерка об одном из «Братьев наших меньших» или о забавном эпизоде из его ..
жизни
Редактирование своих письменных работ и сочинений сверстников.
Сочинение стихотворения
Сочинение рассказа или очерка о братьях наших меньших
«Идет война народная, священная война!...» 6 часов
К.М.Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины..»
А.А. Сурков «Бьется в тесной печурке огонь»
А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста»
М. Джалиль «Мост», «Случается порой»; С. С. Орлов «Тонкая российская береза»
Р.Гамзатов «Журавли»
Устный отзыв отзыв о стихотворении
1
1
1
1
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
Осмысление жизненной основы стихотворений о войне, знакомство с фактами биографии, обусловившими темы стихотворений поэтов. История создания песен «В землянке», «Журавли». Прослушивание песен.
Выразительное чтение лирических и лироэпических стихотворений (или фрагментов), при котором учитывается жанровая принадлежность и передаются интонационные особенности текста.
Чтение стихотворения наизусть.
Определение значения изобразительно-выразительных средств языка.
Динамика картин и настроений в лироэпическом и лирическом стихотворениях.
Характеристика героев на основе поступков и переживаний.
Сопоставление репродукций картин и стихотворений на военные темы, выявление общих мотивов, смысла, идейной близости произведений искусства слова и живописи.
Выразительное чтение наизусть самостоятельно выбранного стихотворения о войне. Объяснение своего выбора (устный отзыв о стихотворении)
Устный отзыв отзыв о стихотворении
Рассказы о твоих сверстниках 7 часов
Ю.П. Казаков «Тихое утро»
В.А.Солоухин «Мститель»
В.П.Астафьев «Васюткино озеро»
О рассказе (рассказ как жанр литературы)
2
1
3
1
1
0,5
1,5
0,5
Выразительное чтение фрагментов рассказов, при котором передается личное отношение к событиям и героям, а также интонационные особенности текста.
Воспроизведение в воображении художественных картин, созданных писателем (пейзаж, портрет, интерьер): словесное рисование , иллюстрирование.
Выделение событий и их последовательности в сказке, установление причинно-следственных связей между ними.
Прослеживание развития сюжета в эпическом произведении. Составление плана событий произведения. Определение мотивов поведения героев и оценка их поступков.
Определение в тексте слов и выражений , характеризующих героя и окружающую обстановку (пейзаж, интерьер)
Выявление роли художественных описаний (портрет, интерьер, пейзаж) в произведении
Осмысление роли художественной детали , ее связи с другими деталями и текстом в целом
Определение значения изобразительно-выразительных средств языка, связанных с характеристикой героя
Характеристика героя на основе его поступков, взаимоотношений с другими персонажами, окружающей обстановки, в свете вопросов, поставленных учителем
Сопоставление героев изучаемого произведения на основе средств их изображения с целью выявления авторского отношения к ним.
Выражение собственного отношения к персонажам
Выявление смысла прочитанного и формулирование его своими словами, соотнесение смысла и заглавия произведения
Определение связи между фактами биографии писателя и изучаемым произведением
Определение темы и основной идеи художественного произведения
Выявление нравственной проблематики произведения
Сопоставление героев и событий близких по темам произведений в соответствии с поставленной проблемой
Подробный (с сохранением некоторых стилевых особенностей), краткий и выборочный пересказ эпического произведения
Составление устного рассказа по картине или по иллюстрации к произведению на темы, предполагающие конкретные личные наблюдения
Характеристика некоторых стилистических особенностей рассказов
Урок внеклассного чтения
2
1
Расширение читательского кругозора, развитие связной речи учащихся
Итоговые занятия
Повторение изученного. Анализ работы учащихся в истекшем учебном году.
Рекомендации для летнего чтения
2
1
Устный отзыв о самостоятельно прочитанной повести, книге рассказов и др. с характеристикой ее жанра, героев, пересказом захватывающего эпизода в форме рекомендации книги одноклассникам.
Компьютерная презентация, сопровождающая выступление
Рассказ о любимом поэте с выразительным чтением наизусть понравившихся строф, строк Компьютерная презентация, сопровождающая выступление
Творческий отчет: изготовление и представление своего подарка для кабинета литературы: сочиненного произведения, литературно-художественного альбома, плаката, макета мизансцены
Резервные часы
4
2
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
по литературе в 5 классе
Средства обучения
-
Мультимедиапроектор, ПК
-
ИК поддержка: ресурсы ЦОР с сайта school-colletction.edu.ru
-
Видеоуроки по литературе 5 класс.
Программно-методическое обеспечение
Литература . 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений: в 2 ч./ авт. - сост.: М.А. Снежневская, О.М.Хренова, Э.Э. Кац; под ред. Г.И.Беленького. М.: Мнемозина, 2013.
Над раскрытой книгой: произведения литературы для чтения и бесед. 5 класс/авт.сост. В.М. Шамчикова.-М.: Мнемозина
Снежневская М.А., Хренова О.М., Демидова Н.А, и др. Методические советы к учебнику 5 класса. Литература: пособие для учителя/под ред. Г.И.Беленького. - М.: Мнемозина
Поурочное планирование к учебнику «Литература. 5 класс» сайта school-colletction.edu.ru
-
Агафонова М.И. Литература. Тесты 5 - 8 классы. - Москва: Дрофа, 2000.
-
Снежневская М.А.и др. Методические советы к учебнику для 5 кл. "Литература. Пособие для учителя /Под ред. Г.И. Беленького М.: Мнемозина, 2011.
-
Бельская Л.Л. Литературные викторины. - М.: Просвещение, 2005.
-
Беляева Н.М. Уроки изучения лирики в школе. - М.: Вербум-М, 2004.
-
Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. - Москва: ВАКО, 2004.
-
Егорова Н.В. Поурочные разработки 5 класс. - М.: Вако, 2007.
-
Козак О.Н. Литературные викторины / СПб.: СОЮЗ, 1998
-
Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. - Москва: «Рольф», 2002
-
Сборник нормативных документов. Литература. Федеральный компонент государственного стандарта. - Москва: Дрофа, 2007.
-
Смирнова Н.Е., Ципенко Н.Н. Литература. Легенды, мифы, эпос: Игровые уроки. 5-9 класс / М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002
-
В.П.Журавлев. Читаем, думаем, спорим… 5 класс.- М.: Просвещение, 2008
Результаты изучения предмета «Литература» в основной школе
Личностные результаты
Метапредметные результаты
Предметные результаты
Совершенствование духовно-нравственных качеств учащихся;
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России, долга перед Родиной; осознание своей этнической принадлежности; воспитание чувства ответственности;
Формирование уважительного отношения к культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и стремиться в нем к взаимопониманию;
Развитие компетентности в решении морально-нравственных вопросов на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
Развитие эстетического сознания , формирование целостного мировоззрения, ценностно-смысловых установок, отражающих общечеловеческие ценности;
Формирование ответственного, основанного на осознанной мотивации отношения к учению, обучению, познанию
Целеполагание: постановка учебных задач на основе соотнесения известного, усвоенного и того, что предстоит узнать;
Планирование: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и определение последовательности действий;
Прогнозирование: предвосхищение результата и уровня выполнения заданий;
Самоконтроль: соотнесение своих действий с планируемыми результатами, осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата, определение способов действий в рамках предложенных условий и требований, корректировка своих действий в соответствии с изменяющейся ситуацией;
Самооценка: оценка правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей ее решения;
Владение основными видами чтения художественных и других текстов в соответствии с конкретной учебной задачей;
Умение осмысливать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать и структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи; строить рассуждение и формулировать выводы;
Работа индивидуально и в группе, умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками: умение находить общее решение на основе согласования позиций;
Осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей, владение устной и письменной монологической речью;
Работа с разными источниками информации, использование современных ИКТ, умение находить необходимый материал, анализировать, целенаправленно отбирать, интерпретировать в собственном устном и письменном высказывании
Осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, песням, фольклорным образам, традиционным фольклорным приемам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и ее интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
Выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, формирования представлений о русском национальном характере;
Видеть черты русского национального характера в героях русских народных сказок и былин;
Учитывая жанрово-родовые признаки произведений УНТ, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
Целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
Определять с помощью пословицы жизненную/ вымышленную ситуацию;
Выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного высказывания;
Пересказывать сказки, четко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приемы;
Выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
Устанавливать связи между предметами, явлениями, отгадывая или сочиняя загадку;
Сравнивая сказки, пословицы, принадлежащие народам, видеть в них воплощение общечеловеческого нравственного идеала;
Освоение произведений художественной литературы выражается в читательской компетентности учащихся, их способности:
Понимать эстетическую образную природу литературы как искусства слова;
Воспринимать художественную литературу как явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи духовно-нравственных ценностей;
Осознавать значимость чтения и испытывать потребность в нем для личного развития;
Осознанно выбирать произведения для самостоятельного чтения; пользоваться чтением разных видов (изучающим, поисковым, выборочным); работать с разными источниками информации владеть основными способами ее обработки и презентации;
Выразительно читать художественные тексты, заученные наизусть;
Пересказывать прозаические произведения и их фрагменты с использованием изобразительно-выразительных средств художественной речи, цитат из текста;
Отвечать на вопросы по прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
Писать изложения и сочинения, связанные с тематикой, проблематикой изученных и самостоятельно
прочитанных произведений, а также на публицистические темы;
Понимать ключевые проблемы изученных произведений древнерусской литературы, русской литературы 18, 19, 20 веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
Устанавливать связи литературных произведений с эпохой их написания, фактами жизни и творчества писателей; раскрывать вневременную, общечеловеческую значимость произведений и их современное звучание;
Определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
Формулировать тему, идею, раскрывать пафос, идейно-нравственное содержание произведения;
Характеризовать литературных героев (индивидуальная, групповая и сравнительная характеристика);
Определять конфликт, прослеживать развитие сюжета, мотивов, характеризовать композицию, раскрывать функциональную роль изобразительно-выразительных средств языка художественного произведения;
Владеть элементарной литературоведческой технологией при анализе художественного текста;
Выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя свое отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
Сопоставлять тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
Анализировать и истолковывать произведения с учетом их жанровой природы, аргументировать свое отношение к прочитанному;
Сопоставлять произведение словесного его воплощение в других видах искусства; оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств.
В результате изучения литературы в 5 классе учащиеся должны знать/понимать:
- содержание изученных литературных произведений;
уметь:
-
Выразительно читать текст с учетом особенностей художественного произведения (лирического, эпического, драматического).
-
Определять род и жанр произведений на основе изученных теоретических понятий.
-
Создавать отзыв на рассказ и повесть.
-
Давать сравнительную характеристику героев.
-
Грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть навыками диалога.
-
Выполнять элементарные исследовательские работы и презентовать их результаты.
-
Судить о теме и нравственных проблемах литературного произведения
-
Пересказывать избранные эпизоды или фрагменты
-
Устанавливать связь между событиями на основе выявления мотивов того или иного поступка персонажа
-
Рассказывать о герое, имея в виду его поступки и взаимоотношения с другими персонажами произведения
-
Выявлять функциональную роль того или иного изобразительного средства языка в связи с поставленной задачей
-
Видеть различие между произведениями УНТ и письменной литературы, отличать художественное произведение от научно-популярного.
-
Составлять план своего выступления, давать письменный или устный развернутый и обоснованный ответ на вопрос
-
Писать небольшие сочинения, вести читательский дневник, проявлять интерес к непрограммным произведениям литературы.