- Учителю
- Урок по литературе на тему 'Поэты Подмосковья' (9 класс)
Урок по литературе на тему 'Поэты Подмосковья' (9 класс)
Стихи о родном крае Эльдуса Сайфулина.
Природа Подмосковья, видимо, порождает Поэтов, потому что красоту подобных мест в полной мере может прочувствовать только человек творческий. В этих краях начинаешь по-особенному ценить редкие солнечные дни, запах хвои от ближайших лесов, вкус окуньков, пойманных своими руками... В Подмосковной Дубне живет множество поэтов разных возрастов, но настоящие таланты здесь, как и везде, редки. На наш взгляд, Э. Сайфулин - один из лучших современных авторов, пишущих о родном крае.
Песни на стихи Э.Сайфулина широко представлены в Интернете, этот бард неоднократно побеждал на областных фестивалях авторской песни. Он не скрывает, что продолжает в своем творчестве традиции В.Высоцкого, часто фотографируется на фоне памятника Высоцкому в Дубне, поет песни с характерной для «златоустого блатаря» (так назвал когда-то Высоцкого Андрей Вознесенский) хрипотцой. Но нам хотелось бы здесь отвлечься от его песенной манеры исполнения и проанализировать поэтические тексты, посвященные теме, сквозной для творчества Э. Сайфулина.
Пожалуй, лучше всего в нашем городе знают песню Эльдуса о Волге. В русле русской песенной традиции лирический герой, глядя на Волгу, задумывается о собственном месте в жизни, о суетности своих помыслов.
Ты прости мне, Река, что делами я занят не теми,
Мысли лезут не те, и слова говорятся не те…
Только воды Твои параллельно людской суете
Непрерывно и плавно текут сквозь пространство и время. [1]
Не только название великой реки, но и слово Река поэт пишет с большой буквы, и на протяжении всего стихотворения хотя и обращается к Волге на «ты», но это местоимение пишет с большой буквы! Лирический герой обращается к Волге с просьбой об искуплении грехов, но Волга здесь - символ Вечности, она река Времен, и дела каждого конкретного человека, как кажется, ей «параллельны». Сквозь геометрический образ, в котором противопоставлены людская суета и спокойная плавность Реки, просвечивает и современное сленговое значение слова «параллельно» - равнодушно. Волга не может и не хочет вмешиваться в людские дела, но человек сам может очистить свои помыслы, омывшись в Ее водах.
Так монолог лирического героя начинается с суетных жалоб: «Я героем не стал, золотой мне медали не дали...» Но все эти житейские проблемы быстро растворяются в восхищении величием Волги: «Волги вольные волны безмолвно подхватят меня...» И вот Волга уже качает блудного сына в своих волнах, как в колыбели, она приняла в себя беды и чаяния поэта и показывает ему иные цели и горизонты...
Замечательна аллитерация этой строки: повторяющееся «в» создает своеобразную «звуковую волну», где уже слова «Волга» и «вольный» ощущаются как однокоренные... И сама Волга начинает восприниматься поэтом как некое божество: «Не пропаду, Волгой-рекой храним!» Волга становится для поэта тем, чем для представителей других религий являются Мекка или Великий Ганг. Герой ощущает себя маленькой каплей большого потока: «Я ничтожная капля Твоей бесконечной воды, / На рассвете шутя из Тебя испаренная Солнцем...» И исцеленный омовением человек уже благодарен Природе за чудо подаренной ему жизни.
Любимый сезон Эльдуса Сайфулина - весна. В этом он, конечно, не оригинален. Весна - это пора любви, возрождения, молодости, в отличие от мокрой тусклой поздней осени, дни которой (по словам А. Пушкина) авторы «бранят обыкновенно», тем более, что осень, как правило, ассоциируется у поэтов с наступлением старости (сквозные мотивы в творчестве А. Апухтина, И. Анненского и проч.)
Весна вызывает у лирического героя Сайфулина настоящий взрыв положительных эмоций:
Ах, как была с тобой разлука тяжела!
Я без тепла дрожал всю осень и всю зиму.
Но наконец-то ты опять ко мне пришла -
Ну, что ж, привет! Ты, как всегда, неотразима. [1]
Весна предстает молодой девушкой, она «сногсшибательно шикарная подруга», она «в загаре золотом вернулась с юга». В такую, конечно же, влюбляться «участь очень многих». А дальше у Эльдуса дан великолепный троп: «И вылезает из-под снега тротуар,/ Желая стройные твои увидеть ноги». Его наш поэт разворачивает в метафорическую картинку уже, пожалуй, в есенинском стиле, невольно преувеличив и свою скандальность, и свою известность:
Я всем известный ловелас и баламут,
А ты любовницам моим бросаешь вызов:
Кругом от ревности сосульки слезы льют
И в шоке прыгают с балконов и карнизов.
В этом стихотворении замечательны заключительные строки:
И солнце в лужах отражается, искрясь,
И солнце путается кошкой под ногами…
Мне даже жалко наступать на эту грязь:
Она еще позавчера была снегами. [1]
Здесь сквозь влюбленность в Весну просвечивает большая любовь к нашей чистой и белой Зимушке-зиме, когда снежный покров скрывает и настоящую, и метафорическую грязь, в которую вступать не только «жалко», но и небезопасно. Одно из самых любимых мной произведений этого автора называется просто «Снег»:
Грязный город уснул, фонарями согретый;
Загулявший трамвай замедляет свой бег…
В эту ночь, никакой не предсказан приметой,
Начал падать с небес самый первый и девственный снег…[3]
Речь в этом стихотворении явно идет не о Дубне. Во-первых, даже самый большой недоброжелатель не назовет наш город «грязным». Во-вторых, у нас нет трамваев. Поэтому пусть не оскорбляются жители нашего чудесного города следующими стихами поэта:
Ковёр серебристый,
Огромный и чистый,
Из снега и музыки соткан,
Вся мерзость под ним исчезает, как будто навек…
И всякая сволочь, повысунув рожи из окон,
Слезой прожигает лежащий внизу белый снег. [3]
Белизна и чистота, подчеркнутые музыкой, выбивают слезу даже у самых закоренелых грешников. И каждому кажется, что так легко начать жить по-другому:
Я б давно уж себя схоронил в сером хламе,
Я бы заживо сгнил, а теперь - не хочу.
Со снежинкой шальной я сливаюсь губами -
И, сквозь слёзы смеясь, белым снегом над миром лечу.
Но моменты вдохновения, как и благие порывы, коротки и у «рыцарей на час», и тем более у простых обывателей. Звуки скрипки замирают, люди возвращаются «к обыденной жизни земной»:
Всё будет, как было,
До боли уныло;
Я вспомню, что я не безгрешен;
Воскреснут, хоть тресни, болезни, дела и долги…
А снег будет с грязью за ломаный грош перемешан,
Когда спозаранку пройдут по нему сапоги.
Вот эта тоска по чистоте проявляется у лирического героя Сайфулина в стихотворениях на любую тему, но как-то лучше всего передается через пейзажные картины, как в произведении «Волшебник».
Обычно персонажи не могут остановить поток своих желаний, а у Эльдуса лирический герой не хочет ни о чем просить волшебника. И не потому, что за исполненное желание придется так или иначе расплачиваться, а просто всего-то ему хватает для счастья.
- Что ж, ступай себе с Богом. - Таков старика был ответ.
- Как вернёшься домой, погляди между делом в оконце:
Я на память тебе подарю ярко-красный рассвет,
Я на память тебе подарю ярко-белое солнце...
Я домой возвращался, как будто шагал на расстрел.
Я всё думал: о чём бы ещё я его попросил бы?
А потом я проснулся. И сразу в окно посмотрел.
И увидев рассвет, прошептал еле слышно: Спасибо... [4]
Лирический герой Эльдуса бездомный и бесприютный, таковы же его друзья («Друзьям»). Но все они любят смеяться и петь! Хотя нередко от реалий современной жизни они впадают в отчаяние, красота Природы врачует их раны. В стихах Сайфулина переплетаются романтические штампы и современный сленг, идеализм и цинизм. Но главное, что он все-таки «человек, верящий, что где-то там есть Свет». Так сказал об Эльдусе один из друзей поэта, и Сайфулин с ним согласился. [5]
Электронные источники:
Стихи Эльдуса Сальфулина, выложенные в Интернете:
1.
2.
3.
4.
О нем.
5.