7


  • Учителю
  • Рабочая программа по литературе (8 класс, автор В. Я. Коровина)

Рабочая программа по литературе (8 класс, автор В. Я. Коровина)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Раздел I. Пояснительная записка

Статус документа

Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 6-е издание, М. Просвещение 2007. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже - вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Содержание школьного литературного образования концентрично - оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6, 7-8 классы и 9 класс.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, вторая - владеет техникой чтения и более подготовлена к истолкованию прочитанного. Именно поэтому на уроках со второй группой важно уделять больше внимания активному чтению вслух и углублению толкования художественных произведений.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе - изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя до начальных сведений об историзме литературы как искусства слова (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе - взаимосвязь литературы и истории. Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 8 класс.

Концентр 5-9 классов, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Программа 8 класса рассчитана на 2 часа в неделю.












Учебно-тематический план


Раздел

Кол-во часов

Количество контрольных работ

Контрольные работы

Развитие речи

1

Введение

1

-

-

2

Устное народное творчество

2



3

Древнерусская литература.

3



4

Из русской литературы 18 века.

8


1

5

Из русской литературы 19 века.

29

2

2

6

Из русской литературы 20 века.

21

1

1

8

Из зарубежной литературы.

6

1



Итого:

70

4

4



Содержание тем учебного курса


Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.



УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО


В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная…», «Вдоль по улице метелица метет…», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком…». Особенности содержания и формы народных преданий.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений).


ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Из «Жития Александра Невского». Защита русский земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий - главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои - крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.

«Шемякин суд» - «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).


ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА


Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.

«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.


ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА


Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.

«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич - главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф.Рылеева - основа песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворения - зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

К*** («Я помню чудное мгновенье…»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.Пушкин).

Роман «Капитанская дочка». Гринев - жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова - нравственная красота героини. Швабрин - антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).

«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.

«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношении к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора - высмеять «все дурное в России» (Н.меять «все дурное в России» (Н, ,ория литературы. вщина как общественное явление.

ценыи к к/медии " к истории, исторической теме в художественном произведении.В.Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В.И.Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю.Манн). Хлестаковщина как общественное явление.

Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).

«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.

«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.

Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделенности двух Росссий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).



ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА


Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).

Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).


Писатели улыбаются

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Ироническое повествование о прошлом, характеризующее отношение к современности.

М.Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения.

Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.

«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.

Новаторский характер Василия Теркина - сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.

«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.


Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою родину (Е.Винокуров. «Москвичи»; М.Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»; А.Фатьянов. «Соловьи»; Л.Ошанин. «Дороги»; В.Высоцкий. «Песня о Земле» и др.). Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).

Русские поэты о Родине, родной природе

И.Анненский. «Снег»; Д.Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н.Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок…»; Н.Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия…».

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.Оцуп. «Мне трудно без России…» (отрывок); З.Гиппиус. «Знайте!», «так и есть»; Дон Аминадо. «Бабье лето»; И.Бунин. «У птицы есть гнездо…». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.


ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта - символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Сонеты - «Кто хвалится родством своим со знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…».

В строгой форме сонетов - живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира - «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г.Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.

Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век - эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер - великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).

Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.

«Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.

Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.


щая история, обработанная "" Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко.

роизведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).


Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • историко-культурный контекст изучаемых произведений;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

  • писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.


Литература:

для учителя:

  • «Литература. 8 класс. Методические советы ( Под редакцией В.И.Коровина), М.Просвещение, 2005г.

  • «Поурочные разработки по литературе 8 класс». К учебникам- хрестоматиям. И.В.Золотарева, Т.А.Крысова. Под редакцией В.Я.Коровиной. Москва «ВАКО», 2004г.;

для учащихся:

  • Коровина В.Я., Коровин В.И. «Читаем, думаем, спорим…» Дидактические материалы. 8 класс, М.Просвещение, 2004г.
    тестовые задания (Литература 8 класс. М. АСТ-Пресс, 1998г. Автор-составитель И.А.Михайлова);

  • дидактические материалы. 8 класс. «Читаем, думаем, спорим…», М. Просвещение,

2004г.;

  • М. Мещерякова Сочинение. Секреты успеха, М.: 2001;

  • М. Пирогова Сборник словесных игр по русскому языку и литературе М., 2001;

  • видеоподдержка;

  • выставочный материал по творчеству русских писателей 19 века, 20 века;

  • таблицы;

  • литературные справочники и словари.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

  • Энциклопедия Кирилла и Мефодия;

  • мультимедийные проекты по творчеству русских писателей;

Антология русской литературы




Учебно-тематическое планирование уроков литературы в 8 классе

Название разделов и тем уроков

Количество часов

Дата проведения

Тип урока

Виды контроля, измерители

Примечание

план

факт

1

Введение. Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа

1

Изучение нового материала

Фронтальный опрос:

Устное народное творчество (2ч)

2

Устное народное творчество.

Русские народные песни.

Отражение жизни народа в народных песнях, частушках, преданиях


1

Усвоение новых знаний

Вопросы учителя и ответы учащихся


3

Предания «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности их содержания и художественной формы

1

Ознакомление с новым материалом

Выразительное чтение


Древнерусская литература (3ч)

4

Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского»

1

Изучение нового материала

Фронтальный опрос

5

«Житие Александра Невского» (фрагменты). Летопись

1

Комбинированный

Выразительное чтение


6

«Суд Шемякин» - сатирическое произведение XVII в.

1

Изучение нового материала

Выразительное чтение

Пересказ фрагментов

Фронтальный опрос

Литература XVIII века (7ч+1р/р)

7-8

Д.И.Фонвизин.«Недоросль» (сцены). Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Понятие о классицизме.

2

Изучение нового материала

Беседа с целью выявления знаний по уроку


9

Анализ эпизода комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» (по выбору учителя). Особенности анализа эпизода драматического произведения

1

Комбинированный

Фронтальный опрос

10

Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и литературе XVIII века» (на примере 1-2 произведений)

1

Совершенствование знаний и умений

Сочинение


11

И.А.Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз» и их историческая основа

1

Комбинированный

Оценка сообщений учащихся

Устный анализ басни


12

Вн.чт. И.А.Крылов - поэт и мудрец.

1

Совершенствование знаний, умений и навыков

Вопросы теоретического характера


13

К.Ф. Рылеев. Слово о поэте. Думы К.Ф. Рылеева. Характерные особенности жанра

1

Изучение нового материала

Проверка конспекта лекции учителя


14

Дума «Смерть Ермака» и её связь с историей


1

Комбинированный

Фронтальный опрос

Выразительное чтение произведения


Литература XIX века (27ч+2р/р)

15

А. С. Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе. Стихотворения «Туча», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября».

1

Комбинированный

Выразительное чтение произведения


16

А.С. Пушкин. Краткий рассказ о писателе. Творческая история повести «Капитанская дочка»

1

Комбинированный

Проверка конспекта лекции учителя

Выборочный пересказ статьи


17

Формирование характера Петра Гринева. Разбор I и II глав

1

Комбинированный

Пересказ фрагментов

Фронтальный опрос

18

Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Разбор III-V глав

1

Комбинированный

Проверка домашнего задания

19

Падение Белгородской крепости. Изображение народной войны и её вождя. Разбор VII-XII гла

1

Комбинированный

Пересказ фрагментов

Фронтальный опрос

20

Становление личности Петра Гринева под влиянием «благих потрясений»;

Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести


1

Комбинированный

Проверка домашнего задания

Пересказ фрагментов

Фронтальный опрос

21

Р/р. Сочинение по повести «Капитанская дочка».

1

Урок развития речи

Сочинение


22

Контрольная работа по повести «Капитанская дочка»

1

Контрольный урок (тестирование)

Тестирование

23

М.Ю.Лермонтов.

Судьба поэта

1

Комбинированный

Фронтальный опрос


24

М.Ю.Лермонтов «Мцыри». История создания, тема, идея, композиция, своеобразие поэмы

1

Изучение нового материала

Сообщения учащихся (реализация домашнего задания)


25

М.Ю.Лермонтов «Мцыри». Образ Мцыри в поэме

1

Комбинированный

Составление характеристики Мцыри (письменно)


26

Р.Р. Образная характеристика Мцыри. Обучающее сочинение по поэме М.Ю.Лермонтова

1

Урок развития речи

Письменная работа


27

Идейный замысел, сюжет и композиция комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

1

Изучение нового материала

Проверка конспекта лекции учителя

Фронтальный опрос

28

«Парад» действующих лиц.

Разоблачение нравственных

и социальных пороков чиновничества

в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

1

Комбинированный

Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос


29

Растерянный Хлестаков и испуганный городничий.

Мастерство Н.В.Гоголя

в создании образов Хлестакова.

Хлестаков и Хлестаковщина.

1

Комбинированный

Индивидуальный и фронтальный опрос


30

Триумф Хлестакова.

Чиновники на приеме у ревизора. Анализ 3-го действия комедии «Ревизор»

1

Комбинированный

Индивидуальный и фронтальный опрос


31

Лестница славы и позор городничего.

Финал комедии и его идейно-композиционное значение

1

Комбинированный

Р.Р. Сочинение по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»


32

Вн. чтение. Н.В.Гоголь «Шинель». Тема «маленького человека»

1

Комбинированный;

Проверка знания текста через фронтальный опрос

Подробный пересказ отрывка


33

М.Е.Салтыков-Щедрин «История одного города»

(отрывок)

1

Изучение нового материала

Проверка конспекта лекции учителя

Фронтальный опрос


34

«История одного города»

как сатирическое произведение

1

Изучение нового материала

Фронтальный опрос


35

Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, М.Е.Салтыкова-Щедрина

1

Урок контроля

Проверочная работа


36

Н. С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Защита обездоленных.

1

Изучение нового материала

Работа с текстом


37

Нравственные проблемы рассказа «Старый гений» Н.С.Лескова.

1

Изучение нового материала

Работа по тексту

Фронтальный и индивидуальный опрос


38

И.С.Тургенев: личность, судьба, творчество.

Автобиографический характер повести «Ася».

1


Изучение нового материала

Работа с текстом


39

История любви как основа сюжета повести. Образ героя-повествователя.

Образ тургеневской девушки

1

Комбинированный

Реализация домашнего задания

Аналитическая беседа


40

Л.Н.Толстой. Личность и судьба писателя

1

Изучение нового материала

Проверка конспектов лекции учителя

Реализация домашнего задания


41

Л.Н.Толстой «После бала». Контраст как прием, позволяющий раскрыть идею рассказа.

1

Комбинированный


выборочный пересказ статьи учебника


42

Автор и рассказчик в произведении Л.Н.Толстого «После бала».

Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг.

1

Комбинированный


Анализ текста, пересказ


43

Нравственные проблемы повести Л.Н.Толстого «Отрочество».

1

Урок внеклассного чтения

Анализ текста, пересказ


Литература XX века (20ч+1р/р)

44

А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви». «Как обманчиво все, что мешало любить».

1

Изучение нового материала

Оценка выступлений учащихся о жизни и творчестве писателя; проверка знаний содержания рассказа


45

Поэзия родной природы.

1

Изучение нового материала

46

И.А.Бунин. Слово о писателе. Природа и человек в рассказе «Кавказ»

1

Комбинированный урок

Изучение нового материала

анализ пейзажных зарисовок


47

А.И.Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Сравнительная характеристика главных героев

1

Изучение нового материала

Работа над вопросами

48

Урок-диспут «Что значит быть счастливым?». Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Н.С.Лескова, Л.Н.Толстого, И.А.Бунина, А.И.Куприна.

1

Урок развития речи

Сочинение


49

А.А.Блок. Историческая тема в творчестве писателя.

«На поле Куликовом». Анализ цикла. Тема Родины в лирике Блока.

1

Изучение нового материала

Реализация домашнего задания

Выразительное чтение цикла «На поле Куликовом»


50

С.Есенин. Слово о поэте.

«Пугачев - поэма на историческую тему».

1

Изучение нового материала

Письменный анализ лирического произведения


51

М.А.Осоргин. Сочетание фантастики и реальности в рассказе «Пенсне.

1

Изучение нового материала

Реализация домашнего задания, устное словесное рисование


52

И.С. Шмелев.

Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству

1

Изучение нового материала

Индивидуальный и фронтальный опрос


53

Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий.

М.Зощенко «История болезни»

1

Изучение нового материала

Индивидуальный и фронтальный опрос


54

Контрольная работа по творчеству Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.А.Блока, С.А.Есенина

1

Урок контроля

Тест


55

А.Т.Твардовский - поэт-гражданин. История создания поэмы «Василий Теркин». Идейно-художественное своеобразие поэмы.

1

Изучение нового материала

Чтение отдельных страниц «Книги про бойца»Обсуждение прочитанного


56

Героика и юмор в поэме «Василий Теркин». Характеристика Теркина

1

Комбинированный

Реализация домашнего задания.Индивидуальный опрос


57

Судьба А.Платонова. Проблематика рассказа «Возвращение». Смысл названия рассказа

1

Изучение нового материала

Фронтальный опрос Аналитический пересказ


58

Великая Отечественная война в стихотворениях поэтов и песни военных лет.

1

Комбинированный


Анализ стихотворений


59

Муса Джалиль. Бессмертный подвиг поэта-патриота.

1

Комбинированный

Анализ лирического произведения


60

В.П.Астафьев.

Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет».

1

Изучение нового материала

Работа по тексту

Оценка ответов на вопросы в процессе работы по тексту


61

Русские поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе.

1

Комбинированный


Анализ стихотворений

(Письменный анализ по плану в тетради)


62

Н.А.Заболоцкий. Жизнь-судьба. Основные темы лирики поэтического творчества.

1

Изучение нового материала

Индивидуальный опрос

63

Поэты Русского Зарубежья о Родине.

«Мне трудно без России…»

1

Комбинированный


Письменный анализ лирического произведения


64

Вн.чт. Мой любимый поэт современности.


1

Комбинированный


Индивидуальный опрос


Зарубежная литература (6ч)

65

У.Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви. «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира.

1

Комбинированный


Фронтальный и индивидуальный опрос


66

Сонеты У.Шекспира. «Кто хвалится родством своим и знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…» Воспевание поэтом любви и дружбы.

1

Изучение нового материала

Чтение наизусть


67

Ж.-Б.Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа.

1

Изучение нового материала

Комментированное чтение

68

Джонатан Свифт «Путешествия Гулливера» как сатира на государственный строй.

1

Изучение нового материала

Комментированное чтение

Просмотр фрагментов из художественного фильма


69

В. Ч.

Вальтер Скотт «Айвенго» как исторический роман.

1

Изучение нового материала

Фронтальный и индивидуальный опрос

70

Итоговая контрольная работа.

1

Контрольная работа

Письменная работа


Итого:






 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал