- Учителю
- Идейно-тематическое своеобразие поэмы М.Ю.Лермонтова Мцыри
Идейно-тематическое своеобразие поэмы М.Ю.Лермонтова Мцыри
Учитель русского языка и литературы Правдинской СОШ №1 Левочская Е.Ш.
Урок литературы в 8 классе
Тема урока: «Проблематика поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри»
Цель урока: подготовить учащихся к осмыслению идейно-тематического пласта поэмы Лермонтова. Создавая на уроке проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечить оптимальное сочетание самостоятельной поисковой работы с усвоением научного материала.
Ход урока
1.Слово учителя. Поэме М.Ю.Лермонтова предшествует эпиграф. Давайте прочитаем его. «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю» - «Первая книга царств».
На уроке духовного краеведения мы знакомились со структурой Библии, в частности, Книг Ветхого Завета. Вы имеете некоторое представление и о Книгах Царств. Давайте прочитаем фрагмент Библии, из которого Лермонтов взял слова эпиграфа.
2.Чтение текста учеником и сообщение о Библейском отрывке (заранее подготовлено)
3. Слово учителя. А сейчас хочу дать вам достаточно сложную, но интересную работу. Итак, попробуйте соотнести план содержания поэмы с эпиграфом. Какова связь содержания произведения с эпиграфом? Какая проблема является главной в произведении? Не торопитесь отвечать. Программа максимум сегодняшнего урока - найти ответы на эти вопросы. Хочу предложить следующую методику. Мы идем по главам. Их, как вы помните, 26. Мистический факт, если вспомнить, что великий поэт прожил 26 с половиной лет и поэма носит глубокий автобиографический характер.
Для достижения цели урока пойдем от формулировок проблем в каждой главе поэмы.
Постараемся формулировать главную проблему каждой главы, а также тему главы. Это первое. Второе: в отдельных главах я сама буду формулировать проблему в виде вопроса к главе, а к некоторым главам вы сами будете задавать главный вопрос. И сами будете отвечать. Ну как, согласны? Тогда - за работу.
4.Беседа. Создаем проблемную ситуацию. Формулируем проблему.
Почему поэма начинается с описания развалин монастыря? Если соотнести временные планы, то окажется, что с момента присоединения Грузии к России (1821 -1829) до времени действия в поэме (не позднее 1839 г.) прошло не более 10 (!) лет. Это очень короткий промежуток времени для истории. В поэме же создается ощущение, что прошли века: монастырь пришел в упадок, разорился или был разграблен, время постепенно разрушило камни, могильные плиты покрылись пылью веков. В чем здесь дело? Что происходит со временем?
Предполагаемый ответ ученика:
- Это станет понятно, если соотнестисодержание поэмы с содержанием эпиграфа. В замысел автора входит создание эффекта Библейского, надвременного звучания поэмы.
Учитель:
- Замечательно. Таким образом, в основе поэмы лежит «вечная тема». В процессе работы на уроке нам надо постараться сформулировать эту тему. Тем не менее, что случилось с монастырем? Почему он заброшен? Почему не ведется служба?
Версии учеников
Учитель:
- Кто попробует обозначить проблему 2-ой главы?
Алексей:
- Это проблема неожиданного ухода из монастыря. Почему человек, который провел в монастыре около 10 лет, бежит?
Но после к плену я привык,
Стал понимать родной язык,
Был окрещен святым отцом
И, с шумным светом незнаком,
Уже хотел во цвете лет
Изречь монашеский обет,
Как вдруг однажды он исчез
Осенней ночью...
Учитель:
- У кого-нибудь есть версии причины побега?
Ваня:
- Обычно уход в монастырь - это результат какого-то жизненного пути. Человек думает об этом, готовится к этому, то есть будущий монах совершает внутреннюю работу. А с Мцыри все по-другому. Он оказался в монастыре против своей воли и просто «привык». И, видимо, душа его сопротивляется.
Учитель:
- Хорошо. Тогда у меня такой вопрос:
Мцыри убегает в смятении. Или это был осмысленный поступок?
Татьяна:
-Ответ на этот вопрос мы находим в 3-ей главе:
Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.
Я знал одной лишь думы власть,
Одну, но пламенную страсть...
Главный герой «выносил в душе» мысль об уходе «на волю». Жизнь в монастыре он воспринимает как заточение, потому что он не «жил» вне стен монастыря. Родителей его, скорее всего, убили на войне. Герой лишился братьев и сестер. То, что произошло с этим человеком, можно назвать...
Учитель:
- Трагедией личности. Ребята, смотрите, что получается. Вы сформулировали две проблемы: проблему времени 9надвременности происходящего в поэме0 и проблему неожиданного ухода, побега. И вот эти две проблемы уже позволяют нам приблизиться к главной теме произведения - теме трагедии одиночества. Посмотрим, как развивается эта тема в произведении. В самом начале исповеди Мцыри говорит:
Я эту страсть во тьме ночной
Вскормил слезами и тоской;
Ее пред небом и землей
Я ныне громко признаю
И о прощенье не молю
То есть герой, с одной стороны, осознает греховность всякой страсти, что свидетельствует о том, что он человек духовный. А, с другой стороны, он рвется в тот мир, где потерял родных, дом, он тоскует по этому миру и ничего не может с собой поделать. Этот конфликт создает напряженность, драматизм.
Очень интересная четвертая глава. В ней это противоречие достигает кульминации. Попробуйте отыскать в этой главе ключевую фразу.
Настя:
... Душой - дитя, судьбой монах.
Мне только не совсем понятно, почему герой так агрессивно обращается к чернецу?
Учитель:
- Давайте попробуем разобраться. Кстати, ты знаешь, кто такой чернец?
Настя:
- Монах.
Учитель:
- Монах, да, но особый монах. (Объясняем лексическое значение слова чернец)
«Агрессивное» отношение главного героя к чернецу скорее всего объясняется тем. Что послушник (Мцыри) и чернец являются людьми разных духовных сфер. Жизнь монаха, сознательно ищущего уединения и посвящающего жизнь служению Богу, избегающего общения, соблазнов мира, не может быть близка и понятна юноше, который просто «привык» к укладу жизни в монастыре. А теперь давайте задумаемся над очень важным вопросом: вот это состояние главного героя совпадает с душевным состоянием лирического героя поэмы и самого автора?
Илья:
- Думаю, что это выражение чувств самого Лермонтова и лирического героя поэмы. Михаил Лермонтов был гениальным человеком, но гордыня в жизни и творчестве выходила иногда на первый план. Его герой Демон, например, враждует с « Небом»
Учитель:
- Спасибо. Таким образом, какое определение ты бы дал конфликту человеческого, гордого и вечного («надмирного», надвременного) в поэме «Мцыри»?
Илья:
- Не знаю...
Татьяна:
- Это внутренний конфликт.
Учитель:
- Спасибо. В литературоведении есть такое определение конфликта. Это, безусловно, внутренний конфликт. Проблема противоречия между внутренней душевной жизнью человека и Истиной. Как только человек начинает по-настоящему задумываться над вечными законами жизни, он познает одиночество, внутреннее страдание.
Илья:
- Так что же, человек, который ищет ответы на главные вопросы жизни, должен всегда страдать?
Настя:
- Конечно. И это ужасно.
Учитель:
- Как обозначим проблему 4 главы?
Ученики:
- Проблема невозможности реализации любви к «родному пепелищу, любви «к отеческим гробам», говоря словами Пушкина.
Учитель:
- Допустим.
Ремарка
Далее мы опускаем обозначение проблем в главах. Логика работы понятна.
Пятая глава - проблема жажды жизни.
Проблема смысла жизни
Шестая глава - проблема «Человек и природа»
. . . . .
Двадцать пятая глава - проблема примирения человека перед лицом смерти.
Практика показывает, что не обязательно брать все главы. Это сложно. Есть, однако ученики, которые с удовольствием выполняют эту работу дома и в школе. Можно выбрать главы. В любом случае такая работа очень полезна. Вообще обращение к проблеме всегда стимулирует интеллектуальную деятельность.
Продолжение урока
Учитель:
- Какая тема объединяет главы 1-4, 7, 8, 10?
Ученики:
- Тема утраты родины. Причем, не только «географической» родины, но и утраты духовной сферы (духовной составляющей), которая является исключительно важной для человека.
Учитель:
- Вспомните, пожалуйста, произведения Лермонтова, в которых раскрывается эта тема.
Ваня:
- Дубовый листок оторвался от ветки родимой...»
Учитель:
- Прокомментируйте, пожалуйста.
Комментарии учеников.
Учитель:
- Давайте вернемся к первым двум вопросам, прозвучавшим на сегодняшнем уроке.
Какая проблема является главной? Пусть каждый из вас ее сформулирует и запишет.
Итог урока. Сегодня мы задумались над осмыслением идейно-тематического пласта поэмы. Какую работу нам пришлось проделать, чтобы прийти к тем выводам, которые вы сделали? (Важнейшая тема - отрыв человека от своих корней, утрата живой связи с «географической» и «духовной» родиной)
Постановка задачи на следующий урок и запись домашнего задания.
Домашнее задание: Каждой группе произвести анализ четырех глав поэмы. Письменный анализ одной главы.
2014 -2015 учебный год