- Учителю
- Календарно-тематическое планирование по литературе. УМК Коровина (7 класс)
Календарно-тематическое планирование по литературе. УМК Коровина (7 класс)
Календарно-тематическое планирование
7 класс
№ урока
Тема урока
Дидактические единицы
Педагогические средства. Виды деятельности обучающихся
Планируемые результаты обучения
Дата
Корректировка
Введение (1ч)
1
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема
литературы.
Идея. Проблема. Тема. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Личность автора, его труд, позиция и отношение к героям.
Работа с учебником.
Урок-беседа.
Знать: цели, задачи обучения литературе в 7 классе, роль статей о писателях, вопросов и заданий к текстам в понимании и осмыслении творчества писателей; образную природу словесного искусства;
понимать: природу художественного образа и своеобразие художественной действительности;
уметь: пользоваться справочным разделом, составлять план и тезисы прочитанного, рассказывать о писателях и книгах, прочитанных за лето, о героях, давать им оценку; отличать литературу как искусство слова от других видов искусства; определять жанры изученных художественных произведений
Устное народное творчество (4ч)
2
Предания как поэтическая автобиография народа.
Исторические события в преданиях «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник». Предание как жанр фольклора (начальное представление)
Составление сравнительной характеристики произведений.
Творческий отчёт.
Знать: определение понятия «предание»;
понимать: своеобразие преданий как поэтической автобиографии русского народа; уметь: пересказывать текст, объяснять особенности жанра предания.
3
Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Образ главного героя как отражение нравственных идеалов русского народа.
Былина. Исторические и художественные основы былины. Собирание былин. Прославление мирного труда героя-труженика. Микула Селянинович - эпический герой. Сказка и былина. Гипербола (развитие представлений)
Составление характеристики героя. Анализ произведения.
Выразительное чтение.
Знать: определение понятия «былина», своеобразие былин как героических песен эпического характера;
уметь: составлять характеристику героя, определять художественные особенности былинного жанра и его отличие от сказки, тему былины, роль гиперболы и постоянных эпитетов; выразительно читать, сохраняя напевность, торжественность повествования
4
Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность языка. «Калевала»- карело-финский мифологический эпос.
Киевский цикл былин. Илья Муромец - носитель лучших черт русского национального характера. Бескорыстное служение Родине и народу. Особенности былинного стиха. Роль гиперболы. Новгородский цикл былин. Руны. Мифологический эпос
Работа с текстом.
Урок-практикум.
Знать: какие приемы способствуют раскрытию величия, доблести подвигов русского богатыря.
Уметь: воспринимать и анализировать поэтику былин, определять отношение авторов-рассказчиков к Илье Муромцу, подтверждать ответ текстом (выделять сцены, языковые средства, описания портрета, снаряжения и др.)
5
Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира.
Афористические жанры фольклора. Пословицы и поговорки (развитие представлений). Собиратели пословиц. Особенности смысла и языка пословиц.
Составление рассказа по пословице.
Урок-концерт
Знать: определение понятий «пословицы» и «поговорки», пословицы и поговорки народов мира;
понимать: жанровые особенности пословиц и поговорок;
уметь: объяснять прямой и переносный смысл, видеть богатство, точность, выразительность языка пословиц и поговорок, воспринимать точность их оценок, безусловность суждений, свободно включать их в разговорную повседневную речь.
Древнерусская литература (3ч)
6
«Поучение Владимира Мономаха» (отрывок). Нравственные заветы Древней Руси. «Повесть временных лет» (отрывок «О пользе книг»)
Поучение как жанр древнерусской литературы. Русские летописи и летописцы. Владимир Мономах - выдающаяся фигура Древней Руси, виднейший государственный деятель, человек «большого ума и литературного таланта».
Выразительное чтение и анализ произведений
Знать: особенности поучения как жанра литературы;
понимать: смысл поучения Владимира Мономаха;
уметь: выразительно читать текст, определять, какое развитие получили фольклорные традиции в древнерусской литературе.
7
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» - гимн любви и верности.
Историческая основа повести, идейное художественное своеобразие. Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Высокий моральный облик главной героини
Самостоятельная работа (составление рассказа о героях)
Знать: содержание повести, нравственные законы, которым следуют ее главные герои; уметь: воспринимать и анализировать древнерусский текст, учитывая особую стилистику произведений, отмечая красоту и силу главных героев; понимать, какое воплощение нашел в повести синтез фольклорных и житийных традиций.
8
Итоговая письменная работа по разделам: «Устное народное творчество»; «Древнерусская литература».
Сочинение на одну из тем
1. Какое воплощение нашла народная мудрость в произведениях устного
народного творчества?
2. Что воспевает народ в героическом эпосе?
3. Приемлемы ли для современного читателя нравственные идеалы и заветы Древней Руси?
4. В чем значение древнерусской
литературы для современного читателя?
Работа по развитию речи. Написание сочинения
Знать: особенности композиции сочинения-рассуждения.
Уметь: выбрать жанр сочинения, составить план, определить идею, подобрать цитаты; оформлять устное высказывание в письменной форме (сочинение), четко ответив на поставленный вопрос, используя текст изученных произведений.
Русская литература XVIII века (2ч)
9
М.В. Ломоносов. Личность и судьба гениального человека. Литературное творчество М.В.Ломоносова.
Слово о поэте и ученом. Теория «трех штилей». «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Мысли автора о Родине, призыв к миру. Жанр оды (начальное представление)
Подготовка сообщений о Ломоносове. Выразительное чтение произведений
Знать: факты биографии и творческого пути М.В. Ломоносова, его роль в развитии русской литературы, «теорию трех штилей», определение понятия оды;
понимать особенности поэтического языка
М.В. Ломоносова, его роль в развитии русской литературы;
уметь выразительно читать и анализировать поэтический текст, определять особенности жанра оды (высокий слог, эмоциональность, торжественность, использование ораторских приемов)
10
Г.Р.Державин - поэт и гражданин. Своеобразие поэзии Г.Р.Державина.
Биографические сведения о поэте. Новаторство в стихотворческой деятельности. «Река времен в своем стремленье...», «На птичку», «Признание». Философские рассуждения о смысле жизни и свободе творчества.
Лекция учителя. Чтение и анализ стихотворений
Знать факты жизни и литературной деятельности поэта, содержание стихотворений;
понимать философский и иносказательный смысл стихотворений;
уметь определять идею стихотворений, объяснять новаторство Державина в поэзии, отличие в принципах работы Г.Р. Державина и М.В. Ломоносова (смешение лексики разных стилей, отказ от строгого деления на три «штиля»)
Русская литература XIX века (30ч)
11
А.С.Пушкин. «Полтава» (отрывок). Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Петр 1. и Карл XII. Образ автора в отрывке из поэмы.
Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории России. Петр 1 и Карл XII. Образ автора в отрывке из поэмы.
Лекция учителя. Выразительное чтение произведения
Знать: факты из жизни и творчества А.С. Пушкина, определение понятия «поэма», особенности содержания, формы и композиции, своеобразие языка; уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст, давать сравнительную характеристику героев, определять особенности жанра поэмы
12
А. С.Пушкин. «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра 1. Образ автора в отрывке из поэмы.
Прославление деяний Петра 1. Образ автора в отрывке из поэмы
Анализ произведения
13
А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник. Тема судьбы в балладе.
Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Смысл сопоставления Олега и волхва. Особенности композиции «Песни…», своеобразие языка. Понятие о жанре баллады (развитие представлений)
Беседа. Работа с заданиями учебника
Знать: историческую основу «Песни», определение понятия «баллада», особенности содержания, формы и композиции, своеобразие языка; уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст, давать сравнительную характеристику героев, определять особенности жанра баллады, находить средства художественной выразительности (эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, устаревшие слова), определять их роль в художественном тексте для описания характера Олега и волхва, оценивать отношение автора к изображаемому.
14
А.С.Пушкин. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Подготовка к домашнему сочинению «История России в произведениях А.С.Пушкина».
Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры.
Беседа. Подготовка к написанию домашнего сочинения на заданную тему
Знать: содержание отрывка, определение понятия «летопись»; уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст
15
А.С.Пушкин. «Станционный смотритель» - повесть о «маленьком» человеке.
Цикл «Повести Белкина». Изображение «маленького» человека, его положения в обществе. Гуманизм Пушкина в оценке «маленького человека». Судьба Дуни и притча о блудном сыне. Повесть как жанр эпоса (развитие представлений).
Беседа. Развернутые ответы на вопросы учебника
Знать: содержание повести, определение понятий «образ маленького человека» в русской литературе;
понимать: ее идейный замысел, тему, роль автора и рассказчика в повести; причину трагедии Самсона Вырина;
уметь объяснять способы выражения авторской позиции (эпиграф, имя главного героя, роль символической детали в описании жилища станционного смотрителя и т.д.), анализировать художественный текст, выражать свое отношение к прочитанному, сопоставлять эпизоды сравнивать героев, объяснять композиционную емкость повести
16
Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского».
Самостоятельная работа (анализ эпизода)
17
М.Ю. Лермонтов.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» - поэма об историческом прошлом России.
Картины быта России XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Особенности сюжета поэмы. Эпические и лирические черты произведения и их художественная роль. Фольклоризм литературы (развитие представлений)
Лекция учителя. Беседа. Изучение исторических документов
Знать причины обращения поэта к давно минувшим временам, историю создания «Песни...», содержание поэмы, особенности сюжета, его историческую основу;
понимать содержание и форму произведения в соответствии с жанром, близость «Песни...» к фольклорной основе;
уметь отмечать в ней фольклорные элементы, отражение народной сказовой манеры повествования, находить исторические детали и объяснять их художественную роль, анализировать текст, язык поэмы.
18
Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов.
Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства, сила и цельность характера Калашникова. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Образы гусляров. Язык поэмы
Чтение и анализ эпизода. Составление сравнительной характеристики героев.
Знать: нравственную проблематику произведения, жанровое своеобразие «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»;
понимать: основной конфликт, определивший драматизм событий и характеры героев;
уметь: составлять характеристику литературного героя, сравнивать главных героев, объяснять роль пейзажа, определять изобразительные средства, отношение автора к изображаемому, оценку морали и поведения героев поэтом и народом
19
М.Ю. Лермонтов.
Душа и лира поэта.
Слово о поэте. Стихотворения «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «Когда волнуется
желтеющая нива», «Ангел». Проблема гармонии человека и природы. Тема трагической разъединенности между миром и человеком. Стремление к единению с природой. Своеобразие лермонтовского пейзажа.
Чтение наизусть и сравнительный анализ стихотворений
Понимать образную структуру стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива», тему стихотворения, состояние лирического героя, своеобразие лермонтовского пейзажа;
уметь анализировать лирическое произведение, особенности стихотворения «Молитва» (исчезновение «Я» лирического героя, завершение стихотворения безличными глаголами); воспринимать и анализировать поэтический текст.
20
Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова (ответы на контрольные вопросы, тестирование).
Творчество А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова
Контрольная работа
Знать жизнь и творчество А. С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова; уметь письменно выполнять тестовые задания
21
Н.В.Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повети.
Замысел автора. История создания повести. Историческая основа повести. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев: героизм, самоотверженность, верность боевому товариществу и подвигам во имя родной земли.
Лекция учителя. Беседа
Знать: факты жизни и творческой деятельности Н.В. Гоголя, место повести в творчестве
Н.В. Гоголя, замысел писателя;
понимать: роль исторического фона в повествовании;
уметь: отбирать материал для индивидуальной характеристики героев, оценивать их поступки, делать выводы, проводить наблюдения над языком (битва, гл.9, особенности повторов боевых кличей, обращение автора к воинам, величавые сравнения).
.
22
Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести.
Принцип контраста в изображении Остапа и Андрия, роль художественной детали. Описание степи. Особенности изображения природы и людей в повети Гоголя. Развитее понятия о литературном герое.
Ответы на проблемные вопросы
Знать: содержание первых глав, их роль в повествовании, определение понятия «художественная деталь»;
понимать мотивы поведения героев, сложность и противоречивость образов Тараса и его сыновей, функцию пейзажа;
уметь: отбирать материал для сравнительной характеристики героев, отмечая, как в ней сочетаются черты собственно личные, национальные и исторические.
23
Р.Р. Сочинение по повести
Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
«Авторская оценка образа Тараса Бульбы», «Смысл противопоставления образов Остапа и Андрия в повети Гоголя «Тарас Бульба», «Роль картин природы в понимании человеческих характеров» (по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»).
Написание сочинения
Знать: содержание прочитанного произведения; понимать: нравственную проблематику повести; уметь: выбрать жанр сочинения, составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, редактировать написанное, объяснять в сочинении способы создания образов (монологи, поступки, внесюжетные элементы, пейзаж, интерьер).
24
И.С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных.
Слово о писателе. История создания и тематика сборника «Записки охотника». Нравственные проблемы рассказа «Бирюк». Изображение тяжести народной жизни и силы характера русского человека. Роль пейзажа в рассказе. Художественные особенности произведения
Беседа. Анализ произведения
Знать: факты жизни и творческой деятельности писателя, историю появления сборника «Записки охотника», содержание рассказа «Бирюк»;
уметь: определять основную тему, идею рассказа, его конфликт, видеть авторскую позицию в тексте, составлять план и тезисы прочитанного, объяснять роль пейзажа в повествовании как важнейшего средства характеристики персонажей.
25
И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. История создания цикла.
Стихотворения в прозе. Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе «Близнецы», «Два богача», «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека.
Выразительное чтение и истолкование стихотворений в прозе
Знать: определение понятия «стихотворение в прозе», время создания стихотворений, тематику стихотворений в прозе, жанровые особенности; понимать: нравственный смысл стихотворений в прозе;
уметь: определять специфические черты жанра, анализировать стихотворения в прозе, уметь грамотно формулировать основную мысль и тему стихотворения в прозе, определять художественные приемы
26
Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины.
Слово о поэте. Развитие понятия о поэме. Историческая основа поэмы. Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска». Самоотверженность, сила чувств, верность долгу
Выразительное чтение. Составление характеристики героев
Знать: факты жизни и творческой деятельности Некрасова, историческую основу поэмы, содержание поэмы «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»), жанровые особенности поэмы;
уметь: определять тему и идею поэмы, жанровые особенности произведения, давать характеристику генералу и княгине, объяснять позицию автора, в процессе выразительного чтения показать предельное напряжение диалога генерала и княгини, нравственную силу героини.
27
H.A. Некрасов «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа.
Стихи поэта о судьбе народа. Образ Родины. Изображение реального положения народа. Трехсложные размеры стиха. Антитеза
Выразительное чтение и анализ стихотворения
Знать: рождение замысла стихотворения, содержание стихотворения, художественные приемы изображения действительности;
уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст, объяснять композицию, развитие сюжета, авторское отношение к изображенному; находить художественные приемы фольклора, использованные Некрасовым, объяснять художественные особенности стихотворения, роль в нем приема антитезы.
28
А.К. Толстой. Исторические
Баллады «Василий
Шибанов» и «Михайло Репнин».
Слово об А.К. Толстом. Баллада. Правда и вымысел в балладах. Конфликт «рыцарства» и самовластья. «Василий Шибанов»: особенности стилистической интерпретации исторического предания.
Знать:
факты жизни и творческой деятельности А.К. Толстого, жанровое своеобразие исторических баллад;
уметь: анализировать поэтический текст, определять нравственную проблематику произведений, композиции баллад, эпизоды, важные для характеристики главных героев; выделять художественные приемы, использованные автором для характеристики героев и описания событий, сопоставлять художественные произведения.
29
М. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
Слово о писателе. Особенности сюжетов и проблематики «сказок для детей изрядного возраста». Сатира на социальные и нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Сатира и юмор. Гротеск (начальное представление). Элементы народной сказки в повествовании
Лекция учителя. Составление рассказа о писателе. Анализ произведения
Знать: автора, сведения о его жизни и творческой деятельности, содержание сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», определение теоретических понятий, необходимых для работы с текстом (гротеск, гипербола, аллегория, фантастика);
уметь: составить рассказ о писателе, анализировать текст с учетом специфики жанра, оценивать поступки героев, определять фольклорные мотивы в повествовании, объяснять отличие смеха писателя, направленного против генералов и мужика, находить жанровые признаки повести, сказки и басни в произведении М.Е. Салтыкова-Щедрина, сравнивать героев и ситуации, описанные в романе Д.Дефо и сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина.
30
М.Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Обличение нравственных пороков общества. Подготовка к домашнему сочинению «Средства создания комического в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина»
Своеобразие сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик». Приемы создания образа помещика. Позиция писателя в сказке. Материалы к сочинению
Анализ произведения. Подготовка к написанию домашнего сочинения
Знать: содержание сказки «Дикий помещик»;
понимать: идейно-тематическое содержание сказки;
уметь: находить в сказке черты сатирического произведения, объяснять приемы иносказания, отношение автора к героям, событиям, определять реальное и фантастическое в сказке; писать сочинение на заданную тему, связно и последовательно излагая свои мысли
31
Литературный ринг «Проблемы и герои произведений Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова. М.Е. Салтыкова-Щедрина».
«Проблемы и герои произведений Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова. М.Е. Салтыкова-Щедрина».
Контрольная работа
Знать: содержание произведений Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова. М.Е. Салтыкова-Щедрина; уметь связно отвечать на вопросы контрольной работы
32
Л.Н. Толстой «Детство» (главы). Сложность взаимоотношений детей и взрослых.
Слово о писателе. История создания повести. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Значение эпохи детства в жизни героев Толстого и самого писателя.
Анализ отдельных глав произведения, ответы на проблемные вопросы
Знать: отдельные факты биографии писателя, определение понятия «автобиографическое произведение», понимать, почему для Толстого так важна была Ясная Поляна;
уметь: анализировать отдельные главы, вникая во внутренний мир героя, передавая сложность его чувств и переживаний, понимать взаимоотношения взрослых и детей, уметь оценить общую атмосферу, окружающую ребенка в дворянской семье.
33
Главный герой повести Л.Н. Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир.
Характеристика героя. Детство как открытие мира, самосознание ребенка, драматическое познание им противоречий жизни. Мастерство писателя в раскрытии духовного роста, нравственного становления героя. Герой-повествователь (развитие понятия).
Беседа. Обучение устному рассказу
Знать: нравственную проблематику повести;
уметь: участвовать в диалоге по прочитанному произведению, оценивать героя по его поступкам, давать характеристику героя, отражая особенности его характера (постоянное внутреннее движение, противоречия, смена чувств), понимать особенности повествовательной манеры писателя, оценивать язык Толстого («толстовские» эпитеты, их роль в произведении)
34
И.А. Бунин. Судьба и творчество писателя. Рассказ «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых.
Слово о писателе. Рассказ «Цифры». Сложность взаимоотношений взрослых и детей в семье. Обретение доброты и гармонии. Психологизм и искренность в разработке характеров и их описании.
Урок-семинар по нравственным вопросам. Работа с учебником
Знать/понимать:
сведения о жизни И.А.Бунина, его литературной судьбе; содержание рассказа, его проблематику; уметь: составлять план рассказа, оценивать героев по их поступкам, определять отношение рассказчика к героям и описываемым событиям, сопоставлять произведения со сходными сюжетами, общими темами.
35
И.А. Бунин
«Лапти». Нравственный
смысл рассказа. Подготовка к сочинению « Золотая пора детства » в произведениях Л.Н.Толстого и И.А.Бунина».
Тема, идея рассказа. Композиция. Философское размышление писателя о связи Человека и Природы, жизни и смерти. Мастерство Бунина-прозаика.
Анализ произведения. Подготовка к написанию сочинения
Знать: идейно-тематическую направленность рассказа, определение понятия «деталь произведения»;
уметь: выделять смысловые части художественного текста, давать оценку поступкам героев, строить рассуждения на нравственно-этические темы, обосновывать и оценивать роль единства описания (стихия, болезнь ребенка, слезы матери), звукописи, введение «чужой» речи, метафоричность описаний состояния природы - средств, помогающих автору усилить трагизм повествования, уметь оценивать роль художественной детали как средства раскрытия характера героя.
36
А.П.Чехов «Хамелеон». Живая картина нравов. Смысл названия произведения.
Слово о писателе. «Хамелеон» - рассказ о всеобщем рабстве. Смысл названия рассказа. Развитие понятий о юморе и сатире.
Лекция учителя. Беседа. Письменная работа (ответы на вопросы)
Знать: оценки творчества Чехова современниками, сюжет и образную систему рассказа;
понимать: тему и идею произведения, алогизм сюжета (частное происшествие, превратившиеся для обывателей в значительное событие), авторскую иронию в использовании разностилевой лексики, синтаксической несогласованности речи героев;
уметь оценивать действия героев, объяснять значение диалога и художественной детали в раскрытии характеров героев
37
Средства создания комического в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон».
38
Два лица России в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник».
Ситуация непонимания на основе сюжета. Авторская позиция в рассказе. Смешное и грустное в рассказе.
Чтение и анализ произведения
Знать: содержание рассказа, понимать и уметь объяснить особенности композиции рассказа и ее смысл;
понимать: идейно-тематическую направленность произведения;
уметь: анализировать произведение, видеть «смех и слезы» автора, раскрывать роль художественной детали и особенности речи, выразительно читать, передавая при помощи интонации характер героев, комический эффект рассказа.
39
Смех и слезы в рассказах А.П. Чехова «Тоска», «Размазня» и др.
Творческий процесс писателя. Социальная направленность рассказов. Позиция писателя.
Практикум
Знать/понимать:
содержание рассказов, позицию автора;
уметь: видеть смешное и грустное в произведении, оценивать творческую манеру писателя, «искусство писать - искусство вычеркивать», роль смеха в рассказах А.П.Чехова
40
Стихотворения русских поэтов XIX о родной природе.
В.А. Жуковский «Приход весны»,
А. К. Толстой «Край ты мой, родимый край
...», «Благовест», И.А. Бунин «Родина». Поэтическое изображение природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
Чтение и анализ стихотворений
Знать: план анализа лирического произведения, основные поэтические тропы;
уметь: анализировать небольшое стихотворение, объяснять, каким настроением оно проникнуто, какие изобразительно-выразительные средства создают художественные образы; выразительно читать, подбирая правильный темп и ритм, выбирать нужную интонацию; определять для каждого автора особенности тематики и поэтического языка
Русская литература XX века (21ч)
41
М.Горький «Детство» (главы). Автобиографический характер повести.
Слово о писателе. Тяжелые картины детства. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров.
Лекция учителя. Беседа
Знать/понимать:
автобиографический характер повести, ее содержание, причины поступков героев;
уметь: делать художественный пересказ частей сюжета, выделять те события, которые произвели на душу ребенка (героя и читателя) особо тяжкие впечатления, определять отношение автора к изображаемым событиям и оценивать их, находить художественные средства, изображающие враждебную обстановку в доме деда, уметь делать выводы о нравственном значении, смысле событий
42
«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». Характеристика положительных героев.
Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Бабушка, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа. Портрет как средство характеристики героев
Работа с книгой. Анализ эпизодов.
Создание портрета героя
Знать: специфические черты характера, присущие отдельным героям повести: бабушке, Алеше, деду, Цыганку, Хорошему Делу;
уметь: видеть авторскую позицию по отношению к героям, давать характеристику литературному герою по плану, объяснять поступки героев, их характеры, взаимоотношения друг с другом
43
Анализ эпизода «Пожар» из повести М. Горького «Детство».
Обучение анализу эпизода. Портрет как средство характеристики героя.
Работа по развитию речи (обучение анализу эпизода)
Уметь: определять границы эпизода, пересказывать его, объяснять, насколько он важен в раскрытии идеи всего произведения, какова его роль в композиции, давать характеристику персонажам в эпизоде, проследить динамику их чувств, поведения, оценить особенности речи, выявить присутствие автора (прямое и опосредованное), сформулировать общий вывод о роли эпизода в произведении
44
«Легенда о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды
Легенда. Подвиг во имя людей. Готовность на самопожертвование.
Поэтичность языка (сравнение, метафора, эпитет, гипербола).
Выразительное чтение произведения, его анализ
Знать: содержание легенды, жанровое своеобразие произведения;
уметь: оценивать художественное значение сюжетных несовпадений легенд, поступок литературного героя и его нравственный мотив, его чувства к людям и их отношение к герою
45
В.В. Маяковский
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Роль поэзии в жизни человека и общества.
Слово о поэте. Юмор автора. Роль фантастических картин. Своеобразие художественной формы стихотворения. Смысловая роль ритма и рифмы
Выразительное чтение стихотворения
Знать: факты жизни и творческого пути поэта, своеобразие художественной формы стихотворения, определение понятия «сатира»; понимать: роль фантастических картин в произведении, роль поэта в обществе;
уметь: выразительно читать стихотворение, выделять смысловые части художественного текста, определять художественное своеобразие стихотворения, приемы создания образов, оценивать язык поэта
46
В.В. Маяковский
«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир.
Понятие о лирическом герое. Тоническое стихосложение (начальные представления) Сложность внутреннего мира, гуманизм лирического героя и сочувствие его ко всему живому
Практикум (анализ стихотворения)
Знать: понятие о лирическом герое;
понимать: тонкости внутреннего мира лирического героя, главную тему стихотворения;
уметь: видеть идейную позицию автора, способного сопереживать, сочувствовать; определять главную мысль стихотворения, наблюдать над ритмом, лексикой, звукописью, строфикой стихотворения
47
Вн.чт. Л.Н. Андреев «Кусака».
Нравственные проблемы
рассказа.
Слово о писателе. Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.
Урок-конференция.
Защита проектов
Знать: сведения о жизни и творческом пути писателя, содержание произведения, нравственную проблематику произведения; уметь: сформулировать собственное отношение к событиям и героям, владеть различными видами пересказа
48
А. Платонов «Юшка». Призыв к состраданию и уважению к человеку.
Слово о писателе. Друзья и враги главного героя. Его непохожесть на окружающих людей. Внешняя и внутренняя красота человека
Беседа. Ответы на проблемные вопросы
Знать: сведения о жизни и творческой деятельности писателя, сюжет рассказа, его идейно-тематическое содержание;
уметь: анализировать текст по вопросам, давать оценку действиям героев
49
Вн.чт.
А. Платонов «В прекрасном и яростном мире». Вечные нравственные ценности.
Труд как основа нравственности. Своеобразие языка прозы А. Платонова.
Практикум. Работа с книгой
Знать: содержание прочитанного произведения, особенности языка писателя;
понимать: идейное своеобразие прозы Платонова, отражение в ней мечты о доброте,
взаимопонимании, жизни для других; уметь: воспринимать и анализировать художественный текст, выражать свое отношение к прочитанному
50
Р.р. Сочинение на тему «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»
Материал к сочинению. Сочинение на основе изученного произведения одного из писателей: М. Горького, В. Маяковского, Л. Андреева, А. Платонова.
Составление плана и сбор материала.
Написание сочинения-рассуждения
Знать: содержание прочитанных произведений; уметь: определять основную мысль сочинения, соотносить ее с тем рассказом (рассказами), по которому нужно написать сочинение, уметь вычленить материал, привести примеры, где герой получает сочувствие и где его лишается, развернуть основной тезис и построить план сочинения
51
Б.Л.Пастернак. Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. Способы создания поэтических образов.
Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме …». Способы создания поэтических образов. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта
Лекция учителя. Выразительное чтение стихотворений
Знать: факты жизни и творческого пути поэта, своеобразие художественной формы стихотворения;
уметь: выразительно читать стихотворение, выделять смысловые части художественного текста, определять художественное своеобразие стихотворения, приемы создания образов, оценивать язык поэта.
52
Контрольная работа. Письменный анализ эпизода или одного стихотворения.
Письменный анализ эпизода или одного стихотворения.
Контрольная работа
Знать: содержание ранее изученных произведений; уметь анализировать эпизод или стихотворение, связно и последовательно излагая свои мысли
53
Интервью с поэтом - участником Великой Отечественной войны. Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов-участников войны.
Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления). Стихотворения А.Ахматовой, К.Симонова, А.Суркова, А.Твардовского, Н.Тихонова и др.
Интервью с поэтом. Выразительное чтение стихотворений Великой Отечественной войне
Знать: понятие «интервью»; особенности поэтических текстов о Великой Отечественной войне;
уметь: составлять текст-интервью, выразительно читать стихотворения патриотической направленности.
54
Ф.А. Абрамов «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа
Слово о писателе. Любовь автора ко всему живому. Логика истории и развития связей природы и человека.
Понятие о литературной традиции.
Чтение и анализ произведения
Знать: факты жизни и творческой биографии писателя, сюжет и проблематику рассказа, роль сказочных элементов, понятие литературной традиции;
уметь: анализировать небольшое эпическое произведение, объяснять, какими средствами автору удается вызвать сочувствие и сопереживание у читателей, определять особенности жанра, композиции, темы произведения
55
Е.И. Носов «Кукла».
Нравственные проблемы
рассказа. «Живое пламя». Подготовка к домашнему сочинению.
Слово о писателе. Автобиографический рассказ «Кукла». Протест против равнодушия. Красота родной природы. Мастерство описаний психологического состояния героев, драматизма жизни. Лаконизм рассказов.
Обучение целостному анализу эпического произведения.
Знать: сведения о жизни и творческой деятельности писателя, содержание рассказа, понятия «тема» и «идея», план анализа эпического произведения;
уметь: анализировать небольшое произведение, сравнивать тексты, находя сходство и различие, объяснять роль пейзажа, определять средства художественной выразительности для воссоздания психологического состояния героя
56
Ю.П. Казаков «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки.
Слово о писателе. Взаимовыручка как мерило нравственности человека. Особенности характера героев. Лиризм описания природы.
Чтение и анализ произведения
Знать: сведения из жизни писателя, план характеристики героев;
понимать: нравственную проблематику рассказа;
уметь: давать характеристику героям, оценивать их поступки, понимать внутренний мир героев, их взаимоотношения; оценивать пересказы своих одноклассников; создавать сравнительную характеристику Яшки и Володи, отмечать общее и различное в поведении и характерах героев
57
Вн.чт. «Тихая моя Родина». Стихотворения русских поэтов XX века о Родине, родной природе.
Стихотворения В.Брюсова, Ф.Сологуба, С.Есенина, Н.Рубцова, Н.Заболоцкого и др. Единство человека и природы.
Общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами
Чтение и анализ стихотворений. Определение средств выразительности
Знать: план анализа поэтического произведения, особенности восприятия родной природы русскими поэтами;
уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст, чувствовать
настроение автора, определять художественные средства: эпитеты, сравнения, метафоры и пр., передавать настроение автора при чтении
58
А.Т. Твардовский.
Философские проблемы в лирике. Пейзажная лирика.
Слово о поэте. Стихотворения «Братья», «Снега потемнеют синие...», «Июль-макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы. Развитие понятия о лирическом герое.
Выразительное чтение стихотворений. Анализ лирического произведения
Знать: сведения о жизни и творческом пути автора, план анализа лирического произведения, основные поэтические тропы, понятие о лирическом герое;
уметь: выразительно читать стихотворение, анализировать лирическое произведение, определять тематику пейзажной лирики Твардовского, ее главные мотивы, отмечать литературные приемы, особенности лексики, размер, высказывать свое впечатление от стихотворения
59
Д.С. Лихачев «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодежи.
Слово об ученом, публицисте. Публицистика, мемуары как жанр литературы.
Беседа.
Самостоятельная работа (развёрнутый ответ на вопрос)
Знать: автора, биографические сведения о нем, определение понятий «публицистика» (развитие понятия), «мемуары» (начальное представление);
уметь: выстраивать устный и письменный ответы (рассуждать) на поставленные вопросы, определять жанровые признаки произведений, уметь оценивать отношение автора к прочитанному
60
Смех Михаила Зощенко (по рассказу «Беда»).
Слово о писателе. Смешное и грустное в рассказе «Беда».
Лекция учителя. Подробный пересказ
Знать/понимать:
автора и сведения о его биографии, творчестве, содержание рассказа, авторскую позицию в оценке поступков героев;
уметь: видеть смешное и грустное в произведении, «сочетание иронии и правды чувств», «пестрый бисер лексикона» (М.Горький), передавать содержание в соответствии с речевыми особенностями произведения (просторечная лексика героев)
61
Песни на слова русских поэтов ХХ века. Лирические размышления о жизни, времени и вечности.
Рассказы о поэтах. Размышления поэтов об истоках и основах жизни.
А.Вертинский. «Доченьки»; И.Гофф. «Русское поел»;Б.Ш.Окуджава. «По смоленской дороге…».
Сообщения о поэтах. Выразительное чтение и анализ стихотворений
Знать: факты жизни и творческого пути поэтов, план анализа лирического произведения; понимать: особенности художественной образности поэтов;
уметь: выразительно читать стихотворения, анализировать поэтический текст.
Литература народов России (1ч)
62
Расул Гамзатов. «Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю…», «О моей Родине».
Рассказ о дагестанском поэте. Возвращение к истокам, основам жизни. Особенности художественной образности поэта
Выразительное чтение и анализ стихотворений
Знать: жизнь и творчество дагестанского поэта;
уметь: выразительно читать стихотворения, анализировать поэтический текст
Зарубежная литература (8ч)
63
Р.Бернс. Стихотворение «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности.
Слово о поэте. Народнопоэтическая основа и своеобразие лирики Бернса. Грустный и шутливый характер произведения.
Лекция учителя. Выразительное чтение и анализ стихотворения
Знать: автора, сведения о его жизни и творческой деятельности, темы его творчества: честность, справедливость, честь, совесть.
Уметь: выразительно читать стихотворение, подчеркивая его грустный и шутливый характер; объяснять, почему стихотворение стало песней, способы достижения комического эффекта; определять, какие образы и понятия противопоставляются, роль рефрена
64
Дж.Г.Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы родины.
Слово о поэте. Стихотворение «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.
Чтение и анализ поэтического текста
Знать/понимать:
автора, факты его жизненного и творческого пути, гуманистический смысл творчества Байрона;
уметь: анализировать поэтический текст, видеть особенности поэтических интонаций, определять художественные средства, создающие торжественный настрой в этом стихотворении
65
Японские хокку (хайку). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве.
Особенности жанра хокку. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами
Выразительное чтение и анализ стихотворений
Знать: особенности жанра хоку;
уметь: выразительно читать стихотворения, анализировать поэтический текст
66
О. Генри «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви.
Слово о писателе. Нравственные проблемы в рассказе. Поэтический гимн благородству и любви. Смешное и возвышенное в рассказе.
Анализ эпизода
Знать: автора, факты жизни и творческого пути писателя, содержание рассказа, нравственную проблематику произведения;
уметь: видеть гуманизм и легкий юмор в рассказах писателя.
67
Смешное и возвышенное в рассказе О. Генри «Дары волхвов».
Беседа. Развернутый ответ на вопрос
68
Р.Д. Брэдбери «Каникулы». Мечта о чудесной победе добра.
Слово о писателе. Стремление писателя уберечь людей от зла и опасности на Земле.
Пересказ эпизода, анализ произведения
Знать: биографические сведения о Р.Брэдбери, понятие «фантастический рассказ-предупреждение»;
уметь: объяснять смысл названия рассказа, фольклорные традиции, понимать внутреннее состояние героев, роль авторских ремарок и приемов фантастики.
69
Итоговая контрольная работа за курс 7 класса
Итоговая контрольная работа за курс 7 класса
Контрольная работа
Знать: факты из жизни и творчества писателей, чьи произведения изучались в 7 классе; содержание произведений; уметь писать контрольную работу, связно отвечать на поставленные вопросы
70
Итоговый урок.
«Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек».
(К. Паустовский). Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса.
Итоги года. Работа по вопросам о содержании курса литературы 7 класса.
Рекомендации для летнего чтения
Урок-конференция. Ответы на вопросы
Знать/понимать:
как литература влияет на формирование в человеке нравственного и эстетического
чувств;
уметь: обобщать прочитанное и изученное.