- Учителю
- Билеты по литературе для промежуточной аттестации в 10 классе
Билеты по литературе для промежуточной аттестации в 10 классе
Экзаменационный билет № 1
-
Пейзажная лирика А.С.Пушкина.
-
Роман - эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир». Жанровое своеобразие
произведения.
-
Практическое задание:
А.С.Пушкин
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
1)Определите размер стихотворения.
2)Выпишите тропы и стилистические фигуры, определите их виды.
3) Расскажите стихотворение наизусть (можно другое из пейзажной лирики).
Экзаменационный билет № 2
-
Образ поэта и тема творчества в лирике А.С. Пушкина (на примере 3-4 стихотворений по выбору экзаменуемого).
-
Женские образы в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
3. Практическое задание:
-
Расскажите стихотворение А.С.Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» наизусть.
-
Определите размер стихотворения.
Экзаменационный билет № 3
-
Своеобразие раскрытия любовной темы в лирике А.С. Пушкина (на примере 2-3 стихотворений по выбору экзаменуемого).
-
Духовный путь исканий героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир» (на примере одного из персонажей: Андрея Болконского или Пьера Безухова).
-
Практическое задание:
На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой... Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит - оттого,
Что не любить оно не может.
А.С. Пушкин
1)Назовите тему данного стихотворения.
2)Определите жанр лирики стихотворения А.С.Пушкина.
3)Определите размер стихотворения.
4)Расскажите это стихотворение наизусть (или любое другое из любовной лирики).
Экзаменационный билет № 4
-
Философские мотивы в лирике А.С. Пушкина (на примере 2-3 стихотворений по выбору экзаменуемого).
-
«Мысль семейная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
-
Практическое задание:
Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Но, как вино - печаль минувших дней
В моей душе чем старе, тем сильней.
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.
Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть - на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.
А.С. Пушкин
-
Расскажите стихотворение «Элегия» наизусть.
-
Укажите род литературы, к которому относится пушкинская «Элегия».
-
Как называется созвучие концов стихотворных строк (умирать - страдать; печальный - прощальной и т.п.)?
-
Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в стихотворении.
1.сравнение
2.неологизм
3.метафора
4.эпитет
5.анафора
5)Определите размер стихотворения.
Экзаменационный билет № 5
-
Понятие о «лишнем человеке» в литературе. Образ Евгения Онегина в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
-
Понятие об истинном и ложном героизме в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Подвиг батареи Тушина.
3.Практическое задание:
Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
Его пример другим наука;
Но, боже мой, какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь!
Какое низкое коварство
Полуживого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
«Когда же черт возьмет тебя!»
-
Расскажите начало 1 главы романа («Мой дядя самых честных правил») наизусть.
-
Определите размер стихотворения.
-
Запишите схему онегинской строфы.
Экзаменационный билет № 6
-
Черты пушкинского идеала, воплощенного в образе Татьяны Лариной в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Татьяна и Онегин. Проблемы счастья в романе.
-
Проблема личности в истории. Кутузов и Наполеон в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
3.Практическое задание:
Я к вам пишу - чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
Но вы, к моей несчастной доле
Хоть каплю жалости храня,
Вы не оставите меня.
Сначала я молчать хотела;
Поверьте: моего стыда
Вы не узнали б никогда,
Когда б надежду я имела
Хоть редко, хоть в неделю раз
В деревне нашей видеть вас,
Чтоб только слышать ваши речи,
Вам слово молвить, и потом
Все думать, думать об одном
И день и ночь до новой встречи.
Но, говорят, вы нелюдим;
В глуши, в деревне всё вам скучно,
А мы... ничем мы не блестим,
Хоть вам и рады простодушно.
А.С.Пушкин
1) Расскажите «Письмо Татьяны к Онегину» наизусть (все или отрывок).
2) Определите размер стихотворения.
Экзаменационный билет № 7
-
Нравственные уроки финальной сцены романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
-
Л.Н.Толстой об истинной и ложной красоте. Элен и Наташа.
3.Практическое задание:
VI
Меж тем Онегина явленье
У Лариных произвело
На всех большое впечатленье
И всех соседей развлекло.
Пошла догадка за догадкой.
Все стали толковать украдкой,
Шутить, судить не без греха,
Татьяне прочить жениха;
Иные даже утверждали,
Что свадьба слажена совсем,
Но остановлена затем,
Что модных колец не достали.
О свадьбе Ленского давно
У них уж было решено.
VII
Татьяна слушала с досадой
Такие сплетни; но тайком
С неизъяснимою отрадой
Невольно думала о том;
И в сердце дума заронилась;
Пора пришла, она влюбилась.
Так в землю падшее зерно
Весны огнём оживлено.
Давно её воображение,
Сгорая негой и тоской,
Алкало пищи роковой;
Давно сердечное томленье
Теснило ей младую грудь;
Душа ждала... кого-нибудь,
-
Черты какого литературного направления, достигшего расцвета во второй половине XIX века, присутствуют в «Евгении Онегине»?
-
Каково авторское определение жанра «Евгения Онегина»?
-
Назовите литературный род, к которому относится данное произведение А.С. Пушкина.
-
Установите соответствие между тремя персонажами, фигурирующими (упоминающимися) в данном фрагменте, и присущими им качествами личности.
-
ПЕРСОНАЖИ
ПРОИЗВЕДЕНИЯ
A) Онегин
Б) Ленский
B) Татьяна
1) цельность и нравственная чистота
2) романтичность и несдержанность
3) разочарованность и скептицизм
4) легкомыслие и глупость
Экзаменационный билет № 8
1.Лирический герой поэзии М.Ю. Лермонтова (на примере 3-4 стихотворений по выбору экзаменуемого).
2. Роман И.А.Гончарова «Обломов». Простота и сложность характера главного героя.
Суть понятия «обломовщина».
3.Практическое задание:
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сияньи голубом...
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чем?
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
М.Ю.Лермонтов
-
Выпишите тропы и стилистические фигуры, определите их виды.
-
Определите размер стихотворения.
-
Расскажите стихотворение «Выхожу один я на дорогу» наизусть.
Экзаменационный билет № 9
-
Своеобразие патриотической темы в лирике М.Ю. Лермонтова.
-
Женские образы в романе И.А. Гончарова «Обломов». Два типа любви в романе.
-
Практическое задание
Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Но я люблю -- за что, не знаю сам --
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям;
М.Ю.Лермонтов
1) Выпишите тропы и стилистические фигуры, определите их виды.
2) Определите размер стихотворения.
3) Расскажите стихотворение «Родина» наизусть.
Экзаменационный билет № 10
-
Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина.
-
Роль эпизода «Первый сон Раскольникова о расправе над лошадью» в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
3. Практическое задание:
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.
Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!
М.Ю.Лермонтов
1) Выпишите тропы и стилистические фигуры, определите их виды.
2) Определите размер стихотворения, вид рифмовки.
3) Расскажите стихотворение «Нищий» наизусть.
Экзаменационный билет № 11
1. Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина.
2.Теория Родиона Раскольникова и ее развенчание в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
3.Практическое задание:
Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье:
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою.
Когда порой я на тебя смотрю,
В твои глаза вникая долгим взором,
Таинственным я занят разговором,
Но не с тобой я сердцем говорю.
Я говорю с подругой юных дней,
В твоих чертах ищу черты другие,
В устах живых - уста давно немые,
В глазах - огонь угаснувших очей.
М.Ю.Лермонтов
1) Выпишите тропы и стилистические фигуры, определите их виды.
2) Определите размер стихотворения, вид рифмовки.
3) Расскажите стихотворение « Нет, не тебя так пылко я люблю» наизусть.
Экзаменационный билет № 12
1.Образ Печорина и тема поколения в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
2. «Вечная Сонечка» в романе Ф.И. Достоевского «Преступление и наказание». Роль Сони в судьбе Раскольникова.
3.Практическое задание:
И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды...
Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..
А годы проходят - все лучшие годы!
Любить... но кого же?.. на время - не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? - там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и всё там ничтожно...
Что страсти? - ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг -
Такая пустая и глупая шутка...
М.Ю.Лермонтов
1) Выпишите тропы и стилистические фигуры, определите их виды.
2) Определите размер стихотворения, вид рифмовки.
3) Расскажите стихотворение «И скучно и грустно, и некому руку подать » наизусть.
Экзаменационный билет № 13
-
Души мёртвые и живые в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».
-
Рассказ А.П.Чехова «Ионыч». Обличение пошлости в рассказе.
-
Практическое задание:
- Ну, Котик, сегодня ты играла, как никогда, - сказал Иван Петрович со слезами на глазах, когда его дочь кончила и встала. - Умри, Денис, лучше не напишешь.
Все окружили её, поздравляли, изумлялись, уверяли, что давно уже не слыхали такой музыки, а она слушала молча, чуть улыбаясь, и на всей её фигуре было написано торжество.
- Прекрасно! превосходно!
- Прекрасно! - сказал и Старцев, поддаваясь общему увлечению. - Вы где учились музыке? - спросил он у Екатерины Ивановны. - В консерватории?
- Нет, в консерваторию я ещё только собираюсь, а пока училась здесь, у мадам Завловской.
- Вы кончили курс в здешней гимназии?
- О нет! - ответила за неё Вера Иосифовна. - Мы приглашали учителей на дом, в гимназии же или в институте, согласитесь, могли быть дурные влияния; пока девушка растёт, она должна находиться под влиянием одной только матери.
- А всё-таки в консерваторию я поеду, - сказала Екатерина Ивановна.
- Нет, Котик любит свою маму. Котик не станет огорчать папу и маму.
- Нет, поеду! Поеду! - сказала Екатерина Ивановна, шутя и капризничая, и топнула ножкой.
А за ужином уже Иван Петрович показывал свои таланты. Он, смеясь одними только глазами, рассказывал анекдоты, острил, предлагал смешные задачи и сам же решал их и всё время говорил на своём необыкновенном языке, выработанном долгими упражнениями в остроумии и, очевидно, давно уже вошедшем у него в привычку: болыпинский, недурственно, покорчило вас благодарю...
Но это было не всё. Когда гости, сытые и довольные, толпились в передней, разбирая свои пальто и трости, около них суетился лакей Павлуша, или, как его звали здесь, Пава, мальчик лет четырнадцати, стриженый, с полными щеками.
- А ну-ка, Пава, изобрази! - сказал ему Иван Петрович.
Пава стал в позу, поднял вверх руку и проговорил трагическим тоном:
- Умри, несчастная!
И все захохотали.
А. П. Чехов «Ионыч»
1) Какую фамилию имеет семейство, демонстрирующее гостям свои «таланты»?
2) В приведённом фрагменте герои оживлённо беседуют. Как называется разговор персонажей, обменивающихся репликами?
3 В описании поведения хозяев дома сквозит скрытая авторская насмешка. Каким термином она обозначается?
4) Во фрагменте представлены краткие, но выразительные описания внешнего облика персонажей (например, «мальчик лет четырнадцати, стриженый, с полными щеками»). Как называется такое средство характеристики героя?
5) Укажите литературное направление, к которому относится чеховская проза.
6) Установите соответствие между персонажами чеховских произведений, раскрывающих сущность «пошлого» мира, и названиями этих произведений. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПЕРСОНАЖИ
ПРОИЗВЕДЕНИЯ
A) Червяков
Б) Очумелов
B) Беликов
1) «Смерть чиновника»
2) «Человек в футляре»
3) «Ионыч»
4) «Хамелеон»
Экзаменационный билет № 14
-
Образ губернского города в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».
-
Прошлое, настоящее, будущее в пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад».
3.Практическое задание:
Найдите «четвёртое» лишнее слово и объясните значение всех слов:
а) классицизм, сентиментализм, повесть, реализм;
б) завязка, эпитет, кульминация, развязка;
в) эпос, лирика, романтизм, драма;
г) амфибрахий, анапест, дактиль, хорей.
Экзаменационный билет № 15
-
Образ Чичикова в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Кто же Чичиков на самом деле: «подлец» или…?
-
Изображение русского национального характера в произведениях Н.С.Лескова (на
примере одного произведения).
3.Практическое задание:
Но Чичиков сказал просто, что подобное предприятие, или негоция, никак не будет несоответствующею гражданским постановлениям и дальнейшим видам России, а чрез минуту потом прибавил, что казна получит даже выгоды, ибо получит законные пошлины.
- Так вы полагаете?
- Я полагаю, что это будет хорошо.
- А, если хорошо, это другое дело: я против этого ничего, - сказал
Манилов и совершенно успокоился.
- Теперь остаётся условиться в цене.
- Как в цене? - сказал опять Манилов и остановился. - Неужели вы полагаете, что я стану брать деньги за души, которые в некотором роде окончили своё существование? Если уж вам пришло этакое, так сказать, фантастическое желание, то с своей стороны я передаю их вам безынтересно и купчую беру на себя.
Великий упрёк был бы историку предлагаемых событий, если бы он упустил сказать, что удовольствие одолело гостя после таких слов, произнесённых Маниловым. Как он ни был степенен и рассудителен, но тут чуть не произвёл даже скачок по образцу козла, что, как известно, производится только в самых сильных порывах радости. Он поворотился так сильно в креслах, что лопнула шерстяная материя, обтягивавшая подушку; сам Манилов посмотрел на него в некотором недоумении. Побуждённый признательностию, он наговорил тут же столько благодарностей, что тот смешался, весь покраснел, производил головою отрицательный жест и наконец уже выразился, что это сущее ничего, что он, точно, хотел бы доказать чем-нибудь сердечное влечение, магнетизм души, а умершие души в некотором роде совершенная дрянь.
- Очень не дрянь, - сказал Чичиков, пожав ему руку. Здесь был испущен очень глубокий вздох. Казалось, он был настроен к сердечным излияниям; не без чувства и выражения произнёс он наконец следующие слова: - Если б вы знали, какую услугу оказали сей, по-видимому, дрянью человеку без племени и роду! Да и действительно, чего не потерпел я? как барка какая-нибудь среди свирепых волн… Каких гонений, каких преследований не испытал, какого горя не вкусил, а за что? за то, что соблюдал правду, что был чист на своей совести, что подавал руку и вдовице беспомощной, и сироте-горемыке!.. - Тут даже он отёр платком выкатившуюся слезу.
Манилов был совершенно растроган. Оба приятеля долго жали друг другу руку и долго смотрели молча один другому в глаза, в которых видны были навернувшиеся слёзы. Манилов никак не хотел выпустить руки нашего героя и продолжал жать её так горячо, что тот уже не знал, как её выручить. Наконец, выдернувши её потихоньку, он сказал, что не худо бы купчую совершить поскорее и хорошо бы, если бы он сам понаведался в город. Потом взял шляпу и стал откланиваться.
(Н. В. Гоголь, «Мёртвые души»)
1) Каково гоголевское определение жанра «Мёртвых душ»?
2) Как называется изображение внутренних переживаний героя, проявляющихся в его поведении? («смешался, весь покраснел, производил головою отрицательный жест»)?
3) Укажите название подробности, придающей повествованию особую выразительность (например, слеза, выкатившаяся у Чичикова).
4) Как называется художественный приём, основанный на сопоставлении явлений, предметов («как барка какая-нибудь среди свирепых волн»)?
5) В приведённом фрагменте между Чичиковым и Маниловым происходит обмен репликами. Как называется данный вид речи?
6) Чичиков посещает, помимо Манилова, других помещиков. Установите соответствие между фамилиями помещиков и особенностями их внешнего облика: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПОМЕЩИКИ
ОСОБЕННОСТИ ОБЛИКА
А) Манилов
1) «Черты лица его были не лишены
приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару».
Б) Ноздрёв
2) «Маленькие глазки ещё не потухнули
и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши».
В) Плюшкин
3) «Показался весьма похожим на средней величины медведя… фрак на нём был
совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями
ступал он и вкривь и вкось».
4) «Очень недурно сложённый молодец с полными румяными щеками, с белыми,
как снег, зубами и чёрными, как смоль, бакенбардами».
Экзаменационный билет № 16
1. Сатира на чиновничество в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
2. Образ Катерины и драма «горячего сердца» в пьесе А.Н. Островского «Гроза».
3.Практическое задание:
Катерина и Варвара.
Катерина. <...> Знаешь, мне что в голову пришло?
Варвара. Что?
Катерина. Отчего люди не летают!
Варвара. Я не понимаю, что ты говоришь.
Катерина. Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь?
Хочет бежать.
Варвара. Что ты выдумываешь-то?
Катерина. (вздыхая). Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем.
Варвара. Ты думаешь, я не вижу?
Катерина. Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю. Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе сейчас расскажу. Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собою водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много. Потом пойдём с маменькой в церковь, все и странницы - у нас полон дом был странниц да богомолок. А придём из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать: где они были, что видели, жития разные, либо стихи поют. Так до обеда время и пройдёт. Тут старухи уснуть лягут, а я по саду гуляю. Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. Таково хорошо было!
Варвара. Да ведь и у нас то же самое.
Катерина. Да здесь все как будто из-под неволи. И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно как всё это в одну секунду было. Маменька говорила, что все, бывало, смотрят на меня, что со мной делается! А знаешь: в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идёт, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют. А то, бывало, девушка, ночью встану - у нас тоже везде лампадки горели - да где-нибудь в уголке и молюсь до утра. Или рано утром в сад уйду, ещё только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чём молюсь и о чём плачу; так меня и найдут. И об чём я молилась тогда, чего просила - не знаю; ничего мне не надобно, всего у меня было довольно. А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху. И теперь иногда снится, да редко, да и не то.
А. Н. Островский «Гроза»
1) Укажите фамилию, которую носят Варвара и Катерина.
2)Катерина и Варвара беседуют друг с другом, обмениваясь репликами. Как называется такая форма общения персонажей?
3) Реплики героинь сопровождают авторские замечания и пояснения (хочет бежать, вздыхая). Как они называются?
4) Катерина и Варвара являют собой разные типы личности. Как называется приём противопоставления в художественном произведении?
5)Укажите литературное направление, принципы которого нашли своё воплощение в пьесе А. Н. Островского «Гроза».
6) Установите соответствие между тремя персонажами «Грозы», сыгравшими определённую роль в судьбе главной героини, и их положением в системе образов пьесы.
ПЕРСОНАЖИ
ПОЛОЖЕНИЕ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВ
A) Борис
Б) Тихон
B) Кулигин
1) часовщик-самоучка
2) племянник Дикого
3) конторщик
4) муж Катерины
Экзаменационный билет № 17
-
Образ Хлестакова в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Понятие о «хлестаковщине».
-
Споры о «Грозе» в литературной критике 19 века
-
Практическое задание:
ДЕЙСТВИЕ 1
Явление 5
Кабанова, Кабанов, Катерина и Варвара
Кабанова. Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала.
Кабанов. Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!
Кабанова. Не очень-то нынче старших уважают.
Варвара (про себя). Не уважишь тебя, как же!
Кабанов. Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг.
Кабанова. Поверила бы я тебе, мой друг, кабы своими глазами не видала да своими ушами не слыхала, каково теперь стало почтение родителям от детей-то! Хоть бы то-то помнили, сколько матери болезней от детей переносят.
Кабанов. Я, маменька...
Кабанова. Если родительница что когда и обидное, по вашей гордости, скажет, так, я думаю, можно бы перенести! А! как ты думаешь?
Кабанов. Да когда же я, маменька, не переносил от вас?
Кабанова. Мать стара, глупа; ну, а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать.
Кабанов (вздыхая, в сторону). Ах ты, господи! (Матери.)
Да смеем ли мы, маменька, подумать!
Кабанова. Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится. И пойдут детки-то по людям славить, что мать ворчунья, что мать проходу не дает, со свету сживает. А, сохрани господи, каким-нибудь словом снохе не угодить, ну и пошел разговор, что свекровь заела совсем.
Кабанов. Нешто, маменька, кто говорит про вас?
Кабанова. Не слыхала, мой друг, не слыхала, лгать не хочу. Уж кабы я слышала, я бы с тобой, мой милый, тогда не так заговорила. (Вздыхает.) Ох, грех тяжкий! Вот долго ли согрешить-то! Разговор близкий сердцу пойдет, ну и согрешишь, рассердишься. Нет, мой друг, говори что хочешь про меня. Никому не закажешь говорить; в глаза не посмеют, так за глаза станут.
Кабанов. Да отсохни язык.
Кабанова. Полно, полно, не божись! Грех! Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу.
Кабанов. В чем же вы, маменька, это видите?
Кабанова. Да во всем, мой друг! Мать чего глазами не увидит, так у нее сердце вещун, она сердцем может чувствовать. Аль жена тебя, что ли, отводит от меня, уж не знаю.
Кабанов. Да нет, маменька! что вы, помилуйте!
Катерина. Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит.
Кабанова. Ты бы, кажется, могла и помолчать, коли тебя не спрашивают. Не заступайся, матушка, не обижу, небось! Ведь он мне тоже сын; ты этого не забывай! Что ты выскочила в глазах-то поюлить! Чтобы видели, что ли, как ты мужа любишь? Так знаем, знаем, в глазах-то ты это всем доказываешь.
Варвара (про себя). Нашла место наставления читать.
Катерина. Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю.
Кабанова. Да я об тебе и говорить не хотела; а так, к слову пришлось.
А. Н. Островский «Гроза»
1) Какое прозвище дали обитатели Калинова Марфе Игнатьевне Кабановой?
2) Во фрагменте пьесы происходит обмен репликами между персонажами. Укажите термин, обозначающий разговор между двумя и более лицами.
3) Как в драматическом произведении называются авторские пояснения, описания обстановки на сцене, поведения, интонации, жестов действующих лиц (вздыхая, в сторону; про себя)!
4) Жизненные позиции и мнения участников данной сцены различны. Укажите термин, обозначающий столкновение, противоборство персонажей или каких-либо сил, лежащее в основе развития действия литературного произведения.
5)В пьесе А. Н. Островского резко противопоставлены два поколения. Как называется прием противопоставления различных явлений в художественном произведении?
Экзаменационный билет № 18
-
Тема «маленького человека» в повести Н.В.Гоголя «Шинель».
-
Образ Базарова в романе И. С.Тургенева «Отцы и дети». Понятие о нигилизме.
-
Практическое задание:
-
Определите размер стихотворения.
-
Выпишите тропы и стилистические фигуры, определите их виды.
-
Расскажите стихотворение « Есть в осени первоначальной» наизусть.
* * *
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё - простор везде, -
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь -
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле...
Ф. И. Тютчев
Экзаменационный билет № 19
-
Проблемы образования, воспитания и ума в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»..
-
Базаров и Одинцова. Тема любви в романе. (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».)
3.Практическое задание:
София (Чацкому)
Скажите, что вас так гневит?
Чацкий
В той комнате незначащая встреча:
Французик из Бордо, надсаживая грудь,
Собрал вокруг себя род веча,
И сказывал, как снаряжался в путь
В Россию, к варварам, со страхом и слезами;
Приехал - и нашел, что ласкам нет конца;
Ни звука русского, ни русского лица
Не встретил: будто бы в отечестве, с друзьями;
Своя провинция. Посмотришь, вечерком
Он чувствует себя здесь маленьким царьком;
Такой же толк у дам, такие же наряды...
Он рад, но мы не рады.
Умолк. И ту т со всех сторон
Тоска, и оханье, и стон:
Ах! Франция! Нет в мире лучше края! -
Решили две княжны, сестрицы, повторяя
Урок, который им из детства натвержён.
Куда деваться от княжон!
Я одаль воссылал желанья
Смиренные, однако вслух,
Чтобы истребил Господь нечистый этот дух
Пустого, рабского, слепого подражанья;
Чтоб искру заронил он в ком-нибудь с душой,
Кто мог бы словом и примером
Нас удержать, как крепкою возжой,
От жалкой тошноты по стороне чужой.
Пускай меня объявят старовером,
Но хуже для меня наш Север во сто крат
С тех пор, как отдал всё в обмен на новый лад, -
И нравы, и язык, и старину святую,
И величавую одежду на другую -
По шутовскому образцу:
Хвост сзади, спереди какой-то чудный выем,
Рассудку вопреки, и не краса лицу;
Смешные, бритые, седые подбородки!
Как платья, волосы, так и умы коротки!..
Ах! если рождены мы всё перенимать,
Хоть у китайцев бы нам несколько занять
Премудрого у них незнанья иноземцев;
Воскреснем ли когда от чужевластья мод?
Чтоб умный, бодрый наш народ
Хотя по языку нас не считал за немцев.
«Как европейское поставить в параллель
С национальным - странно что-то!
Ну как перевести мадам и мадмуазель?
Ужли сударыня!!» - забормотал мне кто-то...
Вообразите, туту всех
На мой же счёт поднялся смех.
«Сударыня! Ха! ха! ха! ха! прекрасно!
Сударыня! Ха! ха! ха! ха! ужасно!!»
- Я, рассердясь и жизнь кляня,
Готовил им ответ громовый;
А. С. Грибоедов «Горе от ума»
1)Основную часть фрагмента занимает высказывание Чацкого. Как называется подобное развёрнутое высказывание?
2)Какое художественное средство использует Чацкий, говоря о необходимости «нас удержать, как крепкою возжою, от жалкой тошноты по стороне чужой»?
3) Рассказ Чацкого о «французике из Бордо» завершается авторским замечанием: «Оглядывается, все кружатся в вальсе с величайшим усердием». Как называются подобные авторские замечания и пояснения в тексте пьесы?
4) «Французик из Бордо» фигурирует в рассказе Чацкого, но на сцене не появляется. Каким термином обозначаются такие персонажи?
5) Как называется вопрос, не требующий обязательного ответа («Воскреснем ли когда от чужевластья мод?»)?
6) Установите соответствие между тремя персонажами «Горя от ума» и их репликами, касающимися Чацкого. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПЕРСОНАЖИ
РЕПЛИКИ
А)Фамусов
Б) Молчалин
В) Софья
1)«Не человек! змея!»
2) «Кто так чувствителен, и весел, и остёр...»
3) «Ах! Боже мой! Он карбонари!»
4) «Вам не дались чины, по службе неуспех?»
Экзаменационный билет № 20
-
«Век нынешний» и «век минувший» в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Проблема ума в комедии.
-
Конфликт поколений и его разрешение в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».
3. Практическое задание:
- Вот мы и дома, - промолвил Николай Петрович, снимая картуз и встряхивая волосами. - Главное, надо теперь поужинать и отдохнуть.
- Поесть действительно не худо, - заметил, потягиваясь, Базаров и опустился на диван.
- Да, да, ужинать давайте, ужинать поскорее. - Николай Петрович без всякой видимой причины потопал ногами. - Вот кстати и Прокофьич.
Вошел человек лет шестидесяти, беловолосый, худой и смуглый, в коричневом фраке с медными пуговицами и в розовом платочке на шее. Он осклабился, подошел к ручке к Аркадию и, поклонившись гостю, отступил к двери и положил руки за спину.
- Вот он, Прокофьич, - начал Николай Петрович, - приехал к нам наконец... Что? как ты его находишь?
- В лучшем виде-с, - проговорил старик и осклабился опять, но тотчас же нахмурил свои густые брови. - На стол накрывать прикажете? - проговорил он внушительно.
- Да, да, пожалуйста. Но не пройдете ли вы сперва в вашу комнату, Евгений Васильич?
- Нет, благодарствуйте, незачем. Прикажите только чемоданишко мой туда стащить да вот эту одежонку, - прибавил он, снимая с себя свой балахон.
- Очень хорошо. Прокофьич, возьми же их шинель. (Прокофьич, как бы с недоумением, взял обеими руками базаровскую «одежонку» и, высоко подняв ее над головою, удалился на цыпочках.) А ты, Аркадий, пойдешь к себе на минутку?
- Да, надо почиститься, - отвечал Аркадий и направился было к дверям, но в это мгновение вошел в гостиную человек среднего роста, одетый в темный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки, Павел Петрович Кирсанов. На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза. Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов.
Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями, - руку, казавшуюся еще красивей от снежной белизны рукавчика, застегнутого одиноким крупным опалом, и подал ее племяннику. Совершив предварительно европейское «shake hands», он три раза, по-русски, поцеловался с ним, то есть три раза прикоснулся своими душистыми усами до его щек, и проговорил: «Добро пожаловать».
Николай Петрович представил его Базарову: Павел Петрович слегка наклонил свой гибкий стан и слегка улыбнулся, но руки не подал и даже положил ее обратно в карман.
- Я уже думал, что вы не приедете сегодня, - заговорил он приятным голосом, любезно покачиваясь, подергивая плечами и показывая прекрасные белые зубы. - Разве что на дороге случилось?
- Ничего не случилось, - отвечал Аркадий, - так, замешкались немного.
И. С. Тургенев «Отцы и дети»
-
К какому жанру относится произведение И. С. Тургенева «Отцы и дети»?
-
Как называется значимая подробность, являющаяся средством художественной характеристики (например, отмеченные автором базаровский балахон и английский сьют Павла Петровича)?
-
Старший Кирсанов и Базаров с первых страниц произведения даны в противопоставлении. Как называется прием резкого противопоставления, используемый в художественном произведении?
-
В начале приведенного фрагмента герои общаются между собой, обмениваясь репликами. Как называется данный вид речи?
-
Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой.
-
ПЕРСОНАЖИ
ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА
A) Евгений Базаров
Б) Николай Кирсанов
B) Павел Кирсанов
1) получает ранение на дуэли
2) женится на сестре Одинцовой
3) умирает от тяжелой болезни
4) делает Фенечку законной женой