7


  • Учителю
  • Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по ФГОС по теме 'Комплексный анализ текста'

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по ФГОС по теме 'Комплексный анализ текста'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Урок русского языка по теме «Комплексный анализ текста» завершает раздел «Текстоведение» УМК С. И. Львовой, поэтому является уроком повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений и навыков, что определяет его цели и задачи. Реализация поставленных це
предварительный просмотр материала

Технологическая карта урока

МКОУ СОШ имени Героя Советского Союза В. И. Ерменеева

с. Сабакаево Мелекесского района.


Урок русского языка на тему: Комплексный анализ текста.

Учитель Юреева Надежда Валентиновна


Этапы занятия, решаемые вопросы.

Деятельность учителя.

1.

1.Организационный этап 1 мин

Слово учителя.

Слайд1.(солнышко в руках). Ребята, уважаемые гости, здравствуйте. Я рада приветствовать вас и желаю вам доброго дня.

Итак, откройте тетради и запишите тему нашего урока «Комплексный анализ текста».

С помощью слов можно передать самые прекрасные мгновения жизни. (Слайд 2)

И. С. Тургенев.

Ребята, запишите термины, которые нам помогут раскрыть эту тему. Посоветуйтесь с соседом и подчеркните те, что помогут раскрыть тему урока.

(Ученикам предлагается подумать и написать слова, относящиеся к теме урока. Затем ребята должны показать их соседу по парте, после за 1 минуты из 6 слов отобрать необходимые и огласить их классу.

Итак, мы должны знать, что… (Слайд 3).

И уметь всё это определять.

2.

Работа по повторению изученного ранее.


  1. Для этого напишем терминологический диктант.


  • Терминологический диктант (Слайд 4). Я даю определение, а вы запишите термин, соответствующий ему.

Задание.

  • 1.Связное высказывание на определённую тему.

  • 2.То, о чём говорится в тексте.

  • 3.Главная мысль текста.

  • 4. Тип речи, в котором что-то описывается.

  • 5.Художественное образное определение.

  • 6. Употребление слов в переносном значении на основе сходства с другими предметами.

  • 7.Придание свойств живого неодушевлённым предметам.

  • 8. Обратный порядок слов.

  • Проверка.

  • Ответы. (Слайд 5 ).

  • 1. Текст.

  • 2.Тема.

  • 3.Идея.

  • 4. Описание.

  • 5.Эпитет.

  • 6.Метафора.

  • 7. Олицетворение.

  • 8. Инверсия.

  • (На экране даны определения).

  • (Слайд 6).Оцени себя.


3.

Обобщение и закрепление учебного материала.


Первичное усвоение новых знаний.


Первичная проверка понимания.

Первичное закрепление.

Звучит музыка Э. Грига «Утро». Учитель выразительно читает текст.

Слайд (7-8) 1.Свежая струя пробежала по моему лицу. 2. Я открыл глаза: утро зачиналось. 3. Еще нигде не румянилась заря, но уже забелелось на востоке. 4. Бледно-серое небо св..тлело, х..л..дело, с..нело; звезды то м..гали слабым светом, то и..чезали; отсырела земля, запотели листья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса, и жидкий, ранний ветерок уже пошёл бродить и порхать над землею. 5. Я проворно встал и подошёл к мальчикам. 6. Они все спали, как убитые, вокруг тлеющего костра.7. Я пошёл восвояси вдоль задымившейся реки. 8.Не успел я отойти двух верст, как уже пол..лись сперва алые, потом красные, з..лотые потоки молодого, горячего света:9. Все зашев.лилось, пр.снулось, з..пело, з..шумело, заг..ворило. 10. Всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы; мне навстречу, чистые и ясные, словно тоже обмытые утренней прохладой, принеслись звуки колокола, и вдруг мимо меня, погоняемый знакомыми мальчиками, промчался отдохнувший табун.

(По И.С.Тургеневу).

Ребята, понравился вам текст? А кто узнал из какого произведения он взят?

Выполним анализ этого текста. Проведём орфографический разбор. ( Тексты на карточках. ) Выписываем в тетрадь, объясняя орфограммы. (Слайд 9). С комментированием по цепочке.

Проверка. Слайд 10. Образец текста.

Прочитайте текст, найдите непонятные вам слова. Словарная работа. Справочники. (Слайд 11)

А теперь выполним анализ текста. Что мы должны определить сначала? (Слайд 12). Работа в парах

Тема:

Идея:

Тип речи:

Стиль:

Заголовок.


И сейчас мы переходим к творческой, исследовательской части нашего урока. Организуем 2 лаборатории юных лингвистов. Как вы думаете, какова наша цель? (Наша цель - найти и исследовать изобразительно-выразительные средства языка, которые раскрывают каждую деталь пробуждения и оживления природы - ничто не ускользает от внимательного взгляда художника.) (анализ текста и изобразительно-выразительных средств русского языка на примере эпизода из рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг» (Слайд 13-14)


Работа по группам.(самостоятельно). Слайд 13-14.

1 группа в тексте подчеркните выраз. средства, описывающие краски утра.

2 группа-выраз. средства, описывающие звуки утра.

Итак, какова наша цель?

Наша цель - найти и исследовать изобразительно-выразительные средства языка.

Краски утра (цветопись)

Звуки утра

эпитеты алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света.

эпитеты чистые и ясные звуки колокола, жидкий, ранний ветерок

метафора не румянилась з..ря, но уже заб..лелось на в..стоке , вдоль задымившейся реки

пол..лись, пол..лись сперва алые, потом красные, з..лотые потоки молодого, горячего света, зарделись крупные капли р..сы, отсырела земля, запотели листья,

метафора стали раздаваться живые звуки принеслись звуки колокола

сравнение лучистыми алмазами, словно тоже обмытые утренней прохладой,

сравнение

олицетворение звезды то мигали слабым светом, то исчезали.

олицетворение, ветерок уже пошёл бродить и порхать над землею, принеслись звуки колокола,

свежая струя пробежала по моему лицу

инверсия


???

???

бледно-серое небо светлело, холодело, синело


зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило

промчался отдохнувший табун

цветопись создает радостное, приподнятое настроение от картины утренней природы

1 группа. Для чего Тургенев использует в тексте выразительные средства?

2 группа: зачитывают. ???

Анализ морфологических особенностей текста. Слов каких частей речи в тексте больще? Почему?

Анализ синтаксических особенностей текста

Каких синтаксических конструкций много в тексте?

Как они соединены между собой? Без союзов. Почему?


Слайд !!При проверке я говорю о градации. Ребята, в тексте ярко представлен ряд однородных членов. Назовите их. А вот небо «св..тлело, х..л..дело. с..нело», «заш..велилось, проснулось, запело, зашумело, заг..ворило» не кажется ли вам, что здесь как-то не совсем обычно представлен ряд однородных членов? В чём необычность? Дети ищут в словаре.

Слайд16 .

Это градация-ряд однородных членов, расположенных в порядке усиления или ослабления признака.

А найдите ещё градацию в ряду выразительных средств, описывающих краски утра. (алые, потом красные, золотые потоки.

С какой целью использовал Тургенев градацию?

  • Ребята, какова же роль изобразительно-выразительных средств в тексте? ( Они передают дивную прелесть и очарование летнего утра).

И всё это наша Родина, которая необыкновенна красива в любое время года.

Язык Тургенева состоит из великого множества соединения красок, света и звуков. Ибо проза обладает такой же внутренней мелодией как стихи и музыка». В рассказе "Бежин луг" их несколько. Все они, в том числе и анализируемый нами отрывок - описание наступления утра, одухотворены. Природа в изображении Тургенева дышит, живет своей собственной жизнью, что передается многочисленными олицетворениями и метафорами.

Работа по группам. Разноуровневое задание. Слайд 17.

I уровень:

А1: выпишите из данного предложения ГРАДАЦИЮ.

В такие дни жар бывает иногда весьма силён; но ветер раздувает, раздвигает, разгоняет накопившийся зной.

II уровень:

А1: выпишите из данного предложения ГРАДАЦИЮ.

В такие дни жар бывает иногда весьма силён; но ветер раздувает, раздвигает, разгоняет накопившийся зной.


А2. Какое синтаксическое выразительное средство использовано в следующем предложении: Он был смел, бесстрашен, беззаветно храбр.


Ш уровень:

А1: выпишите из данного предложения ГРАДАЦИЮ.

В такие дни жар бывает иногда весьма силён; но ветер раздувает, раздвигает, разгоняет накопившийся зной.

А2. Какое синтаксическое выразительное средство использовано в следующем предложении: Он был смел, бесстрашен, беззаветно храбр.

А3. Составьте сами ГРАДАЦИЮ, продолжив ряд однородных членов: Роса на траве была прозрачной, ………..

Проверка: Слайд 18.

Что же такое ГРАДАЦИЯ?

Оценивание. Оцени себя.

4.

Задание на дом

Провести текстоведческий анализ текста из рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг» на стр 173 Слайд 10.(наступление ночи).

1 уровень-определить тему, идею и тип речи.

2 уровень - определить тему, идею и тип речи, найти градацию.

3 уровень- определить тему, идею и тип речи, найти градацию, составить градацию.

5.

Подведение итогов урока


  • я научился …

  • я разобрался в …

  • я наконец-то запомнил, …

  • Я теперь знаю…, умею …

  • Я должен повторить

.

Рефлексия.




Разделы:



Цели:

  • формирование навыков извлечения из текста авторской мысли, развитие речи, умения анализировать художественный текст, находить в нем выразительные средства языка;

  • закрепление навыков выражения собственных мыслей;

  • воспитание у учащихся чувства прекрасного, чувства любви к русскому языку, к родной природе.

Оборудование:

  • интерактивная доска,

  • слайды,

  • музыка Э. Грига,

  • раздаточный материал (текст И.С.Тургенева)

Эпиграф:

Природа - вечный образец искусства.
В.Г.Белинский

Ход урока

I. Сообщение целей и задач урока.

II. Работа с текстом.

1. Чтение текста учителем.

1.Свежая струя проб..жала по моему лицу. 2. Я открыл глаза: утро зачиналось. 3. Еще н..где не румянилась з..ря, но уже заб..лелось на в..стоке. 4. Бледно(серое) небо св..тлело, хл..дело, с..нело; звезды то м..гали слабым светом, то и..чезали; отсырела з..мля, зап..тели листья, (кое)где стали ра..д..ват..ся ж..вые звуки, г..лоса, и жи..кий, ра(н,нн)ий в..терок уже пош..л бр..дить и п..рхать над з..млею. 5. Я проворно встал и подош..л к мальчикам. 6. Они все спали как убитые в..круг тлеющего к..стра:7. Я пош..л восвояси вдоль задымившейся р..ки. 8.(Не)успел я отойти двух верст, как уже пол..лись:сперва алые, потом красные, з..лотые п..токи м..лодого, г..рячего света:9. Все заш..велилось, проснулось, запело, зашумело, заг..ворило. 10. Всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли р..сы; мне (на) встречу , чистые и ясные, словно тоже обмытые утре(н,нн)ей прохладой, прин..слись звуки кол..кола, и вдруг мимо меня, пог..няемый знакомыми мальчиками, промчался отд..хнувший табун:(По И.С.Тургеневу).

- Какой тип речи преобладает в тексте? (Описание).

- О чем этот текст? (О наступлении утра, пробуждении природы).

- Определите главную мысль текста. (Художник ярко выразил чувство любви к своей родине, ее природе).

2. Разминка.

а) фонетическая разминка

  • 1 вариант: в предложении 1 найдите слова, в которых звуков больше, чем букв (свежая, струя, моему)

  • 2 вариант: в предложении 4 найдите слова, в которых букв больше, чем звуков (раздаваться, бродить, порхать).

б) словообразовательная разминка

  • 1 вариант: найдите в предложении 9 слово, образованное приставочно-суффиксальным способом (навстречу);

  • 2 вариант: найдите в предложении 5 слово, образованное суффиксальным способом (проворно);

в) орфографическая разминка (работа проводится с использованием интерактивной доски "по цепочке")

Вставьте пропущенные орфограммы и пунктограммы, объясните их графически;

(учащиеся работают с раздаточным материалом и на интерактивной доске);

3. Анализ лексических особенностей текста.

1. Работа в "малых группах".

Сейчас нам предстоит выяснить, каковы языковые особенности стиля писателя, и провести набольшую исследовательскую работу.

1-я группа: выписывает в тетрадь имена прилагательные и проводит анализ, какую функцию выполняют они в данном тексте:

  • свежая струя

  • бледно-серое небо

  • живые звуки

  • золотые потоки

  • молодой, горячий свет;

  • жидкий, ранний ветерок

Вывод: прилагательные имеют оценочное значение в большинстве случаев, вносят оттенок экспрессивности, выразительности, придавая картинам природы осязаемость, яркость, зримость.

2-я группа: выписывает в тетрадь глаголы и проводит анализ, какую функцию выполняют они в данном тексте:

  • утро зачиналось

  • забелелось на востоке

  • запотели листья

  • все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило

  • зарделись капли росы

Вывод: автор использует много глаголов с приставкой за-, которая имеет значение начала действия, тщательно выписывает каждую деталь пробуждения и оживления природы - ничто не ускользает от внимательного взгляда художника.

3-я группа: выписывает в тетрадь лексику со значением цвета, определяет, для чего автор использует цветопись:

  • румянилась заря

  • забелелось на востоке

  • бледно-серое небо светлело синело

  • алые, красные, золотые потоки

Вывод: цветопись тургеневского пейзажа - это отражение того, что происходит в природе. Интересно наблюдать за тем, как с наступлением утра меняются краски. В описании встречается много выражений, связанных с цветами. Они легко делятся на группы:

  • 1 группа - это белый, бледно-серый, светлый, ясный;

  • 2 группа - румяный, рдяной, алый, красный;

  • 3 группа - синий, сизый.

Символика утреннего света - это начало, пробуждение, жизнь. Создается физическое впечатление естественной смены ночи и дня. Это движение можно проследить по нарастающей: от слов забелелось и бледно-серое до алого, золотого, горячего.

Понятие цвета передают слова не одной части речи, а разные: бледно-серое, алые, красные, золотые (имена прилагательные), синело, забелелось, зарделись (глаголы), смутно (наречие). Использованная в тексте цветопись создает радостное, приподнятое настроение от картины утренней природы.

2. Какие еще лексические особенности данного текста вы отметили?

  • фразеологизм "как убитые" обозначает "крепко спящие"

  • "восвояси", "зачиналось" - просторечные слова, подчеркивающие близость писателя к народным корням.

  • Что значит " восвояси"? - отправиться домой.

4. Анализ синтаксических особенностей текста.

Учащиеся отмечают обилие рядов однородных членов, которые служат для детального описания картины раннего утра:

  • небо светлело, холодело, синело

  • то мигали, то исчезали

  • алые, потом красные, золотые потоки

  • чистые и ясные

  • молодого, горячего света

Отсутствие союзов в предложении 9 подчеркивает динамизм, одновременность действий, происходящих в природе:

все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило.

III. Работа над художественно-изобразительными средствами в описании.

- Что помогает И.С.Тургеневу сделать описание более ярким и выразительным?

(Писатель создаёт описание с помощью красочных эпитетов, метафор, олицетворений.)

а) Повторим, что такое эпитет.

Эпитет - это художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность (золотые потоки, живые звуки, чистые и ясные звуки, задымившаяся река).

б) Дайте определение метафоры.

Метафора - это слово или выражение, употреблённое в переносном значении, основанном на сходстве (лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы, полились потоки света).

в) Что такое олицетворение?

Олицетворение - это одушевление неживой природы (струя пробежала, запотели листья, ветерок пошел бродить и порхать, принеслись звуки колокола).

Учащиеся выписывают в тетради эпитеты, метафоры, олицетворения из текста.

(1 ряд - эпитеты, 2 ряд - метафоры, 3 ряд - олицетворения).

г) Какие еще средства выразительности вы отметили?

Инверсия - нарушение прямого порядка слов (отсырела земля, запотели листья, полились потоки, зарделись капли).

Сравнение, выраженное существительным в творительном падеже (косвенное): лучистымиалмазами зарделись капли росы.

Градация - алые, потом красные, золотые потоки.

- Какие стилистические особенности присущи анализируемому тексту?

Ученики работают в группах и приходят к следующим выводам:

И. С. Тургенев - признанный мастер пейзажных зарисовок. В рассказе "Бежин луг" их несколько. Все они, в том числе и анализируемый нами отрывок - описание наступления утра, одухотворены. Природа в изображении Тургенева дышит, живет своей собственной жизнью, что передается многочисленными олицетворениями и метафорами. Возвышенное отношение к природе выражено множеством оценочных эпитетов. Художник умеет увидеть и передать красоту в самом обычном необычными, яркими, сочными образами. Мы словно видим и запотевшие листья, и росу, сверкающую, как алмазы, и постепенную смену красок наступающего дня. Малейшие оттенки, изменения состояния природы точно и необыкновенно выразительно переданы художником слова с помощью бессоюзных предложений, рядов однородных членов. Инверсии и благозвучие (эвфония) обеспечивают легкое для восприятия звучание текста. Гармоничное сочетание смысла и звучания обладает огромной силой воздействия. Поэтичность описания сближает его с лирической миниатюрой. Так передает И.С.Тургенев свое восхищение гармонией и красотой природы.

IV. Слово учителя.

Страстно любивший природу, И.С. Тургенев широко пользовался в "Записках охотника" описаниями природы, которые составляют ярчайшие страницы в истории русского литературного пейзажа. Пейзаж у Тургенева всегда подробен и верен. Писатель смотрит на природу не просто взглядом наблюдателя, но знающего человека. В то же время тургеневские пейзажи не просто натуралистически верны и подробны, но они также всегда психологичны и несут определенную эмоциональную нагрузку. Природа - важная и безусловная жизненная ценность, поэтому пейзажи писателя поразительно конкретны. В рассказе "Бежин луг" использован подлинно поэтический, даже символический прием: заблудиться, чтобы открыть... Рассказчик-охотник сбился с пути и за речкой, на лугу, набрел на мальчиков у костра в ночном. И открыл для себя богатый, полный фантастики и мудрости мир народных поверий, сказок, примет, неразрывно связанный с миром природы. Речь автора, насыщена яркими, запоминающимися эпитетами. Тургенев часто употребляет и такие художественные средства, как сравнение, метафора и другие формы переноса значения слов, чтобы передать всю красоту природы. С особым трогательным чувством нарисована картина пробуждения и оживления природы. Мощным аккордом звучит жизнеутверждающий гимн наступающему дню как символ победы света над мраком ночи.

А теперь создадим свои словесные пейзажные зарисовки утра. В вашем описании всё должно быть гармонично и красиво. А поможет вам в этом музыка. Сейчас мы будем слушать музыкальное произведение Эдварда Грига, которое так и называется "Утро". Позже вы убедитесь, что всё творчество И. Тургенева неотделимо от музыкальной культуры. Музыкой наслаждаются его герои, а сам писатель не знал наслаждения выше. Послушаем произведение Э. Грига "Утро", постараемся представить себе то, что при помощи звуков передал в этом произведении композитор, и попробуем описать восход солнца, пробуждение природы так, как каждый из вас себе его представит.

Представьте себе, что все в природе спит. Спит лес, спит речка, тоненький ручеек тихонечко журчит между камушками, как будто боится нарушить тишину. Спят звери и птицы.. А небо - синее-синее. А звезды большие, яркие, на небе большая луна, а на речке от нее лунная дорожка. И вот на горизонте, там, где, кажется, небо сходится с землей, показалась светлая полоска. Она растет, ширится, а звезды начинают бледнеть и одна за другой угасать. На востоке разгорается заря, и вода кажется розовой. Под пение бесчисленных птиц поднимается над землею солнце. Множеством блесков сверкает растянутая в лесу паутина (звучание музыки усиливается). И вот за стволами старых лип огромный пылающий шар поднимается над землею. Он увеличивается, сияет радостным светом, играет, улыбается. Начинается новый день.

(Ученики под музыку Эдварда Грига пишут черновые варианты сочинений).

V. Домашнее задание. Закончить сочинение-миниатюру "Утро".








ПЛАН


1. Введение

2. Пейзаж

2.1 Функции пейзажа

2.2 Функции цвета и звуков в описании природы

2.3 Художественно-изобразительные средства, создающие образ природы

3. Фольклорные мотивы

3.1 Фольклорные персонажи - правда или вымысел?

3.2 Влияние народных поверий на судьбу Павлуши

4. Заключение

5. Список использованного материала


1. ВВЕДЕНИЕ


«Бежин луг» - один из двадцати пяти рассказов, входящих в цикл «Записки охотника», впервые изданный в 1852 году. Обратимся к истории создания очерков «Записок охотника». Еще в 1847 году Иван Сергеевич Тургенев уезжает за границу, где и было написано большинство очерков «Записок охотника». Сам Тургенев говорит: «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел; мне необходимо нужно было удалиться от моего врага за тем, чтобы из самой моей дали сильнее напасть на него. В моих глазах враг этот имел определённый образ, носил известное имя: враг этот был . Под этим именем я собрал и сосредоточил всё, против чего я решился бороться до конца - с чем я поклялся никогда не примиряться… Это была моя Аннибаловская клятва». Из этого можно сделать вывод, что многие из очерков Тургенева носили ярко выраженный антикрепостнический характер. Важна роль «Записок охотника» в истории России. Есть прямые свидетельства о сильном впечатлении, которое они произвели на наследника престола, будущего освободителя крестьян. Обаянию их поддались и некоторые чуткие сферы правящих классов.

В рассказе «Бежин луг» большую роль в понимании концепции очерка играют описания пейзажа и фольклорные мотивы. О них подробнее далее.

мотив фольклор пейзаж рассказ бежин луг


2. ПЕЙЗАЖ


Как уже было указано выше, пейзаж занимает важное место как во всем цикле «Записки охотника», так и в рассказе «Бежин луг» в частности. В рассказе «Бежин луг» несколько зарисовок описания природы, но наиболее значимыми из них являются описания в начале и в конце произведения. Я считаю, что это не случайно. Таким образом «обволакивая» свое произведение, автор не оставляет нам повода усомниться в реальности происходящего в рассказе.

Пейзаж, тем более детализованный, как нам известно, всегда наполняется автором-классиком определенным смыслом, описание несет в себе функции, помогающие развитию сюжета. В «Бежином луге» можно выделить несколько таких функций. Первая функция - психологическая. Картина природы помогает в раскрытии внутреннего мира рассказчика; посредством пейзажа передается эмоциональное состояние не только рассказчика, но и мальчишек, рядом с которыми ему выпало провести ночь. В начале произведения мы погружаемся в прекрасный июльский день, где и приветливое солнце, и легкий небосклон - все благоволит хорошему настроению рассказчика. Но чем ближе ночное время, чем больше осознание рассказчика, что он заблудился, тем больше сгущаются краски и начинают преобладать темные тона в описании. К тому времени, когда человек уже встречает мальчишек, царит ночь, и лишь костер и разговоры ребятишек оживляют мглу. В конце произведения идет описание утра: бледно-серое небо, сырая земля, пыльная дорога, алый свет - это описание задает минорный тон, ведь оно предшествует вести о том, что Павлуша, самый храбрый из ребят, убился, упав с лошади.

Вторая функция - характеристика места и времени сюжетного действия. Несомненно, действие происходит в России во времена, когда было распространено крестьянство, т.е. это года, современные самому рассказчику. События происходят летом, в июле, в Бежином луге, как называли его в народе. Так же указываются некоторые другие локальные географические названия, которые усиливают впечатление о том, что такое событие в действительности имело место быть.

Цвета и звуки в описании природы помогают передать автору свои ощущения в восприятии этого события и воплотить идеи и концепции произведения. Несмотря на то, что каждый человек воспринимает цвета и звука индивидуализировано, Тургеневу удалось воплотить в произведении общую концепцию и задать эмоциональный тон каждому из описаний природы. Вероятно, каждый отдельный человек представляет себе по-разному описываемые в рассказе события, у него возникают свои особенные ассоциации, но в целом, с помощью цветов и звуков, передаются то радостные, то печальные, то пугающие картины.

Основные используемые в описании пейзажа цвета - это белый (светлый), черный (темный), синий, красный и серый. Белый используется для обозначения радостных моментов, к примеру, небо ясное; высокими белыми столбами, в сухом и чистом воздухе, в воздухе, еще светлом; низенькой белой церковью. Темные тона трепещут душу рассказчику и пугают мальчишек; не случайно под покровом ночи рассказываются жуткие истории и легенды о нечисти, грезятся тени в темноте. К примеру, над страшной бездной; почти потонувшие во мгле; едва прозрачный сумрак ночи; стальные отблески воды - все это наводит суеверный ужас и страх перед ночным временем суток. Синий цвет в произведении отражает глубину, к примеру, глубоко прозрачными рукавами ровной синевы; синевы между ними уже не видать: но сами они так же лазурны, как небо: они все насквозь проникнуты светом и теплотой; побледневшее небо стало опять синеть - но то уже была синева ночи; по реке, стыдливо синевшей из-под редеющего тумана. Красный - отражение красоты, но в некоторых эпизодах это символ крови, к примеру, утренняя заря не пылает пожаром: она разливается коротким румянцем; солнце не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-бордовое; круглое красноватое отражение, по сверкающим, обагренным кустам; полились сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого горячего света. Серый цвет символизирует печаль, он присутствует только в конце произведения: бледно-серое небо светлело, холодело.

Звуки, в отличие от цвета, менее распространены в рассказе «Бежин луг». Основная доля звуков в произведении выпадет на ночное время. «Все смолкли. Вдруг, где-то в отдалении, раздался протяжный, звенящий, почти стенящий звук, один из тех непонятных ночных звуков, которые возникают иногда среди глубокой тишины, поднимаются, стоят в воздухе и медленно разносятся, наконец, как бы замирая. Прислушаешься - и как будто нет ничего, а звенит. Казалось, кто-то долго, долго прокричал под самым небосклоном, кто-то другой как будто отозвался ему в лесу тонким, острым хохотом, и слабый, шипящий свист промчался по реке. Мальчики переглянулись, вздрогнули…». Данный абзац является ярким примером использования звука в композиции. «Непонятные ночные звуки» несут на себе функцию проверки храбрости мальчишек и порождают догадки о месте их происхождения: кто говорит, что это проделки нечисти, а кто находит этому вполне рациональное объяснение.

Что касается художественно-изобразительных средств, то можно выделить следующие наиболее употребляемые автором: детализация, эпитеты, метафоры, олицетворение, а также инверсия и градация. Детализация - наиболее распространенное средство в описании пейзажа. Рассказчик подмечает каждую деталь: церковь, бугорок, кустик, цвет, оттенок. Даже мальчики описаны настолько детально, что по его рассказам нетрудно восстановить картину на листе бумаги. Для создания более детального образа также указаны названия, некоторые из них, как бы невзначай, являются воспоминаниями рассказчика. Второе художественно-изобразительное средство - эпитеты, которыми изобилует произведение: золотые потоки, задымившаяся река, запоздалый ястребок, низенькая белая церковь. Эпитеты придают тексту красочность и выразительность. Третье средство - метафоры: лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы, полились потоки света. Четвертое средство - олицетворения: солнце спокойно взошло на небо, ветерок пошел бродить и порхать, принеслись звуки колокола. Олицетворение служит для сближения природы с душой рассказчика, они становятся единым целым, и эмоциональные состояния природы и рассказчика сходны. Инверсия (отсырела земля, запотели листья) и градация (алые, потом красные, золотые потоки) добавляют тексту поэтичности, эмоционального накала. Хотелось бы отметить еще одно важное средство создания пейзажа - символы. Если вдуматься, их немало. К примеру, когда рассказчик заносит ногу над пропастью - это символ шаткости границы между днем и ночью, между жизнью и смертью, между реальностью и вымыслом. Таким образом, использование художественно-изобразительных средств необходимо для создания грандиозного описания пейзажа, который вызывает интерес и трепет в душе читателя.


3. ФОЛЬКЛОРНЫЕ МОТИВЫ


Многие писатели, как классики, так и современники обращаются к фольклорным традициям.

Интерес этот не случаен, так как только через фольклор раскрывается душа русского человека, его быт, его языческое начало, его страх перед непознанным, его сила добра в борьбе со злом.

Тургенев также широко употреблял фольклорные мотивы в своих произведениях, рассказ «Бежин луг» является ярким тому подтверждением. «Бежин луг» входит в круг детского и подросткового чтения и интересен подрастающему поколению, потому что с течением времени интерес к «страшилкам» не иссяк, разве что крестьянские дети 19 века были более суеверны в этом плане.

Я не считаю, что рассказы были выдумкой ребят. Легенды и поверья передаются из уст в уста через многие поколения, они не только пугают ребят, но и выполняют дидактическую функцию, предостерегая от возможных опасностей.

В рассказе «Бежин луг» в гармоничном синтезе находится рациональное и вымышленное.

Один из мальчиков рассказывает о солнечном затмении - явление вполне реальное, поддающееся законом физики, но жители относятся к нему как к каре, как к пришествию на землю страшного существа - еще сильно средневековое сознание у крестьянского народа.

В рассказе употребляется много фольклорных персонажей - леший, домовой, русалка, водяной, с ними соседствуют рассказы об умерших людях и воплотившихся в бродящие души.

Но самый страшный, на мой взгляд, рассказ о барашке, который топтался на могилке и говорил человеческим голосом. Но все это можно объяснить тем, что многие очевидцы этих событий, по словам мальчиков, были «хмельные».

Природа и фольклор находятся в тесной взаимосвязи: во время рассказов страшных историй доносятся издалека страшные, непонятные ночные звуки, вокруг появляются тени, шуршат камыши.

Одним из переломных моментов является разговор о мальчике-утопленнике Васе. Павлуша во время этого разговора ушел за водой, а когда вернулся - рассказал, что слышал голос этого самого Васи, будто он его звал «Павлуша, а Павлуша, подь сюда».

В эту часть рассказа автором вложен особый смысл. Павлуша - храбрый, славный мальчик - верил в эту нехорошую примету. Как говорится, от судьбы не убежать.

Но погиб мальчик вовсе не от воды, а от того, что он любил, - от лошадей.

Носителем философской проблемы в рассказе является не рассказчик, а автор. По мнению автора, страшно не то, чего мы боимся, а то, чего не боимся и о чем не знаем. По стечению обстоятельств, голос в воде явился лишь плохой приметой, предостерегающей от опасности, но не указывающей на нее.

В образ мальчиков вложена и еще одна философская концепция автора, присущая всем очеркам «Записок охотника» - это идея о равенстве между ребятами и неравенстве среди взрослых. Это идея о непринятии крепостного права как устройства государства Российского.


4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В заключение хотелось бы сказать, что рассказ «Бежин луг» повлиял не только на отмену крепостного права, но и на искусство. В частности, в 1935 году проходили съемки фильма «Бежин луг» под руководством Сергея Михайловича Эйзенштейна. В основу этой драмы была положена история об убийстве на Северном Урале пионера , сообщившего в о сговоре своего отца с врагами коллективизации. Однако судьба этого фильма трагична - съемки его были приостановлены, так как он не проходил цензуру правительства советского времени. Позже и был восстановлен как фотофильм.

Бежин луг, как выясняется, место вполне реальное. Есть даже два географических объекта с таким названием: в (описан в рассказе Тургенева) и в .

Подводя итог всему вышесказанному, сделаем вывод о том, что рассказ «Бежин луг» играет большую роль как в творчестве самого писателя, так и в жизни народа России. Пейзажные зарисовки и фольклор гармонично сочетаются и отражают широкую русскую душу, огромные русские территории, историю народа и культурные традиции. У меня этот рассказ вызывает только положительные эмоции, в нем, помимо красочной картины природы и интересного фольклора, вложена важная философская проблема о судьбе человека, о его месте в мире, о его единении с природой и космосом.


5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОГО МАТЕРИАЛА.


1. http://www.wikipedia.org

2.


Размещено на Allbest.ru

1.Свежая струя пробежала по моему лицу. 2. Я открыл глаза: утро зачиналось. 3. Еще нигде не румянилась заря, но уже забелелось на востоке. 4. Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звезды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля, запотели листья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса, и жидкий, ранний ветерок уже пошёл бродить и порхать над землею. 5. Я проворно встал и подошёл к мальчикам. 6. Они все спали, как убитые, вокруг тлеющего костра.7. Я пошёл восвояси вдоль задымившейся реки. 8.Не успел я отойти двух верст, как уже полились сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света. 9. Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило. 10. Всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы; мне навстречу, чистые и ясные, словно тоже обмытые утренней прохладой , пронеслись звуки колокола , и вдруг мимо меня, погоняемый знакомыми мальчиками, промчался отдохнувший табун.




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал