- Учителю
- Урок литературы для 11 класса по теме «Оружия любимейшего род. . .» (Сатирические произведения Маяковского)
Урок литературы для 11 класса по теме «Оружия любимейшего род. . .» (Сатирические произведения Маяковского)
Тема урока: «Оружия любимейшего род»
(Сатирические произведения В.В.Маяковского)
Тип урока: урок-практикум; 2 спаренных урока.
Цель урока: повторить особенности лирики Маяковского;
путем анализа стихотворений показать, как созревал талант
Маяковского-сатирика;
выявить, против чего направлена его сатира;
раскрыть способы создания сатирических образов;
развивать творческие способности учащихся.
Оборудование урока: раздаточный материал «Особенности лирики Маяковского», карточки с заданиями для работы в группах, сборники стихотворений поэта, электронная презентация «Маяковский и «Окна РОСТА».
Ход урока.
-
Организационный момент. Объявление темы, цели и задач урока.
-
Творческая разминка.
Учитель: Ребята, на доске записан сюжет для создания лирического произведения. (Запись на доске: «Порывистый ветер сдувает дым с печных труб, темную улицу освещает фонарь»). Попробуйте в течение 5-7 минут создать небольшое стихотворение по данному сюжету.
По истечении отведенного времени зачитываются работы. Вот некоторые из них:
В доме нега и тепло,
В сенях ветер буйный злится…
В печи с открытым желобом
Огонь веселеньки струится…
На улице горит фонарь,
Своим огнем мне душу грея,
А ветер злой, как демон ночи,
В своих порывах все страшнее…
(М.Шаланова)
Вот и настала ночь.
Темный сорвался лист.
Ветра бушующий свист
Глухо играл в ночи.
Света прорвался луч.
Это горит фонарь.
Он освещает путь.
Стала светлее ночь.
Если смотреть в печь,
Можно узреть тьму.
В тьме скрывается свет…
Помни об этом, друг!
(Кокшаров С.)
Учитель: А теперь прослушайте, пожалуйста, шедевр Маяковского:
Ветер колючий
Трубе
Вырывает
Дымчатой шерсти клок;
Лысый фонарь
Сладострастно снимает
С улицы
Черный чулок.
(Из стихотворения «Из улицы в улицу»)
-
Повторение.
Учитель: Заметим, как поразительна новизна поэзии Маяковского, насколько необычны запоминающиеся и удивляющие образы. На прошлом уроке мы говорили об особенностях лирики В.В.Маяковского. Пользуясь раздаточным материалом, который находится у вас на столах, определите, какая из особенностей его поэтики прослеживается в том или ином отрывке из его произведений.
Содержание раздаточного материала.
-
«Особенности лирики В.В.Маяковского».
-
Новаторство, стремление к кардинальному обновлению поэзии.
-
В центре его поэзии - «грандиозный» лирический герой, на равных объясняющийся с миром, со Вселенной.
-
С необычайной смелостью поэт вводит слова и выражения грубого, вульгарного стиля - разрушает штампы, стереотипы, границы дозволенного.
-
Речь Маяковского обычно обращена к слушателю, поэтому многие стихотворения по форме представляют собой диалог, беседу.
-
Маяковский создает свою систему тонического и акцентного стиха, в его строке различное количество неударных слогов. Поэт располагает строки «лесенкой».
-
Словотворчество, авторские неологизмы (окказионализмы), необычные метафоры.
-
Маяковский - необычный реформатор в области рифмы.
-
Отрывки из стихотворений.
-
-
Эй, вы!
Небо!
Снимите шляпу!
Я иду!
(«Облако в штанах»)
-
Послушайте!
Ведь если звезды зажигают -
Значит - это кому-нибудь нужно?
(«Послушайте!»)
-
Знаете ли вы, бездарные многие,
Думающие нажраться лучше как,-
Может быть, сейчас бомбой ноги
Выдрало и Петрова поручика?...
(«Вам»)
-
Мама!
Ваш сын прекрасно болен!
Мама!
У него пожар сердца.
(«Облако в штанах»)
-
Вам,
конечно, известно
явление «рифмы».
Скажем,
строчка
окончилась словом
«отца»,
И тогда
через строчку,
слога повторив, мы
Ставим
какое-нибудь:
ламцадрица-ца.
(«Разговор с фининспектором о сущности поэзии»)
-
Вот и вечер
В ночную жуть
Ушел от окон,
Хмурый,
Декабрый.
(«Облако в штанах»)
-
Ржут этажия.
Улицы пялятся.
Обдают водой холода.
Весь истыканный в дымы
и в пальцы,
Переваливаю года.
(«России»)
8) Мир огромив мощью голоса
Иду - красивый
Двадцатидвухлетний.
(«Облако в штанах»)
-
4. Работа по теме урока.
1) Слово учителя: С огромной любовью писал В.В.Маяковский о людях, строящих новую жизнь. Именно поэтому он гневно выступал против тех, кто мешал этому строительству. «Оружия любимейшего род», так определил Маяковский свое отношение к сатире.
Ирония, гипербола, гротеск, фантастика, сарказм придавали сатирическим произведениям поэта различные оттенки.
«Маяковский улыбается,
Маяковский смеется,
Маяковский издевается»,- так назвал он один из сборников своих стихов.
2) Словарная работа (средства художественной выразительности).
Учитель: Давайте вспомним, что обозначают записанные на доске художественно-изобразительные средства. (На доске только выделенное жирным шрифтом)
Ирония (насмешка)
Сарказм (высшая степень иронии, злая, горькая или гневная насмешка)
Юмор (добрый, сочувствующий смех)
Сатира (обличающий, гневный смех)
Фантастика (надуманное, неправдоподобное, сверхъестественное)
Гипербола (преувеличение)
Гротеск (чрезмерное преувеличение, изображение чего-либо в фантастическом, уродливо-комическом виде)
Аллегория (образное иносказание)
Синекдоха (перенос значения по принципу количественного соотношения, название части вместо целого).
Учитель: Собственно сатирические стихи дореволюционного периода - это его знаменитые «Гимны», опубликованные в журнале «Новый сатирикон». В самих названиях гимнов: «Гимн судье», «Гимн взятке», «Гимн обеду» - комическое несоответствие: ведь гимн - это торжественная песнь, петь которую в честь обеда или взятки просто смешно.
3) Чтение подготовленными учащимися стихотворений и их обсуждение. (Что высмеивает автор в этих произведениях?)
А) «Гимн судье» (1915 г.)
(Маяковский высмеивает общественный строй России, хотя местом действия названа далекая страна Перу.. Страной это правят унылые судьи, враждебные всему живому. Они сами не умеют радоваться жизни и запрещают это делать другим, стремятся все регламентировать, сделать бесцветным. Так под взглядом судьи вылинял оранжево-синий павлиний хвост (гротеск). Далее:
Судья поймал и пух и перья
Бедной колибри выбрил.
Игра слов, основанная на сходном звучании (каламбур), создает комический эффект. Народ под властью злобных судей дан в образе каторжан, гребущих галеру. Освободить каторжников можно, только устранив судей, которые
…мешают и птице, и танцу,
И мне, и вам, и Перу.)
Б) «Гимн обеду» (1915 г.)
(особенно ненавистен Маяковскому буржуазный мир - мир «жирных». В стихотворении возникает прием, который носит название синекдоха (вместо целого называют часть). Вместо человека действует желудок:
Желудок в панаме! Тебя ль заразят
Величием смерти для новой эры?!
Желудку ничем болеть нельзя,
Кроме аппендицита и холеры!
С сарказмом говорит автор о сытых буржуа, озабоченных только своим желудком. Больше ничто их не волнует:
Спи, не тревожась картиной крови
И тем, что пожаром мир опоясан,-
Молоком богаты силы коровья и
Безмерно богатство бычьего мяса.)
Учитель: После революции, в которую Маяковский искренне поверил, сатирическая направленность его поэзии меняется. Героями его стихов становятся враги революции. В 1919-1922 г.г. Маяковский работал в «Окнах РОСТА», рисовал плакаты, сочинял к ним стихотворные подписи. Поэт воспевал победы Красной Армии, беспощадно высмеивал врагов революции, гневно высказывался против мещан.
4) Электронная презентация ученика «Маяковский и «Окна РОСТА».
5) Большую известность приобрели в послереволюционное время стихотворения «О дряни», «Прозаседавшиеся», «Взяточники», «Протекция» и другие.
6) Работа в группах (4 группы).
Каждая группа получает задание проанализировать указанное стихотворение, опираясь на предложенные вопросы.
1 группа - «О дряни» (1920-1921).
- За что Маяковский осуждает мещан?
- Какие художественно-изобразительные средства использует поэт для обличения мещан, приспособившихся к новому общественному укладу?
(На смену героям гражданской войны пришли новые «герои», которых поэт клеймит словами «дрянь», «мурло», «мразь». Они быстро приспособились к новому общественному укладу. Внешняя маскировка (портрет Маркса, газета «Известия») скрывают истинную суть мещанина, его стремление к материальному благополучию, комфорту, престижу.
Поэт использует различные средства изобразительности. Гипербола («намозолив от пятилетнего сидения зады…», «эх, и заведу себе тихоокеанские галифища, чтоб из штанов выглядывать как коралловый риф»). Создается гротескный образ чинуши, превратившегося в неодушевленный предмет, т.е. лишенного души. Гротескная картина возникает в финале - традиционный для литературы образ оживающего портрета, на этот раз портрета Маркса, который выступает с довольно странным призывом свернуть головы канарейкам. Понатен этот призыв только в контексте всего стихотворения, в котором канарейки приобрели обощенное значение символа мещанства (аллегория).
2 группа - «Прозаседавшиеся» (1922 г.)
- Что вызывает гнев поэта?
- С какой целью он прибегает к фантастике?
- Какими средствами выразительности пользуется автор?
- В каких строчках содержится основная мысль стихотворения?
(Тенденция к увеличению бюрократического аппарата наметилась уже в первые годы Советской власти. С невероятной быстротой стали возникать учреждения. Погрязшие в непрерывных заседаниях, собраниях, имитирующие кипучую деятельность, но далекие от истинных нужд народа. Против них и направлено это стихотворение.
Изобразительные средства: гипербола (преувеличенное количество заседаний), литота (покупка склянки чернил Гупкооперативом). Далее создается фантастическая картина («сидят людей половины») для того, чтобы показать, что служащим приходится буквально разрываться между заседаниями, которые проходят одновременно.
Основная мысль заключается в последних строчках стихотворения:
С волнения не уснешь.
Утро раннее.
Мечтой встречаю рассвет ранний:
«О, хотя бы
Еще
Одно заседание
Относительно искоренения всех заседаний!»
В этом риторическом восклицании выражется мечта автора о том времени, когда будут искоренены все заседания.)
3 группа - «Взяточники» (1926г.)
- Против чего направлено стихотворение?
- Какие чувства владеют автором?
- К чему призывает Маяковский?
(В этом стихотворении гнев поэта направлен еще против одного врага революции - взяточничества. Вначале дается описание некоего «ответственного», которого весь день тяготит «непролазная дума»: куда бы пристроить кума. С горькой иронией пишет Маяковский, что чиновник этот буквально понял «братство народов» как счастье братьев, теть и сестер». Призванный на службу народу, он оттягивает решение вверенных ему вопросов, пока на его столе не окажется «пакет с листами новейших данных». Чувствуется авторский сарказм в описании того, как «со сладострастием, пальцы слюнявя, мерзавец считает червончики». Негодование Маяковского растет, он пишет:
Укравшему хлеб
Не потребуешь кар.
Возможно
простить и убийце.
Быть может, больной,
сумасшедший угар
В душе
у него
клубится.
Но если
скравший
этот вот рубль
Ладонью
ладонь мою тронет,
Я, руку помыв,
кирпичом ототру
Поганую кожу с ладони.
Презрение поэта растет, и оно в конце стихотворения выливается в открытый протест:
Долой присосавшихся
к нашим
рядам
И тех,
кто к грошам
присосался!)
4 группа - «Протекция (1926 г.)
- Что обличает Маяковский в этом стихотворении?
- Какова композиция стихотворения? Какое идейное содержание несет каждая часть?
- Каким чувством проникнуты последние строки произведения?
(С проявлением бюрократизма и мещанства Маяковский боролся до конца жизни. Во многих его стихотворениях обличаются карьеристы, взяточники, подхалимы, подлецы. В этом стихотворении поэт рассматривает еще одно зло - кумовство. Без покровительства, влиятельной поддержки не решается ни одно дело. Возникает безрадостная картина: человек чего-то стоит в этой жизни , если только у него есть «большущие связи». Интересна композиция стихотворения. Оно состоит из трех частей. 1 часть - описание различных связей. 2 часть - показ того, как быстро решается любое дело приналичии этих связей. 3 часть по содержанию противопоставляется (антитеза) 2 части: «а попробуй - полазий без родственных связей!», «не допустят близко».
С надеждой на изменение дел к лучшему звучат последние строки:
Кто бы ни были
сему виновниками
Сошка маленькая
или крупный кит,-
Разорвем
сплетенную чиновниками
Паутину кумовства,
протекций, волокит.)
7)Выступление групп с анализом предложенных стихотворений.
8)Подведение итогов урока.
Ответ на вопрос : «Актуальны ли сатирические произведения Маяковского в наши дни?»
Домашнее задание:
1) Письменно ответить на последний вопрос урока.
2) Прочитать и проанализировать устно стихотворения:
- «Подлиза» (1 уровень)
- «Подлиза», «Мразь» (2 уровень)
- «Подлиза», «Мразь», «Трус» (3 уровень).