7


  • Учителю
  • Урок по обществознанию на тему 'Прогресс'

Урок по обществознанию на тему 'Прогресс'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Робота с текстом

Направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, называется в науке прогрессом. Сам термин «прогресс» происходит от латинского слова progress, которое означает «движение вперед». Понятию прогресса противоположно понятие регресса. Для регресса характерны движение от высшего к низшему, процесс деградации, возврат к изжившим себя формам и структурам.

Известно, что общество находится в непрерывном движении, развитии. Мыслители с древнейших времен задумывались над вопросом - в каком направлении развивается общество?

Древние философы Платон и Аристотель рассматривали историю как циклический процесс, замкнутый круговорот, проходящий одни и те же стадии.

Существует также органическая теория возникновения и развития общества и государства, согласно которой закономерности жизни общества можно сопоставить с жизненными циклами живого существа: организм зарождается из клетки, с течением времени взрослеет, достигает своего расцвета, становится зрелым, затем неизбежно стареет и умирает.

По какому пути идет общество: по пути прогресса или регресса? Оттого, каким будет ответ на этот вопрос, зависит представление людей о будущем.

В разные эпохи ученые и философы по-разному объясняли общественный прогресс и его перспективы. Суть гипотезы, предложенной тем или иным мыслителем, во многом зависела от исторического периода, а также опт, мировоззрения.

Древнегреческий поэт Гесиод (VIII-VII вв. до н. э.) рассуждал о стадиях в жизни человеческого общества. Первой стадией, по его мнению, являлся золотой век, когда люди жили легко и беспечно, а в мире царили добро и справедливость. Вторую стадию Гесиод называл серебряным веком; он ознаменовал начало падения устоев морали и благочестия, стал переходом к периоду упадка. Так, с разложением нравственных ценностей и крушени­ем идеалов люди оказались в железном веке, когда повсюду правили зло, насилие, корысть, алчность, попиралась справедливость. В соответствии с позицией, высказанной Гесиодом, человеческое общество имеет регрессивный путь развития, а сам человек не властен изменить трагический ход истории.

С достижениями науки, ремесел, расцветом искусств, оживлением общественной жизни в эпоху Возрождения связано появление теории общественного прогресса. Одним из первых теорию общественного прогресса выдвинул французский философ Анн Робер Тюрго (1727-1781).

Французский философ-просветитель Жан Антуан Кондорсе (1743-1794) писал, что история представляет собой картину беспрерывного развития, прогресса человеческого разума. Наблюдения за тем, чем человек был, и за тем, чем он стал в настоящее время, помогут нам, писал Кондорсе, найти средства обеспечить и ускорить новые успехи, на которые его природа позволяет ему надеяться. Направление развития общества и степень его зрелости во многом зависит от сознательной деятельности людей. Сама суть исторического процесса воспринимается Кондорсе как путь социального прогресса, в центре которого и восходящее развитие человеческого разума.

Классик немецкой философии Георг Гегель считал общественный прогресс не только принципом разума, но и движущей силой всех мировых событий.

Эту веру в прогресс восприняли Карл Маркс и его последователи, считавшие, что человечество идет ко все большему овладению природой, развитию производства и совершенствованию самого человека.

XIX и XX вв. ознаменовались бурными событиями, которые дали но­вую информацию к размышлению о прогрессе и регрессе в жизни обще­ства. В XX в. появились социологические теории, которые отказались от оптимистического взгляда на развитие общества, характерного для идей прогресса. Вместо них предлагаются теории циклического круговорота, пессимистические идеи конца истории, глобальных экологических, энер­гетических и ядерных катастроф. Ученые и философы вновь обратились к теории Гесиода о регрессивном пути развития общества.

Одну из точек зрения по вопросу о прогрессе выдвинул философ и социолог Карл Поппер (род. 1902). Ему принадлежит высказывание: «Если мы думаем, что история прогрессирует или что мы вынуждены прогрессировать, то мы совершаем такую же ошибку, как и те, кто верит, что история имеет смысл, который может быть в ней открыт, а не придан ей. Ведь прогрессировать - значит двигаться к некой цели, которая существует для нас как для человеческих существ. Для истории это невозможно, про­грессировать могут только человеческие индивидуумы». К. Поппер ввел понятия «социальная технология» и «социальная инженерия», полагая, что ход истории неподвластен проектированию.

  • Что такое «прогресс»?

  • Что такое «регресс»?

  • С кем из мыслителей вы согласны и почему?

  • Заполните таблицу:

Мыслитель

Взгляды

Аристотель и Платон


Гесиод (VIII-VII вв. до н. э.)


Жан Антуан Кондорсе (1743-1794)


Георг Гегель (1770-1831)


Карл Маркс (1818-1883)


Карл Поппер (1902 -1994)


Философы XX - XXI вв.

Прочитайте текст и выполните задания C1-С4.

Мне кажется неизбежным продолжение и развитие основных существующих сейчас тенденций научно-технического прогресса. Я не считаю это трагичным по своим последствиям, несмотря на то, что мне не совсем чужды опасения тех мыс­лителей, которые придерживаются противоположной точки зрения.

Рост населения, истощение природных ресурсов - это все такие факторы, ко­торые делают абсолютно невозможным возвращение человечества к так называемой «здоровой» жизни прошлого (на самом деле очень тяжелой, часто жестокой и без­радостной) - даже если бы человечество этого захотело и могло осуществить в ус­ловиях конкуренции и всевозможных экономических и политических трудностей. Разные стороны научно-технического прогресса - урбанизация, индустриализация, машинизация и автоматизация, применение удобрений и ядохимикатов, рост куль­туры и возможностей досуга, прогресс медицины, улучшение питания, снижение смертности и продление жизни - теснейшим образом между собой связаны, и нет никакой возможности «отменить» какие-то направления прогресса, не разрушая всей цивилизации в целом. Только гибель цивилизации в огне всемирной термоя­дерной катастрофы, от голода, эпидемий, всеобщего разрушения - может обратить вспять прогресс, но надо быть безумцем, чтобы желать такого исхода.

Сейчас в мире неблагополучно в самом прямом, самом грубом смысле слова. Го­лод и преждевременная смерть непосредственно угрожают множеству людей. По­этому сейчас первой задачей истинно человеческого прогресса является противо­стоять именно этим опасностям, и всякий другой подход явился бы непроститель­ным снобизмом. При всем том я не склонен абсолютизировать одну только технико-материальную сторону прогресса. Я убежден, что «сверхзадачей» человече­ских институтов, и в том числе прогресса, является не только уберечь всех родив­шихся людей от излишних страданий и преждевременной смерти, но и сохранить в человечестве все человеческое - радость непосредственного труда умными рука­ми и умной головой, радость взаимопомощи и доброго общения с людьми и при­родой, радость познания и искусства. Но я не считаю непреодолимым противоре­чие между этими задачами. Уже сейчас граждане более развитых, индустриализо­ванных стран имеют больше возможностей нормальной здоровой жизни, чем их современники в более отсталых и голодающих странах. И уж во всяком случае прогресс, спасающий людей от голода и болезней, не может противоречить сохра­нению начала активного добра, которое есть самое человечное в человеке.

Я верю, что человечество найдет разумное решение сложной задачи осуществле­ния грандиозного, необходимого и неизбежного прогресса с сохранением человече­ского в человеке и природного в природе.

(АД. Сахаров)

С1. На основе текста определите, каково мнение автора по поводу научно-технического прогресса в целом. Укажите две его стороны.

С2. Какие две задачи, стоящие перед человеческим прогрессом, формулирует автор?

С3. В тексте говорится о том, что граждане более развитых стран имеют больше возможностей нормальной здоровой жизни, чем их современники в более отсталых и голодающих странах. Опираясь на знания курса и материалы СМИ, приведите три характеристики жизни в отсталых и голодающих странах, конкретизирующих дан­ное утверждение.

С4. А.Д. Сахаров допускает два варианта судьбы человечества - его гибель или спасе­ние. Что делают люди в начале третьего тысячелетия, чтобы выжить? Приведите три примера такой деятельности.


С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «общественный прогресс»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об общественном прогрессе.


С6. Приведите три примера технического прогресса в современном обществе.


С7. Индустриализация в СССР привела к развитию современной промышленности, но сопровождалась ущемлением прав граждан. Какое свойство общественного прогрес­са иллюстрируется данным примером? Приведите два своих примера, иллюстрирующих это свойство.


С8. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Понятие общественного прогресса». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детали­зированы в подпунктах.


С9.2 Философия

«Если людоед пользуется вилкой и ножом - это прогресс?» (С. Ежи Лец)



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал