7


  • Учителю
  • урок литературы в 4 классе Козетта

урок литературы в 4 классе Козетта

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: ЛИТЕРАТУРА.Тема: «Козетта» В.Гюго.Задачи : 1. Формировать  у учащихся собственной позиции, собственного отношения к прочитанному произведению В.Гюго «Козетта», совершенствовать умения учащихся находить и выражать сопряжения своего и авторского "я".2. Развивать навыки выр
предварительный просмотр материала


ЛИТЕРАТУРА.

Тема: «Козетта» В.Гюго.

Задачи : 1. Формировать у учащихся собственной позиции, собственного отношения к прочитанному произведению В.Гюго «Козетта», совершенствовать умения учащихся находить и выражать сопряжения своего и авторского "я".

2. Развивать навыки выразительного чтения, образное мышление, устную монологическую и письменную речь.

3. Воспитывать в учащихся чувства сопереживания, сочувствия, участия.

ТИП УРОКА: урок-эссе.

ХОД УРОКА:

  1. Орг.момент.

Здравствуйте ребята, мне очень приятно вас видеть. Сегодня наш урок будет несколько отличаться от обычных уроков. Его назовём уроком - эссе.

  1. Постановка целей и задач перед учащимися.

Ребята, а что такое эссе? Как вы понимаете его? (ответы детей).

Словарь кратких литературоведческих терминов трактует понятие "эссе" как разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций.

Значит, чем мы будем заниматься на уроке, если это урок - эссе? (ответы детей).

Мы посвятим наш урок изображению собственных впечатлений, раздумий, переживаний о судьбе героини произведения В.Гюго «Козетта».

  1. Организация восприятия, осмысления новой информации (усвоения исходных знаний).

Виктор ГЮГО (Hugo) Виктор (полное имя Виктор Мари) (26 февраля 1802, Безансон - 22 мая 1885, Париж), французский писатель, проживший почти столетие, стал свидетелем и участником исторических событий, потрясших XIX век.

Весенним днем, 26 февраля 1802 года, в городе Безансоне, в трехэтажном доме, где жил тогда капитан Леопольд Сижисбер Гюго, родился ребенок - третий сын в семье. Хилый младенец был, по словам матери, «не длиннее столового ножа», однако ему суждено было вырасти в человека могучего физического и духовного здоровья и прожить долгую и славную жизнь.

Детство Виктора Гюго прошло под грохот наполеоновских барабанов, под небом, еще освещенным зарницами революции. Вместе с матерью и братьями он сопровождал отца в походах, и перед глазами ребенка мелькали дороги и города Франции, Италии, средиземноморские острова, Испания, охваченная партизанской войной против французских захватчиков, - и снова Париж, уединенный дом и заросший сад бывшего монастыря. Родители Виктора разошлись, и мальчик воспитывался под сильным влиянием матери. Отец сумел завоевать любовь и восхищение сына после смерти своей жены в 1821.

Гюго учился в лицее Карла Великого. Участвовал в конкурсах Французской Академии и Тулузской Академии. Его сочинения были высоко оценены.

Эпиграфом к жизни и творчеству талантливого писателя может послужить его собственное высказывание:

«Я в своих книгах, драмах, прозе и стихах заступался за малых и несчастных,
умоляя могучих и неумолимых».

** как вы, ребята, понимаете данное высказывание? (ответы детей).

** справедливо ли данное высказывание? Действительно ли в своих произведениях Гюго заступался «.. за малых и несчастных, умоляя могучих и неумолимых»?

Для раскрытия данного вопроса обратимся к произведению «Козетта» В.Гюго.

Для начала представим вниманию картинную галерею, посвящённую данному произведению.

** скажите, пожалуйста, кто или что является центральным образом ваших рисунков?

** почему? ** кто такая Козетта?

ВЫБОРОЧНОЕ ЧТЕНИЕ:

** какой предстаёт Козетта пред нами в первой части?

Чтение по демонстрационному листу:

Перед ней в двух шагах стояла женщина. У этой женщины тоже был маленький ребенок; она держала его на руках.

Кроме того, она несла довольно большой и, видимо, очень тяжелый дорожный мешок.

Ее ребенок был божественнейшим в мире созданием. Это была девочка двух-трех лет. Кокетливостью наряда она смело могла поспорить с игравшими девочками; поверх чепчика, отделанного кружевцем, на ней была надета тонкая полотняная косыночка; кофточка была обшита лентой. Из-под завернувшейся юбочки виднелись пухленькие белые и крепкие ножки. Цвет лица у нее был прелестный: розовый и здоровый. Щечки хорошенькой малютки, словно яблочки, вызывали желание укусить их. О глазах девочки трудно было сказать что-либо, кроме того, что они были, очевидно, очень большие и осенялись великолепными ресницами. Она спала.

Она спала безмятежным, доверчивым сном, свойственным ее возрасту. Материнские руки - воплощение нежности; детям хорошо спится на этих руках.

А ее мать казалась печальной. Убогая одежда выдавала работницу, которая собирается снова стать крестьянкой. Она была молода. Красива ли? Возможно, но в таком наряде это было незаметно. Судя по выбившейся белокурой пряди, волосы у нее были очень густые, но они сурово прятались под монашеским чепцом, некрасивым, плотным, узким, завязанным под самым подбородком. Улыбка обнажает зубы, и вы любуетесь ими, если они красивы, но эта женщина не улыбалась. Глаза ее, казалось, не просыхали от слез.

ЗАПОЛНЕНИЕ КЛАСТЕРА (по ходу рассуждения)

Здоровая с голубыми глазами

Бедно одетая - нищая

испуганная

жалкая

Ласковая

маленькая

несчастная

КОЗЕТТА


грустная

Запуганная хозяевами

Живая

Хитрая, точнее осторожная

Её опутывал страх

Обезображенная жизнью

Униженная

** почему Козетта оказалась в чужой семье? Какую цель преследовала мать Козетты? (она не знала, что её ожидает и, поверив своим глазам, решила девочку оставить пусть у незнакомых, но хороших людей)

** Чем обернулся поступок матери для Козетты? Какой она стала по прошествии нескольких лет в семье Тенардье?

Чтение по демонстрационному листу:

Если бы по истечении этих трех лет Фантина вернулась в Монфермейль, она бы не узнала своего ребенка. Козетта, вошедшая в этот дом такой хорошенькой и свеженькой, была теперь худой и бледной. Во всех ее движениях чувствовалась настороженность. "Она себе на уме!" - говорили про нее Тенардье.

Несправедливость сделала ее угрюмой, нищета - некрасивой. От нее не осталось ничего, кроме прекрасных больших глаз, на которые больно было смотреть, потому что, будь они меньше, в них, пожалуй, не могло бы уместиться столько печали.

Сердце разрывалось при виде бедной малютки, которой не было еще и шести лет, когда зимним утром, дрожа в дырявых обносках, с полными слез глазами, она подметала улицу, еле удерживая огромную метлу в маленьких посиневших ручонках.

В околотке ее прозвали "Жаворонком". Народ, любящий образные выражения, охотно называл так это маленькое создание, занимавшее не больше места, чем птичка, такое же трепещущее и пугливое, встававшее раньше всех в доме, да и во всей деревне, и выходившее на улицу или в поле задолго до восхода солнца.

Только этот бедный жаворонок никогда не пел.

Козетту одолевали тяжкие думы; ей было только восемь лет, но она уже так много выстрадала, что в минуты горестной задумчивости казалась маленькой старушкой.

Одно веко у нее почернело от тумака, которым наградила ее Тенардье, время от времени восклицавшая по этому поводу: "Ну и уродина же эта девчонка с фонарем под глазом!"

IV. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении по образцу.

ЧТЕНИЕ II ЧАСТИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ - выразительное чтение с остановками на экранизацию (мысли вслух или чтение между строк). Стр. 101-102

ЧТЕНИЕ ПО РОЛЯМ: стр 103-105.

Человек - Алёша

Козетта - Вика

Хозяйка Тенардье - Настя

Автор - Камилла.

** какие рисунки картинной галереи соответствуют данному отрывку?

** найдите отрывок текста соответствующий данному рисунку. (Козетта играет новой куклой) Найдите на демонстр.листах как Козетта воспринимала куклу и всё, что с ней связано?

Лавочка показалась ей дворцом, а кукла -сказочным видением. Это был восторг, великолепие, богатство, счастье, возникшее в призрачном сиянии перед маленьким жалким существом, поверженным в бездонную, черную, леденящую нужду. Козетта с присущей детям простодушной и прискорбной проницательностью измеряла пропасть, отделявшую ее от этой куклы. Она говорила себе, что надо быть королевой или по меньшей мере принцессой, чтобы играть с такою "вещью". Она любовалась чудесным розовым платьем, роскошными блестящими волосами и думала; "Какая счастливица эта кукла!" И девочка не могла отвести глаза от волшебной лавки. Чем дольше она смотрела, тем сильнее изумлялась. Ей казалось, что она видит рай. За большой куклой сидели куклы поменьше, и ей представлялось, что это феи и ангелы. Торговец, который прохаживался в глубине лавочки, казался ей чуть ли не самим богом.

Она так углубилась в благоговейное созерцание, что забыла обо всем, даже о поручении, которое должна была выполнить.

** как девочка берёт эту куклу? Почему?

ЭКРАНИЗАЦИЯ о чём говорит девочка кукле?

** кто выступает в роли защитника, заступника от имени автора?

** ВЫБОРОЧНОЕ ЧТЕНИЕ: ПОДАРОК НА РОЖДЕСТВО: (хрестоматия 102-103)

Какой рисунок представляет нам этого героя?

Известно ли нам его имя? Как вы думаете почему «человек» не хочет себя назвать? Каких людей, благодаря ему мы увидели в Тенардье? О чём или о ком они в действительности заботились?

V. Творческое применение и добывание знаний, усвоение способов деятельности путём решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.

** какие чувства пробудило в вас это произведение?

** о чём хотел сказать автор? Нашло ли подтверждение, данное высказывание -

«Я в своих книгах, драмах, прозе и стихах заступался за малых и несчастных,
умоляя могучих и неумолимых»?

** «Дети подземелья» В.Г. Короленко и «Козетта» В. Гюго.

Что объединяет эти произведения? Кто выступает защитником в произведении дети подземелья?

** как вы думаете, чем могла бы закончится история про Козетту? Каким бы вы хотели увидеть окончание?

НАПИСАНИЕ ЭССЕ: (после прослушивания фонограммы)

«Почему этот мир не принимает меня? Он смеётся надо мной, а я плачу. Плачу от боли и унижений, от беззащитности и безысходности. Мне так мало надо для счастья. Отдохнуть, покушать без страха, что отберут последний кусок, поиграть своей сабелькой. А они страшные, злые. Они не видят, не хотят видеть, что я мала, они считают, что моя жизнь обречена и никчемна. Чего обо мне тревожиться. Если бы пришла моя мама, хоть глазком бы взглянуть на неё и тогда…».

Ребята, в течение урока вы высказывали свои мысли, делились впечатлениями, переживали за героиню. А сейчас вам на выбор предлагаются темы для письменного оформления своих рассуждений - написания эссе.

«Моя маленькая жизнь»

«Мой герой»

«Нечаянная радость»

VI. Контроль над результатами учебной деятельности, осуществляемых учителем и учащимися.

** зачитывание 1 - 2 эссе учащихся.

VII. Домашнее задание: закончить написание эссе. Подготовиться к выразительному чтению и чтению по ролям.

VIII. Итоги (рефлексия). Что полезного вы вынесли из материала сегодняшнего урока? Какие чувства оставило это произведение в вашей душе?




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал