- Учителю
- Урок по литературному чтению Разговор чайников (3 класс)
Урок по литературному чтению Разговор чайников (3 класс)
Республиканский семинар учителей начальных классов
Открытый урок по литературному чтению в 3 «Г» классе
на тему: «Разговор чайников» (коллективная творческая работа)
Разработала: Цыбикова Людмила Намсараевна, учитель начальных классов МАОУ СОШ №32
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКАТема урока
Место урока по теме
«Разговор чайников»
В разделе «Мир, созданный автором»
Тип урока
Формы, приемы, методы
Коллективная творческая работа
Формы: общеклассная дискуссия, самостоятельная работа, работа в парах, работа в группе.
Приемы: решение нестандартных задач, точка зрения, рефлексия
Методы: анализ, сравнение, словесный метод, наглядный метод, метод стимулирования.
Цель урока
Задачи урока
Цель:
Научить ребенка вúдению в жизни того, что может
стать основой художественного образа, соответствующему обращению с
предметами и явлениями (дети работают с самым обычным предметом -
чайником - с тем, к чему они привыкли относиться сугубо утилитарно,
потребительски, как к тому, что не является предметом
любования.
Задачи урока:
1. Предметные:
- учиться видеть необычное в обычном, показывать точку зрения героя
- акцентное вычитывание текста,
- составление возможной основы сочинения в процессе коллективной творческой работы «Разговор двух чайников».
2. Метапредметные:
1. Познавательные УУД:
- развивать умение контролировать свою деятельность, самостоятельно и в группе выполнять задание;
- умение определять знание от незнания.
2. Регулятивные УУД:
- формулировать умение определять и формировать цель, планировать свою деятельность;
- формировать умение осуществлять самоконтроль.
3. Коммуникативные УУД:
- формировать умение работать в группе;
- формировать умение сотрудничать с учителем и одноклассниками;
- уметь точно выражать свои мысли.
4. Личностные результаты
- формировать познавательный интерес к новому материалу;
-создавать позитивное эмоциональное отношение учащихся к предмету и уроку
Предполагаемый результат
Предметные умения:
-
Дать описание внешнего вида чайников.
-
Определить характеры героев, понять их «жизнь».
-
Выбрать место встречи.
-
Проба составления разговора чайников (работа в парах), анализ.
-
Рефлексия.
-
Сочинение (самостоятельная работа).
УУД
Педагогические технологии
Средства, способы
общекультурная (умение ставить цель деятельности, определять пути ее достижения, оценивать результаты деятельности; умение разрешать учебные проблемные ситуации);
учебно-познавательная (нахождение, использование информации для решения учебных ситуаций),
коммуникативная (задавать вопросы, строить понятные высказывания; учиться работать в группе, взаимодействовать с партнерами для получения общего результата).
Технология деятельностного метода обучения, технология оценивания учебных успехов, метод проблемного обучения, технология игровых методов, здоровье - сберегающие технологии, обучения в сотрудничестве
демонстрация конкретных предметов, наблюдение, импровизация, словесное описание, выразительное чтение.
ХОД УРОКАЭтапы (творческих задачи)
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Универсальные учебные действия
Результат (движение)
Организационно-мотивацонный
-
Выделение внешних признаков предметов (чайников).
- Сегодня у вас будет не совсем обычный урок. Вы будете работать не с художественными текстами, а вот с этими чайниками.
- Как вы думаете, зачем они нам на уроке литературы?
- Мы будем определять точку зрения чайников.
Будем угадывать, какое настроение у чайников.
Привлекается внимание детей к неповторимости
внешнего облика предметов, к его чертам и конкретным чувственным
признакам, что должно помочь сохранить в будущем сочинении
«узнаваемость» предмета, сделать его облик «говорящим»,
выразительным. Постоянное внимание искусства ко всему конкретному,
видимому, слышимому, осязаемому неоспоримо, на это повышенное
внимание и «настраиваются» все работающие над этюдом.
- Значит, кем вы будете, какую работу станете
выполнять?
. Чтобы определить точку зрения к, ее настроение, вы действительно должны посмотреть на мир глазами чайника, с его точки зрения, т.е. в какой-то мере стать чайником. Кем же вы тогда будете?
Чайниками.
Сочинителями.
Еще критиками.
- Верно, вы будете сочинителями - вам придется
сочинять «за чайник»; и критиками - вам придется оценить,
получилось или нет. Итак, у нас два чайника. Они одинаковые?
- Рассмотрите внимательно каждый. По каким признакам они
отличаются друг от друга? Назовите сначала признаки маленького.
- Нет.
-
Связь внешних признаков с чертами характера.
Как видите, чайники разные. У чайников можно
найти много разных признаков. А теперь вспомните про волшебство.
Если думать по-волшебному, то это не просто чайники, а живые
существа с душой и сердцем. У них есть человеческие черты
характера, поведение - они могут совершать поступки. Только, чур,
условимся: мы принимаем только одно сказочное условие - они будут
говорить по-человечески, а все остальное должно быть так, как может
быть только с чайником и именно с чайником.
Попробуйте теперь на основании того, что вы заметили в их внешнем
виде, угадать, какой характер, какое настроение может быть у
каждого чайника?
Решение задачи «пройти за» эти чувственные признаки, угадать за ними возможный характер, передать отношение к тому, о чем будет рассказано. Это «угадывание» по внешнему облику возможной внутренней жизни, возможных поступков - есть уже напряженная работа художественного воображения, ведь оно не просто создает новые комбинации из элементов видимого мира, а нечто «только внутреннее», простым глазом не видимое, делает выраженным вовне.
-
Выбор характера.
Итак, по внешнему виду капусты можно угадать ее характер, настроение, чувства. Возможны разные варианты. Давайте выберем.
Открытие того, что одни и те же внешние признаки предмета могут говорить разным людям о разном внутреннем содержании, о разных характерах всюду лезущем, ничего не боящемся существе). То есть эмоциональное «наполнение» рождающегося образа всякий раз индивидуально, определенные эмоции не связаны жестко с определенными качествами.
-
Выбор места встречи.
- Вам надо определить, где бы оба чайника могли встретиться?
Ученики предлагают ситуации, места встречи персонажей.
Направляя своими вопросами работу воображения, учитель способствует переходу на точку зрения героя, взгляду на мир не со своей позиции, а с позиции героя, с точки зрения его представлений и ценностей. К решению последней задачи в этом этюде его участники еще только приступили, обсуждая различные ситуации возможных встреч героев.
- А как они встретились?
Варианты детей.
- Составьте критерии оценивания сочинения.
Дети оставляют в «Оценочном листе» критерии оценивания.
-
Встреча
-
Разговор
-
Характер, настроение
-
Работа в парах,
-
обсуждение.
Попробуйте обыграть сценку, главное - характеры не в эмоциях актеров, а в словах .
- Сейчас вы в роли кого? Главное, не показывать в эмоциях, жестах, а рассказывать в словах
- Актеров, зрителей, критиков.
-
Задание на дом.
Придумайте характеры для наших чайников. Подумайте, где бы они могли встретиться и о чем поговорить. Напишите об этом в сочинении «Разговор чайников». Помните, мы, читатели, должны будем узнать наши чайники. Это первое. И второе: у нас только одно сказочное условие - чайники могут думать и разговаривать по-человечески, а во всем остальном они должны поступать как чайники: они видит мир по-своему, ценят то, что важно с их точки зрения, а не с точки зрения человека.
Вывод:
Сочинение должно быть написано так, чтобы в нем можно было узнать именно эти чайники, увидеть «характер» каждого из разговора между ними.
Завершить задачу творческой работы - в самостоятельной индивидуальной работе (домашнем сочинении).
Примечание. Урок посвящен одному из самых сложных видов работы -
творческому освоению того жизненного материала, который окружает
ребенка, но еще не открылся ему со своей эстетической,
художественной стороны. По сути дела, мы должны поставить наших
учеников в такие же особые отношения с окружающим миром, в которых
находится всякий художник. Ведь именно из того, что его окружает,
художник черпает материал для своих произведений, особым образом
отбирая и трансформируя, согласно творческому замыслу,
многочисленные впечатления, которые дарит ему жизнь. Художник
работает не только со словом, краской, звуком, интонацией, но еще и
с «сырой» действительностью, находя в ней то, что может стать
художественным образом.
Главное назначение такой работы - пробудить у детей «родственное
внимание» к миру, лежащее в основании способностей к
художественному творчеству, помочь им увидеть привычное
по-новому.
На этом пути - много трудностей. Нужно помогать детям увидеть
предмет своим собственным «свежим» взглядом. Поэтому-то особое
значение имеет выбор «натуры». Работа идет значительно успешнее,
если предлагаемые предметы эстетически не освоены, т.е. за ними не
тянется шлейф привычных литературных образов, расхожих житейских
оценок («красивое» - «некрасивое», «приятное» - «неприятное» и
т.д.), что провоцирует стандартные решения и оценочные штампы.
Возможно сочетание «изящного» предмета с грубоватым, поэтому-то
детям легче работать с парой однородных, но контрастных
предметов.
Как же практически протекает эта непростая работа?
Прежде всего, учитель должен подготовить предметы, которыми дети
могли бы сразу заинтересоваться, увидев их различия.
Я выбрала два чайника, сильно различающихся по внешнему виду.
Они-то и стали героями детских сочинений. Но прежде чем дети
получат домашнее задание, они должны совершить коллективную
творческую работу в классе (коллективный этюд), решая ряд
"вспомогательных" творческих задач под руководством учителя. Такой
этюд как бы подводит ребенка к самостоятельному созданию
художественного образа. Чтобы этапы работы яснее прослеживались, мы
их выделяем особо, фиксируя последовательность постановки
творческих задач. Для детей эта последовательность специально не
выделяется - они творят в едином «потоке» урока.
Материал к уроку. Два разных чайника.