7


  • Учителю
  • Конспекты занятий 'Шахматы в начальной школе'.

Конспекты занятий 'Шахматы в начальной школе'.

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Тема занятия: «Дебют. Десять правил игры в дебюте для начинающих.»

Задачи шахматного урока

Обучающие:
знать о дебюте, выборе правильной тактики игры Развивающие:
Развивать умение применять десять правил игры в дебюте

Воспитательные:
Воспитывать интерес к шахматам, через игру


№ п/п

Этапы занятий

Содержание

Время (минуты)

1

Организационный момент

Построение, приветствие

1

2

Проверка и закрепление знаний и умений, изученных ранее

Проверка решения шахматной задачи.

5

3

Постановка целей занятия

Дебют. Десять правил игры в дебюте для начинающих.

1

4

Организация творческой среды для восприятия новой информации

Дебют - начальная стадия шахматной партии (первые 10-20 ходов), характеризующаяся мобилизацией сил играющих.

Стратегия игры в дебюте

  • захват центра пешками

  • быстрое развитие фигур

  • обеспечение безопасности короля

  • соединение тяжёлых фигур

  • связь плана игры с миттельшпилем

  • противодействие планам соперника


3

5

Новая информация

Объяснение нового материала с использованием шахматной доски.

Дебют - важнейшая часть шахматной партии. Ошибки, допущенные в этой стадии шахматной партии, могут привести к быстрому поражению, например, мату в несколько ходов. Иногда даже единственная ошибка может повлиять на весь ход партии и оказаться непоправимой.

В самом начале шахматной партии очень важно обеспечить скорейший ввод в игру своих фигур и увести короля в безопасное место (сделать рокировку). Чтобы это удалось, разыгрывая дебют, следует соблюдать следующие рекомендации:

• на первых ходах постараться построить пешечный центр (центр - поля e 4, d 4, e 5, d 5), позволяющий обеспечить скорейший ввод легких фигур (коней и слонов);

• в первую очередь вводить в игру легкие фигуры, тяжелые фигуры (ладья, ферзь) вводятся в игру преимущественно в миттельшпиле;

• ходы пешками в дебюте можно делать, если они только способствуют занятию центра, защищают собственный центр или атакуют неприятельский;

• без крайней необходимости не делать ходы крайними пешками (коневыми или ладейными), такая игра приводит к напрасной потере времени;

• без крайней необходимости не делать два и более ходов одной фигурой, каждая фигура, по возможности, должна быть введена в игру одним ходом;

• фигуры в процессе своего развития должны занимать наиболее важные поля, нацеливаясь на слабо защищённые поля в позиции соперника;

• при незаконченном развитии не играть на выигрыш пешки, а иногда даже и фигуры, в ущерб развитию собственных фигур, выигрыш центральной пешки иногда может быть оправдан, если предоставляет дополнительные возможности по захвату центра.

Каким же образом неопытному шахматисту начинать шахматную партию, чтобы не нарушить перечисленные рекомендации и не проиграть партию в несколько ходов?

Преимущество первого хода

По правилам первый ход в партии делают белые фигуры и в этом смысле они имеют определенное преимущество (преимущество первого хода).

Наиболее распространенным первым ходом белых является ход 1. e 2- e 4 . Этот ход, способствующий занятию одного из центральных полей, для шахматиста-новичка является одним из самых лучших. Разумеется, в борьбе за превосходство в дебюте шахматной партии не так важен сам первый ход, как важна цель всей серии первых ходов. Необходимо добиваться, чтобы каждый ход в партии был составной частью единого плана, включающего несколько ходов.

Ошибки в дебюте:

  1. Фигуры должны вводиться в игру так, чтобы они не мешали вводу в игру других собственных фигур.

  2. Крайними пешками ходить в начале партии не рекомендуется.

  3. У большинства начинающих шахматистов часто возникает желание поставить «детский мат».

10

6

Первичная проверка понимания

Первое. Не играйте крайними пешками вначале партии. Вы теряете драгоценное время и ослабляете свою пешечную структуру.

Второе. Ни в коем случае не выводите ладьи по крайним вертикалям в начале партии, например ладью А2, ладью А3, или ладью Н2, ладью Н3.

Третье. Внимательно следите за передвижением пешек и фигур соперника, не подставляя свои фигуры под удар.

Четвертое. Не ходите дважды одной фигурой.

Пятое. Не выводите ферзя в шахматной партии с первых ходов. Конечно, также есть некоторые дебюты, где ферзь может совершенно спокойно выйти в игру и на третьем ходу, но в большинстве партий это будет ошибкой.

Шестое. Не бросайтесь сразу в атаку, если хорошо ее не подготовили (то есть, не защитив предварительно короля и не прикрыв в зоне риска остальные фигуры). В противном случае соперник не только легко отобьет вашу атаку, но и сможет с помощью контратаки загнать вас в невыгодное положение, что как следствие может привести к проигрышу.

Седьмое. Не жадничайте! «Пешкоедство» - это болезнь. Съесть любую пешку соперника попадающую под Ваш удар. Будьте внимательны, возможно, противник специально подставляет вам ее, чтобы наиболее быстро и эффективно вывести свои фигуры?

Восьмое. «Если Вас поймали на незнакомом варианте, делайте здоровые, развивающие ходы. По возможности не попадайте под различные связки, и уж тем более коневые вилки. Защищайте своего короля путем осуществления рокировки. И подумайте заранее, какие возможности у Вас будут после того как Вы стандартно выведите свои фигуры на активные позиции, что вы будете делать дальше.

Девятое. Черными - играйте на уравнение. Действительно, сначала нужно ослабить натиск белых фигур, а уже потом, когда вы получили равную позицию, можете смело играть на победу.

Десятое. Если Вы играете от ферзя, то пешку расположенную на поле С2 не закрывайте своим же конем, так как ферзь лишается возможности выйти на активную позицию на поля С2 и B3.

5

7

Организация усвоения нового материала путем индивидуальной и совместной внутри команды работы

Просмотр шахматных позиций.




10

8

Творческое применение приобретенных знаний

Игра в шахматы.

5

9

Обобщение изученного на занятии

Если зря не зазнаваться,

Каждый день тренироваться:

Думать, размышлять, играть -

Сильным шахматистом можно стать!

4

10

Завершение занятия

Повторить основные правила в дебюте.

1

Тема занятия: Как начинать шахматную партию, дебют. Что делать после дебюта, миттельшпиль.

Задачи шахматного урока

Обучающие:
знать о начале шахматной партии, дебюте, миттельшпиле Развивающие:
Развивать умение продумывать шахматную комбинацию, делать выбор в свою пользу

Воспитательные:
Воспитывать интерес к шахматам, через игру


№ п/п

Этапы занятий

Содержание

Время (минуты)

1

Организационный момент

Построение, приветствие

1

2

Проверка и закрепление знаний и умений, изученных ранее

Повторение правил в дебюте

5

3

Постановка целей занятия

Как начинать шахматную партию, дебют. Что делать после дебюта, миттельшпиль.


1

4

Организация творческой среды для восприятия новой информации

Беседа о шахматах: название фигур, ценность, обозначения, название полей, шахматная запись.

3

5

Новая информация

Объяснение нового материала с использованием шахматной доски.

Дебют
Дебют - начальная фаза партии.

Дебюты разделяются на три группы: открытые (первый ход белых: е2-е4, ответ черных: е7-е5), полуоткрытые (белые: е2-е4, ответ черных: кроме е7-е5) и закрытые (белые: кроме е2-е4).

Цели дебюта в шахматах:
1. Быстрая мобилизация своих сил (развитие фигур).
2. Переброска их к центру (борьба за центр).
3. Создание надежного прикрытия для своего короля.

Миттельшпиль
Миттельшпиль - срединная фаза партии, в которую переходит ее дебютная часть. Наступает после 12-15 начальных ходов.

Борьба за центр

на шахматной доске называют квадрат d4-e4-d5-e5. Многовековой опыт показывает, что игрок, занявший и контролирующий центр, имеет ощутимое позиционное преимущество.

  • Игрок, занявший центр, обычно контролирует большую часть доски. Его фигуры свободны, имеют возможности для разнообразных манёвров, не мешают друг другу. В то же время фигуры соперника, как правило, стеснены, мешают и блокируют друг друга.

  • Любая фигура, надёжно закреплённая в центре, часто угрожает сразу несколькими взятиями или опасными ходами вглубь позиции противника. Кроме того, она становится серьёзным подспорьем при фланговой атаке, причём на любом из флангов.

В связи с такой важностью центра рекомендуется уже в дебюте, с первых же ходов, приступать к борьбе за центр. Она может состоять из следующих элементов:

  • выдвижение центральных (d и e) вперёд и занятие ими центра. Противник может выбрать либо аналогичную стратегию, либо позволить занять сопернику центр, а затем подорвать его пешками c и f.

  • Развитие на c3 и f3 (для чёрных - на c6 и f6), так что они сразу держат центральные пешки соперника под угрозой взятия.

  • центральных пешек и занятие центральных клеток своими фигурами, защищёнными пешками c и f.

Борьба за открытые линии

Открытые линии - это вертикали, свободные от пешек. Открытая линия является очень удобной дорогой для и во вражеский тыл и дальнейшего подрыва позиции противника изнутри.

Для получения контроля над какой-либо открытой линией часто используются следующие приёмы

  • сдваивание ладей по вертикали, часто с подстраховкой ферзём. После хода ладьёй вглубь позиции соперника и одного-двух разменов последняя тяжёлая фигура остаётся в тылу противника.

  • занятие полуоткрытой линии, построение тяжёлых фигур, а затем подрыв пешки или фигуры противника.

Создание у противника слабостей. Позиционные слабости у противника создаются не с целью непосредственной выгоды, а с расчётом на поздний миттельшпиль и эндшпиль. Наиболее часто встречаются слабости пешечной структуры, в частности, сдвоенные и изолированные пешки, а также отсталые и заблокированные пешки. Их слабость заключается в том, что они находятся под огнём фигур противника и защищать их приходится не пешками, а своими же фигурами. Эти слабости проявляются в полную силу в эндшпиле, когда игра в основном идёт королями и лёгкими фигурами.

Представим на диаграмме правильное развитие в дебюте за белых.

Для наглядности ходы черных мы как бы пропустили.

Белые развивались по схеме: 1. e4, 2. Kf3, 3. Cc4, 4. Kc3, 5. d3, 6. Ce3, 7. 0-0 и всего лишь за 7 ходов подготовили свои силы к борьбе.

10

6

Первичная проверка понимания

Дебют (фр. debut - начало) - начальная стадия шахматной борьбы. Ключевые принципы дебюта :

  • захват центра пешками

  • быстрое развитие фигур

  • обеспечение защиты короля

  • соединение тяжелых фигур

  • связь плана игры с миттельшпилем и эндшпилем

  • противодействие планам соперника

Миттельшпиль (от нем. Mittelspiel - середина игры) - следующая за дебютом стадия шахматной партии. Элементы стратегии в миттельшпиле:

  • борьба за центр

  • борьба за открытые линии

  • создание у противника слабостей

  • атака на короля

Эндшпиль (от нем. Endspiel - «финальная игра») - заключительная часть шахматной партии.

5

7

Организация усвоения нового материала путем индивидуальной и совместной внутри команды работы

Просмотр шахматных позиций.




10

8

Творческое применение приобретенных знаний

Игра в шахматы.

5

9

Обобщение изученного на занятии

Стих про шахматную доску

Вся в квадратах - белых, чёрных -

деревянная доска,

а ряды фигур точёных -

деревянные войска.

Люди их передвигают,

коротают вечера,

люди в шахматы играют -

интересная игра!

Ты, дружок мой, без опаски,

без смущения вступай,

словно в мир чудесной сказки,

в чёрно-белый этот край.

Что? Трёхглавые драконы

нас не ждут здесь? Не беда!

Тут зато лихие кони

и пехота хоть куда!

Тут ферзи, слоны отважны,

мчатся поперёк и вдоль,

и, совсем как в сказке, важный

возвышается король.

Тут герои в каждом войске,

и выходит рать на рать

хитроумно и геройски

воевать и побеждать!

СКАЗКА ПРО ШАХА И ПРО ШАХМАТЫ


Давным-давно, 2000 лет назад, в одной прекрасной стране с названием Индия жил да был один очень могучий, сильный и богатый шах Шеран-Шихран.
Было у него множество дворцов, крепостей и огромная армия ЧАТУРАНГА, с которой он совершал набеги на своих недругов-соседей. Вскоре он всех противников победил-покорил, потому что в его армии было сто тысяч пеших воинов, тринадцать тысяч закованных в латы боевых коней и всадников, быстрые и мощеные колесницы, а самое главное - непобедимые слоны. Раньше, когда не было танков и ракет, слоны считались самым грозным в мире оружием!
Никто не мог их остановить. Ни человек, ни непроходимый лес, ни стена! Всё они могли преодолеть, всё разрушить на пути.
И вот, когда воевать стало не с кем, заскучал великий государь. Это сейчас можно прийти домой, и посмотреть мультики или поиграть на компьютере. Раньше не было ни телевизоров, ни магнитофонов, ни прочей всяческой техники. Царская охота ненадолго развеяла скуку нашего шаха. Очень скоро все слоны да бегемоты были выловлены, все страшные тигры да крокодилы на цепь посажены. Ни войны, ни охоты!
Посидел Падишах на троне да на печи неделю-другую и закричал от скуки страшным голосом: «Скучно! Подать мне сюда всех великих мудрецов да чародеев! Прибежали испуганные мудрецы: «Что тебе надобно, царь-государь?» «Развеселите меня! Придумайте забаву царскую, чтоб не грустилось мне. Как угодите мне - велю золота отсыпать, сколько унесёте, а нет - мой меч - голова с плеч!» - Так раньше у царей водилось.
Опечалились мудрецы, пригорюнились и пошли думать, как грозному шаху-падишаху угодить. Дал на все думы царь лишь три дня и три ночи. Начали мудрецы лбы морщить да головы себе чесать. Время назначенное проходит, зовёт их грозный владыко к себе. «Ну что, придумали?» - спрашивает. Один чародей достаёт кубики золотые, цепочки серебряные.
Поиграл цепочками царь, побросал кубики. Не понравилось! «С глаз долой!» - закричал. Хорошо ещё, казнить не велел. Второй мудрец вынул шары изумрудные да кегли мраморные. Покатал правитель шары, тоже не обрадовался этой «детской» забаве. Скоро все мудрецы были прогнаны, лишь один самый известный из них остался. «Ну, а у тебя, что за игрушка?» - спрашивает грозный царь.
Достаёт самый старый мудрец из мешка деревянный ящичек и раскрывает его, а там - деревянные фигурки. Закричал царь, затопал ногами: «Что это такое?! Другие мне золото, бриллианты приносили, а ты что принёс!»
«Не всё то золото, что блестит!» - мудрец отвечает.
Посмотрел внимательнее царь и узнал в деревянных фигурках всё своё войско: и коней, и пехоту, и крепости и своих генералов, а в одной фигуре узнал даже самого себя.
Мудрец достал шахматную доску и на одном краю выстроил армию белого короля, а напротив, на другом краю доски, чёрное войско.
Падишах с усмешкой спрашивает: «Ты считаешь, что я, великий воин, победитель всех народов, имеющий самую могучую армию в мире, не смогу справиться с небольшим отрядом деревянных игрушек?»
Мудрец молвил: «Давай, повелитель, попробуем!» - объяснил царю правила игры, и они начали сражение. И вскоре индийский правитель увидел, что управлять небольшим отрядом шахматных фигур гораздо сложнее, чем целой армией. Так понравилась ему игра, что все дни и ночи проводил он за ней. Мудреца велел шах по царски наградить.
Когда царь добирался до шахматного короля противника, то он по своей былой военной привычке окликал врага: «Эй, шах!» А когда вражеский король падал сражённый, то великий падишах с грустью говорил: «ШАХУ МАТ!» Сражение ведь кончилось на этом.
А царь так любил воевать. В переводе на русский язык слова царя означали, что король погиб.
С тех пор игра стала называться ШАХМАТЫ.


4

10

Завершение занятия

Выучить шахматную доску.

1

Тема занятия: Преимущество в развитии. Преимущество в пространстве.

Задачи шахматного урока

Обучающие:
знать о преимуществе в развитии и в пространстве Развивающие:
Развивать умение продумывать шахматную комбинацию

Воспитательные:
Воспитывать интерес к шахматам, через игру


№ п/п

Этапы занятий

Содержание

Время (минуты)

1

Организационный момент

Построение, приветствие

1

2

Проверка и закрепление знаний и умений, изученных ранее

Повторение:

  1. начало партии

  2. дебют

  3. миттельшпиль

5

3

Постановка целей занятия

Преимущество в развитии. Преимущество в пространстве.

1

4

Организация творческой среды для восприятия новой информации

Беседа

-Как вы понимаете развитие в шахматах?

-В чём заключается преимущество?

-Что можно сказать о преимуществе в пространстве?


3

5

Новая информация

Объяснение нового материала с использованием шахматной доски.

Преимущество в развитии.

Правила игры:

  1. не делай ненужных ходов (ходы крайними пешками)

  2. продумывай каждый ход в шахматах

  3. не ходи дважды одной фигурой

  4. не подставляй под удар сильные фигуры (ферзя и ладьи)

Правила выигрыша:


  • жертва в дебютах белых или чёрных фигур ради того, чтобы выиграть

  • противник отвлекается на приобретение материала

  • гамбит - не считать с материальными потерями, получить преимущество в развитии или для атаки на короля противника

  • риск проиграть, если соперник отобьёт атаку

Преимущество в пространстве - важное достижение в шахматной партии.

Определяется расположением пешечной цепи. Достигается даже одной далеко продвинутой пешкой.

Пешку, которая проникла на шестую линию и хорошо там защищена, называют «гвоздём».

«Бессмертная партия» (цугцванг)

Цугцванг - такое положение, в котором любой ход ведёт к ухудшению своей позиции. Цугцванг часто встречается в эндшпилях.



10

6

Первичная проверка понимания

Игра «Шахматный словарь»

Объясни значение слов: гамбит, «гвоздь», цугцванг


5

7

Организация усвоения нового материала путем индивидуальной и совместной внутри команды работы

Игра в шахматы, с применением правила игры и выигрыша.


10

8

Творческое применение приобретенных знаний

Стих про шах

На тебя решил нагнать твой противник страх: королю сейчас опять объявил он шах. Ты пугаться не спеши вражеских атак, поразмысли-ка в тиши: может, шах - пустяк? Короля-владыки честь войску дорога - посмотри, нельзя ли съесть дерзкого врага? А ещё я путь другой подсказать могу: ты дорогу перекрой этому врагу. Стань фигурою своей на его пути - короля всего верней сможешь так спасти. Подскажу тебе, позволь, я и третий путь: не сумеет ли король в сторону шагнуть?

"Игра на уничтожение" - важнейшая игра курса. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

5

9

Обобщение изученного на занятии

Рассказать о преимуществе в развитии и в пространстве.

4

10

Завершение занятия

Знать правила игры

1


Тема занятия: Владение открытыми линиями. Слабые и сильные поля.

Задачи шахматного урока

Обучающие:
знать о значении владения открытыми линиями, слабых и сильных полях Развивающие:
Развивать умение продумывать шахматную комбинацию

Воспитательные:
Воспитывать интерес к шахматам, через игру

№ п/п

Этапы занятий

Содержание

Время (минуты)

1

Организационный момент

Построение, приветствие

1

2

Проверка и закрепление знаний и умений, изученных ранее

Повторение:

1) Преимущество в развитии. 2)Преимущество в пространстве.


5

3

Постановка целей занятия

Владение открытыми линиями. Слабые и сильные поля.


1

4

Организация творческой среды для восприятия новой информации

-Покажите на шахматной доске: вертикаль, горизонталь, диагональ.

-Шахматное поле, что это?

3

5

Новая информация

Объяснение нового материала с использованием шахматной доски.

Для получения преимущества в шахматной партии имеют открытые линии, по которым могут атаковать фигуры - вертикали, горизонтали, диагонали.

Открытая вертикаль - важнейшая магистраль для ввода в бой ладей.

Открытые горизонтали используются для перевода тяжёлых фигур с одного фланга на другой фланг или для атаки короля противника тяжёлыми фигурами.

Слоны прекрасно себя чувствуют на открытых диагоналях. Активность слона должна быть поддержана другими фигурами. Иногда для овладения важной диагональю полезно пожертвовать пешку, ограничивающую дальнобойность своего же слона.

Слабые и сильные поля.


10

6

Первичная проверка понимания

Игра «Шахматный словарь»

Объясни значение слов: гамбит, «гвоздь», цугцванг


5

7

Организация усвоения нового материала путем индивидуальной и совместной внутри команды работы

Игра в шахматы, с применением правила игры и выигрыша.


10

8

Творческое применение приобретенных знаний

Стих про шах

На тебя решил нагнать твой противник страх: королю сейчас опять объявил он шах. Ты пугаться не спеши вражеских атак, поразмысли-ка в тиши: может, шах - пустяк? Короля-владыки честь войску дорога - посмотри, нельзя ли съесть дерзкого врага? А ещё я путь другой подсказать могу: ты дорогу перекрой этому врагу. Стань фигурою своей на его пути - короля всего верней сможешь так спасти. Подскажу тебе, позволь, я и третий путь: не сумеет ли король в сторону шагнуть?

"Игра на уничтожение" - важнейшая игра курса. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

5

9

Обобщение изученного на занятии

Рассказать о преимуществе в развитии и в пространстве.

4

10

Завершение занятия

Знать правила игры

1

Тема занятия: Правило квадрата. Король и пешка против короля. Оппозиция.


Задачи шахматного урока

Обучающие:
знать правило квадрата, оппозицию короля и пешки против короля Развивающие:
Развивать умение находить правильное решение в данных условиях

Воспитательные:
Воспитывать интерес к шахматам, через игру


№ п/п

Этапы занятий

Содержание

Время (минуты)

1

Организационный момент

Построение, приветствие

1

2

Проверка и закрепление знаний и умений, изученных ранее

Повторение:

  • преимущество в пространстве

  • преимущество в развитии


5

3

Постановка целей занятия

Правило квадрата. Король и пешка против короля. Оппозиция.

1

4

Организация творческой среды для восприятия новой информации

-Покажите на шахматной доске центр квадрата.

-Какое значение имеет король? Пешка?


3

5

Новая информация

Объяснение нового материала с использованием шахматной доски.

Правило квадрата.

Чтобы выиграть пешечное окончание, необходимо довести пешку до последней горизонтали и превратить её в фигуру.

Пешка, на пути которой нет неприятельских пешек, называется проходной. Только король противника может догнать и уничтожить проходную пешку.

Для того чтобы определить - догонит ли король проходную, существует простое правило - правило квадрата: если король при своём ходе входит в квадрат пешки, то догоняет её.

Король и пешка против короля. Оппозиция.

Важнейшее для начинающих окончание - король и пешка против короля. Шахматист, имеющий лишнюю пешку, стремится выиграть, но при правильной игре соперник создаёт ему трудности. Король сильнейшей стороны должен продвинуться впереди своей пешки.

Рассмотрим оппозиции…

10

6

Первичная проверка понимания

Задача

Белые выигрывают пешку, но не могут выиграть партию:

Белые: Кр а6, п.а5

Чёрные: Кр d6, п. а7

Ход белых

1.Кр:а7 Кр с7 2.а6 Кр с8, 3. Кр с7, 4. а7

Кр с8 (ничья)


5

7

Организация усвоения нового материала путем индивидуальной и совместной внутри команды работы

Игра в шахматы. Эндшиль.

10

8

Творческое применение приобретенных знаний

Просмотр позиции при ходе белых - выигрыш, при ходе чёрных - ничья

Белые: Кр f1, п. f2

Чёрные: Кр f8

5

9

Обобщение изученного на занятии

  • правило квадрата

  • король и пешка против короля

  • оппозиция

4

10

Завершение занятия

Держать опозицию

1

Тема занятия: Фигура против пешки. Ферзь, ладья, слон, конь против пешки.


Задачи шахматного урока

Обучающие:
знать основные правила фигуры против пешки Развивающие:
Развивать умение владеть шахматной позицией

Воспитательные:
Воспитывать интерес к шахматам, через игру


№ п/п

Этапы занятий

Содержание

Время (минуты)

1

Организационный момент

Построение, приветствие

1

2

Проверка и закрепление знаний и умений, изученных ранее

Повторение:

  • правило квадрата

  • король и пешка против короля


5

3

Постановка целей занятия

Фигура против пешки. Ферзь, ладья, слон, конь против пешки.

1

4

Организация творческой среды для восприятия новой информации

"Угадайка". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.


3

5

Новая информация

Объяснение нового материала с использованием шахматной доски.

Ферзь против пешки

Если пешка не достигла предпоследней горизонтали, ферзь обычно легко выигрывает независимо от того, где расположена пешка.

Ладья против пешки

Ладья выигрывает против пешки, если королю сильнейшей стороны удаётся оказать помощь ладье в борьбе с пешкой и королём противника.

Слон против пешки

Обычно слон как фигура дальнобойная легко задерживает пешку, и партия заканчивается вничью.

Конь против пешки

Если продвинувшаяся на предпоследнюю линию пешка застопорена конём, то ничья обеспечена, если пешка не ладейная. При ладейной же пешке результат зависит от взаимного положения королей.

10

6

Первичная проверка понимания

"Кратчайший путь". За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.

"Атака неприятельской фигуры". Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

5

7

Организация усвоения нового материала путем индивидуальной и совместной внутри команды работы

Игра в шахматы. Фигуры против пешки.

10

8

Творческое применение приобретенных знаний

"Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю.


5

9

Обобщение изученного на занятии

Ферзь, ладья, слон, конь против пешки.

4

10

Завершение занятия

Повторить ценности фигур

1

Тема занятия: Ладейные окончания.

Мат или вечный шах по последней горизонтали


Задачи шахматного урока

Обучающие:
знать основные правила при ладейных окончаниях Развивающие:
Развивать умение владеть шахматной позицией, ставить мат по последней горизонтали

Воспитательные:
Воспитывать интерес к шахматам, через игру

№ п/п

Этапы занятий

Содержание

Время (минуты)

1

Организационный момент

Построение, приветствие

1

2

Проверка и закрепление знаний и умений, изученных ранее

Повторение:

  • ценности фигур

  • фигуры против пешки


5

3

Постановка целей занятия

Ладейные окончания.

Мат или вечный шах по последней горизонтали

1

4

Организация творческой среды для восприятия новой информации

Загадки из тетрадки (И.Сухин «Приключения в шахматной стране» с.50)

3

5

Новая информация

Объяснение нового материала с использованием шахматной доски.

Ладьи - дальнобойные фигуры, которые полезно ставить на открытые вертикали. Ладья по открытой линии может ворваться в лагерь противника на предпоследнюю горизонталь и угрожать неприятельским пешкам. При удобном случае может по открытой линии объявить мат.

Рассмотрим позиции мата или вечного шаха по последней горизонтали…

10

6

Первичная проверка понимания

«Диагональ». Расположи 8ладей так, чтобы ни одна из них не стояла на линии другой.

Решение: поставь ладьи на большую диагональ.

5

7

Организация усвоения нового материала путем индивидуальной и совместной внутри команды работы

Игра в шахматы. Ладейные окончания.

10

8

Творческое применение приобретенных знаний

«Путь в центр». Побей белой ладьёй все чёрные фигуры, беря каждым ходом по фигуре.


5

9

Обобщение изученного на занятии

Поставить мат неприятельскому королю.

Показать вечный шах.

4

10

Завершение занятия

Приготовить доклад о шахматах.

1


Тема занятия: Слоновые окончания

Слоны одноцветные и разноцветные


Задачи шахматного урока

Обучающие:
знать основные правила о слоновых окончаниях Развивающие:
Развивать умение устанавливать различие одноцветных и разноцветных слонов

Воспитательные:
Воспитывать интерес к шахматам, через игру


№ п/п

Этапы занятий

Содержание

Время (минуты)

1

Организационный момент

Построение, приветствие

1

2

Проверка и закрепление знаний и умений, изученных ранее

Повторение:

  • ладейные окончания

  • мат или вечный шах по последней горизонтали


5

3

Постановка целей занятия

Слоновые окончания.

Слоны одноцветные и разноцветные.


1

4

Организация творческой среды для восприятия новой информации

Четверостишие о слоне

Лишь одноцветные поля

Слона в походе привлекали.

Он на чужого короля

Нацелен по диагонали.


3

5

Новая информация

Объяснение нового материала с использованием шахматной доски.

Слон называется плохим, если его диагонали заняты собственными пешками.

Слон называется хорошим, если его диагонали свободны и по ним он может маневрировать и создавать угрозы противнику.

При разноцветных слонах иногда даже 2 или 3 лишние пешки не обеспечивают победы. Объясняется это тем, что слон и король могут господствовать над полями определённого цвета, а сильнейшая сторона не может предложить размен слонов. Слоны ходят по разным полям и никогда не встречаются.

10

6

Первичная проверка понимания

Покажи одноцветных слонов.

Как оно называются?

Разноцветных слонов?

5

7

Организация усвоения нового материала путем индивидуальной и совместной внутри команды работы

Игра в шахматы. Слоновые окончания.

10

8

Творческое применение приобретенных знаний

"Что общего?" Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)

5

9

Обобщение изученного на занятии

"Защита контрольного поля". При точной игре обеих сторон не имеет победителя.

4

10

Завершение занятия

Приготовить презентацию о шахматах.

1

Тема занятия: Правила игры в эндшпиле. Упражнения.


Задачи шахматного урока

Обучающие:
знать основные правила игры в эндшпиле Развивающие:
Развивать умение играть в шахматы на основе упражнений

Воспитательные:
Воспитывать интерес к шахматам, через игру

№ п/п

Этапы занятий

Содержание

Время (минуты)

1

Организационный момент

Построение, приветствие

1

2

Проверка и закрепление знаний и умений, изученных ранее

Повторение:

  • слоновые окончания

  • одноцветные и разноцветные слоны


5

3

Постановка целей занятия

Правила игры в эндшпиле. Упражнения.

1

4

Организация творческой среды для восприятия новой информации

Беседа «Шахматные фигуры»

3

5

Новая информация

Объяснение нового материала с использованием шахматной доски.

  • Эндшпиль

  • Правила игры в эндшпиле

10

6

Первичная проверка понимания

Практические упражнения.

5

7

Организация усвоения нового материала путем индивидуальной и совместной внутри команды работы

Сеанс одновременной шахматной игры.

10

8

Творческое применение приобретенных знаний

Решение шахматных задач.

5

9

Обобщение изученного на занятии

-Чем эндшпиль отличается от других шахматных этапов?

-Какие правила игры в эндшпиле вы знаете?

4

10

Завершение занятия

Играть в шахматы.

1

Тема занятия: Двойной удар. Открытое нападение.


Задачи шахматного урока

Обучающие:
знать о двойном ударе, открытом нападении Развивающие:
Развивать умение играть в шахматы

Воспитательные:
Воспитывать интерес к шахматам, через игру

№ п/п

Этапы занятий

Содержание

Время (минуты)

1

Организационный момент

Построение, приветствие

1

2

Проверка и закрепление знаний и умений, изученных ранее

Повторение:

  • Правила игры в эндшпиле


5

3

Постановка целей занятия

Двойной удар. Открытое нападение.


1

4

Организация творческой среды для восприятия новой информации

-Как вы понимаете шахматный удар?

-Каким словом можно заменить удар?

3

5

Новая информация

Объяснение нового материала с использованием шахматной доски.

  • Двойной удар

  • Открытое нападение

10

6

Первичная проверка понимания

Практические упражнения:

Поставь двойной удар

Сделай открытое нападение

5

7

Организация усвоения нового материала путем индивидуальной и совместной внутри команды работы

Шахматная игра в парах.

10

8

Творческое применение приобретенных знаний

Решение шахматных задач.

5

9

Обобщение изученного на занятии

-Что запомнили с нашего занятия?

-В чём возникли трудности?

4

10

Завершение занятия

Владеть тактикой игры.

1

Тема занятия: Захват пункта. «Капкан» (ловля фигур)


Задачи шахматного урока

Обучающие:
знать о захвате пункта «Капкан» Развивающие:
Развивать умение играть в шахматы

Воспитательные:
Воспитывать интерес к шахматам, через игру

№ п/п

Этапы занятий

Содержание

Время (минуты)

1

Организационный момент

Построение, приветствие

1

2

Проверка и закрепление знаний и умений, изученных ранее

Повторение:

  • Двойной удар

  • Открытое нападение


5

3

Постановка целей занятия

Захват пункта. «Капкан» (ловля фигур)


1

4

Организация творческой среды для восприятия новой информации

Загадка о капкане.

3

5

Новая информация

Объяснение нового материала с использованием шахматной доски.

  • Захват пункта.

  • «Капкан»

10

6

Первичная проверка понимания

Практические упражнения:

-Что значит захват пункта?

-Для чего нужен капкан?

5

7

Организация усвоения нового материала путем индивидуальной и совместной внутри команды работы

Игра в шахматы с использованием магнитной доски.

10

8

Творческое применение приобретенных знаний

Практические упражнения.

5

9

Обобщение изученного на занятии

Работа в группах

  • Захват

  • Капкан

4

10

Завершение занятия

Повторить шахматные понятия.

1


Тема занятия: Центр. Борьба за центр - важнейший принцип шахматной стратегии.


Задачи шахматного урока

Обучающие:
знать о значении центра Развивающие:
Развивать умение вести борьбу за центр

Воспитательные:
Воспитывать интерес к шахматам, через игру

№ п/п

Этапы занятий

Содержание

Время (минуты)

1

Организационный момент

Построение, приветствие

1

2

Проверка и закрепление знаний и умений, изученных ранее

Повторение:

  • Захват пункта.

  • Капкан.

Шахматный словарь (основные понятия)

5

3

Постановка целей занятия

Центр. Борьба за центр - важнейший принцип шахматной стратегии.

1

4

Организация творческой среды для восприятия новой информации

Работа с шахматной доской.

-Покажи центр

-Какое значение имеет центр в шахматной игре?

3

5

Новая информация

Объяснение нового материала с использованием шахматной доски.

  • Центр.

  • Борьба за центр - важнейший принцип шахматной стратегии.

10

6

Первичная проверка понимания

Практические упражнения:

Борьба за центр.


5

7

Организация усвоения нового материала путем индивидуальной и совместной внутри команды работы

Шахматная игра.

10

8

Творческое применение приобретенных знаний

Игры

5

9

Обобщение изученного на занятии

Индивидуальный опрос о борьбе за центр.

4

10

Завершение занятия

Играть в шахматы с компьютером.

1

Тема занятия: Инициатива и наилучшая расстановка фигур.


Задачи шахматного урока

Обучающие:
знать об инициативе и наилучшей расстановке фигур Развивающие:
Развивать умение играть в шахматы

Воспитательные:
Воспитывать интерес к шахматам, через игру

№ п/п

Этапы занятий

Содержание

Время (минуты)

1

Организационный момент

Построение, приветствие

1

2

Проверка и закрепление знаний и умений, изученных ранее

Повторение:

  • Центр

  • Борьба за центр

5

3

Постановка целей занятия

Инициатива и наилучшая расстановка фигур.

1

4

Организация творческой среды для восприятия новой информации

Беседа «В мире шахмат»

3

5

Новая информация

Объяснение нового материала с использованием шахматной доски.

  • Инициатива

  • Наилучшая расстановка фигур

10

6

Первичная проверка понимания

Практические упражнения:

Расстановка фигур.

5

7

Организация усвоения нового материала путем индивидуальной и совместной внутри команды работы

Шахматная игра.

10

8

Творческое применение приобретенных знаний

Решение шахматных задач.

5

9

Обобщение изученного на занятии

Расскажите всё, что вам запомнилось и понравилось на наших занятиях?

4

10

Завершение занятия

Играть в шахматы.

1





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал