- Учителю
- Конспект урока по светской этике на тему ' Милосердие ' (4 класс)
Конспект урока по светской этике на тему ' Милосердие ' (4 класс)
Урок 12. Милосердие
Слайд 1. Название урока.
Вы узнаете:
- Чем милосердие отличается от дружбы
- Кого называют «ближним»
Прежде, чем мы с вами поговорим о милосердии, давайте посмотрим замечательный добрый мультфильм «Просто так».
(цель показа м/ф - создать благожелательную атмосферу в классе)
Видеофайл м/ф открывается щелчком по «киноленте». Если гиперссылка не работает, т.к. такое случается при смене адреса папки после закачки, сделайте ее заново на видеофайл в папке урока.
Создатели этого мультфильма подарили нам хорошее настроение. Просто так, потому что у них большие добрые сердца.
Как вы думаете, можно назвать героев этого мультфильма милыми? (дети отвечают)
Слайд 2. Слово «милый».
Да, потому что нам приятно и радостно на них смотреть. Корень слова «милый» - «мил» (щелчок) означает «услада, удовольствие, радость».
А кому в жизни мы чаще всего говорим слово «милая»? (дети отвечают)
Слайд 3. Слово «миловать».
(цель - показать детям, что чувствует человек, к которому проявляется милосердие)
Милая мамочка - мы говорим эти добрые слова своей маме, потому что нам всегда приятно видеть ее. Представьте себя на месте этой девочки, рядом со своей мамой, и загляните в свою душу, послушайте ее. Что вы чувствуете? (дети отвечают)
Нежность, сладость в сердце и желание прижаться, чтобы мама нас пожалела. Мы говорим, что мама милует нас. (щелчок) В ее объятиях мы чувствуем себя защищенными, нам уютно и хорошо, потому что мы ей полностью доверяемся. (щелчок) Миловать - значит дарить приятное для души. (щелчок)
Слайд 4. Слово «милость».
(цель - показать детям, что чувствует человек, который сам проявляет милосердие)
А теперь посмотрите на этого несчастного бездомного котенка. Какие чувства он вызывает в вашей душе? (дети отвечают)
(щелчок) Мы чувствуем в сердце жалость к этому котенку, желание пригреть его, покормить, защитить, сделать его жизнь приятной. Наше сердце хочет оказать милость этому котенку. (щелчок)
Вот вы пожалели котенка, он у вас на руках, доверяет вам. Что чувствует ваше сердце? (дети отвечают)
Когда мы оказываем кому-нибудь милость, т.е. проявляем сострадание, участие (щелчок), наше сердце испытывает радость. (щелчок) Помните удивительное свойство души: чем больше мы отдаем добра другим, тем больше получаем его.
Слайд 5. Слово «милосердие».
Одно из самых красивых слов на свете - слово милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет. (щелчок)
Мы с вами на прошлом уроке говорили о заповедях. Заповеди - это норма, это то, что положено делать, чтобы не навредить ближним и самому себе. Исполнение заповедей сохраняет наше душевное здоровье. Но есть нечто выше заповедей, выше закона. То, что способно творить чудеса, изменять сердце человека и делать его счастливым. Это - любовь.
Любовь бывает разной.
Она бывает радостной. При встрече с любимым лицо озаряется улыбкой и счастьем.
Но бывает любовь с заплаканным лицом. Такой она бывает при встрече с чужой бедой. Точнее сказать, любовь подсказывает тебе: чужой беды не бывает! Еще минуту назад этот человек был тебе даже незнаком. Но ты узнал о его горе - и не смог остаться равнодушным.
Слайд 6. Накормить голодного.
Если видишь голодного, уже ни к чему оценивать его - «хороший» он или «плохой». Накормить голодного надо просто потому, что он голодный, а не потому, что он твой друг.
Слайд 7. Люби ближнего.
Однажды Иисуса Христа спросили: какая самая главная среди множества заповедей? Он сказал: важнее всего любовь к Богу и к человеку. «Люби ближнего как самого себя». (щелчок) И тогда Ему задали непростой вопрос: «а кто мой ближний?». В самом деле, нет человека, который бы никого не любил. Но очень многие говорят: «Я люблю тех, кто любит меня, то есть мою семью и моих друзей. Это и есть мои ближние (близкие)».
Христос же на заданный Ему вопрос ответил притчей о добром самарянине:
Слайд 8. Милосердный самаритянин.
На некоего человека напали разбойники, избили его и ограбили. Прохожие остались прохожими. Они проходили мимо. Каждый из них при виде окровавленного человека говорил своей совести, что он очень торопится, что у него впереди очень важные дела - и проходил. Но один приезжий человек, который даже не очень правильно говорил на местном языке, остановился. Раненый человек замер. Ведь совсем недавно он со своими приятелями недобро подшучивал над этим приезжим. Неужели сейчас он отомстит?.. А прохожий нагнулся, перевязал раны, отвез раненого в гостиницу и оплатил его лечение.
Родные и единоплеменники не увидели в избитом своего ближнего и прошли мимо. А вот приезжий незнакомец смог отнестись к нему как к своему ближнему.
Притча Христа означает: ближний - тот, кто не оставит тебя в беде. И еще ближний - это тот, кто нуждается в твоей помощи (щелчок). Если человеку больно - становится неважно, на каком языке он говорит и какая у него вера или цвет кожи. Кровь у всех людей одного цвета.
Слайд 9. Милосердие.
Давайте уберем те значения, которые не соответствуют милосердию.
Слова исчезают по щелчку на них. Убираем слова «месть, злорадство, обида, равнодушие, жадность».
Слайд 10. Милосердие.
Милосердие подвигает нас на доброделание. Помогая другим, ты помогаешь себе, потому что творение добра приносит благо и радость для тебя самого. Быть милосердным - значит жить в радости.
Можно искать радости во внешнем - играть в футбол, ходить в кино, лакомиться сладостями... Но, как вы думаете, надолго ли такая радость остается в нашем сердце? (дети отвечают)
Такая внешняя радость быстро проходит, она не поселяется в нашем сердце. А когда бескорыстно помогаешь другому человеку, душа озаряется светом и этот свет остается в твоем сердце навсегда. И чем больше ты совершаешь добра, тем светлее у тебя на сердце.
Слайд 11. Вина и прощение.
Наверное, с каждым из нас было такое, что когда мы совершили что-то недоброе или поссорились с другом, на душе стало скверно, сердце разрывалось от боли и хотелось, чтобы к нам проявили милость. Подумайте, что мы имеем в виду, когда желаем милости к себе? (дети отвечают)
Мы хотим, чтобы нас простили. Мы хотим мира. Мир лечит душу. Но если мы хотим, чтобы нас прощали, то, значит, и других мы должны учиться прощать, особенно, если у них случилась беда. Любовь начинается с прощения. Помните совет доброй старушки из притчи о молодой душе: (щелчок) добро - помнить, (дети вспоминают) зло - забывать. (щелчок)
Слайд 12. Обида.
Даже если этот человек виноват лично перед тобой, все равно в минуту его беды надо забыть свои обиды и протянуть ему руку помощи. (щелчок)
Нельзя поступать по принципу: «Как ты ко мне, так и я к тебе!» или «Так тебе и надо! Получай по заслугам!»
Милосердное прощение выше и благороднее, чем справедливое возмездие.
Милосердие напоминает, что есть мелкие неприятности, а есть настоящие несчастья. Кто-то однажды подставил тебе подножку - и вот тебе досталась новая шишка и порция насмешек. Это неприятно. Но прошло время - и этот кто-то сам смешно растянулся на брошенной кем-то банановой шкурке. Да так сильно, что повредил ногу и самостоятельно не смог подняться. Это беда. Ты сможешь забыть ту подножку? Сможешь не обрадоваться его беде? Сможешь подойти, помочь ему, позвать врача?
(щелчок) Это непросто - переступить через свои давние и вроде бы справедливые обиды. Но это - самый высокий из призывов Иисуса Христа: «А Я говорю вам: любите врагов ваших».
Слайд 13. Учиться милосердию.
А как вам кажется, легко ли стать милосердным? (дети отвечают)
Человек может научиться милосердию. Если ты будешь совершать дела милосердия (например, ухаживать за больными или младшими, бескорыстно предлагать свою помощь…), то эти дела со временем изменят и твое сердце, сделают его более человечным.
У лягушки очень необычно устроены глаза: они видят только движение и не замечают неподвижные предметы. Лягушка видит полет комара. И она видит траву и камни, если движется сама. Так устроена и наша совесть: если человек не трудится, никому не помогает, то совесть все более слепнет. Человек перестает видеть смысл в своей жизни.
Самостоятельное чтение
МИЛОСТЫНЯ
Слайд 14. Фоновый слайд.
Одно из дел милосердия - милостыня. Это помощь другому человеку из жалости к нему. Христос говорил: «всякому просящему у тебя - дай». А святой Дорофей пояснял: когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире. Но бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведенного твоим добрым поступком. Остальное добро ты причинил самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее.
Великий русский историк Василий Ключевский описывал милостыню как встречу двух рук. Одна выражала просьбу Христа ради, другая же подавала во имя Христово. Историк говорит, что непросто решить, какая из этих рук несла больше добра. Благотворителю нужно было своим глазами видеть ту людскую беду, которую он облегчал. И тогда, давая деньги, он получал пользу для своей души. А нищий должен был видеть своего милостивца, чтобы знать, за кого молиться... «В рай входят святой милостыней», - говорили в старину. Или: «Нищий богатым питается, а богатый молитвой нищего спасается». Эта ежедневная, молчаливая, тысячерукая милостыня ежедневно вливала потоки добра в людские отношения. Она приучала богачей видеть в бедняках людей, а бедняков отучала ненавидеть богатых.
В конце 16 века в Муроме в знатной дворянской семье жила святая Ульяна (Иулиания). Когда она была девочкой, она шила из лоскутков платья и другую одежду и раздавала нищим. Когда Ульяна вышла замуж, она не брала денег от мужа или его богатых родителей. Она по прежнему помогала всей округе тем, что бесплатно шила для бедняков. Пришли голодные времена на Русь. И Ульяна, которая прежде питалась очень умеренно, вдруг стала просить себе все больше еды. Свекровь недоумевала: «раньше ты ела совсем не много, а что же сейчас ешь в три горла?». А на самом деле святая Иулиания тайком уносила пищу и раздавала голодным. В конце концов Ульяна раздала все запасы. И когда в доме не осталось хлеба, святая Ульяна Муромская стала его печь из коры деревьев. Странно, но нищие, которым она его раздавала, говорили, что более вкусного хлеба они не ели никогда в жизни.
Анализ текста
Слайд 15. Милостыня.
Что такое милостыня? (дети отвечают)
Милостыня - это благотворение нуждающимся. (щелчок)
Что говорил Иисус Христос о милостыне? (дети отвечают)
«Всякому просящему у тебя - дай». (щелчок)
Слайд 16. Бедный и богатый.
Кто больше пользы имеет - просящий милостыню или дающий ее? (дети отвечают)
(щелчок) «Нищий богатым питается, а богатый молитвой нищего спасается».
Слайд 17. Святая Иулиания Муромская.
Что делала святая Иулиана Муромская, чтобы помочь бедным? (дети отвечают)
Шила одежду, мало ела, чтобы поделиться с нищими, пекла хлеб из коры деревьев. Т.е., она не просто отдавала излишки, но делилась тем, что ей нужно было самой, и посвящала делу милосердия свое время, иногда и не спала.
Слайд 18. Дорога милостыня в скудости.
Дорога милостыня в скудости. Как вы понимаете эту пословицу? (дети отвечают)
Есть какая-то связь у любви и печали.
Те, кто сыт и удачлив, - не любят жалеть…
А те люди, что в жизни и сами страдали,
Как-то чаще способны любовью согреть.
(автора не знаю)
Слушаем текст
Врезка
Слайд 19. Доктор Гааз (Этапников перековывают в гаазовские кандалы в тюремной кузнице на Воробьевых горах. Гравюра Е.П. Самокиш-Судковской из книги А.Ф. Кони «Федор Петрович Гааз»).
Из книги А.Ф. Кони: «Известен разговор доктора с митрополитом Филаретом о судьбе осужденных.
- Вы все говорите о невинно осужденных, Федор Петрович, но таких нет, не бывает. Если уж суд подвергает каре, значит, была на подсудимом вина...
Гааз вскочил и поднял руки к потолку.
- Владыко, что Вы говорите?! Вы о Христе забыли.
Вокруг тяжелое, испуганное молчание. Гааз осекся, сел и опустил голову на руки.
Митр. Филарет глядел на него, прищурив и без того узкие глаза, потом склонил голову на несколько секунд.
- Нет, Федор Петрович, не так. Я не забыл Христа... Но, когда я сейчас произнес поспешные слова... то Христос обо мне забыл».
Однажды врач и священник обсуждали, как они могут помочь заключенным. Священник сказал, что в тюрьме должно быть тяжело, чтобы преступники помнили о тяжести своей вины. А врач напомнил, что в тюрьме сидят и невинные. Священник не согласился: их вина доказана судом. Врач возразил: а как же невинно осужденный Иисус? О нем Вы забыли?.. Священник замолчал. А потом со вздохом сказал: «Доктор, Вы неправы. Когда я сказал эту глупость, это не я забыл о Христе. В ту минуту Христос забыл обо мне».
Священником был святой Филарет Московский (святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский). Когда он сказал немилосердные слова - он ощутил, что благодать покинула его душу. И потому остановился, покаялся и согласился с доктором… А кандалы с узников с той поры сняли.
Доктором, возразившем святителю Филарету, был Федор Петрович Гааз, которого все за его милосердие называли «святой доктор». (щелчок) На памятнике доктора Гааза высечены слова его девиза: «Спешите делать добро!».
Анализ текста
С чего начинается исполнение заповеди о любви? (дети отвечают)
Любовь начинается с заботы о другом человеке.
Всем ли мы должны делать добро? (дети отвечают)
Мы должны делать добро всем, даже тем, которые делают нам зло.
Слушаем текст
Врезка
Слайд 20. Смысл жизни.
(по рассказу Владимира Марциновского, христианского миссионера, о случае с ним в 1921 году в парижском парке Бютт-Шомон на «мосту самоубийц»)
Прохожий увидел юношу, который явно собирался броситься с моста в реку и так покончить с собой. Прохожий задержал его крайне неуместным вопросом: "Скажите, у Вас, может быть, есть с собою деньги?". Удивленный юноша ответил:
- Да, есть…
- Но, кажется, они Вам больше не пригодятся?
- Пожалуй…
- А раз так, то, может, Вы зайдет вот в тот бедный дом и оставите беднякам уже ненужные Вам деньги?
Юноша согласился. Он ушел и на мост больше не вернулся. В тот момент, когда он отдал свой кошелек, его сердце осветила радость большая, чем у тех, кто принял его дар. Он понял смысл своей жизни.
(по В. Марцинковскому)
Анализ текста
Что чувствует человек, когда совершает что-либо доброе для ближнего? (дети отвечают)
Радость. Это чувство - награда Божья за совершенное добро.
Что несчастному юноше помогло не совершить самоубийство? (дети отвечают)
(щелчок) Милосердная помощь другому спасает жизнь тебе самому.
Милосердие спасает всех: и тех, кому оказывается помощь, и тех, кто эту помощь оказывает.
Слайд 21. Богатый - убогий.
Как вы думаете, зачем Бог дает одним людям богатство, а других оставляет в нищете? (дети отвечают)
Чтобы люди учились делиться друг с другом.
Бог желает, чтобы один человек терпел нужду, а другой помогал ему в сей нужде, чтобы нужду терпел убогий, а помогал ему - богатый. Для чего так? Для пользы того и другого. Чтобы убогий получил венец за терпение, а богатый - за милосердие.
Вопросы и задания
Слайд 22. Фоновый слайд.
1. Прочитай отрывок из стихотворения Пушкина:
И долго буду тем любезен я народу
Что чувства добрые я лирой пробуждал
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал
Как ты думаешь в каком значении Пушкин употребил слово падший? (Упавший? Побежденный? Согрешивший?) Объясни выражения грехопадение, впасть в грех?
2. Можно ли за милосердную помощь брать плату?
3. Что нужно делать, чтобы стать милосердным? Приведите примеры, каким образом можно оказать милосердие.
4. Создайте собственное определение: «Ближний для меня …(продолжите сами).
5. Не каждому человеку Бог дает материальное богатство, как в таком случае можно оказать помощь ближнему? Помогать своим трудом, услугами, вниманием. Научить кого-нибудь, кто младше тебя, какому-нибудь делу доброму и полезному, которому ты уже научился. Подать духовную милостыню - добрый взгляд, одобрительная улыбка, вскользь сказанное доброе слово. Каждый человек, каким бы он ни был, ждет от нас понимания и уважения.
Дополнительный тест
Раздать детям листочки с тестом, можно как д/з.
Задание 1. Вычеркните те утверждения, которые нельзя отнести к милосердию.
Подать милостыню; прощать от сердца обиды; накормить голодного; дать из-за боязни показаться другим жадным; предупредить об опасности; подарить то, что самому негоже; утешить печального, плачущего; не мстить за зло; напоить жаждущего; дать в обмен на что-то; одеть бедного; сделать доброе ради похвалы или благодарности; помочь немощному по хозяйству; отдать игрушку брата; поделиться последним куском хлеба; творить добро не на показ; посетить больного; дать добрый совет.
Задание 2. Приведите свои примеры милосердных дел.
________________________________________________________
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин): «Мелкие хорошие поступки - это вода на цветок личности человека. Совсем не надо человеку голодному или давно голодавшему съесть полпуда хлеба - достаточно съесть полфунта, и уже его организм воспрянет. Жизнь сама дает удивительные подобия и образы важности маленьких дел. Чтобы всквасить бочку с тестом, совсем не надо ее смешивать с бочкой дрожжей. Достаточно положить совсем немного дрожжей - и вся бочка вскиснет. То же и доброе: самое малое может произвести огромное действие. Вот почему не надо пренебрегать мелочами в добре и говорить себе: "Большое добро не могу сделать - не буду заботиться и ни о каком добре". Большое добро есть лишь крыша, возведенная на стенах - кирпичиках - малого добра. Так спасается человек: от малого происходит великое. "Верный в малом" оказывается верным в великом».
Притча старца Паисия Святогорца об умножении любви в человеке: «Допустим, у земледельца есть небольшой пакетик семян и он их сеет. Потом он собирает плод, наполняет им большой пакет. Если он затем высеет плод из пакета, то, когда соберет урожай, наполнит семенами целый мешок. И когда у него станет много семян и он их высеет, то потом заполнит целый амбар. Но если он будет держать семена в пакетике и не посеет их, то в них заведутся черви. Он должен бросить семена в землю, чтобы они проросли, выросли и дали плод. Хочу сказать, что то же самое происходит и с любовью. Чтобы любовь возрастала, нужно ее отдавать. Человек, который не отдает даже ту немногую любовь, что у него есть, словно держит в руке горсть семян и не хочет их посеять. Такой человек - лукавый раб, который скрыл талант (См. Мф. 25,25)
В зависимости от того, сколько любви ты отдашь, столько и получишь. Если не дашь любви, не получишь любви».
(Из книги слов старца Паисия Святогорца: Страсти и добродетели).
Старец Паисий Святогорец: «Люди тратят деньги без цели и не думают о своём ближнем, которому нечего есть. Добро является добром лишь в том случае, если делающий его жертвует чем-то своим: сном, покоем и тому подобным. Только жертвуя, человек пребывает в родстве со Христом, потому что Христос есть Жертва».
Джек Лондон: «Кость, брошенная собаке, не есть милосердие. Милосердие - это кость, поделенная с собакой, когда ты голоден не меньше её».
Святитель Иоанн Златоуст: «Начни отдавать неимущим то, что тебе самому не нужно, что у тебя валяется. Потом будешь в состоянии давать и больше, и даже с лишением для себя. И наконец будешь готов отдать и все, что можешь».
Архиепископ Иоанн (Шаховский): «Лишь в мыслях своих миллионер обладает своими миллионами. На самом же деле они обладают миллионером, который в большинстве случаев бывает ими связан, принужден к определенному образу жизни, прикреплен к определенному кругу людей, вынужден иметь вокруг себя подозрение, ложь, лесть, зависть, подобострастие, неискренность, покушения на свою жизнь - физическую и душевную. Апокалипсис про такое богатство говорит очень определенно: Ты говоришь о себе, я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды, а не знаешь, что ты несчастен и жалок, и нищ, и слеп, и наг (Апок. 3,17). В обратном значении этого выражения можно было бы сказать про какого-нибудь материально бедного человека, богатого добрыми и светлыми чувствами и самоотверженными поступками, но видящего лишь свою бедность, свое ничтожество земное: Ты говоришь, что ты беден, худ, и нищ, и во всем имеешь нужду, а не знаешь, что ты богат во Христе, богат в вечности, и этого богатства, доставляющего тебе вечное блаженство, никто не может от тебя отнять... Собственность есть проводник любви Божьей и человеческой. Но люди часто из корысти делают ее проводником ненависти к Богу и к человеку. Разве все это не рабство, не каторга, увеличивающаяся по мере увеличения состояния? Велико ли то, что можно купить за деньги? Находится ли в числе покупок мир души - высшее счастье? Эта прозрачная гармония жизни есть Царствие Божие внутри нас. Благословенна собственность, основанная на любви к Богу и на свободе сердца. «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет, а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет». Даруемая собственность приносит благословение. Похищаемая - низводит проклятье. Подлинное обладание человеческое сокрыто лишь в этой евхаристической собственности, идущей от Бога и к Богу чрез человека. «Мое только то, что я отдал», - говорит св. Максим Исповедник. Отдал... кому? - Богу, нуждающимся людям. Как написано: «расточил, раздал нищим, правда его пребывает во век» (Пс. 111:9). Человек может сделаться богатым и щедрым в делах милосердия. Среди богатых есть «спрятавшие его для себя», зарывшие богатство в землю, и есть люди, отдавшие его Богу, начавшие себя считать лишь призванными как можно справедливее его распределить в мире. Да, если бы все люди прониклись до конца этим истинным созерцанием реальности, как иначе пошла бы жизнь их; как разлетелись бы и исчезли все ужасные человеконенавистнические теории, одна другую сменяющие в мире, и воцарилось бы одно правильное, настоящее христианское отношение к ценностям земли».
: Милостыня - акт вещественного или духовного милосердия; добрые поступки, которые возникают как результат христианской любви к ближнему.
Евангелие учит нас заботиться о нищих (Мф. 19:21; 26:9; Мк. 10:21; 14:5; Лк. 14:13; 16:20; 19:8; Ин. 13:29; Деян. 4:34).
Для христианина благотворительность - это не только (и не столько) социальное дело, сколько служение Богу, пребывающему за пределами этого чувственного и рационально постигаемого мира. Благодарность за полученную помощь верующий благотворитель предназначает Богу, а не собственной персоне.
Верующий подаёт нищему буквально то, что ему «послал Бог», ибо он относится к своему достатку как к дару, который получен по воле Бога; милостыня для христианина - это благодарственная жертва Ему за жизнь и те блага, которые он имеет.
Благодарность за полученную помощь верующий благотворитель опять же предназначает Богу. Ни о какой социальной иерархии здесь нет и речи: дающий милостыню и принимающий её равны перед Богом как два грешных человека, и каждый по-своему служит Ему.
Помощь ближнему воспринимается религиозным человеком как неотъемлемая часть его служения Богу, наряду с храмовым богослужением, молитвой и аскезой.
Под духовной милостыней понимается духовное утешение ближнего, молитва за страждущих, чтение или дарение им душеполезных книг. Старец Адриан говорил: «дать человеку почитать духовную книгу выше, чем дать кусок хлеба голодному. Это милостыня самая большая».
Нищета подлинная и мнимая (источник не помню)
Подавать или не подавать каждому нищему? Вcе ли нищие, вернее, те, кто себя так представляют, являются нищими в том смысле, в каком о них говорится в Священном Писании?
Как оградить от обмана и греха наивных и простодушных людей, на чьей доброте и человеколюбии играют бессовестные вымогатели и обманщики, ведя вольготную, безалаберную и порочную жизнь?
Одеть нагого, безусловно, похвально; накормить голодного - тоже. Но если просящий одет лучше, чем многие из тех, к кому он обращается за подаянием, нуждается ли он? Что ведет его по миру с протянутой рукой? Что заставляет вымогателей, поставивших свое дело, можно сказать, на коммерческую основу, отыскивать по всей стране калек и уродцев, выставляя их напоказ в людных местах, и с их помощью выклянчивать у доверчивых граждан деньги?
Схема действий вымогателей: дети и инвалиды клянчат, выпрашивая милостыню, надсмотрщики отбирают и делят между собой добытое. Большая часть этих лихоимств совершается с призыванием имени Христа.
Страшный грех берут на себя те, кто под видом монахов или служителей церкви вымогают деньги якобы на храм или монастырь. Сегодня и с таким обманом можно столкнуться. Только попрошаек этих не встретишь у Церкви. Они бродят по поездам, метро и другим людным местам. Очевидно, где-то в глубине души они осознают свое падение и, боясь Бога, не решаются приблизиться к Церкви. Совесть все-таки обличает.
Верующие нищие просят милостыню у храма Божия. Но если и по отношению к ним у вас возникают сомнения, спросите совета у священника. А еще прислушайтесь к голосу сердца, оно вам подскажет: нуждается ли этот человек в вашей помощи или оказать ее нужно кому-то другому.
Нужно помнить одно: милостыню нужно давать милуя, с добрым расположением сердца. Тогда только она угодна Богу и принесет пользу нуждающемуся в ней человеку.
__________________________________________________________________________
***
Скажите, сколько в сердце доброты?
Откуда же оно ее черпает?
И как среди бегущей суеты,
Оно так много и легко прощает?
И почему тревожится всегда,
Когда кому-то очень-очень больно?
Всегда есть наготове доброта.
Ее так много, что для всех довольно.
Я поняла, что доброта, как кровь:
Чем больше отдаешь, тем больше будет.
У доброты подруга есть - любовь.
Дарите доброты побольше, люди!
***
Мостовая З.В. Умей.
За боль умей благодарить,
Умей понять других тревогу.
Умей скорбящим скорбь дарить,
Заблудшим - указать дорогу.
Умей упавшего поднять
И с нищим поделиться хлебом,
Убогого умей понять,
Он, как и ты, дарован небом.
Обиды все забыть сумей,
Хотя бывает очень сложно...
Умей ценить, любить умей,
Жить по-другому невозможно!
Что такое доброта
(Богомаз Ирина в соавторстве с Сажневой Дианой)
Отчего, скажи скорей,
Мир становится добрей?
Оттого, что кто-то счастлив,
От простого слова «Здравствуй!»
И от смеха малышей,
И от солнечных лучей,
От подснежников в лесу,
Что я маме принесу.
От березки под окном,
Что стучится веткой в дом.
От прохлады ручейка,
От цветного мотылька,
И от радуги над речкой,
И от дров, трещащих в печке,
Оттого, что рядом друг,
И от бабушкиных рук.
От снежинок на ресницах,
И от сказки, что нам снится.
И от запаха сирени,
И от соловьиной трели.
Мир загадочный, огромный,
Посмотри, какой он добрый.
Так давай и я и ты
Ему добавим доброты.
***
Не стой в стороне равнодушно,
Когда, у кого то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда
И если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.
Любовь милосердствует.
Что такое МИЛОСЕРДИЕ?
Какого человека называют милосердным?
Не обладает ли этим качеством наша
терпеливая речка?
Проверим это. Откроем вновь книгу священника Артемия Владимирова и прочтем: «А какая вода мягкая, нежная! Никого не обидит, ни с кем грубо не обойдется, но каждого прохладит, освежит, да еще и омоет, очистит... Таково свойство истинной любви, заповеданной нам Христом: так действуй, так поступай, чтобы всякий, даже случайно подошедший к тебе человек, перемолвившись с тобою двумя-тремя словами, отошел просветленный, утешенный, словно сделал глоток свежей, прохладной воды...»
Действительно, сколько нужно иметь доброго долготерпения, чтобы творить добро и не совершать зла.
Какое есть недоброе качество,
противоположное милосердию?
Еще есть слово ЖЕСТОКОСЕРДИЕ, оно хорошо отражает свойство человека немилосердного, не умеющего творить добро, прощать, помогать в беде. Это ЖЕСТОКОСТЬ СЕРДЦА. Нрав у жестокосердного человека строптивый, он может насмехаться над людьми, пройти мимо, когда кому-то необходима помощь.
Какие можно привести примеры ...
жестокосердия? К чему оно приводит?
Совесть у жестокосердного человека совсем слабая, уставшая, изнеможенная, умирающая, забитая. Хозяин всегда затыкает ей рот, не дает и слова сказать о том, что он дурно поступает. А сердце у него жестокое, как камень, и холодное, как лед.
Может ли такое сердце почувствовать Нет…
любовь внутри себя?
Только чистые сердцем, т.е. чистосердечные и милосердные люди, способны узнать Любовь.