- Учителю
- Рабочая программа по информатике 3 класс (34 часа в год)
Рабочая программа по информатике 3 класс (34 часа в год)
Рассмотрено
на заседании МО
протокол № ___
от « » _______ 20___
Согласовано
на НМС
протокол №___
от « » _______ 20____
Утверждено
директором
приказ № ____
от « » _________ 20___
МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением
отдельных предметов №3»
Рабочая программа по информатике
3а,б,в,г,д,е,ж класс
Год разработки программы 2012-2013 уч.г.
Срок реализации программы 2012-2013 уч.г.
Рабочая программа по информатике составлена на основе авторской программы Матвеева Н.В и Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2004).
Программу составила Чалимова В.А.
Пояснительная записка
Данный курс является пропедевтическим курсом и рассчитан на изучение учащимися 3 классов в течение 34 часов (из расчета 1 час в неделю). Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ.
Данный курс предназначен для развития логического, алгоритмического и системного мышления, создания предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества
В курсе выделяются следующие разделы:
-
описание объектов - атрибуты, структуры, классы;
-
описание поведения объектов - процессы и алгоритмы;
-
описание логических рассуждений - высказывания и схемы логического вывода;
-
применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного.
Материал этих разделов изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что объём соответствующих понятий возрастает от класса к классу.
Главная цель данного курса информатики и ИКТ - развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Задачи курса:
1) развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:
• применение формальной логики при решении задач - построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций «если-то», «и», «или», «не» и их комбинаций - «если ... и ..., то...»);
• алгоритмический подход к решению задач - умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
• системный подход - рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
• объектно-ориентированный подход - акцентирование объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать»);
2) расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими
3) создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач - «как решать задачу, которую раньше не решали» - с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей ( поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
Содержание курса
предмета «Информатика и ИКТ»
3 класс
1. Алгоритмы (8 часов).
Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.
2. Группы (классы) объектов (9 часов).
Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов.
3. Логические рассуждения (10 часов).
Высказывания со словами «все», «не все», «никакие». Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья.
4. Применение моделей (схем) для решения задач (7 часов).
Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения материала учащиеся должны уметь:
-
находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
-
называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;
-
понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
-
выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
-
изображать графы;
-
выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
-
находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
При выполнении письменной контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
-
«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
-
«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
-
«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
-
«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
График контрольных работ
3 класс
п/п
Вид и тема работы
Календарные сроки
планируемые
фактические
1
Контрольная работа № 1 «Алгоритмы»
2
Контрольная работа № 2 «Группы объектов»
3
Контрольная работа № 3 «Логические рассуждения»
4
Контрольная работа № 4 «Применение моделей для решения задач »
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3 класс
№
Изучаемый раздел,
тема учебного материала
Количество часов
Дата
1. Алгоритмы.
8
1
Введение. Алгоритм.
1
2
Схема алгоритма.
1
3
Ветвление в алгоритме.
1
4
Цикл в алгоритме.
1
5
Алгоритмы с ветвлениями и циклами.
1
6
Подготовка к контрольной работе.
1
7
Контрольная работа №1 «Алгоритмы».
1
8
Работа над ошибками. Решение трудных задач.
1
2. Группы (классы) объектов.
9
9
Состав и действия объектов.
1
10
Группа объектов. Общее название.
1
11
Общие свойства объектов группы.
1
12
Особенные свойства объектов группы.
1
13
Единичное имя объекта.
1
14
Отличительные признаки.
1
15
Подготовка к контрольной работе.
1
16
Контрольная работа № 2 «Группы объектов».
1
17
Работа над ошибками. Решение занимательных задач.
1
3. Логические рассуждения.
10
18
Множество. Число элементов множества.
1
19
Элементы, не принадлежащие множеству. Пересечение множеств.
1
20
Пересечение и объединение множеств.
1
21
Истинность высказывания. Отрицание. Истинность высказываний со словом «Не».
1
22
Истинность высказываний со словами «И», «Или».
1
23
Граф. Вершины и ребра.
1
24
Граф с направленными ребрами.
1
25
Подготовка к контрольной работе.
1
26
Контрольная работа №3 «Логические рассуждения».
1
27
Работа над ошибками. Решение трудных задач.
1
4. Применение моделей (схем) для решения задач.
7
28
Аналогия.
1
29
Закономерность.
1
30
Аналогичная закономерность.
1
31
Решение задач на тему «Такое же или похожее правило».
1
32
Контрольная работа №4 «Применение моделей для решения задач».
1
33
Работа над ошибками. Выигрышная стратегия.
1
34
Нахождение выигрышной стратегии.
1
Источники информации и средства обучения.
I. Учебно-методический комплект
3 класс
-
Информатика в играх и задачах. 3 класс. Учебник в 2-х частях, часть 1. Изд. 2, испр. - М.: Баллас, 2010. - 64 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»);
-
Информатика в играх и задачах. 3 класс. Учебник в 2-х частях, часть 2. Изд. 2, испр. - М.: Баллас, 2010. - 64 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»).
4 класс
-
Информатика в играх и задачах. 4 класс. Учебник в 2-х частях, часть 1. Изд. 2, испр. - М.: Баллас, 2010. - 64 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»);
-
Информатика в играх и задачах. 4 класс. Учебник в 2-х частях, часть 2. Изд. 2, испр. - М.: Баллас, 2010. - 64 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»).
II. Литература для учителя.
-
Информатика в играх и задачах. 3 класс. Учебник в 2-х частях, часть 1. Изд. 2, испр. - М.: Баллас, 2010. - 64 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»);
-
Информатика в играх и задачах. 3 класс. Учебник в 2-х частях, часть 2. Изд. 2, испр. - М.: Баллас, 2010. - 64 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»).
-
Информатика в играх и задачах. 4 класс. Учебник в 2-х частях, часть 1. Изд. 2, испр. - М.: Баллас, 2010. - 64 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»);
-
Информатика в играх и задачах. 4 класс. Учебник в 2-х частях, часть 2. Изд. 2, испр. - М.: Баллас, 2010. - 64 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»).
-
Информатика в играх и задачах. 3 класс: Методические рекомендации для учителя. / Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. - М. : Баллас, 2006. - 144 с.;
-
Информатика в играх и задачах. 4 класс: Методические рекомендации для учителя. / Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. - М. : Баллас, 2006. - 144 с.
III. Технические средства обучения.
-
Компьютер
-
Проектор
-
Принтер
-
Устройства вывода звуковой информации (колонки) для озвучивания всего класса
-
Сканер