7


  • Учителю
  • Рабочая программа внеурочной деятельности по интеллектуальному направлению 'ИНФОЗНАЙКА' (2 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности по интеллектуальному направлению 'ИНФОЗНАЙКА' (2 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Данная программа кружковых занятий по информатике рассчитана на 34 часа и носит пропедевтический  характер.  Курс  построен  таким  образом,  чтобы  помочь  учащимся заинтересоваться  информатикой  вообще  и  найти  ответы  на  вопросы,  с  которыми  им приходится  с
предварительный просмотр материала


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

по интеллектуальному направлению


2 класса


«Инфознайка»






















Пояснительная записка

Информационные технологии, предъявляющие высокие требования к интеллекту работников, занимают лидирующее положение на международном рынке труда. Но если навыки работы с конкретной техникой можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определенные природой сроки, таковым и останется.

Опоздание с развитием мышления - это опоздание навсегда. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе, в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способности к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации) и синтезу (созданию новых схем, структур и моделей). Важно отметить, что технология такого обучения должна быть

массовой, общедоступной.

Приобщение ребенка к компьютеру в начальной школе имеет ряд положительных сторон,

как в плане развития его личности, так и для последующего применения информационно-коммуникационных технологий в учебной и познавательной деятельности в других предметах, жизни, а также непосредственно в рамках продолжения изучения информатики в школе. Полученные в результате обучения информатике в начальной школе знания, умения и навыки определяют дальнейшую информационную активность детей не только в учебной деятельности, но и в дальнейшей социализации ребенка, вхождении его в информационное общество.

Данная программа кружковых занятий по информатике рассчитана на 34 часа и носит пропедевтический характер. Курс построен таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться информатикой вообще и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни при работе с большим объемом информации; научиться общаться с компьютером, который ничего не умеет делать, если не умеет человек.

Целесообразность начала изучения информатики в младших классах обусловлена следующими факторами. Во-первых, положительным опытом обучения информатике детей этого возраста, как в нашей стране, так и за рубежом. Во-вторых, существенной ролью изучения информатики в развитии мышления, формировании научного мировоззрения школьников именно этой возрастной группы. В-третьих, обучение учащихся работе на компьютере в начальной школе подготовит их к более успешному усвоению курса информатики в старших классах.

Содержание программы отобрано в соответствии с возможностями и способностями учащихся. Количество обучающихся 12 - 15 человек.

Срок реализации программы: 1 год. Программа реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности. На реализацию программы отводится 1 час в неделю (одно занятие в неделю по 35 мин), всего 34 часа в год во 2 классе.

Основная цель программы: формирование информационной компетентности и развитие мышления младших школьников.

Назначение программы - помочь детям узнать основные возможности компьютера и научиться ими пользоваться в повседневной жизни.

Задачи программы:

Обучающие:

  • Познакомить учащихся с основными компонентами устройства компьютера

и принципами работы в текстовом и графическом редакторах.

  • Сформировать элементарные навыки работы в текстовом и графическом

редакторах.

Развивающие:

  • Развивать познавательный интерес младших школьников.

  • Развивать творческое воображение, математическое и образное мышление

учащихся.

  • Развивать умение работать с компьютерными программами и

дополнительными источниками информации.

Воспитывающие:

  • Воспитывать интерес к занятиям информатикой.

  • Воспитывать культуру общения между учащимися.

  • Формировать культуру безопасного труда при работе за компьютером.

Формы и методы обучения определены возрастом учащихся. При проведении занятий используются элементы игры, теоретическая работа чередуется с практической, а также

используются интерактивные формы обучения.

Программой предусмотрены методы обучения: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые (вариативные задания), творческие, практические.

Формы проведения занятий: беседы, игры, практические занятия, самостоятельная работа, конкурсы, выставки.

Программа реализуется на основе следующих принципов:

1. Обучение в активной познавательной деятельности. Все темы учащиеся изучают на практике, выполняя различные творческие задания, «набивая руку» при работе с клавиатурой, общаясь в парах и группах друг с другом.

2. Индивидуальное обучение. Обучение учащихся работе на компьютере дает возможность организовать деятельность учащихся с индивидуальной скоростью и в индивидуальном объеме. Данный принцип реализован через организацию практикума по освоению навыков работы на компьютере.

3. Принцип природосообразности. Основной вид деятельности младших школьников - игра, через нее дети познают окружающий мир, поэтому в занятия включены игровые элементы, способствующие успешному освоению курса.

4. Преемственность. Программа курса построена так, что каждая последующая тема логически связана с предыдущей. Данный принцип учащимся помогает понять важность уже изученного материала и значимость каждого отдельного занятия.

По мере опытной проверки предполагается корректирование содержания программы.



Учебный план


п/п

Тема

Кол-во

часов

В том числе

Практич.

Контрол.

1.

« Компьютер - наш верный друг »

7

5


2.

« Информация »

9

2


3.

« Логика »

8

4


4.

« Алгоритмы и исполнители »

10

4


Итого:

34

15





Содержание программы

(второй год обучения)

Компьютер - наш верный друг (7 часов)

Знакомство с кабинетом информатики. Правила поведения в кабинете информатики. Основные устройства компьютера. Системный блок, монитор, клавиатура, мышь. Указатели и стрелка. Работа с мышью (щелчок, двойной щелчок, перетаскивание мышью). Ввод букв с клавиатуры по определенным правилам. Работа с клавиатурным тренажером.

Практические работы:

  • Работа с компьютерной мышью.

  • Работа с клавиатурным тренажером.

  • Развивающая игра «Раскраска».

  • Развивающая игра «Конструктор».

Информация (9 часов)

Информация в нашей жизни. Роль и место информации в жизни человека. Органы чувств как каналы получения информации. Виды информации. Информационные процессы. Носители информации. Источники и приемники информации. Кодирование информации. Искажение информации, кодирование и шифрование.

Практические работы:

  • Кодирование информации.

  • Декодирование информации.

  • Шифровка и дешифровка информации.


Логика (8 часов)

Элементы логики. Суждения. Истинные и ложные суждения. Сопоставления. Выделение признаков и свойств. Построение отрицательных высказываний. Множества и его элементы. Сравнение множеств. Операции над множествами: объединение, пересечение, вложенность и независимость. Отношение между множествами. Представление информации с помощью таблиц.

Практические работы:

  • Определение истинного и ложного суждения.

  • Выбор элементов из множества.

  • Операции объединения и пересечения множеств.

  • Операции вложенности и независимости множеств.

  • Преобразование текстовой информации в таблицу.


Алгоритмы и исполнители (10 часов)

Исполнители и система команд. Модели. Моделирование. Виды моделей. Алгоритмы. Свойства алгоритмов. Способы представления алгоритмов. Блок-схемы. Линейные алгоритмы. Применение линейных алгоритмов в жизни. Работа с исполнителем Транспортером.

Практические работы:

  • Нахождение отличий в командах для разных исполнителей.

  • Представление моделей на компьютере.

  • Составление команд для исполнителя Транспортер.


Учебно - тематический план

(второй год обучения)



п/п

Наименование тем

Всего,

час

Количество часов

Характеристика

деятельности

обучающихся

Дата

теория

практика

Компьютер - наш верный друг

7 ч

2 ч

5 ч

1

Здравствуй, класс

компьютерный! Правила

поведения в кабинете

информатики


1


0,5


0,5

Знакомство с кабинетом информатики. Усвоение

правил поведения в

компьютерном классе.

Практическая работа с

развивающей игрой

«Раскраска»


2

Основные устройства

компьютера

1

0,5

0,5

Знакомство с основными

устройствами компьютера.

Назначение системного

блока и монитора.

Практическая работа с

развивающей игрой

«Конструктор»


3

Клавиатура

1

0,5

0,5

Формирование

представления о назначении

клавиатуры. Ввод букв с

клавиатуры по

определенным правилам


4

Клавиатурный тренажер

3

-

3

Практическая работа с

клавиатурным тренажером.

Набор текста


5

Мышь. Отработка

навыков работы с мышью

1

0,5

0,5

Формирование

представления о назначении

компьютерной мыши.

Практическая работа с

мышью.


Информация

9 ч

7 ч

2 ч

6

Человек и информация

1

1

-

Знакомство с понятием

информация на основе

примеров из жизни. Роль и

место информации в жизни

человека.


7

Органы чувств как каналы

получения информации

1

1

-

Формирование

представления о механизме

получения информации из

окружающего мира

человеком. Знакомство с

системой органов чувств

человека.


8

Виды информации

1

1

-

Знакомство с различными

видами информации.

Выполнение заданий на

определение информации

различных видов.


9

Информационные

процессы. Носители

информации

1

1

-

Знакомство с основными

информационными

процессами. Размышления о

том, какие носители

информации нужны

человеку в современном

мире.


10

Информационные

процессы. Источники и

приемники информации

1

1

-

Формирование

представления о способах

получения и передачи

информации. Размышления

о том, как люди сейчас

передают информацию и

как передавали ее раньше.


11

Информационные

процессы. Кодирование

информации

2

1

1

Выполнение практических

заданий по кодированию и

декодированию различной

информации.


12

Искажение информации,

кодирование и

шифрование

2

1

1

Знакомство с понятием

искажение информации.

Формирование

представлений о различии

понятий кодирование и

шифрование. Выполнение

практических заданий на

дешифровку информации


Логика

8 ч

4 ч

4 ч

13

Элементы логики.

Суждение

1

0,5

0,5

Знакомство с основными

понятиями логики.

Суждение истинное и

ложное. Практическая

работа на определение

истинного и ложного

суждения


14

Элементы логики.

Сопоставление

1

0,5

0,5

Выделение признаков и

свойств. Построение

отрицательных

высказываний. Сравнение

предметов или явлений

между собой.

Практическая работа на

определение истинного и

ложного суждения


15

Множества и его

элементы. Сравнение

множеств

1

0,5

0,5

Знакомство с понятиями

множество, элементы

множества. Создание

множества из

соответствующих

элементов.

Практическая работа по

выбору элементов из

множества


16

Операции над

множествами.

Объединение,

пересечение

1

0,5

0,5

Знакомство с понятиями

пересечения и объединения

множеств. Диаграммы

Эйлера-Венна.

Практическая работа на

операции объединения и

пересечения множеств


17

Операции над

множествами.

Вложенность и

независимость

1

0,5

0,5

Знакомство с понятиями

вложенности и

независимости множеств.

Диаграммы Эйлера-Венна.

Практическая работа на

операции вложенности и

независимости множеств


18

Операции над

множествами. Обобщение

1

-

1

Выполнение различных

операций над множествами


19

Отношение между

множествами

1

0,5

0,5

Формирование понятия

отношение между

множествами. Отношения

«больше», «меньше»,

«ближе», «дальше»,

«выше», «ниже» и другие


20

Представление

информации с помощью

таблиц

1

1

-

Формирование понятия

информационной таблицы.

Выполнение заданий на

преобразование текстовой

информации в таблицу


Алгоритмы и исполнители

10 ч

6 ч

4 ч

21

Исполнители и система

команд

1

0,5

0,5

Знакомство с понятием

исполнителя. Команда.

Система команд для разных

исполнителей.

Практическая работа на

нахождение отличий в

командах для разных

исполнителей


22

Модели

1

0,5

0,5

Формирование понятий

модели и моделирования.

Виды моделей.

Представление моделей на

компьютере


23

Алгоритмы

1

1

-

Знакомство с понятием

алгоритма. Свойства

алгоритмов. Составление

простейших алгоритмов


24

Способы представления

алгоритмов

1

1

-

Формирование

представлений о способах

записи алгоритмов -

текстовом, графическом и

программном. Составление блок-схем


25

Линейные алгоритмы

1

1

-

Знакомство с понятием

линейного алгоритма.

Составление линейного

алгоритма. Запись

линейного алгоритма на

языке блок-схем


26

Применение линейных

алгоритмов в жизни

1

1

-

Знакомство с некоторыми

возможностями и

применениями линейных

алгоритмов в жизни


27

Работа с исполнителем

Транспортером

3

1

2

Исполнитель транспортѐр.

Система его команд.

Составление плана для

транспортѐра.

Практическая работа по

составлению команд для

исполнителя


28

Обобщающий урок.

Подведение итогов

пройденного материала

1

-

1

Подведение итогов

пройденного материала.

Выполнение зачетной

практической работы


Итого:

34

19

15


Планируемые результаты реализации программы


В результате занятий в кружке к концу обучения учащиеся должны получить следующие

знания и умения:

  • знать правила поведения в компьютерном классе;

  • знать основные возможности применения компьютеров;

  • знать назначение основных устройств компьютера;

  • знать понятие операционной системы;

  • знать понятия файла и папки;

  • знать, что такое информация, способы получения информации человеком, виды

информации;

  • знать основные информационные процессы;

  • знать способы представления и обработки информации;

  • знать основные понятия и термины раздела графический редактор;

  • знать основные понятия и термины раздела текстовый редактор;

  • знать понятия истинного и ложного суждения;

  • знать понятия множества, класса, элементов множества;

  • знать основные операции, которые можно выполнять над множествами;

  • знать понятие модели;

  • знать понятия алгоритм, исполнитель алгоритма, система команд исполнителя;

  • знать способы записи алгоритмов;

  • знать виды алгоритмов: линейный, с ветвлением;

  • уметь включать и выключать компьютер;

  • уметь загружать программы и прекращать их работу;

  • уметь работать с операционной системе Windows;

  • уметь выполнять различные действия над файлами и папками;

  • уметь выполнять операции над множествами;

  • уметь работать с исполнителем Транспортер;

  • уметь составлять линейные алгоритмы и алгоритмы с ветвлением;

  • уметь создавать рисунки в графическом редакторе Paint;

  • уметь создавать текстовые документы в текстовом редакторе Microsoft Word;

  • уметь использовать клавиатуру и мышь при работе с прикладными

программами;

  • уметь использовать возможности текстового и графического редакторов для

создания творческих работ.

Кроме того у учащихся должен быть сформирован познавательный интерес к предмету и

представления об информатике. Полученные знания и умения учащихся способствуют развитию мышления и формированию информационной культуры младших школьников.

На первом и втором году обучения данная программа направлена на достижение первого уровня воспитательных результатов, то есть на приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни. На третьем и четвертом году обучения в кружке возможно достижение второго уровня воспитательных результатов, т.е. формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом. На данном этапе обучения учащиеся активно взаимодействуют между собой в группе. Участвуя в школьных творческих выставках, они получают первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинают их ценить.

Формирование универсальных учебных действий


На конец обучения мы можем говорить только о начале формирования результатов

освоения программы. В связи с этим можно выделить основные направления работы учителя по начальному формированию универсальных учебных действий.

Личностные

  • внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе;

  • принятие образа «хорошего ученика»;

  • положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса;

  • способность к самооценке;

  • начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях;

Метапредметные

Познавательные

  • начало формирования навыка поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий;

  • сбор информации;

  • обработка информации (с помощью ИКТ);

  • анализ информации;

  • передача информации (устным, письменным, цифровым способами);

  • использовать общие приѐмы решения задач;

  • контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

  • моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать группы существенных

признаков объектов с целью решения конкретных задач.

  • подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения

существенных признаков;

  • синтез;

  • сравнение;

  • классификация по заданным критериям;

  • установление аналогий;

  • построение рассуждения.

Регулятивные

  • начальные навыки умения формулировать и удерживать учебную задачу;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

  • выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ

реализации;

  • умение выполнять учебные действия в устной форме;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью

обнаружения отклонений и отличий от эталона;

  • адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

  • выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить,

определять качество и уровня усвоения;

Коммуникативные

В процессе обучения дети учатся:

  • работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

  • ставить вопросы;

  • обращаться за помощью;

  • формулировать свои затруднения;

  • предлагать помощь и сотрудничество;

  • слушать собеседника;

  • договариваться и приходить к общему решению;

  • осуществлять взаимный контроль;

  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.








































Информационно-методическое обеспечения курса


Литература


Для педагогов:

 Информатика: Учебник для 2 класса / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

 Информационная культура. 2 класс / Ю.А. Первин. - Самара, 1996.

 Могилев А.В. и др. «Мир информатики. Базовое учебное пособие для учащихся начальной школы. 2 год обучения». А - Ассоциация «XXI век», 2006.

 Тур С.Н., Бокучаева Т.П. Первые шаги в мире информатики Методическое пособие для учителей 1-4 классов - издательство Санкт-Петербург «БХВ - Петербург» 2009.

Для учащихся:

 Коцюбинский А.О. Компьютер для детей и взрослых / А.О. Коцюбинский, С.В.

Грошев. - М.: НТ-Пресс, 2006.

 Мир информатики. Первый год обучения. / А.В. Могилев и др. - М.: Ассоциация

«XXI век», 2003.

 Фролов М.И. Учимся работать на компьютере: самоучитель / М.И. Фролов. - М.:

Бином, 2006.

 Фролов М.И. Учимся рисовать на компьютере: самоучитель / М.И. Фролов. - М.:

Бином, 2002.

Материально-техническое обеспечение

  • Моноблок учителя.

  • Мультимедиа проектор, экран.

  • Колонки, наушники.

  • Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

  • Стол учительский.

  • Шкафы для хранения дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.

  • Классная доска с набором приспособлений для крепления дидактических

материалов.

  • Магнитная доска.

  • Демонстрационный и раздаточный материал.


Лист внесения изменений


№ п/п

Дата

Характеристика изменений

Реквизиты документа, которым закреплено изменение

Подпись сотрудника, внесшего изменения




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал