- Учителю
- Конспект урока по ОРКСЭ на тему 'Появление и развитие буддизма в России' (4 класс)
Конспект урока по ОРКСЭ на тему 'Появление и развитие буддизма в России' (4 класс)
Конспект урока
ОУ
МБОУ «Олуязский лицей»
ФИО учителя
Хусаинова Розалия Миннегалиевна
Тема
Появление и развитие буддизма в России
Цель темы
Познакомить с ролью буддийской религии в становлении российской государственности.
Развивать умения мотивировать деятельность, логически осмысливать информацию, решать проблему, обобщать, делать выводы.
Формировать у обучающихся первичные представления о знании культурных и религиозных традиций народов России.
Воспитывать чувства ответственности за качество и результат выполняемой работы.
Планируемый результат
Учащиеся должны знать историю возникновения и распространения буддизма в России.
Тип урока
Урок изучения нового материала
Основные понятия
Будда, буддизм, дацан, сангха, хурэ
Межпредметные связи
Окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство
Ресурсы:
- основные
- дополнительные
-Учебник
- Презентация к уроку
Организация пространства
Работа фронтальная (беседа, ответы на вопросы учителя), индивидуальная (выполнение домашнего задания), коллективная
(выступления по результатам работы)
Ход урока
Технологическая карта изучения темы
Этапы занятия и текущее время урока
Действия учителя
Действия обучающихся
1. Организационный этап (2 мин.)
-
проверка домашнего задания
-
повторение пройденного материала (ключевые слова, термины прошлых занятий)
Класс рассаживается по местам.
2.Мотивация учебной деятельности обучающихся по теме урока (6-8 мин.)
Вступительное слово учителя и вводная беседа по актуализации знаний:
-
Как называется наше государство?
-
Что характеризует разнообразие народов нашей страны?
-
Какие религии исповедуют народы России?
Обобщение ответов обучающихся и объявление темы урока.
Просмотр презентации.
Рассказ учителя по плану:
-
какова история буддийской религии в России
-
какую роль эта религия сыграла в истории нашей страны в прежние эпохи и какую роль выполняет в настоящее время.
Фронтальная работа.
Участие в беседе.
Работа с картой России.
.
3. Самостоятельная работа (10 мин.)
Организация выполнения заданий (ответы на вопросы по учебнику стр.98)
Задания: Самостоятельно работая в с источником информации, познакомиться с историей возникновения буддизма в России по плану:
-
Когда буддизм появился в России?
-
Какие события с этим связаны?
-
Назовите имена людей, способствовавших появлению и распространению буддизма в России.
-
Назовите буддийские храмы, монастыри которые находятся на территории России.
-
Какую роль буддизм играет в современной России?
Работа по выполнению учебных заданий, подготовка выступления по результатам исследования.
4. Физкультминутка.
5. Представление результатов выполнения заданий
(15 мин.)
Обобщение и корректировка ответов обучающихся.
Представление результатов выполнения заданий.
6. Подведение итогов работы (3 мин.)
Повторение новых терминов (правильная формулировка и их значение) подведение итогов работы.
Участие в беседе, отметка результатов работы на уроке.
7. Домашнее задание. Рефлексия (2 мин.)
Объяснение домашнего задания.
Содержание домашнего задания: Разработать викторину, кроссворд по теме урока.
Запись домашнего задания.
Дополнительный материал.
В начале XVII в. тибетский буддизм из Монголии проник на север к бурятскому населению Забайкалья. Вторая линия пришла непосредственно из Тибета. С целью ослабления позиции Богдо-гегенов и влияния монголов и маньчжуров в этой части России, царь дал настоятелям Гусиноозерского дацана, как главам бурятского буддизма, титул Бандидо Хамбо-Лама. Таким образом бурятская традиция стала официально независимой от монгольской церкви.
В 1741 году императрица Елизавета Петровна издала указ, согласно которому в Бурятии признавалось существование ламаистской веры и утверждалось 11 дацанов и 150 штатных лам. Эта дата считается датой официального признания буддизма в России.
При дацанах открылись школы, печатались книги. В XVIII в. тибетский буддизм из Монголии попал также к тюркскому населению Тувы, хотя, первая волна буддизма пришла в Туву в IX в. от уйгуров. Как и в Забайкалье, это была главным образом традиция Гелуг; традицияНьингма также получила значительное распространение. Настоятели Чаданского хурэ, как главы тувинского буддизма получили титулХамбу-лама. Поскольку Тува, подобно Монголии, до 1912 г. находилась под маньчжурским правлением, тувинские Хамбу-ламыподчинялись непосредственно Богдо-гегенам в Урге: тувинский буддизм имел значительно более тесные связи с Монголией, чем бурятский. В Туве буддизм мирно сосуществовал с местной традицией шаманизма: в одних случаях люди обращались к шаманам, а в других - к буддийским священникам.
Когда предки калмыков отделились от ойратов Джунгарии в начале XVII в. переместились в район между Волгой и Доном к северу от Каспийского моря, они принесли с собой собственную традицию тибетского буддизма. Большую помощь им оказал ойрат Зая Пандита, Намкхаи Гиятсо, который на основе монгольской письменности разработал калмыцко-ойратскую письменность. Глава калмыцкого буддизма назначался царем и именовался Лама калмыцкого народа. Его резиденция располагалась в Астрахани, и, подобно бурятскому Бандидо Хамбо-ламе, он был совершенно независим от монголов. Духовное руководство калмыки получили непосредственно из Тибета. Несмотря на то, что наибольшее распространение у калмыков получила традиция Гелуг, вследствие присущего им синкретизма они приняли также некоторые обряды традиций Сакья и Кагью.
К 1846 г. в Бурятии было выстроено уже 34 дацана. Затрачивая массу усилий и материальных средств, буряты сумели импортировать из Тибета, Китая, Монголии громадное количество сокровенной литературы и перенять многие живые традиции как господствующей школы Гелуг, так и других направлений буддизма.
В 1869 г. в Цугольском дацане под руководством монгольского ламы Чой-манрамбы началось изучение индо-тибетской медицины, которое затем распространилось и в других местах.
В 1878 г. в Агинском дацане была основана школа Дуйнхор - Калачакры, чем и завершилось построение основных направлений высшего духовного образования по тибетскому образцу.
Быстро развивалось книгопечатание. В 1887 г. действовало уже 29 типографий, которые до их разрушений в 1930-х гг. успели издать около 2000 названий книг на тибетском и монгольском языках.
Калмыцкий буддизм этого периода имел свою историю. После ликвидации в конце XVIII века Калмыцкого ханства "калмыцкая степь" превратилась в один из административно-территориальных районов царской России, подчиненный астраханскому военному губернатору. Согласно Высочайше утвержденному Положению об управлении калмыцким народом, принятому в 1834 г., буддийская церковь была полностью подчинена царской администрации.
Незадолго до революции 1917 года к семье российских буддистов присоединились и буддисты Южной Сибири - тувинцы - единственный тюркский народ, исповедующий буддизм.
При многих хурэ имелись школы, где мальчики получали начальное религиозное образование. Высшее богословское образование тувинцы обычно получали в Монголии.
В связи с развитием международных связей России на востоке, и в частности для установления прямых связей царского правительства с теократическими правительствами Монголии и Тибета, в Петербурге, столице Российской империи, строится буддийский храм на средства главы тибетских буддистов Далай-ламы и на пожертвования, собранные в Бурятии и Калмыкии. Значительную сумму на строительство пожертвовал также и Богдо-геген, глава буддистов Монголии. Строительством и деятельностью храма руководит представитель Тибета, выдающийся бурятский лама Агван Доржиев.
К 1935 году примерно треть дацанов пустовала из-за отсутствия духовенства - бежавшего или репрессированного. В 1936 г. под предлогом, что 22 из 29 действующих дацанов находились в пограничной зоне, все они были закрыты, а ламы выселены как "враги народа" и "японские шпионы". Аналогичные процессы шли в Калмыкии и формально независимой Тыве.
В Калмыкии за период 1917-1937 гг. было ликвидировано 79 хурулов. Вскоре после революции закрыли одну из двух духовных академий,Чоре, вторая просуществовала до 1933 г. В результате "последовательной борьбы за молодое поколение" в 1937 г. в хурулах не осталось ни одного послушника-манджи. Упразднение в 1943 г. калмыцкой автономии и выселение калмыцкого народа в Сибирь сняло сам вопрос о существовании храмов и буддизма в Калмыкии.
В "независимой" с 1921 г. Танну-Туве вначале церковь оставалась неприкосновенной, и в 1928 г. Малый хурал даже принял закон, объявивший буддизм государственной религией. Это, вероятно, и спровоцировало начало разгрома, который начался в 1929 году, а в 1930 был подкреплен особой Резолюцией II Пленума ЦК и ЦКК АРП "по ламскому вопросу". По рассказам очевидцев, за ламами приезжали в несколько приемов: сначала брали верхушку духовенства, затем следующий слой - и так до конца.
В Тыве, как и в Калмыкии, все храмы были сожжены дотла. И если у калмыков все же сохранилось одно здание - каменный Хошеутовскийхурул князей Тюменей, - в Туве остались лишь остатки метровой толщины стен Чаданского хуре.
В 1948 г. в Иволге около Улан-Удэ был построен новый монастырь, а также вновь было открыто одно из зданий Агинского дацана под Читой.
С началом перестройки в Советском Союзе под эгидой Центрального духовного управления буддистов СССР официально регистрируются множество буддийских групп. Началось восстановление разрушенных монастырей в Забайкалье, Калмыкии и Туве и строительства новых храмов. Санкт-Петербургский монастырь возвращен буддийской общине и отремонтирован. В Иволгинском дацане открыт буддийский институт.
Источник:
Андрей Терентьев, ""
Александр Берзин, "История буддизма"