- Учителю
- Исследовательская работа Куклы на Руси 2 класс
Исследовательская работа Куклы на Руси 2 класс
Министерство образования Республики Башкортостан
Отдел образования администрации муниципального района
Янаулький район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гимназия им.И.Ш.Муксинова г.Янаул
Куклы на Руси
Исследовательская деятельность
по краеведению ученицы 2а класса
МБОУ гимназия им.И.Ш.Муксинова г.Янаул Мардановой Камиллы
Руководитель: Елисеева Елена Валентиновна, учитель начальных классов
Янаул-2015г.
Содержание
Введение
Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была кукла на Руси, как ею играли, и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своей родины.
Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.
Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы.
1.Возникновение народной куклы
С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.
Она сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников. Сейчас известно 90 видов кукол. Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определённую функцию: считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Часто куклу делали безликой. По старинным поверьям, в кукле без лица (т.е. без души) не может поселиться нечистая сила. Во-первых, игрушка не была стандартна даже в пределах одной улицы. В каждой семье её делали по-своему. Куклы Ивановых отличались от кукол Петровых. Они несли отпечаток душевной среды этих семей, их понимания мира. Во-вторых, в игрушки, которые создавали для своих детей отцы и матери, бабушки и дедушки, они вкладывали свою любовь и мудрость. Дети чувствовали это и относились к своим куклам и игрушкам бережно. Разве можно выбросить родительскую любовь?
Куклы делятся на три группы: игровые, куклы-обереги и обрядовые. В прошлом крестьянская кукла имела разные предназначения. Одних кукол почитали и ставили в избе в красный угол. Существовало поверье, что если в доме есть кукла Плодородия, сделанная своими руками, то в семье всегда будет достаток и хороший урожай. А если над кроватью ребенка висит "Куватка", то она отгонит от него злую силу. Эти игрушки были небольшого размера и разных цветов, что развивало зрение ребенка. Обереги сна отгоняла своими крыльями дурные сны, поэтому ее вешали над кроватями. Кукла, символизирующая женскую судьбу, должна была быть нарядной. Верили, что чем краше кукла, тем счастливее женская доля.
Раньше к любому празднику в семье изготавливалась кукла, в которую вкладывалась частица души мастера. Поэтому выбрасывать таких кукол считалось грешным делом. Их бережно складывали в сундук, а на ее месте появлялась новая.
2.Игровые куклы
Игровые куклы предназначались для забавы детям. Они делились на сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду.
Кукол делали без лица, так как считалось, что кукла с лицом приобретает душу и может повредить ребенку. Оказывается, на Руси испокон веков считалось дурной приметой рисовать кукле глаза, рот, нос: нечистый дух "анчутка" может вселиться. Исключение составлял "Мужичок-лесовичок", который и так является представителем нечистой силы.
Обычно изготавливались куклы очень быстро и просто, ведь у женщин была масса обязанностей и забот. Основой кукол-пятиминуток могли служить поленце, кора деревьев, картон или кусочек плотной тканой материи. Все это аккуратно сворачивалось, перевязывалось пояском - это сильный оберег, повязывался платок - и кукла готова. Поэтому и назывались такие куклы "свертки".
Исследователи считают, что наиболее ранняя среди традиционных игровых свёрнутых кукол России была кукла "полено". Бытовала она в Смоленской губернии и представляла собой деревянное поленце, наряженное в стилизованную женскую одежду. Позднее пришла более сложная кукла. Она представляла собой простейшее изображение женской фигуры. Туловище - кусок ткани, свёрнутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной тряпицей лицо. Кудельная, либо волосяная коса. Грудь из набитых ватой шариков. Костюм, как правило, с куклы не снимали.
К игровым свёрнутым куклам относят куклы - закрутки, которые изготавливались очень просто. Туловище - кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скреплённый ниткой. Таким же способом изготовлены руки и, наконец, небольшой шарик - голова с помощью нитки прикреплённый к туловищу.
Была распространена игровая тряпичная кукла "Малышок-голышок". Отличительной особенностью техники ее изготовления было то, что ткань внизу не оставляли единым "подолом", а разделяли на две части и формировали ножки, обматывая их нитками. Куклу обязательно подпоясывали. Малышок был голенький, без одежды, но пояс являлся не только обязательным атрибутом русского традиционного костюма, но и очень сильным оберегом. Голову обвязывали нитками. Надо отметить, что "Малышок-голышок", изображающий мальчика, - достаточно редкое явление среди традиционных кукол.
Кукла "на выхвалку" являлась игровой сшивной куклой. Она шилась девочками до 12 лет, и это было своеобразным экзаменом по шитью и рукоделию. Потом девочки помогали готовить приданое старшим сестрам, знакомясь с традиционными видами одежды, попутно подбирая что-то и для своего приданого. Каждая девочка хотела быстрее сделать куколку, на которой могла продемонстрировать свое знание костюма, чтобы не засидеться с малолетними детьми и вовремя попасть на посиделки. Шили куклы "на выхвалку" в основном во время Рождественского и Великого постов, а веной, после Пасхи, гуляли по деревне, хвастались нашитыми куклами. В некоторых местностях эти куклы имели свои названия: Простоволосая, Кукла с косой, Молодуха, Кукла нарядная. Она и была тем экзаменом, что отделяла детство от юности.
Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись. На Руси считалось плохой приметой прерывать играющего ребенка. Чем дольше дети играли в куклы, тем спокойнее была атмосфера в семье.
Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое.
3.Куклы-обереги
Оберег - амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана.
Большинство кукол на Руси были оберегами. Куклы - обереги на Руси ведут свою историю с древних языческих времен. Они выполняются из природных материалов, которые приносятся из леса: дерево, лоза, трава, солома. И это не случайно, потому что лес - это среда обитания русского человека. Куклы, сделанные на основе берёзового полешка являются оберегом семейного счастья. Осина всегда считалась опасной для злых духов, поэтому куколки, сделанные на основе осинового полешка, являются оберегами дома, отгоняют от жилища злых духов. Потом у оберегов появились и другие "обязанности", кукле приписывали магические свойства: куклы-покровительницы ремесла, кукла "Невеста-жених", прочно скреплявшая брачные узы.
Были на Руси и специальные куклы, которые оберегали от лихорадки и всевозможных потрясений дом и его жильцов. Вешались они гирляндой и назывались "лихорадка". Подобных кукол-берегинь было в те времена множество: берегини сна, детства (внутрь таким куклам помещались молитвенники, а после чего руками заботливых матерей все это складывалось под подушку малыша).
Были куклы лечебные. Это Козьма и Демьян. Изготавливали их из лечебных трав: тысячелистник, ромашка и других трав. Было предание, что на Руси жили два брата - погодки. Они были бессребрениками, лечили людей и не брали денег и еды. Но однажды один из братьев взял за лечение немного еды. Другой брат обиделся и велел после смерти похоронить их в разных местах, но народ рассудил по-своему. Ведь еда - это пища для существования, а не деньги, и поэтому их захоронили вместе. За добрые поступки братьев возвели в ранг святых. В их честь делали кукол и сажали в красный угол, чтобы они приносили благополучие и здоровье в дом.
Например, кукла "День и ночь" была обязательной в любом доме. Кто последним ложился спать, тот поворачивал куклу ночной стороной в комнату, а первый проснувшийся домочадец сразу же поворачивал куклу дневной стороной. Такой оберег защищал дом от всех напастей.
4.Обрядовые куклы
Богата земля русская обрядами. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение. Наши предки жили довольно весело - тот круг жизни, который свершается в течение года, сопровождался некими действиями, обрядами и праздниками (некоторые из них сохранились по сегодняшний день), и в них всегда одна из ведущих ролей отводилась кукле. Она считались посредникам между человеком и неведомыми силами природы.
"Коляда". В Рождественский Сочельник или по - удмуртски Толсур и Вожодыр красный угол избы обязательно украшали куклой, сделанной из снопа не обмолоченной ржи. Кукла "Коляда" - это символ тепла, солнца и добрых гармоничных отношений в семье. На поясе куклы висел веник - чтобы выметать из дома все плохое, а так же два мешочка - с солью и крупой на достаток в доме.
"Масленица" ("Вой дыр"). Провожая Масленицу, куклу прогоняли, ругали и сжигали с шумом, песнями и танцами на костре
"Неразлучницы". Во главе свадебной тройки лошадей, везущей молодую пару в дом жениха после венчания, под дужкой упряжи подвешивали пару кукол "Неразлучниц" - куклу Невесты и куклу Жениха - мунё Кышно и мунё Карт
А на свадьбу готовили специальную куклу-статуэтку, изображающую жениха и невесту. Вставлялась такая кукла в центр праздничного пирога - "рощи", или, как его еще называют, "разгонного пирога". Пирог этот подавали в последний свадебный день, и он служил своеобразным сигналом окончания праздника. Так как русского человека из-за стола с горячительными напитками и закусками выпроводить непросто, то, когда пирог торжественно раздавали гостям, последние, откланявшись, должны были расходиться. Все, что от лакомства оставалось, - это кукла, которую новобрачные ставили на самое видное место в доме и хранили всю жизнь.
Рождение новой семьи уподоблялось рождению "Мирового дерева жизни", могучими ветвями которого надлежало стать молодой чете. Кукла "Мировое дерево" изготавливается без сшивания иглой, "чтобы счастье не зашить". Подруги зорко следили друг за другом, чтобы ритуальные фигурки не отвернулись друг от друга. После свадьбы "Мировое дерево" занимало почетное место в избе рядом с другими хранимыми в семье куклами. Основу куклы делают из просушенной березовой рогатины без изъянов в мизинец толщиной и примерно 15см длиной, бересту не снимают. Рогатину аккуратно выламывают без использования ножа. Сначала делают куклу Невесту на левом сучке рогатины, а на втором сучке - куклу Жениха.
Много обрядов на Руси проходили с помощью специально сделанных кукол. Например: древний обряд "похороны кукушки". Это посвящение 12-летних девочек в девушки и их вступление в мир взрослой жизни. Проводили этот обряд перед праздником Троицы. Он состоял в следующем: девочки уходили в лес и следили, чтобы за ними никто не подглядывал. Там они водили хороводы, пели песни и "кумились". В знак того, что две подружки на один год становились кумами, они обменивались венками и специально сделанными для этой цели куклами. Впрочем, по прошествии определенного времени и при желании можно было "раскумиться", сняв с себя обязательства доброжелательного отношения, друг к другу, но это происходило крайне редко. Как можно сердиться на куму, если вместе со своей куклой ей доверена часть собственной души! Ведь, делая куклу, девочка вкладывала в нее частичку своей души, прилагая старание и все свое умение, думая о ней, и вот кукла отдана подружке!
После обмена куклами девочки наряжали в тряпочки и лоскутки специально сделанную для этого случая соломенную куклу. Изготавливали ее из высушенной травы "кукушкины слезки". Потом девочки хоронили ее, не обязательно закапывали, а прятали, избавлялись от нее. Тем самым они избавлялись от тех качеств, которые присуще кукушке. Она, как известно, подбрасывала яйца в гнезда других птиц и не заботится о дальнейшей судьбе своего потомства. После проведенного обряда девочка считается девушкой. Таким образом, этот обряд демонстрирует отказ от "кукушества", провозглашение материнства. Девочки прощаются со своим детством, принимая на себя обязательство "не быть кукушкой".
Сходство и отличие тряпичных русских и удмуртских обрядовых кукол.
</ Особенности изготовления русских тряпичных кукол:
-
Использование пышных форм
-
Присутствие в костюме куклы элементов русской культуры.
-
Голову всегда украшает традиционный русский платок.
Особенности изготовления удмуртских тряпичных кукол:
-
Использование элементов удмуртской культуры
-
Для изготовления кукол часто используют дополнительные вспомогательные детали.
-
Плоскостность в изображении
Сходство:
Куклы - безлики
Способ изготовления похожий
Заключение
Кукла - знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны и народа, отражая их движение и развитие. К этому благодатному источнику духовности и обращаются те, кто изучает народную культуру, кто стремится донести до потомков драгоценные ее крупицы.
Традиционная тряпичная кукла в сегодняшней России она переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту.
Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх - эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам - они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними.
Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.
Куклы были непременным атрибутом повседневного быта наших бабушек и дедушек, неотъемлемой частью праздников, процесса воспитания детей. За всю жизнь традиционных, сделанных своими руками кукол набиралось больше ста, но их ни в коем случае не выбрасывали: грех. Кукол бережно хранили, передавали из поколения в поколение, как самую большую ценность - оберег жизни.
В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания. Кукла стояла в прямом отношении к деятельности будущего члена общества.
Потребность в общении четко выражалась в игрушке. Она была одним из тех веками проверенных средств, с помощью которого старшее поколение могло передать, а младшее принять, сохранить и передать дальше важную часть накопленного жизненного опыта.
Список литературы
Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология [Текст] / Г.Л Дайн, М.Н. Дайн.- М.: Культура и традиции, 2007.- 120 с.
Зимина, З.И. Текстильные обрядовые куклы [Текст] / З.И. Зимина. -
Котова, И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла [Текст] / И.Н. Котова, А.С. Котова.- СПб, Паритет, 2003.- 240 с.
Добрый день! Уважаемый председатель (ведущий) конференции! Уважаемые члены комиссии и присутствующие. Меня зовут Марданова Камилла. Я учусь во 2а классе гимназии им. И.Ш.Муксинова г.Янаул. Цель моего выступления - дать информацию по теме проведенного исследования в области краеведения на тему "Куклы на Руси".
Выбор темы исследования определен следующими факторами:
во-первых, русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была кукла на Руси, как ею играли, и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своей родины.
во-вторых, это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.