- Учителю
- Рабочая программа по изобразительному искусству, 2 класс
Рабочая программа по изобразительному искусству, 2 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться и на основе авторской программы «Изобразительное искусство», разработанной О.А. Куревиной и Е,Д. Ковалевской, и является составной частью Образовательной системы «Школа 2100». Программа разработана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей младших школьников.
Программа построена с учётом принципов систематичности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы:
-
пояснительная записка;
-
содержание учебного предмета;
-
описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
-
учебно-тематический план;
-
требования к уровню подготовки учащихся (выпускников);
-
планируемые результаты освоения программы по учебному предмету;
-
критерии и нормы оценки знаний обучающихся;
-
описание учебно-методического и материально-технического обеспечения;
-
приложение, содержащее календарно-тематическое планирование (с указанием темы каждого урока, количества часов, отведенных на изучение темы, планируемых результатов, видов, форм контроля, информационного сопровождения, даты проведения каждого урока по плану).
Нормативно-правовые документы, на основании которых составлена программа
-
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
-
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждённая Указом Президента РФ от 4 февраля 2010г., №271.
-
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373(с изменениями и дополнениями).
-
Приказ МО РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
-
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ гимназии № 108 г. Екатеринбурга.
-
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности, дисциплин, (модулей), рабочих программ для реализации индивидуальных учебных планов МБОУ гимназии № 108 г. Екатеринбурга, реализующего образовательные программы общего образования.
Общая характеристика учебного предмета
Воспитание культуры личности, формирование интереса к искус- ству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания, формирование эмоционального и осознанного отно- шения к миру - важнейшие линии развития личности ученика сред- ствами курса изобразительного искусства.
Благодаря развитию современных информационных технологий современные школьники по сравнению с детьми пятнадцати- двадцатилетней давности гораздо больше информированы, рацио- нальнее и логичнее мыслят, но в то же время у многих из них суще- ствуют проблемы с эмоционально-образным мышлением и восприя- тием красоты мира.
Перед педагогом встаёт трудная задача построить урок таким обра- зом, чтобы, с одной стороны, научить детей эмоционально восприни- мать произведения искусства, уметь выражать свои чувства, а с дру- гой - обеспечить усвоение необходимых знаний и умений.
Особенности курса
1) Сочетание иллюстративного материала с познавательным и ориентированным на практические занятия в области овладения первичными навыками художественной и изобразительной деятельности. Авторы исходят из того, что объёмы учебников ограничены, а представления об искусстве у современных младших школьников, как правило, отрывочны и случайны. Поэтому для облегчения восприятия необходимой для освоения курса информации следует максимально использовать имеющийся у детей жизненный опыт и именно на его основе объяснять им смысл главных понятий изобразительного искусства, постепенно вводить по ходу изучения материала искусствоведческие термины и понятия, закрепляя теоретический материал уроков с помощью выполнения практических заданий, данных в рабочих тетрадях. При этом необходимо учить детей не стесняться эмоционально реагировать на объекты искусства, чувствовать образный строй произведений и осмысленно излагать и защищать свою точку зрения.
2) Последовательность, единство и взаимосвязь теоретических и практических заданий. Основной способ получения знаний - деятельн6стный подход. Чрезвычайно важно, чтобы ребёнок понимал значение технологии выполнения творческих работ, мог в дальнейшем самостоятельно построить алгоритм выполнения аналогичных заданий. Это способствует возникновению навыка осмысления и закрепления своего опыта. Таким образом, школьник может научиться делать любое новое дело, самостоятельно осваивая его.
В результате изучения предлагаемого курса у учащихся складывается представление о структуре изобразительного искусства и его месте в жизни современного человека, одновременно развивается эмоционально-образное восприятие мира и предметов искусства, возникает потребность в творческой деятельности и уверенность в своих силах, воспитывается эстетический вкус и понимание гармонии.
3) Творческая направленность заданий, их разнообразие, учёт индивидуальности ученика, дифференциация по уровням выполнения, опора на проектную деятельность. Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний. Если исходить из такой цели образования, предлагаемое содержание курса изобразительного искусства в начальной школе слишком объёмное. Поэтому авторы руководствуются традиционным для учебников «Школы 2100» принципом минимакса. Согласно этому принципу, учебники содержат избыточные знания, которые учащиеся могут усвоить, а также избыточные задания, которые они могут выполнить по собственному желанию. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт), должны усвоить все ученики.
4) Практическая значимость, жизненная востребованность результата деятельности. Процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что учащиеся в процессе обучения используют полученные знания во время выполнения конкретных практических и в то же время творческих заданий. Это могут быть поздравительные открытки, календари, театральные спектакли, плакаты и панно для оформления класса. Решение проблемных творческих продуктивных задач - главный способ осмысления мира.
5) Воспитание в детях умения согласованно работать в коллективе. Многие итоговые творческие задания могут быть выполнены только при условии разумно организованной работы группы учащихся, а возможно, и всего класса. В процессе выполнения этих работ каждый ребёнок учится осознавать важность своей роли в выполнении общего задания, уважать своих товарищей и продуктивно работать в группе.
Основные цели курса
1. Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания.
2.Воспитание в детях эстетического чувства.
3. Получение учащимися первоначальных знаний о пластических искусствах в искусствоведческом аспекте.
4. Развитие умения воспринимать и анализировать содержание различных произведений искусства.
5.Развитие воображения и зрительной памяти.
6. Освоение элементарной художественной грамотности и основных приёмов изобразительной деятельности.
7. Воспитание у учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах.
8. Развитие и практическое применение полученных знаний и умений (ключевых компетенций) в проектной деятельности.
В соответствии с поставленными целями в курсе решаются следующие задачи:
1. Расширение художественно-эстетического кругозора (начальные темы каждого учебника, посвящённые знакомству с видами и задачами изобразительного искусства, его классификацией).
2. Воспитание зрительской культуры, умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно рассказать об этом на языке изобразительного искусства (рубрики «Учимся видеть» и «Изучаем работу мастера»),
3. Приобщение к достижениям мировой художественной культуры (темы, относящиеся к истории искусства).
4. Освоение изобразительных приёмов с использованием различных материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике.
5. Создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики.
6. Освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства.
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
1. Ковалевская Е.Д., Куревина О.А. Изобразительное искусство. Разноцветный мир: Учебник для 2 класса. - М.: Баласс, 2014.
2. Ковалевская Е.Д., Куревина О.А. Изобразительное искусство. Разноцветный мир: Рабочая тетрадь для 2 класса. - М.: Баласс, 2014.
В учебниках и рабочих тетрадях реализуется деятельностно-практический подход к обучению, направленный на формирование как общеучебных, так и специальных предметных умений и навыков. В курсе осуществляются межпредметные связи изобразительного искусства с технологией, литературой, театром, музыкой, окружающим миром, информатикой, развитием речи. Для облегчения восприятия материала во всех учебниках курса используется единая система условных обозначений и текстовых выделений. Важной методической составляющей курса для обучения навыкам работы различными материалами в разных техниках являются материалы под рубрикой «Твоя мастерская» и технологические памятки, находящиеся в конце учебника. Для того чтобы сформировать у учащихся умение видеть и понимать суть работы художника, в рубрике «Учимся видеть» даётся алгоритм анализа художественного произведения, который расширяется по мере усвоения нового материала.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с Образовательной программой и учебным планом школы, рабочая программа рассчитана на 34 часа в год при 1 часе в неделю.
Учебно - тематический план
Название тем
Общее кол-во часов
Основные виды учебной деятельности учащихся
Виды изобразительной деятельности: архитектура, графика, скульптура, живопись
1
- осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения; анализировать и читать графические изображения (рисунки); - воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда; - планировать последовательность практических действий для реализации поставленной задачи; - с помощью учителя и под его контролем организовывать свою деятельность: работать в малых группах, осуществлять сотрудничество; - осуществлять самоконтроль качества выполненной работы (соответствие предложенному образцу или заданию) и корректировку хода работы и конечного результата; - оценивать результат своей деятельности: точность и аккуратность выполненной работы; - участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов; -осуществлять самоконтроль; - обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке; - различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности; - овладение навыками: • рисования цветными карандашами; • рисования простым карандашом (передача объёма предмета с помощью светотени); • создания аппликации, гравюры; • построения растительного орнамента с использованием различных видов его композиции; • использования различных приёмов работы акварельными и гуашевыми красками. С помощью учителя: - эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства: чувствовать образный характер различных произведений искусства, замечать и понимать, для чего и каким образом художники передают своё отношение к изображённому на картине; - воспринимать эмоциональное звучание тёплых или холодных цветов и колорита картины.
Рисуем цветными карандашами.
Развиваем наблюдательность:
взаимодействие цветов.
1
Аппликация
2
Музей искусств. Третьяковская галерея. Обрамление картины
2
Иллюстрация. Композиция иллюстрации
3
Гравюра. Фактура. Из истории гравюры
2
Для любознательных. Русский лубок и его выразительные средства
1
Рисунок. Штриховка
2
Натюрморт. Твоя мастерская: рисование с натуры
2
Братья наши меньшие. Твоя мас- терская. Развиваем наблюдатель-ность: рисуем домашнего любимца
2
Растительный орнамент. Как получаются разные орнаменты?
3
Народные промыслы России. Городецкая роспись
2
Весенние впечатления. Твоя мастерская: работаем акварелью, рисуем пейзаж
3
Колорит - душа живописи
1
Бытовая живопись
1
Искусство Древнего Египта. Древнеегипетский рельеф
2
Проекты
2
Резерв
1
Данные часы учитель может использовать как дополнительные. Они могут быть резервными при карантине или других форс-мажорных обстоятельствах.
Итого
34
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
При изучении каждой темы, при анализе произведений искус- ства необходимо постоянно делать акцент на гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и человеческой жизни.
Ценность жизни - признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности частью живой и неживойжизни, на осознании себя частью природного мира природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, любви.как проявление высшей человеческой способности
Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Формы организации образовательного процесса
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система.
Кроме того, используются дополнительные формы обучения: урок-путешествие, урок-творчества, уроки-конкурсы, уроки-вернисажи, экскурсии в краеведческий музей, посещение выставок в школе искусств, практические занятия, игры, элементы проектной деятельности, используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях, использование ИКТ (презентаций).
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения. При прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с окружающим миром, математикой, технологией.
Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности учащихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа, практические и тематические работы. На учебных занятиях используются коллективные способы обучения в парах постоянного состава (ППС), в малых группах. Во время учебных занятий ученики обсуждают работы товарищей, результаты коллективного творчества и индивидуальные работы на уроках.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа - это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Технологии обучения
При изучении нового материала используются элементы технологии проблемного и исследовательского обучения, что позволяет развивать познавательную активность, творческую самостоятельность учащихся.
Элементы технологии развивающего обучения применяются при закреплении изученного материала и позволяют развивать личность учащегося и ее способностей.
Метод проектов используется при индивидуальной работе с учащимися, что позволяет развивать творческий потенциал ученика и делать акцент на личностно-значимую для него информацию.
Элементы технологии уровневой дифференциации используются при контроле знаний учащихся.
Для сохранения и укрепления здоровья учащихся используются элементы здоровьесберегающих технологий.
С целью развития познавательной активности школьников используются элементы игровых технологий.
Для повышения эффективности урока используются элементы ИКТ.
Также на уроке используются элементы коллективного способа обучения.
Механизмы формирования ключевых компетенций учащихся
К универсальным ключевым компетенциям в преподавании изобразительного искусства относятся следующие: общекультурные компетенции, ценностно-смысловые компетенции.
В большей степени зависят от технической оснащенности и иных возможностей учебного заведения учебно-познавательные компетенции, информационные компетенции, компетенции личностного самосовершенствования.
Общекультурные компетенции формируются практически «сами по себе», так как всегда изобразительное искусство базировалось на геометрических фигурах, пропорциях, и это давало стимул к освоению точных наук - геометрии, математики; цвет неразрывно связан с физикой. В целом можно увидеть прочные связи изобразительного искусства с литературой, музыкой, иными гуманитарными дисциплинами. У учеников рождается гармоничное представление об окружающем мире.
Ценностно-смысловые компетенции связаны с ценностными ориентирами ученика. Изобразительное искусство способно в наше время эффективно противодействовать духовному обнищанию, оно учит видеть и понимать окружающее в иных координатах, одухотворенных. Эти компетенции фактически обеспечивают формирование личности ученика.
Учебно-познавательные компетенции формируются при самостоятельной работе и в некотором смысле зависимы от инструментария проведения уроков, которым владеет учитель. Там, где инструментарий богат и технически подкреплен возможностями образовательного учреждения, там учебно-познавательные компетенции выражены ярче.
Информационные компетенции максимально зависимы от технического оснащения школы, так как формируются при наличии компьютеров, сети Интернет, мультимедийного оборудования.
Компетенции личностного совершенствования являются своеобразным показателем успешности образовательного учреждения. Если оно достойно обеспечивает учебный процесс методически и технически, то ученики стремятся к непрерывному самопознанию, у них формируется культура мышления и поведения.
Важнейшее значение имеет овладение учащимися коммуникативной компетенцией: формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации художественные сведения, участвовать в дискуссиях по проблемам искусства, видов искусства и др.
Содержание программы (34 часа)
Занятие 1 (1 час). Получение представления о видах изобразительной деятельности: архитектуре и её задачах (польза, прочность, красота), скульптуре и её видах (круглая скульптура, рельеф), живописи, графике. Выполнение заданий в учебнике.
Занятие 2 (1 час). Работа цветными карандашами. Продолжение изучения свойств тёплых и холодных цветов и их взаимодействия. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в процессе изучения нового материала в рабочей тетради и в учебнике.
Занятия 3-4 (2 часа). Продолжение изучения техники аппликации на примере работ А. Матисса. Понятие о силуэте. Тёплые и холодные цвета. Изучение их некоторых свойств. Выполнение заданий на закрепление изученного материала в рабочей тетради. Коллективная работа «Цветочный луг».
Занятия 5-6 (2 часа). Музей и картинная галерея. Изучение истории Третьяковской галереи. Выполнение в рабочей тетради и в учебнике заданий на закрепление полученных знаний. Значение рамы при экспонировании произведения живописи. Выполнение рамки для фотографии. Коллективная композиция «Портрет класса».
Занятия 7-9 (3 часа). Понятие об иллюстрации к литературному ПР9изведению. Изучение иллюстраций В. Лебедева к книжке «Охота». Значение набросков. Рисование животных. Понятие о композиции иллюстрации и эскизах к ней. Выполнение заданий на понимание изученного материала в учебнике. Выполнение иллюстрации к любой басне И.А Крылова.
Занятия 10-11- (2 часа). Получение представления об авторском рисунке и технике гравюры (печатная форма, отпечаток, оттиск, фактура). Выполнение в процессе изучения нового материала заданий на закрепление полученных знаний в учебнике. Работа с чёрным и белым цветами. Выполнение графической иллюстрации, имитирующей технику гравюры. Оформление работ и организация в классе коллективной выставки «Мир басен Крылова» с использованием работ, выполненных на этом и прошлом занятиях (цвет и чёрно-белая графика).
Занятие 12 (1 час). Занятие для любознательных (самостоятельное изучение темы).
Изучение техники лубка и его изобразительных средств. Выполнение в процессе изучения материала заданий в учебнике и лубочного рисунка в альбоме.
Занятия 13-14 (2 часа). Рисунок простым карандашом. Понятие о светотени. Передача объёма куба с помощью штриховки. Выполнение в процессе изучения нового материала заданий на закрепление полученных знаний в учебнике и в рабочей тетради. Расширение понятий об источнике света, форме, светотени (свет, тень, полутень, падающая тень).
Занятия 15-16 (2 часа). Продолжение изучения жанра натюрморта. Понятие об учебной и творческой задачах. Развитие умения рассказывать о живописных работах на языке искусства с использованием изученных ранее терминов и понятий. Рисование предметов простым карандашом с натуры. Работа с рамкой-видоискателем.
Занятия 17-18 (2 часа). Значение натурных зарисовок. Выполнение задания на закрепление полученных знаний в учебнике. Отработка техники работы гуашевыми красками. Передача фактуры шерсти животного. Выполнение композиции «Мой пушистый друг». Оформление работ и организация в классе коллективной выставки «Мой пушистый друг».
Занятия 19-21 (3 часа). Продолжение изучения орнамента. Понятие о растительном орнаменте (элемент, группа элементов орнамента, ритм, композиция). Изучение простейших видов композиции орнамента. Влияние формы предмета на композицию орнамента. Коллективное панно «Лоскутное одеяло».
Занятия 22-23 (2 часа). Народные промыслы России. Городецкая роспись. Выполнение в процессе изучения материала заданий на закрепление полученных знаний в рабочей тетради. Выполнение задания «Расписная тарелка».
- Занятия 24-26 (2-3 часа). Углубление понятия о пейзаже. Изучение пейзажей А. Саврасова и В. Борисова-Мусатова. Демонстрация пейзажей под подходящую музыку. Развитие умения рассказывать о живописных работах на языке искусства с использованием изученных ранее терминов и понятий. Дальнейшее изучение основных свойств и овладение простыми приёмами работы акварельными красками. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в рабочей тетради и в учебнике. Изучение основных этапов работы над пейзажем в технике акварели.
Занятие 27 (1 час). Понятие о колорите. Тёплый, холодный и тональный колорит. Натюрморт.
Занятие 28 (1 час). Продолжение изучения бытовой живописи на примере работ И. Владимирова и 3. Серебряковой. Составление рассказа по картине Ф. Решетникова. Развитие умения рассказывать о живописных работах на языке искусства с использованием изученных ранее терминов и понятий.
Занятия 29-31 (3 часа). Получение представления об искусстве Древнего Египта. Выполнение в процессе изучения нового материала соответствующих заданий в рабочей тетради и в учебнике. Рисование фигуры человека в стиле древнеегипетского рельефа. Коллективная работа «Египетские письмена».
Занятия 32-33 (2 часа). Проекты. Занятия 34 (1 час). Резервные часы.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
К концу 2-го класса учащиеся научатся:
- владеть языком изобразительного искусства;
- различать особенности различных видов изобразительной деятельности;
- понимать и уметь объяснять, что такое круглая скульптура, рельеф, силуэт, музей, картинная галерея, эскиз, набросок, фактура, штриховка, светотень, источник света, растительный орнамент, элемент орнамента, ритм, колорит;
- определять свойства цветов спектра (взаимодействие тёплых и холодных цветов);
- описывать живописные произведения с использованием уже изученных понятий;
- работать с акварелью (размывка, затеки, способ отмывки, «по-сырому»);
- смешивать главные цвета красок для получения составных цветов;
-выполнять графические изображения с соблюдением линейной перспективы.
К концу 2-го класса учащиеся получат возможность научиться:
- с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
- самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нем во время работы;
- ориентироваться в художественных тенденциях искусства Древнего Египта и Античности;
- выполнять наброски по своим замыслам с соблюдением пропорций предметов;
- реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания.
Планируемые результаты освоения предмета
Программа обеспечивает достижение второклассниками следующих метапредметных и предметных результатов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение второклассниками следующих метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» во 2 классе является формирование следующих умений:
-формирование у ребенка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
-воспитание уважительного отношения к творчеству, как к своему, так и других людей;
-развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительной деятельности;
-овладение различными приемами и техниками изобразительной деятельности;
-отработка навыка самостоятельной и групповой работы.
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей, и даже с математикой. Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действи- тельности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс. Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные универсальные учебные действия
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.);
- преобразовывать информацию из одной формы в другую, на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной форме (на уровне небольшого высказывания); - уметь слушать и пони мать высказывания собеседников;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им;
- учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является:
- сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
- ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
- ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;
- первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
- получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
1. Овладевать языком изобразительного искусства:
• иметь представление о видах изобразительного искусства (архитектура, скульптура, живопись, графика);
•понимать и уметь объяснять, что такое круглая скульптура, рельеф, силуэт, музей, картинная галерея, эскиз, набросок, фактура, штриховка, светотень, источник света, растительный орнамент, элемент орнамента, ритм, колорит;
•знать свойства цветов спектра (взаимодействие тёплых и холодных цветов);
•знать и уметь объяснять, что такое растительный орнамент;
•уметь описывать живописные произведения с использованием уже изученных понятий.
2. Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:
•учиться чувствовать образный характер различных произведений искусства, замечать и понимать, для чего и каким образом художники передают своё отношение к изображённому на картине;
•учиться воспринимать эмоциональное звучание тёплых или холодных цветов и колорита картины.
3. Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности. Дальнейшее овладение навыками:
•рисования цветными карандашами;
•рисования простым карандашом (передача объёма предмета с помощью светотени);
•аппликации;
•гравюры;
•построения растительного орнамента с использованием различных видов его композиции;
•различных приёмов работы акварельными красками;
•работы гуашевыми красками.
4. Углублять понятие о некоторых видах изобразительного искусства:
•живопись (натюрморт, пейзаж, бытовая живопись);
•графика (иллюстрация);
•народные промыслы (городецкая роспись).
5. Изучать произведения признанных мастеров изобразительного искусства и уметь рассказывать об их особенностях (Третьяковская галерея).
6. Иметь представление об искусстве Древнего Египта.
Система оценки достижения планируемых результатов
освоения предмета
В УМК используется технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) учащихся. В соответствии с развивающей, личностно ориентированной Образовательной системой «Школа 2100», которая позволяет:
1) определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний, т.е. насколько обучение соответствует современным целям обучения;
2) развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки;
З) мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием;
4) создавать комфортную обстановку, сохранить психологическое здоровье детей.
Поскольку изобразительное искусство - предмет особый, нужно очень деликатно подходить к оцениванию результатов работы учащихся. Чтобы воспитать гармоничного, уверенного в своих силах человека, важно не отбить у него интерес к искусству и желание рисовать. Только в этом случае полученные знания и умения останутся с детьми надолго и существенно украсят и обогатят их последующую жизнь.
Основные требования к качеству знаний, предъявляемые на занятиях по изобразительному искусству
1. Важны только те знания учащихся, которыми они могут пользоваться на практике.
Фактически нужны навыки использования знаний, а не сами знания. Разнообразные теоретические знания, полученные школьниками, должны позволять грамотно анализировать различные произведения искусства и формулировать, в чём особенности их собственных работ.
2. Важны и нужны прочные знания, а не выученный к данному уроку материал.
З. Важно, чтобы школьники умели самостоятельно пользоваться полученными практическими умениями для выполнения собственных творческих работ: разнообразных открыток, календарей, панно и т.п.
Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение учащимся продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях.
Продуктивные задания требуют не столько найти готовый ответ в тексте, сколько применить полученные знания к конкретному практическому или творческому заданию. Учащийся, полностью выполнивший самостоятельно весь необходимый объём заданий в учебнике и рабочей тетради, усвоит все необходимые в курсе знания. При этом он не столько будет помнить определение понятий и формулировки законов, сколько будет уметь их применять в жизни. Подобные задания должны удовлетворять всем изложенным критериям (прежде всего, требовать творческого применения знаний) и, желательно, быть связанными с какой-либо практической деятельностью (писать, рисовать, конструировать и тому подобное).
Очень важно, чтобы объём заданий учитель определял, исходя из уровня знаний и возможностей своих учеников. В любом случае нет необходимости выполнять все задания в учебниках и рабочих тетрадях (принцип минимакса). Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил.
На этапе актуализации знаний перед началом изучения нового материала мы предлагаем учителю проводить блиц-опрос важнейших понятий курса и их взаимосвязей, которые необходимо вспомнить для правильного понимания новой темы. Преимущество такой проверки состоит в том, что учитель оказывается постоянно в курсе тех знаний, которыми обладают дети. В том случае, когда никто из учащихся не может дать ответ на вопрос, они под руководством учителя обращаются к словарю. Это лишний раз учит работе с ним и показывает, как поступать человеку, если он хочет что-либо узнать.
Задания в учебнике и рабочей тетради включают, в соответствии с принципом минимакса, не только обязательный минимум (требования программы), который должны усвоить все ученики, но и максимум, который школьники могут усвоить. Таким образом, каждый ученик должен усвоить каждую тему, выполнив определённый объём заданий в учебнике и рабочей тетради. Положительные оценки и отметки за задания самостоятельных работ являются своеобразным зачётом по изученной теме. Каждая тема у каждого ученика должна быть зачтена, однако срок получения зачета не должен быть жёстко ограничен (например, ученики должны сдать все темы до конца четверти). Это учит их планированию своих действий. Но видеть результаты своей работы учащиеся должны постоянно. Важно, чтобы после изучения каждой темы у каждого ученика оставались выполненные в рабочей тетради или на отдельных листах работы. Желательно, чтобы в рабочей тетради к концу учебного года не осталось пустых мест (образцы, выполненные красками, нужно вклеивать в тетрадь после полного высыхания).
В особую папку помещаются оригиналы или копии (бумажные, цифровые) выполненных учеником творческих заданий, содержащие не только отметку (балл), но и оценку (словесную характеристику его успехов и советов по улучшению, устранению возможных недостатков). Накопление этих отметок и оценок показывает результаты продвижения в усвоении новых знаний и умений каждым учеником, развитие его умений действовать.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ и УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Требования к оснащению учебного процесса на уроках изобразительного искусства разрабатываются с учётом реальных условий работы отечественной начальной школы и современных представлений о культуре и безопасности труда школьников.
Для работы учащимся необходимы:
- индивидуальное рабочее место (которое может при необходимости перемещаться трансформироваться в часть рабочей площадки для групповой работы);
- материалы и инструменты для выполнения работ, предусмотренные программным содержанием: тонированная или белая бумага для рисования, гуашевые и акварельные краски, кисти, простые карандаши различной твёрдости, фломастеры, восковые мелки, цветные карандаши, баночка для воды, точилки, палитра, салфетки (для вытирания рук);
- специально отведённые места и приспособления для рационального размещения, бережного хранения материалов и инструментов и оптимальной подготовки учащихся к урокам технологии: коробки, укладки, подставки, папки и пр.
Большие возможности для применения на уроках изобразительного искусства предоставляет оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, интерактивная доска и др.). Благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, httр: /sсhооl-соllесtiоп.еdu.гu/), оно позволяет продемонстрировать учащимся образцы искусства различных жанров и различных народов.
Литература:
1 Биболетова М.З., Алексеева Л.Л., Анащенкова С.В. Планируемые результаты начального общего образования, - М.:Просвещение, 2011.- 120 с. - серия «Стандарты второго поколения».
2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа, - сост. Е.С.Савинов.- М.:Просвещение, 2011.- 191 с. - серия «Стандарты второго поколения»..
3. Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная образовательная программа. В 2-х книгах/ Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна. - М.: «Баласс» 2011 г. - (Образовательная система «Школа 2100»)
4. Изобразительная деятельность. 1-4 классы: развернутое тематическое планирование по программе О.А.Куревиной, Е.Д.Ковалевской/. автор - составитель И.В.Николаева. - Волгоград: Учитель, 2014.
В качестве дополнительных пособий и средств можно выделить:
1. Репродукции картин: .
П.Кузнецов. В мастерской профессора живописи. И.Левитан. Осенний пейзаж с церковью. Б.Кустодиев. Автопортрет.
А. Матисс. Попугай и сирена (фрагмент). А. Матисс. Полинезия. Море.
И.Репин. Портрет П.М.Третьякова. И.КрамскоЙ. Портрет П.М.Третьякова. И.Машков. Натюрморт со сливами. П.Кузнецов. Натюрморт. Утро. В.Ватагин. Заяц. Овчарка.
А.Дюрер. Зайчонок.
А.Саврасов. Грачи прилетели.
В. Борисов-Мусатов. Майские цветы. И.Шишкин. Полдень.
А.Рылов: Зеленый шум.
П.Кузнецов. Весна в Крыму. М.Волошин. Пейзаж .
. Н.Сапунов. Голубые гортензии.
А.Фонвизин. Ваза с цветами и виноград. И.Владимиров. На уроке грамоты у дьячка. Ф.Решетников. Опять двойка.
И.Фирсов. Юный живописец.
2. Аудиозаписи басен И.А. Крылова «Ворона и Лисица», «Волк и ягненок», музыкальные фрагменты классических произведений отечественных и зарубежных авторов.