- Учителю
- Статья 'Детский театр в начальной школе (из опыта работы) '
Статья 'Детский театр в начальной школе (из опыта работы) '
В арсенале учителя начальных классов, как и любого классного руководителя, много различных форм и методов воспитательной работы. Все они направлены на воспитание в ребёнке гармоничной личности. Воспитательная работа с учащимися - это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива.
Потребность в общении - одна из самых главных в жизни человека и, особенно, ребёнка . Приобретать коммуникативный опыт человек начинает с младенчества. Самый естественный путь его освоения - игра. Она присутствует в жизни ребёнка всю жизнь. Маленький человек, играя, постепенно изучает окружающий мир.
И вот ребёнок приходит учиться в школу. 4 года в начальной школе - самый сложный период обучения для ребёнка. Это время для развития его потенциальных способностей, которые у каждого ребёнка индивидуальны , и в любой детской натуре их очень много. Именно на 1 ступени образования у детей возникают сложности и психологические проблемы, которые впоследствии предопределяют трудности в обучении и воспитании. К сожалению, в настоящее время тревожность стала постоянным спутником наших детей. Страхи, тревога намертво крепятся в маленьких сердцах, заставляя их совершать нелепые поступки.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения , снятия зажатости и заторможенности - это игра, различные детские выдумки, фантазирование, сочинительство. Всё это даёт театрализованная деятельность.
В период психологической адаптации ребёнка к школе у первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у некоторых детей, наоборот, развязность и суетливость. У большинства детей отсутствуют поведенческие навыки, недостаточно развиты память и внимание. Игра оказывает большое влияние на речь ребёнка. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства, использует различные интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам. Театрализованные игры и представления во внеурочное время, использование разнообразных театральных приёмов на уроках рассчитаны на активное участие ребёнка, который становится соучастником педагогического процесса. Главная задача педагога - дать ребёнку попробовать себя в творчестве, воспитать эстетическое восприятие предметов и явлений действительности, интерес к творчеству, стремление вносить красоту в жизнь.
Вот уже 4-ый год в моём классе существует детская театральная студия. С 1 класса я постепенно приучала учащихся к театральной деятельности. Цель моей работы - формирование творческой личности ребёнка средствами театральной педагогики, которые я использую для самораскрытия детей, делая акцент на развитие личностных качеств ученика. Сначала это были театральные этюды, просто выразительное чтение стихов, шутливые диалоги, сценки из школьной жизни. Ребята учились произносить текст громко и тихо, медленно и быстро, с разной высотой голоса, учились делать экспрессивные паузы, менять интонацию в зависимости от смысла, учились подбирать подходящую для чтения стихов фоновую музыку. На уроках чтения мои ученики стали выразительнее читать стихи и другие литературные произведения, применяли навыки художественного чтения и на других уроках. Уже в 1 классе мы подготовили для родителей новогодний спектакль «Зимняя сказка»(по мотивам русской народной сказки). Ребята с удовольствием исполняли роли героев, пели песни и танцевали. Получился настоящий детский мюзикл. Потом мы подросли, спектакли наши становились сложнее и интереснее, ребята сами выбирали подходящие для себя роли, готовили вместе с родителями костюмы, предлагали, как лучше обыграть ту или иную сцену, придумывали танцевальные движения . На наши мюзиклы мы приглашали ребят из 1-ых, 2-ых, 3-их классов, которые с огромным интересом смотрели спектакли, сопереживали вместе с героями сказок. В рамках преемственности в нашем образовательном комплексе мы организовали посещение театрализованных представлений 4 «А» класса воспитанниками детских садов.
На следующий день после каждого спектакля я проводила анализ нашей работы, т.е. делала «работу над ошибками». Сначала я обязательно отмечала что-то хорошее, положительное, говорила, что особенно удалось ребятам. Я приучила своих учеников в ходе обсуждения нашей совместной работы отвечать на 3 важных вопроса:
-
Что у нас получилось особенно хорошо?
-
Что у нас получилось плохо?
-
Что нужно учесть на будущее?
Постепенно ребята сами научились анализировать свою работу в роли актёров мюзикла, оценивали себя и своих товарищей, старались извлекать из удач и ошибок полезный опыт. Эти 3 вопроса не такие уж простые. Если вдуматься, они несут в себе глубокий смысл, помогают детям понять, что « такое хорошо, а что такое плохо».
«Искусство перевоплощения» помогает ребятам преодолевать трудности в обучении, повышает уровень лабильности, снимает «аудиторный шок», развивает креативные способности, совершенствует звуковую культуру речи, воспитывает зрительскую культуру, способствует сплочению детского коллектива. В процессе совместной творческой деятельности происходит развитие нравственных качеств личности. Театральная деятельность детей создаёт «ситуацию успеха», помогает ребёнку в изменении своего статуса. Будучи слабо успевающим по основным школьным дисциплинам, он может стать одним из лучших актёров детского мюзикла, может оказаться в числе лидеров, что изменит к нему отношение одноклассников.
Родители учащихся с огромным интересом смотрели наши спектакли. Многие из них увидели своих детей с совершенно новой, ранее не знакомой
им стороны.
Подготовке любого спектакля присуща эмоциональная насыщенность. Общность пережитых чувств обогащает эмоциональный опыт детей, а сам спектакль, вызвавший совместные переживания и радостные чувства, становится эффективным средством в системе воспитательной работы. Детей охватывает невероятное ощущение владения аудиторией, когда каждое точно сказанное слово и выразительная интонация заставляют людей то плакать, то смеяться, то восхищаться, удивляться или негодовать. Важность эмоциональной насыщенности объясняется необходимостью противостоять учебному процессу, где преобладают вербальные способы общения, где логика учебных знаний может привести к подавлению эмоционально-образного восприятия мира, столь значимого в детском возрасте. Развитие чувств необходимо школьникам как средство формирования целостной картины мира.
Методы театральной педагогики таят в себе большие возможности для решения целого ряда задач из разных образовательных направлений, связанных с речевым, социальным, эстетическим, познавательным развитием ребёнка в процессе обучения в школе, ведь главная задача педагога - развить в детях чувство гражданина своей страны, человека, умеющего ценить духовные и культурные ценности, накопленные человечеством.
Ермакова Татьяна Феликсовна, учитель начальных классов, классный руководитель 4 «А» класса ГБОУ «Школа №1114» г. Москва