7


  • Учителю
  • проектная деятельность на уроках окружающего мира в 4 классе

проектная деятельность на уроках окружающего мира в 4 классе

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Данный проект познакомит учащихся с историей села Быстрица, расскажет какими были первые жители и чем занимались. Практическая ценность проекта – результаты исследования можно использовать, как материал на уроках, на занятиях в кружках, факультативах по истории.Родина
предварительный просмотр материала

Муниципальное общеобразовательное казённое учреждение

Быстрицкая основная общеобразовательная школа

с. Быстрицы Оричевского района Кировской области



Большой России малый уголок

Автор проекта - Олина Анна

Быстрицкая основная школа, 4 класс

Научный руководитель -

Мухина С.Н.

учитель начальных классов

Быстрицкой основной школы,







Быстрица

2015 год


СОДЕРЖАНИЕ

I.

Обоснование. Введение

3-4

II.

Основная часть


2.1.

Большой России малый уголок

5-6

2.2.

Первые сведения о селе

7

2.3.

2.4.

2.5.

2.6.

2.7.

2.8.

2.9.

2.10.

2.11.

2.12.

III.

Из истории Быстрицких церквей

Село в XIX веке

Московский тракт

Занятия и быт наших предков

XX век встречали с верой и надеждой на лучшую жизнь

Революция. Ленин. Советская власть

Из истории коллективизации села

Быстрица и быстричане в годы Великой Отечественной войны

Жизнь послевоенная

Некоторые значимые события последних лет

Заключение (выводы)

8

9

10-11

12-15

16-17

18-20

21-22

23-24

25-26

27

28


Литература 29

Приложения

  1. Обоснование. Введение

Информационный проект «История села Быстрица»

Область науки: «Историческое краеведение»

Автор проекта: Олина Анна, 4 класс

Научный руководитель - Мухина Светлана Николаевна, учитель начальных классов первой квалификационной категории

Данный проект познакомит учащихся с историей села Быстрица, расскажет какими были первые жители и чем занимались.

Практическая ценность проекта - результаты исследования можно использовать, как материал на уроках, на занятиях в кружках, факультативах по истории.

Родина - отечество, отчизна, страна, в которой человек родился - такое определение дает в толковом словаре В.Даль. У каждого человека есть малая родина. Место, где мы родились, где жили наши предки, где наши корни. У одних это большой город, у других небольшое село, у третьих - маленькая деревенька. Для каждого человека дороги родные места.

Мой интерес к данному вопросу возник, когда в школе на уроке окружающий мир мы изучали тему: «Моя Родина». Получив задание рассказать о своём селе, я столкнулась с проблемой, что ничего не знаю об истории возникновения своего села и сколько ему уже лет. С этим вопросом я обратилась к своим родителям и бабушке с дедушкой.

Предметом моего изучения стали фотоальбомы, записи в архивных документах, материалы из сельского музея, книги о нашем крае, которые хранятся в сельской библиотеке.

Цель моей работы: найти сведения об историии возникновения моего села.

Задачи работы:

  1. Расспросить своих родственников о том, что они знают о нашем селе.

  2. Изучить архивные документы, книги и другие материалы о селе, которые имеются в сельской библиотеке и музее.

  3. Расспросить местных старожилов села.

Изучая свою тему, я в первую очередь обратилась за помощью к своей бабушке. Она много мне рассказала о местных обычаях, о том где поселились первые жители, чем занимались люди в селе.

Но многое мне пришлось искать в архивных документах, материалах музея. Все найденные материалы по истории села я описала в своей работе «История села Быстрица».

В результате исследования мы пришли к выводу, что надо изучать историю своей малой Родины, прошлое нашего народа. И пока рядом с нами люди, которые творили эту историю, есть возможность узнавать от них достоверные жизненные факты и подробности.



  1. Основная часть

    1. Большой России малый уголок

Село Быстрица - центр Быстрицкого сельского округа (с 2005 года - поселения) Оричевского района Кировской области Российской Федерации. В сельский округ входят село Быстрица (1595 год) и деревня Таборы (1760 год).

От областного центра находится в 36 километрах, от районного - в 24 километрах. Расположено на левом берегу реки Быстрицы, в нижнем её течении, в 18 километрах от устья.

Поселение связано с областным и районным центрами автобусным сообщением по дорогам районного значения с асфальтовым покрытием - через посёлок Стрижи. Стрижи - ближайшая железнодорожная станция, расположенная в 10 километрах от села. Сразу за селом (на южной окраине) - старинное сельское кладбище.

Окрестности Быстрицы - это среднерусская равнина, заливные пойменные луга, перелески, зона смешанных лесов, хвойные боры, перемежающиеся с болотистыми низинами, богатыми торфом.

Здесь обитают промысловые звери: лось, медведь, рысь, волк, енотовидная собака, выдра, куница, норка, хорь, ласка, барсук, заяц, белка, лиса и другие.

Охотятся здесь и на глухаря, тетерева, рябчика, вальдшнепа. Село расположено на пути гусиных и утиных перелётов. В осеннем небе нередко можно увидеть пролетающий клин журавлей.

Близ реки можно полюбоваться полётом чаек, искусных рыболовов. Стрижи, ласточки, чибисы - тоже наши знакомые. Весной сельскую тишину взрывают грачи. К осени грачи и стаи дроздов становятся грозой сельских огородов и садов.

Кормятся у совхозных ферм и частных дворов вороны и сороки. А колокольню Троицкой церкви облюбовали голуби.

Окрестности села порадуют грибников и ягодников. Уважающие себя грибники обязательно найдут белые грибы и подосиновики, грузди и рыжики, волнушки, сыроежки, маслята и другие. Здешние жители заготовляют их впрок для себя. И раньше сушили, солили грибное богатство и продавали горожанам.

Особенно много здесь черники, брусники, малины, есть земляника, голубика, калина, красная и чёрная смородина.

Поправить здоровье помогут лекарственные растения: сабельник, валериана, зверобой, шиповник, пижма, подорожник, тысячелистник, ромашка; встречается ландыш, душица, толокнянка, и другие травы, используемые в народной медицине.

Из деревьев наиболее частые - сосна, ель, берёза, осина, ольха. Украшением подлесков являются черёмуха, рябина, можжевельник. Редко встречаются дуб, пихта, вяз, липа, лиственница.

  1. Первые сведения о селе

Датой основания Быстрицы считается 1595 год, год первого упоминания о нём в письменных источниках. Но поселение возникло здесь ещё раньше, более 400 лет назад, до 1595 года.

Начало русских сёл обычно связывают с постройкой церкви. Первая церковь в селе была деревянная.

Название села, реки появилось, возможно, с новгородскими поселенцами, русскими, пришедшими на земли, ранее заселёнными предками современных удмуртов.

Места эти привлекали луговым раздольем, обилием рыбы в реках, богатыми дичью лесами, доступностью по речным артериям.

В деревне конца 16 начала 17 веков было от одного до десяти дворов. В этот период в округе насчитывается более 10 мельниц - колотовок. (Все данные, цифровые факты указаны по книге С. Г. Вахонина «Истоки»).

  1. Из истории Быстрицких церквей

Первая церковь в селе была деревянная, с большой трапезной и собственно церковью (молельная и алтарь). Трапезная играла роль мирскую, общественную: это была и контора для решения конкретных мирских дел, и клуб, и гостиная, и место ночлега, и хозяйственное подсобное помещение. (Книга Вахонина «Истоки»). Строительство каменной церкви началось в 1754 году во имя святой Троицы и в честь Николая Чудотворца по указу вятской консистории. В 1867 - 1870 годах пристроен престол в честь святых Гурия и Варсонофия, освящённый 18 января 1870 года. На церкви установлена памятная доска, так как здание церкви признано памятником архитектуры второй половины XVIII века. (Описание церкви, особенности её архитектурного ансамбля даны в книге «Дорогами Земли Вятской»).

«…В центре растянувшегося вдоль московского тракта села на пологом холме высится огромный, оригинальный по архитектуре храм, словно каменный корабль, с уходящими в небо парусами куполов, плывущий по зелёному прибою разнотравья. В облике Троицкой церкви воплощён едва ли не весь художественный опыт местного зодчества второй половины XVIII века. Её создатели оставили нам самобытное и оригинальное произведение вятской художественной школы. В 1859 году ударом молнии было разрушено завершение храма и верх колокольни. Храм восстанавливали другие строители.

Троицкая церковь в Быстрице практически не закрывалась в годы Советской власти. (Очерк «Из истории Троицкой церкви с. Быстрица»). Выполняет Троицкий храм своё назначение и сейчас, оповещая округу о церковной службе колокольным звоном. (фото Приложение 1.1, 1.2)



  1. Село в XIX веке

Основными занятиями Быстрицких жителей оставалось хлебопашество и животноводство, в меньшей степени - рыболовство, подсобные промыслы.

Как выглядели наши предки? «Военно-статистическое обозрение» изд. 1850 года далеко не лучшим образом представляет своим читателям вятичей: «… Они способны к ремёслам всякого рода, строптивы, нетерпеливы и склонны к ябеде и пьянству».

«По наружному виду русские крестьяне Вятской губернии мало отличаются от русских, живущих в соседних губерниях. Вятские только пониже ростом, приземистее, плотнее.

По характеру вятчане кажутся простоватыми, добродушными, наивными, медлительными. Их певучий говор, медлительность, наивность вошли в пословицы, поговорки.

Но на самом деле, при ближайшем знакомстве, вятчане оказываются народом хорошим; они сметливы, предприимчивы, обладают ясным светлым умом. Они отличаются трудолюбием, предприимчивостью и, в большинстве случаев, хорошие землевладельцы». «Учебник для старшеклассников всех учебных заведений Вятской губернии».

  1. Московский тракт

Село расположено на старинном Московском тракте. К началу XIX века Быстрица выросла в известное село, лежащее на перепутье больших дорог, ставшее свидетелем разных исторических событий. Через село проходят старинный Московский тракт, бывшая Большая Государева дорога, связывающая столицу (через Котельнич, Орлов) с Вяткой, Уралом, Сибирью. (Приложение 1.3)

Московский тракт превращался в Государеву дорогу постепенно, ему более 200 лет. Обустройством его занимались с конца XVIII века, по всей России, в том числе и в Вятке.

По указу №12 от 9.06.1797 года (подготовлен при Екатерине II) на территории волости устраивалась почтовая станция, арестантская изба, паромная переправа, лодочная переправа через Быстрицу.

В полуверсте от левого берега реки стоял верстовой столб с указанием «до г. Орлова 22,5 версты». В эти 22,5 версты и определялась длина участка Московского тракта от реки Быстрица до реки Вятка перед г. Орловом.

По московскому тракту шли через село отряды народного ополчения к Москве для защиты от поляков, шведов, французов, автрияков, немцев…

Видело село пленных шведов, наполеоновских вояк, австрийцев и других врагов государства Российского. Здесь 11 октября 1824 года, в 7 часов утра, выехав из Вятки, проехал царь Александр I, в 12 часов дня он был в Орлове, преодолев две переправы (через Вятку и Быстрицу). Для проезда царя дороги ремонтировались, животных и малых детей приказано было на улицу не выпускать. А взрослым предписывалось встречать царя нарядно одетыми, без шапок и кланяться.

Проезжали через село декабристы, другие политические ссыльные. Вероятно, не один раз проезжал через село Салтыков-Щедрин. Подростком проехал через село будущий царь Александр II. В 1835 году в вятскую ссылку по этому тракту ехал академик А. Витберг. В 1837 году из вятской ссылки по нему возвращался писатель А.И. Герцен. Через село проезжала в 1855 году Н.Н. Ланская. В 1878 году по нему прибыл в ссылку В.Г. Короленко.

Арестантская изба функционировала и в конце 19 - начале 20 веков. Мрачный двухэтажный дом, стоящий в нескольких десятках метров почтовой станции, принимал ссыльных политических, колодников, пленных - «арестантов».

Участник революции, гражданской войны Фёдор Андреевич Изместьев вспоминал страшные для мальчишки картины детства: через Таборы ведут по селу к Перевозу или обратно партию арестантов в кандалах, челок 50. И это не забылось до глубокой старости. Известно, что в 30-е годы 20 века в деревне Таборы существовал опорный пункт милиции (в бывшей арестантской избе).

  1. Занятие и быт наших предков

(архивные данные)

Основным занятием крестьян в XIX оставалось земледелие. Работать на земле было кому. Архивные документы середины XIX века донесли до наших дней не только старые названия близких сердцу отдельных деревень, но и интересные читателю статистические данные о количестве дворов и жителей в них.

Трудной, но жизненно необходимой была жить на земле, особенно в большой семье. А на подворье жило от 6 до 12 человек. Работа на малоплодородной земле не всегда давала возможность жить безбедно, поэтому многие мужики-крестьяне искали работу на стороне, особенно на зиму. Главными отхожими промыслами были извоз и бурлачество, а подростков отдавали в подмастерье, в няньки и т.д. (Приложение 1.4)

«Заём хлеба»

Из отчёта Вятскому губернатору Тюфяеву К.Я., 1834 год: «Хлебопашество есть главный источник народного содержания по Вятской губернии, кроме, однако же, уездов Слободского, Орловского, Котельнического и частью Вятского, кои, лёжа в северной части губернии, по худому грунту земли, скудны урожаем хлеба…

Ловлею зверей в Орловском уезде пермяки или зыряне. Меха, кроме употребления внутри губернии, вывозятся в Москву, на Нижегородскую ярмарку.

Из Орловского, Слободского, Котельнического уездов сплавляется весьма значительное количество лесу, дров и лесных изделий в губернии Симбирскую, Саратовскую, Астраханскую…

Жители уездов Слободского, Орловского, Вятского занимались извозом на пристани товаров, занимаются волжскими судовыми работами и нанимаются на частные горные работы для копания руды.

Сим единственным способом поселяне, заменяя скудность в урожае хлеба, приобретают возможность продовольствовать себя с семействами их, оплачивать государственные подати и повинности».

Документ на право заняться отхожими промыслами давало волостное правление. Развитию отхожих промыслов способствовало местоположение села: близость речных дорог, губернского и других городов. Безвестный чиновник извоз и бурлачество назвал единственным способом избежать нужды, но этому, же способствовали и занятия возможными подсобными промыслами и народными ремёслами.

Остро ощущали быстрицкие мужики нехватку грамоты, поэтому одними из первых в Орловском уезде, да и в Вятке, открыли в 1843 году народное училище. Об этом рассказывает выписка из архива Департамента народных училищ. Первыми учениками были 15 мальчиков. С 70-годов XIX века имеются в селе две земские школы (мужская и женская) и церковно-приходское училище, в которых обучается более 200 учащихся.

3 раза в год в селе устраивались традиционные ярмарки (по данным 1862 года): 6 мая (в Егорьев день), в Троицу и 17 октября (престольный праздник нашей церкви). Торговый люд со всей округи свозил свой товар, люди съезжались, как на праздник: богу помолиться, с родными встретиться, свой товар, да и себя показать. Устраивались в этот день гуляния и игрища. А товар на ярмарке был самый разный и мог он чужому заезжему молодцу, гостю - купцу, соседям и родне дать представление, что может купить он или выменять у здешних мастеров, чем занимаются они помимо работы на земле.

Архивы хранят конкретные достоверные цифры о занятиях жителей Рыбинской волости.

По данным 1862, 1871 годов в селе жили мастера на все руки; они занимались изготовлением посуды: глиняной, берестяной, деревянной, позднее - жестяной; рыболовных снастей; шили чеботы, башмаки, сапоги, плели лапти, плели сумки из соломки, выделывали овчины; пряли, ткали. Сундуки деревянные расписные да шкатулки окованные мастерили, занимались мелкой торговлей, ловили рыбу, добывали зверя и птицу, занимались бортничеством, рыболовством; обжигали кирпич для печей, лён и хлеб растили, муку мололи, масло льняное обжигали.

По отчёту - описанию кустарных промыслов за 1890 год можно сделать вывод, что сапожники и башмачники в основной жили в Быстрице и на Перевозе, тележники - в деревне Мухины, ведёрники - в деревне Домнины, горшечники - в деревне Заостровяне, столяры - в деревне Юрины.

Жизнь продолжалась. Как и три века назад, действовал в селе православная Троицкая церковь, каменное здание которой строилось и расписывалось с 1754 по 1763 год.

Интересен для быстричан следующий факт из истории церкви.

В 1864 году, в мае, по пути на Афон в Быстрицу была доставлена икона божьей матери «В скорбях и печалях утешение». Она уже полгода путешествовала по Вятке, а впоследствии стала одной из самых почитаемых в Вятской епархии как чудотворная икона, дарующая исцеление. Васнецов А.М. (Приложение 1.5)

В 9 часов вечера 17 мая её встречали в Быстрице. Всю ночь горели перед иконой свечи, молва рассказывала, что среди молящих были мать, две дочери и сын из семьи Крысовых. Они были больны: кричали голосами птиц и зверей, падали и бились об пол. Это случалось дома, и особенно часто в церкви. Васе они будто бы получили от иконы исцеление.

Утром 18 мая икону проводили под звон колоколов в г. Орлов, а затем в Истобенск.

Появилось поколение «народников», которые пытались просветить крестьян, сделать их жизнь более осмысленной, достойной, культурной, мечтали достучаться до народного сознания, изменить его.

Под влиянием идей народников в Быстрицу работать земским учителем приехал молодой Аполлинарий Михайлович Васнецов, будущий академик живописи, один из 6 братьев знаменитого в Вятке и в мире духовного рода Васнецовых.

Почему именно в Быстрицу? Из Быстрицы за три часа на лошади-одиночки можно добраться до Вятки, где у него братья и друзья. Кроме того, сельский учитель избавлялся от солдатчины.

В Быстрице в 70-е XIX века существовали три школы: церковно-приходское училище, и две земские школы: мужская и женская. С большим энтузиазмом преподавал молодой Васнецов детям учебные предметы, проводил беседы с взрослыми, вёл на экскурсии на природу. Рисовал, писал рассказы. Много наблюдал, интересовался народными обрядами, песнями, обычаями. (Приложение 1.6)

По быстрицким впечатлениям в 1876 году Васнецов сделал карандашный рисунок «идеальная деревня будущего». На нём широкие улицы, обсаженные деревьями, дома с большими окнами, школа, магазин, большой огород, мельница.… На рисунке нет церкви.

Становится ясно, что молодой земский учитель трезво оценил увиденную им в селе безрадостную крестьянскую жизнь, нужду, разочаровался в идеях народников и в своих возможностях просветить народ.

Впечатления полутора лет, проведённых в Быстрице, нашли своё отражение в последующем художественном творчестве, в картинах, в зарисовках из деревенского быта, например в серии иллюстраций «Русская зима» для «Всемирного обострения» и других работ.



  1. XX век встречали с верой и надеждой на лучшую жизнь

Начало XX века принесло много потрясений, трагических событий, крутых перемен.

Пошли в село тревожные вести: русско-японская война, империалистическая - мужики воюют за «веру, царя и отечество». Присылали с фронта фотографии, с которых на селян глядели знакомые лица в непривычных военных шинелях.

Деревня, как и вся Россия, жила традициями и тревожным ожиданием.

Пашня скудела, ждала крестьянина с войны. Село и окружающие его деревни жили бедно, работали много, трудно. Появились в Быстрице «австрияки» - несколько семей австрийцев, высланных из зоны боевых действий. Они тоже внесли новизну в привычный образ жизни.

Михаил Фёдорович Кротов, уроженец Быстрицы, вспоминал:

- Жила одна семь в течение полутора лет у нас в доме, на втором этаже, а мы ютились на первом. Жили мы плохо, семья большая. Австрийцы удивляли нас культурой быта. Они привезли шерстяные цветные одеяла, тонкое постельное бельё, о котором мы представления не имели, даже раскладушки (кровати). Питались они хорошо. Особенно любили кур, сами их откармливали. Катались на лыжах, ярких, красивых, фабричных, не то, что наши самодельные. Отмечали по-своему Рождество, Пасху. Хозяин - австриец курил трубку с чубуком метра на полтора. Его жена по-русски не говорила. Переводчицей очень скоро стала моя сестра Люба. Играя с их детьми, она выучила немецкий. Это общение её и погубило. Дети поселенцев заболели скарлатиной, от них и Люба заразилась. Те съездили в Орлов за врачом, заплатили ему, он их детей спас, вылечил. А у нас платить нечем было, и Любы не стало. Они часто получили посылки. Однажды прислали им косы-литовки. Дело в том, что австрийцы страшно удивились, как наши женщины с плеча рубили - косили траву косами-горбушами. А литовки у них были отменные, траву срезали легко, шли, как по воде щучки. От них и наши мужики научились косить литовками. Уезжая, австрийцы оставили нам инвентарь.

Многое в них удивляло. А удивляться в то время приходилось всё чаще. Жизнь менялась на глазах. Заговорили о большевиках и меньшевиках.

Солдаты, вернувшиеся с войны, говорили о скорых переменах, братании, перемирии, о революции, о Ленине.



  1. Революция. Ленин. Советская власть

В 1917 году В.И. Ленина слушал житель деревни Таборы Изместьев Фёдор Андреевич, служивший в Петербурге, в гвардейском полку. Фёдор Андреевич стал свидетелем встречи вождя большевиков с народом и слушателем его речи, названной впоследствии «Апрельскими тезисами».

Прогремели выстрелы «Авроры», взят штурмом Зимний дворец. Появились очевидцы этих событий.

В Петрограде, Вятке, Орлове объявлена Советская власть. Дошли слухи, что в Орлове чекисты расстреляли о. Михаила Тихоницкого, бывшего настоятеля быстрицкого Троицкого храма. Смятение в душах.

Трудно разобраться селянам, где истина в этой борьбе, но, как и по всей бурлящей России, они жили новыми событиями, пытаясь понять, кто и что защищает, кого слушать? Что делать?

Старики осторожничают, а молодые зовут в новую жизнь. Когда в Быстрице в 1919 году создаётся коммуна, сомневающиеся ищут совета, помощи. Вера Степановна Жаворонкова спрашивает у своего мужа, который сражается на фронтах гражданской войны, что ей делать. Она записалась в коммуну, а её мать не хочет вступать.

Из письма А.А. Жаворонкова:

«…Вера, правда, этот вопрос острый, но я прошу тебя быть спокойнее и, ни в чём не сомневаться… Я думаю, неужели мы с тобой не успеем наравне с другими, мы работали и раньше, я думаю, будем и теперь работать. Ты пишешь, что маме неохота быть в коммуне, я знаю, что и многие сомневаются, но ведь мы за это сейчас дерёмся. Вера, скажи маме, чтобы она не озабочивалась так сильно, потому что настало время то! И потому прошу вас жить по возможности согласнее… не сомневайся, Вера, что подписалась, я тоже не им ею ничего против».

В январе 1918 года в Орлове состоялся первый уездный съезд Советов солдатских и крестьянских депутатов. Первым председателем Рыбинского волисполкома стал Суслов Пётр Алексеевич, родом из деревни Леваново Рыбинской волости. (Приложение 1.7) Решительный, смелый человек, вернувшийся со службы, Пётр Алексеевич смело проводил революционные преобразования. Опыт революционной работы он имел. Газета «Искра» 24 сентября 1987 года писала о нём: «Окончил речное училище в Орлове и, когда пришёл черёд службы в армии, был определён на флот. Служил на Балтийском и Чёрных морях, после окончания школы подводного плавания направлен рулевым подводной лодки «Наврал». На этом судне и застала его революция. П.А. Суслов был избран членом бригадного комитета и активно участвовал в установлении советской власти в Севастополе. После победы Великой Октябрьской социалистической революции он участвовал в подавлении контрреволюционного мятежа в Крыму, где был контужен. Был комиссаром подводной бригады Черноморского флота. Летом 1918 года Суслов П.А. вернулся на родину.

Будучи председателем волисполкома, он подобрал достойных помощников. 27 октября 1918 года по инициативе Суслова П.А. , члена партии большевиков с апреля 1917 года, в Рыбинской волости созда1тся партийная ячейка, состоящая из 30 членов.

Запомнился людям праздник второй годовщины Октября, 1919 года. К зданию Рыбинского волисполкома шёл народ из Быстрицы, деревень волость, Домнины, Гари и др.

После митинга демонстранты двинулись двумя колоннами: одна на Гари, друга на Быстрицу. Шли с флагами, песнями. Новую жизнь большинство принимало, как неизбежность.

1919 год. Новые идеи, новая жизнь шли в село. Был в Москве на курсах работников внешкольного образования Капустин Афанасий Павлович, первый уездным комиссар просвещения Орловского уезда. Однажды к курсантам приехал с выступлением В.И. Ленин. Он рассказал о трудностях на фронтах гражданской войны, о перебоях снабжении продовольствием, о тифе, контрреволюционных мятежах. Обратил внимание деятелей образования, культуры на преодоление буржуазных предрассудков в среде интеллигенции. Раскрыл перед собравшимися смысл буржуазно-демократического лозунга «свобода и равенство». В капиталистическом обществе - утверждал Ленин, они обозначают свободу эксплуатации, свободу наживы. За счёт других - для немногих, для богатых.

Курсанты попросили Ильича сфотографироваться с ними на память. Он согласился. Судьба Капустина трагична. Вскоре после описанных событий он добровольцев ушёл на фронт на подавление белочеховского мятежа, заразился тифом и умер. Делу просвещения последовала его семья: жена, дочь, сёстры жены. Они работали в Быстрицкой школе.



  1. Из истории коллективизации села

Большая часть земель в Быстрицкой округе принадлежала церкви и государству. В государственную казну селяне платили налоги. Во время первой мировой войны посевная площадь сократилась, резко упала урожайность. Господствовал в земледелии трёхпольный севооборот.

В 1919 году в селе Быстрица было создано первое коллективное хозяйство, сельхозартель (в разных документах ещё и коммуна). Практически всю работу надо было начинать самим, - дело новое, неизвестное.

Трудно, с перебоями, с урожайными и голодными сезонами сельхозартель просуществовала до 1929 года.

Отношение к коммунарам было разное: и одобрительное, и настороженно-любопытное, и явно враждебное.

За работу денег не платили, начисляли трудодни, выдавали натуроплатой - зерном, продуктами, иногда премировали.

В 1931 году организовали колхоз имени Сталина в д. Перевоз.

Коммуна, переименованная в колхоз «Земледелец», и колхоз имени Сталина в 1933 году слились, объединив 130 хозяйств в едином коллективе «Земледелец».

Перед войной в колхозе стала появляться более сложная уборочная техника: жнейка, сушилка, картофелекопалка. Для общественного скота были построены коровник; телятник, свинарник, птичник. Занимались выращиванием овощей.

В 1940 году прошло укрупнение хозяйства. В «Броненосец» вошли «Победа» и «Металлист». Председателем объединённого хозяйства избрали Лысова А. С.

Дальнейшие мирные планы перечеркнула война. В деревне не стало самой эффективной рабочей силы: мужчин и лошадей. Их забрали на войну. Впряглись в работу старики и подростки, главная рабочая сила - женщины, выбракованные лошади, объезженные быки, даже коровы.

Пришли с войной нужна, сиротство, вдовья доля и труд за двоих, за троих, - за всех ушедших воевать.

Но планы поставок государству выполняли, следуя призыву: «Всё для фронта, всё для победы».



  1. Быстрица и быстричане в годы Великой Отечественной войны

Уходили на фронт жители Быстрицы и близлежащих деревень Быстрицкого сельсовета. Их было 506 человек, в основном мужчины. (Данные уточнялись в период подготовки к изданию Книги Памяти Кировской области и 50-летию Победы). Думали, уходя на фронт, что к осени, а уж к зиме точно вернутся, побьют Гитлера.

За строчками солдатских треугольников, хранящихся в музее, бесхитростная мужицкая мудрость, тоска по земле, по родным, и спокойная уверенность в том, что они делают суровую, трудную, но жизненно важную работу, которую нельзя не выполнить.

Быстрицкие воины, погибшие в боях Великой Отечественной войны лежат в братских могилах Новгородской, Тверской, Луганской, Орловской, Ленинградской, Псковской, Воронежской, Харьковской, Московской, Днепропетровской, Смоленской, Калининской, Калининградской, Витебской, Гомельской, Николаевской областей России, Украины, Белоруссии. А сколько ещё неизвестных могил пропавших без вести солдат?

В те трудные годы в Быстрицу из блокадного Ленинграда были эвакуированы 100 детей дошкольного возраста из детского сада завода имени Козицкого с Васильевского острова.

Кроме этого, в Быстрицкий сельсовет было эвакуировано много семей из Ленинграда. Отношение местного населения к эвакуированным в целом было хорошее, им сочувствовали, помогали, чем могли.

Вернувшись домой, многие из участников сражений были потрясены тем, что увидели, что осталось от довоенной, оставленной ими деревни, и вместе с женщинами, стариками и подростками впрягались в работу. «Всё для фронта, всё для победы!» - этим жили, на Победу надеялись, ждали с надеждой мужей, братьев, с тревогой - почтальона. Многие односельчане, в большинстве своём женщины - вдовы, солдатки, молодые девчата, парни - подростки, чьё взросление пришлось на период войны, были потом награждены медалью «За доблестный труд в период Великой Отечественной войны». Это акт признания Родиной их мужества, их подвига, равного по глубине и самоотверженности подвигу воинов на передовой. Это искренняя благодарность Отчизны своим спасителям, надёжному тылу.

А время берёт своё: 144 воина, вернувшиеся домой от ран, болезней, старости скончались после войны. К 55-летию начала ВО войны в сельсовете осталось в живых 13 ветеранов войны. К 58-летию Победы 6 человек, 3 женщины, 3 мужчины. К 60-летию - 3 участницы ВО войны.

  1. Жизнь послевоенная

Трудно обустраивалась мирная жизнь послевоенного села.

Одно успокоение - война закончилась, мужики вернулись. Дело скорее пойдёт! Хотелось забыть о прошлых тяготах. И работали все, много работали, чтобы встать на ноги. Не хлебом единым жив человек. Постепенно оживало село, отогревались души, светлели лица. Жизнь налаживалась.

Детей надо учить, здания ремонтировать, кормить школьников. Школа начальная. В связи с принятием закона о всеобщем семилетнем образовании, к началу 1950-1951 учебного года школу в селе реорганизовали в семилетку, набрали два пятых и два шестых класса. В школу приехала группа учителей-предметников.

Материальная база школы требовала пополнения, обновления. Нужна школьная мастерская для уроков трудового обучения. Переоборудовали интернат под мастерскую. Многое тогда сделано было силами педколлектива и мастеров-умельцев села.

Работники сельского клуба 50х-60х годов могут многое рассказать о художественной самодеятельности тех лет, о праздниках, глубоких по содержанию тематических вечерах, выступлениях агитбригад в полях, на районной и областной сцене, например «Любовь Яровая» К. Тренева, «Хмель» (по роману А. Черкасова), «Стряпуха» и т.д.

Одним из главных информационно-культурных центров села всегда была и остаётся библиотека. История народной библиотеки для взрослых начинается в 1892 году, когда при стечении более 100 человек состоялось её открытие, записалось 69 человек. Первым библиотекарем документы называют учителя В. Обжерина.

После революции в селе существовала до 1948 года изба-читальня.

С мая 1918 года официально открылась сельская библиотека и с тех пор работает беспрерывно по настоящее время.

В апреле 1969 года на базе Быстрицкого и Волостьшанского отделений создан совхоз «Луговой», со специализацией животноводство и семеноводство луговых трав.

Постепенно разворачивается производственное и жилищное строительство: строятся двух - четырёх квартирные дома из бруса, идёт переселение людей из малых деревень.

Строится кирпичное, просторное здание детского сада с собственной котельной на угле и торфобрикете. Оно вступает в строй в конце 1977 году. По улицам села ведутся водопроводные сети, строятся водонапорные башни, появляется уличное освещение. В квартирах устанавливают газовые плиты и баллоны со сжиженным газом. Многое делается для того, чтобы труженики села почувствовали заботу о них и работали с большей отдачей.

2.12. Некоторые значимые события последних лет уходящего XX и начала XXI века

В 1993 году школа широко отмечала 150-летие своего существования.

В 1995 году село Быстрица отметила своё 400-летие циклом праздничных мероприятий.

Как дань памяти предшествующим поколениям быстричан в канун юбилея были установлены специальные знаки. Памятник - крест в честь первых поселенцев возведён в сквере напротив церкви на месте старинного захоронения, «погоста Николы Быстрицкого».

Чуть ранее, в 1992 году перед зданием ДК после долгих ожиданий встал памятник воинам, погибшим в боях Великой Отечественной войны.

Весной 1995 года 9 мая, на углу улиц Молодёжной и Московской заложен сквер с молодыми лиственницами. Садили деревья ветераны войны и школьники.

На одном из партийных собраний начала 90 годов по предложению Н.И. Захаровой было принято решение о создании музея истории села. Музей знают и посещают не только местные жители, но и гости из районов, города Кирова, других городов России. В 2008 году в музее побывали молодые волонтёры - будущие журналисты из Польши, Швейцарии, Нидерландов. А в Троицкой церкви два раза бывали потомки о. Михаила Тихоницкого из Франции.

В 2000 году от Рождества Христова, 8 мая на колокольню Троицкого храма при большом стечении народа после специального молебна был поднят освящённый колокол весом 106 кг.

В год 55-летия Победы создана местная «Книга Памяти». В ней списки и краткие сведения об односельчанах, погибших в годы Великой Отечественной войны, списки умерших после войны её участников.

Быстрица живёт, развивается, будущие поколения - должны работать на родной земле, продолжать её более чем четырёхсотлетнюю историю.

  1. Заключение (Выводы)

Работая над своей темой я с большим интересом познавала историю моего села. Моя исследовательская работа оказалась увлекательным и познавательным делом. Теперь я знаю, историю моего села. Знаю, что в селе есть свои герои, о которых мало кто знает (думаю это будет моя следующая исследовательска работа).

Я много интересного узнала, работая над своей темой. Теперь я сама смогу рассказать ребятам о том, где и как зародилась наше село, и даже показать дом, где поселились первые ее жители. Хочу, чтобы мои одноклассники знали её также как и я.

Думаю, что моя малая родина, достойна уважения и восхищения.

Здравствуй, деревня!

Здравствуй, милая деревня,

Дорогое селушко,

Здравствуй, поле золотое,

И над полем солнышко!



Литература

  • Книга С. Г. Вахонина «Истоки»

  • Книга «Дорогами Земли Вятской»

  • Очерки «Из истории Троицкой церкви с. Быстрица»

  • Книга Памяти Кировской области

  • Архивные данные

  • Выписки из архива Департамента народных училищ



Приложения

Приложение 1.1.

Приложение 1.2

Приложение 1.3

Приложение 1.4





Приложение 1.5



Приложение 1.6



Приложение 1.6

Приложение 1.7





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал