- Учителю
- Исследовательская работа по краеведению История семьи- история Родины
Исследовательская работа по краеведению История семьи- история Родины
Оглавление.
-
Введение……….…………………………………………………………..2
-
Основная часть. «История семьи - история Родины…………..……….4
Материалы исследования.
-
Заключение……………………………………………………………….13
-
Литература ……………………………………………………………….15
-
Приложения………………………………………………………………16
Приложение 1Фотоархив моей семьи.
Приложение 2 Фотоматериалы фольклорного ансамбля «Шинкарчи».
Приложение 3Архив фото занятий чувашским вокалом, народно-
прикладным искусством «Лепка из глины», «Оригами».
Введение
Я родилась в прекрасном старинном чувашском селе Никольское Безенчукского района Самарской области.
В 2015 году Безенчукскому району исполнилось 80 лет, а одному из самых старейших сел Никольское - 280 лет. Оно старше Самарской губернии, которой в 2016 году исполнилось только 165 лет. На сегодняшний день население села насчитывает чуть более 500 человек
Вот уже 10 лет я живу в селе Никольское, но мало что знаю о своих предках, о культуре и обычаях народа, жизни чувашского села, об истории его возникновения и происхождения, о судьбе разрушенного храма в честь иконы
Божией Матери «Неопалимая Купина».
Я выбрала эту тему потому, что меня заинтересовала фотография, которую я случайно нашла в старом семейном альбоме. Оказалось, что это фото моей бабушки в чувашском костюме.
Цель работы: Выяснить, как через историю своей семьи можно изучить историю родного села, национальную культуру.
Гипотеза: Если тщательно изучить все имеющиеся материалы из справочников и сети Интернет и сопоставить со сведениями о жизни своей семьи от истоков её происхождения, то будет легко понять, как история моего рода тесно связана с историей родного села.
Для того чтобы раскрыть тему, я ставила перед собой следующие задачи:
-
Собрать сведения о возникновении села Никольское.
-
Создать фотоархив.
-
Исследовать историю развития родного села.
-
Изучить традиции чувашского народа.
-
Создать генеологическое древо своего рода Ильдюгановых.
Этапы организации работы:
-
Подготовительный этап
-
Сбор информации об истории своего села.
-
Постановка целей и задач предстоящего исследования.
-
Выработка гипотезы.
-
Основной этап
-
Изучение полученной информации.
-
Исследование генеологического древа своего рода.
-
Опрос родителей и близких родственников.
-
Участие в культурной жизни села.
-
Этап обобщения накопленного материала
-
Подготовка информационного материала об истории села и семьи.
-
Подготовка фотоматериалов, создание генеологического древа семьи, предметов народно-прикладного творчества чувашского народа.
-
Подготовка презентации по итогам исследования.
-
Выводы.
Материалы исследований
1.Расположение села.
Прежде, чем приступить к ответам на интересующие меня вопросы, я решила изучить литературу о расположении села и его истории.
Безенчукский район расположен в центральной части Самарской области. Центр района - посёлок Безенчук.
Район был образован в 1935 году. Население района составляет 42,4 тыс. человек. Всего насчитывается 49 населённых пунктов.
Село Никольское входит в состав сельского поселения Купино на берегу реки Безенчук. Оно основано в 1735 году.
2.ПИСЕНТИК - ИВАНОВКА - НИКОЛЬСКОЕ
До 1795 года поселение называлось «Пизенчек» или «Писентик». Как гласит предание, названо оно так по имени первого переселенца-чуваша. А название «Писентик» закрепилось тогда не только за деревней, но и за протекавшей мимо неё рекой. Со временем «Писентик», или «Пизенчек», трансформировалось в «Безенчук».
До 1923 года село называлось Нижней Ивановкой или просто Ивановкой - в честь Ивана Григорьевича Орлова - старшего из пятерых братьев Орловых, сторонников Российской императрицы Екатерина II, получивших графский титул. Она подарила Орловым обширные земли в районе Самарской Луки и окрестностей. Все здешние поселения Орловы назвали по-своему: Екатериновка - в честь императрицы; в честь братьев-Орловых - Алексеевка, Владимировка, Григорьевка, Фёдоровка.
В то время чуваши фамилий не имели. Писари регистрировали их в учётных книгах по уличным прозвищам или по имени старшего в семье. Например, деда звали Егор - значит Егоров, или Егоркин. Так появились Яшкины, Ефимовы, Сахтёровы и другие. Так же записывали год рождения. Спрашивали, сколько тебе лет, и вычисляли год.
Занимались чуваши земледелием и скотоводством, охотой и рыбалкой. Жили в небольших курных, то есть топившихся по-чёрному, избах с небольшими оконцами вверху, чтобы не мог пролезть ни медведь, ни лихой человек.
Главой семьи был старший мужчина - отец или старший из братьев. Он распоряжался доходами семьи. Женщины трудились наравне с мужчинами.
Они шили одежду, перерабатывали продукты, выращенные в хозяйстве, ухаживали за детьми. Женщина, родившая сына, пользовалась большим почётом в семье и в селе.
При строительстве дома, хозяйственных построек, уборке урожая семьи помогали друг другу. В селах осуждалось нескромное поведение, сквернословие, пьянство, воровство.
3.ЯЗЫЧЕСКИЕ ОБРЯДЫ
Обряды чувашского народа тесно связаны со сменой времен года.
У чувашей села до сих пор живучи языческие обряды, превратившиеся в народные обычаи.Весна
Лето
Зима
Осень
Саварни -
проводы зимы и встреча весны
Хороводы молодёжи на от-крытом воздухе
уяв
Посиделки молодёжи в избах ларни
Чуклеме
праздник освеще-ния урожая
Акатуй
праздник земле-делия(перед полевымирабо-тами)
Симек
праздник поминовения
Сурхури
в честь приплода скота и урожая хлеба
Юпа
поминовение усопших
Уйчук
Праздникжертво-приношения
имоления об урожае
Праздник хёр сари
Девушки варили пиво, пекли пироги, устраивали вечёрки
4.НИКОЛЬСКОЕ
В 1923 году село Ивановка переименовали в Никольское.
Почему селу дали название «Никольское»? В честь кого? В воспоминаниях Н.М. Егоркина об этом ничего не говорится. Вероятнее, в честь какого-нибудь местного героя: революционера или участника Гражданской войны 1918-1922 годов. В то время это вполне могло быть. Даже старожилы не могли объяснить, почему село стало Никольским.
За время своего существования село Никольское пережило несколько войн, революцию, голодные годы. Люди гибли, разорялись, умирали.
Только за 75 лет, примерно с 1850-х по 1920-е годы, ужасный неурожай и голод случался 13 раз. Наиболее остро голод ощущался весной 1922 года, когда вымирали целыми семьями. За три года население уменьшилось на 148 человек, а 22 дома исчезли совсем.
Поэтому в 1928-29 г. были созданы ТОЗы - товарищества по обработке земли.
В 1931 году в колхоз стал называться именем Коминтерна (Коммунистического Интернационала).
В 30-е годы у богатых крестьян, использовавших труд батраков, имущество насильственно отнималось и передавалось в колхоз. В Никольском таких богатых не было, но 14 семей всё же были раскулачены и высланы из села без всяких средств существования. Только за то, что сами трудились на своей земле, не покладая рук, стараясь выжить в трудных условиях.
Великая Отечественная война 1941-45 годов унесла жизни 89 сельчан. На другой же день после начала войны, то есть 23 июня 1941 года, на фронт было отправлено 28 человек. Из этих первых не вернулся ни один. Потом призывали в разное время ещё 130 сельчан. Всего вернулись 70 человек. Уходя, мужики были молчаливы, только некоторые говорили: «Прощайте, на войне бывает всякое…».
После войны колхоз имени Коминтерна был колхозом- миллионером. Это дало возможность в 1952 году провести в село электричество.
В 1968 году село Купино стало новым самостоятельным совхозом «Купинский», и Никольское вошло в его состав в качестве отделения.
В 1975 году была построена девятилетняя школа в Никольском. А построенный совхозом в 1987 году прекрасный детский сад на 50 мест давно закрыт. Жаль, что новое здание детсада, вместо своего прямого назначения используется теперь под клуб, библиотеку и почту.
Основной достопримечательностью села является каменная церковь, построенная в 1831 году на средства графини Анны Орловой - Чесменской.
Храм был прекрасным, как изнутри, так и снаружи. Старожилы села рассказывают: "церковь была златоглавой, белоснежной, колокол - звонким. Красивая, широкая лестница».
В 1895г. при храме была открыта церковно-приходская школа, состоящая всего из одного класса. Главный престол храма назван в честь иконы Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина».
Здание храма в селе Никольском служило по своему прямому назначению в течение 100 лет.
1931 году храм был закрыт и использовался под зерносклад, мастерские, заправку. В последние годы помещение храма пришло в полное запустение, частично разрушилось, от него остались лишь ветхие стены.
В настоящее время храм включен в список охраняемых памятников архитектуры.
Стоит церковь, а значит селом, не деревней, не поселком,
а именно селом Никольское зовется по праву.
ЛЕГЕНДА О ДЕВУШКЕ
По воспоминаниям Николая Максимовича Егоркина есть сведения о том, что при строительстве храма было совершено тайное жертвоприношение "христианскому богу". С этой целью "прибывший по назначению поп", якобы ночью, тайком от "остального населения", снарядил небольшую группу мужчин, которые на лодке переплыли на правый берег Волги. У одного из русских селений они похитили девушку, спустившуюся с вёдрами за водой. Три дня и три ночи жертву держали запертой в чулане. Всё это время она плакала и умоляла отпустить её. На четвёртую ночь в строжайшей тайне пленница была переведена в церковь и "живьём закопана под алтарём". Без такой жертвы, якобы "внушал поп", церковь не устоит на земле и "бог не будет дарить блага прихожанам".
СВЯЗЬ ПОКОЛЕНИЙ
Из беседы с родными и родственниками я узнала историю рода Ильдюгановых.
Это распространённая чувашская фамилия в Никольском. Много семей носят её, хоть и не все являются родственниками.
Из рассказов папы я узнала, что в то время, когда ему исполнилось 7 лет, его прадеду Василию исполнилось 97 лет.
А моя бабушка (Ильдюганова Мария Илларионовна 1940 г.р.) рассказала о том, что мой прадед Дмитрий Васильевич в числе первых 28-ми новобранцев, из которых никто не вернулся живым домой, был отправлен на второй день после начала войны (23 июня 1941 года) на фронт.
Его жена Надежда осталась с тремя маленькими детьми, старшему сыну (моему деду Владимиру) в то время было всего 5 лет. Как говорит бабушка: «Всех тех, кто ушёл на войну в самом её начале, скосило как косой траву в поле». И дед, и его младшие брат Виктор и сестра Нина осиротели в первые дни той страшной войны, укравшей из многих семей их дедов, отцов и братьев. Поэтому им пришлось вместе с матерью выживать от голода и поднимать в послевоенные годы село из руин с ранних лет их тяжёлой жизни. Также мой дедушка вместе с другими осваивал оренбургские целинные земли. Немало наград хранится в память о дедушке Владимире, заслуженных в период его службы и труда на благо Родины.
А отец бабушки (прадед Тимошкин Илларион 1916-1947) на войну ушёл в 1943 году, будучи тяжело больным, оставив молодую жену Евдокию с двумя маленькими детьми. Едва они успели они с прабабушкой в 1939 году пожениться, в 1940-ом родилась их первая дочь (моя бабуля Мария), а в 1942-ом - сын Виталий, как в 1943 году пришлось молодому мужу и отцу идти на защиту Родины. И согревали сердца близких лишь только письма и фотографии, присланные с фронта.
Хоть и вернулся прадедушка живым, но болезнь прогрессировала. Лишь только в 1947 году в их семье родился третий - сын Михаил, в тот же год не стало и отца семейства в возрасте 28 лет. Очень тяжело пришлось вдове с тремя младенцами на руках, потерявшей сначала мужа-кормильца, а позже 14-тилетнего сына Михаила, заболевшего оспой.
Вот поэтому мало помнят наши бабушки и деды о жизни своих предков. И поэтому-то их называют «детьми войны». А помнят лишь то, каким суровым было их детство, как порой не доедали и не досыпали.
Как их матери и бабушки трудились 27 лет сначала в колхозе имени Коминтерна, затем с 1957 года в совхозе «Безенчукский», и с 1968 - в Купинском совхозе-техникуме. Поначалу они помогали родителям, а с 15-17 лет началась их самостоятельная трудовая деятельность. Работали в основном на полях, на ферме, в теплицах и парниках.
Из рассказов бабули я узнала, что хоть и трудна была их жизнь, но всегда её сопровождали песни. Пели и на работе, и во время отдыха, и дома.
Много песен и частушек мы выучили с ней как на русском, так и на чувашском языке. Связь поколений семьи Ильдюгановых неразрывна!
( Приложение №1)
Об истории села Никольское, его колорите и традициях рассказывает в своих песнях известный по всей округе чувашский народный ансамбль «Шинкарчи», что в переводе на русский означает «Скворушки». Его участники представляют национальные костюмы, народные блюда, предметы прикладного искусства, традиции на различных конкурсах и фестивалях.
Стоит в центре села храм. Звучит народная песня. Живы легенды и традиции. Рождаются дет. А значит - живёт село!
И верю я, что процветать Никольскому, а нам - его потомкам, продолжать род и передавать от поколения к поколению историю родного прекрасного старинного села.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Исследуя материалы различных источников, я узнала достоверные сведения об истории возникновения и жизни чувашского села Никольское Безенчукскогорайона. А также о судьбе сельского храма в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», о роли графского рода Орловых в истории села и России, о старинных чувашских обрядах, о культуре и традициях древнейшей чувашской семьи Ильдюгановых.
А так же пыталась погрузиться в атмосферу чувашской старины через занятия народно-прикладным творчеством и в фольклорном чувашском ансамбле «Шинкарчи» («Скворушки»)
Практический результат:
-
Данное исследование имеет огромное значение. Подготовленный материал позволит глубже узнать о богатой истории, жизни старинного села, о культуре, легендах и традициях чувашского народа, о его прекрасном колорите.
-
Изготовленное генеологическое древо, поделки из глины и бумаги, предметы рукоделия и фотоматериалы помогут наглядно познакомить с жизнью и национальными обычаями старинного чувашского рода с распространенной фамилией Ильдюгановых.
(Приложение№ 2 и 3)
-
Все подготовленные материалы использовались на уроке окружающего мира, были представлены на районной научно-практической конференции школьников Безенчукского района «Старт в науку».
-
Данная работа такжеможет стать основой проведения классных и литературных часов, родительских собраний, массовых мероприятий.
Предложения
-
Изучив мою работу, ребята и взрослые могут окунуться в атмосферу чувашской старины, познакомиться с национальными обычаями и традициями.
-
Все подготовленные материалы использовались на уроке «Окружающего мира» и во внеурочной деятельности.
-
Подготовленные архивные данные будут передаваться последующим поколениям нашего рода.
Литература
-
А.С. Говоров «Ивановка»
-
Н.М. Егоркин «Никольское»
-
А.Е. Жоголев «Защитница Святой Руси» Журнал «Лампада» №2 (74)
-
С.А. Усков «Хранимое Богом село» Самара, 2013 г.4.
-
В.П. Иванов, В.В. Николаев, В.Д. Дмитриев «Чуваши: этническая история и традиционная культура», Москва, 2007 г.
-
Статьи из интернета: «Муниципальный район Безенчукский».
«Символика Безенчукского района». «Храм в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» села Никольское».
Окружная научно-практическая конференция младших школьников
</ Секция «Культурология», «Краеведение»
История семьи - история Родины
Автор: Ильдюганова Анна,
ученица 4 «Б» класса
ГБОУ СОШ №1 пгт Безенчук
Руководитель: Бормотина Светлана Максимовна,
учитель начальных классов
первой категории
ГБОУ СОШ №1 п.г.т. Безенчук
г.Чапаевск, 2016г
13