7


  • Учителю
  • Рабочая программа по Основам Православной культуры. 'Начальная школа XXI века'. 4 классы

Рабочая программа по Основам Православной культуры. 'Начальная школа XXI века'. 4 классы

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

средняя общеобразовательная школа № 777



Согласовано

с Методическим советом

ГБОУ СОШ № 777 г. Москвы

Протокол № ___

от «___»__________2015 г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор

ГБОУ СОШ № 777 г. Москва

____________ ФАМИЛИЯ И.О.

от «____» ___________2015 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Основы православной культуры»


для начального общего образования


Класс:

4

Срок реализации программы:

1 год (2015 г.)







Авторы-составители:

Лошманова Т.Н.

учитель высшей категории.

















Москва 2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа курса «Основы православной культуры» для 4 класса разработана на основе примерной программы по «Основам православной культуры» - одного из шести модулей учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования 2010 года и на основе программы общеобразовательных учреждений для 4-5 классов «Основы религиозных культур и светской этики» (автор Данилюк А. Я.).

Нормативно-правовое и инструктивно-методическое обеспечение, регламентирующее реализацию рабочей программы в практике обучения, отражают следующие документы:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп.);

  • Закон г. Москвы от 10.03.2004 г. № 14 «Об общем образовании в городе Москве» с изменениями (с изм. и доп.);

  • Постановление Правительства РФ от 29.03.2014 №245 «О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. № 1015 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

  • Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с изменениями;

  • Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приказ МОиН № 363 от 06 октября 2009 зарегистрирован Минюст № 17785 от 22 .12. 2009);

  • Приказ Министерства образование и науки РФ № 1241 от 26 ноября 2010 года «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 года № 373»;

  • Приказ Министерства образование и науки РФ № 2357 от 22 сентября 2011 года «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 года № 373»;

  • О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999).

  • Система оценивания учебных достижений школьников в условиях безотметочного обучения (Письмо МО РФ № 13-51-120/13 от 03.06.2003).

  • Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002).

  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 октября 2010 г. № ИК-1494/19 «О введении третьего часа физической культуры;

  • Письмо № 2/35-156 от 01.06.2011 г. «Методические материалы и разъяснения по вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

  • Приказ МОиН РФ от 31.03.2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  • Письмо МОиН РФ от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников».

  • Устав ГБОУ СОШ № 777;

  • Учебный план на 2015/2016 учебный год сохраняет преемственность в обучении (с учебным планом на 2014/2015 учебный год);

  • Положение о порядке разработки и утверждения рабочей программы учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) ГБОУ СОШ № 777.

Включение в школьную программу курса «Основы православной культуры», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции, в то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.

Очевидно, что повышенный интерес к этой теме возник не случайно. Значительно возросло внимание к духовной стороне бытия человека и православной культуры в России.

Одна из актуальнейших в настоящее время проблем, которые решает общество, - это проблема духовно - нравственного воспитания и, в частности, тема введения курса «Основы православной культуры» в общеобразовательных учебных заведениях. Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозной культуры, рассматриваемой в рамках культурологического подхода, имеют сегодня большое значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.

Преподавание основ православной культуры в 4 классе общеобразовательного учреждения не ставит цели дать школьнику «теорию духовности» или «теорию нравственности». Оно направлено на то, чтобы сориентировать школьника в современной жизни общества, обеспечивая при этом интеграцию в культурную традицию общества - в глубь времен. Учащиеся начальной школы, прежде всего должны ознакомиться со священными страницами родной истории, чтобы впоследствии им стало понятно, почему человек должен стремиться к добродетельной жизни.

Цель курса «Основы православной культуры»: формирование у школьников мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Основные задачи курса «Основы православной культуры»:

  • знакомство обучающихся с основами православной культуры. Развитие представлений учащихся о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Освоение школьниками учебного содержания данного модуля, входящих в учебный курс, должно обеспечить:

  • понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;

  • формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;

  • формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;

  • знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

  • укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

Данный модуль комплексного курса ОРКСЭ - «Основы православной культуры» - изучается обучающимся 4 классов с их согласия и по выбору родителей.

Программа рассчитана на 34 часа (34 учебные недели по 1 часу) - в 4 классах, в соответствии с учебным планом ОУ.


К наиболее предпочтительным формам учебной работы на занятиях в рамках курса «Основы православной культуры» относятся:

  • взаимные вопросы и задания групп;

  • взаимообъяснение;

  • беседа;

  • интервью;

  • драматизация (театрализация).

Используются сквозные виды учебной деятельности учащихся, которые проходят через все уроки в рамках курса, являясь его содержательными и методологическими связующими звеньями:

  • составление словаря терминов и понятий;

  • составление галереи образов;

  • использование информационных технологий.

Задания на дом в процессе изучения курса должны имеют творческий, поисковый или проблемный характер. Предусмотрена подготовка и презентация итоговых творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. Учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме.

Структура курса.

Первый тематический блок курса состоит из двух общих для всех модулей уроков. Они содержательно раскрывают темы «Россия - наша Родина» и «Духовные ценности человечества. Культура. Религия». Первые уроки очень важны для объяснения целей и задач нового предмета, они задают общее направление в изучении всего. Ключевыми словами первых уроков, которые потом последовательно раскрываются в разделах курса и темах последующих уроков, выступают: Родина, Отечество, род, семья; планета, красота, гармония; жизнь, мир, человек; история, цивилизация, культура, традиции, духовность, религия, этика.

На этих уроках даются первоначальные представления о значении духовности, нравственности, морали для жизни и деятельности человека, семьи, общества; говорится о необходимости сплочения всех людей мира и граждан нашей страны независимо от их различных мировоззренческих позиций и убеждений на основе взаимного уважения и диалога; раскрывается смысл диалога между представителями различных конфессий и мировоззрений в обществе.

Уроки позволяют поднять проблемы идентичности личности, воспитания патриотизма, толерантности. Понятие «идентичность» сегодня широко используется и учеными, и педагогами-практиками. В самом общем понимании оно означает осознание человеком своей принадлежности к какой-либо группе, позволяющее ему определить свое место в социокультурном пространстве и свободно ориентироваться в окружающем мире. Именно в такой логике выстроен первый общий урок. Наша Родина - Россия - рассматривается как часть мирового сообщества, нашей планеты; а каждый человек, живущий на планете, - как представитель своей семьи, народа, всего человечества. Ученики от образа мира в представлении древних людей - мирового дерева - «проходят путь» до собственного родословного древа, определяя таким образом свое место, место каждого человека, живущего на планете, в системе мироустройства.

Второй общий урок называется «Духовные ценности человечества. Культура. Религия». Учащиеся 4 класса уже знакомы с понятием «культура» из уроков окружающего мира. В данном учебном комплексе авторы опирались на это знание и постарались расширить его. Урок посвящен раскрытию содержания понятий религиозной и светской культуры и их взаимосвязи. И религия, и этика предлагают человеку свое видение мира через ответы на важнейшие - вечные вопросы человечества о смысле жизни, о роли человека, представлении о нравственном законе, по которому живут люди, если они хотят жить в мире и согласии между собой.

Культура всегда связана с историей, подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества - огромный, насчитывающий тысячелетия путь, который она прошла через различные исторические эпохи, впитывая в себя элементы национальных культур. Такое широкое понимание культуры важно для процесса само идентификации школьников как представителей всего человечества, своей страны, национальной, этнической, религиозной общности. Важным в данном УМК является то, что понимание человеческой культуры передается через призму истории всего человечества, через его развитие, что требует раскрытия связи современности с прошлым. Материал учебников подобран таким образом, чтобы школьники узнали и смогли представлять себе, как жили наши предки, представители различных сообществ, раньше и как живут сейчас; какой мир их окружал и окружает; каковы были и есть сегодня их ценности и нравственные основы; почему они поступали и поступают так, а не иначе; каков был и есть их язык, быт, обычаи, одежда, привычки, ритуалы, традиции, обряды - все, что составляет их образ жизни.

Поэтому в предлагаемом УМК авторы уделили достаточно внимания истории человечества и цивилизационной роли религии в ней: об этом говорится и в первых общих уроках.

В содержание «Основ православной культуры» включен материал о том, как и почему пришло на Русь православие, как появились первые православные храмы, о создании славянской азбуки и т. д.

Религиозную культуру составляют традиции почитания Бога. Она включает в себя религиозные тексты (священные книги, молитвы, законы), религиозные обряды (ритуалы, правила поведения и запреты), религиозное искусство (архитектуру, музыку, живопись).

Изучая духовную, религиозную историю и культур, школьники обязательно должны сначала понять истоки этой культуры. Человеческая цивилизация, религиозная культура дали человечеству основы морали и правовых отношений, сформировали эстетические и нравственные идеалы, являлись источником вдохновения, обеспечивали разнообразие тем и сюжетов в творческой деятельности. Этические, религиозные учения всегда были в центре культуры: они отражали стремление человека к самосовершенствованию, к духовно и эстетически осмысленной организации окружающего предметного мира и человеческого общества, служили ориентирами в духовных поисках и в художественном творчестве. Религиозная и светская культура, основные ценности человечества представлены в учебном материале не только через высокие идеи, но и через традиции, язык, через быт людей, поскольку он и является реальной жизнью представителей каждой культуры, знакомство с которой дает возможность увидеть, услышать, почувствовать, осязать эту культуру.

В «Основах православной культуры» особое внимание уделено истории принятия христианства на Руси; рассказам об особо значимых для русского православия исторических лицах (князь Владимир, Кирилл и Мефодий, Сергий Радонежский, Серафим Саровский и др.); тем ценностям, которые составляют суть православия: любви, прощению, милосердию; учению о душе; понятию священного и святого в христианстве. С введением образов подростка Вани и старца-монаха затрагивается близкая многим школьникам тема одиночества и возможности ее решения.

Поскольку именно православию принадлежит культурообразующая роль в нашей стране, это также нашло отражение в содержании данного учебника. Так, в тематике многих уроков делается акцент на связи православной культуры со светской жизнью и народными обычаями, в которых нашли отражение традиции православной культуры (уроки про колокола, православные праздники, образ Христа в русском изобразительном искусстве и др.).

Планируемые результаты изучения курса «Основы православной культуры».

Обучение детей по программе курса должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Результаты изучения основ православной культуры в 4 классе:

Личностные результаты

  • формирование основ российской гражданской идентичнос­ти, чувства гордости за свою Родину;

  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание до­верия и уважения к истории и культуре всех народов;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • развитие этических чувств как регуляторов морального по­ведения;

  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нрав­ственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие начальных форм регуляции своих эмо­циональных состояний;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстни­ками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережно­му отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и зада­чи учебной деятельности, а также находить средства её осуществ­ления;

  • формирование умений планировать, контролировать и оце­нивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррек­тивы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера оши­бок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

  • адекватное использование речевых средств и средств ин­формационно-коммуникационных технологий для решения раз­личных коммуникативных и познавательных задач;

  • умение осуществлять информационный поиск для выполне­ния учебных заданий;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, срав­нения, обобщения, классификации, установления аналогий и при­чинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргумен­тировать свою точку зрения и оценку событий;

  • определение общей цели и путей её достижения, умение
    договориться о распределении ролей в совместной деятельнос­ти;

  • адекватно оценивать поведение свое и окружающих.

Предметные результаты

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

  • знакомство с основами светской и религиозной морали, по­нимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

  • формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современно­сти России;

  • осознание ценности нравственности и духовности в челове­ческой жизни.


Система оценки достижений учащихся.

В ходе изучения предмета предусмотрена проектная деятельность обучающихся, поэтапная подготовка к ним и защита проектов на основе изученного материала.

Тематику проектов предлагает учитель либо выбирают сами учащиеся после изучения отдельных тем или целого тематического блока. В зависимости от сложности темы творческие задания (творческие проекты) могут носить индивидуальный или коллективный характер.

Примерные темы творческих работ:

  1. Темы сочинений:

«Как я понимаю православие».

«Что такое этика?»

«Значение религии в жизни человека и общества».

«Православный храм как произведение архитектуры».

«Экскурсия в православный храм».

«Православные святыни».

«Шедевры православной культуры».

«Православные праздники».

«Крещение Руси как начало великой русской культуры».

«Может ли христианское отношение к природе помочь решению экологической проблемы?»

«Какие особые убеждения христиан укрепляют их в делании добра?»

«Возможен ли подвиг в мирное время?»

«Мое отношение к людям».

«Мое отношение к России».

«С чего начинается Родина».

«Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества».

«Мой дедушка - защитник Родины».

«Мои друзья - люди разных национальностей и вероисповеданий».

  1. Темы исследовательских работ:

Как христианство пришло на Русь.

Христианское отношение к природе.

Святые в отношении к животным.

Русские святые-воины. (На примере одного святого: святых благоверных князей Александра Невского, Дмитрия Донского или других).

В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося за весь курс.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА


Программа разработана на основе (авторской программы Основы духовно - нравственной культуры народов России. 4-5 классы Данилюком А.Я.). УМК входит в Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации; обеспечен учебником А.В. Кураева «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» 4-5 классы, Москва, «Просвещение» 2013 г.

Специфика начального курса Основы мировых религиозных культур и светской этики в том, что он носит принципиально светский, культурологический характер. Содержание модулей по религиозным культурам ориентировано на общее знакомство с соответствующими религиями, их историей, традициями, нравственными ценностями, выдающимися представителями и т.п. и не включает специальных богословских вопросов, не содержит критических оценок других религий и мировоззрений.

Содержание учебного предмета коррелируется с программами Окружающего мира, Литературного чтения, Изобразительного искусства, Музыки в начальной школе.

В контексте учебного курса культура понимается как образ жизни, обычаи, традиции и верования, духовное и материальное богатство народов мира. Сущность духовно-нравственного воспитания младшего школьника состоит в формировании и развитии отношения школьника к людям, обществу, природе, Родине, к своему и другим народам, к их истории, культуре, духовным традициям.

Курс направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу православной культурной традиции, на понимание их значения в отечественной истории, современной жизни, а так же своей сопричастности к ним.

Методическая основа курса - организация максимально продуктивной творческой деятельности детей.

Основные методы, реализующие развивающие идеи курса, - продуктивные (включают в себя наблюдения, размышления, обсуждения, открытия новых знаний, опытные исследования предметной среды и т. п.). С их помощью учитель ставит каждого ребенка в позицию субъекта своего учения, т. е. делает ученика активным участником процесса познания мира. Для этого урок строится так, чтобы в первую очередь обращаться к личному опыту учащихся, а учебник использовать для дополнения этого опыта научной информацией с последующим обобщением и практическим освоением приобретенной информации.

При таком подходе результатом освоения содержания курса становится не только усвоение заложенных в программе знаний, качественное выполнение практических и творческих работ, но и личностные изменения каждого ученика в его творческом, нравственном, духовном, социальном развитии.

Основные методические принципы и приемы работы с младшими школьниками.

Первым назовем принцип минимизации, принцип меры и соответствия выбранной темы уровню восприятия детьми тех или иных понятий, образов, исходя из возможностей ребенка в этом возрасте принять и осознать, прочувствовать то, о чем говорит учитель. Вряд ли стоит на первом этапе говорить с детьми о догматических понятиях: Бог, Троица, сакральный смысл Церкви. Первая встреча с детьми. Знакомство. Кого как зовут. «А вы знаете, что каждое имя что-то значит? У каждого из нас есть небесный покровитель. Посмотрим Святцы, узнаем, когда у кого день ангела, именины». Это значимо, доступно, близко и понятно детям. На этот принцип меры указывают все педагоги.

С этим принципом минимизации тесно связан другой принцип - актуализации. Очень важно среди изобилия тем выбрать ту, которая созвучна интересам сегодняшних детей. Что заботит их? Что, в конечном итоге, повысит мотивацию обучения? Принцип освоения религиозного, культурно-исторического наследия родного края. Почему улица называется Якиманка? Воздвиженка? Пречистенка? А переулок Трехсвятский? Откуда такие фамилии: Успенский, Вознесенский, Рождественский, Покровский, Троицкий? И много других «почему» возникает у наших школьников. История храма, история родного города, история чтимых святынь, где религиозная тематика переплетается с краеведческой. Начать с того, что находится близко, рядом.

Современным детям нужна не осведомленность, а живой контакт, который может взволновать, вдохновить, нужна не просто история, но сопереживание. Поэтому следующее методическое условие успешного преподавания - эмоциональность, образность, неординарность.

Например, разговор о сотворении мира стоит начать с предложения детям внимательно посмотреть вокруг. Посмотрите на любой фрукт. Разве не чудо, что из маленького семечка вырастает такой плод? А соты? Эти пчелиные домики. Кто научил этих мушек строить такие ровные, красивые ячейки? И многое другое. Предложите детям принести свое чудо- кто-то камушек с берега моря, кто-то ракушку, кто-то - осенний кленовый лист. Посмотрите вокруг, даже в городе, как все красиво, премудро устроено. А уж бабочки, птицы и рыбки - давайте нарисуем. Через эмоциональное восприятие красоты Божьего мира - переходим к теме сотворения мира. А арбуз и семечки запомнятся навсегда. Однако, как показывает педагогическая практика, способность современного «асфальтового» ребенка воспринимать красоту мира искажена и в педагогическом плане запущена. Поможем детям увидеть красоту! Душа ребенка способна на нее откликнуться.

Изучение православной культуры тесно связано с образно-эмоциональным восприятием, умением видеть изображение, слышать музыку. Чтобы дети полнее восприняли православную культуру, учитель должен стремиться к тому, чтобы ученики получили яркое, образное представление о теме урока. В этом помогает музыка, изобразительное искусство, художественная литература.

Важный принцип: творческого дела ученика, создание своеобразного символа темы, о которой шла речь. Необходимо пробуждать творческую активность детей.

Рисование, лепка, работа с бумагой - учителю начальной школы возможно продолжить работу над той или иной темой и на уроках труда-рукоделия, рисования, окружающего мира. Учитель начальной школы имеет уникальную возможность прорабатывать различные темы на различных уроках. Хорошо, если у детей будут альбомы. Этот альбом в течение года станет иллюстрированной книгой по православной культуре. Не рекомендую предлагать детям рисовать иконы, образы святых, Богородицы. Пусть на память о каждой теме останется рисунок - символ. Птичка в небе над рекой - как символ Крещении, веточка зеленая в клюве у голубя - как символ окончания Потопа, ангел из бумаги как символ Благовещения. Творческих заданий может быть много. (Праздники, паломничества, выпуск газет, создание фильмов, сочинения, раскраски, изготовление макетов храмов).

Принцип разнообразия видов деятельности на уроке. Монолог учителя должен составлять не более 10 минут, причем и во время этого монолога ученики должны быть озадачены вопросом, заданием, иначе они будут играть в крестики-нолики. Чтение, диалог, творческие задания, можно не бояться критики методиста, если на нашем уроке дети поют или рисуют под музыку. Использование современных технических средств помогает разнообразить урок.

Наглядность должна быть высоко художественного и качественного уровня, которая производила бы эстетическое впечатление и вызывала ответное чувство сопереживания. Не забудем и про домашнее задание. Обязателен диалог, совместный поиск, творческие открытия, радость постижения истины - вот что отличает наш урок от всех остальных.

Каждый урок по основам православной культуры является комплексным, в котором есть и опора на предыдущие темы, и контроль за их усвоением, и презентация нового материала, и творческие задания, и даже игры. Желательно, чтобы каждый урок-занятие-встреча был «открытым», был ярким, интересным, потому что только через заинтересованное участие детей путешествие в мир православной культуры будет увлекательным и полезным.

Принцип годового календарного круга.

Годовой календарный круг - исторически сложившаяся система жизнедеятельности русского народа, закрепленная как феномен культуры. Она имеет свой набор обязательных событий, особую структуру, свое содержание, что определяло жизнь человека на протяжении тысячелетий. Вне событий, предусмотренных календарем, невозможно строить уроки по основам православной культуры. Единство церковного календаря и гражданского во многих случаях очевидно. Учитель не может пройти мимо Праздника 23 февраля - Дня защитника Отечества, Рождества Христова, Дня Победы, Дня славянской письменности и культуры, который стал церковно-государственным праздником. Каждая из этих тем заслуживает отдельного внимания и разработки, методике организации и подготовки праздника можно посвятить отдельную лекцию. О внеклассных занятиях и внешкольных мероприятиях учитель также должен подумать.

Принцип обратной связи, условно назовем его так. Очень важно услышать детей. Внимательно отнестись к откликам на ту или иную тему. Младший школьный возраст с его непосредственностью восприятия, доверия к учителю позволяет быть искренним и мудрым. На вопрос учителя, почему многие люди не верят в Бога, мальчик ответил: «Они просто невнимательны». Будем прислушиваться к детям и кое-чему учиться у них.


ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Программа «Основы православной культуры» изучается в течение 1 года в 4 классе, в объеме 34 часов.

Федеральный базисный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», из расчёта 1 учебный час в неделю.


ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Курс «Основы православной культуры» обеспечивает духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к общечеловеческим ценностям, к базовым российским ценностям, в том числе традиционным религиозным ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы. Через аксиологический контекст, в знакомстве с основными ценностями культуры народов нашей страны, этическими нормами общества - светскими и религиозными - происходит осознание ребенком себя как самоценной личности и как части человеческой общности, формирование гражданской идентичности, патриотизма, толерантности и других нравственных качеств.

Решение задач нравственного воспитания подрастающего поколения предусматривает понимание необходимости более широкой его трактовки, недопустимости сведения его только к узконациональным, групповым, корпоративным, иным интересам; ориентации его на универсальную этику, которая включает в себя безусловные ценности, содержащиеся во всех культурах и принимаемые представителями всех этносов, социальных групп и классов, верующими разных конфессий и атеистами. В то же время нравственное воспитание человека невозможно без опоры на традиционные (этнические, национальные, религиозные) духовные ценности. Именно такое сочетание должно быть положено в основу жизнедеятельности современного человеческого общества и эффективного диалога между разными государствами, группами и сообществами. Поэтому представляется обоснованным акцентирование внимания на понятии «ценности» и ценностно-смысловой сфере в процессе духовно-нравственного воспитания школьников.

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», являющейся составной частью Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования, направления организации духовно-нравственного развития и воспитания учащихся определены следующим образом:

  • воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека через формирование таких ценностей, как любовь к России, своему народу, своему краю;

  • служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества;

  • воспитание нравственных чувств и этического сознания через присвоение таких ценностей, как: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике;

  • воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни через присвоение таких ценностей, как: труд; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость; бережливость; трудолюбие;

  • воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) через присвоение таких ценностей, как: родная земля; заповедная природа; планета Земля;

  • воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) через присвоение таких ценностей, как: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

Психологические механизмы формирования ценностной сферы личности базируются на параллельно развивающихся, взаимосвязанных процессах: усвоение типического опыта и накопление опыта индивидуального. То есть присвоение ребенком ценностей происходит, с одной стороны, через имитацию моделей поведения, отношений, оценок явлений действительности, принятых в его социуме, через идентификацию себя со своей семьей, друзьями, кругом общения, нацией, этносом. С другой стороны, ценности присваиваются через личную деятельность (дорого то, что я сам придумал, создал, смог и т. д.), через самовоспитание, через катарсические переживания, наконец, через привычку к тому или иному способу оценки, отношения, поведения.

Именно с целью раскрытия этих ценностей отбирался и выстраивался материал учебника «Основы православной культуры» в данном учебно-методическом комплексе.


ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА


Требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с требованиями ФГОС и примерной программой по предмету.

Курс «Основы православной культуры» направлен на достижение обучающимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов.

В соответствии с требованиями ФГОС воспитательный результат освоения курса подразумевает «духовно-нравственные приобретения, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности».

Личностными результатами изучения основ православной культуры является воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок (внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, чуткость, доброжелательность, общительность, эмпатия, самостоятельность, ответственность, уважительное отношение к культуре всех народов, толерантность, уважительное отношение к своему и чужому труду и результатам труда).

Метапредметными результатами изучения основ православной культуры является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях (умение принять учебную задачу или ситуацию, выделить проблему, составить план действий и применять его для решения практической задачи, осуществлять информационный поиск, необходимую корректировку в ходе практической реализации, выполнять самооценку результата).

Предметными результатами изучения основ православной культуры являются доступные по возрасту начальные сведения о соответствующей религии, её истории, традициях, нравственных ценностях, выдающихся представителях. Освоение обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимание религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни; знания, понимания и принятия личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы традиционной культуры многонационального народа России. Получат элементарный опыт творческой и проектной деятельности.


Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

У выпускника будут сформированы:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

  • формирование ценностей многонационального российского общества;

  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • учащиеся получат возможность оценивать поступки как «хорошие» или «плохие», разрешая моральные противоречия на основе общечеловеческих ценностей и российских ценностей, в том числе человеколюбия, уважения к труду, культуре;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

    • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

    • развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

    • развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

    • расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира;

    • приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

    • анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять корректировку хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических действий;

    • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

    • определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

    • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

    • различать способ и результат действия.

Выпускник получит возможность научиться:

    • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

    • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

    • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

    • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

    • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

    • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

    • овладеет начальными формами познавательных универсальных учебных действий - исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;

    • строить сообщения в устной и письменной форме;

    • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

    • осуществлять синтез как составление целого из частей;

    • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

    • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

    • устанавливать аналогии.

Выпускник получит возможность научиться:

    • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

    • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

    • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

    • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

    • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;

    • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

    • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

    • формулировать собственное мнение и позицию;

    • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

    • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

    • задавать вопросы.

Выпускник получит возможность научиться:

    • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

    • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

    • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;

    • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

    • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

    • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Выпускник научится:

  • понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

  • знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;

  • знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

  • формирование первоначальных представлений о Православии и его роли в культуре, истории и современности России; общие представления об исторической роли Православия в становлении российской государственности;

  • формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;

  • осознание ценности человеческой жизни;

  • знание важнейших страниц истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;

  • становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести;

  • воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

    • нравственная оценка поведения исторических лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям;

    • получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений.


СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА


Принципы определения содержания программы «Основы православной культуры»:

  • принцип исторического соответствия религиозным традициям России;

  • принцип культуросообразности;

  • принцип личностно-ценностного соответствия (учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка);

  • принцип содержательных обобщений;

  • принцип укрупнения дидактических единиц.

4 класс (1 ч. в неделю; 34 часа)

Раздел 1. Знакомство с новым предметом (2 ч.)


Россия - наша Родина.

Россия как государство. Россия как часть планеты Земля. Представления о мире в древности. Образ мирового дерева. Историческая связь поколений. Значение семьи в жизни человека и человечества. Родословная. Родословное древо.

Духовные ценности человечества. Культура. Религия.

Культура и духовные ценности человечества. Общие духовные ценности народов, населяющих Россию. Религия. Древние представления о Вселенной и богах. Языческие верования. Наиболее распространенные в современном мире и традиционные для России религии: христианство, ислам, иудаизм, буддизм. Религиозная культура: религиозные тексты, религиозные обряды, религиозное искусство. Священные тексты, сооружения и предметы, религиозные практики разных религий. Вечные вопросы человечества. Религия и наука. Этика как часть философии. Нравственный закон в светской и религиозной жизни.

Раздел 2. Введение в православную культуру ( 28 ч.)

Человек и Бог в православии. Кого православная культура называет Творцом. Какие дары получили от Творца люди. Как вера влияет на поступки человека. Вечные вопросы человечества.

Православная молитва. Молитва и ее смысл для верующих. Виды молитв. Молитвы-просьбы. Правила молитвы. Значение совместной молитвы в храме для православных верующих. Молитвы в повседневной жизни православных верующих. Православная молитва перед учением.

Библия и Евангелие. Библия как источник знаний, мудрости и нравственности. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Основное содержание: святые в христианской традиции. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Создание славянской азбуки и распространение Евангелия среди славянских народов. Библия - священная книга христианства. Ветхий Завет и Новый Завет.

Проповедь Христа. Что такое проповедь (Нагорная проповедь). Как христиане относятся к мести, и почему. Чему учил Христос. Смысл проповедей Христа. Ученики Иисуса Христа. Что является духовными сокровищами. Какое богатство христиане считают истинным и вечным.

Христос и Его крест. События, предшествующие рождению Иисуса Христа. Благовещение. События жизни Иисуса Христа. Рождество, детство и юность, начало проповеднической деятельности. Деяния Иисуса Христа. Чудеса. Предательство Иуды. Распятие. Воскресение. Вознесение. Апостолы и их проповедническая деятельность. Христианские представления об Иисусе Христе как Спасителе.

Пасха. Пасха - главный христианский праздник. Великий пост. Правила Великого поста. Смысл поста для православных верующих. Подготовка к Пасхе. Традиционные пасхальные блюда. Пасхальная служба в храме. Крестный ход. Пасхальные колокольные звоны.

Православное учение о человеке. Чем человек отличается от животного. Что такое «внутренний мир» человека. В чём заключается свобода для христианина. Как Библия рассказывает о происхождении души христианина.

Совесть и Раскаяние. Заповеди. Что христиане считают добром, злом, грехом, что такое совесть, раскаяние, покаяние. Христианские заповеди. Совесть. Божественное происхождение заповедей согласно христианскому учению. Значение заповедей. Смысл заповедей. Заповеди об отношении к Богу. Заповеди об отношении человека к себе и другим людям. Любовь как основа всех заповедей. Совесть в системе нравственных ценностей православия.

Милосердие и сострадание. Кого христиане называют «ближним». Как христианин должен относиться к людям. Милосердие как нравственное качество и христианская добродетель. Житие Николая Чудотворца. Подвиги любви к ближнему. Что нужно делать человеку, чтобы стать милосердным. Какие существуют дела милосердия.

Золотое правило этики. Что такое «этика». Главное правило человеческих отношений. Почему главное правило этики называется «золотое».

Храм. Храм как культурно-историческое наследие. Значение храма в жизни православных верующих. Традиции строительства храмов на Руси. Храмы как произведения архитектуры и искусства. Различное и общее во внешнем облике православных храмов. Правила поведения в храме. Забота государства и Русской Православной Церкви о сохранении шедевров православной архитектуры и искусства. Каноны строительства храма. Строительство новых храмов. Внутреннее строение и убранство храма.

Икона. Фрески и иконы в храме. Фрески. Технология, правила и традиции создания фресок. Икона как особый священный предмет для православных верующих. Назначение иконы. Отношение верующих к иконе. Чудотворные иконы. Фрески и иконы как произведения искусства и культурное достояние России. Андрей Рублев. Особенности изображения на иконе фигур и фона. Детали изображения на иконе. Система символов в иконописи. Символика цвета и света в иконописи.

Как христианство пришло на Русь. Принятие христианства на Руси. Летописные свидетельства о крещении Руси. Представления о Боге в христианстве. Представление о сотворении мира в христианстве. Первые люди, грехопадение Адама и Евы, появление в человеческой жизни страданий и зла. Иисус Христос. Православие. Распространение православия в мире. Православие как традиционная религия России.

Подвиг. Что такое подвиг, что такое жертвенность. Пример подвижнической жизни архиепископа Луки Войно-Ясенецкого. Ценности, ради которых люди жертвуют своим временем, здоровьем, даже жизнью.

Заповеди блаженств. Что делает христианина счастливым. Почему христиане благодарны Иисусу Христу. Текст Заповедей Блаженства

Зачем творить добро? Свобода воли и проблема выбора как нравственная проблема. Ответственность человека за свой выбор и свои поступки. Забота человека о своей душе. Нравственные поступки. Любовь, уважение и терпение как основа человеческих взаимоотношений. Прощение, умение прощать.

Чудо в жизни христианина. Православие о Божием суде. Чудеса, совершенные Иисусом Христом согласно Евангелию. В чём состоит христианское учение о Святой Троице. Что такое христианские добродетели и в чём они проявляются. Почему христиане верят в бессмертие. Творение добра. Как вера в Божий суд влияет на поступки христиан.

Таинство причастия. Церковные таинства, их смысл и значение для верующих. Таинство крещения. Обряд крещения в православной традиции. Смысл обряда крещения. Наречение имени в православной традиции. Таинство миропомазания. Смысл обряда миропомазания. Таинство покаяния. Таинство причащения. Происхождение и смысл таинства причащения. Таинство брака. Обряд венчания в православной традиции. Обрядовая и духовная составляющие церковных таинств.

Монастырь. Монастыри в истории Древней Руси. Внешний вид православного монастыря. Стены и надвратная церковь. Защитные функции монастыря в военное время. Монашество как духовный подвиг. Монашеский постриг и монашеские обеты. Правила монашеской жизни, монастырский устав. Послушания. Архитектурный ансамбль монастыря. Монастыри как центры культуры, просвещения и благотворительности. Монастыри как объекты культурного наследия. Монашество в православной традиции.

Отношение христианина к природе. Какие качества делают человека «выше» природы. Какую ответственность несёт человек за сохранение природы. В чём проявляется милосердное отношение к животным. Почему человек стал оказывать губительное воздействие на природу?

Христианская семья. Основа семьи в православной традиции. Почему заключение брака в церкви называется «венчание». День семьи, любви и верности - светский и церковный праздник. Служение в семье. Долг членов семьи по отношению друг к другу. Послушание и смирение как христианские добродетели.

Защита Отечества. Имена и подвиг святых защитников Родины. Когда война бывает справедливой. Когда против общих недругов России вместе сражались разные народы. Какие поступки недопустимы даже на войне. Монахи-воины. Пересвет и Ослябя. Поединок Пересвета с Челубеем.

Христианин в труде. Какие заповеди получили первые люди от Творца. Что такое первородный грех. Что такое пост, и для чего он нужен христианину. Какие дела может совершать человек (даже ребёнок) на благо других людей, на благо своей Родины.

Любовь и уважение к Отечеству. Главные ценности для человека, к какой бы национальности или религиозной культуре он себя ни относил, - Родина, семья, жизнь, культура. Благотворительность и милосердие в православной традиции. Подвиги любви. Жертвенность как основа любви. Защита Родины.

Раздел 3. Подведение итогов курса (4 часа).

Творческая деятельность учащихся. В ходе изучения предмета предусмотрена проектная деятельность обучающихся, поэтапная подготовка к ним и защита проектов на основе изученного материала. В зависимости от сложности темы творческие задания (творческие проекты) могут носить индивидуальный или коллективный характер.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п /п


Наименование

разделов

программы

Всего часов

Примерная программа (ФГОС)

Рабочая программа

Раздел 1. «Россия - наша Родина»

1

1

Раздел 2. «Основы православной культуры»

29

29

Раздел 3. «Подведение итогов курса»

4

4

Итого часов

34

34


ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО­-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


Средства обучения: кабинеты для занятий оснащены компьютерами, телевизорами, интерактивными досками, мультимедийными проекторами, демонстрационными и раздаточными дидактическими материалами.

Имеются технические и электронные средства обучения, учебная и справочная литература, цифровые образовательные ресурсы.

Научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса.

Таблицы к основным разделам, содержащегося в программе по основам православной культуры, карты.

Наборы сюжетных (предметных) картинок в соот­ветствии с тематикой, определённой в программе по основам православной культуры (в том числе и в цифровой форме).

Энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий и др.).

Художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса, репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и ме­тодических пособиях по основам православной культуры (в том числе и в цифровой форме).

Список рекомендуемой учебно-методической литературы.

Для учителя:

  1. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ. Материалы для общеобразовательных учреждений / В.А. Тишков, Т.Д. Шапошникова, О.Е. Казьмина и др.; под ред. В.А. Тишкова, Т.Д. Шапошниковой. - М.: Просвещение, 2012.

  2. Л.Л. Шевченко «Духовно-нравственная культура. Православная культура». Концепция и программа учебного предмета. - М., Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008.

  3. Александр Невский. Святой князь - ратоборец. А.В. Шишов. - М.: Вече, 2006. - 352 с.: ил. - (Серия «Устроители земли Русской»).

  4. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело. Москва, изд. Православного Свято-Тихоновского Института, 1997.

  5. Библейская история Ветхого и Нового Завета. В трех томах. Лопухин А.П. Издательство Белорусского Экзархата. При участии ООО «ХАРВЕСТ». Минск, 2005.

  6. Библейская энциклопедия с иллюстрациями Гюстава Доре и цветными вкладками.- М.: ЛОКИД-ПРЕСС, 2002.

  7. Бородина А.В. Основы православной культуры. Москва: Издательский дом «Покров», 2003.

  8. Владимир святой. Создатель русской цивилизации. С.В. Алексеев. - М.: Вече, 2006.

  9. Великие православные праздники. Авт.-сост. Глаголева О. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.

  10. Герои русской истории: Альбом. М.: изд-во «Белый город», 2007.

  11. Деревянное зодчество Руси. Лариса Александрова. М., изд. «Белый город», 2004.

  12. Дмитрий Донской. Из серии «Жизнь великих людей». Изд. «Граница», Москва, 1993.

  13. Духовные истоки воспитания. Учебно-методическая серия: программы, методики проведения уроков, сборники текстов. Выпуск 1. - Москва: «Славянский Дом», 2001год.

  14. Колесникова В.С. Православный храм. Символика и традиции. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006.

Для учащихся:

  1. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. / А.В. Кураев . - 2-е изд.-М.: Просвещение, 2013.

  2. Библия для детей. Сост. Полянская И.Н. - М.: ООО «Изд. АСТ»: ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «ТРАНЗИТКНИГА», 2004.

  3. Библейская азбука. Отв. за выпуск Авадяева Е. Москва, ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2003.

  4. Волшебные картинки. Пять Библейских сюжетов. Российское Библейское общество. 2006.

  5. Давыдова Н.В. «Мастера»: Книга для чтения по истории православной культуры. М.: Издательский дом «Покров», 2004.

  6. Детям о православной вере. Сост. Зинченко З. - С.-Петербург, изд. «Шпиль», 2003.

  7. Евангелие для самых маленьких. По Горбовой С.Н. Изд. Белорусского Экзархата, при участии ОО «ХАРВЕСТ», Минск, 2005.

  8. Избранные жития для детей: В 2 т. Составитель Балакшин Е.А. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008.

  9. Иконопись. Энциклопедия живописи для детей. Сост. Нина Орлова. Изд. «Белый город», М., 2004.

  10. История Церкви для детей. Рассказы из истории Христианской Церкви 1 - 11 веков. Бахметева А.Н. Изд. Белорусского Экзархата, Минск, 2006.

Дополнительная литература для учителя и учащихся:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Министерство образования РФ.

  2. Примерные программы для начальной школы. Министерство образования РФ.

Перечень Интернет-ресурсов и цифровых образовательных ресурсов:

  1. CD. Электронное приложение к учебнику «Основы религиозных культур и светской этики», «Основы православной культуры», 2013 г.

  2. DVD. Моя первая Библия. The Beginner's Bible.

- Система федеральных образовательных порталов.

- Российский общеобразовательный портал.

- Цифровые образовательные ресурсы.

- Единая Образовательная Информационная Среда.

-Каталог детских ресурсов Рунета.

- Школьный мир: каталог образовательных ресурсов.

- Сайт ИД «Первое сентября».

- Образовательные тесты.

- Методическое обеспечение экспериментальных уроков по Основам православной культуры для 4-5 классов.

- Золотые купола.

- Сайт диакона Андрея Кураева.

- Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал