- Учителю
- Тематическое планирование по музыке, 2 класс, ПНШ
Тематическое планирование по музыке, 2 класс, ПНШ
Пояснительная записка
Данная рабочая образовательная программа по музыке для 2 класса составлена на основе примерной программы начального общего образования по музыке второго поколения с опорой на допущенную Министерством образования Российской Федерации программу для общеобразовательных учреждений «Музыка. 1-4 классы», авторы Челышева Т.В., Кузнецова В.В.
Первая ступень музыкального образования закладывает основы музыкальной культуры учащихся. Музыка в начальной школе является одним из основных предметов освоения искусства как духовного наследия человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретённые при её изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни.
Программа «Музыка» для 1-4 классов общеобразовательных школ развивает концепцию Д.Б. Кабалевского массового музыкального воспитания, направлена на выполнение требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (нового поколения) и учитывает рекомендации примерной программы по музыке.
Цели и задачи учебной программы «Музыка»
Жизнеспособность программы «Музыка» обусловлена необходимостью приобщения младших школьников к музыкальному искусству, что направлено на достижение следующих целей:
• формирование основ музыкальной культуры посредством эмоционального восприятия музыки;
• воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения музыкального искусства Отечества, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре своего народа и других народов мира;
• развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
• обогащение знаний о музыке, других видах искусства и художественного творчества;
• овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).
Данные цели достигаются путем решения ключевых задач, отражающих личностное, познавательное, коммуникативное, социальное и эстетическое развитие школьников.
Личностное развитие обучающихся направлено на:
• реализацию их творческого потенциала;
• выработку готовности выражать свое отношение к искусству;
• формирование мотивации к художественному познанию окружающей действительности;
• проявление ценностно-смысловых ориентации и духовно-нравственных оснований;
• становление самосознания, самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма.
Познавательное развитие обучающихся связано с:
• активизацией творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии;
• формированием целостного представления о музыке, ее истоках и образной природе;
• познанием языка музыки, многообразия ее форм и жанров;
• осознанием роли музыкального искусства в жизни человека.
Коммуникативное развитие школьников определяет:
• умение слушать, уважение к мнению других;
• способность встать на позицию другого человека;
• готовность вести диалог;
• участие в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства;
• продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Социальное развитие растущего человека проявляется:
• в формировании у него целостной художественной картины мира;
• в воспитание его патриотических чувств;
• в сформированности основ гражданской идентичности;
• в выработке готовности к толерантным отношениям в поликультурном обществе;
• в овладении социальными компетенциями.
Эстетическое развитие учащихся направлено на:
• приобщение к эстетическим ценностям;
• формирование эстетического отношения к действительности;
• развитие эстетических чувств;
• развитие потребности жить по законам красоты;
• формирование эстетических идеалов и потребностей;
• воспитание художественного вкуса;
• выработку стремления быть прекрасным во всем - в мыслях, делах, поступках, внешнем виде.
Учебно-тематический план.
№ п/п
Содержание
Количество
часов
«Три кита» в музыке: песня, танец и марш»
9
«О чем говорит музыка»
7
«Куда ведут нас «три кита»
10
«Что такое музыкальная речь?»
9
Итого:
35
Содержание программы
Структура программы сформирована на основе примерной программы по музыке, содержание которой раскрывается в рамках трех основных линий; «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».
Данные содержательные линии экстраполированы на тематическое содержание настоящей программы и получили следующее преломление: «Мир музыки в мире детства», «Музыка как вид искусства», «Музыка - искусство интонируемого смысла», «Музыка мира». Каждая тема соответствует определенному классу и раскрывается через темы учебных четвертей.
«Музыка как вид искусства»
1-я четверть - «Три кита» в музыке: песня, танец и марш»
Темы: Главный «кит» - песня. Мелодия - душа музыки. Каким бывает танец. Мы танцоры хоть куда! Маршируют все. «Музыкальные киты» встречаются вместе,
2-я четверть - «О чем говорит музыка»
Темы: Маша и Миша узнают, что умеет музыка. Музыкальные портреты. Подражание голосам. Как музыка изображает движение? Музыкальные пейзажи.
3-я четверть - «Куда ведут нас «три кита»
Темы: «Сезам, откройся!». «Путешествие по музыкальным странам». Опера. Что такое балет? «Страна симфония». Каким бывает концерт? -
4-я четверть - «Что такое музыкальная речь?»
Темы: Маша и Миша изучают музыкальный язык. Занятная музыкальная сказка. Главная песня страны.
Процесс восприятия и познания музыки второклассниками осуществляется (так же, как и в 1 классе) в разных формах общения с ней: слушании и размышлении, исполнении музыки по нотно-графической записи, пении с текстом и с ориентацией на нотную запись, в музыкально-ритмичных движениях, игре на музыкальных инструментах.
В программу включены произведения русских и зарубежных композиторов-классиков: М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова, Д.Д. Шостаковича, С.С Прокофьева, И.О. Дунаевского, Г.В. Свиридова, Д.Б. Кабалевского, М.В. Коваля, В. Салманова, С Чернецкого, М. Блантера, Э. Грига, К. Сен-Санса, К. Дебюсси, М. Равеля, Ж. Визе, И.С Баха, Р. Шумана, Ф. Шуберта.
В ней представлены 23 песни (7 народных и 16 композиторских). Среди авторов: Я. Дубравин, Г. Струве, В. Шаин-ский, Т. Попатенко, Ю. Чичков, С. Соснин, А. Филиппенко, А. Жаров, Б. Савельев, Д. Львов-Компанейц, В. И Ванников, А. Спадавеккиа, В. Кикта.
Учебную программу 2 класса, органично связанную с содержанием программы 1 класса, также пронизывает идея связи музыки с жизнью. Однако границы этой связи расширяются через проникновение учащихся в особенности музыки как вида искусства, осознание ее как звучащего искусства.
Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности, главные из которых:
слушание музыки и размышление о ней;
- наблюдению, восприятию музыки и размышлению о ней;
- воплощению музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций;
- разучиванию и исполнению вокально-хоровых произведений;
- игре на элементарных детских музыкальных инструментах;
- импровизации в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности.
Музыкальный материал программы составляют: произведения композиторов-классиков (преимущественно отечественных композиторов), народные и композиторские песни, музыкальные упражнения с использованием элементов пластического интонирования, музыкальные партитуры с применением элементарных музыкальных инструментов. Сочинения, предназначенные для прослушивания, звучат не более одной - двух минут.
В качестве главных методов программы избраны:
• метод музыкально-педагогической драматургии (тематическое построение, выстроенное в системе от «простого к сложному», естественность и логичность «погружения» в искусство, драматургическая логика развития интриги, связанная со степенью «погруженности», главных героев в музыкальное искусство);
• метод забегания вперед и возвращения к пройденному (выстраивание воспитательных и образовательных линий - патриотической, поликультурной, традиционно-календарной, музыкально-теоретической, композиторской, исполнительской; неоднократное возвращение к произведениям одного и того же композитора по разным основаниям и с разными целями, к специальным прикладным понятиям и терминам, к разным жанрам песенного творчества и пр.);
• метод проблемно-поисковых ситуаций (создание условий для самостоятельного поиска ответа на поставленный вопрос, для поиска исполнительского плана произведения и конкретных приемов исполнения, для активного творческого участия в музыкальных играх и постановках музыкальных спектаклей).
Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Музыка» к концу второго года обучения
• развитие эмоционального и осознанного отношения к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной;
• понимание содержания музыки простейших (песня, танец, марш) и более сложных жанров (опера, балет, концерт, симфония) в опоре на ее интонационно-образный смысл;
• накопление знаний о закономерностях музыкального искусства и музыкальном языке; об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности);
• развитие умений и навыков хорового пения (кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella, пение хором, в ансамбле и др.);
• расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах;
• включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных);
• накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях.
Перечень учебно-методического обеспечения.
Для реализации программного содержания используются:
Литература:
1. Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка. 2класс М., Академкнига/ Учебник 2012
2. Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка. 2класс Методическое пособие для учителя Академкнига/ Учебник 2012
Календарно - тематическое планирование
Музыка (1 час в неделю, всего 34 час.)
№ п/п
Темы
Содержание тем
Планируемые результаты
Виды деятельности
К.ч.
Дата
Предметные
Метапредметные и личностные (УУД)
1
1-я четверть
«Три кита» в музыке: песня, танец и марш»
(9 ч)
Главный «кит» - песня.
«Во поле берёза стояла». Русская народная песня.
Камаринская». Русская народная плясовая песня.
Идея четверти: три основные сферы музыки как самые понятные и близкие детям музыкальные жанры.
Восприятие второклассниками песни, танца и марша как давних и хороших знакомых.
Ощущение разницы в характере музыки марша, танца и песни.
Многообразие жизненных ситуаций, при которых звучат песни, танцы и марши.
Разнообразие маршей (спортивный, солдатский, парадный, игрушечный и др.); танцев (менуэт, полька, вальс, пляска); песен (о Родине, колыбельные, хороводные, шуточные, песни
-музыкальные картинки и Др.).
Осознание обучающимися мелодии как «души музыки».
Определение сочетания в одной музыке разных музыкальных жанров - «киты встречаются вместе»
Знать:
музыкальные термины, их значение и определение: Песня. Танец. Музыкальная характеристика. Интонация. Хороводная песня. Долгий звук. Исполнитель. Пианист. Хоровод. Пляска. Перепляс. Партитура, Диалог.
Менуэт. Полька. Пульс. Акцент. Вальс. Марш. Парад-алле. Фактура. Тоника.
Музыкальные инструменты: бубен, балалайка, трещотка, рожок, ложки, труба.
Уметь:
- определять и называть музыкальные инструменты
- выполнять музыкально-ритмические движения, имитируя игру на русских народных инструментах балалайке, дудке, трещотках, бубне
- определять танцевальный жанр (вальс, полька), характеристики танца.
Личностные:
Воплощать художественно-образное содержание народной и композиторской музыки в пении, слове, пластике, рисунке.
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную, в т. ч. музыкально-исполнительскую, задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы
Познавательные:
- приобретение элементарных умений и навыков в различных видах музыкально-творческой деятельности;
- устойчивое положительное отношение к урокам музыки; интерес к музыкальным занятиям во внеурочной деятельности, понимание значения музыки в собственной жизни
Коммуникативные:
Передавать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности.
- Слушание музыки.
- Пение. Инструментальное музицирование. - Музыкально-пластические движения.
-Драматизация музыкальных произведений.
1
2
Главный «кит» - песня.
«Каравай». Русская народная песня. Обработка Т. Попатенко.
«Песня жаворонка». П.И. Чайковский.
1
3
Мелодия - душа
музыки.
«Моя Россия» Музыка Г. Струве. Стихи Н. Соловьевой
«В сказочном лесу» (музыкальные картинки). Музыка Д.Б. Кабалевского, слова В. Викторова: «Учитель», «Доктор», «Монтер»,
Личностные:
развитие художественного восприятия школьников, умения оценивать произведения разных видов искусства.
Регулятивные:
- выполнять действия (в устной форме) в опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир
Познавательные:
Размышлять об особенностях языка произведений простейших музыкальных жанров.
Коммуникативные:
формирование доброжелательности, умения слушать и слышать собеседника, размышлять вслух, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.
Личностные:
- готовность и способность к саморазвитию;
- проявление интереса к музыке.
Регулятивные:
- формирование художественно-образного восприятия музыкального произведения.
Познавательные:
Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.
Коммуникативные:
- умение организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками.
- Слушание музыки.
- Пение. Инструментальное музицирование. - Музыкально-пластические движения.
-Драматизация музыкальных произведений.
1
4
Мелодия - душа
музыки.
«Здравствуй, Родина моя!». Музыка Ю. Чичкова, слова К. Ибряева.
«В сказочном лесу» (музыкальные картинки). Музыка Д.Б. Кабалевского, слова В. Викторова: «Артистка», «Дровосек».
1
5
Каким бывает танец?
«Здравствуй, Родина моя!». Музыка Ю. Чичкова, слова К. Ибряева.
Менуэт» из сонаты № 20. Л. ван Бетховен.
«Итальянская полька». С.В. Рахманинов.
«Вальс» из балета «Спящая красавица». П.И. Чайковский.
1
6
Каким бывает танец?
«Начинаем перепляс». Музыка С. Соснина, слова П. Синявского.
«Вальс-шутка». Д.Д. Шостакович.
«Танец молодого Бегемота». Д.Б. Кабалевский.
1
7
Мы танцоры хоть куда
«Начинаем перепляс». Музыка С. Соснина, слова П. Синявского.
«Шествие гномов». Э. Григ.
1
8
Маршируют все
«Не плачь, девчонка!». Музыка В. Шаинского, слова В. Харитонова.
«Марш деревянных солдатиков». П.И. Чайковский.
«Встречный марш». С. Чернецкий.
«Футбольный марш». М. Блантер.
1
9
«Музыкальные киты» встречаются вместе
«Веселый музыкант». Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной.
«Марш мальчишек» из оперы «Кармен». Ж. Визе.
«Выходной марш» из к/ф «Цирк». И.О. Дунаевский.
1
10
2-я четверть
«О чем.говорит музыка» (7 ч)
Маша и Миша узнают, что умеет музыка.
«Перепелочка». Белорусская народная песня.
«Веселая. Грустная». Л. ван Бетховен.
Идея четверти: восприятие музыки как звучащего вида искусства, обладающего выразительными и изобразительными возможностями.
Осознание учащимися, что музыка может выражать чувства, мысли и настроение человека, рисует музыкальные портреты, выражает черты его характера.
Музыка может
подражать звучанию голосов разных музыкальных инструментов, изображать движение, разнообразные звуки, шумы и картины окружающей природы.
Все это - музыкальное окружение жизни ребенка, прочувствованное и осознанное им как органичная часть самой жизни со сменой времен года, с каждодневными заботами и делами, с буднями и праздниками
Знать:
музыкальные термины, их значение и определение: Музыкальный жанр. Лига. Фермата. Ноты. Короткий звук. Стаккато.
Музыкальные инструменты: барабан.
Характеристики определения музыкального настроения, характера музыки: ГРУСТНО - ВЕСЕЛО.
Названия и расположение нот на нотном стане. Сколько всего существует нот.
Уметь:
- рассказывать о прослушанном произведении;
- подбирать характеристики к определению музыкального настроения, размышлять о звуках окружающего мира, включаться в поисковую деятельность (Можно ли увидеть музыку? Где можно её увидеть? Что нужно для того, чтобы услышать музыку природы? Какая музыка могла бы выразить настроение, показанное на картинах художников?). Рассказывать о прослушанном произведении (О чем рассказывает песня, как вы будете её исполнять?).
Находить ноты на нотоносце.
- Слушание музыки.
- Пение.
- Инструментальное музицирование. - Музыкально-пластические движения.
- Драматизация музыкальных произведений.
1
11
Маша и Миша узнают, что умеет музыка.
«Мы шагаем». Попевка.
«Прогулка». С. Прокофьев.
«Кукушка в глубине леса» из цикла «Карнавал животных». К. Сен-Санс.
Личностные:
Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки.
Регулятивные:
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей творческого характера;
Познавательные:
Исполнять, инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений.
Коммуникативные:
Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного художественных образов.
1
12
Музыкальные портреты.
«Разные ребята». Попевка.
«Веселый крестьянин». Р. Шуман.
1
13
Музыкальные портреты.
«Монтер»:Музыка Д.Б. Кабалевского, слова В. Викторова.
«Три подружки». Д.~Б. Кабалевский
1
14
Подражание голосам
«Попутная песня». Музыка М.И. Глинки, слова Н. Кукольника.
«Труба и барабан». Д.Б. Кабалевский.
Личностные:
- проявление навыков вокально-хоровой деятельности.
Регулятивные:
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей творческого характера;
- контролировать и оценивать свои действия.
Познавательные:
Исполнять, инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров.
Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.
Коммуникативные:
- учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;
- принимать участие в импровизациях, в коллективных инсценировках, в обсуждении музыкальных впечатлений.
1
15
Как музыка изображает движение?
«Четыре ветра». Английская народная песня-игра.
«Кавалерийская». Д.Б. Кабалевский.
«Полет шмеля» из оперы «Сказка о Царе-Салтане». Н.А. Римский-Корсаков.
1
16
Музыкальные пейзажи
«Снежная песенка». Музыка Д. Львова-Компанейца, слова С. Богомазова.
«Вариации Феи Зимы» из балета «Золушка».
С.С. Прокофьев.
«Утро в лесу», «Вечер». В. Салманов.
1
17
3четверть
«Куда ведут нас «три кита» (10 ч)
Сезам, откройся!»
«Во саду ли, в огороде». Русская народная песня.
«Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» («Белка», «Богатыри», «Царевна Лебедь»). Н.А. Римский-Корсаков
Идея четверти: вхождение в мир большой музыки с помощью простейших музыкальных жанров - песни, танца и марша.
Образность песен, танцев и маршей.
Песенные основы оперы, танцевальные основы балета. Оперные и балетные марши.
Ощущение органичного перехода от песни - к песенности, от танца - к танцевальности, от марша - к маршевости.
От народной песни -к симфонической музыке.
Превращение песни в музыку фортепьянную, симфоническую, хоровую, оперную, балетную.
Песня как основа любого крупного музыкального жанра.
Самостоятельная жизнь танцевальной музыки. Танцевальность в разных областях музыки.
Проникновение танца в оперу, балет, симфонию, концерт. Многоликость маршей: простые бытовые марши - марши для исполнения в концертах, марши в симфониях, в ораториях, операх, балетах.
Взрослые и детские оперы. Знакомство с оперой «Волк и семеро козлят».
Разучивание тем главных героев. Темы - песни, песни - танцы, песни - марши.
Участие в исполнении финала оперы. Музыкальный театр - храм, где царят опера и балет.
Назначение концертного зала.
Знать:
музыкальные термины, их значение и определение: Музыкальный театр. Ложа. Занавес. Сцена. Партер. Опера. Ария. Поэтический портрет. Распевы. Песня-танец. Песенность. Протяжная мелодия. Маршевость. Тан-цевальность. Песня-марш. Сцена из оперы. Финал оперы. Оркестровый треугольник. Фрагмент. Балет. Концертный зал. Симфония. Симфонический оркестр. Концерт. Партия фортепьяно. Оркестровая партия.
Музыкальные инструменты: тромбон, гавот, фортепьяно флейта
Уметь:
- рассказывать и выполнять правила поведения в театре:
- внимательно слушать музыкальные произведения,
- определять характер, музыкальное настроение произведения;
определять сольное звучание музыкальных инструментов в звучании оркестра;
- понимать дирижерские жесты.
Личностные:
Оценивать фрагменты из крупных музыкальных произведений с точки зрения их жанровой принадлежности.
Регулятивные:
- уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
- под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия
(упражнения) для выявления оптимального решения проблемы
Познавательные:
Применять знания основных средств музыкальной вы разительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности.
Коммуникативные:
-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
- Слушание музыки.
- Пение.
- Инструментальное музицирование. - Музыкально-пластические движения.
- Драматизация музыкальных произведений.
1
18
Сезам, откройся!»
«Во саду ли, в огороде». Русская народная песня.
«Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» («Белка», «Богатыри», «Царевна Лебедь»). Н.А. Римский-Корсаков
1
19
Опера.
Музыка М. Коваля, слова Е. Манучаровой.
«Семеро козлят» (заключительный хор).Тема Мамы-Козы. Темы козлят - Всезнайки, Бодайки, Топтушки, Болтушки, Мазилки, Дразнилки, Малыша. «Целый день поем, играем» (хор козлят). Сцена из 2-го действия оперы (Игры козлят, Воинственный марш, Нападение Волка, Финал).
1
20
Опера.
Музыка М. Коваля, слова Е. Манучаровой.
«Семеро козлят» (заключительный хор).Тема Мамы-Козы. Темы козлят - Всезнайки, Бодайки, Топтушки, Болтушки, Мазилки, Дразнилки, Малыша. «Целый день поем, играем» (хор козлят). Сцена из 2-го действия оперы (Игры козлят, Воинственный марш, Нападение Волка, Финал).
1
21
«Путешествие по музыкальным странам».
«Самая хорошая». Музыка В. Иванникова, слова О. Фадеевой.
«Солнечная капель». Музыка С. Соснина, слова И. Вахрушевой.
Личностные:
Выражать свое эмоциональное отношение к художественным образам произведений крупных музыкальных жанров в слове, рисунке, жесте, пении и пр.
Регулятивные:
- самостоятельно формулировать цель урока после предварительного
обсуждения;
-выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять
свои действия с ним;
Познавательные:
Ориентироваться в нотном письме как графическом изображении интонаций (вопрос-ответ, выразительные и изобразительные интонации и т. д.).
Коммуникативные:
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения
1
22
«Путешествие по музыкальным странам».
«Самая хорошая». Музыка В. Иванникова, слова О. Фадеевой.
«Солнечная капель». Музыка С. Соснина, слова И. Вахрушевой.
1
23
Что такое балет?
«Марш Тореодора» из оперы «Кармен». Ж. Бизе.
«Марш» из балета «Щелкунчик». П.И. Чайковский.
1
24
«Страна симфония».
«Вальс» из балета «Золушка»: С.С. Прокофьев.
«Добрый жук». Музыка А. Спадавеккиа, слова Е. Шварца.
«Вальс и Полночь» (фрагмент из балета «Золушка»). С.С. Прокофьев.
1
25
Каким бывает концерт?
«Гавот» из «Классической симфонии». С.С. Прокофьев. Симфония № 4 (фрагмент финала). П.И. Чайковский. Концерта №3 для фортепьяно с оркестром (фрагмент II части). Д.Б.Кабалевский.
1
26
Каким бывает концерт?
«Гавот» из «Классической симфонии». С.С. Прокофьев. Симфония № 4 (фрагмент финала). П.И. Чайковский. Концерта №3 для фортепьяно с оркестром (фрагмент II части). Д.Б.Кабалевский.
Обобщение по теме: «Куда ведут нас «три кита»
1
27
4-я четверть
«Что такое музыкальная речь?»
(8 ч)
Маша и Миша
изучают музыкальный
язык.
«Волынка». И.-С. Бах. «Вальс». Ф. Шуберт.
«Крокодил и Чебурашка» (песня, вальс, полька, марш). Музыка И.Арсеева.
Идея четверти: восхождение по ступенькам музыкальной грамотности.
Признаки, которые помогают различать музыкальные произведения, их характеры, настроение, жанры. Причины своеобразия каждого музыкального произведения. Осознание роли средств музыкальной выразительности как «строительных кирпичиков» музыкальных образов и их развития.
Формирование музыкальной грамотности
как особого «чувства музыки».
Активное восприятие музыки через разные формы приобщения к ней: пение, слушание, музыкально-ритмические движения, исполнение на музыкальных инструментах, игра.
Обобщение темы года на терминологическом уровне
Знать:
музыкальные термины, их значение и определение: Музыкальный размер. Двухчастная форма. Длительности - четвертная, восьмая, шестнадцатая. Дирижерский жест. Сильная доля. Трехчастная форма. Исполнительский план: динамический, ладовый. Мажор. Минор. Форте. Пиано. Струнный квартет. Тембр. Деревянные духовые инструменты. Скрипичный ключ. Басовый ключ. Медные духовые инструменты. Ударные инструменты. Шествие.
Музыкальные инструменты: флейта, струнные: альт, виолончель, контрабас; деревянные духовые инструменты: гобой, кларнет, фагот; медные: валторна; ударные инструменты: большой барабан, литавры, волынка.
Как устроен внутренний механизм пианино.
Уметь:
- внимательно слушать музыкальные произведения, определять характер, музыкальное настроение произведения;
- определять сольное звучание музыкальных инструментов в звучании оркестра
Личностные:
Воплощать художественно-образное содержание музыки в пении, слове, пластике, рисунке.
Регулятивные:
принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя
Познавательные:
осознание школьниками роли музыки в жизни человека, формирование их общего представления о музыкальной картине мира;
Коммуникативные:
Импровизировать в соответствии с заданным либо самостоятельно выбранным музыкальным образом (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации).
- Слушание музыки.
- Пение.
- Инструментальное музицирование. - Музыкально-пластические движения.
- Драматизация музыкальных произведений.
1
28
Маша и Миша
изучают музыкальный
язык.
«Калинка». Русская народная песня.
«Танец с кубками» из балета «Лебединое озеро». П.И.Чайковский.
Личностные:
формирование у них устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности
Регулятивные:
- эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок;
- выполнять действия в устной форме.
Познавательные:
Называть средства музыкальной выразительности. Сравнивать и оценивать специфические особенности произведений разных жанров. Освоение знаний об основных закономерностях и языке музыкального искусства;
приобретение элементарных умений и навыков в различных видах музыкально-творческой деятельности.
Коммуникативные:
формирование доброжелательности, умения слушать и слышать собеседника, размышлять вслух, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение. Участвовать в хоровом исполнении гимна России.
1
29
Маша и Миша
изучают музыкальный
язык.
«Калинка». Русская народная песня.
«Танец с кубками» из балета «Лебединое озеро». П.И.Чайковский.
1
30
Маша и Миша
изучают музыкальный
язык.
«Веселый колокольчик». Музыка В. Кикты, слова В. Татаринова.
1
31
Занятная музыкальная
сказка.Симфоническая сказка для детей «Петя и волк» (фрагменты). С.С. Прокофьев.
Тема Пети. Тема птички. Тема кошки. Тема дедушки.
1
32
Занятная музыкальная
сказка.
Симфоническая сказка для детей «Петя и волк» (фрагменты). С.С. Прокофьев.
Тема волка. Тема охотников. Заключительное шествие.
1
33
34
Главная песня страны
«Государственный гимн Российской Федерации». Музыка
A. Александрова, слова С. Михалкова.
2